С Лавров Константин Дмитриевич,
маркетолог, CEO Spirularin shop; г. Москва, Россия, ул. Матвеевская, д 1 Lavrov Konstantin Dmitrievich,
marketer, CEO of Spirularin shop; 1 Matveevskaya st., Moscow, Russia
https://orcid.org/0009-0008-3440-1458
Статья посвящена исследованию применения инструментов поисковой оптимизации (SEO) в решении задач интернет-маркетинга компании в условиях рынка электронной коммерции. Раскрываются теоретические аспекты SEO-оптимизации и выделяется общее влияние поискового продвижения на бизнес, что проявляется на уровне прироста органического трафика и повышения продаж. Определяются некоторые показатели эффективности SEO-оптимизации, на основании которых осуществляется измерение результатов проведенных оптимизаций. Подчеркивается долгосрочный характер оптимизации под поисковую выдачу. Уточняются особенности разработки стратегий поискового продвижения для целей бизнеса, в связи с чем выделяются различные фреймворки, а также общие действия, предоставляющие возможность обеспечить большую видимость веб-сайта в поисковой системе. Отдельное внимание уделяется вопросам влияния искусственного интеллекта на SEO. По итогам исследования делаются выводы об общем значении SEO для интернет-маркетинга и возможных трансформациях SEO-стратегий под влиянием искусственного интеллекта.
Ключевые слова: поисковая выдача; поисковое продвижение; SEO-оптимизация; запросы; интернет-маркетинг; ключевые слова в SEO; трафик; ссылки; лидогенерация; искусственный интеллект.
The article is devoted to the study of the application of search engine optimization (SEO) tools in solving the tasks of Internet marketing of the company in the conditions of the e-commerce market. The theoretical aspects of SEO-optimization are disclosed and the general impact of search engine promotion on business is highlighted, which is manifested at the level of organic traffic growth and sales increase. Some indicators of SEO-optimization efficiency are defined, on the basis of which the results of the conducted optimizations are measured. The long-term nature of search engine optimization is emphasized. The peculiarities of the development of search engine promotion strategies for business purposes are specified, in connection with which different frameworks are highlighted, as well as common actions that provide an opportunity to ensure greater visibility of the website in the search engine. Special attention is paid to the impact of artificial intelligence on SEO. Conclusions are drawn about the general importance of SEO for Internet marketing and possible transformations of SEO strategies under the influence of artificial intelligence.
Keywords: search engine optimization; search engine promotion; SEO-optimization; queries; Internet marketing; keywords in SEO; traffic; links; lead generation; artificial intelligence.
УДК / UDC 339.138
DOI: 10.24412/2071-3762-2024-6324-50-57
SEO КАК ЭФФЕКТИВНЫМ ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ПРОДВИЖЕНИЯ
В ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ
SEO as an effective Tool for Implementing Promotion Strategies in E-commerce
Введение (Introduction)
Высокие темпы роста электронной коммерции и усиление конкурентной борьбы на соответствующих рынках, как результат все большего интереса «офлайн» сегментов бизнеса и повышения активности «онлайн»*, определили необходимость поиска наиболее оптимальных инструментов реализации стратегий продвижения, которые, с одной стороны, обеспечивали бы заданную эффективность маркетинга, с другой, позволяли рационально реализовывать рекламные бюджеты и привлекать конечных потребителей к продуктам или услугам. Постоянно растущее конкурентное давление
и вызовы эффективности, с которыми сталкиваются игроки в сфере электронной коммерции, делают исследование стратегий продвижения особенно актуальным с точки зрения возможности оказывать влияние на конкурентные позиции. Достаточно универсальным и привлекательным в этом контексте становится инструментарий 5£С-оптимизации (поисковая оптимизация, поисковое продвижение), предоставляющий возможность повысить приток органического трафика и вместе с тем долгосрочно сказывающийся на общей эффективности интернет-маркетинга, поскольку позволяет привлекать наиболее ло-
яльные и потенциально эффективные сегменты потребителей.
Несмотря на высокую актуальность и прикладную значимость, а также существование накопленного опыта по вопросам поискового продвижения и его применения в интернет-маркетинге, в научной литературе недостаточное внимание уделяется вопросам оценки эффективности 5£0-стра-тегий, а также практически не выделяются актуальные тренды и перспективы развития подобного продвижения. Поисковая оптимизация рассматривается как перспективный метод, однако не раскрывается весь комплекс подходов и способов улучшения
* Интернет-торговля рынок России. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://clck.ru/39EJT8 (дата обращения 12.05.2024).
поисковой оптимизации, с заданными параметрами эффективности, которые закладываются в основу совершенствования SEO-стратегий. К тому же, отдельного внимания заслуживают вызовы, связанные с искусственным интеллектом и его внедрением в инструментарий поиска информации, который применяется как бизнесом,так и рядовыми потребителями, ввиду способности «перевернуть» подходы к поисковой оптимизации, с направленностью на запросы машинных алгоритмов и их способы поиска релевантной информации**. Существует необходимость в комплексе раскрыть общие теоретические основы поискового продвижения, показатели эффективности, оперируя которыми бизнес сможет оценивать результативность мероприятий по поисковой оптимизации, вопросы разработки и учета особенностей реализации стратегий поисковой оптимизации с фокусом на достижение конкретных маркетинговых целей.
Материалы и методы (Materials and Methods)
Теоретическим базисом исследования выступили труды российских и зарубежных авторов, посвященные вопросам SEO-опти-мизации и поискового продвижения, раскрытия места и роли SEO в интернет-маркетинге современной компании. Отдельное внимание уделяется открытым материалам, размещенным на просторах сети Интернет, предоставляющим статистические и иные данные, характеризующие современное состояние SEO-продвижения, а также стратегий поисковой оптимизации, направленных на повы-
шение видимости бизнеса и создание его эффекта присутствия в сети. Немаловажную роль в исследовании занимают и официальные инструкции поисковых систем (например, Google), раскрывающие общие принципы оптимизации контента под поисковую выдачу.
Результаты (Results)
Привлекательность рынка электронной коммерции для бизнес-субъектов определяет востребованность задач, посвященных организации эффективного продвижения, разработке и реализации стратегий интернет-маркетинга. В основу такой задачи закладывается потребность бизнеса повышать собственную эффективность, обеспечить приток новых клиентов, в сторону которых впоследствии будет реализовы-ваться маркетинговая активность, позволяющая увеличить продажи. Таким образом, конечная цель любых оптимизационных мероприятий, а также задач улучшения, совершенствования стратегий, продвижения — повысить выручку и прибыль бизнеса.
Поисковое продвижение (SEO) является достаточно развитым инструментом и актуально на протяжении долгого времени — несмотря на общие изменения, динамизм поисковых систем и прочие факторы влияния, маркетологи постоянно адаптируют собственные стратегии управления контентом (размещаемые тексты и программный код) под обновленные алгоритмы поисковой выдачи, что позволяет обеспечить отображение оптимизированных веб-страниц при вводе определенных запросов. Для бизнеса, как подчеркивалось ранее, поисковая
оптимизация становится одним из немногих доступных инструментов привлечения органического трафика, что становится возможным за счет реализации комплексной работы по улучшению контента, оформлению веб-сайта.
Как отмечается в руководстве от Google, обеспечение выдачи поисковых запросов в их поисковой системе требует принятия во внимание системы факторов3*. На рисунке 1 раскрыты факторы повышения эффективности сайта с точки зрения владельца компании, на веб-сайте которой расположен магазин или офис продаж.
Данные факторы отражают возможность бизнеса влиять на показатели своего продвижения, создавать эффект присутствия страницы, а их учет и воспроизводство в стратегиях продвижения выступает способом улучшить позиции веб-сайта в общей поисковой выдаче по определенным запросам.
Задача улучшения поисковой выдачи неразрывным образом связывается с повышением эффективности бизнеса в электронной коммерции, что находит подтверждение в современной научной литературе, посвященной вопросам интернет-маркетинга и его эффективности. Как подчеркивают Н.Е. Григорьева и соавторы, SEO является достаточно универсальным и эффективным маркетинговым инструментом, когда речь идет об интернет-маркетинге бизнеса. Авторы выделяют, что поисковая оптимизация позволяет обеспечить повышение места страницы в поисковой выдаче по определенным ключевым запросам, благодаря чему на нее привлекается органический трафик.
** Broadbent A. Embracing GenAI-Powered Search — Will Companies Have to Rethink Marketing Strategies? [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: https://moz.com/blog/rethink-marketing-strategies-with-ai (дата обращения 11.05.2024).
3* Как сделать так, чтобы сайт показывался в Google Поиске. Режим доступа: https://developers.google.com/ search?hl=ru&card=owner&filter=storefront.
Подтверждение профиля компании
• Что позволит размещать информацию о компании в Гугл-картах и Гугл-поиске
Проверить выдачу веб-сайта в Гугл-поиске • Выдача по заголовку и оценка описания
Настройка веб-сайта для быстрого восприятия пользователями • Создание краткого и содержательного текста, отражающего суть деятельности
Включение специальных функций Гугл-поиска на веб-сайте • Добавить на страницу структурированные данные для работы расширенных функций
Размещение качественных изображений с описаниями • Добавление дополнительных сведений обеспечивает точность поиска по изображениям
Обеспечение удобства сайта для пользователей • Повышение скорости загрузки веб-сайта, удобства просмотра с разных устройств
Использование отчета в Search Console • Необходимо для отслеживания состояния веб-сайта и отслеживания статистики
Изучение советов и дополнительной информации • Необходимо для постоянного совершенствования веб-сайта и т.д.
Рис. 1. Улучшение поисковой выдачи веб-сайта по руководству от компании Google (на примере владельца компании, на веб-сайте которой расположен магазин или офис продаж
в поисковой системе Google). Fig. 1. Improving the search engine ranking of a website based on guidance from Google (using the example of a company owner whose website features a store or sales office in the Google search engine)
В работе авторов выделяются некоторые примеры поисковой оптимизации из опыта работы на маркетплейсах, подчеркивается необходимость учета целей продвижения и значимость встраивания ключевых запросов в размещаемые тексты [1]. Такая работа формирует фундамент поисковой оптимизации, однако не ограничивает её, поскольку на практике выделяется огромный комплекс мероприятий, так или иначе ведущих к поисковой оптимизации и улучшению выдачи страницы по запросам.
Примечательным видится и исследование П.А. Гороховой,кото-рая описывает общие теоретические особенности поисковой оптимизации в целях продвижения веб-сайта организации. Автором выделяется комплекс методов поисковой оптимизации, которые, как верно отмечается, выходят за рамки оптимизации текстового и иного контента. В комплекс методов поисковой оптимизации включаются методы внешней и внутренней оптимизации,которые в соответствии с решаемыми задачами раскрыты на рисунке 2 [2].
Наличие комплекса методов для поисковой оптимизации, с одной стороны, достаточно перспективно, поскольку позволяет всесторонне улучшать выдачу веб-сайта в поисковых запросах; однако, с другой стороны, такая обширность создает вызовы в поле повышения эффективности поисковой оптимизации, улучшения бизнеса, определяет рост затрат, необходимых для успешной оптимизации. В этом контексте согласимся с мнением Е.А. Муратовой, которая пишет, что, несмотря на обширное количество существующих методов поисковой оптимизации, их применение требует ориентированности на ключевые показатели эффективности (КР1) и качества, которые в контексте вЕй сводятся к целой системе количественных показателей [3]:
♦ общее количество уникальных посетителей страницы за определенный период времени;
♦ среднее количество просмотров у страниц;
♦ усредненное время, проводимое пользователями на странице;
♦ соотношение старых (постоян-
ных) пользователей и новых и динамики между ними;
♦ источники трафика и их структура;
♦ ключевые слова, размещенные на странице;
♦ совершение целевых действий посетителями страницы (конверсия) и др.
Данные показатели находят применение в деятельности специалистов по поисковой оптимизации и фактически являются базовыми в определении эффективности системы мероприятий по поисковому продвижению. Для компании ориентация на показатели эффективности становится залогом осознанного развития и отслеживания наиболее целесообразных направлений оптимизации, повышения эффективности, эффект от затрат на которые становится наиболее существенным.
И. Сун считает, что использовать в контексте определения эффективности вЕй-стратегий наиболее целесообразно именно изменения по трафику, а также по позициям в ключевых словах. Вместе с тем, автор считает, что неэффективными и не отражающими природу
Методы поисковой оптимизации
Оптимизация блоков вебсайта
I Оптимизация структуры, использование оптимальной навигации
Оптимизация навигации на
веб-сайте i Перелиновка веб-сайта
ч Картрирование и иерархизация структуры
Внутренняя оптимизация Оптимизация структурных Заголовки
элементов Страницы
Оптимизация текстового контента Фокус на индексацию
Ан корный текст
Семантическоеядро сайта
Работа с хранением
Оптимизация медиа-контента
Работа с типами файлов
Работа с содержанием
Работа с описательными названиями и директориями веб-сайта
^^ Оптимизация структуры URL-адреса
Техническая оптимизация веб-сайта Устранение дублей
Ускорение
Устранение нерабочих ссылок
Оптимизация пользования ч Работа с юзабилити
Внешняя
веб-сайтом Оптимизация дизайна
оптимизация Создание релевантных ссылок
Оптимизация переходов на веб-сайта Создание тизерных ссылок
Создание сквозных ссылок
Создание крауд-ссылок
Оптимизация рейтинга на внешних ресурсах и Повышение рейтинга на крупных поисковых ресурсах
Повышение рейтинга в справочниках
Рис. 2. Внешние и внутренние методы поисковой оптимизации и задачи, решаемые за счет них Fig. 2. External and internal methods of search engine optimization and the tasks solved by them
SEO показателями являются конверсия (совершение целевого действия на странице) и лидогенера-ция (привлечение определенных клиентов), поскольку они напрямую не связаны с повышением отображения страницы при поисковой выдаче4*. Считаем целесообразным оставить данный вопрос открытым для обсуждения в будущих исследованиях, поскольку каждый показатель, так или иначе, видоизменяется под влиянием поисковой оптимизации. Вопрос, скорее, стоит в том, какой комплекс показателей наиболее точно и результативно отражает ситуацию, складывающу-
юся в конкретном бизнесе при реализации активности в направлении поисковой оптимизации.
Примечательным в контексте обозначенных тезисов также видится исследование Д. М. Назарова и А. Джураевой, которые отмечают критерии внешней оценки эффективности веб-сайта, среди которых: время загрузки, значение стоимости (важности) страницы в поисковой системе, а также «тошнота» страницы [4]. Описание обозначенных критериев сгруппировано в таблице 1 в целях уточнения особенностей и факторов влияния на формирование таких критериев.
М. К. Айткенова и Д. Е. Аман-гельды в контексте повышения эффективности SEO подчеркивают, что управление внешней и внутренней поисковой оптимизацией требует ориентированности на соответствующие измерения. Для внешней оптимизации измерениями выступают ссылки, социальные сети; для внутренней — дизайн, включенные метатеги, ключевые фразы. Авторами раскрывается несколько стратегий управления поисковой оптимизацией, построенных на основе метода многокритериального принятия решений (MCDM), а именно: DEMATEL, INRM, DANP и VIKOR,
Режим доступа: https://contenteam.ru/blog/
4* Сун И. Какие темпы роста в SEO можно считать оптимальными. [Электронный ресурс]. -marketing-seo-growth-speed/ (дата обращения 12.05.2024).
каждая из которых характеризуется направленностью на собственные способы оптимизации содержательной части стратегий. Авторами предлагается на основе принципов данных стратегий осуществлять оптимальное управление критериями 5£0-про-движения [5]. В таблице 2 раскрыты общие достоинства и недостатки описанных методов (фрей-мворков) с точки зрения их применения для поисковой оптимизации [6].
Отметим, что поисковое продвижение и повышение его эффективности, зачастую, выступают не единственными способами организации интернет-маркетинга, однако именно они вносят одну из решающих ролей в его эффективность. Аналогичной позиции придерживается и Д. А. Шевченко, который пишет о том, что в интернет-маркетинге применяется именно комплекс маркетинговых методов (маркетинг-микс, в котором выделяются различные ин-
струменты) [7]. Таким образом, интернет-маркетинг бизнеса и его продвижение не ограничивается методами поисковой оптимизации, однако не исключает необходимость их применения. Подобное также отчасти затрудняет оценку эффективности SEO-опти-мизации, равно как и общий долгосрочный характер SEO в контексте повышения эффективности интернет-маркетинга.
Как отмечает К. Мэдсен, эффективность SEO-оптимизации
Таблица 1
Параметры внешней оценки веб-сайта при поисковой оптимизации Table 1. External evaluation parameters of a website in search engine optimization
№ Параметр Особенности Факторы влияния
1. Время загрузки Алгоритмы поисковых систем, как правило, выдают наиболее релевантные результаты, которые быстро загружаются на устройствах пользователей. Время загрузки страницы напрямую влияет опыт взаимодействия пользователя с ресурсом, и, как следствие, на SEO и ранжирование в результатах поисковой выдачи. Страницы, которые загружаются быстро, продвигаются выше; медленные сайты, напротив, менее видимы при поисковой выдаче Видимость страницы; удовлетворенность пользователей; влияние на целевые действия (конверсию)
2. Важность страницы в поисковой системе (MozRank) MozRank отражает уровень авторитетности и популярности веб-страницы в интернете на основе количества и качества ссылок, ведущих на него. Страницы с высоким MozRank более релевантны под поисковую выдачу, в связи с чем увеличение показателя (в сторону «1») свидетельствует о повышении качества поисковой выдачи страницы Видимость страницы; количество и качество ссылок на веб-сайт;
3. «Тошнота» Степень «тошноты» страницы определяется чрезмерным использованием ключевых слов. Алгоритмы поисковых систем снижают видимость и выдачу страницы при переизбытке ключевых слов в тексте, что рассматривается как способ «манипулировать» результатами поисковой выдачи. В связи с этим показателем требуется находить оптимальный баланс во встраивании ключевых слов на странице Видимость страницы; количество ключевых слов; естественный характер ключевых слов; заспамленность текста
Методы Характеристика Преимущества Недостатки
DEMATEL Метод предназначен для анализа взаимосвязей между факторами SEO и оценки их влияния на поисковую оптимизацию Позволяет выставить приоритеты в факторах, которые влияют на эффективность стратегии поисковой оптимизации Требуется устанавливать причинно-следственные связи между факторами оптимизации
INRM Метод предназначен для интеграции различных процессов и ресурсов в SEO для создания стратегии продвижения с заданной эффективностью Основан на объединении различных целей и стратегий Не всегда целесообразен ввиду собственной сложности
DANP Метод основан на принципах сетевого анализа и учитывает факторы неопределенности при оптимизации страницы Учет неопределенности позволяет заложить пространство под изменение алгоритмов поисковой выдачи Не всегда результаты интерпретируемы, ввиду включения фактора неопределенности
VIKOR Метод позволяет находить оптимальный баланс между оптимизацией (например, ключевые слова и их количество) и другими показателями для достижения оптимального результата Поиск компромисса позволяет принимать решения более взвешенно (например, большая стоимость не сказывается так существенно на эффективности и др.) При работе с комплексом целей сложно определять баланс между критериями и влиянием на эффективность
Таблица 2
Сравнение методов (фреймворков) многокритериального принятия решений при работе
с параметрами SEO-оптимизации Table 2. Comparison of methods (frameworks) of multi-criteria decision making when working
with SEO optimization parameters
начинает прослеживаться как минимум через 6 месяцев, а в некоторых случаях для полноценного понимания результата требуется 1—2 года. Подобные данные сформированы по результатам опроса экспертов-маркетологов и имеют усредненный характер5*. Учитывая данный тезис, любая деятельность и усилия бизнеса по поисковой оптимизации будут всегда носить долгосрочно-ориентированный характер, системно выстраиваться с фокусом на долгосрочные цели, создавать эффект и ценность не в короткие сроки, а за счет планомерной и системной работы, которая на каждом из этапов потребует дополнительных затрат. Подобные тезисы находят подтверждение не только в практике, но и в научной литературе, посвящённой поисковой оптимизации.
Как пишут Н. Б. Землянская, Л. В. Михайлова и А. А. Сазонов, несмотря на применение комплекса маркетинговых инструментов для продвижения на рынке электронной коммерции, SEO остается одним из наиболее значительных, поскольку, при сравнении с другими методами, несмотря на их вклад в достижение ключевых показателей эффективности интернет-маркетинга, обеспечивает естественный трафик, т.е. пользователей, которые самостоятельно искали товар, услугу, определенный материал (в зависимости от типа поискового запроса) и попали на веб-страницу компании только благодаря эффективной SEO-оптимизации [8].
бизнеса привлечение естественного трафика означает приток не «навязанных» клиентов, которые в большей мере лояльны и «само-
стоятельно» делают выбор о переходе на веб-сайт. Чем больше у компании таких клиентов, тем выше её шансы перевести их в категорию привлеченных, впоследствии постоянных лояльных потребителей. По мнению AhmadU. F. и соавторов, постоянство использования стратегии SEO и занятие ниши, предприятие действий в рамках её направлений, публикация ценного контента, использование целевых ключевых слов и масштабируемое построение ссылок в целом становятся определяющими факторами, оказывающими существенное влияние на успешность позиционирования компании в сети Интернет и её продвижение. Авторы считают, что помимо привлечения трафика, SEO позволяет улучшать восприятие бренда компании, повысить уровень узнаваемости за счет привлечения внимания к определенным информирующим материалам [9]. Поэтому поисковая оптимизация тесно перекликается с другими усилиями бизнеса, связанными с интернет-маркетингом, с публикацией контента, размещением новых тегов, передвижением трафика из различных социальных сетей и каналов коммуникации, позволяет естественным образом привлечь, включить и удержать потребителя на вебстранице.
Отметим, что поисковая оптимизация является сферой динамичной. На фоне современных темпов развития нейросетей, отметим, что дополнительным и достаточно актуальным вопросом, связанным с организацией SEO в современном бизнесе, является вопрос о применении искусственного интеллекта для решения соответ-
ствующих задач. Как подчеркивает A. Broadbent, вызовы генеративного искусственного интеллекта и его интеграция в поисковые задачи человека определяют необходимость оптимизации SEO-стратегий под вызовы новой реальности, что означает адаптацию контента не только под органический поиск, но и выдачу при помощи запросов с применением искусственного интеллекта. Автор указывает на опубликованные исследования, свидетельствующие о том, что постепенно, ввиду проникновения инструментов искусственного интеллекта, органический трафик пользователей будет снижаться; кроме того, автор также ссылается на мнение экспертов, которые подчеркивают негативное влияние сгенерированного с использованием искусственного интеллекта текста на поисковую выдачу, отмечая снижение эффективности оптимизации и сокращение трафика6*.
Несмотря на вызовы, которые скрываются за нейросетями, инструменты последнего находят достаточно многогранное применение в интернет-маркетинге, в том числе при реализации стратегий SEO-оптимизации. В этом вопросе выразим солидарность позиции К. К. Сирбиладзе, которая пишет о том, что бизнесу и маркетологам под влиянием темпов технического прогресса остается лишь адаптироваться под применение соответствующих функций новых инструментов. Автор считает, что искусственный интеллект потенциально делает интернет-маркетинг более доступным именно для малого бизнеса, поскольку последний, как правило, не обладает всеми необходимыми
5* Madsen K. How long does SEO take to work: Stats from 75 experts. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://morningscore.io/
how-long-does-seo-take/ (дата обращения 10.05.2024).
6* Broadbent A. Embracing GenAI-Powered Search — Will Companies Have to Rethink Marketing Strategies? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://moz.com/blog/rethink-marketing-strategies-with-ai (дата обращения: 12.05.2024).
ресурсами для применения комплекса маркетинговых методов [10]. А. Е. Слицкая приводит аналогичный перечень преимуществ искусственного интеллекта; на примере SEO автор показывает, что искусственный интеллект позволяет: создавать большее количество контента за меньшее количество времени, обрабатывать и естественным образом включать ключевые слова в текст, анализировать данные [11].
Примечательным в контексте рассуждений об искусственном интеллекте видится исследование D. Bansal, который подчеркивает усиливающиеся темпы интеграции искусственного интеллекта в SEO и возникновение на фоне этих процессов новых проблем и дилемм, связанных с обеспечением видимости, повышением трафика и доходов компаний за счет SEO. Автор указывает на необходимость осознанного и рационального применения искусственного интеллекта при его интеграции в SEO, ввиду существования комплекса проблем: этические вопросы, конфиденциальность информации, доверие клиентов и др. [12]. Все эти проблемы также создают поле для дополнительных дискуссий, оценок, совершенствования методов поисковой оптимизации, выделения новых показателей эффективности.
Обсуждение (Discussion)
Проведенное исследование применения инструментов поисковой оптимизации в решении задач интернет-маркетинга компании вусловиях рынка электронной коммерции позволяет подчеркнуть, что SEO становится прикладным способом повышения поисковой выдачи компании, предоставляет возможность привлекать на страницу органический
трафик и определенных пользователей.
В целом поисковое продвижение и оптимизация становятся ключевыми способами организации интернет-маркетинга современных компаний, поскольку SEO становится долгосрочным и эффективным инструментом привлечения потребителей на собственные веб-страницы или страницы с товарами, размещенными на маркетплейсе. Для достижения эффективности, компании прибегают к соотношению различных составляющих и применению комплекса методов SEO-оптимиза-ции; представленные в результатах исследования фреймворки становятся одним из способов нахождения баланса между определенными SEO-стратегиями и отражающими результативность показателями. С точки зрения стратегий, в научной литературе и общедоступной информации выделяется значение следующих действий, предоставляющих возможность обеспечить большую видимость веб-сайта в поисковой системе:
♦ оптимизация для отображения на различных устройствах;
♦ встраивание естественным образом ключевых слов;
♦ подключение внешних и внутренних ссылок, инструментов поиска;
♦ техническая настройка веб-сайта под SEO;
♦ подключение социальных сетей и прочих каналов привлечения трафика (и др.).
Все обозначенные способы применяются на практике в комплексе для достижения заданной эффективности и целей SEO-продви-жения. В частности, цели SEO сводятся к показателям эффективности — приросту трафика, изменению позиций по ключевым словам, а также другим показателям
и встречающимся метрикам; однако у SEO можно выделить и не связанный с количественными измерениями эффект, например реализацию стратегий улучшения репутации, когда под оптимизацию попадают подготовленные тексты и страницы, связанные с имиджем бизнеса. Стратегии разрабатываются компанией первично с учетом её бюджетов и целей, показателей эффективности; SEO в этом случае стоит рассматривать как долгосрочный инструмент, по которому эффект наступает, как правило, спустя 6 месяцев и более.
Отдельного внимания заслуживают вопросы применения искусственного интеллекта в SEO задачах бизнеса. От себя подчеркнём, что к использованию искусственного интеллекта для целей маркетинга необходимо подходить осознанно, с учетом этических принципов и исключения злоупотреблений. Более того, любой контент, созданный с применением искусственного интеллекта, требует привлечения специалиста из конкретной области для внесения коррективов и применения собственных знаний для повышения качества контента и полноценной реализации потенциала искусственного интеллекта. Так, нами не видится серьезной угрозы за искусственным интеллектом, поскольку последний, скорее, становится эффективным инструментом в руках профессионалов, в то же время обеспечивающим доступность SEO для определенных бизнес-субъектов.
Заключение (Conclusion)
Результаты проведенного исследования позволяют подчеркнуть высокую роль и значение SEO в контексте интернет-маркетинга современных компаний
в пространстве электронной коммерции. SEO становится результирующим инструментом в тех случаях, когда применяется системно, с ориентацией на конкретные показатели эффективности и цели, которые преследует компания. Вместе с тем, SEO стоит рассматривать лишь в качестве одного из базовых инструментов в комплексе интернет-маркетинга.
Теоретическая значимость исследования раскрывается на уровне обобщения и интерпретации теории SEO. Практическая значимость исследования связана с тем, что его результаты могут найти применение в деятельности бизнеса. Научная новизна исследования определяется интегральным раскрытием вызовов искусственного интеллекта для организации SEO
в современном бизнесе; однако данное направление требует дополнительных исследований. Именно поэтому перспективной видится более точная и комплексная оценка влияния искусственного интеллекта на SEO задачи бизнеса и рассмотрение возможных способов адаптации контента под выдачу искусственным интеллектом.
ИСТОЧНИКИ (References)
1. SEO как эффективный маркетинговый инструмент для продвижения на маркетплейсах / Н. Е. Григорьева, И. В. Григорьева, Н. В. Данилова, А. Н. Ишина // Вестник Российского университета кооперации. — 2023. — № 2(52). — С. 15-21.- EDN LNNBIC.
2. Горохова, П. А. Особенности поисковой оптимизации (SEO) как техники продвижения сайта организации / П. А. Горохова // Kant. - 2019. - № 4(33). - С. 45-49. - EDN YSJNMZ.
3. Муратова, Е. А. Методы внутренней и внешней поисковой оптимизации сайта / Е. А. Муратова // Московский экономический журнал. - 2019. - № 9. - С. 77. - DOI 10.24411/2413-046X-2019-19019. - EDN TBCMGF.
4. Назаров, Д. М. Теоретические аспекты seo-оптимизации сайтов строительных компаний в улучшения их позиций в поисковой выдаче Google / Д. М. Назаров, А. Джураева // Московский экономический журнал. - 2022. - Т. 7, № 1. - DOI 10.55186/2413046X_2022_7_1_20. - EDN DGWNSQ..
5. Айткенова, М. К. Критерии SEO для изучения рейтинга в поисковых системах / М. К. Айткенова, Д. Е. Амангельды // Наука и реальность. - 2021. - № 1(5). - С. 66-69. - EDN UFQTPS.
6. Tsuei H-J., Tsai W-H., Pan F-T., Tzeng G-H. Improving search engine optimization (SEO) by using hybrid modified MCDM models // Artificial Intelligence Review. 2020. Vol. 52. pp. 1-16.
7. Шевченко, Д. А. Комплекс цифрового маркетинга-микс: поиск и обоснование оптимальной теоретической конструкции / Д. А. Шевченко // Экономические системы. - 2022. - Т. 15, № 4. - С. 37-52. - DOI 10.29030/2309-20762022-15-4-37-52. - EDN MFINEG.
8. Землянская, Н. Б. Исследование технологии поисковой оптимизации как одной из основных составляющих инструмента маркетинга / Н. Б. Землянская, Л. В. Михайлова, А. А. Сазонов // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. - 2019. - № 1. - С. 25-34. - DOI 10.18384/2310-6646-2019-1-2534. - EDN QHZDXZ.
9. Ahmad, U. F.; Mahdee, J.; Bakar, N. A. Search engine optimisation (SEO) strategy as determinants to enhance the online brand positioning // F1000Research. 2022. No. 11(714). pp. 1-11. DOI:10.12688/f1000research.73382.2.
10. Сирбиладзе, К. К. ChatGPT и его возможности для продвижения продукции компаний / К. К. Сирбиладзе // Практический маркетинг. - 2023. - № 7(313). - С. 47-52. - DOI 10.24412/2071-3762-2023-7313-47-52. - EDN IBJMAO.
11. Слицкая, А. Е. Использование генеративного искусственного интеллекта в SEO для электронной коммерции / А. Е. Слицкая // Инновации и инвестиции. - 2023. - № 11. - С. 326-329. - EDN JNISQJ.
12. Bansal, D. How Search Engine Optimization (SEO) Grew from Nascent Stages to AI // International Journal For Multidisciplinary Research. 2024. No. 6(1). pp. 1-19. DOI:10.36948/ijfmr.2024.v06i01.14151.