Научная статья на тему 'Развитие орфографической зоркости на начальном этапе изучения английского языка'

Развитие орфографической зоркости на начальном этапе изучения английского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
343
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие орфографической зоркости на начальном этапе изучения английского языка»

Мелентьева О.Ю.,

кандидат филологических наук учитель английского языка Центр образования им. С. Есенина г. Москва

РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Изучение иностранного языка, как правило, требует от учащегося выхода за рамки его привычных умений, врожденных или приобретенных способностей.

К примеру, в китайском языке одно и тоже по звуковому составу слово может произноситься с использованием четырех разных тонов, изменяющих его смысл. Значит, невозможно освоить этот язык, не обладая более или менее развитым музыкальным слухом. А иероглифы - пиктограммы или идеограммы - не запомнить без развитой зрительной памяти. Арабский язык отличает сложнейшая графика - письмо справа налево с пропуском кратких гласных букв. Для изучающих английский язык неожиданным испытанием является орфография (spelling). В большинстве случаев графический образ английского слова не соответствует фонетическому: зная алфавит и произношение данного слова, вы не можете с уверенностью написать его. Причем речь идет не об отдельных случаях вроде «жи - ши пиши с буквой «и». Чтобы правильно записать английское слово, надо запомнить состав и порядок букв в нем. То есть, пользователь языка должен держать в памяти все слова, которые ему придется писать. Заметим, что для носителей языка проблема орфографической грамотности стоит не менее остро, чем для иностранцев. Достаточно вспомнить популярные в англоязычных странах школьные, региональные и даже международные конкурсы знатоков английского языка, участники которых должны правильно произносить слова по буквам. Это умение считается достойным восхищения и наград. А сколько раз, к примеру, журналисты уличали в неграмотности бывшего премьер-министра Тони Блэра. В британской прессе ходила шутка о том, как он умудрился в одном письме трижды по-разному написать слова tomorrow. Моей коллеге довелось гостить в семье англичан в тот период, когда их ребенок учился писать. По ее словам, переживания ученика и его родителей были вполне сопоставимы с теми, что имеют место в семьях российских второклассников. А вот в англо-говорящей Австралии нет никаких переживаний: все дети ходят в школу с ноутбуками и за их spelling отвечает компьютерный редактор.

Очевидно, что проблема орфографической грамотности отчетливо осознается на бытовом уровне. Как же она осмысляется на методическом и дидактическом уровнях преподавателями английского языка и авторами учебных пособий?

Чтобы написать первый словарный диктант, ребенку нужно обладать особой разновидностью зрительной памяти - фотографической. Его никогда к этому не готовили, таких навыков ему ранее не требовалось. За все время работы в школе мне довелось встретить лишь одного ученика, с которым родители с младенчества занимались по системе американского врача и педагога

Глена Домана.1 Для шестилетнего мальчика не составляло труда запомнить и воспроизвести письменно слова любой сложности, равно как и математические, химические или физические формулы. Обычный же ученик к середине второго года обучения в школе имеет весьма скромный опыт работы со словарными, то есть подлежащими запоминанию словами. На уроках русского языка словарные слова предъявляются дозировано и содержат одну-две непроверяемые или непроизносимые буквы или их сочетания. В остальных же случаях ребенок может положиться на ясные правила и достаточно развитый к этому времени фонематический слух. Но этот опыт не применим к английскому правописанию. Ребенку не на что опереться. Задание подготовить к диктанту первые пять числительных, как правило, оборачивается закономерной неудачей.

Отечественная школа преподавания английского не считает нужным облегчать участь своих учеников: «Надо за время обучения в школе запомнить столько-то сотен слов - пусть учат». Общепринятым способом, как и полвека назад, остается многократное прописывание слов по три-пять и более строк.2 Вряд ли стоит доказывать, что такого рода механическая деятельность является для ребенка тяжкой повинностью. Единственное, о чем он думает, - это как поскорее дописать нудные строчки, что отнюдь не способствуют формированию учебной мотивации. Нередко случается, что, сделав орфографическую ошибку в самом начале, он бездумно воспроизводит ее на следующих строчках, то есть, упражняется в неправильном написании, Впоследствии большинство детей выдумывают собственный код запоминания слов: они коверкают слово, проговаривая его русскими и английскими буквами (своего рода, самодельная транслитерация). Учителя не приветствуют, но и не осуждают такой прием, поскольку когда-то делали то же самое.

Следует заметить, что европейская школа преподавания английского языка относится к орфографической неграмотности иноязычных учащихся весьма спокойно. В частности, орфографические ошибки, допущенные при выполнении заданий Кембриджских детских экзаменов “Movers”, “Flyers” и “КЕТ”, оценива-

1 Глен Доман, психофизиолог, автор теории раннего развития ребенка, постулировавший приоритет зрительного опыта над всеми другими способами познания мира.

2 Ученикам элитной московской школы с углубленным изучением английского языка в период первоначального накопления» словарного запаса задают прописывать определенную группу слов по пять строк перед каждой классной и домашней работой в течение двух недель. Нетрудно представить, какие чувства вызывают у детей подобные «заготовки», по объему превышающие сами задания.

ются очень мягко, либо вообще не учитываются в заданиях коммуникативной направленности.

Авторы зарубежных учебников обычно включают в рабочие тетради несколько занимательных упражнений (кроссворды, чайнворды и пр.) для закрепления правописания той или иной группы «активных» слов. Дети с удовольствием выполняют такие задания, но эффективность их весьма низка: недостаточное количество, бессистемность и легковесность сводит на нет обучающий потенциал. Пожалуй, исключение составляет новая серия учебных пособий для начальной школы “Happy Series”, выпущенная издательством Oxford University Press. Рабочие тетради этой серии по объему почти вдвое больше самих учебников и содержат немало оригинальных упражнений, нацеленных на формирование навыка написания английских слов.

Итак, первый подход (принудительный) не может устраивать современного педагога, а второй (развлекательный) не срабатывает в полной мере, не обеспечивает желаемого результата. Думается, что при всем их различии оба подхода страдают одним и тем недостатком: они не предполагают осознанного усилия самого ученика.

Как известно, память - это концентрированное внимание. Как нам научить ребенка концентрировать внимание произвольно и осмысленно? Как превратить процесс накопления в памяти письменных образов английских слов в увлекательное и даже азартное занятие? Иными словами, как развить орфографическую зоркость? И, что немаловажно, как нам поддержать ученика на первых порах, пока цепкости зрительной памяти еще нет?

Одним из возможных путей решения поставленной задачи является серия орфографических тренингов -комплексов упражнений с постепенным повышением нагрузки на зрительную память.

Выполнению первого тренинга должна предшествовать непродолжительная беседа сучащимися об особенностях написания английских слов. На одном - двух примерах можно обозначить проблему и подвести их к пониманию того, что потребуются для ее успешного решения.

Любознательные и активные второклассники всегда с готовностью принимают вызов, который бросает им английский язык, и отправляются в тренажерный зал для развития зрительной памяти. Учитель принимает на себя роль тренера-инструктора.

Рассмотрим принципы составления орфографического тренинга на примере первых десяти числительных (Приложение 1).

Упражнение I (установочное).

Подлежащие запоминанию слова записаны в столбик. Каждому слову предшествует его русский перевод. «Опасные» буквы выделены любым наглядным способом (размер, шрифт, курсив).1 Вместе с учителем ученики читают слово вслух, сопоставляют звуковой и графический образы, отмечают несоответствия и пишут слово рядом на строчке один раз, стараясь мысленно сфотографировать его. Сразу обращаем вни-

1 Степень увлекательности данного упражнения зависит от фантазии учителя. Лично я, выполняя задание на доске одновременно с учениками, использую для наглядности большую лупу, а детям дарю выпуклые «увеличительные» стеклышки из наборов для фито-дизайна. Мини-лупы устанавливаются на «опасные» буквы и оптически увеличивают их. Хороши все средства, способствующие концентрации внимания!

мание на «дружественные» слова, в которых трудно сделать ошибку, и приветствуем их. (В данном случае их всего три: six, seven, ten). Затем следует задание написать еще по одному слову на строчке, каждый раз пытаясь вызвать в памяти «фотографию» и сверяя ее с образцом. На этом этапе допустимы исправления и помарки. Упражнение заканчивается дома. Обязательное требование: слова прописываются не строчками, а столбиками, желательно с перерывами во времени. Главная цель: исключить механическое бездумное переписывание. Каждое обращение к слову должно стать маленьким поединком: «Кто - кого?».

Впоследствии, когда необходимость в тренингах отпадает, данное упражнение выполняется в тетради как первый этап подготовки к словарному диктанту. Перевод слов пишется на широких (6 клеток) полях слева. Дети самостоятельно проводят анализ орфографических трудностей каждого слова, выделяют их графически и вместе с учителем решают, сколько строчек они будут прописывать дома - одну или две. Требование относительно способа прописывания остается неизменным.

Упражнение II (тренировочное).

Это интерпретация известного всем упражнения «Вставь пропущенные буквы». Упражнение включает те же десять числительных, в которых последовательно выпущены разные буквы - сначала по одной, а затем по две. Ученик должен узнать слово, вспомнить пропущенную букву и проверить себя по предыдущему упражнению. Каждое слово, в зависимости от длины и сложности, встретится не менее пяти раз, что количественно приравнивается к еще одной строчке, но качественно полезнее пяти механически переписанных строк. Задание очень нравится ученикам, но может вызывать утомление и перевозбуждение, поэтому учитель должен вовремя прервать работу и задать его на дом.

Другой вариант задания: выпущены все гласные и необходимо восстановить слово, глядя на «каркас» из согласных (svn - seven).

Далее в тренинг можно включить любые упражнения, представленные в рабочих тетрадях различных УМ К:

• реши кроссворд или чайнворд;

• расположи слова лесенкой в порядке возрастания количества букв;

• собери слово из рассыпавшихся букв и др.

После выполнения упражнений I и II все они будут

иметь смысл: ученик не просто развлекается - он тренирует зрительную память на различных «тренажерах».

Упражнение III (испытание)

а) Ученику предлагается два варианта написания одного и того же слова. Неправильный вариант содержит типичную ошибку. Требуется, никуда не подглядывая, выбрать и обвести правильное слово в каждой паре. Самопроверка проводится после выполнения задания.

б) Все (почти все) слова написаны неправильно. Необходимо найти и исправить ошибки неграмотного ученика красной ручкой. Задание выполняется по памяти. Самопроверка проводится после выполнения задания.

Упражнение IV (итоговое)

Слова, которые отрабатывались в тренинге, написаны по-русски. Необходимо перевести их на английский язык по памяти, проверить себя, исправить ошибки (если они есть) и прописать неподдающиеся

слова еще по одной строчке. Через какое-то время рекомендуется повторить упражнение, при необходимости - несколько раз.

Все задания, включенные в тренинг, ученик способен выполнить самостоятельно, не прибегая к помощи родителей или репетитора. В группе могут оказаться дети, которые и после такой проработки не в состоянии написать диктант на уроке. Скорее всего, они не следовали инструкциям, нарушили последовательность выполнения заданий, не напрягали память. Следует предложить им проделать тренинг еще раз под присмотром взрослых. Однако возможно, мы имеем дело с серьезным нарушением концентрации внимания, и ребенок нуждается в профессиональной помощи психолога и логопеда.

Осталось сделать несколько уточнений технического порядка:

• упражнения должны печататься привычным для детей шрифтом, размер шрифта не менее 16;

• на уроке ученики знакомятся с форматом заданий, основная работа выполняется дома;

• время на выполнение тренинга - не менее двух дней; запрещается делать все упражнения разом в первый или последний день подготовки;

• желательно варьировать типы занимательных упражнений, чтобы избегать однообразия (Приложение 2, упражнения II а, б, в, г).

Проходит не так уж много времени, и сознание ребенка перестраивается на другую модель письма, признает иные правила игры. Наш ученик более не ориентируется на звуковой образ слова. Фонетический образ перестает заслонять графический, который закрепляется все легче и прочнее. Словарные диктанты становятся обычным делом, и можно постепенно увеличивать единицу воспроизводимого текста, переходя к словосочетаниям и далее - к мини-текстам. Необходимость в специальных орфографических тренингах отпадает.

Так стоит ли игра свеч? Стоит ли тратить учительское время на разработку трудоемких дополнительных материалов? Ответ зависит от задачи, которую мы перед собой ставим. Если речь идет о том, чтобы выучить несколько десятков слов, то не стоит. (Пусть уж лучше прописывают по пять строк - рано или поздно запомнят.) Если же мы говорим о развитии способностей и приведении учебных навыков в соответствие с иной природой изучаемого языка, о превращении непосильной задачи в посильную и, тем самым, о моделировании ситуации успеха и сохранении учебной мотивации, - то, безусловно, стоит.

Приложение 1 Развиваем зрительную память.

Готовимся к словарному диктанту (Numbers 1-10)

I. Пропиши слова столбиками сверху вниз. Старайся мысленно фотографировать каждое слово. Обращай внимание на выделенные буквы (в них легко сделать ошибку). Не спеши! Раздели задание на несколько дней.

1 - one _

2 - two__

3 - three

4 - four_

5 - five_

6 - six__

7 - seven

8 - eight________________________________________________

9 - nine_________________________________________________

10-ten___________________________________________________

Еще раз внимательно посмотри на слова. Какие из них легко запомнить? Пропиши их по два раза, six -__________seven -__________________ten -____________

II. Верни на место пропущенные буквы. Можешь пользоваться подсказками.

on_ , f _ur, _ight, n _ne, on_, thre_, e_ght, fo _r, f_ve, _ ne

Jne, eig_t, fo _r, _wo, fiv_, Jght, Jve, fou_, fi e, t _o, t_ree

_n_, _w_, _in_, e_gh_, f_________r, f _ v _, _ h r_e,____e,

__ght

III. В каждой паре выбери и обведи правильно написанное слово. Не подглядывай! Проверь себя, когда выполнишь задание.

1 one /won 3 thre /three 4 for/four 10 tan /ten

2 tow/two 6 six/siks 8 eitgh / eight 9 nain/nine

5 five / faiv 7 saven / seven

IV. Напиши числа по памяти. Проверь себя сам, исправь ошибки красной ручкой и напиши еще по строчке слова, в которых ошибся.

1 -_________ 4-______________ 7-________ 10-_____________

2 -_________ 5-__________ 8-_________________

3 -_________ 6- _________ 9-______________

Приложение 2 Развиваем зрительную память COLOURS

I. Пропиши названия цветов столбиками, обращая внимание на выделенные буквы.

красный - red____________________________________

желтый - yellow__________________________________

зеленый - green__________________________________

синий - blue_____________________________________

розовый - pink___________________________________

коричневый - brown_______________________________

черный - black___________________________________

белый - white____________________________________

оранжевый - orange_______________________________

фиолетовый - purple______________________________

II. а) Вставь пропущенные буквы.

blue yellow white purple black brown

blu_ bl_e lue bl__ lu у llow yello yell w ye ow yell w ite _hite wh te whit ite p rple pu_ple purpl p_ _ple P rpl blak blck lack bla b k br wn bro n rown br n brown

б) Догадайся, какие цвета рассыпались на буквы, и собери их.

iknp - pink nereg -__________________

dre - ____________________ ulbe -_________________

cklab -___________________ Iwoyle -_______________

onbrw -___________________ ethiw -__________________

eprulp -__________________ egnaor -_______________

в) Расположи слова лесенкой ( по числу букв в слове).

3 буквы red

4 буквы _______________

4 буквы _______________

5 букв ________________

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 букв ________________

5 букв ________________

5 букв ________________

6 букв __________________________

6 букв __________________________

6 букв __________________________

г) Выпиши слова, в которых есть удвоенные буквы, подчеркни их.

Выпиши слова с буквой е на конце.

III. Представь, что ты учитель. Возьми красную ручку и исправь ошибки неграмотного ученика. Поставь ему оценку. Некоторые слова он написал правильно.

Red, yellow, blu, gren, blak, pink, braun, wite, orang, perple.

IV. Теперь, постарайся написать названия цветов по памяти.

красный коричневый

желтый розовый

синий белый

зеленый оранжевый

черный фиолетовый

Проверь себя, исправь ошибки и пропиши трудные для тебя слова еще по строчке.

Малько Инна Анатольевна, учитель информатики и И КТ, высшей категории, МОУ «Гимназия №11» район Кайеркан г. Норильск

МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

Согласно Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года школа должна формировать личность с современным научным мировоззрением, развивать интеллектуальные способности и познавательные интересы школьников, создавать условия для освоения информационных технологий. Формировать умения фиксировать информацию об окружающем мире, искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию, планировать свои действия.

Одним из существенных элементов процесса обучения является проверка соответствия достижений учащегося государственному стандарту.

Модульно - рейтинговая система оценивания знаний обучающихся на уроках является актуальной темой в деятельности учителя по решению ключевых задач современного образования, в частности, разработка оперативной системы контроля, позволяющей объективно оценивать знания учащихся мобильных групп профильной школы, выявляя имеющиеся пробелы и определяя способы их ликвидации.

Более того, наша «пятибалльная» система оценок на практике вырождается в трёхбалльную, ибо «двойку» ставить, как правило, не рекомендуется. В результате «три ставим, два в уме». С таким подходом, тяжело оценить тех, кто получает заслуженную, а кто «натянутую» оценку.

Работая в данном направлении, важнейшими задачами определила для себя:

1. Стимулировать познавательный интерес к предмету, учитывая различные способы подготовки обучающихся к уроку (использование для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных...)

2. Придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер. А для этого нужно учитывать создание обучающимися собственных произведений, идеальных и реальных моделей объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать...

3. Способствовать обновлению содержательной стороны предмета.

4. Индивидуализировать процесс обучения.

5. Развивать самостоятельную деятельность школьников.

Главными составляющими педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками и личностно- деятельностный подход. Они занимают одно из центральных мест в технологии «Педагогика сотрудничества».

С учетом всего, я апробировала эксперимент среди учащихся профильных классов, деление которых происходит в рамках мобильных групп. В данные мобильные группы входят обучающиеся, которые выбрали предмет информатика профильным.

Профильное образование как форма организации углубленного обучения неразрывно связана с выходом на развивающее индивидуально-ориентированное обучение, В контексте образовательной технологии это понимается как многоуровневое «планирование результатов обучения». Отсюда, профильное обучение с дополнительной уровневой дифференциацией является средством достижения многоуровневых результатов обучения.

Рейтинговая система контроля знаний не требует какой-либо существенной перестройки учебного процесса, хорошо сочетается с занятиями в режиме технологий личностно-ориентированного обучения, пред-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.