Научная статья на тему 'Серьги в виде знака вопроса из Дунайской Болгарии (XIII-XIV вв. ): происхождение и ареал распространения'

Серьги в виде знака вопроса из Дунайской Болгарии (XIII-XIV вв. ): происхождение и ареал распространения Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
427
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕРЬГИ В ВИДЕ ЗНАКА ВОПРОСА / QUESTION MARK SHAPED EARRINGS / ВТОРОЕ БОЛГАРСКОЕ ЦАРСТВО / THE SECOND BULGARIAN KINGDOM / КУМАНЫ / CUMANS / ЗОЛОТООРДЫНСКАЯ КУЛЬТУРА / GOLDEN HORDE CULTURE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Владимиров Георги Владимиров

В статье рассматриваются серьги в виде знака вопроса из Болгарии, ареал их распространения, а также вероятные источники их появления в культуре Дунайской Болгарии в XIII-XIV вв. Автор утверждает, что появление и распространение этих серег в болгарской среде является результатом влияния культуры степных народов. Эти народы (главным образом, куманы) находились в орбите Золотой Орды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Question mark shaped earrings from Danube Bulgaria(the XIII-XIV cc.): origin and area of spread

The article presents the earrings known in the Bulgarian lands, the area of their spread, as well as the possible sources of their appearance in the culture of Danube Bulgaria in XIIIth-XIVth centuries. The author points out that the emergence and spread of these question mark shaped earrings in the Bulgarian lands has been most likely infl uenced by the culture of the steppe peoples. These peoples (mainly the Cumans) were within the Golden Horde orbit.

Текст научной работы на тему «Серьги в виде знака вопроса из Дунайской Болгарии (XIII-XIV вв. ): происхождение и ареал распространения»

УДК 903.25

СЕРЬГИ В ВИДЕ ЗНАКА ВОПРОСА ИЗ ДУНАЙСКОЙ БОЛГАРИИ (ХШ-Х1У вв.): ПРОИСХОЖДЕНИЕ И АРЕАЛ РАСПРОСТРАНЕНИЯ

© 2014 г. Г.В. Владимиров

В статье рассматриваются серьги в виде знака вопроса из Болгарии, ареал их распространения, а также вероятные источники их появления в культуре Дунайской Болгарии в ХШ-Х1У вв. Автор утверждает, что появление и распространение этих серег в болгарской среде является результатом влияния культуры степных народов. Эти народы (главным образом, куманы) находились в орбите Золотой Орды.

Ключевые слова: серьги в виде знака вопроса, Второе Болгарское царство, кума-ны, золотоордынская культура.

Серьги в виде знака вопроса относятся к числу малоизученных средневековых артефактов в болгарской медиевистике1. Опубликовано только одно исследование об этих ювелирных образцах, а также один текст, связанный с конкретной находкой из Велико Тырново (Йосифова, 2001, с. 75-84; Владимиров, 2011, с. 272-279). О

1 Автор выражает свою благодарность Ив. Петринскому (НИМ-София), А. Конаклиеву (РИМ-Торговище), Б. Борисову (НИАР-Мадара), Б. Тотеву (РИМ-Добрич), В. Пауновой и О. Рачеву (РИМ-Перник), В. Чомовой (РАМ-Пловдив), Г. Атанасову (РИМ-Силистра), Д. Мир-чевой (ИМ-Каварна), М. Дякову (РИМ-Плевен), О. Милановой (РИМ-Видин), Пл. Мадемову (ИМ-Горна Оряховица), Ст. Лазаренко и О. Пелевиной (РИМ-Варна), Т. Тихову (РИМ-Шумен), Д. Андоновой, И. Мечкову, Пл. Павлову и К. Попконстан-тинову (ВТУ), М. Долмовой, П. Христову (ИЕФЕМ-София), П. Георгиеву (НАИМ-Шумен), К. Руденко (КГУКИ), Silviu Ota (Национальный исторический музей Румынии) за помощь и предоставление визуальных и текстовых материалов для настоящего исследования.

серьгах в виде знака вопроса некоторые сведения имеются в публикациях болгарских исследователей (Мия-тев, 1926-1931, с. 253; Миков, 1934, с. 155; Попов, 1936, с. 83; Митова-Джонова, 1958, с. 42; Станчев, Наче-ва, 1960, с. 83-86; Вълов, 1974, с. 52; Бобчева, 1978, с. 156; Нешева, 1979, с. 49; Джингов, 1985, с. 111; Попов, 1985, с. 9; Овчаров и Хаджиева, 1992, с. 118; Бъчваров, 1993, с. 24; Михайлова, 1993, с. 200). Тема частично затронута и в разработках о средневековых нарядах Второго Болгарского царства (Долмова-Лукановска, 1988, с. 71; Долмова, 1999, с. 143). Опубликованные тексты очень скромные в интерпретации, приведенные параллели находок редко выходят за балканские рамки. Самое дальнее прозрение авторов, что такие наряды «есть и в Волжской Болгарии и Золотой Орде» (Джингов, 1989, с. 53; Михайлова, 1993, с. 200), при отсутствии более глубокого анализа их возникновения и распространения. В единственном исследовании с попыткой типологии рассматривается ограниченный эмпи-

ы ы

Рис. 1. Каталог серег в виде знака вопроса из средневековой Дунайской Болгарии (ХШ-Х1У вв.)

1. Могилы Кафедральной базилики г. Силистра;

2. Цитадель Калиакры;

3. Шуменская крепость;

4. Погребение № 47 в церкви «Св. 40 мучеников». Велико Тырново; 5. Могильник

с. Туроковци возле Перник;

6. Могильник Перника;

7. Могильник возле Луковит;

8. Могильник Калиакры;

9. Калиакра (неизв. местонахождение); 10. и 19. Внешний город Калиакры; 11. Могильник ниже Мадарского всадника;

12. Айтоские бани;

13. и 24. Могильник с. Янтры возле Велико Тырново;

14. с. Осеново возле Варна;

15. и 21. с. Свети Никола возле Калиакра; 16. с. Батово возле Варна; 17. Северовосточная Болгария; 18. Фрагмент (неизв. местонахождение); 20. Могильник с. Крепча, Торговищкая область;

22. с. Изворско возле Варна;

23. Могильнике. Неговановци возле Видин

!р ? 2 ^ ¥ 1 I?

у И:?!?

% Ч1Ч п

■ 1111 Я ИИ ) 1 О * н «1 ■ -

1 ? л. л. щ * ?

и

Ю О

а

о «

§ *

Г)

я >

>

х и

2 О

а

Рис. 2. Географическое местонахождение серег в виде знака вопроса

■ Местонахождения идентифицированных серег а виде знака вопроса

■ Местонахождения серег, находящихся в неизвестности

03

ь-а

Я к я чз о а

>4 03

П

ГС

г -1

м м

8

&

гс ы К В>

Я »

И

о Я

о п в>

Ь N и

О) 8< п Я

о

СП

о N 1-1 в>

3 8

Рис. 3. Серьги «в неизвестности» и их происхождения:

1. Монастырь «Великая лавра» в Велико Тырнове; 2. с. Градец возле г. Видин;

3. Средновековый монастырь г. Кърджали;

4. Могильник ниже Мадарского всадника; 5. Средневековой могильник г. Велики

Преслав; 6. Средневековой Велики Преслав

рический материал, а некоторые наблюдения и выводы требуют уточнения (Йосифова, 2001).

После исследований средневековых коллекций болгарских музеев было обнаружено более 40 серег в виде знака вопроса (рис. 1). К сожалению, имеются серьезные пробелы в информации о местонахождении и их датировании. Более чем 1/3 из серег являются неопубликованными, а об опубликованных часто отсутствуют данные in situ, а также и антропологические анализы (когда серьги являются частью погребального инвентаря). Все это препятствует точной интерпретации.

С точки зрения географического местонахождения, серьги в виде знака вопроса локализируются в Северной Болгарии преимущественно в Северо-Восточном регионе (рис. 2). Значительная часть происходит из средневековой Калиакры - столицы

Добруджанского деспотата (8 шт.). Есть несколько серег «в неизвестности» - они упомянуты в публикациях их открывателей, но отсутствуют в коллекциях болгарских музеев (рис. 3). Это проблемная ситуация более уголовная, чем собственно научная, поэтому не будем ее обсуждать.

Наиболее часто серьги встречаются в погребальном инвентаре могильников: могильник возле города Луковит (7 шт.), с. Янтры Велико-тырновской области (5 шт.), в могилах возле Мадарского всадника (4 шт.) и т.д. Из Западной и Южной Болгарии известно несколько образцов, среди которых внимание заслуживают 5 серебряных серег из района Перника.

Среди серег в виде знака вопроса из средневековой Болгарии доминируют образцы из серебра (рис. 4). Скудные данные о местонахождении серег показывают их преобладание в детских и женских погребениях. Находятся, прежде всего, единичные образцы, без ясности из какой они страны (рис. 5). Датировка серег тоже слишком неясная - наиболее часто украшения относятся к XIV в. (рис. 6).

С точки зрения стиля, обособляются две группы. К первой категории относится небольшое количество серег из золота и серебра с простым, стилизированным рисунком (Айто-ские бани, Калиакра, Велико Тырно-во, Силистра). Особой интерес среди них представляет серьга из Айтоских бань (рис. 7) - классический, по Г. Федорову-Давыдову, кочевой образец с длинным вертикальным стержнем (Федоров-Давыдов, 1966, с. 39-41). Этот предмет является покупкой, и отсутствие данных о его происхождении делает остальные рассуждения о нем гипотетическими.

ЗОЛОТО ■ СЕРЕБРО К БРОНЗА ■ МЕДЬ

Рис. 4. Диаграмма серег с точки зрения материала

Слева черепа ■ Справа черепа Другое местонахождение Рис. 5. Диаграмма серег с точки зрения местонахождения in situ

Неизвестно ХП-ХШ вв. ХИ-Х1У вв. XII-XVI вв. XIII в.

Рис. 6. Диаграмма серег с точки зрения датировки их открывателей

Рис. 7.

Серьга из Айтоских

бань, серебро, длина 68 мм

Вторая, более массовая, группа серег, представлена артефактами XIV в. со сложным рисунком - результат моды, характерной для Золотой Орды, на территории которой найдены аналоги болгарским образцам с обмоткой , металлическим шариком или бусиной. Поэтому теза македонских археологов об «эволюции» артефакта, известного с VIII-X вв., а также точка зрения румынских коллег о византийском влиянии должны быть определены как дискуссионные (Манева, 1992, с. 45; Ota, 2012, рр. 123-142).

Артефакт и традиция ношения не зарегистрированы в болгарской среде до XII в. (Григоров, 2007). Это доказывает гипотезу об их «импортном» характере - результате влияния поздних кочевников (вероятно куманов), среди которых существовал обычай носить серьги.

Роль куманов в истории Второго болгарского царства хорошо изучена (Павлов, 1992, с. 5-59; Андреев, 1996, с. 108-132; Павлов, 2010, с. 308-337). Кочевники появляются в Болгарии еще в XII-XIII вв., смешиваются с местным населением и христиани-

зируются. На элитном уровне даже создается новое сословие - болга-ризующееся куманское боярство, по выражению болгарского историка Й. Андреева, - представителями ко -торого были царские династии Тертер и Шишман, добруджанские владетели Срацимир и Балик, а также хозяева Дрыстыра, Калиакры и Варны.

В результате этого «вторичного этногенезиса» формируется среда, в которой процветает мода на серьги в виде знака вопроса. О присутствии куманов в Плисковском поле свидетельствуют знаменитые каменные бабы возле с. Царев брод, западнее Плиски (Рашев, 1983, с. 246). Наверное, старые районы обитания праболгар в треугольнике «Плиска-Преслав-Мадара» около XIII в. вторично осваиваются кочевниками. Косвенным доказательством этих процессов являются серьги в виде знака вопроса из Преслава и Мадары.

Массовое распространение серег в Добруджи (более 40% всех образцов из Болгарии - см. рис. 2) подтверждает резонность гипотезы болгарского археолога Г. Атанасова об активном обитании этого региона куманами в Х11-Х111 вв., прежде всего его дунайская и черноморская периферия - территория очень подходящая для жизни кочевников (Атанасов, 2009, с. 420). Подобные процессы зарегистрированы и в средневековом Пернике, где антропологи убедительно доказывают присутствие куманов (Перник, 1983, с. 210). Другой центр распространения этих артефактов - город Видин -исторически также связан с куманами, а в XIV в. в источниках зарегистрировано и золотоордынское присутствие татар Каракишека (3000 всадников).

Широкое распространение серег в виде знака вопроса в XIV в., наверное, является результатом воздействия золотоордынской «надэтнической»

культуры (по определению Р. Каримо-вой), основным проводником которой была как диаспора куманов и татар (возможно, и аланов, или ясов) после краха улуса Ногая (по свидетельству византийского историка Георгия Па-химера), так и вассалитет Дунайской Болгарии, установленный Золотой Ордой (см. Руссев, 2009, с. 90-102). В конце XIV в. в районе Варны появляются и татары Актава, изгнанные из армии Тимура.

После описания серег в виде знака вопроса и ареала их распространения, остается ряд вопросов: как можно интерпретировать их преобладание в детских погребениях в Болгарии как случайный факт или как результат распространения кочевых архетипов (в золотоордынской среде существовала прямая зависимость между возрастом

похороненного и присутствием серег в виде знака вопроса среди погребального инвентаря)? Были ли артефакты импортными образцами или продуктом местных ювелиров? Являются ли эти украшения идентификаторами социокультурной ситуации средневекового болгарского общества? Можно ли на основе анализа ареала распространения и датировки серег сделать вывод о татарской гегемонии во Втором болгарском царстве?

Некоторые из этих вопросов, вероятно, не найдут ответа из-за отсутствия информации. Очевидно, что появление и распространение серег в виде знака вопроса в болгарской среде является результатом влияния культуры степных золотоордынских народов. Проявления этого влияния отныне предстоит тщательно изучать.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреев Й. Българи и кумани през средните векове // История на Второто българско царство. - Велико Търново, 1996. - С. 108-132.

2. Атанасов Г. Добруджанското деспотство. Към политическата, църковната, стопанската и културната история на Добруджа през XIV век. - Велико Търново, 2009. - 496 с.

3. БобчеваЛ. Некропол от ХШ-Х^ в. в Калиакра // ИНМВ. - 1978. - № 14(29).

- С. 152-180.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Бъчваров И. Янтренски некрополи (два средновековни некропола от XIV век при село Янтра, Горнооряховско). - Велико Търново, 1993. - 172 с.

5. Владимиров Г. Погребение эпохи Золотой Орды в средневековой болгарской столице Велико Тырново: проблемы, гипотезы, факты // Золотоордынское наследие.

- Вып. 2. - Казань, 2011. - С. 272-279.

6. Вълов В. Новите разкопки на църквата «Св. 40 мъченици» във Велико Търново // Археология. - 1974. - № 2. - С. 37-54.

7. Григоров В. Метални накити от средновековна България (VП-XI в.). - София, 2007. - 256 с.

8. Джингов Г. Църква № 2 в Калиакра // ИНМВ. - 1985. - № 21 (36). - С. 107122.

9. Долмова-ЛукановскаМ. Тырновские средневековые украшения (XП-XIV вв.) // Труды V Международного конгресса археологов-славистов. - Вып. 2. - Киев, 1988. - С. 70-74.

10. Долмова М. Накитите от погребенията в манастира «Великата лавра» и църквата «Св. Четиридесет мъченици» // ИИМВТ. - 1999. - № 14. - С. 140-150.

11. Йосифова М. За един малко познат тип средновековни обеци и наушници (XIII-XV в.) // ИНИМ. - 2001. - Вып. 12. - С. 75-84.

12. Манева Е. Средновековен накит од Македонка. - Скоп)е, 1992. - 286 с.

13. Миков В. Гробни находки // Мадара. - Т. 1. - София, 1934. - С. 147-158.

14. Митова-Джонова Д. Археологически данни за селската носия в Северо-западна България през XIV в. // ИЕИМ. - 1958. - № 3. - С. 39-64.

15. Михайлова Т. Обеци и наушници от Велики Преслав (края на Х-XIV в.) // Преслав. - 1993. - Т. 4. - С. 181-205.

16. Миятев К. Старобългарски надгробен надпис от XIV в. // ГНМ. - 19261931. - Т. 5. - С. 253-255.

17. Нешева В. Средновековен некропол във Вътрешния град на Преслав // Археология. - 1979. - № 2. - С. 47-60.

18. Овчаров Н., Хаджиева Д. Средновековният манастир в гр. Кърджали -център на архиепископията Ахридос (XI-XIV в.). // Разкопки и проучвания. - Т. 24. - 1992. - С. 114-120.

19. Павлов П. Средновековна България и куманите. Военнополитически отношения (1186-1241) // ТрВТУ. - 1992. - Т. 27. - Вып. 3. - С. 20-31.

20. Павлов П. Куманите в България и Византия през XII-XIV в. // Забравени и неразбрани: събития и личности от българското средновековие. - София, 2010. -С. 308-337.

21. Перник. - 1983. - Т. 2. - 216 с.

22. Попов А. Търновска Велика лавра. - София, 1985. - 56 с.

23. Попов Р. Материали от разкопките през 1934-1935 г. // Мадара. - 1936. -Т. 2. - С. 31-97.

24. Рашев Р. Късни номади в Плисковското поле // Преслав. - 1983. - Т. 3. -С. 242-252.

25. Руссев Н.Д. Золотая Орда на Нижнем Дунае // Золотоордынская цивилизация. - Вып. 2. - Казань, 2009. - С. 90-103.

26. Станчев Ст. и Начева Ив. Средновековен български некропол до Луковит // ИАИ. - 1960. - Т. 23. - С. 72-97.

27. Федоров-Давыдов Г.А. Кочевники Восточной Европы под властью золо-тоордынских ханов. Археологические памятники. - М., 1966. - 276 с.

28. Ota S. Tombs with Jewels in the Byzantine Tradition Discovered on the Present-Day Territory of Romania, Nord of the Danube (End of the XI Century - the XIV Century) // Ziridava Studia Archaeologica. - 2012. - № 26/1. - Р. 123-142.

Информация об авторе:

Владимиров Георги Владимиров, доктор по истории, магистр по культурологии, главный эксперт Министерства культуры Республики Болгария (г. София, Болгария); vladimirovkult@yahoo.com

QUESTION MARK SHAPED EARRINGS FROM DANUBE BULGARIA (the XIII-XIV cc.): ORIGIN AND AREA OF SPREAD

G.V. Vladimirov

The article presents the earrings known in the Bulgarian lands, the area of their spread, as well as the possible sources of their appearance in the culture of Danube Bulgaria in XIIIth-XIVth centuries. The author points out that the emergence and spread of these question mark

shaped earrings in the Bulgarian lands has been most likely influenced by the culture of the steppe peoples. These peoples (mainly the Cumans) were within the Golden Horde orbit.

Keywords: question mark shaped earrings, the Second Bulgarian Kingdom, the Cumans, Golden Horde culture.

REFERENCES

1. Andreev Y. Balgari i kumani prez srednite vekove [The Bulgarians and the Cumans during the Middle Ages]. In: Istorya na Vtoroto balgarsko tsarstvo [History of the Second Bulgarian Kingdom]. Veliko Turnovo, 1996, pp. 108-132.

2. Atanasov G. Dobrudzhanskoto despotstvo. Kam politicheskata, tserkovnata, stopanskata i kulturnata istorya na Dobrudzha prez XIV vek [The despotic domain of Dobroudja. Concerning the political, clerical, economical and cultural history of Dobroudja in the XIV century]. Veliko Turnovo, 2009, 496 p.

3. Bobcheva L. Nekropol ot XIII-XIV vek v Kaliakra [Necropolis of the XIII-XIV centuries at Kaliakra]. In: Izvestya na Narodnya muzey - Varna [Notices of the National Museum-Varna], 1978, no. 14 (29), pp. 152-180.

4. Bachvarov I. Yantrenski nekropoli (dva srednovekovni nekropola ot XIV vek pri selo Yantra, Gornooryakhovsko) [The Yantra necropolis (Two medieval necropolis of the XIV century near Yantra Village, Gorna Oriahovitsa District]. Veliko Turnovo, 1993, 172 p.

5. Vladimirov G. Pogrebenie epokhi Zolotoy Ordy v srednevekovoy bolgarskoy stolitse Veliko Tyrnovo: problemy, gipotezy, fakty [The burial from Golden Horde's Epoch in the Mediaeval Bulgarian Capital Veliko Tyrnovo: Issues, Hypotheses, Facts]. In: Zolotoordynskoe nasledie [Golden Horde's Heritage]. Kazan, 2011, issue 2, pp. 272279.

6. Valov V. Novite razkopki na tsarkvata «Sv. 40 machenitsi» vav Veliko Tarnovo [New excavations of the Forty Holy Martyrs Church at Veliko Turnovo]. In: Arkheologiya [Archaeology], 1974, no. 2, pp. 37-54.

7. Grigorov V. Metalni nakiti ot srednovekovna Balgariya (VII-XI v.) [Metal Jewellery from Medieval Bulgaria (VII-XI centuries)]. Sofiya, 2007, 256 p.

8. Dzhingov G. Tsarkva № 2 v Kaliakra [Church No 2 at Kaliakra]. In: Izvestya na Narodnya muzey - Varna [Notices of the National Museum-Varna], 1985, no. 21 (36), pp. 107-122.

9. Dolmova-Lukanovska M. Tyrnovskie srednevekovye ukrasheniya (XII-XIV vv.) [Medieval decorations from Veliko Turnovo (XII-XIV centuries)]. In: Trudy V Mezhdunarodnogo kongressa arkheologov-slavistov [Proceedings of the V International Congress of Slave Archaeologists]. Kiev, 1988, issue 2, pp. 70-74.

10. Dolmova M. Nakitite ot pogrebeniyata v manastira "Velikata lavra i tsarkvata "Sv. Chetirideset machenitsi" [The decorations from the burials in the Great Lavra Monastery and Forty Holy Martyrs Church]. In: Izvestiya na Istoricheskiya muzey - Veliko Tarnovo [Notices of the Historical Museum-Veliko Turnovo], 2001, no. 12, pp. 140-150.

11. Yosifova M. Za edin malko poznat tip srednovekovni obetsi i naushnitsi (XIII-XV v.) [Concerning a poor-known type of mediaeval ear-rings and ear-muffs (XIII-XV centuries)]. In: Izvesiya na Natsionalniya istoricheski muzey [Notices of the National Museum of History-Sofia], 2001, no. 12, pp. 75-84.

12. Maneva E. Srednovekoven nakit od Makedonija [Medieval jewellery from Macedonia]. Scopje, 1992, 286 p.

13. Mikov V. Grobni nahodki [Burial Finds]. In: Madara [Madara]. Sofiya, 1934, vol. 1, pp. 147-158.

14. Mitova-Dzhonova D. Arkheologicheski danni za selskata nosiya v Severozapadna Balgariya prez XIV vek [Archaeological data on the village clothes in North-Western Bulgaria]. In: Izvesiya na Etnografskiya Institut s Muzey [Notices of the Ethnographic Institute with Museum], 1978, no. 3, pp. 39-64.

15. Mikhaylova T. Obetsi i naushnitsi ot Veliki Preslav (kraya na X - XIV v.) [Ear-rings and ear-muffs from Great Preslav (end of the X - XIV centuries)]. In: Preslav [Preslav], 1993, vol. 3, pp. 181-205.

16. Miyatev K. Starobalgarski nadgroben nadpis ot XIV v. [Old Bulgarian Inscription by XIV century]. In: Godishnik na Narodniya muzey [Annual of the National Museum], 1926-1931, vol. 5, pp. 253-255.

17. Nesheva V. Srednovekoven nekropol vav Vatreshniya grad na Preslav [Medieval necropolis at the Inner Town of Preslav]. In: Arkheologiya [Archaeology], 1979, no. 2, pp. 47-60.

18. Ovcharov N. i D. Khadzieva. Srednovekovniyat manastir v grad Kardzhali -tsentar na archiepiskopiyata Akhridos (XI-XIV vek) [The Medieval monastery in Kardzhali - centre of the Akhridos Archbishopric (XI-XIV centuries]. In: Razkopki i prouchvaniya [Excavations and Researches], 1992, vol. 24, pp. 114-120.

19. Pavlov P. Srednovekovna Balgariya i kumanite. Voennopoliticheski otnosheniya (1186-1241) [Mediaeval Bulgaria and the Cumans. Military-political relations (11861241)]. In: Trudove na Velikotarnovskiya universitet [Proceedings of the Veliko Turnovo University], 1992, vol. 27, issue. 3, pp 20-31.

20. Pavlov P. Kumanite v Balgariya i Vizantiya prez XII-XIV vek [The Cumans in Bulgaria and in Byzantine during the XII-XIV centuries]. In: Zabraveni i nerazbrani: sabitiya i lichnosti ot balgarskoto srednovekovie [Forgotten and Misunderstood: Events and Persons in Bulgarian Middle Ages]. Sofiya, 2010, pp. 308-337.

21. Pernik [Pernik], 1983, vol. 2, 216 p.

22. Popov A. Tarnovska Velika Lavra [Great Lavra of Turnovo]. Sofiya, 1985, 56 p.

23. Popov R. Materiali ot razkopkite prez 1934-1935 g. [Materials from Excavations in 1934-1935]. In: Madara [Madara]. Sofiya, 1936, vol. 2, pp. 31-97.

24. Rashev R. Kasni nomadi v Pliskovskoto pole [the Later Nomads in the field of Pliska]. In: Preslav [Preslav], 1983, vol. 3, pp. 242-252.

25. Russev N.D. Zolotaya Orda na Nizhnem Dunae [Golden Horde on the Lower Danube]. In: Zolotoordynskaya tsivilizatsiya [Golden Horde's Civilization]. Kazan, 2009, issue 2, pp. 90-103.

26. Stanchev St., Nacheva Iv. Srednovekoven balgarski nekropol do Lukovit [Medieval necropolis near Lukovit Town]. In: Izvestiya na Arkheologicheskiya institut [Notices of Archaeological Institute], 1960, vol. 23, pp. 72-97.

27. Fedorov-Davydov G.A. Kochevniki Vostochnoy Evropy pod vlast'yu zolo-toordynskikh khanov. Arkheologicheskie pamyatniki [The Nomads in Eastern Europe under Domination of Khans of Golden Horde]. Moscow, 1966, 276 p.

28. Ota S. Tombs with Jewels in the Byzantine Tradition Discovered on the Present-Day Territory of Romania, Nord of the Danube (End of the XI Century - the XIV Century). In: Ziridava Studia Arkhaeologica, 2012, no. 26/1, pp. 123-142.

Information about the author:

Vladimirov Georgi V., Ph.D. (History), Master of Cultural Studies, Chief Expert, Ministry of Culture of Republic of Bulgaria (Sofia, Bulgaria); vladimirovkult@yahoo.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.