УДК 378.6(092)(571.620) DOI 10.37724/RSU.2020.68.3.002
B. В. Митрофанов
«Сергею Федоровичу привет от самой верной его ученицы через самого верного его ученика»: письма М. А. Постниковой (Александровой) из Хабаровска *
В биографии замечательной женщины Марии Алексеевны Постниковой (Александровой), известного организатора системы образования Центральной России, первой начальницы Рязанского учительского института, остается немало неиследованного. Дворянская семья Постниковых дала империи пять офицеров и двух деятелей образования. Выявленные эпистолярные источники позволяют очертить круг близких знакомых Марии Алексеевны по платоновским средам, кружку Г. В. Форстена, с которыми она трудилась рядом на преподавательской работе на Высших женских (Бестужевских) курсах, в учительском институте и в Археографической комиссии.
Историография заявленной темы постоянно расширяется. Особенно ценными являются письма М. А. Постниковой, адресованные выдающему организатору системы образования в России и просветителю российской провинции С. Ф. Платонову, под руководством которого она вела преподавательскую и научную работу и который способствовал назначению ее в Рязань. Существенным добавлением к ранее опубликованным являются выявленные письма Марии Алексеевны, адресованные С. Ф. Платонову.
С привлечением писем А. Е. Преснякова конкретизируется начальный период преподавательской и научной деятельности выпускницы курсов. Обнаружено и одно письмо на имя, пожалуй самого выдающегося ученика С. Ф. Платонова, цитата из которого вынесена в заголовок статьи, — Александра Евгеньевича Преснякова.
Пресняков А. Е.; архивные материалы; кружок Форстена; Постникова М. А. (Александрова); научные интересы; платоновские среды; переписка; Платонов С. Ф.; Хабаровск
Введение. Поступательное развитие Российской империи в пореформенный период требовало изменения системы образования. Поэтому начало ХХ века ознаменовалось открытием ряда высших учебных заведений. Приоритетным направлением в безграмотной стране становится подготовка педагогических и учительских кадров. Примечательно, что этот процесс затронул как столицу, где был открыт Женский педагогический институт, директором которого был назначен
C. Ф. Платонов [Груздева, 2005], так и провинцию, где были открыты Саратовский [Соломонов, 1999], Пермский [Кертман, Васильева, Шустов, 1987] университеты, учительские институты в Рязани [Соколов, 1969, с. 23-41] и Твери [Никольский, 1926, с. 3-12].
Заметим, что в империи к этому времени уже функционировали Петербургский, Московский, Феодосийский, Глуховский, Казанский, Белгородский, Екатерининский, Виленский, Житомирский и Оренбургский учительские институты, в которых на 1 января 1899 года обучалось 1525 учащихся и трудилось 168 преподавателей [Историко-статисти-ческий очерк... , 1883, с. 9798].
С этими изменениями в сфере образования тесно связан и другой процесс — вовлечение женщин на руководящую работу в важнейшую сферу общественной жизни.
* Митрофанов В. В. «Сергею Федоровичу привет от самой верной его ученицы через самого верного его ученика»: письма М. А. Постниковой (Александровой) из Хабаровска // Вестник Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина. 2020. № 3 (68). С. 15-27. https://doi.org/10.37724/RSU.2020.68.3.002 © Митрофанов В. В., 2020
Так, начальницей вновь созданного Рязанского учительского института (1915-1918) была назначена выпускница 1895 года Высших женских (Бестужевских) курсов Мария Алексеевна Постникова (1874-1924) — первая женщина в России, ставшая у руля педагогического учреждения, призванного готовить учителей для массовой школы в провинции. Однако ее имя не так часто упоминается в исследованиях, посвященных истории образования.
Цель данной статьи — рассмотреть на основе опубликованных и новых архивных материалов неизвестные страницы деятельности М. А. Постниковой после окончания курсов и непродолжительный период ее работы на Дальнем Востоке (назовем его по месту пребывания Дальневосточный или Хабаровский).
Основная часть. Хронологические рамки исследования ограничиваются 1885-1905 годами. Начальная дата — время окончания учебы М. А. Постниковой на Высших женских (Бестужевских) курсах, вторая — возвращение с Дальнего Востока. Заметим, что видный деятель провинциального образования после замужества стала Александровой. Иногда встречается двойное написание ее фамилии. Данное обстоятельство привело к тому, что в личном архиве С. Ф. Платонова (ОР РНБ. Ф. 585) письма хранятся в разных папках под соответствующими фамилиями [ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Ч. 2. Д. 2074. Л. 1-30 об. (Письма Александровой); Д. 3931. Л. 1-7 (Письма Постниковой)]. Кроме того, в отдельной папке хранится и письмо, адресованное А. Е. Преснякову [Там же. Оп. 1. Ч. 4. Д. 6722. Л. 1-2].
М. А. Постникова происходила из известного дворянского рода [Список дворянских родов...]. В 1891 году поступила на Бестужевские курсы на словесно-исторический факультет, которые успешно окончила в 1895 году. Ее имя значится под № 1228 выпускного курса [Список окончивших курс. с. 49]. Курсы имели высокий статус, о чем свидетельствует и состав преподавателей. В разные годы там работали А. М. Бутлеров, Д. И. Менделеев, Л. А. Орбели, И. М. Сеченов. С 6 сентября 1883 года на курсах преподавал, затем руководил учебной частью на историко-филологическом факультете, не раз и подолгу исполнял обязанности директора С. Ф. Платонов [Митрофанов, 2008, с. 14-19].
Следует констатировать, что историография темы постепенно расширяется. Первая публикация — некролог — появилась в провинциальном издании [Арбузова, 1925, с. 19-22]. После большого перерыва появились работы тезисного характера только в 1995 году. Так, В. Н. Зуев заметил, что имени М. А. Александровой нет в краеведческой литературе Дальневосточного региона. Следовательно, нет и оснований для поспешного вывода, к которому пришел исследователь, что непродолжительный Дальневосточный период был самый «плодотворный», тем более что никаких фактов для его аргументации не приведено, как и сведений об ее общественной работе [Зуев, 1995, с. 72-74]. Главный же недостаток публикации — отсутствие ссылок, за исключением романа Н. Г. Гарина-Михай-ловского. А вот тезисы Ю. Б. Будкиной [2005, с. 21-23], в целом компилятивного характера, сопровождаются ссылками на источники. Вслед за Н. Г. Гариным-Михайловским поездка на Дальний Восток молодого педагога и начинающего ученого автор работы, как и В. Н. Зуев, называет «подвигом» [Гарин-Михайловский, 1958, с. 74-75]. Имя Александровой встречается в провинциальной, рязанской, энциклопедии [Чекурин, 1995, с. 51].
А. А. Моладикова в диссертационном исследовании в первом параграфе второй главы «Первый в России Рязанский женский учительский институт — основа становления высшего педагогического образования в регионе» ввела в научный оборот немало интересных документов, в том числе «Журналы заседаний совета Рязанского института за 1916 г.», привела сведения об успехах воспитанниц института за 1916-1919 годы и др. При этом об М. А. Александровой упоминается попутно, уже после реорганизации созданного ею института, когда она оставила должность начальницы: «.в штат преподавателей вошли многие сотрудники бывшего учительского института: М. А. Александрова, С. Г. Гусев, Н. И. Жуков. и многие другие» [Моладикова, 2006, с. 16].
Таким образом, сведений о жизни, о педагогической и особенно научной и краеведческой деятельности М. А. Александровой (Постниковой) немного, а о Дальневосточном периоде они крайне скудны. К тому же немногочисленные исследования, где упоминается имя М. А. Александровой, содержат неточности. Например, указывается, что она являлась выпускницей Московских высших женских курсов [Учебные заведения губернской Рязани], еще две исправил А. А. Никольский: о работе М. А. Постниковой учительницей на Сахалине и отчестве Александровна [Никольский, 2007, с. 281-282].
Н. Б. Чельцова пишет, что в Хабаровске Мария Алексеевна начала учительскую деятельность с преподавания французского языка, Ю. Б. Будкина же указывает на немецкий. Ответ дает Н. Г. Гарин-Махайловский, когда записал: «Вчера вечером мы с учительницей немного
поговорили, она верит в жизнь, в свою энергию, верит в возможность производительной работы, будет работать для других, для себя, через три года поедет за границу. Свободная вакансия оказалась только по немецкому языку, который она и взялась преподавать. Будет преподавать язык, а вместе с тем литературу, историю литературы и новейшую)» [Гарин-Михайловский, 1958, с. 78].
М. А. Постникова владела в совершенстве и немецким, и французским языками, которые могла преподавать в гимназии. Об этом свидетельствует и учебный план Бестужевских курсов тех лет, когда она там училась: преподавали богословие, логику, психологию, историю древней и новой философии, историю педагогики, теорию эмпирического познания, историю литературы, русский язык. В число необязательных предметов входила латынь и хоровое пение, французский, немецкий, английский языки и один из славянских языков.
К сожалению, в упомянутых статьях констатируются только разрозненные факты, без подробностей и какой-либо системы. Так, отмечается, что Александрова работала под руководством С. Ф. Платонова в Археографической комиссии. В статье Н. Б. Чельцовой без конкретизации отмечается, что в Хабаровске и Рязани М. А. Александрова «не оставляла своих научных занятий», «публиковала в местной печати статьи по вопросам просвещения и краеведения», «отказалась нести тяжкое бремя руководства» институтом и др., но при этом не сделано ни одной ссылки.
В последнее время появилось несколько статей, в основу которых положена переписка М. А. Александровой с С. Ф. Платоновым [Митрофанов, 2016, с. 33-39; Его же, 2017, с. 86-93]. Этот ценный источник (14 корреспонденций — письма, телеграммы — за 1905-1923 годы), недавно опубликованный, во многом позволяет конкретизировать отдельные эпизоды ее научных исканий и работу в качестве начальницы Рязанского института [Митрофанов, 2018, с. 227-242].
Первая встреча М. А. Постниковой с С. Ф. Платоновым произошла именно на Высших женских (Бестужевских) курсах. Со временем она вошла и в круг его учеников, которые были приглашены бывать у профессора дома во время известных сред (неформальные встречи), которые проводились, как правило, два раза в месяц. Немало интересных и важных сведений о времени после окончания ею курсов приводит А. Е. Пресняков. Имя Марии Алексеевны не раз встречается в его письмах, адресованных матери и жене. Однако на этот источник, позволяющий установить обстоятельства и подробности их знакомства, которое состоялось у С. Ф. Платонова, не обращали внимания. У Платонова Пресняков получил от присутствовавших «виленских барышень» приглашения, при этом был очень недоволен, о чем написал 6 ноября 1893 года матери: «Не было печали! Как будто мало у меня знакомств». Однако одной из них дает следующую характеристику: «.некая Постникова — самая серьезная и толковая из платоновских учениц, так что с ней у нас есть общие интересы» [Александр Евгеньевич Пресняков, 2005, с. 119]. Уже на следующий день А. Е. Пресняков посетил новую знакомую на квартире, где познакомился с ее братом (речь идет о Петре) — офицером, учившимся в Академии Генерального штаба, о котором составил следующее впечатление: «Курьезный господин, симпатичный, неглупый, с "определенными" взглядами, в справедливости которых он глубоко уверен. Когда я таких убеждений людей вижу, как бы ни были хороши их мнения, а все думается: "Sancta simplicitas" (Святая простота (лат.)» [Там же, с. 119-120].
Теплые, дружеские отношения между Постниковой и Пресняковым будут продолжаться и в последующие годы. Например, А. Е. Пресняков писал об этом 12 мая 1895 года своей маме, что в среду от Цветковского «пошёл к Постниковой» [Александр Евгеньевич Пресняков. с. 188] и 23 августа 1896 года в письме жене: «.сегодня больше болтал с Мар<ией> Алексеевной в Комиссии (Археографическая комиссия. — В. М.) [Александр Евгеньевич Пресняков, 2005, с. 369]. Она же в числе немногих была приглашена к нему на именины» [Там же, с. 370-371]. Случались и общие обеды, на которых присутствовали Вениамин Ефремов — свояк А. Е. Преснякова, их друзья Саванели, Адрианов и др. Последнее упоминание о Марии Алексеевне встречается 11 сентября 1905 года.
М. А. Постникова была знакома со многими посетителями сред у С. Ф. Платонова и членами кружка Г. В. Форстена. Она активно работала в Археографической комиссии, изучая такие памятники русской письменности, как Никоновская летопись, Литовская Метрика, сотрудничала с Русским историческим обществом по составлению Русского биографического словаря (написала для него статьи о С. В. Салтыкове (с. 118-120), М. А. Салтыкове (с. 79-81), В. М. Самарине (с. 128-131) и др.). Можно говорить, что перед М. А. Постниковой открывалась
возможность активной и плодотворной научной работы, тем более что рядом был С. Ф. Платонов и друзья по неформальным кружкам.
Всё складывалось благополучно у выпускницы курсов, на которых она была оставлена руководить семинариями. С. Ф. Платонов вспоминал об этом: «Слушательницы сами устраивают порядок и очередь в занятиях, давая из своей среды воодушевленных распорядительниц и руководительниц. В этом отношении особенно памятна деятельность бывшей слушательницы М. А. Постниковой (по мужу Александровой), которая в 1895-1896 и 1896-1897 годах заведовала практическими занятиями и отлично вела это дело с несколькими группами слушательниц» [Платонов, 2017, с. 255]. По этому поводу А. Е. Пресняков писал жене 8 сентября 1896 года: «В этом году она будет все еще руководить практическими занятиями по русской истории в качестве вольной художницы, без определенного положения на курсах. Но я слышал, что С<ергей> Фёд<орович> хочет с будущего года устроить ей такое положение, как В<ере> В<икторовне>» [Александр Евгеньевич Пресняков, с. 255].
Однако в 1898 году в судьбе М. А. Постниковой происходит важное изменение — она едет на Дальний Восток — в Хабаровск. В письмах А. Е. Преснякова конкретизируется и время отъезда, и высказывается оригинальное предположение о его причине.
В письме матери 24 мая 1898 года А. Е. Пресняков сообщает, что Марья Алексеевна «отправляется» «в Хабаровск учительницей», а 31 августа пишет, что она уже уехала [Александр Евгеньевич Пресняков, с. 271, 280], а жене 19 сентября пишет о том, что В. А. Головань «... мне странную вещь сказал; уверяет, что Мария Алексеевна уехала из-за Г<еоргия> В<асильевича> (Форстен. — В. М.) и что это, наверное, знает, хотя не хотел сказать, как и откуда» [Там же, с. 456]. В семье известного ученого Г. В. Форстена в 1895 году произошла страшная трагедия: Г. В. Форстен дал по ошибке яд своей жене, после чего, промучившись 6 дней, она умерла. По всей видимости, по прошествии времени после трагедии он решил завязать тесные отношения с М. А. Постниковой, но взаимности не встретил. На это косвенно указывает и изменение в ее поведении. Например, 4 апреля 1897 года А. Е. Пресняков писал жене: «А тут еще Марья Алексеевна приходит в совсем истерическое состояние и никто не знает, что с ней такое. Словом, пресловутый "кружок" начинает походить на сумасшедший дом» [Там же, с. 376]. В. Н. Зуев же полагал, что юношеский задор, желание проявить себя привел романтическую натуру на Дальний Восток [Зуев, 1995, с. 72-74].
Летом 1898 года М. А. Постникова через всю страну отправляется к берегам Тихого океана. Именно во время этого путешествия произошла упомянутая встреча с известным писателем Н. Г. Гариным-Михайловским, который оставил о ней интересные записи: «Вторая — бестужевка. Она едет из Петербурга в Хабаровск учительницей в гимназию. Большие серые глаза смотрят твердо и уверенно. Стройная, сильная фигура. Спокойствие и уверенность в себе и своей силе. Она одна проехала всю Сибирь: для женщины, а тем более девушки, — это подвиг. — Где счастье? — спрашивает ее кто-то на палубе. — Счастье в нас, — отвечает она. Я слышу ее ответ и смотрю на нее. Она спокойно встречает мой взгляд и опять смотрит на реку, берег» [Гарин-Михайловский, с. 74-75].
Эта встреча позволяет уточнить время поездки. Если писатель в июле отправился в путешествие, то встреча могла состояться в конце этого месяца или начале августа.
Дальний Восток с конца XIX века был центром международной напряженности. Там служили и братья М. А. Постниковой: (Пётр (1867-1900), Фёдор (1872-1952), Павел — активный участник Белого движения, погиб в 1919 году, Александр (1880-1925) расстрелян большевиками и Аркадий (годы жизни неизвестны). Была еще сестра Анна (1877-1942), в замужестве Норкевич, о ней и ее детях имеются упоминания в письмах С. Ф. Платонову.
В 1900 году при взятии китайской крепости Хун-Чун был убит ее брат Пётр. Он как дворянин учился в Псковском кадетском корпусе, Михайловском артиллерийском училище, Николаевской академии Генерального штаба. В письме от 8 июля 1900 года, адресованном жене, А. Е. Пресняков писал: «Я часто вспоминаю про Марью Ал<ексеевну>. Вчера Хабаровск объявлен на военном положении. Старший брат Мар<ьи> Ал<ексеевны> — Пётр Постников, наверное, в деле» [Александр Евгеньевич Пресняков, с. 463]. О его гибели А. Е. Пресняков узнал из прессы и 23 июля 1900 года писал жене: «Сегодня я узнал из газет очень грустную весть из Китая: убит батарейный командир Пётр Постников, брат нашей Марьи Алексеевны, которая в Хабаровске, а может быть, сестрой милосердия при отряде, как предполагают Адриановы, хотя я этого не думаю: у нее слишком много ответственного дела в Хабаровске. Это очень грустно — и за нее, да и его жаль.
Я знал его — очень привлекательного, энергичного и недюжинного человека. Недаром я все искал его фамилию в известиях из Китая» [Там же, с. 328].
Брат Фёдор — подполковник, инженер, участвовал в строительстве порта во Владивостоке, был членом общества изучения Амурского края, в период Первой русской революции эмигрировал в США. Два младших брата, Павел и Александр, отличились в боевых действиях во время Русско-японской войны.
Здесь же, в Хабаровске, служил и ее будущий муж Николай Фомич Александров (18511915) — инженер-генерал, окончивший в 1877 году Николаевскую инженерную академию. На протяжении пятнадцати лет (с 1881 года) он был одним из первых начальников Амурской инженерной дистанции, известным в свое время общественным деятелем, внес значительный вклад в историю развития Хабаровского края. Когда было создано Хабаровское географическое общество, генерал вошел в учредительный комитет, затем был избран членом совета, а с января 1902 года — его председателем.
В 1901 году до Петербурга дошла «сенсационная новость: говорят, что Мар<ья> Ал<ексеевна> выходит замуж за правителя канцелярии генерал-губернатора в Хабаровске. Перед тем она приезжает в Петербург; может быть, уже приехала, но, я думаю, она сперва побывает у своих в Варшаве», — читаем в письме А. Е. Преснякова от 31 августа [Александр Евгеньевич Пресняков, с. 478].
Свадьба состоялась в 1903 году, семья занимала квартиру в двухэтажном каменном доме военного инженера В. Г. Мооро по улице Лисуновской. Здесь у супругов Александровых родилась дочь Анна.
В 1906 году Н. Ф. Александров был назначен начальником инженеров Виленского военного округа и семья навсегда покинула ставший для них родным Дальний Восток. Карьера Николая Фомича успешно продолжалась и в последующие годы. В 1915 году он назначен на должность начальника Главного военно-технического управления. Его имя как кавалера многочисленных орденов империи упоминается на страницах исследований о генералах Российской империи [Список генералам, 2014, с. 79; Волков, 2009]. Память о замечательном человеке, которого справедливо называют «строителем Хабаровска» [Жуков, 2002, с. 21], бережно сохраняют жители города.
В 1905 году М. А. Александрова возвращается в Петербург. А. Е. Пресняков во время встречи замечает, что она «.сильно постарела, осунулась, нервная и усталая», но была «больше похожа на прежнюю. курсистку. 15 месяцев она одна жила в Хабаровске, так как муж ее — в действующей армии. Теперь она уехала оттуда совсем, распродав все вещи и ликвидировав все отношения, и будет ждать конца войны здесь.» [Александр Евгеньевич Пресняков, с. 527]. О состоявшемся разговоре А. Е. Пресняков 22 мая подробно рассказал жене.
О непродолжительном периоде жизни М. А. Александровой в Хабаровске получаем интересную информацию из двух ее писем и трех телеграмм, адресованных С. Ф. Платонову за 1899-1901 годы [ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Ч. 2. Д. 3931. Л. 1-7], и одно от 26 сентября 1899 года на имя А. Е. Преснякова [Там же. Ч. 4. Д. 6722. Л. 1-2]. Эта вновь выявленная небольшая корреспонденция М. А. Александровой с Дальнего Востока датируется 1899-1901 годами и адресована С. Ф. Платонову и А. Е. Преснякову. Марию Алексеевну в первую очередь интересуют отчеты о деятельности Бестужевских курсов, которые ей нужны для совершенствования работы Хабаровской женской гимназии и которые она просит прислать. Она продолжает следить за выходом новинок исторической литературы, высказывает желание получить монографию С. Ф. Платонова и его лекции. Обратим внимание, что профессор поздравлял ученицу с днем рождения, выслал ей свою монографию, несколько фотографий, среди подарков Марии Алексеевны дочерям С. Ф. Платонова — «Японские сказки».
М. А. Постникова просила С. Ф. Платонова помочь с кадрами для гимназии и открывавшегося реального училища, в том числе на должность его директора. В письме излагаются и интересные требования к кандидатуре руководителя: «энергичный», «просвещенный», «надежный», «не филолог».
Дается краткое описание города Хабаровска и окружающей природы, перечислены научные и общественные общества, где можно приложить свои силы.
Безусловный интерес представляет ее письмо к А. Е. Преснякову. На фоне их взаимоотношений, изложенных выше, оно позволяет выяснить одно из направлений научного интереса М. А. Постниковой, ранее неизвестного — история края. Ее увлекли архивные
материалы, с которыми работал Н. Н. Оглоблин. Друзья продолжали высылать ей новинки литературы.
Заканчивается письмо замечательной фразой, вынесенной в заголовок публикации. Именно эта фраза объясняет тот факт, почему письмо оказалось в фонде С. Ф. Платонова — оно было передано ему А. Е. Пресняковым.
Заключение. Публикуемые материалы вносят существенное дополнение к ранее опубликованным письмам, конкретизируют и дополняют важными фактами педагогическую деятельность М. А. Александровой, очерчивают круг ее общения, в который входили известные ученые С. Ф. Платонов, А. Е. Пресняков, С. В. Рождественский, Г. В. Форстен, С. А. Адрианов и другие, что позволяет говорить о неординарных способностях этой женщины.
Таким образом, наши представления о первом в России руководителе учительского института расширяются, а ее биография значительно дополняется и конкретизируется, в том числе многолетним общением с А. Е. Пресняковым и непродолжительном периоде ее работы на Дальнем Востоке, где она нашла свою судьбу. В непродолжительной жизни М. А. Александровой можно выделить три периода профессиональной деятельности: столичный (1893-1898; 1905-1915), дальневосточный (1898-1905) и рязанский (1915-1924). Архивные же поиски следует продолжать с целью выявления ответных писем названных корреспондентов, автобиографических материалов и опубликованных работ.
Приложение 1
Письма С. Ф. Платонову за 1896-1901 годы № 1
24 мая <18>96 г. Суббота.
Многоуважаемый Сергей Федорович!
Чтобы я имела право получить по случаю сегодняшнего заседания Комиссии двадцать пять рубл<ей> за переписку Никоновской летописи 1, необходимо, согласно новым правилам, Ваше письменное заявление. Петр Андр<еевич> 2 будет ждать его до 6 ч<асов> веч<ера>.
Готовая к услугам М. Постникова.
ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Ч. 2. Д. 3931. Л. 1.
№ 2
Четверг 22 июня Карандашная помета «99» Ур. Новокиевское 3
Многоуважаемый Сергей Федорович!
Позвольте обратиться к Вам с большой просьбой. Мне очень необходимы, как можно скорее, все годичные отчеты ВЖК 4 и вообще все, что касается их истории. Не зная, у кого это можно достать, я решаюсь обратиться к Вам, надеясь, что Вы на меня не рассердитесь за такое беспокойство. Может быть, Вы будете так добры сказать кому следует, чтобы мне выслали все это наложенным платежом по адресу: г. Хабаровск Приамурского округа, Женская гимназия.
Пользуюсь случаем, чтобы напомнить Вам о своем существовании и сообщить, что меня очень огорчает сознание, что Вы забыли о Вашей бывшей ученице, которая и здесь все же продолжает интересоваться историей и которой Вы до сих пор не прислали Вашей диссертации 5 и лекций, читанных в юрид<ической> Академии 6.
1 Никоновская летопись — крупнейший памятник русского летописания XVI века. Названа по имени патриарха Никона, которому принадлежал один из ее списков (см.: Платонов С. Ф. К вопросу о Никоновском своде // ИОРЯС. 1902. Т. 7, кн. 3. С. 24-33). М. А. Постникова принимала участие в подготовке свода к печати (переписывала текст). (См.: Летописный сборник, именуемый Патриаршею или Никоновскою летописью // ПСРЛ. 1-е изд. Т. 11. СПб., 1897. 262 с.).
2 Гильтебрандт Петр Андреевич (1840-1905) — русский православный литератор и историк, археограф, палеограф и фольклорист.
3 В состав Посьетского стана вошли Янчихинская и Адиминская волости, которые составили четвертый участок крестьянского переселенческого начальника, камера которого находилась сначала в с. Раздольном, а затем в с. Новокиевском. Волостные правления находились в одноименных населенных пунктах (см.: Хроника освоения Россией Дальнего Востока и Тихого океана. 1639-1989. Владивосток, 1989. С. 20).
4 Речь идет о Высших женских (Бестужевских) курсах в Санкт-Петербурге (1878-1918). Курсы были одним из первых женских высших учебных заведений в России.
5 См.: Платонов С. Ф. Очерки по истории смуты в Московском государстве ХУ-ХУП вв. (Опыт изучения общественного строя и сословных отношений в Смутное время). СПб. : Тип. И. Н. Скороходова. 1899. 665 с.
6 См.: Платонов С. Ф. Лекции по русской истории, читанные в 1898-1899 гг. на Высших женских курсах, в Императорском Санкт-Петербургском университете и Военно-юридической академии. Издали на правах рукописи
Искренно уважающая Вас М. Постникова
Р. Б. Надежде Николаевне 7, Клеопатре Александровне 8 и всем детям мой искренний привет. Сердечно благодарю за телеграмму, полученную 26-го янв<аря>. Как раз в день Ангела.
ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Ч. 2. Д. 3931. Л. 2.
№ 3
Телеграмма.
Получили ли Ниночка, Верочка и Наденька японские сказки?
Это первая проба переслать что-нибудь, в Иркутске, говорят, все задерживают.
Помета Платонова: «Послано: 23. IX».
ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Ч. 2. Д. 3931. Л. 3.
№ 4
Телеграмма.
Из Хабаровска.
14. 04. 1900.
Христос Воскресе. Глубокая благодарность <за> книгу, фотографии. Прошу Надежду Николаевну прислать свою. Требуются <в> августе хорошие преподаватели и преподавательницы. Постникова.
ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Ч. 2. Д. 3931. Л. 4.
№ 5
Хабаровск.
26 февр<аля> 1900.
Многоуважаемый Сергей Федорович!
Позвольте обратиться к Вам с большой просьбой.
Наша гимназия и вообще все учебные заведения нашего края нуждаются в хороших преподавателях. Не пожелает ли кто из окончивших Выс<шие> Женск<ие> Курсы или университет приехать сюда (все равно какой специальности: дело всем найдется). С августа нынешнего 1900 года в Хабаровске, кроме того, открывается Реальное училище 9. Нужен хороший, и энергичный, и просвещенный директор, который вместе с тем будет председателем Педагогического совета нашей гимназии. Все наличные силы в крае заняты. Если до лета здешняя администрация не укажет своих кандидатов, Министерство пришлет своих. Желательно же вполне надежных людей: у нас личность человека имеет большое значение, каждый шаг на виду и всегда получает правильную оценку.
Очень бы хотелось заручить сюда кого-нибудь из «наших», но, вероятно, это немыслимо. Если желающие найдутся — необходимо телеграфировать с указанием лет и специальности или на имя окружного инспектора училищ в Хабаровск, или мне в женскую гимназию.
Директором реального училища желательно лучше иметь математика, естественника или даже историка, но не филолога.
Хабаровск — город очень живописный и хороший. Лежит на 3-х холмах при слиянии р.р. Амура и Уссури, по которым с весны до поздней осени ходят многочисленные пароходы. Весной тонет в зелени садов масса яблонь, черемухи и ландышей. Железная дорога во Владивосток, куда съездить от нас то же, что и в П<етер>б<ург> в Царское Село. Есть публичная библиотека, музей, Общественное собрание, Военное собрание, Комитет народ<ного> чт<ения>, дешев<ая> столовая, Пр<иамурское> отд<еление> Имп<ераторского> русск<ого> географ<ического> об<щест>ва 10, совет которого составляют генералы (всех генералов — 19), об<щест>во Кр<асного> Креста для борьбы с проказою, Об<щест>во вспомощ<ествия> учащимся и проч., проч. Только людей почти нет. Кто приедет сюда, не пожалеет.
Искренне уважающая Вас Ваша ученица М. Постникова.
ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Ч. 2. Д. 3931. Л 5-5 об. 5а-5а об.
слушатели академии поручики Блинов и фон Раупах. СПб., 1899. Вып. 1. 125 с. ; Вып. 2. 198 с. ; Вып. 3. 192 с.
7 Жена С. Ф. Платонова.
8 Мать С. Ф. Платонова.
9 В 1897 г. по указанию генерал-губернатора Н. И. Гродекова на Николаевской площади (ныне пл. Ленина) был выделен участок под строительство реального училища. В 1900 г. выполнена разбивка участка, 29 июля 1901 г. состоялась закладка фундамента. В 1913 г. при училище организованы курсы народных учителей, в 1915 г. открыт учительский институт.
10 Хабаровское краевое отделение Русского географического общества образовано в 1894 г. Побудительным мотивом к этому послужили научные экспедиции на Дальний Восток, проводившиеся с середины XIX века.
Телеграмма.
Хабаровск. 7. 04. 1901.
Христос Воскресе! <В> конце апреля будет <в> Петербурге правитель канцелярии Приамурского генерал-губернатора Матвей Петрович Щербина. Мария Постникова.
ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Ч. 2. Д. 3931. Л. 6 11.
Приложение 2
Письмо М. А. Постниковой А. Е. Преснякову
Хабаровск. 26 сент<ября>1899 г.
Дорогой Александр Евгеньевич!
У Н. Н. Оглоблина 12 в его «Обозрении столбцов и книг Сибирского приказа» ч. I изд. 1895 13 упоминается о некоторых документах, которые готовятся им к печати (см. стб. 195 и 363). Таковы:
1) Сыскное дело об «измене» в Даурском полку окольничаго Фед<ора> Алексеевича Головина «прапорщика Петра Разички, замышлявшего бежать в Китай (Арх<ив> М<инистерства> Юст<иции>. Ст<олбец> Сиб<ирского> Прик<аза> № 984).
2) Дело по извету Нерчинскаго промышленного человека Гордея Попова на Нерчинских служилых людей боярск<ого> сына Никиту Мару с товарищи о заговоре их против воеводы стольника Ив. Самойловича Николева и о намерении их бежать на Амур 208-209 гг.
3) Илимский сыск 163-5 гг. о побеге в Даурию в 163 г. 53 служилых людей Верхоленского Братского острога под предводит<ельством> «воровского казачьего атамана» Мих. Сорокина (Ст. №№ 471-519).
4) Сыскное дело о розни между Якутскими боярскими детьми и казаками и об их злоупотреблениях 176 года (Ст. № 874)
Мне все это надо поскорее. Не знаю, как достать, и обращаюсь к Вам. Может быть, что-нибудь найдете. Простите, что такими неинтересными вещами начинаю свое первое письмо. Зато у меня на письменном столе положено теперь для напоминания 14 Ваше письмо из Харькова от 8-го июня 1895 г., на которое никак не мог собраться ответить бестолковый Марат, но на которое, наверное, напишет интересное рассуждение «умная, солидная и в высшей степени скромная и тактичная» Хабаровская Мария Алексеевна. А пока шлю Вам сердечный привет. Крепко целую Юлию Петровну и Елену Владимировну (ее письма тоже у меня на столе, и, если бы она могла представить, какое значение имеют они для меня, она, наверное, стала бы еще великодушнее). Жму руку С. Ал. 15 и браню его, зачем он вздумал пересылать мне 17 р. 40 к. от
С. В. Рожд<ественского>, когда я ему должна за немец<кую> лит<ературу> и книги Виногр<адова>.
Пишите. М. Постникова.
P.S. Сергею Федоровичу привет от самой верной его ученицы через самого верного его ученика.
Пожалуйста, не забывайте Марата и присылайте ему каждое печатное слово, кот<орое> исходит от кружка и около кружка (!?) 16.
ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Ч. 4. Д. 6722. Л. 1-2.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Александр Евгеньевич Пресняков. Письма и дневники, 1889-1927. — СПб. : Наука, 2005. — 867
с.
2. Арбузова В. М. А. Александрова: некролог // Вестник рязанских краеведов. — 1925. — № 1. — С. 19-22.
3. Будкина Ю. Б. М. А. Александрова // Рязанский историк. — 2005. — № 3. — С. 21-23.
4. Виленская губерния (и Литовско-Виленская губерния) // Списки дворянских родов, внесенных в Родословные книги Дворянских депутатских собраний губерний, наместничеств, и областей. — URL : goldarms.narod.ru/wilno.htm копия (дата обращения: 02.03.2020).
5. Волков С. В. Генералитет Российской империи: энциклопедический словарь генералов и адмиралов от Петра I до Николая II : в 2 т. — М. : Центрополиграф, 2009. — Т. 2 : Л-Я. — 830 с.
6. Гарин-Михайловский Н. Г. По Корее, Маньчжурии и Ляодунскому полуострову. Карандашом с натуры (очерк) // Соч. : в 5 т. — Т. 5. — М. : Гос. изд-во худож. лит., 1958. — Т. 5. — С. 7-390.
11 В деле имеется идентичный текст и на следующем листе (7).
12 Оглоблин Николай Николаевич (1852 — после 1919) — русский историк, археограф и архивист.
13 Обозрение столбцов и книг Сибирского приказа (1592-1768 гг.) : в 4 ч. / сост. Н. Н. Оглоблин. Ч. 1 : Документы воеводского управления. М. : Унив. тип., 1895. 421 с. ; VIII с. (Чтения в О<бщест>ве истории и древностей рос<сийских> при Моск. ун-те).
14 Слова для напоминания в документе написаны сверху строки.
15 С. А. Адрианов.
16 Предложение в документе (л. 2) написано на полях.
7. Груздева Е. Н. Санкт-Петербургский женский педагогический институт. 1903-1918: Основание, структура, личный состав, деятельность : дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02. — СПб., 2005. — 197 с.
8. Жуков А. Строитель Хабаровска — генерал Александров // Словесница искусств. — 2002. — № 10. — С. 21.
9. Зуев В. Н. Бестужевка М. А. Александрова в Хабаровске // Культура, наука и образование народов Дальнего Востока России и стран Азиатско-Тихоокеанского региона: история, опыт, развитие : материалы науч.-практ. конф. — Хабаровск, 1995. — Вып. 3. — С. 72-74.
10. Историко-статистический очерк общего и специального образования в России / под ред. А. Г. Небольсина. — СПб. : Тип. В. Киршбаума, 1883. — С. 97-98.
11. Кертман Л. Е., Васильева Н. Е., Шустов С. Г. Первый на Урале. — Пермь : Пермское кн. изд-во, 1987. — 235 с.
12. Митрофанов В. В. Основные вопросы профессиональной и научной деятельности М. А. Александровой в письмах С. Ф. Платонову // Современная женщина. — 2017. — № 1. — C. 86-93.
13. Митрофанов В. В. «Одинокая работа в рязанском тупике»: Письма М. А. Александровой С. Ф. Платонову (вступ. ст., коммент.) // Magistra Vitae : электрон. журн. по историческим наукам и археологии. — 2018. — № 1. — С. 227-242.
14. Митрофанов В. В. М. А. Александрова во главе учительского института в Рязани (1915-1918 гг.) // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. — 2016. — Т. 16, № 2. — С. 33-39.
15. Митрофанов В. В. С. Ф. Платонов на Высших женских (Бестужевских) курсах // История Петербурга. — 2008. — № 6 (46). — С. 14-19.
16. Моладикова А. А. Состояние и организация педагогического образования в Рязанской губернии во второй половине XIX — начале XX века : автореф. дис. ... канд. пед. наук. — Рязань, 2006. — 22 с.
17. Никольский А. А. М. А. Александрова в путевых очерках Н. Г. Гарина-Михайловского // Материалы и исследования по рязанскому краеведению : сб. науч. работ / отв. ред., сост. Б. В. Горбунов. — Рязань : Узорочье, 2007. — Т. 14. — С. 281-282.
18. Никольский Н. Д. Очерк истории Тверского педагогического института // Известия Тверского педагогического института. — Тверь, 1926. — Вып. 1. — С. 3-12.
19. Отдел рукописей Российской национальной библиотеки (ОР РНБ). — Ф. 585. — Оп. 1. — Ч. 2. — Д. 2074. — Л. 1-30 об. (Письма М. А. Александровой) ; Д. 3931. — Л. 1-7 (Письма М. А. Постниковой за 1899-1901 гг.) ; Ч. 4. — Д. 6722. — Л. 1-2 (Письмо М. А. Постниковой А. Е. Преснякову).
20. Платонов С. Ф. О преподавании русской истории на С. -Петербургских высших женских курсах в 1878-1903 гг. // Собр. соч. : в 6 т. — М. : Наука, 2017. — Т. 5. — 512 с.
21. Соколов Н. Г. Первый в России Рязанский женский учительский институт // Ученые записки Рязанского педагогического института. — 1969. — Т. 62. — С. 23-41.
22. Соломонов В. А. Императорский Николаевский Саратовский университет: история открытия и становления (1909-1917) / под общ. ред. И. В. Пороха. — Саратов : Соотечественник, 1999. — 222 с.
23. Список генералам по старшинству. Составлен по 15-е апреля 1914 года. — Пг. : Воен. изд-во императрицы Екатерины Великой, 1914. — 980 с.
24. Список окончивших курс на С.-Петербургских высших женских курсах: 1882-1889 гг. 18931911 гг. — СПб., 1911. — 196 с.
25. Учебные заведения губернской Рязани. — URL : http://myryazanfoto.ru/Foto/Album_1/ album1.htm (дата обращения: 02.03.2020).
26. Чекурин Л. В. Александрова Мария Алексеевна // Рязанская энциклопедия. — Рязань, 1999. — Т. 1. — С. 51.
Сведения об авторе
Митрофанов Виктор Владимирович — доктор исторических наук, профессор кафедры теории и истории государства и права АНО ВО «Университет при Межпарламентской Ассамблее ЕврАзЭС», Санкт-Петербург, Россия.
Сфера научных интересов: творчество С. Ф. Платонова, историография XIX-XX веков, источниковедение, краеведение.
Контактная информация: электронный адрес: Viktor-n1962@mail.ru V. V. Mitrofanov
"Tell Sergey Fedorovich his most loyal student sends him her best regards": M. A. Postnikova's (Alexandrova's) Letters from Khabarovsk *
The biography of a remarkable woman Maria Alekseyevna Postnikova (Alexandrova), a well-known founder of the system of education in Central Russia and the first head of Ryazan Teachers' Institute, still contains a lot of uninvestigated facts. Five officers and two educators descended from a distinguished noble family of
Postnikov. The analyzed epistolary evidence enables the author to identify the circle of Maria Alekseyevna's good acquaintances acquired at soirees held by the Platonovs on Wednesdays, at meetings of Forsten's study group, through her teaching activities at Higher Women's Courses (aka the Bestuzhev's Courses), at the Teachers' Institute and in the Archaeographic Commission.
Historiography of the investigated issue is continually widening. M. A. Postnikova's letters addressed to S. F. Platonov, an outstanding founder of the system of education in Russia, M. A. Postnikova's research supervisor, a person responsible for M. A. Postnikova's appointment to Ryazan, are especially valuable. The article analyzes previously uninvestigated letters addressed by M. A. Postnikova to S. F. Platonov.
The analysis of A. E. Presnyakov's letters enables the author to identify the beginning of Postnikova's research activities. The article analyzes a previously unknown letter addressed by M. A. Postnikova to Alexander Evgenyevich Presnyakov, S. F. Platonov's most famous student. You can see a line from this letter in the title of the article.
Presnyakov A. E.; archival materials; Forsten's study groups; Postnikova M. A. (Alexandrova); research interests; Platonov's Wednesdays; letters; Platonov S. F.; Khabarovsk
REFERENCES
1. Aleksandr Evgen'evich Presnjakov. Pis'ma i dnevniki, 1889-1927 [Alexander Evgenyevich Presnyakov. Letters and Memoirs, 1889-1927]. St. Petersburg, Science Publ., 2005, 867 p. (In Russian).
2. Arbuzova V. M. M. A. Alexandrova: an Obituary. Vestnik rjazan-skih kraevedov [Bulletin of the Local Historians of Ryazan]. 1925, no. 1, pp. 19-22. (In Russian).
3. Budkina Ju. B. M. A. Alexandrova. Rjazanskij istorik [Ryazan Historian]. 2005, no. 3, pp. 21-23. (In Russian).
4. Vilna Governorate (and Lithuania-Vilnius Governorate). Spiski dvorjanskih rodov, vnesennyh v Rodoslovnye knigi Dvorjanskih deputat-skih sobranij gubernij, namestnichestv, i oblastej [Noble Families of the Red Book of Parliamentary Assemblies of Governorates, Vicariates and Provinces]. Available at : goldarms.narod.ru/wilno.htm kopija (accessed: 02.03.2020). (In Russian).
5. Volkov S. V. GeneralitetRossijskoj imperii: jenciklopediche-skij slovar'generalov i admiralov ot Petra I do Nikolaja II: v 2 tomah [Generals of the Russian Empire: an Encyclopedia of Generals and Admirals from Peter I to Nicholas II: in 2 volumes]. Moscow, Centropoligraf Publ., 2009, vol. 2 : L-Ja, 830 p. (In Russian).
6. Garin-Mihajlovskij N. G. In Korea, Manchuria, the Liaodong Peninsula. Pencil Sketches (Essays). Sochinenija: v 5 tomah [Essays: in 5 volumes]. Moscow, State Publishing House of Fiction Literature Publ., 1958, vol. 5, pp. 7-390. (In Russian).
7. Gruzdeva E. N. Sankt-Peterburgskij zhenskij pedagogicheskij institut. 1903-1918: Osnovanie, struktura, lichnyj sostav, dejatel'nost' [St. Petersburg Women's Pedagogical Institute. 1903-1918: Foundation, Structure, Staff, Activities]. St. Petersburg, 2005, 197 p. (In Russian).
8. Zhukov A. Khabarovsk Erector — General Alexandrov. Slovesnica iskusstv [The Teacher of Arts]. 2002, no. 10, pp. 21. (In Russian).
9. Nebol'sin A. G. (ed.). Istoriko-statisticheskij ocherk obshhego i special'nogo obrazovanija v Rossii [Historical and Statistical Essays on Special Educaiton in Russia]. St. Petersburg, V. Kirshbaum's Publishing House Publ., 1883, pp. 97-98. (In Russian).
10. Zuev V. N. The Bestuzhev Courses. M. A. Alexandrova in Khabarovsk. Kul'tu-ra, nauka i obrazovanie narodov Dal'nego Vostoka Rossii i stran Aziat-sko-Tihookeanskogo regiona: istorija, opyt, razvitie : materialy nauchno-prakticheskoj konferencii [Culture, Science and Education of the Peoples of the Russian Far East and the Countries of the Asia-Pacific Region: History Experience, Development: Proceedings of a Research Conference]. Khabarovsk, 1995, iss. 3, pp. 72-74. (In Russian).
11. Kertman L. E., Vasil'eva N. E., Shustov S. G. Pervyj na Urale [The First in the Urals]. Perm, Perm Publishing House Pub., 1987, 235 p. (In Russian).
12. Mitrofanov V. V. The Main Issues of M. A. Alexandrova's Professional and Research Activities in her Letters Addressed to S. F. Platonov. Sovremennaja zhenshhina [Modern Women]. 2017, no. 1, pp. 86-93.
13. Mitrofanov V. V. "Solitary work in Ryazan Dead End": M. A. Alexandrova's Letters to S. F. Platonov. Magistra Vitae: jelektronnyj zhurnalpo istoricheskim naukam i arheologii [Magistra Vitae: e-journal in history and archeology]. 2018, no. 1, pp. 227-242. (In Russian).
* Mitrofanov V. V. "Tell Sergey Fedorovich his most loyal student sends him her best regards": M. A. Postnikova's (Alexandrova's) Letters from Khabarovsk. Vestnik Rjazanskogo gosudarstvennogo universiteta imeni S. A. Esenina [The Bulletin of Ryazan State University named for S. A. Yesenin]. 2020, no. 3 (68), pp. 15-27. (In Russian). https://doi.org/10.37724/RSU.2020.68.3.002
14. Mitrofanov V. V. M. A. Alexandrova as Head of the Teachers' Institute in Ryazan (1915-1918 gody). Vestnik Juzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Social'no-gumanitarnye nauki [Bulletin of South Urals University. Social Sciences and Humanities series]. 2016, vol. 16, no. 2, pp. 33-39. (In Russian).
15. Mitrofanov V. V. S. F. Platonov at Higher Women's Courses (the Bestuzhev's Courses. IstorijaPeterburga [History of St. Petersburg]. 2008, no. 6 (46), pp. 14-19. (In Russian).
16. Moladikova A. A. Sostojanie i organizacija pedagogicheskogo obrazovanija v Rjazanskoj gubernii vo vtoroj polovine XIX — nachale XX veka [The State and Organization of Pedagogical Education in the Ryazan Province in the Late 19th — Early 20th Centuries]. Ryazan, 2006, 22 p. (In Russian).
17. Nikol'skij A. A. M. A. Alexandrova in N. G. Garin-Mikhaylovsky's Travelling Essays. Materialy i issledovanija po rjazansko-mu kraevedeniju [Materials and Research on Ryazan Local Studies]. Gorbunov B. V. (ed.). Ryazan, Uzorochje Publ., 2007, vol. 14, pp. 281-282. (In Russian).
18. Nikol'skij N. D. An Essay on History of Tver Pedagogical Institute. Izvestija Tverskogo pedagogicheskogo instituta [Proceedings of Tver Pedagogical Institute]. Tver, 1926, iss. 1, pp. 3-12. (In Russian).
19. Otdel rukopisej Rossijskoj nacional'noj biblioteki (OR RNB) [The Department of Manuscripts of the Russian National Library (DM RNL). F. 585, Op. 1, Ch. 2, D. 2074, L. 1 -30 ob. (M. A. Alexandrova's letters); D. 3931, L. 1-7 (M. A. Postnikova's letters of 1899-1901); Ch. 4, D. 6722, L. 1-2 (M. A. Postnikova letter to A. E. Presnyakov). (In Russian).
20. Platonov S. F. On Teaching Russian History at St. Petersburg Higher Courses for Women in 1878-1903. Sobranije sochinenij v 6 tomah [Collected Works: in 6 volumes]. Moscow, Science Publ., 2017, vol. 5, 512 p. (In Russian).
21. Sokolov N. G. The First Russian Institute for Women in Ryazan. Uchenye zapiski Rjazanskogo pedagogicheskogo instituta [Scholarly Notes of Ryazan Pedagogical Institute]. 1969, vol. 62, pp. 23-41. (In Russian).
22. Solomonov V. A. Imperatorskij Nikolaevskij Saratovskij universitet: istorija otkrytija i stanovlenija (19091917) [Nicholas Imperial University of Saratov: History of Foundation and Development (1909-1917)]. Poroh I. V. (ed.). Saratov, Compatriot Publ., 1999, 222 p. (In Russian).
23. Spisok generalam po starshinstvu. Sostavlen po 15-e aprelja 1914 goda [A Hierarchical List of Generals. Composed on April 15, 1914]. Petrograd, Military Publishing House of Catherine the Great, 1914, 980 p. (In Russian).
24. Spisok okonchivshih kurs na Sankt-Peterburgskih vysshih zhenskih kursah: 1882-1889 gody, 18931911 gody [A List of Graduates of St. Petersburg Higher Women's Courses: 1882-1889, 1893- 1911]. St. Petersburg, 1911, 196 p. (In Russian).
25. Uchebnye zavedenija gubernskoj Rjazani [Educational Institutions of the Ryazan Province. Available at : http://myryazanfoto.ru/Foto/Album_1/ album1.htm (accessed: 02.03.2020). (In Russian).
26. Chekurin L. V. Alexandrova Maria Alekseyevna. Rjazanskaja jencik-lopedija [Ryazan Encyclopedia]. Ryazan, 1999, vol. 1, pp. 51. (In Russian).
Information about the author
Mitrofanov Viktor Vladimirovich — Doctor of History, Professor in the Department of Theory and History of State and Law at the University of Interparliamentary Assembly of the Eurasian Economic Union, St. Petersburg, Russia.
Research interests: S. F. Platonov's work, historiography of the 19th-20th centuries, source studies, local
studies.
Contact information: e-mail: Viktor-n1962@mail.ru
Поступила в редакцию 22.04.2020 Received 22.04.2020