Научная статья на тему 'Технология проблемного диалога и её роль в формировании регулятивных УУД. Мастер-класс'

Технология проблемного диалога и её роль в формировании регулятивных УУД. Мастер-класс Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1167
330
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (РУУД) / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «ШКОЛА 2100» (ОС «ШКОЛА 2100») / ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ / ПЛАНИРОВАНИЕ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / КОНТРОЛЬ / КОРРЕКЦИЯ / ОЦЕНКА / ВОЛЕВАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козлицкая Ирина Владимировна

В данной статье автор делится технологией формирования регулятивных универсальных учебных действий. Статья представлена в форме мастер класса, что позволяет кратко и последовательно изложить материал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технология проблемного диалога и её роль в формировании регулятивных УУД. Мастер-класс»

Мастер-класс: уроки по предметам

Козлицкая Ирина Владимировна

учитель начальных классов МОУ СОШ № 10

п. Каменский E-mail: [email protected]

J

Л

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ДИАЛОГА И ЕЁ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД

Мастер-класс

V

Г

Аннотация. В данной статье автор делится технологией формирования регулятивных универсальных учебных действий. Статья представлена в форме мастер - класса, что позволяет кратко и последовательно изложить материал.

Ключевые слова: регулятивные универсальные учебные действия (РУУД), Образовательная система «Школа 2100» (ОС «Школа 2100»), целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция

Представляем мастер-класс по теме: Технология проблемного диалога и её роль в формировании регулятивных УУД.

Задачи мастер-класса:

• выяснить, что собой представляют регулятивные УУД;

• познакомиться с перечнем регулятивных УУД, которые должны быть сформированы у обучающихся;

• узнать, с помощью чего можно сформировать регулятивные УУД (задания учебника, технология проблемного диалога) и как проверить уровень их сформирован-ности.

Оборудование: план выступления, учебники математики, обучения грамоте и риторики, памятки «Универсальные учебные действия/УУД», «Регулятивные универсальные учебные действия на разных этапах обучения по Образовательной системе «Школа 2100» в начальной школе», книга Е.В. Бунеевой «Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования», схема анализа урока в ОС «Школа 2100».

В центре доски: оборудование для урока обучения грамоте (звуковые карточки, учебник, плакат с буквой).

1. Требование стандарта - формирование метапредметных УУД (в том числе - регулятивных).

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться». При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий,

т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий [4, 5, 6].

2. Характеристика регулятивных УУД (памятки Универсальные учебные действия. /УУД).

Регулятивные УУД - обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К регулятивным УУД относятся:

- целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и освоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

- планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

- прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения его временных характеристик;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

- оценка - выделение и осознания учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию -к выбору в ситуации мотивационного конфликта и преодолению препятствий.

58

Эксперимент и инновации в школе 2012/4

Мастер-класс: уроки по предметам

РУУД Этапы урока

- целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и освоено учащимся, и того, что еще неизвестно; - планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; - прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения его временных характеристик; - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; - коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; - оценка - выделение и осознания учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; - волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию -к выбору в ситуации мотивационного конфликта и преодолению препятствий. Дидактическая игра, создающая мотивацию к занятию Работа со звуковыми карточками, веером букв и т.д. Повторение изученных звуков и букв, их классификация и сравнение. Затруднение в игровой ситуации Появилась новая карточка: в какую группу её отнести? Предположение о том, чем будем заниматься на занятии, на основе дид. материала на доске (звуковые карточки, плакат с буквой). Работа в парах и группах. Формулирование темы и целей занятия. Проверка предположений по учебнику. Открытие нового знания или умения Уточнение темы занятия: какой конкретно звук новый. Характеристика нового звука на основе наблюдений. Составление плана работы с помощью учебника. Прогнозирование трудности-лёгкости заданий. Воспроизведение нового в типовой ситуации (первичное закрепление) Называние слов с новым звуком (по картинке). В какую же группу отнесём новый звук? Тренировочные задания Заполнение схем: коллективно с проговариванием, в группе с проговариванием, паре с проговариванием, самостоятельно. Сравнение своей работы с работой соседа, с образцом на доске. Исправление ошибок. Всё ли мы успеваем? Что можно сделать потом? Итог занятия Что нового сегодня узнали? Что получилось легко, а в чём были затруднения? Над чем ещё надо поработать на следующих занятиях? Довольны ли вы своей работой?

Владение регулятивными УУД помогает школьнику:

• Регулировать свою деятельность: ставить цель с учетом изученного и усвоенного; составлять план и последовательность своих действий;

• Прогнозировать уровень усвоения, результата, необходимого времени;

• Контролировать с целью установления отклонений;

• Корректировать (вносить дополнения), оценка качества усвоения;

• Преодолевать препятствия (волевая саморегуляция).

«Регулятивные УУД на разных этапах обучения по ОС «Школа 2100»

3. Требования стандарта к уровню сформированное™ регулятивных УУД к концу 1-4 классов (Регулятивные универсальные учебные действия на разных этапах обучения по Образовательной системе «Школа 2100» в начальной школе).

4. Средства формирования регулятивных УУД: образовательные технологии, задания учебника, специально созданные учебные задачи.

а) Сущность технологии проблемного диалога. Цель её применения - формирование регулятивных УУД.

Проблемно-диалогическая технология даёт развернутый ответ на вопрос, как научить учеников ставить и решать проблемы. В соответствии с данной технологией на уроке введения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения. Постановка проблемы - это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения - этап формулирования нового знания. Постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Эта технология прежде всего формирует регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивая выращивание умения решать проблемы. Наряду с этим происходит формирование и других уни-

Эксперимент и инновации в школе 2012/4

59

Мастер-класс: уроки по предметам

версальных учебных действий: за счёт использования диалога - коммуникативных, необходимости извлекать информацию, делать логические выводы и т.п.-

познавательных.

б) Показ примеров - отрывков уроков с использованием проблемной технологии с одновременным заполнением схемы анализа урока по результатам ФГОС.

- урок обучения грамоте (звук Ц, с. 30-31)

- фрагмент урока математики - тема и цель, планирование (число 10, с. 32-35);

- фрагмент урока риторики - самооценка (какой ты слушатель, с. 48-49)

5. Как проверить сформированность регулятивных УУД (методики, диагностика). Обзор литературы: книга Е.В.Бунеевой «Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования».

6. Рефлексия: чему научились? Над чем надо работать?

Литература

1. http://www.school2100.ru/school2100/nashi_tehnologii/

2. Балашова А.И., Ермолова Н.А., Потылицына А.Ф. К вопросу о развитии универсальных действий. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент,- 2009.- № 5.

3. Васильева М.В. Формирование универсальных учебных действий ученика средствами открытого тематического зачета по математике в старших классах. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент,- 2011. - № 3.

4. Ермолова Н.А., Лукина Ж.М. Формирование универсальных учебных действий на уроке «Технология» во втором классе //Эксперимент и инновации в школе.- 2011.- № 6.

5. Сиденко А.С. Путеводитель по сайту Федерального Государственного Образовательного стандарта второго поколения: основные функции и содержание. // Инновационные проекты и программы в образовании.-2010.- № 2.

6. Сиденко Е.А., Хачатрян Н.Л. Стандарты второго поколения в начальной школе: от понимания теории к практике // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. -2010.-№ 1.

Лаврищева Марина Юрьевна учитель английского языка МОУ СОШ № 97 г. Ижевск [email protected]

J ^

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ФОРМИРОВАНИЮ

звукопроизноситЕльных компетенций на начальном этапе обучения английскому языку

л__________________________________________с

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме - формированию звукопроизносительных компетенций на начальном этапе обучения английскому языку. Автор рассматривает различные подходы и принципы обучения произношению, описывает процесс работы по формированию звукопроизносительных компетенций. Автор предлагает разработанный им комплекс упражнений, состоящих из 12 методик, а также критерии оценивания компетенций. Автор описывает результаты до и после проводимого им эксперимента в одной из школ.

Ключевые слова: звукопроизносительные компетенции, сформированность навыков звукопроизношения, типы упражнений, подходы, принципы, эксперимент, речевой аппарат, транскрипция, имитация, диагностирование, рифмованное четверостишье.

Воспитание звуковой культуры - одна из важных задач развития речи в школе. Звуковая сторона речи представляет единое целое, но весьма сложное явление. В современной литературе рассматриваются несколько аспектов звуковой стороны речи: физический, физиологический, лингвистический.

Изучение различных аспектов звуковой стороны речи способствует пониманию закономерностей постепенного формирования ее у детей и облегчает руководство развитием этой стороны речи [8].

Процесс усвоения детьми звукового строя иностранного языка происходит при непосредственном влиянии

60

Эксперимент и инновации в школе 2012/4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.