Научная статья на тему 'СЕПАРАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ'

СЕПАРАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2252
539
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕПАРАЦИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ / АВТОНОМИЯ / СУВЕРЕНИЗАЦИЯ / ВОЗРАСТ / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / ДЕИДЕАЛИЗАЦИЯ / СЕМЕЙНЫЕ СИСТЕМЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Салпагаров Марат Рашидович

В научной статье рассматриваются теоретические основы понятия «сепарация» в психологической науке. Обсновывается актуальность своевременной сепарации детей от родителей в процессе онтогенеза. Рассматриваются основное содержание понятий «сепарация», «психологическое отделение», «автономия» в отечественной и зарубежной психологической науке. В современных реалиях проблема сепарации детей от значимых взрослых в семейных системах является важной проблемой. Данная проблема связана с проблемой развития личности в условиях психологического отделения от родителей. Опираясь на труды ученых, обосновано, что сепарация детей от родителей на разных возрастных этапах имеют свои особенности. Процесс психологического отделения от родителей начинается уже в младенческом возрасте. Психологи выделяют фазы, этапы, периоды в процессе сепарации, которые в основном связаны с социальными, психологическими и физиологическими факторами. При правильно организованной и успешной социализации к юношескому возрасту процесс сепарации переходит к фазе завершения. При этом, у субъектов сепарации сохраняются эмотивные отношения. Детско-родительские отношения трансформируются. Процесс сепарации влияет как на детей, так и на родителей, видоизменяя и конструируя их личностные качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SEPARATION AS AN OBJECT OF RESEARCH IN PSYCHOLOGICAL SCIENCE

The scientific article discusses the theoretical foundations of the concept of "separation" in psychological science. The relevance of timely separation of children from parents in the process of ontogenesis is substantiated. The main content of the concepts of "separation", "psychological separation", "autonomy" in domestic and foreign psychological science is considered. In modern realities, the problem of separating children from significant adults in family systems is an important problem. This problem is connected with the problem of personality development in conditions of psychological separation from parents. Based on the works of scientists, it is substantiated that the separation of children from parents at different age stages has its own characteristics. The process of psychological separation from parents begins already in infancy. Psychologists identify phases, stages, periods in the process of separation, which are mainly associated with social, psychological and physiological factors. With properly organized and successful socialization, by adolescence, the separation process passes to the completion phase. At the same time, emotive relations remain among the subjects of separation. The parent-child relationship is changing. The separation process affects both children and parents, modifying and constructing their personal qualities.

Текст научной работы на тему «СЕПАРАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ»

https://www.mdpi.com/joumal/ijerph.

4. Mohammad, A. Occupational Stress and Its Management: A Comparative Study of Information Technology (IT) Employees in Pune and Chandigarh. Thesis for the degree of Doctor of Philosophy. - 2021. - p. 234. Retrieved from URL: https://www.researchgate.net/publication/353261280.

5. Suleman, Q., Khattak A.Z., Hussain I. Occupational Stress: Associated Factors, Related Symptoms, and Coping Strategies Among Secondary School-heads. Pakistan Journal of Psychological Research. - 2021. Retrieved from URL: https://www.researchgate.net/publication/357527127.

Психология

УДК 159.99

аспирант 2 года обучения Салпагаров Марат Рашидович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева (г. Карачаевск)

СЕПАРАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

Аннотация. В научной статье рассматриваются теоретические основы понятия «сепарация» в психологической науке. Обсновывается актуальность своевременной сепарации детей от родителей в процессе онтогенеза. Рассматриваются основное содержание понятий «сепарация», «психологическое отделение», «автономия» в отечественной и зарубежной психологической науке. В современных реалиях проблема сепарации детей от значимых взрослых в семейных системах является важной проблемой. Данная проблема связана с проблемой развития личности в условиях психологического отделения от родителей. Опираясь на труды ученых, обосновано, что сепарация детей от родителей на разных возрастных этапах имеют свои особенности. Процесс психологического отделения от родителей начинается уже в младенческом возрасте. Психологи выделяют фазы, этапы, периоды в процессе сепарации, которые в основном связаны с социальными, психологическими и физиологическими факторами. При правильно организованной и успешной социализации к юношескому возрасту процесс сепарации переходит к фазе завершения. При этом, у субъектов сепарации сохраняются эмотивные отношения. Детско-родительские отношения трансформируются. Процесс сепарации влияет как на детей, так и на родителей, видоизменяя и конструируя их личностные качества.

Ключевые слова: сепарация, психологическое отделение, автономия, суверенизация, возраст, самостоятельность, деидеализация, семейные системы.

Annоtation. The scientific article discusses the theoretical foundations of the concept of "separation" in psychological science. The relevance of timely separation of children from parents in the process of ontogenesis is substantiated. The main content of the concepts of "separation", "psychological separation", "autonomy" in domestic and foreign psychological science is considered. In modern realities, the problem of separating children from significant adults in family systems is an important problem. This problem is connected with the problem of personality development in conditions of psychological separation from parents. Based on the works of scientists, it is substantiated that the separation of children from parents at different age stages has its own characteristics. The process of psychological separation from parents begins already in infancy. Psychologists identify phases, stages, periods in the process of separation, which are mainly associated with social, psychological and physiological factors. With properly organized and successful socialization, by adolescence, the separation process passes to the completion phase. At the same time, emotive relations remain among the subjects of separation. The parent-child relationship is changing. The separation process affects both children and parents, modifying and constructing their personal qualities.

Key words: separation, psychological separation, autonomy, sovereignization, age, independence, deidealization, family systems.

Введение. В современном обществе к подрастающему поколению предъявляются высокие требования: сегодня особенно ценятся независимость, самодостаточность личности, беспрерывное саморазвитие, способность к самостоятельной постановке жизненных целей и их достижение, умение «опираться» на себя, находить ресурсы и их реализовывать. Для формирования вышеназванных качеств важна своевременная сепарация детей от родителей, что будет выступать детерминантой многих личностных качеств формирующейся личности. В психологической отечественной и зарубежной науке вопросу сепарации детей посвящены достаточно большое количество исследований, которые раскрывают различные аспекты данной проблемы. В современных условиях, в современных реалиях проблема сепарации в семейных системах, проблема развития личности в условиях психологического отделения от значимых взрослых приобретают актуальность и требует исследования и получения новых данных.

Изложение основного материала статьи. Феномен «сепарация» в науке был введен М. Малер и ее соавторами, которые впервые понятие «сепарацию» использовали в концепции психологического рождения ребенка, в котором детское психологическое рождение и развитие в отличие от биологического рассматривается как медленно разворачивающийся интрапсихический процесс. Процессы нормальной сепарации-индивидуации детей от родителей определяется как психологическая дифференциация (отделение) ребенка от матери, что дает ребенку автономию, суверенизацию и индивидуализацию [7].

М. Малер отмечала, что сепарация это интрапсихический процесс дифференциации и разъединения с родителем, заключающийся в выходе ребенка из симбиотической связи с матерью. Это не физическое, пространственное, отделение от матери или разрыве межличностных отношений, а вырабатывание «интрапсихического» чувства возможности нормального и полноценного психического функционирования независимо от матери» [7].

Сепарация - это социально-психологический процесс, который должен проявиться в ходе личностного развития ребенка в онтогенезе. М. Малер выделила и описала три фазы, которые поэтапно встречаются в развитии ребенка в младенчестве и раннем детстве. Первая фаза (от рождения до 1 месяца) - фаза «нормальный аутизм»; вторая фаза(от 2 до 5 месяцев) - фаза «нормальный симбиоз»; третья фаза (от 5 месяцев до 3 лет) - фаза «сепарация-индивидуализация», она состоит из нескольких подфаз: дифференциация, практика, воссоединение, консолидация [7].

Психологическое содержание сепарации в данной концепции показывает актуальность эмоциональной открытости, чуткости, внимания матери по отношению к ребенку, роль аффективного и эмпатийного взаимодействия родителей и детей для здорового психического развития ребенка. Как результат, начало активного формирования автономности, которая начинает проявляться в эмоциональной социализации ребенка.

В исследованиях психологов, педагогов, физиологов в разные годы можно найти различные подходы к исследованию проблемы сепарации личности. Все исследователи солидарны в мысли, что сепарация как процесс и социально-

психологическое явление не появляется само по себе, это долгий процесс поэтапного формирования самостоятельности личности, его индивидуализация и суверенизация, которые протекают и проявляются на всех этапах онтогенеза и зависят от многих факторов: возраста, индивидуальных качеств, уровня эмоционального интеллекта, этнической принадлежности, которая выступает основой воспитания личности [5, 6, 9].

В психоаналитической концепции личностного развития П. Блос также отождествлял понятия «сепарация» и «автономия». Интересен подход П. Блоса, который в своих исследованиях описал этап подросткового развития как этап «вторичной индивидуализации». Этап вторичной индивидуализации, выступая основой сепарации проявляется в «отделении и отказе от родителей как главных объектов привязанности и любви [3].

П. Блос выделил и дал характеристику периодов психологического отделения подростка от значимых взрослых. Были выделены следующие периоды: предподростковый возраст; ранний этап подросткового возраста; собственно подростковый возраст; поздний этап подросткового возраста; юношеский возраст и период вхождения во взрослость. П. Блос указывал, что процесс социализации в подростковом возрасте, процесс прохождения выделенных стадий влияют на трансформацию «Эго-структуры», что в свою очередь влияет на «деидеализацию родительских объектов», проявляясь в увеличении межличностной дистанции в отношениях с родителями, в уходе от эмоционально-близких отношений с родителями и на повышение «самоценности» [3]. В период перехода от подросткового возраста к юности процесс психологического отделения от родителей меняется; процесс психологической сепарации приобретает «спокойный» характер, без серьезных кризисных явлений в межличностных отношениях с родителями, т.е. без утраты эмоциональной привязанности к ним и к значимым другим, писал П. Блос [3].

Данный вопрос нашел свое продолжение в трудах Р. Джоссельсон, которая рассматривает процесс сепарации в подростковом возрасте, как повышение самостоятельности, которое все более востребован в жизнедеятельности подростков, а также как активное формирование индивидуальности молодых людей при сохранении доверительных и уважительных отношений с матерью и отцом [13].

Р. Джоссельсон, основываясь на выделенные исследователями этапы, фазы и стадии формирующейся сепарации, начиная с младенчества, описала подфазы, которые можно наблюдать у подростков: подфаза дифференциации, подфаза практики, подфаза воссоединения, подфаза консолидации и отделения. Р. Джоссельсон обосновывает, что психологическое отделение от значимых взрослых в подростковом возрасте начинается с процесса формирования личных интересов, убеждений и предпочтений, когда подростки начинают их дифференцировать от общих семейных и родительских установок. Подфаза практики, являясь вторым этапом сепарации подростков и характеризуется проявлением независимости, увеличением числа конфликтов на основе непринятия установок извне; подфаза воссоединения характеризуется увеличением самостоятельности, появлением ответственности молодых людей за свою учебу, поведение и деятельность. Также на этом этапе прослеживается связь с родителями в сложных и кризисных ситуациях, т.е. подростки еще полностью не автономны. Подфаза консолидация наблюдается в период перехода к юношескому возрасту и характеризуется тем, что детско-родительские отношения, а также отношения между сверстниками продолжают трансформироваться на фоне личностного развития подростков, формирования у них мировоззрения, этнических и религиозных установок и взглядов, профессиональных предпочтений и т.д. В подфазе отделения в процессе сепарации взаимоотношения с родителями становятся более взрослыми, равными, доверительными и уважительными [13].

Дж. Хоффман рассматривает психологическое отделение от родителей в ранней юности как достижение независимости, что выступило основой структурной модели психологической сепарации. Структурно отделение от родителей в юности протекает в следующих направлениях: конфликтный, эмоциональный, аттитюдный и функциональный [14].

В «Теории привязанности» Дж. Боулби показано значение эмоциональной близости ребенка с родителями. Согласно многочисленным исследованиям, тип привязанности к родителям влияет на психическое здоровье и проявляется на протяжении всей жизни. Было показано, что надежная привязанность к родителям помогает в сложном процессе психологического отделения подростков от родителей и содействует согласованному проявлению стремления молодых людей к личной независимости с их стремлением поддерживать отношения взаимного уважения, доверия и близости со своими родителями [1].

С точки зрения теории научения (Б.Ф. Скиннер, А. Бандура) психологическое отделение ребенка от матери происходит через процесс научения (положительное или отрицательное подкрепление). Родители реагирует на временную разлуку с ребенком по-разному: или ободряюще, или с беспокойством и тревогой. Ребенок, рефлексируя поведение матери (в основном) начинает вырабатывать для себя психологически безопасную модель взаимоотношения. И чем старше ребенок, тем явно проявляется тенденция к сепарации [8].

Теория семейных систем учитывает психологическое отделение взрослой жизни от родителей через концепцию «дифференциации Я», разработанную М. Боуэном. Разделение активизирует реорганизацию всей семейной системы. По мнению М. Боуэна, функционирование семьи и семейных отношений связана с процессом психологического отделения от родителей и влияют на характер процесса сепарации. Как правило, взаимная эмоциональная близость, доверие и сплоченность в отношениях с родителями помогают молодым людям благополучно пройти сложный процесс психологической сепарации [11].

Успешное и непротиворечивое психологическое отделение рассматривается как возможность и гармония между полной идентификацией и полной изолированностью ребенка от семьи.

В современной психологической науке личностную автономию принято считать главным результатом психологического отделения в период юности. В конце 20 века понятия «сепарация» и «автономия» существовали как тождественные понятия. «Автономия» описывалась как межличностная дистанция (антипод близости), проявляющаяся в независимости в эмоциональной, когнитивной и поведенческой сферах, уход от подражания родителям, от психологической близости с ними.

Начиная с младшего школьного возраста для успешного личностного развития значимы не только независимость и самостоятельность, но и сохранение эмотивных отношений с матерью и отцом [2]. Следовательно, высокий уровень независимости не всегда говорит о благополучном решении важной задачи личностного развития в юности, это может быть и показатель изоляции, отдалении молодых людей от родителей, не способность выйти на новый уровень в отношениях с родителями и поддерживать дружеские отношения с родителями.

Учеными различно трактовался феномен «сепарация»: сепарация как независимость; как самоуправление и саморегуляция, как развитие и проявление автономии, как самоутверждение. Следовательно, выделяют традиционный и современный подходы к пониманию отделения от родителей в юношеском возрасте. В традиционном понимании понятие «сепарация» отождествляется с понятием «личностная независимость» и трактуется как отказ от детской привязанности к родителям и достижения автономии от них.

В современном понимании авторы предлагают разделять понятия «сепарация» и «автономиия»: сепарацию рассматривают как показатель межличностной дистанции, а автономию как результат сепарации, как показатель развития личности, то есть личностное свойство. Личностное свойство, которое появляется в результате психологического отделения от семьи понимается и трактуется как достижение независимости при сохранении любви, доверия в отношениях с родителями. Иначе говоря, психологическое отделение не предусматривает разрыва межличностных отношений и полной обособленности от родителей. Анализ отечественной психологической литературы показывает, что данная проблема рассматривается с позиции культурно-исторического подхода, в рамках которого выделяется роль взрослого в формировании психики ребенка и первоначальная активность самого ребенка (Л.И. Божович, Л.С. Выготский,

A.В. Запорожец, О.А. Карабанова, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Т.Д. Марцинковская, Л.Ф. Обухова, Е.О. Смирнова,

B.В. Шаповаленко, Д.Б. Эльконин и другие).

Категории «сепарация», «психологическое отделение» не новы для отечественной психологии и фигурировали в исследованиях, когда описывали феномен эмоциональной депривации детей вынужденных разлучаться с родителями [12]. В современной психологической литературе психологическое отделение юношей и девушек от родителей рассматривается с различных подходов и методологических позиций. Есть исследования, в которых психологическая сепарация от родителей в юношеском возрасте изучается в связи с изучением понятий «личностная автономия» (Л. Штейнберг), «межличностная независимость» (Дж. Хоффман), «межличностная дистанция, эмоциональная взаимозависимость» (К. Каджицибаси), «семейный процесс сепарации» (А.Я. Варга). Варга А. Я. рассматривая психологическое отделение с точки зрения семейных систем и их типов, пишет, что оно в основном касается межличностных отношений матери и ребенка, так как чаще мать выступает основным воспитателем в семье [4]. Ф.О. Семенова рассматривая семьи, в которых женщины активно строят профессиональную карьеру, также обращает внимание на готовность как ребенка, так и матери к психологическому отделению от родителей, что в результате выступает одним из условий успешной сепарации [10]. Важным условием выступает осознанность данного процесса субъектами сепарации, осмысление результатов психологического отделения, таких как готовность родителей принять взрослость ребенка, готовность к трансформации межличностного взаимодействия в сторону партнерских отношений, принятие деидеализации детско-родительских отношений.

Выводы. Таким образом, психологическое отделение, т.е. сепарация от родителей является сложным процессом, который начинается с младенчества и в разные возрастные периоды динамично протекает, то усиливаясь, то, наоборот, ослабевая. Феномен сепарации зависит от индивидуально-психологических качеств как объекта, так и субъекта сепарации. Это период постепенного преобразования взаимоотношений с родителями в сторону большего равенства, процесс трансформации жизнедеятельности всей системы родительской семьи, процесс динамичного развития личности субъектов сепарации. Как результат, достижение личностной независимости молодыми людьми в когнитивной, аффективной и поведенческой сферах, процесс, включающий изменения самосознания молодых людей, которые отражаются в трансформации образа Я, развитии осознанности себя, как отдельной уникальной личности; трансформации образов родителей в направлении их реалистичности («деидеализация родителей»). Значимым условием психологического отделения молодых людей от родителей выступает готовность не только юношей и девушек, но и готовность родителей к перестройке детско-родительских отношений. Показателем завершения процесса психологической сепарации молодых людей от родительской семьи выступает достижение ими эмоциональной независимости.

Таким образом, важность исследования психологической сепарации от родительской семьи в период юности определяется как запросами практики, так и современными реалиями, которые требуют от молодых людей большей самостоятельности, цельности и реалистичности.

Литература:

1. Боулби, Дж. Привязанность / Дж. Боулби; перевод. с англ. Н.Г. Григорьевой, Г.В. Бурменской. - Москва: Гардарики, 2003. - 447 с.

2. Бостанова, С.Н. Психолого-педагогическая поддержка развития личности младшего школьника в контексте современного образования / С.Н. Бостанова, Ф.О. Семенова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. -№ 10 (128). - С. 230-236.

3. Блос, П. Психоанализ подросткового возраста / П. Блос. - Москва: Институт общегуманитарных исследований, 2010. - 272 с.

4. Варга, А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс / А.Я. Варга. - Санкт-Пб.: Речь, 2001. - 144 с.

5. Китова, Д.А. Феномен сознания как предмет психологического анализа / Д.А. Китова, Ф.О. Семенова // Вестник Университета Российской академии образования. - 2019. - № 4. - С. 49-54.

6. Лепшокова, А.А. Психологические особенности эмоционального интеллекта и его роль в различных сферах жизнедеятельности человека / А.А. Лепшокова, Ф.О. Семенова // Традиции и инновации в психологии и социальной работе: сборник научных трудов / отв. ред Чомаева Г.А. - Карачаевск: КЧГУ, 2019. - С. 89-93.

7. Малер, М.С. Психологическое рождение человеческого младенца: Симбиоз и индивидуация / М.С. Малер, Ф. Пайн, А. Бергман; перевод с англ. Е.А. Шадрова [ и др.]. - Москва: Когито-Центр, 2011. - 413 с.

8. Салпагарова, Ф.И. Психолого-педагогические условия формирования рефлексивной компетентности в подростковом возрасте / Ф.И. Салпагарова, Ф.О. Семенова // Вестник Университета Российской академии образования. -2018. - №5. - С. 51-58.

9. Семенова, Ф.О. Психологические особенности этнических структур интегральной индивидуальности подростков и юношей: монография / Ф.О. Семенова. - Карачаевск, 2009. - 130 с.

10. Семенова, Ф.О. Психология женской карьеры: личностный и этический модусы: монография: в 2 ч. / Ф.О. Семенова. - Ростов н/Д: РОИПК и ПРО, 2010. - 22,5 п.л.

11. Теория семейных систем Мюррея Боуэна: основные понятия, методы и клиническая практика / под редакцией К. Бейкур, А.Я. Варги. - Москва: Когито-Центр, 2005. - 496 с.

12. Харламенкова, Н. Психологическая сепарация: подходы, проблемы, механизмы / Н. Харламенкова, Е. Кумыкова, А. Рубченко. - Москва: ФГБУН Институт психологии РАН, 2015. - 250 с.

13. Josselson, R. The Space between Us: Exploring the Dimensions of Human Relations / R. Josselson. - SAGE: Publications, Inc., 1995 - 320 p.

14. Hoffman, J.A. Psychological separation of late adolescents from their parents / J.A. Hoffman // Journal of Counseling Psychology. - 1984. - Vol. 31. - P. 170-178.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.