Научная статья на тему 'Формирование универсальных учебных действий ученика средствами открытого тематического зачета по математике в старших классах'

Формирование универсальных учебных действий ученика средствами открытого тематического зачета по математике в старших классах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1238
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТКРЫТЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ЗАЧЕТ (ОТЗ) / ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЗАЧЕТА / ФОРМИРОВАНИЕ УУД / ЗАДАЧИ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ / ЛОКАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАТРУДНЕНИЙ (ЛИЗ) / КОМПЬЮТЕРНЫЕ МОДЕЛИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильева Мария Васильевна

Статья посвящена актуальной проблеме формированию универсальных учебных действий ученика средствами открытого тематического зачета (ОТЗ) по математике в старших классах. На примерах из опыта работы автор демонстрирует, как в процессе организации подготовки и проведения тематического зачета происходит формирование у учащихся универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование универсальных учебных действий ученика средствами открытого тематического зачета по математике в старших классах»

______ОТ^ЕОРИИКДРАКТИКерЕАЛИЗАЦИИфГОСВТОРОГОПОКОЛЕНИЯ___________

Статья посвящена актуальной проблеме - формированию универсальных учебных действий ученика средствами открытого тематического зачета (ОТЗ) по математике в старших классах. На примерах из опыта работы автор демонстрирует, как в процессе организации подготовки и проведения тематического зачета происходит формирование у учащихся универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных.

Васильева Мария Васильевна

учитель

МОУ Нижнесортымская СОШ Сургутский район ХМАО Югра

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧЕНИКА СРЕДСТВАМИ ОТКРЫТОГО ТЕМАТИЧЕСКОГО

зачета по математике в старших классах

Как открытый тематический вопрос может влиять на формирование УУД?

^________________________________________________________________________________

Ключевые слова: открытый тематический зачет (ОТЗ), организация и проведение зачета, формирование УУД, задачи повышенной сложности, локализация индивидуальных затруднений (ЛИЗ), компьютерные модели.

В поисках путей повышения эффективности обучения, которые приведут к прогнозируемым результатам, учителя понимают, что руководящая цель совершенствования методов обучения состоит в том, чтобы, во-первых, обеспечить прочное освоение учениками основ школьной науки, а во-вторых, на этой почве достичь всестороннего развития творческого мышления ученика. Известно, что содержание образования оказывает существенное влияние на формирование мировоззрения, развитие творческого мышления и достижения всех иных целей образования. Но столь, же известно, что одно и то же содержание можно преподать по-разному, но и учащиеся усвоят его с разными результатами. Последнее зависит от того, какова система изложения, содержания, методов преподавания. А так как все проблемы педагогической науки комплексные, то изменившиеся требования к математическому образованию сегодняшнего школьника, а завтра современного студента также предъявили повышенные требования к объёму и характеру математических знаний. А значит, что само собой разумеется, существенно изменились подходы к способам и формам контроля знаний и умений учеников. Практика показала, что каждому ребёнку хочется выглядеть знающим и умеющим. Но в комплексе применить свои знания и умения при решении возникающих перед учеником задач не каждый ребёнок может. С. Л. Рубинштейн говорил: «Мыслить человек начинает тогда, когда у него возникает потребность что-то понять». Поиски путей преодоления возникающих трудностей способствуют возникновению у человека потребности в приобретении новых

знаний и умений, т. е. в конечном счёте, стимулируют его познавательную деятельность. По словам А. С. Макаренко воспитательная работа даёт наибольший эффект тогда, когда ученик не замечает, что его воспитывают. И я подумала, а нельзя ли эту ситуацию «обыграть» в постановки задачи контроля знаний и умений моих учеников. Пригласила ребят на открытый разговор, объяснила цели и задачи нашей встречи. В деловой доброжелательной обстановке (конечно под моим скрытым от ребят руководством) ученики выбрали сами из предложенных, формы и методы контроля знаний по предмету. Затем расставили их по темам и датам. Встреча длилась долго, были и горячие споры, но никто не уходил до тех пор, пока работа не была закончена. Так возникла естественность постановки формы контроля знаний - зачет и он будет теперь рассматриваться учащимися как часть общей работы. За период работы в школе мною перепробовано много видов и форм контроля знаний учащихся. Каждый из них даёт определённый результат, но только зачёт, как одна из форм контроля привлёк моё внимание. Во-первых, он удобен на практике и наилучшим образом отвечает задаче систематического контроля над достижением результатов обучения. Во-вторых, при подготовке и проведении зачёта обучение учащихся можно рассматривать как целенаправленный и мотивированный процесс, т. к. ребята его выбрали сами. А задача учителя в этот момент состоит в том, чтобы включить каждого ученика в деятельность, обеспечивающую формирование и развитие познавательных потребностей - познавательные мотивы. Этому процессу способствует осознание

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2011

29

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

учеником цели предстоящей деятельности. Цепочку, по которой происходит этот процесс можно условно обозначить так: потребность - мотив - цель - действие - рефлексия (самоанализ собственной деятельности). В-третьих, родители в процессе обучения ребёнка в течение всего времени видят, как их дети постепенно приобретают умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Приобретают умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленной задачей, умения наиболее эффективных способов решения задач и т. д. В-четвёртых, повышается качество знаний и умений. Но самое главное, на уроках нет скучающих лиц, все учащиеся, используя рабочее время урока, заняты делом - учатся. А это уже не мало! Так как понимают ничего в уроке пропустить нельзя, приобретённые знания надо будет применить в заключительном уроке по теме, а в конечном итоге и показать в работе форума: открытом зачёте по итогам года. В самом начале выбора стал вопрос, каким должен быть зачёт? Проработав типы зачётов: открытый тематический зачёт, закрытый тематический зачёт, открытый текущий зачёт, закрытый текущий зачёт; выслушав мнения ребят и их родителей, соединив со своими результатами, опыт подсказал, что наиболее удобной и эффективной формой контроля является открытый тематический зачёт. Сравнение результатов выполнения зачётных работ, проводившихся в течение учебного года, также свидетельствует в пользу открытого тематического зачёта (ОТЗ). Больше учащихся, чем при других видах зачёта, выполняют верно, все без исключения зачётные задания с первого раза. Значительно меньше учеников приходят к концу четверти или полугодия с задолжностями по той или иной теме. Сразу хочется отметить, что открытый тематический зачет и другие формы контроля знаний учеников это не взаимоисключающие друг друга формы контроля знаний учеников, а лишь дополняющие друг друга. Почему я выбираю дополнительно к оценочной форме контроля знаний открытый тематический зачёт? Несмотря на трудности в организации зачетов, он приносит в нашу работу такие положительные моменты и результаты, от которых уже немыслимо отказаться. Отмечу ряд таких моментов. Открытый тематический зачёт может служить в определённых условиях основой для организации индивидуальной работы. Учет пробелов знаний ученика, выявление причин его ошибок позволяет оказать своевременную помощь, настроить ученика на безусловное овладение всеми обязательными результатами изучаемой темы. Кроме того происходит сотрудничество с родителями практически каждого ученика. А их возрастающий интерес к организации, проведению и участие в процессе зачета говорят сами за себя. Родители, наблюдая за повышением качества знаний своего ребенка, видят, сколько труда он и его учитель вкладывают для достижения поставленных задач и как следствие уважение к труду учителя становиться очевидным. Кроме того зачетная система позволила продемонстрировать родителям учащихся единство требований, предъявляемых ко всем ученикам, необходимостью их безусловного выполнения и доступность материала, обязательного для усвоения,

как теоретического так и практического характера. Меры, предпринимаемые мною, для контроля над усвоением обязательных результатов (распространение текстов задач обязательного уровня, решение их в тетрадях для локализации индивидуальных затруднений (ЛИЗ), заполнение карт индивидуальных достижений по теме зачета) становятся известны родителям. Они могут поинтересоваться дома продвижением своего ребенка и проконтролировать его, руководствуясь перечисленными материалами, а также просмотрев результаты на странице моего личного кабинета в Интернете и на сайте dnevnik.ru в журнале данного класса. А также могут задать мне интересующий их вопрос, используя Интернет - ресурсы (все мои адреса в Интернете родителям известны). Таким образом, для родителей становиться очевидным повышение качества знаний ребенка и возрастающий интерес к учебной работе не только по математике, но и к другим изучаемым предметам. В начале применения формы контроля открытый тематический зачет у меня были опасения, что в процессе подготовки к зачету ребят, я могу «обделить» вниманием «сильных» учеников. Однако этого не произошло. Так как перед «слабым» учеником зачет ставит посильную для него цель: показать умение решать конкретные задачи. Тем самым обеспечиваются спокойные, деловые отношения между ним и учителем. «Сильным» ученикам зачет тоже полезен, так как подстраховывает их, защищая от пренебрежения элементарными навыками, кроме того для них есть специальный набор задач повышенной уровня сложности, которые они должны выполнить при изучении темы. Можно утверждать, что направленность на достижение обязательной подготовки никак не мешает обучению учащихся. Напротив, стремление всех учеников к своевременной сдаче зачета повышает общий уровень успеваемости класса. Поэтому учитель может больше уделять внимания и времени решению задач повышенного уровня сложности. Значит, есть возможность организовать дифференцированно работу с хорошо успевающими учащимися. Из своего опыта могу сказать, что многие ученики довольно быстро овладевают материалом на уровне обязательной подготовки, поэтому появляется реальная возможность предлагать им более сложные задания самого разного содержания. Стимулом для этого служит дополнительная часть к каждому зачету. Хочется отметить воспитательный эффект зачетной системы. Предъявление посильных требований, возможность «оттянутой» четвертной отметки постепенно меняет отношение к учению у тех ребят, кому трудно дается математика. Развиваются их самостоятельность, аккуратность, уверенность в собственных силах, а в глазах своих одноклассников они выглядят более успешными. Хорошо успевающие ученики, видя успехи таких ребят, стремятся все чаще помогать тем, кто немного отстал. Зачетная система, которую я применяю, применима не только на уроках математики, но и на других уроках и в любом классе. Прежде всего, составляю план реализации всех открытых тематических зачетов в классе на полугодие, на школьный сайт помещаю контрольные вопросы для каждого зачета и набор необходимых задач.

30

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2011

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

№ п/п Тема зачета Сроки изучения Дата зачета Консультация общая Консультация индивидуальная Повторный зачет Анализ

Общие консультации по теме назначаю сама, а на индивидуальные ребята записываются заранее, прекрасно понимая, что учитель тоже человек и у него могут быть свои дела. В графе повторный зачет планируют сроки сами ученики, у которых не получилось сдать зачет своевременно. Таких ребят я приучаю самостоятельно оповещать о готовности сдать те или иные задания, после организации и проведения для них занятий по локализации индивидуальных затруднений и выполнения ими плана ЛИЗ. Тетрадь ЛИЗ оформляется следующим образом: на первой странице находится обращение к ученику и его родителям, на второй план работы, где указаны темы, на которые допускает ученик ошибки. Сроки презентации или рекламы доработанного материала ученик выбирает сам. Презентацию или рекламу - показ знаний по теме подготавливаем с учеником вместе. Эту форму отчета о проделанной работе ребята предложили сами и она им всем очень нравится. Карточка на первой странице тетради ЛИЗ.

математики моим ученикам помогает специально созданное для каждого класса автоматизированное рабочее место ученика и учителя. Информация по организации и срокам проведения открытых тематических зачетов помещается в АРМ-ученика с полным содержанием. Эта же информация размещается и в АРМ-учителя вместе с рабочей программой учителя по предмету. Получив такую информацию, ученик и его родители видят всю перспективу изучения предмета в целом на первое, а затем и на второе полугодие. Такая открытость снимает психологический барьер напряженности, который испытывает любой человек перед новым и неизвестным. Тем более что новому поколению нравится осваивать современные технологические изобретения. Наличие в кабинете интерактивной доски, мобильного компьютерного класса дают возможность на основе использования Интернет- ресурсов обеспечить оперативность пополнения учебного материала новыми сведениями и способов диагностирования учебных возможностей ученика, тем самым значительно высвобождая время для непрерывно-

Дорогой друг!

Первый этап зачета помог тебе выявить трудности, а карточки, размещенные здесь, помогут тебе с этими трудностями справиться. Старайся, и у тебя все получится! Ответы можно фиксировать прямо на карточке, а примеры и задачи нужно записать и решить под карточкой. Примечание 1. Все задания выполнять не нужно! Необходимо подбирать «свой» набор заданий.

Примечание 2. Лист с заданиями вклеивается в тетрадь, не забудь зачеркнуть выполненные номера.

Примечание 3. Перед началом работы рекомендую составить «собственный план действий» на весь период до презентации. Распредели задания по дням, чтобы не получилось так, что все задания выполняются в последний день. Примечание 4. Не забывай своевременно записываться на консультацию к учителю. Учитель тоже человек и у него могут быть свои дела.

Желаю удачи!

Таким образом, ученик опрашивается по материалу зачета в течение нескальких уроков по мере того, как учащийся проходит достоточную подготовку. При этом изучение нового материала не тормозится. Иногда ученик получает задание у доски как дополнение к ответу по оовой теме. Вот так постепенно от тегы к теме мы с ученичами пчдходим н первому рубежному моменту: подведенне мтогов перного полугодия. Нде на бнльшом форуме открытого смотра зньний, ребята покрзывают, как и где они могут применить те знания и умения, которые оки пуиобрели. Быть успешными п ри изучении

го самообразования. А моя учебная нагрузка позволяет реализации основных принципов педагогики в обучении моих ученигов математине. Рассмотрим их.

Первый. Стремлюсь к том у, чтобыучебная нагрузка образовывала «вертикаль», например: седьмой класс, декятый класс, одиннадцатый класс.

При этом учебный процесс ь-ганизуется таким образ нм, чтобы каждый ученик старшего класса был активным помощнгком учителю в обучении из класса ниже. С этой целью создан клуб любителей математики «РАДИАН».

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2011

31

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Второй. В процессе урока используется в основном система совместной работы учащихся и учителя.

Третий. Организация систематической и целенаправленной внеклассной работы по математике (клуб «РАДИАН») с целью развития творческих способностей учащихся.

Приведу один из вариантов организации и проведения ОТЗ по итогам года в шестом классе.

К проведению зачета (после получения инструкции о проведении зачета) привлекаются старшие школьники: ученики седьмых классов члены клуба «РАДИАН». Эти ребята получают специальное задание - подготовить зачетные карточки. Предварительно на одном из занятий в форме лекции даю содержание теоретического материала. Отмечаю, на что нужно обратить особое внимание при принятии зачета, какие типы задач нужно включить в карточку, оговариваем число задач, знакомлю с критериями оценок. Сообщаю литературные источники, в которых можно найти теоретический материал, а так же подобрать задачи. Напоминаю, что необходимо в карточку включить основные теоретические вопросы и ключевые задачи. Распределив между собой темы ОТЗ, ребята приступают к созданию карточек зачета. Подготовленные проекты карточек в форме презентации представляются на рассмотрение организационного комитета клуба «РАДИАН». После просмотра организационным комитетом материала карточек и при необходимости внесения изменений, карточки будут использованы на зачете.

Таким образом, с годами создается и накапливается материал для проведения ОТЗ. Его остается только корректировать, если в этом появится необходимость, после того как ребята в очередной раз выполнят творческие задания по составлению карточек зачета.

Следующий шаг - работа «дежурных администраторов». Они должны назначить консультанта из числа семиклассников для подготовки шестиклассника к ОТЗ. По согласованию с ними составить график индивидуальных и групповых консультаций, обеспечивать ресурс их проведения, своевременно производить корректировку составленного графика. В процессе такого сотрудничества учеников решается одна из важных педагогических задач - воспитательная: необходимо научить детей общению в период подготовки к зачету и во время его проведения; воспитывать уважение младших к старшим; доброжелательное, но и требовательное отношение старших к младшим. Вторая задача, над которой приходится работать это специальная подготовка старших к участию в зачете. Научиться этому для консультанта не совсем просто. Например, составление карточек зачета предполагает изучение мате-

риала на более высоком уровне, а не простое его повторение. Подбор интересных задач для карточек - это качественно новая ступень в математическом развитии ученика и особая форма математического творчества учителя и учеников. Сдающий зачет должен осознанно изучать теорию. В случае затруднения он обращается к дополнительной литературе, к учителю, однокласснику или к консультанту старшекласснику. В противном случае на эти вопросы ему придется отвечать самому в ходе зачета. Тем самым ученик приучается к постоянной работе с математической литературой, учится преодолевать трудности в учебе, определяя границы собственного знания и «незнания». Ему приходится вступать в общение с учителем и учащимися, что благотворно сказывается на развитии и формирование у ученика универсальных учебных действий (УУД): личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных. А возвращение к уже изученному способствует тому, что шестиклассники и семиклассники твердо и сознательно овладевают основным материалом, что способствует успешному изучению математики в дальнейшем и формирует УУД ученика, такие как смыслообразование, так как в рамках реализации ФГОС-2010 наиболее приоритетной работой учителя на уроке становиться работа, не передающая учащимся готовую систему теоретических и практических знаний, а сотрудничество с учеником, формирующее у ученика систему ключевых компетенций, позволяющих ему адекватно воспринимать содержание информации и определения мест ее приложения.

Для управления своей деятельностью ученику сдающему зачет, и ученику консультанту рекомендую изучить памятки, позволяющие систематизировать подготовку к приему и сдаче зачета. Памятка ученику консультанту.

£х

ш

Дорогой друг!

1. Помни, что целью зачетного урока является повторение изученного ранее, но на более высоком уровне, систематизация, обобщение материала, его творческое переосмысление.

2. К зачетному уроку необходимо подготовить карточки нате темы, которые ты выбрал для работы, содержащие ключевые задачи темы, а так же задания, учитывающие индивидуальные особенности сдающего зачет: пробелы в предшествующей подготовке, способности, достигнутый уровень индивидуальных достижений (смотри тетради ЛИЗ и ТИД). Не забывай своевременно сдать карточки в орг. комитет «РАДИАН».

3. Зачет по всей теме проверяет усвоение теоретических основ изучаемой темы. Умение распознавать и решать ключевые задачи, использовать знание теории и алгоритмов решения ключевых задач в новой ситуации.

4. Будь внимателен, если обнаружил у сдающего зачет непонимание сути разбираемого вопроса, то, не откладывая, объясни ему подробно и обстоятельно теорему или задачу, а за тем предложи ему рассказать все с начала.

5. Консультант должен быть доброжелательным, и в то же время, требовательным и справедливым «научным руководителем». Для создания атмосферы сотрудничества тебе помогут ключевые слова: «Не понятно,

докажи снова. Почему? Откуда это следует? А что будет, если .Приведи

контрпример, составь аналогичную задачу, обобщи утверждения, рассмотри частный случай, проверь пожалуйста результат и т.д.»

6. Помни, что зачет заканчивается выставление тех оценок: по теории, решению задач и за ведение тетрадей ЛИЗ и ТИД.

Желаю удачи!

32

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2011

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Памятка ученику, сдающему зачет.

ш

Дорогой друг!

Ты уже научился самостоятельно выделять и формировать познавательные цели, производить поиск и выделение необходимой информации. Выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Производить планирование и контроль результатов своей деятельности, определять границы, собственного знания и «незнания». Поэтому не волнуйся во время сдачи зачета - у тебя все получиться. Прими несколько советов, которые помогут тебе на зачете показать приобретенный опыт деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания.

1. Подготовка к сдаче зачета начинается с первой школьной лекции по теме, подбора указанной учителем литературы, особенно статей из журнала «Квант» (смотреть АРМ ученика: электронная библиотека).

2. Главное твое домашнее задание осмыслить то, о чем шел разговор на уроке. Если что-то оказалось непонятным, то на следующем уроке необходимо обратиться за разъяснением к учителю. Вопросы, необходимо задавать учителю, товарищам, консультанту даже « по мелочам». Наиболее значимые вопросы нужно включить в карточку и положить ее на стол учителю перед уроком - консультацией.

3. Следует тщательно вести записи в тетради ТИД не только формул, но и просто интересных задач, дополнять материал урока собственными находками и изобретениями.

4. Необходимо воспитывать в себе уважительное отношение к консультанту. Помни: кому, как ни ему понятны все твои затруднения, и он всегда рад тебе помочь, если чувствует твое стремление понять, запомнить и научиться применять теорию к решению задач. Цени требовательность к себе со стороны, твоего «научного руководителя». Уровень его требовательности к тебе соответствует уровню твоего интеллектуального и личностного развития.

5. Не зазнавайся! Перед тобой огромный океан знаний. Будь требователен в первую очередь к себе.

6. Если на зачете не все получилось, то постарайся как можно быстрее пересдать его в ближайшее время. Будь настойчив в своем желании преодолеть трудности.

Желаю удачи!

Процедура подготовки к ОТЗ требует от ученика и его оонсультанта широкое и в тоже время цвлесоо-бравное изучение и пременение соответствующей литературы, подбор а необходимые программ ных средств и ЦОР: «Алмебра. 7-9 классы. Виртуальный учебник», «Уроки алгебры1. Кирилл и Мефодой» и т.д.

Нпже предсвавлена разработка ОТЗ по итогам года в 6-м классе, с учетом контроля сформированности у учащихся на данном этаое обученив УУД: подбор и работа с информацией, составление плана с реальным процессом действий, составление алгоритма ответа на поставленную задачу, презентация своих результатов, умение проводить пошаговый контроль и своевременно вносить исправления.

В процессе проработки теоретического и практического материала темы зачета режиссерско-постановочная группа ребят начинает разрабатывать сценарий проведения зачета и его техническое обеспечение.

Смотр знаний по математике в 6-м классе

(Форма проведения - ОТЗ)

Цель: определить уровни сформированности УУД на данном этапе обучения математике учащихся 6-го класса: подбор и работа с информацией, составление плана с реальным процессом действий, составление

алгоритма ответа на поставленную задачу, презентация своих результатов, умение проводить пошаговый контроль и своевременно вносить исправления. Показать практическое применение вышеуказанных задач в процессе ОТЗ. Создание средствами ОТЗ позитивной мотивации учащихся на продолжение изучения математики.

Используемое оборудование:

1.Персональный компьютер (7 шт.), мультимедийный проектор (2шт), интерактивная доска, документ камера. Два проекционных экрана Э-1 и Э-2 (экран-1 отражает работу в ходе зачета, экран-2-таблица оценивания ЗУН - приложение № 1).

2. Ученические проекты (презентации): «Координатная плоскость или на деревню Дедушке», « Устный счет - основа прядка в голове».

3. Комплекты билетов в электронном виде и текстовом варианте, презентации обобщения итогового повторения, выполненные учащимися, для введения в урок странички: «Учение с увлечением» (приложение № 3).

Тип урока: открытый тематический зачет (ОТЗ) - урок обучающего контроля.

Место урока в общей структуре уроков: данный урок первый в системе заключительных уроков итогового обобщения и повторения математики в шестом классе.

Ход смотра

Организационный момент:

1. Учащиеии приглашаются на урок вместе с родителями и гестями. Объявляются цели и задачи открытого тематического зачета. Представляются эксперты и гости: первая учительница, учитель математики, классный руководитель, ученица этого же класса - призер школьной олимпиады.

2. Приглашаются пять учеников для ответа, берут билеты и начинают готовиться к ответу. В это время на экране Э-1 показать: билеты, которые взяты, чтобы гости и ученики видели, содержание и номер уже открытых билетов. Остальные учащиеся работают со своими консультантами по подготовке плана для анализа ответов своих товарищей и в дальнейшем своего ответа. Через 15 минут ученики начинают отвечать. Оценки выставляется экспертами на экране Э-2 Способы, требования и критерии оценки определены и известны как контролируемым, так и экспертам.

Для ответа приглашается следующий ученик. И так далее, опрос проходит в форме мини-экзамена. После ответа каждый ученик проходит на свое рабочее место, продолжает работать в тетради ЛИЗ над анали-

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2011

33

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

зом ответов своих одноклассников: проводят контроль и коррекцию своего ответа и ответа ребят в свободной форме письменно, проявляя самостоятельность и инициативность. Самооценку своей учебной деятельности и товарищей на ОТЗ ученик проводит, отражая, по его мнению, те изменения, которые произошли в ученике от момента начала подготовки к ОТЗ до презентации знаний и действий на ОТЗ, то есть, достижения моего одноклассника «вчера» и «сегодня». Это необходимо для следующего урока: урока рефлексии по итогам смотра ОТЗ, где ученики будут проводить осмысление причин собственных успехов и затруднений, успехов и затруднений товарищей и определят, какие способы действий помогут устранить возникшие затруднения, тем самым обеспечили бы успешное выполнение учебной задачи. Урок рефлексии после урока ОТЗ необходим, т. к. учащийся должен знать, что нужно делать, чтобы исправить выявленные недостатки и не сомневаться в возможности этого. Ученики на уроке приступают к построению проекта выхода из затруднений. Ребята, успешно сдавшие зачет, работают над созданием презентации - «Математику затем учить надо....» или тему презентации ученик формирует самостоятельно.

3. Учитель: Здравствуйте! Ребята, у нас сегодня необычный урок, посмотрите, как много гостей! Мы их ждали, и я думаю, конечно же, немного волновались. Поэтому мне интересно, с каким настроением вы пришли ко мне на урок. Для того чтобы получить ответ на этот вопрос, я предлагаю вам одним из символов, которые лежат у вас на столе, поприветствовать меня. Я, конечно, не ожидаю увидеть у всех улыбающиеся лица: потому что уже конец учебного года и вы немного устали, а может кто-то не успел покормить котёнка, перед тем, как идти в школу. Ну, в общем, картина достаточно здесь радужная и вы готовы со мной сегодня поработать, да? Значит, мы должны провести работу так, чтобы та картинка, которую я получила в начале урока, стала не хуже, а лучше. А ещё вы должны приобрести больше уверенности в том, что вы знаете математику и любите заниматься математикой, а те, кто был не уверен в своих знаниях, поверили в себя, и вам стало интересней работать в дальнейшем на уроках. Так как вам предстоит с приобретёнными знаниями начинать изучение совершенно для вас неизвестных, но уверяю вас, интересных и занимательных предметов: алгебра и геометрия.

Итак, сегодня на уроке постараемся соединить теорию с практикой, повторим основные задачи математики, которые вы решали в течение года. Будем работать над аргументированной речью. А для этого постараемся рационально организовать и распределить бюджет времени урока. Посмотрим, какие знания вы приобрели, завершая учебный год. То есть вы, ребята, получите для себя сегодня ответы на вопросы: «Чему учились на уроках математики? Для чего? Как учились?».

Откроем в уроке страничку «Учение с увлечением», покажем её нашим родителям и экспертам. Познакомимся и услышим обращение к вам Мордкович А. Г. автора учебника «Алгебра 7 класс» А помогут нам в этом: эксперты и наши гости. Право занять почётное место в экспертной группе предоставляется победителю школьной математической олимпиады ученице, которая с 1-го по 6-й класс имеет оценку знаний по математике 5!

4. ПРИСТУПАЕМ К РАБОТЕ!

1) Поочередно приглашаются ученики класса, выбирают билет, готовятся и отвечают. Если ученик отвечает не уверенно, приходит на помощь его консультант. Однако эксперты могут задавать дополнительные вопросы из приложения -4. Приложение разработано орг. комитетом по подготовке ОТЗ с учетом индивидуальных достижений учащих.

2) Ученикам по результатам ответа выставляется оценка за 4-ю четверть и за год на экран - 2.

Если по какой-то причине ученик ответил слабо, то ему вручается благодарность за посильное участие в смотре знаний (он готовится в ближайшее время к повторной сдаче: время сдачи зачета и план подготовки ученик составляет самостоятельно).

3) Подводится итог смотра:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Слова благодарности ученикам и оценочный анализ проводит учитель.

а) Что мы повторили? Что закрепили? Какое правило стало вашим любимым, и вы его никогда не забудете? (каждый ученик называет свое любимое правило, говорят ученики правило по желанию).

б) Проводится рефлексия, которую ребята любят. Учитель предлагает приготовить символы, которые на данный момент выражают настроение ребят. «Дежурные администраторы» каждого ряда собирают, прикрепляют их к доске, комментируют: « Все сидят и себя ищут. Все себя узнали? Да? Сначала я скажу» (Комментирование настроения групп проводят «дежурные администраторы»).

5. Презентация странички урока «Учение с увлечением»

Учитель: Сегодня мы расстаемся с математикой как предметом.

Математика вас научила решать задачи, проводить быстро и правильно различные вычисления, учила думать, рассуждать и делать выводы. Учила быть внимательными, сообразительными, обладать сильной волей. По тому, как человек говорит, можно судить о его культуре и развитие, об умении думать. Поэтому математика учила вас говорить правильно. Всё это вы возьмёте с собой. А приобретенные умения учиться помогут вам расширять круг математических знаний и представлений.

МАТЕМАТИКА - это стройное, красивое и прочное здание. По первым этажам этого здания вы прошли в начальной школе, в пятом и шестом классе. Теперь ваш путь пройдёт по страницам других предметов -«Алгебра» и «Геометрия». Это новый этап вашего пути вверх, к вершинам знаний, к настоящему жизненному успеху. А надёжным проводником на этом пути буду я, ваш учитель. Мы уже видели, как ребята учатся математике, посмотрим, а что же ещё есть в нашем Доме математики».

УЧИТЬСЯ надо весело! УЧИТЬСЯ будем весело! ЧТОБ хорошо учиться!

Учитель информатики рассказывает, как оживали математические правила на страницах презентаций. Как появилась детская, творческая мини-лаборатория математики и информатики «РАДИАН» (презентация работ учеников): «Координатная плоскость или на деревню Дедушке», «Устный счет - основа порядка в голове».

34

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2011

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

6. 1) Учитель: «Вот и подошло время встречи с вашим новым предмет. Предмет геометрия мы будем изучать... Предмет алгебра мы будем изучать.

2) Включается приложение № 3. Электронное сопровождение курса Алгебра - 7 под редакцией Морд-кович А. Г. «Говорят, что математика ум в порядок приводит, а разве вам в жизни не пригодится ум, приведенный в порядок?» А. Г. Мордкович

3) Сообщается список литературы для изучения предмета в следующем учебном году. Слова напутствий в добрый путь: первая учительница, родители, классный руководитель.

Дополнительное оформление.

1) Приглашения на ОТЗ - 30шт.

2) Билеты в электронном виде; билеты в распечатанном виде 36шт.

3) Символы: для каждого ученика.

4) Табличка: «Эксперты». Папка для эксперта.

5) Фрагмент фильма из электронного сопровождения курса «Алгебра - 7. приложение № 3.

Приложение № ^-оценочная таблица.

№ П/П Фамилия Имя Оценка на смотре знаний За четверть За год

благодарность 4 5

1

Приложение № 2 - таблица свойств действий подлежащих оценке.

№ п/п Фамилия Имя Свойства действий, подлежащие оценке

Сформированность предметных знаний, умений, навыков (общий уровень усвоения курса) Наличие устойчивого учебно-познавательного интереса к предмету Полнота, развёрнутость ответа Речевая деятельность Самоконтроль и коррекция Умение взаимодействовать с консультантами и присутствующими Примечание

Процедура оценки:

* - высокий уровень УУД

■ - на стадии развития

▲ -предпосылки на формирование

Оформление результатов и их использование

Результаты, полученные в ходе ОТЗ, можно рассматривать как результат деятельности одного ученика, так и как результат деятельности отдельных групп учащихся. В дальнейшем учитель использует результаты при корректировке программы предмета и предметно-диагностического контроля, при переосмыслении процесса обучения учащихся в целом и т. д. Однако в ходе анализа необходимо избегать чрезмерной категоричности оценок, т к. в ходе самой тщательной экспертизы невозможно добиться полной достоверности оценок. Кроме того показатели, используемые в оценке, должны, с одной стороны, изменяться, с другой - быть относительно постоянными, чтобы в ходе следующей диагностики

можно было получить сопоставимые данные. Подбор диагностического инструмента зависит от типа урока в соизмерении с набором своих УУД и с учетом целесообразности тех или иных УУД в конкретном случае.

Приложение № 3. Учебный мультимедиа-продукт к учебнику и задачнику А. Г. Мордкович «Алгебра». 7 класс. Мнемозина.2008.

Приложение - № 4. Дополнительные вопросы: (подготовил организационный комитет - ученикам они известны). На уроке проводятся физминутки. Время и место их проведения в уроке учитель определяет сам.

№ 1. Учителем предлагается ученикам выполнить «хитрые» упражнения: «Делаем так, как я говорю, но не так, как я делаю». Учитель подает команду: руки вверх, а сам ставит их на пояс. «Делаем так, как я делаю, но не так как я говорю». Поочередно меняет легкие физические упражнения: в данном случае подает команду руки в стороны, поднимая руки вверх, Ученики любят проводить эту физминутку самостоятельно, исполняя роль учителя, в этом случае учитель выполняет ее вместе с классом.

№ 2. «Поймайте мой хлопок!» (хлопает в ладоши, и ребята стараются не отставать от учителя).

Подводя итог вышесказанному, можно сказать следующее: многолетняя практика показала: в процессе подготовки к ОТЗ и анализа его результатов можно определить умеет ли ученик учиться. «... Умение учиться - существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора». А. Г. Асмолов. Значит, можно без преувеличения сказать, что изучение математики имеет потенциальные предпосылки для развития и формирования УУД каждого ученика. Специфика данного предмета такова, что математика естественным образом предполагает активное формирование и реализацию УУД ученика, а УУД, их свойства и качества естественным образом определят эффективность образовательного процесса.

Литература

1. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А., Карабанова О. А., Салмина Н. Г., Молчанов С. В. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. М.: Просвещение, 2008.

2. Петерсон Л. Г. Деятельный метод обучения: образовательная система «Школа 2000.». Просвещение непрерывной среды образования.- М.: АПКиППРО, УМЦ «Школа 2000.», 2007.

3. Селевко Г. К., Марков Н. Н., Левина О. Г. Научи себя учиться. М.: Народное образование, 2001.

4. Сиденко Е. А. Универсальные учебные действия: от термина к сущности//Эксперимент и инновации в школе. -2010.-№ 3.

5. Сиденко А. С. Путеводитель по сайту Федерального Государственного Образовательного стандарта второго поколения: основные функции и содержание.//Инновацион-ные проекты и программы в образовании. -2010. - № 2.

6. Фридман Л. М., Кулагин И. Ю. Психологический справочник учителя. М.: Просвещение, 1991.

7. Хазанкин Р. Г., Зильберберг Н. И. Зачетные уроки в процессе обучения, воспитания и развития школьников. Учитель Башкирии. 1987, № 2.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2011

35

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.