Психология
УДК 159.99
аспирант 2 года обучения Салпагаров Марат Рашидович
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева (г. Карачаевск)
ЭМПИРИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЕПАРАЦИИ ОТ РОДИТЕЛЕЙ В ПЕРИОД
ЮНОСТИ
Аннотация. В научной статье рассматриваются эмпирические особенности процесса сепарации от родтелей в юношеском возрасте. Автор обосновывает восстребованность и актуальность своевременной сепарации взрослеющих детей от родителей. В статье даны эмпирические результаты, которые раскрывают особенности стиля сепарации, а также особенности проявления основных компонентов сепарации в юношеском возрасте. Рассмотрены особенности аффективного, когнитивного и поведенческого компонентов сепарации в юношеском возрасте. В ходе практической работы выявлено, что в семьях, в которых процесс сепарации детей от родителей проходит успешно, где родители и дети рассматривают данный процесс как эволюцию детско-родительских отношений (а не кризис, конфликт, противостояние), как новый вариант развития семейной системы, юноши и девушки переходят во взрослость более подготовленными. Юноши и девушки с данных семей не раздираемы противоречиями в отношениях с родителями, они могут получить помощь и рассчитывают на эмоциональную поддержку со стороны родителей. Необходимым условием успешности процесса психологического отделения взрослеющих детей от родителей выступает готовность к сепарации не только молодых людей, но и родителей, так как именно от родителей зависит стиль детско-родительских отношений, именно родители определяют характер перестройки межличностных отношений с взрослеющими детьми.
Ключевые слова: сепарация, детско-родительские отношения, стиль сепарации, аффективный компонент сепарации, когнитивный компонент, поведенческий компонент.
Annоtation. The scientific article discusses the empirical features of the process of separation from parents in adolescence. The author substantiates the demand and relevance of the timely separation of maturing children from their parents. The article presents empirical results that reveal the features of the separation style, as well as the features of the manifestation of the main components of separation in adolescence. The features of the affective, cognitive and behavioral components of separation in adolescence are considered. In the course of practical work, it was revealed that in families in which the process of separation of children from parents is successful, where parents and children consider this process as an evolution of parent-child relations (and not a crisis, conflict, confrontation), as a new option for the development of the family system, boys and girls go into adulthood more prepared. Boys and girls from these families are not torn apart by contradictions in their relationship with their parents, they can get help and count on emotional support from their parents. A necessary condition for the success of the process of psychological separation of maturing children from their parents is the readiness to separate not only young people, but also parents, since it is the parents who determine the style of child-parent relationships, it is the parents who determine the nature of the restructuring of interpersonal relations with maturing children.
Key words: separation, parent-child relationship, separation style, affective component of separation, cognitive component, behavioral component.
Введение. Изучение различных теоретических подходов к процессу психологического отделения детей в различные возрастные периоды от родительской семьи показало сложность и неоднозначность категории «психологическое отделение», «сепарация».
Учитывая социальные изменения в современном обществе, которые влияют на жизнедеятельность людей, процесс психологической сепарации, ученые связывают с юностью: «с ранней юностью» (18-25 лет), и «взрослостью» (25-30 лет). Изучение различных теоретических подходов в трудах отечественных и зарубежных психологов к исследованию процессов сепарации от родительской семьи показало сложность и неоднозначность данной проблемы, ее актуальность и востребованность изучения. Сепарация в психологической науке рассматривается как сложный, пролонгированный по времени социально-психологический процесс, который сопровождается изменениями детско-родительских отношений. Родители и взрослеющие дети начинают взаимодействовать по совершенно другим сценариям, чем те, которые были выработаны в семье. Детско-родительские отношения в период сепарации детей от родителей складываются по нескольким сценариям: гармоничный сценарий, комбинированный сценарий и кризисный.
В семьях, где процесс детско-родительского разделения проходит успешно, родители и дети видят этот процесс как естественный процесс эволюции семьи, как новый вариант развития семейной системы, юноши и девушки переходят в период взросления более подготовленными. Юношей и девушек, которые активно стремятся к самостоятельности в данных семьях не раздирают конфликтные отношения с родителями, они могут получить помощь и эмоциональную поддержку от родителей. Необходимым условием успешности процесса психологического отделения детей от родителей состоит в осознании важности своевременной сепарации как родителями, так и детьми. Выявлено, что отделение от родительской семьи к юношескому возрасту помогает бывшим школьникам успешно адаптироваться к учебе, профессиональной деятельности, к личной жизни и созданию собственной семьи.
Психологами рассмотрены и разработаны модели сепарации от родителей в период юности. Структурная модель сепарации Дж. Хоффмана является наиболее известной в психологической науке[12].
Изучение различных теоретических подходов позволил сформулировать вывод о том, что сепарация как социально -психологический процесс зависит от многих факторов: от личностных особенностей субъекта сепарации, от культурно-этнического контекста, от социально-экономических процессов в обществе и т.д. [3, 7, 8]. Важно осмысление своего места в системе отношении, рефлексия актуальной ситуации как взрослеющими детьми, так и взрослыми [2, 6]. В период юности выделяют три или четыре паттерна сепарации от родителей: «функциональный» определяется удачным достижением отделения; «дисфункционально-зависимый» определяется очень близкими, эмоционально-зависимыми отношениями молодых людей с родителями; «дисфункционально-независимый» определяется утратой эмоциональной связи или обособленностью в отношениях. Результаты последних исследований и предложенные модели формирования личности в период юности доказывают возможность разнообразных результатов трансформации детско-родительских отношений на этапе юношеского возраста в ходе сепараци [1, 4, 7, 8].
Востребованность эмпирических исследований, направленных на изучение особенностей психологической сепарации от родителей в период юности актуализировал необходимость рассмотрения взаимосвязи сепарации от родителей в период юности, и влияние ее на жизнедеятельность личности в разных сферах.
Изложение основного материала статьи. Для решения эмпирических задач исследования нами использован опросник для изучения психологической сепарации от родителей в юношеском возрасте Psychological Separation Inventory (PSI ) (Дж. Хоффмана), в адаптации В.П. Дзукаевой, Т.Ю. Садовниковой [1]; опросник привязанности к родителям и сверстникам (IPPA) (М. Гринберг и Г. Армсден) [11]. Данные опросники разработаны для измерения отношений с родителями в юношеском возрасте.
В исследовании приняли участие учащиеся 9-11 классов, в количестве 40 человек. Возраст испытуемых 15-17 лет. Потенциально, данная группа укладывается в возрастные рамки ранней юности. В исследование были включены только полные семьи. Респонденты из семьи с одним родителем не включались в анализ, так как специфика взаимоотношений в неполной семье может оказывать влияние на ситуацию сепарации и детерминировать другие модели сепарации, на которые будут влиять сильные связи, возникающие между ребенком и родителем (в большинстве своем - матерью, о чем свидетельствует статистика по неполным семьям) на фоне слабой психологической сепарации. Участие в исследовании строилось на добровольной основе.
Подвергнув количественному и качественному анализу, распределение данных по каждой из четырех шкал опросника PSI , нами выявлено распределение данных в большей мере по шкалам «когнитивный компонент» и «поведенческий компонент» сепарации. Это свидетельствует о большей вариативности психологической сепарации юношей от родителей в поведенческой и когнитивной областях по сравнению с психологической сепарацией в аффективной сфере.
По шкале «Стиль сепарации» (PSI ) отмечаются более высокие значения, что выступает показателем того, что среди респондентов- старшеклассников больше тех, кто с пониманием, почтением относится к родителям в ситуациях расхождения с ними во мнениях, суждениях. 80% испытуемых согласны с тем, что их взаимоотношения с родителями характеризуются редкими конфликтами. 55% респондентов не беспокоятся, когда скрывают что-либо от родителей, около 20% юношей и девушек ответили, что редко сталкиваются с подобным (возможный ответ: «отчасти свойственно, отчасти не свойственно). 75% испытуемых согласны с тем, что у них есть чувство долга перед матерью и отцом. 35% респондентов показали отсутствие споров с родителями. 25% респондентов утверждают, что споры с родителями по различным вопросам редко, но иногда происходят. 65% респондентов ответили, что необходимо быть осторожными во взаимодействии с родителями, чтобы не задеть их чувства. 15% опрошенных юношей и девушек находятся в агрессивных отношениях с родителями. Что сопровождается конфликтами, спорами, нетерпимостью к мнению друг друга. Иной стиль сепарации, в процессе которого юноши толерантны к мнению родителей, не вступают с ними в споры, с уважением относятся к критике со стороны родителей, присущ 15% респондентов.
Следовательно, в процессе все большей сепарации от родителей в юношеском возрасте, трансформации детско-родительских отношений, у юношей и девушек в большей части доминируют эмоционально положительный характер отношений к родителям и к их взглядам. Родительские семьи старшеклассников, в общем, готовы к возрастающей самостоятельности своих детей.
По шкале «аффективный компонент сепарации» значения распределились в сторону снижения. Данный показатель сообщает о явной потребности молодых людей в эмоциональной поддержке и одобрении со стороны значимых взрослых. 50% испытуемых согласны с утверждением «Я испытываю тоску, если очень долго нахожусь вдали от родителей». Показатели по утверждению «Моя мать/мой отец - самый значимый для меня человек в мире» по отношению к родителям различаются. 90% респондентов подтверждают, что мать является самым значимым для них человеком в жизни. Что касается отца, то такой ответ дают 80% респондентов. 60% участников исследования согласны с утверждением «Моя мать -мой лучший друг». 50% молодых людей считают отца своим лучшим другом. 52,5% респондентов согласны с утверждением «Иногда я чувствую, что мы с матерью - одно целое». Оценивая взаимоотношения с отцом, такой ответ дали 45% респондентов. 20% испытуемых обозначают важность поддержки со стороны родителей, в то время как 17,5% участников исследования, напротив, оценивают себя как эмоционально автономных от родителей.
Следовательно, обнаружена картина раскрывающая уровень выраженности аффективного компонента сепарации юношей в отношениях с матерью и отцом. Полученный результат соотносится с результатами исследований отечественных ученых, в которых раскрыта роль матери как эмоционального лидера семьи, влияние успешной взрослости на последующую успешность в жизни в разных сферах (учебную, экономическую, профессиональную и т.д.) [4, 5, 7, 9, 10].
По шкале «когнитивный компонент сепарации» был выявлен незначительный сдвиг оценок в сторону понижения. Заметим, что осмысление когнитивного компонента сепарации, как различия взглядов молодых людей от взглядов их родителей имеют свои особенности. Убеждения, ценности юношей могут быть близкими с ценностями их родителей . Однако сепарация от родителей может быть успешно завершена, в ситуации если убеждения и ценности в семьях не навязывались родителями, а в процессе общения, взаимодействия с родителями постепенно формировались. Если юноша имеет суждения, ценности радикально противоположные родительским, то это, может стать примером негативизма, как одного из видов психологической зависимости от родителей. Вероятен и иной вариант личностного развития, при котором осознанный ценностный, мировоззренческий выбор независимой личности обнаруживает сильное расхождение ценностей родителей и повзрослевшего ребенка.
Разброс оценок по шкале «поведенческий компонент сепарации» говорит о большой вариативности уровня самостоятельности юношей в разных сферах жизни. В целом результаты исследования позволяют говорить о разной степени достижения психологической сепарации от родителей в сфере практической жизнедеятельности («поведенческий компонент сепарации»). Результаты свидетельствуют о достаточно высоком уровне независимости молодых людей в сферах межличностных отношений со сверстниками, планирования досуга, при обнаруженной в данной выборке зависимости респондентов от мнения родителей (чаще от мнения матери) в жизненно важных решениях (совершение крупной покупки, выбор профессии, выбор брачного партнера и другое).
В дальнейшем нами были проанализированы средние значения показателей психологического отделения от родителей по всем четырем шкалам опросника PSI. Средний показатель (3,6) по шкале «стиль сепарации» (PSI) является самым высоким из четырех показателей компонентов психологической сепарации респондентов. Полученный результат свидетельствует о редких переживаниях отрицательных или двойственных эмоций, чувств в отношении родителей, невзирая на существующие разногласия. Молодые люди, в общем, толерантны к родителям в ситуациях расхождения во мнениях и взглядах: не упрекают родителей в своих проблемах, не агрессируют из-за требований родителей. Средний показатель по шкале «аффективный компонент сепарации» (PSI) (2,5) является самым низким из четырех показателей сепарации от родителей. Выявленная потребность респондентов в получении эмоциональной поддержки, одобрения, похвалы со стороны родителей объясняется нами как результат протекающего процесса сепарации и более позднее формирование эмоциональной независимости по сравнению с независимостью в других областях и сферах жизнедеятельности в юношеском возрасте.
Для установления веса выявленных средних значений сепарации мы определили общий средний показатель (ОСП) психологической сепарации от родителей (M = 2,98; SD = 0,48) (средние значения PSI по четырем шкалам), что позволило
нам определить, присутствуют ли существенные различия между общим средним показателем психологической сепарации от родителей и средними показателями по шкалам «Стиль сепарации», «Аффективный компонент сепарации», «Когнитивный компонент сепарации» и «Поведенческий компонент сепарации» сепарации (PSI ). Анализ полученных результатов показал высокую степень готовности к изменениям во взаимоотношениях как у молодых людей, так и у их родителей. Данный факт находит подтверждение в высоких значениях показателя «Стиль сепарации», что говорит о доминировании гармоничного стиля сепарации. Средние значения аффективного компонента сепарации, говорят о его меньшей выраженности, чем поведенческого компонента сепарации, который более существенно выражен в общей картине процесса сепарации юношей и девушек от родителей.
Следовательно, полученные результаты указывают на то, что молодые люди, в среднем по выборке, чувствуют себя, скорее, независимыми, то есть при разногласии в отношениях с родителями нечасто испытывают чувства вины, стыда, гнева или тревоги. Результаты показали, что они независимы в принятии важных решений, осуществлении выборов. В сложных ситуациях юноши и девушки нуждаются в эмоциональной поддержке и одобрении со стороны родителей. Молодые люди больше нуждаются в доверительных отношениях с отцом, в получении похвалы, одобрения с его стороны (аффективный компонент). В целом, мировоззрение молодых людей, довольно близкое к мировоззрению родителей и не вызывает негативизма по отношению спорных вопросов. Мнения, взгляды испытуемых, сходны с представлениями, взглядами матери, чем отца (когнитивный компонент).
Обнаружены значительные различия при сравнении результатов исследования психологической сепарации юношей от матери и психологической сепарации от отца. Молодые люди, нуждаются в эмоциональной поддержке и одобрении со стороны матери значительно больше, чем со стороны отца. К отцу обращаются за помощью в решении личных дел значительно реже, чем к матери. По данным исследования, в отношениях с матерью респонденты эмоционально переживают больше на этапе перехода от детства к взрослости по сравнению с отцами. Изменения детско-родительских отношений закономерно должны привести к равноправным позициям родителей и молодых людей.
Выводы. Таким образом, сепарация - сложный, длительный социально-психологический процесс трансформации детско-родительских отношений, стиль и характер протекания которого зависят как от родителей, так и от взрослеющих детей. Установлено, что в семьях, в которых процесс сепарации детей от родителей проходит успешно, где родители и дети рассматривают данный процесс как эволюцию детско-родительских отношений (а не кризис, конфликт, противостояние), как новый вариант развития семейной системы, юноши и девушки переходят во взрослость более подготовленными. Юноши и девушки с данных семей не раздираемы противоречиями в отношениях с родителями, они могут получить помощь и рассчитывают на эмоциональную поддержку со стороны родителей. Необходимым условием успешности процесса психологического отделения взрослеющих детей от родителей выступает готовность к сепарации не только молодых людей, но и родителей, так как именно от родителей зависит стиль детско-родительских отношений, именно они определяют характер перестройки межличностных отношений с взрослеющими детьми. Выявлено, что сепарация от родительской семьи в период юности содействует успешной личностной, учебной и профессиональной адаптации бывших школьников в разных сферах жизнедеятельности.
Литература.
1. Дзукаева, В.П., Садовникова Т.Ю. Адаптация опросника PSI (Psychological Separation Inventory) на российской выборке / В.П.Дзукаева, Т.Ю. Садовникова // Семейная психология и семейная психотерапия. - 2014. - № 1. - С. 3-15.
2. Китова, Д.А. Феномен сознания как предмет психологического анализа / Д.А. Китова, Ф.О. Семенова // Вестник Университета Российской академии образования. - 2019. - № 4. - С. 49-54.
3. Лепшокова, А.А. Психологические особенности эмоционального интеллекта и его роль в различных сферах жизнедеятельности человека / А.А. Лепшокова, Ф.О. Семенова // Традиции и инновации в психологии и социальной работе: сборник научных трудов / отв. ред Чомаева Г.А. - Карачаевск: КЧГУ, 2019. - С. 89-93.
4. Литвинова, А.В. Психологическая сепарация от родителей как условие развития целеполагания студентов / А.В. Литвинова // Психолого-педагогические исследования. - 2020. - Том 12. - № 1. - С. 59-71.
5. Маленова, А.Ю. Эмоциональное благополучие студентов и их родителей в ситуации сепарации / А.Ю. Маленова, Ю.В. Потапова // Клиническая и специальная психология. - 2018. - Том 7. - № 2. - C. 83-96.
6. Салпагарова, Ф.И. Психолого-педагогические условия формирования рефлексивной компетентности в подростковом возрасте / Ф.И. Салпагарова, Ф.О. Семенова // Вестник Университета Российской академии образования. -2018. - №5. - С. 51-58.
7. Садовникова, Т.Ю. Роль матери и отца в развитии индивидуации юношей и девушек: кросс-культурный аспект / Т.Ю. Садовникова, В.П. Дзукаева // Национальный психологический журнал. - 2014. - Т. 16. - №4. - С. 52-63.
8. Семенова, Ф.О. Психологические особенности этнических структур интегральной индивидуальности подростков и юношей: монография / Ф.О. Семенова. - Карачаевск, 2009. - 130 с.
9. Семенова, Ф.О. Психология женской карьеры: личностный и этический модусы: монография: в 2 ч. / Ф.О. Семенова. - Ростов н/Д: РОИПК и ПРО, 2010. - 22,5 п.л.
10. Эбзеев, М.М. Формирование экономической компетентности студентов в процессе обучения / М.М. Эбзеев, Ф.О.Семенова // Педагогическое образование и наука. - 2007. - № 5. - С. 66-67.
11. Armsden, G.C. The Inventory of Parent and Peer Attachment: Relationships to well-being in adolescence / G.C. Armsden, M.T. Greenberg // Journal of Youth and Adolescence. - 1987. - № 16 (5). - P. 427-454.
12. Hoffman, J.A. Psychological separation of late adolescents from their parents / J.A. Hoffman // Journal of Counseling Psychology. - 1984. - Vol. 31. - P. 170-178.