Научная статья на тему 'Основные вопросы профессиональной и научной деятельности М. А. Александровой в письмах С. Ф. Платонову'

Основные вопросы профессиональной и научной деятельности М. А. Александровой в письмах С. Ф. Платонову Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
139
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
С. Ф. ПЛАТОНОВ / Н. Н. ПЛАТОНОВА / М. А. АЛЕКСАНДРОВА / РЯЗАНСКИЙ УЧИТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ / ПЕРЕПИСКА / ПРОВИНЦИЯ / ПРОСВЕЩЕНИЕ / S. F. PLATONOV / N. N. PLATONOVA / M. A. ALEKSANDROVA / RYAZAN TEACHERS' INSTITUTE / CORRESPONDENCE / PROVINCE / EDUCATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Митрофанов Виктор Владимирович

Рассматриваются педагогическая, общественная и организаторская деятельность М. А. Александровой в Хабаровске и Рязанском учительском институте, ее многолетние отношения с выдающимся историком и просветителем С. Ф. Платоновым и его семьей. Привлекаемые неизвестные ранее письма конкретизируют некоторые страницы из истории первого вуза Рязани на этапе его становления, раскрывают закулисную борьбу в коллективе преподавателей. Представлены факты личной жизни и научных поисков М. А. Александровой в последние годы жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main issues of professional and scientific work in letters of M. A. Alexandrova to S. F. Platonov

M. A. Aleksandrova’s pedagogical, social and organizational activities in Khabarovsk and Ryazan Teachers’ Institute is not studied sufficiently. The same could be said about warm and longstanding relationship with a prominent historian and enlightener S. F. Platonov and his family: it has never been the subject of any research. Previously unknown to the wide range of specialists letters specify little-known pages of the history of the first Ryazan University at the stage of its development; these letters also reveal behind-the-scenes struggle within the teachers’ staff. Some facts from M. A. Alexandrova’s personal life and scientific research during the last years of her life are represented.

Текст научной работы на тему «Основные вопросы профессиональной и научной деятельности М. А. Александровой в письмах С. Ф. Платонову»

ИСТОРИЯ

ГЕНДЕРНАЯ ИСТОРИЯ

ББК 74.483(2)5-422

В. В. Митрофанов

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ И НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ М. А. АЛЕКСАНДРОВОЙ В ПИСЬМАХ С. Ф. ПЛАТОНОВУ

Рассматриваются педагогическая, общественная и организаторская деятельность М. А. Александровой в Хабаровске и Рязанском учительском институте, ее многолетние отношения с выдающимся историком и просветителем С. Ф. Платоновым и его семьей. Привлекаемые неизвестные ранее письма конкретизируют некоторые страницы из истории первого вуза Рязани на этапе его становления, раскрывают закулисную борьбу в коллективе преподавателей. Представлены факты личной жизни и научных поисков М. А. Александровой в последние годы жизни.

Ключевые слова: С. Ф. Платонов, Н. Н. Платонова, М. А. Александрова, Рязанский учительский институт, переписка, провинция, просвещение.

DOI: 10.21064/WinRS.2017.1.8

V. V. Mitrofanov. The main issues

of professional and scientific work in letters of M. A. Alexandrova to S. F. Platonov

M. A. Aleksandrova's pedagogical, social and organizational activities in Khabarovsk and Ryazan Teachers' Institute is not studied sufficiently. The same could be said about warm and longstanding relationship with a prominent historian and enlightener S. F. Platonov and his family: it has never been the subject of any research. Previously unknown — to the wide range of specialists — letters specify little-known pages of the history of the first Ryazan University at the stage of its development; these letters also reveal behind-the-scenes struggle within the teachers' staff. Some facts from M. A. Alexandrova's personal life and scientific research during the last years of her life are represented.

Key words: S. F. Platonov, N. N. Platonova, M. A. Aleksandrova, Ryazan Teachers' Institute, correspondence, province, education.

© Митрофанов В. В., 2017

Митрофанов Виктор Владимирович — доктор исторических наук, профессор кафедры гуманитарных и естественно-научных дисциплин, филиал Южно-Уральского государственного университета (НИУ), г. Нижневартовск, Россия, viktor-n1962@mail.ru (Dr. Sc., Professor at the Department of Humanities and Science, Nizhnevartovsk Branch of South Urals State University (National Research University), Nizhnevartovsk, Russia).

52

00

<N

90

к

TH

о <N

u

¡r

vo о

о X u 'S S u u о

N

Начало ХХ в. ознаменовалось в России открытием ряда высших учебных заведений прежде всего для подготовки педагогических и учительских кадров. В их перечне первым следует назвать Санкт-Петербургский женский педагогический институт (ЖПИ), директором которого был назначен С. Ф. Платонов [Груздева, 2005]. Создавались университеты в провинции, например в Саратове [Соломонов, 1999], Перми [Кертман и др., 1987]. Сначала как филиал Петроградского университета был открыт женский учительский институт в Рязани [Соколов, 1969; Лиферов, 2006]. Заметим, что он, как и Пермский университет, начал работать в разгар Первой мировой войны.

Историография вопроса

Закономерен интерес исследователей к людям, стоявшим у истоков этих вузов. Библиография о них, к сожалению, небольшая. Первая публикация о М. А. Александровой — первой начальнице Рязанского учительского института — появилась вскоре после ее смерти [Арбузов, 1925: 19].

Н. Г. Соколов на основе богатого архивного материала дал анализ деятельности созданного на Рязанской земле института, определил его влияние на развитие высшего образования в регионе [Соколов, 1969]. Он же на базе ранее опубликованных сведений поместил статью о М. А. Александровой в одной из местных газет [Соколов, 1980].

А. А. Моладикова ввела в научный оборот немало новых документов (журналы заседаний совета института за 1916 г., сведения об успехах воспитанниц института за 1916—1919 гг. и др.), отведя им один из разделов второй главы своего диссертационного исследования «Первый в России Рязанский женский учительский институт — основа становления высшего педагогического образования в регионе». При этом роль М. А. Александровой недооценивается, указывается только, что «в штат преподавателей вошли многие сотрудники бывшего учительского института: М. А. Александрова, С. Г. Гусев, Н. И. Жуков, Я. В. Кеткович, М. Л. Лебедев, И. И. Медведев, Д. Н. Никифоров и другие» [Мо-ладикова, 2006]. В. Н. Зуев, автор работы тезисного характера, отметил, что имени М. А. Александровой нет в краеведческой литературе, имея в виду Дальневосточный регион. Трудно согласиться с его утверждением, что она провела в Хабаровске самые плодотворные годы, правильнее сказать: здесь она попробовала и в определенной мере начала реализовывать свои организаторские и педагогические способности. Тезис же об общественной работе Александровой конкретными фактами не подтвержден [Зуев, 1995]. Другой недостаток публикации — отсутствие ссылок на источники, за исключением романа Н. Г. Гарина-Михайловского.

Студенческие тезисы Ю. Б. Будкиной в целом повторяют ранее известные сведения из жизни М. А. Александровой, при этом со ссылками на работы, что очень важно [Будкина, 2005]. Вслед за Н. Г. Гариным-Михайловским ее поездку на Дальний Восток автор статьи характеризует как подвиг, впрочем, это делает и В. Н. Зуев. Оба автора приводят и цитату из книги известного писателя о его встрече с молодым педагогом [Гарин-Михайловский, 1958: 75—78].

О том, что С. Ф. Платонов был причастен к организации системы начального, среднего и высшего образования в России, свидетельствуют многие факты

[Митрофанов, 2009], прежде всего труды С. О. Шмидта [Шмидт, 2010]. Известны сведения о главной роли С. Ф. Платонова в назначении М. А. Александровой на должность начальницы открывавшегося в Рязани института, правда без ссылок на источники [Чельцова]. В ряду публикаций об Александровой, которых, кстати, не так и много, следует упомянуть и энциклопедическую статью Л. В. Чекурина [Чекурин, 1995].

Необходимо отметить, что в приведенных работах порой встречаются неточности. Например, указывается, что Александрова являлась выпускницей Московских высших женских курсов [Учебные заведения... , 2010]. Н. Б. Чельцова пишет, что в Хабаровске она начала учительскую деятельность с преподавания французского языка, Ю. Б. Будкина же считает — с преподавания немецкого. К сожалению, в статьях констатируются только факты без подробностей. Так, отмечается, что Александрова работала под руководством С. Ф. Платонова в Археографической комиссии, однако сих пор ее публикации не обнаружены. В статье Н. Б. Чельцовой без конкретизации указывается, что в Хабаровске и Рязани М. А. Александрова «не оставляла своих научных занятий», «публиковала в местной печати статьи по вопросам просвещения и краеведения» и что она «отказалась нести тяжкое бремя руководства» институтом и др. На запросы в библиотеки Хабаровска и Рязани по поводу ее публикаций получены лаконичные ответы: сведений о них не имеется. Поиск ее работ необходимо продолжить, несмотря на то что это очень кропотливый и сложный труд.

Письма М. А. Александровой С. Ф. Платонову и Н. Н. Платоновой

Важным источником для характеристики личности М. А. Александровой и ее профессиональной деятельности являются письма педагога, адресованные С. Ф. Платонову (с 28 декабря 1905 по 6 октября 1923 г.), которые хранятся в фонде ученого. Количество писем небольшое, всего 11, имеется две телеграммы: поздравительная с Новым годом из Мукдена и из Хабаровска [ОР РНБ, д. 2074, л. 28]. К одному письму приложен список книг, взятых у С. Ф. Платонова, с пометами: «обложка слегка запятнана», «обложка наполовину оторвана», «все перечисленные книги обязуюсь возвратить не позже ноября 1914 года» [там же, л. 5—5 об.]. Порядок работы с книгами, заведенный у С. Ф. Платонова, раскрывает малоизвестные черты его характера — пунктуальность и определенного рода дотошность в обращении с ними. Отметить недостатки взятых книг, чтобы не создавалось конфликтных ситуаций при их возвращении, считалось правилом хорошего тона.

К одному коротенькому письму были приложены 10 руб. на открывшийся лазарет при ЖПИ [там же, л. 6]. Имеется небольшая записка из трех строчек без даты о передаче меда семье Платоновых [там же, л. 19], это обстоятельство также значимо: оно говорит о человеческом участии, особенно важном в голодные послевоенные годы.

Одно письмо адресовано Н. Н. Платоновой (к сожалению, не все письма к ней сохранились, например, нет письма за 1923 г., о котором упоминает М. А. Александрова). В этом письме обсуждаются бытовые вопросы об организации летнего отдыха, к нему же приложена схема дачи, которую предполагалось снять на лето для семьи Платоновых. Оно важно потому, что очень

подробно рисует ситуацию с летним размещением Платоновых. Семья была большая, ежегодно снимала дачу в разных регионах страны — в Новгородской, Тверской, Рязанской, Воронежской губерниях (Валуйки, 1909 г.), в Крыму, под Петербургом и в других местах. Организацией летнего отдыха начинали заниматься уже в конце зимы или начале весны: определялись с местом, подыскивали дачи и затем выбирали наиболее подходящий вариант. Как правило, С. Ф. Платонов привлекал к этому и своих знакомых и коллег, с которыми вступал в активную переписку.

На ряде писем имеются карандашные пометы «Александрова», сделанные получателем [там же, л. 3, 20, 28 об.]. В трех письмах указано, что С. Ф. Платонов писал и ответы, которые желательно выявить.

Кстати, с деятелями рязанского краеведения, образования, археологами, архивистами С. Ф. Платонов поддерживал связи, например, его корреспондентами были А. В. Селиванов [ГАРО, ф. 1368, оп. 1, д. 1480, л. 2—7],

A. И. Черепнин [ГАРО, ф. 1373, оп. 1. д. 19, л. 25—29 об.; Толстов, 2008],

B. Ф. Эман (председатель Рязанской губернской земской управы) [ОР РНБ, д. 4714, л. 1], Н. Н. Шамонин [Митрофанов, 2014: 197—206]1.

Наиболее важные по содержанию письма, полученные от М. А. Александровой, касаются ее педагогической и организаторской деятельности в институте. Они объемные, содержат интересную и ранее неизвестную информацию о состоянии института, кадровых проблемах, о ее отношении к происходящему внутри преподавательского коллектива. Думается, они будут способствовать уточнению сведений о ситуации с высшим образованием в Рязани, деятельности самой начальницы. М. А. Александрова интересуется, имеется ли у столичных ученых, самого С. Ф. Платонова возможность прочитать лекции в институте. Попутно заметим, что он регулярно выступал с отдельными лекциями, а порой и целыми курсами в провинциальных городах. Например, в 1917 г. С. Ф. Платонов собирался читать лекции в Перми, но февральские события изменили эти планы [Митрофанов, 2011: 254—258]. В 1921 г. он выступал в Вологодском институте народного образования [Митрофанов, 2013].

М. А. Александрова подробно пишет о своем удовлетворении работой, состоявшемся первом выпуске, однако возникавшие трудности (борьба за ректорство, несправедливое распределение пайков в голодное время) приводили в отчаяние. Особенно же удручало ее «совращение педагогического состава». Перечисленные обстоятельства в сумме с другими, например реорганизациями института, «одинокая работа в Рязанском тупике» и накопившаяся усталость подорвали здоровье и привели к смене деятельности: она отказывается от участия в работе «президиума» института и переходит на должность преподавателя.

В это время М. А. Александрова все чаще стала задумываться о продолжении прерванной научной работы, ее влекут архивы, она возвращается к идеям и творчеству Адама Черноцкого, которые ее интересовали начиная со студенческих лет. Задатки и склонность к исследовательским изысканиям проявились у М. А. Александровой еще на педагогических курсах, когда она получила рекомендацию остаться на кафедре. Сведения, содержащиеся в письмах, свидетельствуют

1 Выражаю искреннюю благодарность сотрудникам Государственного архива Рязанской области за предоставленные сведения о письмах С. Ф. Платонова В. А. Толстову.

о довольно активной ее работе под началом С. В. Рождественского. Кроме того, она готовила материалы для словаря, под руководством С. Ф. Платонова принимала участие в подготовке Никоновской летописи к изданию в рамках Археографической комиссии. Особенно важно, что впервые представляется возможность конкретизировать научную деятельность и установить научные интересы М. А. Александровой. В конце жизни она определенно склоняется к продолжению исследования творчества А. Ходаковского, планирует работать в архивах и библиотеках. Но материнская забота о будущем дочерей отвлекала от этих намерений. Быстро развивавшаяся тяжелая болезнь оборвала жизнь М. А. Александровой в самом расцвете творческих сил.

Переписка М. А. Александровой с семьей Платоновых не отличалась регулярностью, при этом по письмам можно судить, что личное общение между ней и этой семьей было доброжелательным, многолетним, а во время ее пребывания в Петербурге частым (до отъезда на Дальний Восток и после возвращения в Петербург, до 1915 г., когда она перебирается на место своего назначения — Рязань). Об этом свидетельствуют и установившиеся теплые отношения с Н. Н. Платоновой, ее дочерями, она бывала в гостеприимной семье, брала книги в богатой библиотеке своего учителя.

Письма М. А. Александровой, как и уже опубликованные В. Д. Андреевской-Прозоровской2, причастной к организации образования в Вологде, как и письма Е. В. Гогель3, показывают, что С. Ф. Платонов оказывал помощь и содействие своим многочисленным ученицам, разлетевшимся по стране, работавшим на ниве просвещения и образования в российской провинции.

Анализируемые эпистолярные материалы уточняют историю возникновения учительского института в Рязани, дополняют малоизвестные страницы деятельности М. А. Александровой и С. Ф. Платонова, а также свидетельствуют о том, что в начале ХХ в. роль женщины в решении насущных проблем российского государства, прежде всего в сфере образования и культуры, в целом возрастала.

Библиографический список

Арбузов В. М. М. А. Александрова: некролог // Вестник рязанских краеведов. 1925. № 1. С. 19.

Будкина Ю. Б. М. А. Александрова // Рязанский историк. 2005. № 3. С. 21—23. Гарин-Михайловский Н. Г. По Корее, Маньчжурии и Ляодунскому полуострову // Собрание сочинений: в 5 т. М.: Сов. Россия, 1958. Т. 5. С. 7—391. ГАРО (Государственный архив Рязанской области).

Груздева Е. Н. Санкт-Петербургский женский педагогический институт, 1903—1918: основание, структура, личный состав, деятельность: дис. ... канд. ист. наук. СПб., 2005. 197 с.

2 Бывшая слушательница Бестужевских курсов в 1906—1909 гг., обучалась в ЖПИ (семинария С. Ф. Платонова), затем в Санкт-Петербургском университете.

3 Обучалась на Бестужевских курсах, слушала лекции в университете, бывшая библиотекарь ЖПИ, ставшая известным деятелем библиотечного строительства в стране.

Зуев В. Н. Бестужевка М. А. Александрова в Хабаровске // Культура, наука и образование народов Дальнего Востока России и стран Азиатско-Тихоокеанского региона: история, опыт, развитие: материалы научно-практической конференции. Хабаровск, 1995. Вып. 3. С. 72—74.

Кертман Л. Е., Васильева Н. Е., Шустов С. Г. Первый на Урале. Пермь: Перм. кн. изд-во, 1987. 235 с.

Лиферов А. П. Ведущему вузу Рязанского края 90 лет // Педагогическое образование и наука: научно-методический журнал. 2006. № 3. С. 35—43.

Митрофанов В. В. С. Ф. Платонов и развитие истории образования в России (до 1917 г.). Лангепас; Екатеринбург: Изд-во Урал. акад. гос. службы, 2009. 200 с.

Митрофанов В. В. Роль С. Ф. Платонова в развитии российской историографии в конце XIX — первой трети XX в.: связи с научно-историческими обществами центра и провинции. Челябинск: Изд. центр Южно-Урал. гос. ун-та, 2011. 500 с.

Митрофанов В. В. «Вологжане очень помнят Вас»: письма Л. И. Андреевского и В. Д. Андреевской-Прозоровской С. Ф. Платонову // Вестник Череповецкого государственного университета. 2013. Т. 2, № 4 (52). С. 48—60.

Митрофанов В. В. Просветительская деятельность С. Ф. Платонова в российской провинции. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. 402 с.

Моладикова А. А. Состояние и организация педагогического образования в Рязанской губернии во второй половине XIX — начале XX века: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2006. URL: https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source= web&cd=1&ved=0ahUKEwj6673popDSAhWHKCwKHcürC3oQFggaMAA&url=http% 3A%2F%2Fwww.rsu.edu.ru%2Fwordpress%2Fwp-content%2Fuploads%2Fusers%2 Fn.kononova%2Fscience%2Fdissertacii%2Favtoref_moladikova.odt&usg=AFQjCNEm aze0z9EL82kiBA7Z0GVnnük_BQ&cad=rjt (дата обращения: 12.02.2016).

ОР РНБ (Отдел рукописей Российской национальной библиотеки). Ф. 585. Оп. 1, ч. 2.

Соколов Н. Г. Первый в России Рязанский женский учительский институт // Ученые записки Рязанского педагогического института. 1969. Т. 62. С. 23—41.

Соколов Н. Г. Бестужевка // Рязанский комсомолец. 1980. 27 ноября. С. 3.

Соломонов В. А. Императорский Николаевский Саратовский университет: история открытия и становления (1909—1917) / под общ. ред. И. В. Пороха. Саратов: Соотечественник, 1999. 224 с.

Толстов В. А. Сотрудничество А. А. Спицына с Рязанской ученой архивной комиссией // История и практика археологических исследований: материалы Международной научной конференции, посвященной 150-летию со дня рождения члена-корреспондента АН СССР, профессора А. А. Спицына, Санкт-Петербург, 26—30 ноября 2008 г. / отв. ред. Е. Н. Носов, И. Л. Тихонов. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2008. С. 184—194.

Учебные заведения губернской Рязани. URL: http://myryazanfoto.ru/Foto/Album_1/ album1.htm (дата обращения: 12.02.2016).

Чекурин Л. В. Александрова Мария Алексеевна // Рязанская энциклопедия. Рязань: Ря-зан. энцикл., 1995. С. 53.

Чельцова Н. Б. Светлой памяти бестужевки: к 135-летию со дня рождения М. А. Александровой (1874—1924). URL: http://www.history-ryazan.ru/node/6120 (дата обращения: 12.02.2016).

Шмидт С. О. Историк С. Ф. Платонов — ученый и педагог: (к 150-летию со дня рождения). М.: Археол. комиссия РАН, 2010. 148 с.

References

Arbuzov, V. M. (1925) M. A. Aleksandrova: Nekrolog [M. A. Aleksandrova: The obituary], Vestnik riazanskikh kraevedov, no. 1, pp. 19—22.

Budkina, Iu. B. (2005) M. A. Aleksandrova, Riazanskii istorik, no. 3, pp. 21—23.

Chekurin, L. V. (1995) Aleksandrova Mariia Alekseevna, in: Riazanskaia entsiklopediia, Riazan': Riazanskaia entsiklopediia, p. 53.

Chel'tsova, N. B. (2009) Svetloi pamiati bestuzhevki: K 135-letiiu so dnia rozhdeniia M. A. Aleksandrovoi (1874—1924) [Blessed memory of bestuzhevka: For the 135th anniversary of the birth of M. A. Alexandrova (1874—1924)], available from http://www.history-ryazan.ru/node/6120 (accessed 12.02.2016).

Garin-Mikhailovskii, N. G. (1958) Po Koree, Man'chzhurii i Liaodunskomu poluostrovu [To Korea, Manchuria and the Liaodong Peninsula], Sobranie sochinenii: in 5 vols, Moscow: Sovetskaia Rossiia, vol. 5, pp. 75—78.

Kertman, L. E., Vasil'eva, N. E., Shustov, S. G. (1987) Pervyi na Urale [The first in the Urals], Perm': Permskoe knizhnoe izdatel'stvo.

Liferov, A. P. (2006) Vedushchemu vuzu Riazanskogo kraia 90 let [90th anniversary of a leading university of Ryazan region], Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka, no. 3, pp. 35—43.

Mitrofanov, V. V. (2009) S. F. Platonov i razvitie istorii obrazovaniia v Rossii (do 1917 g.) [S. F. Platonov and the development of the history of education in Russia (until 1917)], Langepas, Ekaterinburg: Izdatel'stvo Ural'skoi akademii gosudarstvennoi sluzhby.

Mitrofanov, V. V. (2011) Rol' S. F. Platonova v razvitii rossiiskoi istoriografii v kontse XIX— pervoi treti XX v.: sviazi s nauchno-istoricheskimi obshchestvami tsentra i provintsii [The role of S. F. Platonov in the development of Russian historiography at the end XIX — of the first third of XX c.: communications with scientific and historical societies and provincial centers], Cheliabinsk: Izdatel'skii tsentr Iuzhno-Ural'skogo gosudarstven-nogo universiteta.

Mitrofanov, V. V. (2013) "Vologzhane ochen' pomniat Vas": Pis'ma L. I. Andreevskogo i V. D. Andreevskoi-Prozorovskoi S. F. Platonovu ["Vologda really remember you": The letters of L. I. Andreevsky and V. D. Andreevskaya-Prozorovskaya to S. F. Pla-tonov], Vestnik Cherepovetskogo gosudarstvennogo universiteta, vol. 2, no. 4 (52), pp. 48—60.

Mitrofanov, V. V. (2014) Prosvetitel'skaia deiatel'nost' S. F. Platonova v rossiiskoiprovintsii [S. F. Platonov's educational activities in Russian province], Nizhnevartovsk: Izdatel'stvo Nizhnevartovskogo gosudarstvennogo universiteta.

Shmidt, S. O. (2010) Istorik S. F. Platonov — uchenyi i pedagog: (K 150-letiiu so dnia rozhdeniia) [Historian S. F. Platonov is a scientist and teacher: (To the 150-th anniversary)], Moscow: Arheologicheskaia kommissiia RAN.

Sokolov, N. G. (1969) Pervyi v Rossii Riazanskii zhenskii uchitel'skii institut [The first in Russia Ryazan Women's Teacher Training Institute], Uchenye zapiski Riazanskogo pedagogicheskogo instituta, vol. 62, pp. 23—41.

Sokolov, N. G. (1980) Bestuzhevka, Riazanskiikomsomolets, 27th November, p. 3.

Solomonov, V. A. (1999) Imperatorskii Nikolaevskii Saratovskii universitet: Istoriia otkrytiia i stanovleniia (1909—1917) [Nicholas Imperial Saratov University: History of the discovery and establishment (1909—1917)], Saratov: Sootechestvennik.

Tolstov, V. A. (2008) Sotrudnichestvo A. A. Spitsyna s Riazanskoï uchënoï arkhivnoï komissieï [Cooperation of A. A. Spitsyn with the Ryazan scientific archival commission], in: Istoriia i praktika arkheologicheskikh issledovanii: Materialy Mezhdunarodnoï nauchnoï konferentsii, posviashchënnoï 150-letiiu so dnia rozhdeniia chlena-korrespondenta AN SSSR, professora A. A. Spitsyna, Sankt-Peterburg, 26— 30 noiabria 2008 g., St. Petersburg: Izdatel'stvo SPbGU, pp. 184—194.

Uchebnye zavedeniia gubernskoi Riazani (2010) [Educational establishment on Ryazan], available from http://myryazanfoto.ru/Foto/Album_1/album1.htm (accessed 12.02.2016).

Zuev, V. N. (1995) Bestuzhevka M. A. Aleksandrova v Khabarovske [Bestuzhevka M. Alex-androva in Khabarovsk], in: Kul 'tura, nauka i obrazovanie narodov Dal 'nego Vostoka Rossii i stran Aziatsko-Tikhookeanskogo regiona: istoriia, opyt, razvitie: Materialy nauchno-prakticheskoï konferentsii, Khabarovsk, no. 3, pp. 72—74.

Статья поступила 06.06.2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.