Научная статья на тему 'Малоизвестные страницы административной деятельности и коммуникативных связей М. И. Демкова'

Малоизвестные страницы административной деятельности и коммуникативных связей М. И. Демкова Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
М.И. ДЕМКОВ / С.Ф. ПЛАТОНОВ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕРЕПИСКА / ПЕДАГОГИКА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КУРСЫ / ДИРЕКТОР НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ / M.I. DEMKOV / S.F. PLATONOV / ADMINISTRATIVE ACTIVITIES / CORRESPONDENCE / PEDAGOGY / PEDAGOGICAL COURSES / DIRECTOR OF PUBLIC SCHOOLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Митрофанов Виктор Владимирович

Одной из ярких фигур отечественной педагогики и образования по праву считается М.И. Демков, свидетельством чего является привлечение его теоретических положений, использование педагогами-практиками методических указаний в области воспитания школьников. Несмотря на широкую известность ученого, отдельные страницы его организаторской и общественной работы остаются малоизвестными. С привлечением писем М.И. Демкова, адресованных выдающемуся отечественному историку и организатору системы образования в России С.Ф. Платонову, уточняются неизвестные и малоизвестные страницы административной деятельности и личной жизни известного педагога. Приведенные факты способствуют конкретизации круга лиц, с которыми он находился в переписке, отдельных пробелов в истории образования Нижегородской и Владимирской губерний. Уточняются также разносторонние и многолетние связи С.Ф. Платонова с корреспондентами Нижегородского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LITTLE-KNOWN ADMINISTRATIVE AND COMMUNICATION LINKS OF M.I. DEMKOV

History of pedagogy and the activities of its most prominent representatives remain in the focus of modern scientists' attention. M.I. Demkov is considered to be one of the outstanding figures in the Russian pedagogy and education. This is evidenced by the fact that his theories were used by many practicing teachers as guidelines in the field of schoolchildren education. Despite the scientist's fame, some pages of his organizational and public work remain largely unknown. For example, his service in the Nizhny Novgorod province in the position of director of public schools and his membership in scientific societies have not been reflected in his biography.Using the letters that M.I. Demkov addressed to S.F. Platonov, an outstanding Russian historian and organizer of the education system in Russia, we have clarified some unknown and little-known pages of the famous teacher's administrative and personal life. These facts will help to determine the circle of persons with whom he was in correspondence and to fill some gaps in the history of education of the Nizhny Novgorod and Vladimir provinces. We have found a significant number of S.F. Platonov's correspondents in Nizhny Novgorod, which confirms his versatile and long-term relations with correspondents in the Nizhny Novgorod province.

Текст научной работы на тему «Малоизвестные страницы административной деятельности и коммуникативных связей М. И. Демкова»

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2019, № 3 (55), с. 201-207

УДК 37.01(092)+37.034

МАЛОИЗВЕСТНЫЕ СТРАНИЦЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И КОММУНИКАТИВНЫХ СВЯЗЕЙ М.И. ДЕМКОВА

© 2019 г. В.В. Митрофанов

Митрофанов Виктор Владимирович, д.и.н.; доц.; профессор кафедры теории и истории государства и права Университета при Межпарламентской ассамблее при ЕврАзЕС, Санкт-Петербург

viktor-n1962@mail.ru

Статья поступила в редакцию 27.04.2019 Статья принята к публикации 31.07.2019

Одной из ярких фигур отечественной педагогики и образования по праву считается М.И. Демков, свидетельством чего является привлечение его теоретических положений, использование педагогами-практиками методических указаний в области воспитания школьников. Несмотря на широкую известность ученого, отдельные страницы его организаторской и общественной работы остаются малоизвестными. С привлечением писем М.И. Демкова, адресованных выдающемуся отечественному историку и организатору системы образования в России С.Ф. Платонову, уточняются неизвестные и малоизвестные страницы административной деятельности и личной жизни известного педагога. Приведенные факты способствуют конкретизации круга лиц, с которыми он находился в переписке, отдельных пробелов в истории образования Нижегородской и Владимирской губерний. Уточняются также разносторонние и многолетние связи С.Ф. Платонова с корреспондентами Нижегородского края.

Ключевые слова: М.И. Демков, С.Ф. Платонов, административная деятельность, переписка, педагогика, педагогические курсы, директор народных училищ.

Введение

Во второй половине XIX в. появилась целая плеяда деятелей, составивших цвет российской педагогической мысли, среди них - К.Д. Ушин-ский, Л.Н. Толстой, Н.И. Пирогов, П.Ф. Капте-рев, П.А. Флоренский, А.Н. Острогорский, В.И. Водовозов, К.В. Ельницкий и др. В этом ряду достойное место занимает и Михаил Иванович Демков (1859-1939) - русский и советский педагог, историк и популяризатор педагогики. Теоретические установки авторитетного педагога во многом определили и направленность ряда диссертационных работ [1-4]. Энциклопедические издания содержат статьи, посвященные многостороннему деятелю в области педагогической науки [5; 6, с. 250; 7, с. 354], а его идеи в области воспитания вошли в золотой фонд российской гуманистической педагогики.

Главными целями данной статьи являются уточнение основных этапов административной деятельности этого яркого представителя российской педагогики (прежде всего, его служба в Нижегородской губернии), введение в научный оборот его небольшой, но важной, для заявленной темы, переписки с С.Ф. Платоновым. Следует заметить, коммуникативные связи М.И. Демкова к исследованию еще не привлекались. Публикуемые письма позволяют расширить список нижегородских корреспондентов С.Ф. Платонова, что

уточняет его разносторонние и многолетние связи с деятелями краеведения, народного образования, архивистами, представителями музейного и библиотечного дела Нижегородского края.

Изученность проблемы

Рамки статьи не предусматривают рассмотрение специальных вопросов, касающихся педагогических идей в творческом наследии ученого.

Изучение и осмысление трудов классиков педагогической мысли продолжает обогащать современную науку и практику, «помогает на основе анализа свершившихся исторических фактов лучше понять настоящее и увидеть будущее» [8, с. 57]. А.В. Бабаян проанализировала подходы М.И. Демкова к проблемам нравственности, этики, чувств чести, долга, достоинства, правдивости, названные им «драгоценными нравственными качествами» [9, с. 16]. Мысли, высказанные известным теоретиком о гуманистическом характере древнерусской и средневековой педагогики, ряд современных исследователей называет «идеалистическими» [10, с. 38-48].

Л.А. Грицай обратила внимание на национальную направленность [11, с. 217-226] процесса воспитания, которую активно пропагандировал русский мыслитель.

Авторы констатируют, что М.И. Демков «собрал воедино сведения о путях развития русской школы и педагогики от средневековья до XIX столетия включительно и стал автором ряда учебников и хрестоматий по истории педагогики для учителей гимназий, учащихся учительских семинарий и институтов. Трехтомный труд «История русской педагогики» (1895— 1909) М.И. Демкова не потерял своего значения и сегодня» [12].

Т.А. Дубровская замечает, что в исследованиях М.И. Демкова «получила развитие» идея «целостной картины развития системы народного образования» [13, с. 15].

Наиболее емкую характеристику педагогических идей М.И. Демкова дает Л.А. Степанова. Исследователь с именами М.И. Демкова, П.Ф. Каптерева, К.Н. Вентцеля связывает развитие «принципов антропологического подхода», заложенных К.Д. Ушинским [14, с. 75-81; 15, с. 80-85].

К 150-летнему юбилею со дня рождения М.И. Демкова появилась небольшая обзорная статья с приложением списка педагогических трудов из 36 позиций [16, с. 20-25], хотя этот список далеко не исчерпывает полностью его творческого наследия. Недостатком работы является отсутствие (вероятно, по незнанию) упоминания библиографического указателя 1916 г. [17].

Следует заметить, что исследователи в основном рассматривают научно-педагогические и теоретические воззрения ученого, не касаясь его административной работы и биографии. Такой подход в принципе оправдан, но не всегда.

Результаты исследования

Окончив в 1877 г. Нежинский лицей, М.И. Демков поступил в Киевский университет на естественный факультет. Педагогическую деятельность начал в 1881 г. учителем физики и естествознания в Черниговской женской гимназии [18], с 1885 г. работал в Глуховском учительском институте, затем - в Глуховской женской прогимназии. В это же время он начал публиковать свои исследования по педагогике, истории педагогики, дидактике в ряде авторитетных журналов: «Русская школа», «Вестник воспитания», «Педагогический сборник», «Гимназия» (Ревель), «Русский начальный учитель». Данные публикации (кстати, не все они выявлены и не составлен их перечень) подготовили автора к составлению учебников по педагогике [19; 20], написанию популярных работ, в которых автор пропагандирует педагогические знания [21; 22] (одновременно с этим выходили и его рассказы для детей [23]). Обратим внимание на важное

обстоятельство: многие книги М.И. Демкова печатались в таких известных типографиях, как типографии М.М. Стасюлевича и И.Д. Сытина, что говорит об их популярности среди учителей учебных заведений разного уровня и студентов педагогических специальностей.

Первым же его научным трудом (об этом исследователи не упоминают), хотя во многом и компилятивным, явилась брошюра о бактериях [24], вышедшая значительным тиражом -1200 экз. Здесь автор выступил как специалист-естественник. Брошюра была замечена, так как сразу же вошла в новый список литературы, который был опубликован в «Библиографе» в № 3 (март); а сегодня эта небольшая работа включена в список редких книг [25]. Примечательно, что экземпляр, который хранится в Институте ботаники НАН Украины, подарочный и имеет посвящение «Многоуважаемому и дорогому Василию Карловичу Совинскому на память от автора»1.

Одновременно вышла и другая книга, которая позволяет установить, что молодой педагог состоял действительным членом Киевского общества естествоиспытателей [26]. М.И. Демков являлся действительным членом Нежинского историко-филологического общества при институте кн. Безбородко, созданного в 1894 г. Заметим, что его членство в научных обществах остается также малоизвестным.

Имея уже значительный педагогический опыт, М.И. Демков начал административную деятельность. В 1901 г. он был назначен директором народных училищ Нижегородской губернии (это не указывается даже в его послужном списке, как и в исследованиях, посвященных ему). В феврале 1905 г. он возглавил Московский учительский институт (среднее специальное учебное заведение) [27], который был открыт в 1872 г. Предшественниками М.И. Демкова на посту директора были известные педагоги-практики, много сделавшие для развития системы образования, возглавляя гимназии и другие учебные заведения: А.Ф. Малинин, Н.И. Раевский, В.В. Григорьев, Ф.И. Егоров; а передал дела он А.П. Флерову [28].

Напомним, что только в 1915 г. в Рязани был открыт первый подобный женский учительский институт, начальницей которого была назначена окончившая Высшие (Бестужевские) Женские курсы М.А. Александрова (Постникова). Примечательно, что ее утверждение в должности состоялось после обсуждения кандидатуры министра народного просвещения П.Н. Игнатьева с директором ЖПИ С.Ф. Платоновым. Адресованные С.Ф. Платонову письма первой в России женщины, занявшей столь высокий пост, недавно опубликованы [29].

В октябре 1911 г. М.И. Демкова снова перевели на губернский уровень, назначив на должность директора народных училищ Владимирской губернии; однако занимал он ее недолго -вероятно, до 1913 г. (на одной своей книге, изданной в 1913 г., он подписался как бывший директор). Этот период его работы не нашел должного освещения в литературе, хотя имеются отрывочные и попутные упоминания. Например, Ж.А. Подольская в работе тезисного характера, не называя имя директора, как и духовного лица, пишет: «Архиепископ Владимирский и Суздальский (Алексий (Дородницын Ане-мподист Яковлевич). - В.М.) в октябре 1911 г. обратился к господину Директору народных училищ Владимирской губернии (М.И. Демков. —

B.М.) с предложением проведения мероприятий по решению вопроса воспитания: «Для поднятия религиозно-нравственной настроенности и любви к храму Божию в народе, имею честь покорнейше просить Ваше Превосходительство сделать распоряжение: 1) чтобы учители и учительницы народных училищ Владимирской губернии оказывали содействие законоучителям в их религиозно-нравственном воздействии на школьников своею доброю жизнью: религиозностью, соблюдением постов и уставов православной церкви, неопустительным посещением богослужения, беседами с детьми о предметах веры и благочестия; 2) чтобы вменено было в непременную обязанность учащим в народных училищах неопустительно посещать с учащимися храм Божий в воскресенье и праздничные дни; 3) чтобы из училищных библиотек были изъяты книги и брошюры, так или иначе могущие развращать детей» [30, с. 84].

Уйдя в отставку, М.И. Демков занимался здоровьем своем дочери, отвез ее в Ялту, а затем поселился в родном Глухове. Его административная и преподавательская деятельность продолжалась и после 1917 г. Находясь уже в зрелом возрасте, он продолжал также публикаторскую деятельность. Стоит отметить, что и в советский период его труды оставались востребованными.

Публикуемые письма, адресованные

C.Ф. Платонову, датируются 1901-1914 гг., переписка была нерегулярной, насчитывает всего 7 писем. По годам она распределена неравномерно: 1901, 1902 гг. - по одному письму, 1904 г. - два письма, при этом заметим, написанных одно за другим, затем перерыв до 1908 г., когда написано одно письмо, снова перерыв до 1914 г., когда было отослано 2 письма с небольшим промежутком.

Обратим внимание, что некоторые письма написаны на бланках директора народных учи-

лищ Нижегородской губернии (2) и Московского учительского института (1). Их тематика затрагивает факт деятельности М.И. Демкова в Нижнем Новгороде и касается до недавнего времени неизвестного эпизода просветительской деятельности С.Ф. Платонова (как и самого М.И. Демкова) в провинции, в частности его участия в педагогических курсах в 1902 г. Первая публичная встреча С.Ф. Платонова (вдали от столицы) с широкой городской и уездной аудиторией учителей произошла летом в 1902 г. на педагогических курсах, состоявшихся в Нижнем Новгороде, где он прочитал лекции под общим названием «Значение Нижнего Новгорода в истории России». В ходе согласования название цикла лекций было изменено, план же этих лекций хранится в личном фонде историка и датирован 1902 г. [31].

Архивные материалы в полной мере раскрывают порядок организации этого важного мероприятия в области образования губернии. За полгода до курсов, 7 декабря 1901 г., в одном из писем видный деятель краеведческого и земского движения в Нижнем Новгороде А.А. Савельев (возглавлял в это время губернское земство), находившийся в продолжительной переписке с С.Ф. Платоновым, писал о «нуждах земства», предполагавшего организовать курсы для учителей земских училищ в 1902 г. с 5 по 24 июня [32]. По вопросу организации лекций С.Ф. Платонову 7 января 1902 г. за № 68 направил письмо и директор народных училищ Нижегородской губернии М.И. Демков. В другом он просил включить в лекции общеобразовательный раздел. На курсах произошло и их личное знакомство, которое для М.И. Демкова было «радостью».

Курсы проводились регулярно: первые были проведены еще в 1898 г., а вторые - в 1900 г. Поэтому М.И. Демков как директор народных училищ губернии принял в этом вопросе эстафету от своего предшественника. Н.Н. Иорданский [33], занимавший должность инспектора народных училищ губернии в 1898-1911 гг. (находился в переписке с С.Ф. Платоновым [34]) и имевший опыт организации курсов (1900 г.), не случайно был назначен их наблюдателем. Обратим внимание, что на педагогические воззрения поборника развития народного образования, как и на М.И. Демкова, значительное влияние оказали идеи К.Д. Ушинского. Оба являлись сторонниками гуманистической школы.

Численность аудитории намечалась в 160 учительниц, а предметами курсов были арифметика, русский язык и методы их преподавания. Устроители курсов хотели «ознакомить» слушательниц с такими важными предметами преподавания, как история, естество-

знание, логика, география и прочие. С.Ф. Платонова приглашали прочитать 2-3 или 4 лекции с целью ознакомления «в общих чертах с главнейшими фактами истории (главным образом русской) и дать руководящие указания при сообщении ученикам на уроках дополнительного чтения важнейших исторических сведений» [38, с. 114]. В скором времени положительный ответ был получен, и 28 декабря от имени управы С.Ф. Платонова благодарили за согласие принять участие в курсах. 20 мая 1902 г. С.Ф. Платонова официально уведомляли о краткосрочных педагогических курсах для учителей народных училищ Арзамасского, Ардатовского и Лукояновского уездов. Необходимое в таких случаях разрешение попечителя Московского учебного округа было получено, С.Ф. Платонова утвердили руководителем занятий с курсистами по русской истории. Предварительно С.Ф. Платонов согласовал свой приезд на 18 или 19 июня, определял количество лекций (3 по 2 часа каждая) и высказывал ряд пожеланий относительно распределения занятий.

Лектор предложил интересный взгляд на историю Нижнего Новгорода и проследил, как менялась роль города в истории государства в целом. Так, на первом этапе город, по мнению историка, «играл» роль национально-оборонительную, роль передового поста. В дальнейшем «он стал базисом движения русских в инородческие земли, оплотом наступления» [35, с. 241]. Отмечено значение торговли в жизни города до покорения Казани. Но самой «блестящей страницей нижегородской истории» С.Ф. Платонов справедливо считает Смутное время, при этом обращая внимание, что роль города важна «во всех трех периодах» Смуты [35, с. 245].

Надо заметить, что конспект лекций был записан наблюдателем курсов и в кратком (тезисном) [36], и в полном [37] варианте. Оба варианта недавно были опубликованы повторно [38, с. 279304; 384-385].

Информация, содержащаяся в письмах М.И. Демкова, позволяет судить об изменении времени проведения курсов: предполагали временные рамки с 4-го по 29 июня, а закончились они 25 числа.

Среди общих знакомых упоминается председатель НГУАК А.А. Савельев. Сообщается о желании М.И. Демкова узнать адреса и отчества профессоров И.М. Гревса и Г.В. Форстена с научными целями. Первый имел большой опыт преподавательской работы в столичных гимназиях, на Высших (Женских) Бестужевских курсах и в университете. Второй был специалистом в области международных отношений Нового времени, истории западноевропейской культу-

ры. Вероятно, М.И. Демков предполагал получить от них отзыв или рецензию на свой труд по истории западноевропейской педагогики.

В одном из писем от 19 мая 1904 г. автор просит профессора прислать программу экзамена для лиц, имеющих степень магистра. Следует предположить, что М.И. Демков готовил диссертацию.

Исполняя должность директора московского учительского института, М.И. Демков просил С.Ф. Платонова прислать ежегодные отчеты ЖПИ и обзоры преподавания и проспекты лекций по педагогике. Эти документы нужны были как образцы для формирования учебного плана, организации учебного процесса в вверенном ему институте; а положительный опыт деятельности учебных заведений использовался при написании книг по педагогике.

Переписка, как свидетельствуют публикуемые письма, была взаимной. С.Ф. Платонов живо откликался на все просьбы М.И. Демкова, высылал ему программу экзамена, отчеты, к тому же он приглашался познакомиться с работой ЖПИ.

Заключение

Таким образом, приведенные сведения расширяют наши представления о роли М.И. Дем-кова в развитии народного образования. Уточняются и отдельные малоизвестные страницы его административной деятельности (директор народных училищ Нижегородской губернии, работа на аналогичной должности во Владимирской губернии). Приведены и некоторые страницы из его личной жизни. Факт переписки М.И. Демкова с С.Ф. Платоновым дополняет сведения о круге его корреспондентов; думается, что это значимый факт в его биографии.

Конкретизируются и связи выдающегося организатора системы образования России С.Ф. Платонова, в том числе и с губернскими деятелями народного просвещения.

Примечание

1. Стоит напомнить, что В.К. Совинский (18531917) - русский зоолог, карцинолог, доктор зоологии, обосновал самостоятельность Понто-Каспийско-Аральской фаунистической провинции.

Список литературы

1. Гранкин А.Ю. Проблемы семейного воспитания в русской демократической педагогике конца XIX - начала XX вв.: Дис. ... канд. пед. наук. Пятигорск: Пятигорский государственный лингвистический университет, 1996. 216 с.

2. Исаева Л.Н. Педагогическая деятельность и педагогические взгляды М.И. Демкова (1859-1939): Дис. ... канд. пед. наук. Пятигорск: Пятигорский государственный лингвистический университет, 1996. 190 с.

3. Воробьева К.Н. Развитие антропологического подхода в педагогике семейного воспитания во второй половине XIX - начале ХХ вв.: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М.: Московский гуманитарный уни-верстет, 2007. 23 с.

4. Потапова О.В. Воспитательные ценности в педагогическом наследии М.И. Демкова: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Смоленск: Смоленский государственный университет, 2012. 22 с.

5. Педагогическая энциклопедия / Гл. ред. А.И. Каиров, Ф.Н. Петров. В 4 т. М.: Советская Энциклопедия, 1964. Т. 1. 832 столб.

6. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / Гл. ред. В.В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. Т. 1 (А-Л). 607 с.

7. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. 528 с.

8. Брунченкова Н.М., Алексеева Л.В. Взгляды М.И. Демкова на роль этики в нравственном воспитании подрастающего поколения // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия Е: Педагогические науки: научно-теоретический журнал. 2011. № 15. С. 57-62.

9. Бабаян А.В. Концепция нравственного воспитания М.И. Демкова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2012. № 1. С. 12-19.

10. Ирхин В.Н., Ирхина И.В. Зарождение идей воспитания здорового человека на Руси в период средневековья: IX-XVII века // Научный журнал «Дискурс». Педагогические науки. 2017. 2 (4). С. 38-48.

11. Грицай Л.А. Проблема национальных традиций воспитания детей в семье в педагогическом наследии М.И. Демкова и Д.Д. Семенова // Вестник ТОГУ. Педагогика и психология. 2013. № 4 (31). С. 217-226.

12. Педагогическая мысль в России XIX века. иКЬ: megalektsii.ru/s35705t9.html (дата обращения: 12.02.2019).

13. Дубровская Т.А. Формирование и развитие системы профессионального образования в России (XIX - начало XX века): Автореф. дис. ... докт. ист. наук. М.: Российский государственный социальный университет, 2004. С. 55.

14. Степанова Л.А. М.И. Демков: Вопросы содержания подготовки учителей в России // Педагогика. 2009. № 10. С. 75-81.

15. Степанова Л.А. Развитие антрополого-гуманистических воззрений отечественных педагогов на содержание профессиональной подготовки учителя в России (1 -я треть ХХ века) // Вестник МГОУ. 2010. № 3. С. 80-85.

16. Смирнова Л.В. К 155-летию со дня рождения Михаила Ивановича Демкова // Историко-педагогический журнал. 2014. № 2. С. 20-25.

17. Егоров С.Ф. Педагогические и др. сочинения М.И. Демкова [библиографич. указатель]. М.: Тип. Г. Лисснера и Д. Собко, 1916. 15 с.

18. Демков М.И. Общее образование и его цели. Речь, произнесенная на акте Черниговской женской гимназии 16 сентября 1884 г. преподавателем М.И. Демковым. Чернигов: Губ. тип., 1884. 8 с.

19. Курс педагогики для учительских институтов, высших женских курсов и педагогических классов женских гимназий / Сост. М.И. Демков, дир. Моск. учит. ин-та. Ч. 1-2. М.: Тип. Г. Лисснера и Д. Собко, 1907. Т. 1. 317 с.; 1908. Т. 2. 338 с.

20. Демков М.И. Основы педагогики, дидактики и методики: (С прил. указ. лит. по философии, психологии, этике, педагогике, истории педагогики, школ. гигиене и методике отдел. предметов). М.: Т ип. Г. Лисснера и Д. Собко, 1907. 315 с.

21. Демков М.И. Русская педагогика в главнейших её представителях. М.: К.И. Тихомиров, 1898. 480 с.

22. Демков М.И. Очерки по истории русской педагогики. М.: Тип. т-ва И.Д. Сытина, 1909. 144 с.

23. Демков М.И. Дары юности. Рассказы. М.: Изд. авт., 1915. 244 с.

24. Бактерии и их роль в заразных и эпидемических болезнях. По новейшим исследованиям, сост. М.И. Демковым. Чернигов: Губ. тип., 1885. 78 с.

25. Каталог рщюсно! книги iз фондi в науково! бiблiотеки 1нституту боташки ш. М.Г. Холодного НАН Укра!ни / Упорядник Н.Г. Кривольченко; гол. ред. канд. бюл. наук М.В. Шевера. Киев: Альтерпрес, 2011. 97 с.

26. Успехи знания (1883-1884): Физика, метеорология, зоология, ботаника, география, этнография и путешествия. Год первый / Сост. М.И. Демков, д. чл. Киевск. о-ва естествоиспытателей. Чернигов: Губ. тип., 1885. 162 с.

27. Саввина О.А. Малининский институт (к 140-летию со дня основания Московского учительского института) // Педагогика. 2012. № 8. С. 89-94.

28. Саввина О.А. Директора Московского учительского института (1872-1917) // Московский журнал. 2014. № 9. С. 20-27.

29. Митрофанов В.В. «Одинокая работа в рязанском тупике»: Письма М.А. Александровой С.Ф. Платонову (вступ. ст. публик., коммент.) // MagistraVitae: электронный журнал по историческим наукам и археологии. 2018. № 1. С. 227-242 (дата обращения 20.02.2019).

30. Подольская Ж.А. Духовно-нравственное воспитание в народных школах Владимирской губернии в пореформенный период // Рождественский сборник. Российская провинция: история, традиции, современность: Мат-лы конф. Ковров, 13-14 января 2011 г. / Сост. И.Н. Зудина, О.А. Монякова. Вып. XVIII. Ковров: Маштекс, 2011. С. 82-85.

31. ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Ч. 2. Д. 2786. Л. 2 - 2 об.

32. Митрофанов В.В. «.позвольте мне обратиться к Вам как знатоку эпохи Смутного времени»: письма А.А. Савельева к С.Ф. Платонову (вступ. ст. подгот. коммент.) // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2016. № 2. С. 49-71.

33. Рымаков А.К. Крупный деятель земской школы Н.Н. Иорданский (Опыт историко-педагогической характеристики в связи с развитием начального образования): Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М.: НИИ теории и истории педагогики АПН РСФСР, 1964. 22 с.

34. Митрофанов В.В. «Глубокое Вам спасибо...»: некоторые факты просветительской и организаторской деятельности С.Ф. Платонова в Нижнем Новгороде в начале ХХ века (статья, публ.) // Клио. 2012. № 6 (66). С. 21-25.

35. Педагогические курсы Нижегородского губернского земства с 4 по 25 июня 1902 года. Н. Новгород, 1903. С. 241, 245.

36. Беседы С.Ф. Платонова // Педагогические курсы Нижегородского губернского земства с 4 по 25 июня 1902 года. Н. Новгород, 1903. С. 239-260.

37. Отчет наблюдателя курсов Н.Н. Иорданского о педагогических курсах Нижегородского губернского земства в Нижнем Новгороде с 4 по 25 июня 1902 года. Н. Новгород, 1903. С. 42-44.

38. Митрофанов В.В. Просветительская деятельность С.Ф. Платонова в российской провинции. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. 403 с.

Приложение

Тексты приведены к современным правилам графики и орфографии.

№ 1

28 декабря 1901.

Милостивый государь, Сергей Федорович!

От А. А. Савельева1 я узнал, что Вы любезно изъявили согласие прочесть 4 лекции на предстоящих Пед[агогических] курсах для начальных учителей в Нижнем Новгороде, имеющих быть с 4-го по 29-е июня наступающего 1902 года. Ввиду существующих проблем мне необходимо иметь хотя бы краткую программу предполагаемых лекций, а также Ваше письменное согласие, адресованное на мое имя, о высылке которых имею честь покорнейше просить Вас, выражая вместе с тем свою глубокую признательность за Ваше согласие принять руководство по русской истории на предполагаемых курсах в Нижнем Новгороде.

С истинным и глубоким уважением остаюсь. М. Демков.

На бланке директора народных училищ Нижегородской губернии. № 328.

ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Ч. 2. Д. 2786. Л. 1-1 об.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№ 2

7 января 1902.

Милостивый государь, Сергей Федорович!

Весьма благодарен за Ваше любезное письмо и еще раз приношу искреннюю благодарность за согласие Ваше прочесть несколько лекций по русской истории в Нижнем Новгороде на предстоящих педагогических курсах в июне 1902 года.

Думаю, что Ваши чтения будут весьма полезны для учащих вверенной мне дирекции. Что же касается темы, то, если позволите высказать мое мнение, я больше склоняюсь ко второй, т.е. «Из истории Н-Новгорода и его области в связи с общей историей государства». Думаю, также, что было бы весьма полезно для слушателей, если Вы дали им что-либо из курса русской истории, имеющее общеобразовательную цель. За увеличение числа лекций с 4 до 6 можно только благодарить Вас. О предстоящем

открытии курсов по получении разрешения я извещу Вас немедленно и буду просить точно обозначить время, когда можно надеяться на Ваш приезд. Теперь же покорнейше прошу ускорить высылку программы предположительных Ваших чтений для представления окружному начальству. Радуюсь предстоящему знакомству с Вами, так как Ваши почтенные труды по русской истории давно мне известны.

С истинным и глубоким уважением, остаюсь всегда готовый к услугам М. Демков.

На бланке директора народных училищ Нижегородской губернии. № 68.

ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Ч. 2. Д. 2786. Л. 2-2 об.

№ 3

19 мая 1904.

Глубокоуважаемый Сергей Федорович!

Обращаюсь к Вам с покорнейшею просьбой прислать мне существующую печатную программу экзамена для лиц, имеющих степени магистра русской истории.

Если же печатной программы, имеющей быть высланной, нет, то нельзя ли иметь писанную и не будете ли столь любезны поручить это сделать кому-либо из лиц, занимающихся в канцелярии университета или Педагогического института2, каковую хотя бы временно переслать мне. Исполнением просьбы много обяжете. Искренне Вас уважающий и преданный, М. Демков.

ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Ч. 2. Д. 2786. Л. 3-3 об.

№ 4

26 мая 1904.

Милостивый государь, Сергей Федорович!

Весьма благодарен за Ваше любезное внимание и присылку программы. Рукописную программу (по русской истории) при сем возвращаю. Если найдете возможным когда-нибудь, пожалуйста, сообщите адреса проф[ессоров] И.М. Гревса3, и Г.В. Форстена4, а также их имя и отчество. С истинным и глубоким уважением остаюсь всегда готовый к услугам. М. Демков.

ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Ч. 2. Д. 2786. Л. 4.

№ 5

21 февраля 1908.

Господину директору Женского Педагогического Института.

Весьма интересуясь постановкой высшего педагогического образования, имею честь покорнейше просить Ваше превосходительство сделать распоряжение о высылке мне печатных отчетов Женского Педагогического Института. Если таковых нет, то по крайней мере выслать мне обзор преподавания в Институте, проспекты лекций по педагогическим дисциплинам и подробные сведения, где и на каких курсах они преподаются, какое количество часов в неделю отведено и, как организованы практические занятия в образцовой школе (гимназии) при Институте.

С истинным и глубоким уважением остаюсь М. Демков.

При сем под заказной бандеролью посылаю составленный мною курс педагогики: «Основы педагогики, дидактики и методики» для библиотеки Женского Педагогического Института.

На бланке директора Московского учительского института.

ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Ч. 2. Д. 2786. Л. 5-5 об.

№ 6

Ваше превосходительство.

Глубокоуважаемый Сергей Федорович!

Интересуясь постановлением высшего педагогического образования в России в настоящее время, обращаюсь к Вам с покорнейшей просьбой - сделать зависящее распоряжение о высылке мне отчетов (печатных) о постановке преподавания и практических занятиях во вверенном Вам Институте за последние 2-3 года.

С истинным и глубоким уважением остаюсь М. Демков.

27 апреля 1914 г. Ялта.

ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Ч. 2. Д. 2786. Л. 6.

№ 7

Глубокоуважаемый Сергей Федорович!

Ваше любезное письмо от 2-го мая я получил и очень благодарю за него. Если буду в Петрограде, с удовольствием воспользуюсь Вашим любезным приглашением и зайду, чтобы познакомиться с Педагогическим институтом, а главным образом, чтобы

засвидетельствовать Вам лично свое глубокое уважение. Пока же на скорую поездку в С-П[етер]б[ург] не могу надеяться. Теперь живу в Ялте с больной дочерью, а на лето уезжаю к себе в деревню в Полтавскую губ[ернию]. Находясь в отставке и имея достаточно свободного времени, я мог бы еще выполнять какую-нибудь серьезную работу, но, к сожалению, пока это одни мечты: в провинции нет книг и научных пособий.

С истинным и глубоким уважением остаюсь всегда готовый к услугам. М. Демков. 15 мая 1914. Ялта.

ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Ч. 2. Д. 2786. Л. 7-7 об.

Примечания к приложениям

1. Савельев Александр Александрович (18481916) - земский деятель, депутат ГД Российской империи I—III созывов, председатель Нижегородской ГУАК 1893-1909 гг.

2. Имеется в виду Женский педагогический институт, директором которого был С.Ф. Платонов в 1903-1916 гг.

3. Гревс Иван Михайлович (1860-1941) - русский и советский историк, медиевист, специалист по истории Римской империи, педагог, краевед и общественный деятель.

4. Форстен Георгий Васильевич (1857-1910) -русский историк, один из основоположников изучения истории Скандинавии в России.

LITTLE-KNOWN ADMINISTRATIVE AND COMMUNICATION LINKS OF MI. DEMKOV

V. V. Mitrofanov

University associated with IA EAEC

History of pedagogy and the activities of its most prominent representatives remain in the focus of modern scientists' attention. M.I. Demkov is considered to be one of the outstanding figures in the Russian pedagogy and education. This is evidenced by the fact that his theories were used by many practicing teachers as guidelines in the field of schoolchildren education. Despite the scientist's fame, some pages of his organizational and public work remain largely unknown. For example, his service in the Nizhny Novgorod province in the position of director of public schools and his membership in scientific societies have not been reflected in his biography.

Using the letters that M.I. Demkov addressed to S.F. Platonov, an outstanding Russian historian and organizer of the education system in Russia, we have clarified some unknown and little-known pages of the famous teacher's administrative and personal life. These facts will help to determine the circle of persons with whom he was in correspondence and to fill some gaps in the history of education of the Nizhny Novgorod and Vladimir provinces. We have found a significant number of S.F. Platonov's correspondents in Nizhny Novgorod, which confirms his versatile and long-term relations with correspondents in the Nizhny Novgorod province.

Keywords: M.I. Demkov, S.F. Platonov, administrative activities, correspondence, pedagogy, pedagogical courses, director of public schools.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.