Научная статья на тему '"одинокая работа в Рязанском тупике": письма М. А. Александровой С. Ф. Платонову'

"одинокая работа в Рязанском тупике": письма М. А. Александровой С. Ф. Платонову Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
171
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
С. Ф. ПЛАТОНОВ / S. F. PLATONOV / Н. Н. ПЛАТОНОВА / N. N. PLATONOVA / М. А. АЛЕКСАНДРОВА / УЧИТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ / TEACHER''S INSTITUTE / ПРОСВЕЩЕНИЕ / EDUCATION / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATION SYSTEM / АРХИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ / ARCHIVAL MATERIALS / ПЕРЕПИСКА / CORRESPONDENCE / ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК / HISTORICAL SOURCE / НАУЧНЫЕ ИЗЫСКАНИЯ / M. A. ALEXANDROVA / SCIENTIFIC RESEARCH

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Митрофанов Виктор Владимирович

История организации и деятельности одного из первых учительских институтов в российской провинции Рязанского, изучена не в полной мере. К малоизвестным вопросам следует отнести и организаторскую деятельность М. А. Александровой первой начальницы института. А ее теплые и многолетние творческие отношения с С. Ф. Платоновым выдающимся историком и просветителем российской провинции и его семьей, не были предметом исследования. Как выясняется в последнее время, он был причастен к судьбе целой плеяды российских женщин, которые были слушательницами известных Бестужеских курсов, Женского педагогического института и столичного университета, ставшие известными организаторами системы провинциального высшего образования, библиотечного дела. Среди них достойное место занимает и М. А. Александрова. Публикуемые письма конкретизируют малоизвестные страницы из истории первого вуза г. Рязани, закулисной борьбе в среде преподавательского состава после 1917 г. Выясняются и методы организационной работы местной власти в сфере образования, начало насаждения в ней нежизнеспособных догм. Закономерный интерес вызывают факты биографии М. А. Александровой и ее научных поисков в последние годы жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“Solitary Work in The Ryazan Studio”: Letters by M. A. Aleksandrova to S. F. Platonov

There has been no complete historical study of the organization and activities of one of the first teachers' institutes in the Russian province, in Ryazan. Little is known about the organizational activities of M.A. Alexandrova, the first Head of the institute. No one has studied her warm and long-standing creative relationships with S.F. Platonov, an outstanding historian and educator of the Russian province, and his family. As it has turned out he played an important part in the live of many Russian women who were students of the famous Bestuzhev Courses, the Women's Pedagogical Institute and the University in Moscow. Later the women became well-known organizers in the system of provincial higher education, librarianship. One could mention M.A. Alexandrova among them. The published letters specificate little-known historical facts of the first university in Ryazan, one can notice backdoor struggle in the teaching staff after 1917. The article elucidates the methods of local authorities organizational work in the sphere of education and the early implementing of inviable dogmas. A natural interest is evoked by the facts from Alexandrova’s personal life and scientific research in the last years of her life.

Текст научной работы на тему «"одинокая работа в Рязанском тупике": письма М. А. Александровой С. Ф. Платонову»

Magistra УШв: электронный журнал по историческим наукам и археологии. 2018. № 1. С. 227-242.

Источниковый депозитарий

«ОДИНОКАЯ РАБОТА В РЯЗАНСКОМ ТУПИКЕ»: ПИСЬМА М. А. АЛЕКСАНДРОВОЙ С. Ф. ПЛАТОНОВУ

В. В. Митрофанов

Филиал Южно-Уральского государственного университета (Научно-исследовательского университета).

Нижневартовск, Россия. [email protected]

История организации и деятельности одного из первых учительских институтов в российской провинции - Рязанского, изучена не в полной мере. К малоизвестным вопросам следует отнести и организаторскую деятельность М. А. Александровой - первой начальницы института. А ее теплые и многолетние творческие отношения с С. Ф. Платоновым - выдающимся историком и просветителем российской провинции и его семьей, не были предметом исследования.

Как выясняется в последнее время, он был причастен к судьбе целой плеяды российских женщин, которые были слушательницами известных Бестужеских курсов, Женского педагогического института и столичного университета, ставшие известными организаторами системы провинциального высшего образования, библиотечного дела. Среди них достойное место занимает и М. А. Александрова.

Публикуемые письма конкретизируют малоизвестные страницы из истории первого вуза г. Рязани, закулисной борьбе в среде преподавательского состава после 1917 г. Выясняются и методы организационной работы местной власти в сфере образования, начало насаждения в ней нежизнеспособных догм. Закономерный интерес вызывают факты биографии М. А. Александровой и ее научных поисков в последние годы жизни.

Ключевые слова: С. Ф. Платонов, Н. Н. Платонова, М. А. Александрова, учительский институт, просвещение, система образования, архивные материалы, переписка, исторический источник, просвещение, научные изыскания

Поступательное экономическое и социальное развитие России в конце XIX - начале XX в., вызванное реформами С. Ю. Витте и П. А. Столыпина, требовало грамотных и профессиональных специалистов. С этой целью необходимо было развивать, прежде всего, систему образования. Поэтому в начале ХХ в. открываются ряд высших учебных заведений, приоритетным направлением в безграмотной стране становится подготовка педагогических и учительских кадров. В небольшом, на то время, перечне вузов назовем столичный Женский педагогический институт (ЖПИ), директором которого был назначен С. Ф. Платонов [Груздева: 2005], создавались университеты в провинции, например, в Саратове [Соломонов: 1999], Перми [Кертман, Васильева, Шустов: 1987], сначала как филиал Петроградского университета, учительские институты в Рязани [Соколов: 1969, С. 23-41; Лиферов: 2006, С. 3543] и Твери [Никольский: 1926, С. 3-12; Личные: 2007, С. 129-130]. Заметим, что последние открываются в разгар Первой мировой войны.

К сожалению, имя первой начальницы Рязанского института, да и первой женщины в России, занявшей такой пост, редко встречается в ис-

следованиях. Н. Г. Соколов на основе богатого архивного материалы дал анализ деятельности первого института на Рязанской земле, определил его влияние на развитие высшего образования региона. А. А. Моладикова ввела в научный оборот немало новых документов (Журналы заседаний совета института за 1916 г., сведения об успехах воспитанниц института за 1916-1919 гг. и др.), отведя им первый параграф второй главы своего диссертационного исследования «Первый в России Рязанский женский учительский институт - основа становления высшего педагогического образования в регионе». При этом автор роль М. А. Александровой оценивает скромно, указывается только факт, что «в штат преподавателей вошли многие сотрудники бывшего учительского института: М. А. Александрова, С. Г. Гусев, Н. И. Жуков, Я. В. Кеткович, М. Л. Лебедев, И. И. Медведев, Д. Н. Никифоров и многие другие» [Моладикова: 2006]. В ряду публикаций об Александровой следует упомянуть и энциклопедическую статью Л. В. Чекурина [Чекурин: 1995, С. 53].

Таким образом, сведений о жизни, педагогической и особенно научной и краеведческой де-

ятельности М. А. Александровой (Постниковой) немного, а о дальневосточном периоде они крайне скудны. В. Н. Зуев, автор работы тезисного характера, отметил, что имени М. А. Александровой нет в краеведческой литературе, имея в виду Дальневосточный регион. Трудно согласиться с его утверждением, что она провела в Хабаровске самые плодотворные годы, на самом же деле здесь она попробовала и в определенной мере начала реализовывать свои организаторские и педагогические способности. Тезис же об общественной работе Александровой конкретными фактами не подтвержден [Зуев: 1995, С. 72-74]. Другой недостаток публикации - отсутствие ссылок на источники, за исключением романа Н. Г. Гарина-Михайловского.

Студенческие тезисы Ю. Б. Будкиной [Будки-на: 2005, С. 21-23] в целом повторяют ранее известные сведения из жизни М. А. Александровой, при этом со ссылками на работы, что очень важно. Вслед за Н. Г. Гариным-Михайловским ее поездку на Дальний Восток автор статьи характеризует как подвиг, впрочем, это делает и В. Н. Зуев. Оба автора приводят и цитату из книги известного писателя о его встрече с молодым педагогом.

Необходимо отметить, что в приведенных работах порой встречаются неточности. Например, указывается, что Александрова являлась выпускницей Московских высших женских курсов [Учебные заведения]. Н. Б. Чельцова пишет, что в Хабаровске она начала учительскую деятельность с преподавания французского языка, Ю. Б. Будкина же указывает на немецкий. Надо полагать, она владела в совершенстве и первым, и вторым, которые могла и преподавать1. К сожалению, в статьях констатируются только факты без подробностей. Так, отмечается, что Александрова работала под руководством С. Ф. Платонова в Археографической комиссии, однако до сих пор ее публикации не обнаружены. В статье Н. Б. Чельцовой без конкретизации указывается, что в Хабаровске и Рязани М. А. Александрова «не оставляла своих научных занятий», «публиковала в местной печати статьи по вопросам просвещения и краеведения», что она «отказалась нести тяжкое бремя руководства» институтом и др. На запросы в библиотеки Хабаровска и Ряза-

Юб этом свидетельствует и учебный план курсов, например, на словесно-историческом факультете, где училась М. А. Александрова преподавали богословие, логику, психологию, историю древней и новой философии, историю педагогики, теорию эмпирического познания, историю литературы, русский, латинский, французский, немецкий, английский языки и один из славянских языков. В число необязательных предметов входила латынь и хоровое пение.

ни по поводу ее публикаций получены лаконичные ответы: сведений о них не имеется.

Но стоит заметить, что ее памяти посвящены две работы: первая вскоре после ее кончины [Арбузова: 1925, С. 19-22], а вторая к 135-летию со дня рождения [Чельцова]. Имя М. А. Александровой занимает достойное место в энциклопедии [Чекурин: 1995, С. 53]. Значит, память хранят уже на протяжении нескольких поколений.

М. А. Постникова происходила из дворянского рода [Список дворянских родов]. В 1891 г. поступила на Бестужевские курсы на словесно-исторический факультет, которые успешно окончила в 1895 г. Ее имя с девичьей и в скобках фамилии мужа значится под № 1228 выпускного курса [Список окончивших]. Заметим, что курсы были, по сути, высшим учебным заведением для женщин. Авторитет курсов был велик, о чем свидетельствуют и имена преподавателей. Например, в разные годы там читали лекции ученые с мировым именем А. М. Бутлеров, Д. И. Менделеев, Л. А. Орбели, И. М. Сеченов. 6 сентября 1883 г. Совет Высших женских (Бестужевских) курсов пригласил С. Ф. Платонова на III курс читать спецкурс по русской истории2, а 12 сентября следующего года он начал вести и практические занятия. На курсах же началась его административная карьера, он 5 лет руководил учебной частью на историко-филологическом факультете (до конца 1899/1900 учебного года, хотя сотрудничать продолжал и после), не раз и подолгу исполнял обязанности директора [Митрофанов: 2008, С. 14-19]. Поэтому первое знакомство М. А. Александровой с С. Ф. Платоновым произошло именно на курсах. Роль выпускниц курсов постепенно в системе образования России росла. Так в 1901 г. император, по представлению министра народного образования П. С. Ванновско-го, утвердил указы о допущении к преподаванию всех предметов в старших классах женских гимназий и прогимназий лиц женского пола, окончивших Бестужевские курсы. Позднее, в 1906 г., им было разрешено преподавать и в некоторых классах мужских гимназий.

Следовательно, выпускницы курсов обладали высокими знаниями, что и было признано государством и обществом.

2В отчете для Историко-филологического факультета С.-Петербургского университета о своих научных занятиях за 1883 г. С. Ф. Платонов писал: «В сентябре текущего года Совет Высших Женских курсов в С.-Петербурге удостоил избрать меня преподавателем русской истории на Высших Ж[енских] Курсах и поручил мне чтение специальных лекций на III курсе словесного отделения по истории XVII в.» [ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1.Ч. 1. Д. 130. Л. 9].

В 1898 г. М. А. Постникова через всю страну отправляется на Дальний Восток, именно во время этого путешествия и произошла упомянутая встреча с известным писателем. Как выяснилось, восточные рубежи империи охраняли и защищали ее близкие родственники. Так, в 1900 г. при взятии китайской крепости Хун-Чун был убит ее брат - подполковник Петр Алексеевич Постников (1867-1900). Он, как дворянин, учился в Псковском кадетском корпусе, Михайловском артиллерийском училище и Николаевской академии генерального штаба [Петр Алексеевич Постников]. Брат Федор - военный инженер, участвовал в строительстве порта во Владивостоке, был членом общества изучения Амурского края, в период Первой русской революции эмигрировал в США. Еще два младших брата Павел и Александр принимали участие и отличились в боевых действиях периода Русско-Японской войны. Вот сюда, на восточную окраину империи и приехала их сестра. Здесь же, в Хабаровске служил и ее будущий муж Николай Фомич Александров (21.10.1851-14.10.1915) - инженер-генерал, в 1877 г. выпускник Николаевской инженерной Академии. Он был одним из первых начальников Амурской инженерной дистанции (с 1881 г.) в течение пятнадцати лет, стал известным в свое время общественным деятелем и оставивший значительный след в истории развития Хабаровского края. Когда в Хабаровске будет создано Географическое общество, генерал войдет в его учредительный комитет, затем будет избран членом совета, а с января 1902 г. и его председателем.

Свадьба состоялась в 1903 г., семья занимала квартиру в двухэтажном каменном доме военного инженера В. Г. Мооро, по улице Лисуновской. Здесь у супругов Александровых родилась дочь Анна. В 1906 г. он был назначен начальником инженеров Виленского военного округа и семья навсегда покинет ставший для них родным Дальний Восток. Карьерная лестница успешно продолжалась и в последующие годы, в 1915 г. он назначен на должность начальника Главного Военно-Технического управления. Кавалер многочисленных орденов империи, его имя упоминается на страницах исследований о генералах Российской империи [Список генералов: 2003, С. 79; Волков: 2009]. Память о замечательном человеке, которого справедливо называют «строителем Хабаровска»1, бережно хранится в городе.

О том, что С. Ф. Платонов был причастен к организации системы начального, среднего и

высшего образования России, свидетельствуют многие факты [Митрофанов: 2009; Шмидт: 2010]. Именно он инициировал рекомендацию М. А. Александровой на должность начальницы открывавшегося в Рязани института [Чельцова].

Мы предлагаем к публикации письма М. А. Александровой, адресованные С. Ф. Платонову. Они хранятся в личном фонде ученого и датируются временным диапазоном с 28 декабря 1905 по 6 октября 1923 г. Количество отправленных ею корреспонденций небольшое: 11 писем и 2 телеграммы. Одна из них - поздравительная с Новым годом из Мукдена, вторая - из Хабаровска. К одному из писем приложен список книг, взятых у С. Ф. Платонова с пометками: «обложка слегка запятнена», «обложка наполовину оторвана», «все перечисленные книги обязуюсь возвратить не позже ноября 1914 года». Такой был заведен порядок работы с книгами у С. Ф. Платонова, что указывает на малоизвестные черты его характера - пунктуальность и определенного рода дотошность в отношении к книгам из домашней библиотеки. Поэтому правилом хорошего тона у пользователей его книгами считалось необходимым отмечать повреждения взятых книг, чтобы не создавалось неприятных ситуаций при их возвращении.

К одному коротенькому письму приложены были 10 рублей на открывшийся лазарет при ЖПИ2. Небольшая записка без даты о передаче меда семье Платоновых3, это обстоятельство также немаловажное, особенное в голодные послевоенные годы.

Одно письмо адресовано Надежде Николаевне (к сожалению, не все письма к Надежде Николаевне находятся в публикуемой подборке, например, нет письма за 1923 г., о котором упоминает М. А. Александрова) о бытовых вопросах в организации летнего отдыха, здесь же приложена схема дачи, которую предполагалось снять на лето для семьи Платоновых. Оно важное потому, что очень подробно рисует ситуацию с бытом Платоновых во время летних отпусков. Семья была большая, ежегодно снимали дачу в разных регионах страны: в Новгородской, Тверской, Рязанской, Воронежской губерниях, в Крыму, под Петербургом и других местах. Поэтому организацией летнего отдыха начинали заниматься уже в конце зимы или начале весны, определялись с местом, выясняли варианты и затем выбирали наиболее походящий вариант. Как правило, С. Ф. Платонов, занимаясь благоустройством отдыха в летние месяцы, привлекал к этому своих

1Жуков А. Строитель Хабаровска - генерал Александров// Словесница искусств. 2002. №10. С. 21.

2ОР РНБ. Ф. 585. Оп.1. Ч. 2. Д. 2074. Л. 6.

3ОР РНБ. Ф. 585. Оп.1. Ч. 2. Д. 2074. Л. 19.

знакомых и коллег, с которыми вступал в активную переписку.

На ряде писем имеются карандашные пометы «Александрова»1, сделанные получателем. В трех письмах указано, что С. Ф. Платонов писал и ответы, которые желательно выявить.

Кстати, из Рязани среди корреспондентов С. Ф. Платонова были А. В. Селиванов2, А. И. Че-репнин3, В. Ф. Эман - Председатель Рязанской губернской земской управы4, Н. Н. Шамонин [Митрофанов: 2016, С. 8-15].

Наиболее важные по содержанию письма касаются педагогической и организаторской деятельности М. А. Александровой. Они объемные, содержат важную информацию о состоянии образования в учебном заведении, которое возглавляла М. А. Александрова, педагогических проблемах, о ее отношении к происходящему. Думается, они, несомненно, будут способствовать уточнению сведений о становлении образования в Рязани и о самой М. А. Александровой. Интересна информация писем о приглашении на преподавательскую деятельность столичных ученых, в том числе самого С. Ф. Платонова выступить с лекциями. Заметим, что он регулярно практиковал лекционные выступления, порой целым курсом в провинциальных городах. Например, в 1917 г. С. Ф. Платонов собирался читать лекции в Перми [Митрофанов: 2017, С. 166-171], однако, февральские события изменили эти планы. В 1921 г. читал лекции в Вологодском институте народного образования [Митрофанов: 2013, С. 48-60].

М. А. Александрова пишет о своем удовлетворении работой, состоявшемся первом выпуске, однако, возникавшие проблемы приводят в отчаяние: борьба за ректорство, что способствовало ее отказу от участия в «президиуме», несправедливое распределение пайков: в голодное время это обстоятельство было чрезвычайно чувствительным. Особенно же удручало ее «совращение педагогического состава». Перечисленные обстоятельства были осложнены другими негативными моментами, например, реорганизациями института - с 1915 г. по 1923 г. их было 6: 1915-1917 - создание Рязанского женского учительского института; 1917-1918 - происходит его превращение в Рязанский учительский (смешанный) институт; в 1918-1919 гг. - в Рязанский педагогический институт (РПИ); в 1919-1921

1ОР РНБ. Ф. 585. Оп.1. Ч. 2. Д. 2074. Л. 3, 20, 28 об.

^Государственный архив Рязанской области. Ф. 1368. Оп.1. Д.1480. Л.2- 7.

3Государственный архив Рязанской области. Ф.1373. Оп.1. Д.19. Л. 25- 29 об.

4ОР РНБ. Ф. 585. Оп.1. Ч.2. Д. 4717. Л. 1.

гг. - в Рязанский институт народного образования (РИНО); в 1921-1923 гг. - в Рязанский практический институт народного образования (ПИНО); в 1923 г. в педагогический техникум). В результате организационных перипетий «одинокая работа в Рязанском тупике» и накопившаяся усталость подорвали здоровье М. А. Александровой и привели к смене ее деятельности - она перешла на преподавательскую работу.

Все чаще М. А. Александрова стала задумываться о научной работе, ее влечет работа с архивными материалами, связанными с творчеством Адама Черноцкого. Его идеи ее интересовали еще в студенческие годы. Задатки и склонность к научным изысканиям проявились у М. А. Александровой еще на курсах, когда она была рекомендована к оставлению на кафедре. Мы узнаем из писем, что она довольно активно работала: под руководством С. В. Рождественского готовила материалы для словаря, под руководством С. Ф. Платонова принимала участие в подготовке Никоновской летописи к изданию в рамках проектов Археографической комиссии. Но юношеский задор, желание проявить себя привел романтическую натуру на Дальний Восток [Зуев: 1995, С. 72-74].

В ее письмах из отдельных штрихов можно уточнить некоторые интересные детали, например, о ее многочисленной родне. У Марии Алексеевны был брат в Америке («письмо же брата из Америки получено на 24 день...», сестра, которая работала в рязанской гимназии, упоминается однажды двойная фамилия (так письмо от 12-го сентября 1922 г. она подписала «М. А. Александрова-Постникова»).

Переписка была нерегулярная, при этом по письмам можно судить, что общение между М. А. Александровой и семьей Платоновых было доброжелательное, многолетнее, а во время ее пребывания в Петербурге (до отъезда на Восток в 1898 г. и после возвращения с Дальнего Востока в 1906 г., во время приезда в Петербурге в 1909 г., когда она перебирается к месту своего назначения - Рязань), частое. Установились теплые отношения с Надеждой Николаевной, его дочерями, она бывала в гостеприимной семье, брала книги в богатой библиотеке своего учителя.

Публикуемые материалы вносят существенное дополнение в историю возникновения, деятельности учительского женского института в Рязани до первой его реорганизации, впервые в значительной мере раскрывают малоизвестные страницы административной и педагогической деятельности М. А. Александровой. Выявляются новые факты просветительской деятельности

С. Ф. Платонова, его роль в назначении начальницы института. Интересны сведения по организации летнего отдыха его семьи, что, как свидетельствуют письма, было не просто.

Послесловие: После выхода первой нашей работы по заявленной теме [Митрофанов: М. А. Александрова..., С. 33-39], автор получил по электронной почте письмо с благодарностью за статью. Автор письма - Ольга Игоревна Сухани-на, дочь Наталии Борисовны Постниковой (Лавровой). Известно, что дед О. И. Суханиной по материнской линии - Борис Петрович Постников (1895-1941) был известным военным дипломатом, генконсулом, поддерживал связи и со своей теткой Марией Алексеевной. Ольга Игоревна ведет генеалогические разыскания. Ее «удивляет и восхищает судьба каждого родственника!», у нее вызывает чувство гордости от того, что судьбы ее родственников, «вплетены в судьбу России». Полагаем, что публикуемые письма будут ценным приобретением и для ее семейного архива, как и для Натальи Юрьевны Баскаковой -правнучки родной сестры Марии Алексеевны, Анны Алексеевны, которая упоминается в письмах.

Письма М. А. Александровой С. Ф. Платонову1

№1

Многоуважаемый Сергей Федорович, не откажите направить прилагаемые при сем три конверта В.А. Егорову, который сегодня приезжает: я затеряла его адрес.

Преданная Вам М. Александрова. 28 дек[абря] 1905 10 час. утра.

ОР РНБ. Ф. 585. Оп.1. Ч.2. Д. 2074. Л.1.

№2

Телеграмма.10. 01. 1905.

П[етер]б[у]рг. Николаевская, 61.

Платоновым. [Из] Мукдена.

Привет [из] Мукдена. Поздравляю [с] Новым годом.

Мария Александрова

ОР РНБ. Ф. 585. Оп.1. Ч.2. Д. 2074. Л.2.

№3

18 февр[аля]. 1913.

Карандашная помета: «Александрова»

Глубокоуважаемый Сергей Федорович!

Спешу принести Вам сердечную благодарность за исполнение моей просьбы о билете.

Исключение составляет письмо № 7, адресованное Н. Н. Платоновой.

Вчера, уезжая, я не решилась Вам напомнить о ней, уверенная, что Вы совершенно забыли об этом, и тем более была тронута, получив сегодня неожиданно билет по почте.

Еще раз благодарю Вас и прошу передать Надежде Николаевне привет и благодарность за доставленную мне вчера возможность принять, хотя и молчаливое, участие в чествовании Александра Ивановича2.

Искренне всегда преданная Вам Мария Александрова.

ОР РНБ. Ф. 585. Оп.1. Ч.2. Д. 2074. Л.3-3 об.

№4

29 апр[еля]. 1914.

Глубокоуважаемый Сергей Федорович!

Из взятых мною в воскресенье книг позвольте возвратить Вам «Стороженки»3 тт. VII и VIII, т[ак] к[ак] они содержат I и II тт.4. «Малороссийского Родословника»5 В.Л. Модзалевского6, мною уже приобретенного. У меня остаются - ЦЦИДУ^ тт.; Пятого тома не оказалось7: вероятно, он еще не издан или остался у Вас. Прилагаю также для памяти список полученных мною от Вас книг и пользуюсь случаем, чтобы принести Вам еще раз мою сердечную благодарность.

Искренне преданная Вам М. Александрова.

ОР РНБ. Ф. 585. Оп.1. Ч.2. Д. 2074. Л.4-4 об.

№5

14 сентября 1914

Глубокоуважаемый Сергей Федорович!

Т[ак] к[ак] сегодня я узнала, что у Вас организуется лазарет для раненых воинов, то спешу в

2Заозерский, Александр Иванович (1874-1941) - историк, профессор.

3«Стороженки. Фамильный архив» - многотомный археографический сборник, составленный русскими историком и археографом Андреем Стороженко при участии его младшего брата Николая Стороженко и изданный ими за собственные средства. Содержал материалы по истории казацко-старшинского рода Стороженко за несколько веков. Издано 7 томов в период с 1902 по 1910 год в Киеве.

4Модзалевский В. Л. Малороссийский родословник. Т. 1. Киев, 1908; Он же. Малороссийский родословник. Т. 2. Киев, 1910.

5Малороссийский родословник - издание в 4-х (5-ти) томах, содержащее росписи 240 малороссийских казацко-старшин-ских родов. Спонсировали издание братья Андрей и Николай Стороженко, пирятинские землевладельцы, историки и общественные деятели. Книга посвящена памяти В.В. Рум-меля..

6Модзалевский Вадим Львович (1882 - 1920) - русский историк, геральдист и генеалог.

75-й том, в котором планировалось издать письма Николая Ильича Стороженко и Василия Горленко, ввиду недостатка финансовых средств опубликован не был.

качестве Вашей бывшей ученицы, внести и свою скромную лепту. Примите уверение в искреннем уважении всегда готовый к услугам Мар[ия] Александрова].

Прилагаю - десять рублей.

ОР РНБ. Ф. 585. Оп.1. Ч.2. Д. 2074. Л. 6.

№6

11 февр[ая] 1917.

Глубокоуважаемый Сергей Федорович!

Температура у меня теперь нормальная. Позвольте поэтому ограничиться на этот раз выражением моей горячей благодарности за Ваше так вовремя посланное мне доброе слово, укрепившее во мне уверенность, что ни четверть века, ни расстояния и пр[очее] не погасили той искры доброго расположения и внимания, которые я, как Ваша ученица, находила когда-то в Вашем доме.

Затем перехожу прямо к делу. Самовары, кровати, посуда.1 Все это вопросы легко разрешимые, о которых я пишу одновременно Н[адежде] Н[иколаевне]. Главное же - меня мучит сознание, что убогая Рязанская губерния и условия жизни здесь не представляют ничего такого, что давало бы мне право настойчиво приглашать сюда Вас и Вашу семью, и только мое болезненное состояние и сильный жар, когда я писала свое письмо в конце января, заставили меня поддаться моему настроению.

Все-таки я не теряю надежды найти что-либо лучшее дачи Селивановой, кот[орая] стоит одиноко в поле, на берегу маленькой речки и считается тут лучшей из сдаваемых только потому, что она чистая и близка от станции ж[елезной] д[ороги]. Но это не усадьба, а маленькая дачка в 8 маленьких комнат. В прошлом году в ней помещались: трое Наркович2, я с детьми - четверо, гувернантка и трое прислуг. Всего 11 человек. В этом году ею мне все равно не придется воспользоваться, т[ак] к[ак] детей одних оставлять нельзя на даче, а сестра, утомленная своей семинарией, хочет летом взять двухмесячный отпуск и уехать из Рязани к знакомым в Смоленскую губ[ернию].

1Здесь и далее многоточия в тексте письма. 2Речь идет о семье родной сестры М. А. Александровой -Анне Алексеевне Наркович. Она начала педагогическую деятельность. в поместье Соболево-Воробьево под Смоленском, где в 1910 г. возглавляла комиссию по строительству женской учительской семинарии, а потом возглавила ее в должности начальницы. С 1914 г. Анна Алексеевна переводится начальницей Рязанской женской Учительской семинарии, и вплоть до 1920 г. состоит председательницей Совета рязанских педагогических курсов, преобразованных из семинарии. За эту информацию выражаю благодарность О.В. Сухининой.

Предлагают и другие дачи у ст[анции] Шилово Моск[ово]-Каз[анской], у ст[анции] Горки3 рядом с Алпатьевым, но далеко от ж[елезной] д[ороги]. Для приездов в Рязань Вашей семьи могу предоставить только что отремонтированный внутри и освященный домик учит[ельского] инст[итута] 6 комнат, небольшой зал с антресолями, столовой и кухней в полуподвальном помещении, с большим садом.

Адрес и письмо Т-те Селивановой прилагаю, но прошу Вас не давать ей ни задатка, ни окончательного согласия, т[ак] к[ак] дача эта все равно не уйдет, хотя здешний вице-губернатор уже присылал ко мне справляться о ней.

Хорошо бы было, если бы кто-либо, напр[имер], Нина Сергеевна4, приехала бы сюда (поезд №5 В - без пересадки, лучшие вагоны Саратовский и Ростовский или международный Царицынский), когда уменьшатся морозы и восстановится нормальное движение поездов, чтобы решить вместе вопрос о даче, осмотрев их.

Если же у Вас окажется что-либо лучшее, то очень прошу Вас не стесняться со мною, т[ак] к[ак] в Рязани и Рязанск[ой] губернии, несмотря на то, что я уже год живу и работаю здесь, как никогда, мне кажется, нет ничего привлекательного. Скоро буду еще писать.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Искренне преданная Вам и признательная М. Александрова.

Рязань. Астраханская ул[ица], д[ом], Нотариуса Панова.

Адрес: Екатерины Николаевны Селивановой: Москва, Арбат, Староконюшенный пер[еулок], д., №41, кв. №7. Летом: Ст[анция] Алпатье-во Моск[ово]-Каз[анской] ж[елезной] д[ороги]. Имение Горенцово.

Не будите ли Вы, Сергей Федорович, в Москве в университете? Не сдаст ли правление на лето дом в принадлежащем Моск[овскому] унив[ерситету] имение «Дядьково» в 6 верстах от Рязани?

ОР РНБ. Ф. 585. Оп.1. Ч.2. Д. 2074. Л.7-10 об.

№7

11 февр[аля] 1917.

Многоуважаемая и дорогая Надежда Николаевна!

В дополнение к моему письму Сергею Федоровичу, прошу Вас, если вопрос о даче близ Рязани разрешится благоприятно для меня, не беспокоиться относительно недостающего дачного инвентаря: все необходимое, большой самовар, железные кровати и посуду можно дополнить

3Здесь и далее подчеркивания в тексте.

4Дочь Сергея Федоровича.

из Рязани и приготовить к Вашему приезду. Мне даже не будет никаких хлопот, т[ак] к[ак] у нас есть один тут добрый человек, заведующая хозяйством в учит[ельской] семинарии1 «Мария Ильинична», кот[орая] и нас устроила и в прошлом году, а лошадей и людей для доставки вещей на дачу и обратно (в счет платы за дачу, без приплаты) прислала в прошлом году Т-те Селиванова, кот[орая] должна в этом году поступить так же. На даче есть простая необходимая посуда на 12 человек, небольшой самовар, немного кухон[ной] посуды; 4 кровати, две кушетки, два диванчика, около 6 кресел. Вам придется взять с собой подушки* (* подушки тоже можно доставить, если не брезгаете спать на чужих), одеяла, платья и белье. Подробности и список инвентаря я пришлю Вам, когда вопрос о даче решится. Главное же меня беспокоит, что ни сама дача по своему местоположению и окружающей природе, ни ее хозяйки не представляют ничего особенного привлекательного, чтобы я имела право настойчиво рекомендовать ее. Она ценится только потому, что близка от станции и чиста, сравнительно с теми грязными и некультурными постройками, кот[орые] сдаются тут в окрестностях под видом дач.

1В 1885 году Александровское училище преобразуется в учительскую семинарию, а в 1919 г. в школу первой и второй ступени.

Все комнаты оклеены обоями; за исключением коридора, кухни и маленькой комнаты около кухни для прислуги; там стены бревенчатые неоштукатуренные у выхода из кухни сарай для дров и пр[очего] и ледник.

Все-таки это не то, что для Вас было бы вполне подходящее, особенно для Сергея Фе-

Я еще не теряю надежды найти другие, более привлекательные и поближе к Оке; местность в противоположной стороне, к Льговскому мона-стырю2 (имение Новоселки, Дядьково, в 6 и 8 верст[ах] от Рязани) более интересна, но отсутствие владельцев и сильные морозы препятствуют немедленному выяснению вопроса, можно ли снять эти усадьбы Дядьково - бывшее владение Немчинова - принадлежит теперь Московс[кому] университ[ету]. Если Сергей Федорович будет в Москве у Ек[атерины] Ник[олаевны] Селивановой (Арбат, Старый Конюшенный пер. д. 41, кв. 7), то полезно было бы получить от нее определенные обещания относит[ельно] некоторых хозяйствен[ных] удобств, но обещать взять, наверное, дачу или давать задаток до апреля не стоит; дача все равно останется за нами, если не найдется лучшая: из Рязанцев ее никто не наймет, а московские знакомые Селивановых предпочитают гостить у них даром в большом доме. Мы в прошлом году размещались так[им] обр[азом];

2Успенский Ольгов монастырь, располагавшийся в селе Льгово Рязанского района, на берегу Оки. Основан около 1220 года князем Ингварем Игоревичем как мужской и назывался Льговским по имени находящегося недалеко городка Льгова.

доровича надо найти такое место, откуда быстро и легко можно было бы пользоваться пароходным сообщ[ением] по Оке или заказывать лошадей в Рязани, около которой есть много историч[еских] мест: Солотча3, Аграфенина пу-

3Солотча - река в России, протекает в Рыбновском и Рязанском районах Рязанской области. Устье реки находится в

стынь1, Старая Рязань, Льговский монастырь Иоанно-Богосл[овский] мон[астырь]2 и пр[очее]. В Алпатьеве же пароходн[ой] пристани нет.

Простите за слог, почерк и неопределенность письма. Уже поздний вечер, и я продолжаю быть нездоровой, хотя температура уже и нормальная. С 17-го янв[аря] две недели у меня была сильнейшая инфлюэнцея - результат переутомления и разных неприятных переживаний; в сильном жару пришлось все-таки непрерывно работать, т[ак] к[ак] надо было торопиться с окончанием ремонта приобретенного для инстит[ута] в октябре старого казенного особняка, вычислять всевозможный % прибавки для педаг[огического] персонала, подписывать ассигновки и составлять спешные ходатайства; также организовывать освящение здания, кот[орое] должно было носить характер официальн[ого] открытия учит[ельского] инст[итута], доселе не знакомого ни обществу, ни властям. 4-го февр[аля] прямо с постели встала на это открытие и, хотя еле держалась на ногах, сказала даже ответную речь на приветствия. Теперь угнетенное настроение хотя и продолжается, но я стараюсь бороться с ним и очень благодарю Вас и Сергея Федоровича за Ваше письмо.

Преданная М. Александрова.

ОР РНБ. Ф. 585. Оп.1. Ч.2. Д. 2074. Л.11-14 об.

№8

7 дек[абря]/24 ноября, 1918. Рязань.

Глубокоуважаемый Сергей Федорович!

Прошло уже ровно полтора года, как я видела Вас и Надежду Николаевну, и за все это время я не написала и не получила ни от кого ни одного письма; и только появление летом в Рязани Веры Сергеевны3 было единственным лучом из Петрограда, осветившим хоть мимолетно серую атмосферу педагогической жизни в провинции.

С некоторой тревогой берешься за перо: за это время столько пережито, что невольно думается, все ли в Петрограде благополучны, насколько это мыслимо в наше время..

745 км по левому берегу реки Оки.

1Основана в 1507 г. княгиней Агриппиной (в просторечье Аграфеной) из дворян Глебовых, супругой великого князя Ивана Васильевича Рязанского. Она же стала первой игуменьей пустыни (1523 - 1540) (Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, ныне существующих и упраздненных //Сост. свящ. Иоанн Добролюбов, Том 1, Зарайск, 1884, С. 117-120).

2Свято-Иоанно-Богословский мужской монастырь расположен в 30 км от Рыбного в селе Пощупово и является одним из древнейших в Рязанской епархии. Его создание относят к началу 13 века.

3Дочь Сергея Федоровича.

Но несмотря на самые тягостные переживания, кот[орые] вызывались не политическими условиями, даже не самыми несчастиями, а нравственным одиночеством в той педагогической среде, в которой приходится работать, я до последнего времени считала своим долгом оставаться во главе учит[ельского] института. В этом году состоялся первый выпуск слушательниц, доброе отношение которых и единение меня вознаграждает за все пережитое.

И все-таки, отказавшись теперь от участия в «президиуме», я оглядываюсь на прошедшие три года напряженной работы, невольно думаю, что напрасно эти годы шла по дороге, где «конь -учебн[ое] завед[ение]- останется жив, зато сам пропадешь».

Теперь, когда «миг вожделенный настал», когда впервые мелькнула возможность заняться чистой педагогической и научной работой, вдруг настойчивое сомнение: не поздно ли, не пора ли не начинать, а подводить итоги жизни, готовиться к смерти и писать мемуары.

Кроме того, пережитые мною все модные революционные болезни (испанская, аннулирование, уплотнение, голодание и реквизиция квартиры и пр[очее] и пр[очее]) сильно расшатали здоровье.

Все чаще и чаше думаю о том, чтобы укрыться от житейской суеты в архиве или библиотеке какого-нибудь учреждения и заняться также своим собственным архивом.

Все это - только длинное предисловие моего письма, главная цель которого обратиться к Вам, Сергей Федорович, с просьбой, указать кого-либо из молодых ученых, которые бы согласились приехать в Рязань на постоянное место. Рязанск[ий] учит[ельский] инстит[ут] на 1918-19 уч[ебный] г[од]. Перешел из маленького собственного дома в большое здание бывшего епарх[иального] училища. На днях ожидается новый Устав и «преобразование» его в высшее педаг[огическое] учебн[ое] заведение (Педагогический институт). Расширяется состав преподавателей. Физико-математическое и естественно-географическое отделения почти уже обеспечены персоналом, но на нашем литературно-историческом не хватает следующих «профессоров»: двух преподавателей литературы и (истории искусств), одного историка (по всеобщей ист[ории], но могла бы уступить и русскую по вышеуказанным мотивам), преподавателя истории философии и логики. Оплата - пока 810 руб[лей] годовой час, но с утверждением нового Устава ожидается увеличение. С такой же просьбой я предполагаю обратиться к

Александру Ивановичу1, Алекс[андру] Евгеньевичу2, Дмитр[ию] Константиновичу] Петрову3, но м[ожет] б[ыть], раньше моих писем Вы, Сергей Федорович, их увидите.

Если найдутся подходящие кандидаты, то Педаг[огический] Сов[ет] просит их немедленно телеграфировать, чтобы задержать баллотировку местных кандидатов до получения сведений почтой из Петрограда.

Кроме того, я бы очень просила Вас и Александра Иванов[ича] (хотя не имею почти надежды на Ваше согласие) сообщить, на каких условиях Вы могли бы приехать в Рязань, чтобы прочесть в Учит[ельском] инстит[уте] ряд лекций и так[им] образ[ом] действительно приобщить к истинной науке учебное заведение, претендующее быть высшим.

Очень прошу меня извинить за беспокойство. Шлю мой сердечный привет Надежде Николаевне и всем членам Вашей семьи.

Искренне преданная М. Александрова.

В инстит[уте] около 250 учащихся (слушательниц и слушателей) в возрасте от 18 до 40 лет. Почти все со средним образов[анием] и большинство имеет педагогический стаж.

Адрес: Рязань. Учительск[ий] инстит[ут]т Владимирская ул[ица], дом бывш[его] женск[ого] епарх[иального] училища. Или: Соборная ул., 2-я учительская семинария, кварт[ира] А.А. Нар-кович (М. А. Александрова). Дом бывш[его] духовн[ого] училища.

ОР РНБ. Ф. 585. Оп.1. Ч.2. Д. 2074. Л.15-18 об.

№9

Пользуюсь установившемся сообщением между Петроградской Военно-Хозяйственной Академией и Рязанским Институтом и через слушателя Николая Павловича Хорикова спешу послать Сергею Федоровичу рязанского меду. М. Александрова].

29 авг[уста] 1921. Рязань. Институт Нар[одного] Образ[ования] (дом бывш[его] епарх[иального] училища)

ОР РНБ. Ф. 585. Оп.1. Ч.2. Д. 2074. Л. 19.

№10

Рязань. Инстит[ут] Нар[одного] Образования] (дом бывш[его] епарх[иального] училища). Карандашная помета: «Александрова»

1Имеется в виду А.И. Заозерский.

2Пресняков Александр Евгеньевич (1870-1929) - российский историк, член-корреспондент РАН (1920).

3Петров Дмитрий Константинович (1872-1925) - историк

литературы, специалист по романским литературам и языкам, явился основателем русской научной испанистики и учителем всего следующего поколения испанистов.

15 мая 1922. Рязань.

Глубокоуважаемый и дорогой Сергей Федорович!

Письмо это Вам передаст, если застанет Вас в Москве, наш уважаемый бывший комиссар по народному образованию Михаил Иванович Во-ронков4, через которого я была бы счастлива получить хоть несколько живых слов о Вас.

Мне будто бы снился сон, что этим летом, впервые за пять лет, мне удалось побывать в Петрограде и даже быть два раза в Вашем доме, и сон этот казался так вероятен, что я не успела тогда ничего ни рассказать, ни расспросить ... Недавняя же наша экскурсия в Москву заставила пожалеть, что она немного не совпала с Вашим ожидаемым приездом туда.

Испытываю всегда за эти годы настоятельную потребность окунуться в былую Петербургскую атмосферу и утолить жажду живой водой из настоящего научного источника, на что я, думается мне, приобрела полное право последними годами непрерывной, но почти одинокой работы в Рязанском тупике. Никогда за всю жизнь я не имела большого права название Вашей ученицы, а между тем никогда не была более далека от Вас, чем теперь.

Кроме того, с осени еще я собираюсь обратиться к Вам с просьбой, кот[орая] самое меня приводит в удивленное смущение: во- первых, первый раз в жизни приходиться просить за самое себя, во-вторых, Вы можете предположить, что моя работа здесь была, вероятно, недостаточного качества, если право на настоящее приходится доказывать ссылками на прошедшее.

Спешу уверить, что никогда в жизни я так много и с такими жертвами и, смею думать, с такой пользой для других не работала, как в Рязани и, несмотря на все, заслужила даже и здесь, кроме неизменного сочувственного отношения студенческой аудитории, кажется, достаточное признание и почтение и своих сотрудников. Но все-таки, за эти годы работы в провинции пришлось в результате отрешиться от многих наи-вностей прежнего миросозерцания и сделать вывод, что моя необычайно удачливая жизнь до Рязани объясняется исключительно редкой случайностью жить и работать среди людей, высших меня во всех отношениях. Сойдя же с

4Воронков Михаил Иванович (1893-1973), с 1917 г. - член РСДРП(б) Рязанского военно-революционного комитета, Рязанского губернского исполнительного комитета, комиссар просвещения. Делегат II Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов. В 1917 —1920 гг. председатель Рязанского губисполкома. Избран депутатом Учредительного собрания от Рязанского избирательного округа по списку № 5 РСДРП(б).

своей обычной «орбиты» переходом в провинциальную педагогическую среду, хотя бы и с ярлыком высшего учебного заведения, убедилась в справедливости поговорки «Quem dii odere, paedagogum facere»1; а также в том положении, что экономические интересы есть сильнейший фактор, способный объединить большинство людей, даже самых противоположных идейных и политических настроений.

Борьба же за ректорство и за право на пайки, разъединяющие в этом учеб[ном] году Рязанский институт, мой всегдашний, хотя далеко не равнодушный, но беспристрастный и беспартийный нейтралитет, вызывает недовольство не одних Богов...

Один из результатов был тот, что я весь этот учебный год оставалась без академического пайка (старейшая и единственная в институте с его основания), тогда как семейный акад[емический] паек получали 15 лиц, из которых все моложе меня по работе в высш[ем] уч[ебном] заведении, каковым считается Ряз[анский] институт; только двое из них имеют подобие ученой степени, двое-трое - популярные печатные статейки и все остальные - ни одной печатной строчки и очень недавнюю педагогич[ескую] работу в Институте.

Позвольте изложить и вытекающую отсюда просьбу для подтверждения моего curriculum vitae2, что найдете возможным: напр[имер], о моем участии в первых коллективных семинариях по русской истории; о скромном сотрудничестве в русском биограф[ическом] словаре (в отделе С.В. Рождественского3 - биографии С.В. Салтыкова4, М. А. Салтыкова5, В.М. Самарина6 и других); о работе в Археогр[афической] Комиссии7 (Литовская Метрика8, Никоновская

1«Кого Боги возненавидели, того сделали педагогом».

2Краткое описание жизни и профессиональных навыков.

3Рождественский Сергей Васильевич (1868 - 1934) - русский и советский историк, член-корреспондент РАН и АН СССР.

4Салтыков Сергей Васильевич (1726-1813) - граф, русский посланник в Гамбурге, Париже и Дрездене, первый по времени фаворит Екатерины Алексеевны.

5Салтыков Михаил Александрович (1867-1851) - граф, сенатор.

6Самарин Василий Максимович (1792-1871) - сенатор, генерал-лейтенант.

7Археографические комиссии - учреждения в Российской империи в 1834 г., целенаправленно занимавшиеся научным описанием и изданием письменных исторических источников.

8Литовская метрика (сокращённо от Метрика Великого кня-

жества Литовского; от лат. matricula - канцелярская книга) -

собрание специфических материалов (тетрадей, книг) кан-

целярии Великого княжества Литовского XV - XVIII вв. с

копиями документов, издаваемых от имени великого князя, рады, сеймов и подлежащих неограниченному по времени хранению.

летопись9) и проч[ее]10.

Вторая моя мечта - выбраться, если не совсем, то хоть на время (в командировку) из Рязани в Петроград или Москву, как для моих занятий, так и для старшей дочери, которой пора поступить в одно из высших учебных заведений столицы.

В Петроград привлекает меня, кроме могилы и личного прошлого, и Погодинское древлехрани-лище11 и Арх[еографической] комиссии, в Москву - архивы. Но для того и другого приходится заручиться хоть каким-нибудь скромным местом с комнатой.

Жду на словах через подателя письма известия о дне Вашего отъезда из Москвы.

Прошу извинить за несвязанность и неясность выражений: очень тороплюсь, т[ак] к[ак] Мих[аил] Ив[анович] Воронков сейчас должен уезжать в Москву, а у меня уже полная комната студентов, пришедших сдавать зачеты.

Сердечный привет Надежде Николаевне, Нине Сергеевне и всем Вашим. Надеюсь написать Над[ежде] Н[иколаевне] более подробное письмо.

Всегда искренне преданная Вам М. Александрова.

Рязань. Пед[агогический] инст[итут] (дом бывш[его] епарх[иального] учил[ища], или: Дья-коновская ул, д. №22. Тештовой)

ОР РНБ. Ф. 585. Оп.1. Ч.2. Д. 2074. Л.20-23 об.

№12

15 июля /2. 1922. Рязань.

Глубокоуважаемый и дорогой Сергей Федорович,

Ваше письмо от 27-го июня шло от Петрограда до Рязани почти две недели и вручено мне в институте распечатанным; письмо же брата из Америки получено на 24 день. Пользуюсь опять случаем послать письмо не почтой, а с Виктором Владимировичем Виноградовым12, кот[орый] из Рязани возвращается в Петроград, прочтя у нас две лекции: о Гоголе и поэтессе Ахматовой.

Очень сожалею, что В[иктор] Владимирович] задержится в Москве дня два, и мое письмо не поспеет к 5/18 июля. Все-таки прошу принять мое сердечное поздравление с днем Вашего Ан-

9Никоновская летопись - крупнейший памятник русского летописания XVI века. Названа по имени патриарха Никона, которому принадлежал один из её списков. 10собираюсь на днях подать заявление в Академ[ический] Центр (Ив[ану] Ив[ановичу] Гливенко (Иван Иванович Гливенко (1868-1931 - историк литературы) приложением моего curriculum vitae (сноска в письме)

11Собрание рукописей Михаила Петровича Погодина - профессора Московского университет, историка, публициста. 12Виноградов Виктор Владимирович (1895-1969) - Академик АН СССР с 1946, иностранный член ряда зарубежных академий.

гела. Еще шлю запоздалый привет по случаю исполняющегося 40-летия со дня окончания Вами университета. Мне очень грустно, что никто не известил меня об этом юбилее, хотя, конечно, я и сама должна была догадаться, т[ак] к[ак] только недавно во время поездки в Москву в конце апреля этого года мне удалось приобрести «Дела и Дни» за 1921 год, где я прочла Ваши воспоминания о студенческих годах1 и узнала, что Вы окончили университет 30 мая (12 июня) 1882 года. Вам от всей души желаю еще много, много раз встречать с Н[адеждой] Н[иколаевной] эти юбилейные чествования в полном благополучии и здравии, а сама (наконец2) надеюсь заслужить, наконец, право и возможность приобщиться лично к этим праздникам науки вообще, а Ваших учеников и учениц в особенности. В-третьих, еще раз сердечно благодарю Вас за письмо и за Ваше доброе ко мне отношение.

Ситси1ит уйае я пришлю на Ваш просмотр почтой в Петроград, а в Бюро краеведения3 постараюсь получить командировку осенью, если не встречу противодействия со стороны председателя О[бщест]ва изучения Ряз[анского] края4 и ректора университета5, вожаков двух враждебных партий (один gnasi - социалист, другой- меньшевик с уклоном к советским властям), между которыми весь год идет жестокая борьба за ректорство. Я же, как и всегда стойко и сознательно, остаюсь беспартийной и почти в одиночестве и несмотря на то, что до сих пор не отучилась, как другие, выступать в Советах, когда нарушается право и справедливость и несмотря на многие за эти годы выборы и перевыборы, а теперь и совращение педагогич[еского] состава, остаюсь пока на своем посту. Простите, Сергей Федорович, за неинтересное и малосодержательное письмо: очень тороплюсь т[ак] к[ак] В[иктор] Владимирович] сейчас уезжает. Надеюсь еще надоесть Вам и Н[адежде] Н[иколаевне] своими письмами.

Искренне Вам преданная М. Александрова.

ОР РНБ. Ф. 585. Оп.1. Ч.2. Д. 2074. Л.24-25 об.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1Платонов С. Ф. Несколько воспоминаний о студенческих годах // Дела и дни. 1921. Кн.2. С. 104-129.

2Слово зачеркнуто.

3Центральное бюро краеведения (ЦБК) - общественная организация, координировавшая краеведческую работу в СССР и существовавшая с 1922 по 1937 г.

4Образовано в 1920 г. при Рязанском институте народного образования. Занималось изучением истории, географии и экономики рязанского края. Ликвидировано в ноябре 1930 г.

5Процеров Павел Иванович, был ректором в 1918-1922, затем его сменил Кеткович Яков Васильевич (1922-1923).

№13

12 сент[ября] 1922.

Санаторий Узкое бывш[ее] имен[ие] кн[язей] Трубецких.

Глубокоуважаемый Сергей Федорович!

Предполагала приехать в Петроград, но оказалась возможность доехать только до Москвы, оттуда я до 5 окт[ября] пропала в Доме Отдыха для «ученых», где впервые за шесть лет наслаждаюсь покоем, прекрасной обстановкой, природой и обществом культурных людей. Узнала, что Ваш приезд в Москву ожидается около 13 сентября. Мне крайне необходимо Вас увидеть. Была бы очень благодарна, если бы Вы сообщили мне по телефону №13-71 (сан[аторий] Узкое) или запиской в ЦЕКУБУ №212 - в 3-й линии верхних торговых рядов (тлф 3-04-98) до какого числа Вы пробудите в Москве и где я могу Вас увидать. В крайнем случае, желательно знать № телефона, по которому я могла бы с Вами переговорить. Очень извиняюсь за беспокойство, но я надеюсь, что Вы мне простите его. Искренне преданная М. А[лександрова]-Постникова.

Адрес: ЦЕКУБУ. комн[ата] №212 Санатория Узкое. Тлф. 13071. комн[ата] №16. Мой московский адрес: Арбат.

ОР РНБ. Ф. 585. Оп.1. Ч.2. Д. 2074. Л.26-27.

№14

Карандашная помета: «Список: Столица, Айнберг, Поптович, Гримм 2624 Халтурин 2-3, Соколова-Богослов[ская], Сабанин, Грим-Тарле».

Подмоск[овный] санат[орий] Узкое.

6 окт[ября] 1923.

Глубокоуважаемый и дорогой Сергей Федорович!

Пишу Вам из сан[атория] Узкое, где еще пробуду неделю, а затем к 15 окт[ября] перееду на время в Москву. Попытаюсь там приглядеться, нельзя найти соответствующие моим силам и наклонностям занятия. Москва меня не очень привлекает, хотя знакомых в ней прошлой и настоящей эпохи гораздо более, чем в Петрограде (одних рязанцев, моих сотрудников, учеников и учениц около ста). Но приходится думать уже не о себе, а о дочерях: старшей нужна консерватория и высшее учебн[ое] заведение, где бы ее экономико-математические знания могли получить целесообразное направление, второй - живопись, скульптура, зоопсихология или сельское хозяйство.

Мне лично грезится Петроград, хотя пугает климат и перспектива очутиться, в случае возвращения туда, настоящим Lumpen-пролетарием.

Вся моя жизнь прошла «без обдуманного намерения» и теперь, после пятилетней игры в «профессора», пересидев в Рязани до педтехникума1, решаю и дальше плыть по воле волн и обосновать последний этап своей жизни там, где будет более легкая возможность устроиться для меня с детьми наилучшим образом. Решаюсь писать к Вам с просьбой, если только это Вас не затруднит, дать мне указания, куда и к кому обратиться в Петрограде или Москве, чтобы получить скромное, но достаточно обеспеченное для трех лиц место при каком-нибудь научном учреждении Наркомпро-са, СовНархоза или Внешторга (последнее время я много занимаюсь экономикой и статистикой). Желательно с комнатой или двумя.

Кроме того, я не оставляю мысли, быть может суетной, сделать доклад в присутствии компетентных лиц по вопросу, над которым я самостоятельно работала в свободные минуты последних годов. Мои выводы, как я открыла позднее, совпадают в некоторых отношениях с выводами скончавшегося сто лет тому назад исследователя древне- славянской культуры Ходаковского (он же Адам Черноцкий +1825 г.2). Труды3 его

1Институт в 1923 г. был преобразован в педтехникум.

2Доленга-Ходаковский Зориан (настоящее имя - Адам Черноцкий (Adam Czamocki) (1784 -1825) - археолог-любитель, собиратель панславянской старины.

3Ходаковский А. Пути сообщения в Древней России // Рус-

хранятся в Погодинск[ом] Древлехранилище Петерб[ургской] публичной библиотеки.

Если потребуется мне лично приехать в Петроград, то я как-нибудь соберусь с силами. Прошу Вас очень извинить, что я по старой привычке обращаюсь к Вам за содействием и советом, т[ак] к[ак] с юности не мыслю никакой своей научной работы иначе, как фактически или в воображении беседуя с Вами. Прошу откровенно ответить, если моя затея не имеет смысла. Еще раз сердечно благодарю за Ваше прошлогоднее участие, кот[орое] меня нравственно поддерживало весь этот год.

Искренне преданная Вам М. Александрова,

Мое письмо Над[ежде] Ник[олаевне] к 17/30 сент[ября] надеюсь получено. Мой привет всем. В Москве, вероятно, остановлюсь в общежитии ЦЕКУБУ, Пречистенка, 169, ул. Кропоткина, но, пожалуй, надежнее адрес сестры: Москва, Машков пер[еулок]. д. 10, кв. 19. Тлф. 78-72.

ОР РНБ. Ф. 585. Оп.1. Ч.2. Д. 2074. Л.29-30 об.

ский исторический сборник. 1837. Т. 1. Кн. 1: Он же. Донесение о первых успехах путешествия в России Зорияна Долуга-Ходаковского из Москвы 13 липца 1822 // Там же. 1844. Т. 7.

Список литературы

1. Арбузова В. М. А. Александрова: некролог // Вестник рязанских краеведов. 1925. № 1 . С. 19-22.

2. Будкина Ю. Б. М. А. Александрова // Рязанский историк. 2005. № 3. С. 21-23.

3. Волков С. В. Генералитет Российской Империи: энциклопедический словарь генералов и адмиралов от Петра I до Николая II. В 2 т. М., 2009. Т. 1. А- К. 760 с.

4. Государственный архив Рязанской области. Ф.1368. Оп.1. Д.1480. Л.2-7.

5. Груздева Е. Н. Санкт-Петербургский Женский педагогический институт. 1903- 1918: Основание, структура, личный состав, деятельность: Дис. ... к. и. н. СПб., 2005. 197 с.

6. Жуков А. Строитель Хабаровска - генерал Александров//Словесница искусств. 2002. № 10. С. 21.

7. Залесский К. А. Кто был кто в Первой мировой войне. М., 2003. 894 с.

8. Зуев В. Н. Бестужевка М. А. Александрова в Хабаровске // Культура, наука и образование народов Дальнего Востока России и стран Азиатско-Тихоокеанского региона: история, опыт, развитие: материалы научно-практической конференции. Хабаровск, 1995. Вып. 3. С. 72-74.

9. Кертман Л. Е., Васильева Н. Е., Шустов С. Г. Первый на Урале. Пермь, 1987. 235 с.

10.Лиферов А. П. Ведущему вузу Рязанского края - 90 лет. // Междунар. акад. наук пед. образования (МАНПО). Педагогическое образование и наука: науч.-метод. журн. 2006. № 3. С. 35-43.

11.Митрофанов В. В. С. Ф. Платонов на Высших женских (Бестужевских) курсах// История Петербурга. 2008. № 6 (46). С. 14-19.

12.Митрофанов В. В. С. Ф. Платонов и развитие истории образования в России (до 1917 г.). Лан-гепас-Екатеринбург, 2009. 200 с.

13.Митрофанов В. В. О не состоявшихся лекциях С. Ф. Платонова в Пермском университете // Вестник Пермского государственного университета. 2017. № 2 (37). С. 166-171.

14.Митрофанов В. В. Вологжане очень помнят Вас: Письма Л. И. Андреевского и В. Д. Андреев-ской-Прозоровской С. Ф. Платонову // Вестник Череповецкого государственного университета. 2013. № 4 (52), Т. 2. С. 48-60.

15.Митрофанов В. В. «.попрошу Вас оказать нам с Вашей стороны возможное содействие»: письма Н.Н. Шамонина С. Ф. Платонову (вступ. ст. публик., коммент.) // Вестник Костромской государственного университет им. Н. А. Некрасова. 2016. № 1. С. 8- 15.

16.Митрофанов В. В. М. А. Александрова во главе учительского института в Рязани (1915-1918 гг.) // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2016. Т. 16. № 2. С. 33-39.

17.Моладикова А. А. Состояние и организация педагогического образования в Рязанской губернии во второй половине XIX - начале XX веков : автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Рязань, 2006. 22 с.

18.Никольский Н. Д. Очерк истории Тверского педагогического института// Известия Тверского педагогического института. Тверь, 1926. Вып. 1. С. 3-12.

19.Никольский Николай Дмитриевич (1873-1952), первый ректор Тверского педагогического института, кандидат историко-филологических наук, профессор // Личные фонды и коллекции Государственного архива Тверской области : справочник. Тверь, 2007. С. 129-130.

20.Отдел Рукописей Российской Национальной библиотеки. Ф. 585. Оп. 1. Ч. 2. Д. 4717. Л. 1.

21.Петр Алексеевич Постников // Разведчик. 1900. № 524. С. 980.

22.Соколов Н. Г. Первый в России Рязанский женский учительский институт//Учёные записки Рязанского педагогического института. 1969. Т. 62. С. 23-41;

23.Соломонов В. А. Императорский Николаевский Саратовский Университет: история открытия и становления (1909-1917) / под общ. ред. И. В. Пороха. Саратов, 1999. 224 с.

24.Список дворянских родов, внесённых в Родословную книгу Дворянского Депутатского собрания Виленской // URL: goldarms.narod.ru/wilno.htm копия (дата обращения: 02.03.2017).

25.Список окончивших курс на С.-Петербургских Высших Женских Курсах: 1882-1889 гг. 18931911 гг. Б.г., б. и. С. 49.

26.Список генералам по старшинству. Составлен по 15.04.1914. Петроград, 1914. 1012 с.

27.Учебные заведения губернской Рязани. URL: http://myryazanfoto.ru/Foto/Album_1/ album1.htm (дата обращения: 02.03.2018)

28.Чекурин Л. В. Александрова Мария Алексеевна // Рязанская энциклопедия. Рязань, 1995. С. 53.

29.Чельцова Н. Б. Светлой памяти бестужевки: К 135-летию со дня рождения М. А. Александровой (1874-1924). URL: http://www.history-ryazan.ru/node/6120 (дата обращения: 02.03.2017).

30. Шмидт С.О. Историк С. Ф. Платонов - ученый и педагог (К 150-летию со дня рождения). М., 2010. 148 с.

Сведения об авторе

Митрофанов Виктор Владимирович - доктор исторических наук, профессор кафедры «Гуманитарные и естественнонаучные дисциплины», Южно-Уральский государственный университет (НИУ) в Нижневартовске. Нижневартовск, Россия.

[email protected]

Magistra Vitae. 2018. No 1. P. 227-242.

"A LITTLE WORK IN THE RYAZAN STUDIO": LETTERS BY M. A. ALEKSANDROVA TO S. F. PLATONOV

V V Mitrofanov

The branch of the South Ural State University (research universities) in the city of Nizhnevartovsk, Nizhnevartovsk,

Russia. [email protected]

The history of the organization and activities of one of the first teachers' institutes in the Russian province -Ryazan, has not been fully explored. To little-known questions should be attributed and organizational activities MA. Alexandrova - the first head of the institute. And her warm and long-standing creative

relationship with SF. Platonov, an outstanding historian and educator of the Russian province and his family, was not investigated.

As it turns out recently, he was involved in the fate of a whole galaxy of Russian women, who were students of the famous Best-Grade Courses, the Women's Pedagogical Institute and the University of the capital, who became well-known organizers of the system of provincial higher education, librarianship. Among them, M.A. Alexandrova.

Published letters, concretize little-known pages from the history of the first university in Ryazan, behind-the-scenes struggle in the teaching staff after 1917. The methods of organizational work of local authorities in the middle of education are also elucidated, and the beginning of planting in it not viable dogmas. A natural interest is evoked by facts from his personal life and scientific research. Alexandrova in the last years of her life.

Keywords: N. N. Platonova, S. F. Platonov, M. A. Alexandrova, Teacher's Institute, Education, Education System, Archival Materials, Correspondence, Historical Source, Education, Scientific Research.

References

1. Arbuzova V. (1925) M. A. Aleksandrova: nekrolog [M. A. Alexandrova: obituary], in: Vestnik rjazanskih kraevedov [Herald of Ryazan local lore]. No. 1, pp. 19-22 (in Russ.).

2. Budkina Ju. B. (2005) M. A. Aleksandrova [M. A. Aleksandrova], in: Rjazanskij istorik [Ryazan historian]. No. 3, pp. 21-23 (in Russ.).

3. Volkov S. V. (2009) Generalitet Rossijskoj Imperii: jenciklopedicheskij slovar' generalov i admiralov ot Petra I do Nikolaja II [General of the Russian Empire: the encyclopedic dictionary of generals and admirals from Peter I to Nicholas II. V 2 t. Vol.1. A-K.]. Moscow, 760 p. (in Russ.).

4. GosudarstvennyjarhivRjazanskojoblasti [State Archive ofthe Ryazan Region]. F.1368. Op.1. D.1480. L. 2-7 (in Russ.).

5. Gruzdeva E. N. (2005) Sankt-Peterburgskij Zhenskijpedagogicheskij institut. 1903-1918: Osnovanie, struktura, lichnyj sostav, dejatel'nost' [St. Petersburg Women's Pedagogical Institute. 1903-1918: Founding, structure, personnel, activity]. St. Petersburg, 197 p. (in Russ.).

6. Zhukov A. (2002) Stroitel' Habarovska - general Aleksandrov [The builder of Khabarovsk - General Alexandrov], in: Slovesnica iskusstv [The Liturgical Arts]. No. 10, p. 21 (in Russ.).

7. Zalesskij K. A. (2003) Kto byl kto v Pervoj mirovoj vojne [Who was who in the First World War]. Moscow, 894 p. (in Russ.).

8. Zuev V. N. (1995) Bestuzhevka M. A. Aleksandrova v Habarovske [Bestuzhevka MA Alexandrov in Khabarovsk], in: Kul'tura, nauka i obrazovanie narodov Dal'nego Vostoka Rossii i stran Aziatsko-Tihookeanskogo regiona: istorija, opyt, razvitie: materialy nauchno-prakticheskoj konferencii [Culture, science and education of the peoples of the Far East of Russia and countries of the Asia-Pacific region: history, experience, development: materials of the scientific-practical conference]. Issue 3, Habarovsk, pp. 72-74 (in Russ.).

9. Kertman L. E., Vasil'eva N. E. and Shustov S. G. (1987) Pervyjna Urale [The first in the Urals.]. Perm, 235 p. (in Russ.).

10.Liferov A. P. (2006) Vedushhemu vuzu Rjazanskogo kraja - 90 let. [The leading university of the Ryazan region is 90 years old.], in: Mezhdunar. akad. naukped. obrazovanija (MANPO). Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka: nauch.-metod. Zhurn. [Intern. acad. Sciences ped. Education (MAPPO). Pedagogical education and science: scientific-method. journal]. No. 3, pp. 35-43 (in Russ.).

11. Mitrofanov V. V. (2008) S. F. Platonov na Vysshih zhenskih (Bestuzhevskih) kursah [S.F. Platonov at the Higher Women's (Bestuzhev) courses], in: Istorija Peterburga [History of Petersburg]. No. 6 (46), pp. 14-19 (in Russ.).

12.Mitrofanov V. V. (2009) S. F. Platonov i razvitie istorii obrazovanija v Rossii (do 1917 g.). [S. F. Platonov and the development of the history of education in Russia (before 1917)]. Langepas-Ekaterinburg, 200 p. (in Russ.).

13.Mitrofanov V. V. (2017) One sostojavshihsja lekcijah S. F. Platonova v Permskom universitete [On not held lectures SF. Platonova at the Perm University], in: Vestnik Permskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Perm State University]. No. 2 (37), pp. 166-171 (in Russ.).

14.Mitrofanov V. V. (2013) Vologzhane ochen' pomnjat Vas: Pis'ma L.I. Andreevskogo i V.D. Andreevskoj-Prozorovskoj S.F. Platonovu [Vologda very much remember you: Letters L.I. Andreevsky and

V. D. Andreevsky-Prozorovsky S.F. Platonov], in: Vestnik Cherepoveckogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Cherepovets State University]. No. 4 (52), vol. 2, рр. 48-60 (in Russ.).

15.Mitrofanov V. V. (2016) «...poproshu Vas okazat' nam s Vashej storony vozmozhnoe sodejstvie»: pis'ma N. N. Shamonina S. F. Platonovu (vstup. st. publik., komment.) ["... I ask you to help us on your part possible assistance": letters N.N. Shamonina, SF Platonov (at the beginning of the public, comment)], in: Vestnik Kostromskoj gosudarstvennogo universitet im. N. A. Nekrasova [Bulletin of the Kostroma State University. N. A. Nekrasov]. No. 1, рр. 8-15. (in Russ.).

16.Mitrofanov V. V. (2016) M. A. Aleksandrova vo glave uchitel'skogo instituta v Rjazani (1915-1918 gg.) [M. A. Alexandrova headed the teacher's institute in Ryazan (1915-1918)], in: Vestnik Juzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Social'no-gumanitarnye nauki [Bulletin of the South Ural State University. Series: Social and Human Sciences]. Vol. 16, no. 2, рр. 33-39 (in Russ.).

17.Moladikova A. A. (2006) Sostojanie i organizacija pedagogicheskogo obrazovanija v Rjazanskoj gubernii vo vtoroj polovine XIX - nachale XX vekov. Avtoref. ...k. p. n. [The state and organization of pedagogical education in the Ryazan province in the second half of the XIX - early XX centuries. Author's abstract. .to. as.]. Rjazan, 22 р. (in Russ.).

18.Nikol'skij N. D. (1926) Ocherk istorii Tverskogo pedagogicheskogo instituta [Essay on the history of the Tver Pedagogical Institute], in: Izvestija Tverskogo pedagogicheskogo instituta [Izvestia of the Tver Pedagogical Institute]. Issue 1. Tver, рр. 3-12 (in Russ.).

19.Nikol'skij Nikolaj Dmitrievich (1873-1952), pervyj rektor Tverskogo pedagogicheskogo instituta, kandidat istoriko-filologicheskih nauk, professor (2007) [Nikolsky Nikolai Dmitrievich (1873-1952), the first rector of the Tver Pedagogical Institute, Candidate of Historical and Philological Sciences, Professor], in: Lichnye fondy i kollekcii Gosudarstvennogo arhiva Tverskoj oblasti : spravochnik [Personal funds and collections of the State Archives of the Tver Region: a handbook]. Tver, рр. 129-130 (in Russ.).

20. Otdel rukopisej Rossijskoj Nacional'noj biblioteki [Department of Manuscripts of the Russian National Library]. F. 585. Op. 1 (in Russ.).

21.Petr Alekseevich Postnikov (1900) [Petr Alekseevich Postnikov], in: Razvedchik [The Scout]. No. 524, р. 980 (in Russ.).

22.Sokolov N. G. (1969) Pervyj v Rossii Rjazanskij zhenskij uchitel'skij institute [Первый в России Рязанский женский учительский институт], in: Uchjonye zapiski Rjazanskogopedagogicheskogo instituta [Uchenye zapiski Ryazanskogo Pedagogical Institute]. Vol. 62, рр. 23-41 (in Russ.).

23.Solomonov V. A. (1999) Imperatorskij Nikolaevskij Saratovskij Universitet: istorija otkrytija i stanovlenija (1909-1917) [Imperial Mykolayiv Saratov University: the history of discovery and formation (1909-1917)]. Saratov, 224 р. (in Russ.).

24.Spisok dvorjanskih rodov, vnesjonnyh v Rodoslovnuju knigu Dvorjanskogo Deputatskogo sobranija Vilenskoj [List of noble families included in the Genealogical book of the Noble Assembly of Vilna]. URL: goldarms.narod.ru/wilno.htm, accessed 02.03.2017 (in Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25.Spisok okonchivshih kurs na S.-Peterburgskih Vysshih Zhenskih Kursah: 1882-1889 gg. 1893-1911 gg. [List of those who completed the course at the St. Petersburg Higher Women's Courses: 1882-1889. 1893-1911 gg.]. P. 49 (in Russ.).

26. Spisok generalam po starshinstvu. Sostavlen po 15.04.1914 (1914) [List of generals by seniority. Compiled on 15.04.1914.]. Petrograd, 1012 p. (in Russ.).

27. Uchebnye zavedenija gubernskojRjazani [Educational institutions of provincial Ryazan]. URL: http:// myryazanfoto.ru/Foto/Album_1/album1.htm, accessed 02.03.2017 (in Russ.).

28.Chekurin L. V. (1995). Aleksandrova Marija Alekseevna [Alexandrova Maria Alekseevna], in: Rjazanskajajenciklopedija [Ryazan Encyclopedia]. Rjazan, р. 53 (in Russ.).

29.Chel'cova N. B. Svetloj pamjati bestuzhevki: K 135-letiju so dnja rozhdenija M. A. Aleksandrovoj (1874-1924) [Bright memories of the best-known: To the 135th anniversary of the birth of M.A. Alexandrova (1874-1924)]. URL: http://www.history-ryazan.ru/node/6120, accessed 02.03.2017 (in Russ.).

30.Shmidt S. O. (2010) Istorik S. F. Platonov - uchenyj i pedagog (K 150-letiju so dnja rozhdenija) [Historian S.F. Platonov is a scientist and teacher (on the 150th anniversary of his birth)]. Moscow, 148 р. (in Russ.).

Приложение

Слева направо Анна Алексеевна (сестра) с сыном Антоном, генерал Николай Фомич Александров (муж), Мария Алексеевна с дочерью Татьяной на руках. (примерно 1908-09 гг.)

Фото из семейного архива Натальи Юрьевны Баскаковой (правнучки Анны Алексеевны Наркович).

Н. Ф. Александров М. А. Постникова (Александрова)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.