г
Ч
СЕРЬЕЗНО И С ЮМОРОМ
)
Советы экзаменатору
Прежде всего разъясните экзаменуемому, что вся его профессиональная карьера может рухнуть из-за его неудачного ответа. Подчеркните ему важность ситуации. Поставьте его на место с самого начала.
**■ Сразу задайте самые трудные вопросы. Если первый вопрос достаточно труден или запутан, экзаменуемый слишком разнервничается, чтобы отвечать на следующие вопросы, как бы просты они ни были.
в- Обращаясь к экзаменуемому, сохраняйте сдержанность и сухость, с экзаменаторами же будьте очень веселы. Эффектно обращаться время от времени к другим экзаменаторам с насмешливыми замечаниями по поводу ответов экзаменуемого, игнорируя его самого, как будто его нет в помещении.
Заставляйте экзаменуемого решать задачи вашим методом, особенно если этот метод необычен. Ограничивайте экзаменуемого, вставляя в каждый вопрос множество указаний и оговорок. Идея состоит здесь в усложнении задачи, которая без этого была бы весьма проста.
в" Вынудите экзаменуемого сделать тривиальную ошибку, и пусть он ломает голову над ней как можно дольше. Сразу же после того, как он заметит ошибку, но как раз перед тем, как он поймет, как ее исправить, презрительно поправьте его сами. Это требует высокой проницательности и точности выбора момента, что достигается только большой практикой.
№ Когда экзаменуемый начнет тонуть, никогда не помогайте ему выкарабкиваться. Зевните... и перейдите к следующему вопросу.
№ Задавайте экзаменуемому время от времени вопросы типа: «Разве вы не проходили этого в начальной школе?».
Не позволяйте задавать экзаменуемому выясняющие вопросы и никогда не повторяйте собственные разъяснения и утверждения.
в" Каждые несколько минут спрашивайте, не волнуется ли он.
^ Наденьте темные очки. Непроницаемость нервирует.
№ Заканчивая экзамен, скажите экзаменуемому: «Ждите за дверью. Мы вас вызовем».
О • О
Виктор Герцевич АЙНШТЕЙН (профессор МАТХТ)
Кредо
Все, что можешь — все уменья,
все идеи
Без изъятья. Людям. Тем, что после. Передать старайся. Щедро. Не жалея.
Я старался очень. Удалось ли?
Он же по поводу моделей в науке:
Любая модель — карикатура на действительность. Но поскольку карикатура, особенно хорошая, всегда узнаваема, то и в людях узнается, должна узнавать та самая действительность, объяснению которой она служит.
Серьезно и с юмором
159
По поводу памяти:
Это биохимический процесс. Значит, память можно объяснить именно на языке биохимии, в том числе — математически.
0*0
Игорь ГУБЕРМАН и его «гарики»
Игорь Губерман давно стал знаменитостью благодаря своим «гарикам>>, составившим уже не одну книгу. Мы публикуем только два четверостишия из губермановского новогоднего календаря, опубликованного в «Общей газете».
Март
Разгул наук сейчас таков, что зуд ученого азарта вот-вот наладит мужиков рожать детей восьмого марта.
Сентябрь
Я учился часто и легко.
Я любого знания глоток впитывал настолько глубоко, что уже найти его не мог.
0*0
Из жизни людей науки
Теорема Эренфеста
Пауль Эренфест был выдающимся физиком-теоретиком (1888-1933). В 1907-1912 годах он работал в Петербурге и в немалой степени способствовал развитию теоретической физики в России.
Его коллега Я. И. Френкель писал о своем старшем друге, что для того «физика является не столько точной наукой, сколько художественной драмой и комедией из жизни атомов и электронов».
Что касается теоремы Эренфеста (он
был осроумнейшим человеком), то она звучит так: «Всякий человек обедает в ресторане до тех пор, пока это ему не надоест; тогда он женится»1.
Формула В. О. Ключевского
Знаменитый русский историк обладал с юношеских лет неистощимыми запасами юмора. Вот одна из его «формул», относящаяся к сфере семейных отношений: «Красивыми мужчинами женщины любуются, умных обожают, в добрых влюбляются, смелых боятся, но выходят замуж только за сильных»2.
Будучи великим знатоком истории, он прекрасно разбирался в человеческой психологии и пытался свои открытия в этой области выразить афоризмами. Вот один из них: «Каприз — половая категория дамского мышления, не замеченная Кантом»3.
Поэзия и математика
Однажды у немецкого математика Давида Гильберта (1862-1943) спросили об одном из его бывших учеников:
— Ах, этот-то? — вспомнил автор гильбертова пространства. — Он стал поэтом. Для математики у него было слишком мало воображения4.
Тот же Гильберт «выдал» на одной из своих лекций весьма любопытную сентенцию:
— Каждый человек имеет некоторый определенный горизонт. Когда он сужается и становится бесконечно малым, он превращается в точку. Тогда человек говорит: «Это моя точка зрения».
0*0
1 Пути в незнаемое. Сборник четвертый. М., 1964. С. 561.
1 Юиочевасий В. О. Письма. Дневники. Афоризмы и мысли об истории. М., 1968. С. 326.
5 Там же, с. 327.
4 Физики продолжают шутить. М., 1968. С. 60.
160
Высшее образование в России № 1, 2000
Анекдотический коллоквиум
Как информирует газета с самым дееспособным названием — «Труд», доктор Элис М. Иэен из Департамента психологии вместе с аспирантурой школы менеджмента Корнел-лского университета провела исследование, которое установило, что «...после просмотра смешного кинофильма люди куда более творчески подходят к решению поставленной задачи. Граждане, которые не получали своей порции юмора перед работой, напротив, вели себя <функционально скованно». (Иначе говоря, наподобие личностей, пришибленных пыльным мешком, да еще из-за угла.) Так что, дорогой читатель, бросай все дела и с благородной и/елью повышения функциональной раскованности начинай читать анекдоты.
Приятный случай
Интеллигентного вида человек идет по улице. Вдруг к нему подходит женщина и просит разменять сто долларов.
— К сожалению, я не могу этого сделать. Но спасибо за комплимент, мадам!
Урок вежливости
Сын нового русского опоздал на урок. Тихонько приоткрывает дверь в класс
— и шмыг на свое место. Учительница заметила его и укоряет:
— Вовочка, как же ты некультурно ведешь себя. Если уж опоздал, будь человеком, зайди, как все интеллигентные люди. Как тебя отец воспитывает? Ну-ка, выйди из класса и зайди, как твой папа.
Вовочка выходит из класса. Спустя минуту дверь, ба-бах! распахивается от пинка, появляется расхристанный Вовочка, пальцы — веером! сопли — пузырями! и орет:
— Ну что, козлы, не ждали?
Приморское наречие
В одесской школе учительница вызывает ученика и спрашивает:
— Назови мне, Петя, повелительное наклонение глагола «молчать».
— Ша.
Стопроцентная уверенность
Студент шестой раз проваливает экзамен.
— Послушайте, молодой человек, — говорит профессор. — Отчего вы не хотите учиться? Ведь от этого никто не умирал.
— Я знаю, профессор, но не хочу рисковать.
Стеснительный
В первом классе учительница спрашивает ученика:
— Как твоя фамилия?
— Штирлиц.
— Ах, ты издеваться... Придешь завтра с отцом!
На следующий день приходит отец, и учительница рассказывает все папаше шутника.
— Он не издевается. Просто мальчик стеснительный очень. Вообще-то Борманы мы.
Новинка
— Как ты думаешь, мне выдадут патент на изобретение?
— А в чем суть изобретения?
— Помогает проходить сквозь стены.
— А как называется?
— Дверь.
Вопросы истории
На занятиях в платном институте для детей новых русских преподаватель спрашивает:
— Сидоров, когда умер Юлий Цезарь?
— А я даже не знал, что он болел...
•
На экзамене профессор строго говорит:
— Эй, там, на последнем ряду, вы трое, прекратите перекидываться записками!
— Профессор, это не записки, мы в карты играем...
— А, тогда извините.