КЛЮЧЕВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ЦИФРОВОГО МАРКЕТИНГА НА
ОНЛАЙН-ПЛАТФОРМЕ.
Гришкина Ю.Э.
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Москва, Россия
E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассматривается SEO-оптимизация, как один из основных инструментов цифрового маркетинга, стимулирующий продвижение бизнеса и продаж на базе интернета. Раскрывается понятие SEO-оптимизации и ее значимость в современной онлайн-торговле и продвижении онлайн-бизнеса. Анализируются задачи поисковой оптимизации сайтов, ее отличительные характеристики, а также раскрывается суть продвижения сайтов путем SEO-оптимизации.
Ключевые слова: маркетинг, SEO-оптимизация, SEO-аудит, поисковая оптимизация, digital-маркетинг, интернет, поисковая система, ключевые слова, веб-аналитика, реклама, ссылка, ссылочное ранжирование, сайт, тциальная сеть, товар, услуга, бизнес, целевая аудитория.
Absract. The article focuses on SEO-optimization as one of the main instruments ofdigital-marketing which stimulates the promotion of e-commerce. The concept of SEO-optimization and it's value in the modern online -sales and in the promotion of business are described. It analyses the SEO 's aims, it's distinctive descriptions and the principle ofpromotion on the basis of social media networks.
Keywords: SEO, optimization, SEO audit, marketing, digital-marketing, internet, search system, social media platform, web analytics, key words, link, referential rating, site, publicity, goods, service, business, core audience.
Интернет стал неотъемлемой частью жизни современных людей, которые ежедневно обращаются к интернет-ресурсам для поиска нужной им информации. Количество интернет-пользователей на сегодняшний день оценивается в свыше чем миллиард человек. Digital-маркетинг, являющийся интернет-маркетингом в эру цифровых технологий, использует цифровые технологии для взаимодействия с клиентами на всех этапах, персонализирует торговлю, то есть создает комфортные условия совершения покупки для каждого отдельного пользователя сети интернет. Инструменты digital-маркетинга позволяют маркетологам разрабатывать эффективную маркетинговую стратегию. SEO-оптимизация или поисковая оптимизация - это один из основных инструментов цифрового маркетинга, так как оптимизация сайта под поисковые системы и под пользователей сети является одним из главных факторов успеха онлайн торговли. Для того, чтобы поддерживать сайт на высоких позициях его нужно постоянно совершенствовать, а также анализировать кликабельность, конверсию, число переходов на
него из разных поисковых систем, релевантность и уместность ссылок на него на других веб-ресурсах, переход на него из социальных сетей и т.д. Все это достигается именно благодаря поисковой оптимизации.
Основу поисковой оптимизации составляют ключевые слова, ссылки и результаты поиска в поисковых системах. Всю информацию, которую можно найти в интернете можно оптимизировать. SEO-оптимизация - это охват целевой аудитории и высокоэффективное продвижение сайта на долгие годы [4]. Поисковая оптимизация или поисковое продвижение - это оптимизация сайта под поисковые системы, которая помогает вывести его на лидирующие позиции в поиске [7]. Иначе говоря, так называют совокупность мер для выхода в первые строки сайта в результатах выдачи поисковых систем по заранее отобранным ранее запросам. Оптимизация - это работа с содержанием сайта, она помогает продавцу выявить своих клиентов, их возраст, пол, время посещения им сайта и т.д. Таким образом, SEO -продвижение также связанно с
определением целевой аудитории и работой с ней, как таргетирование и контекстная реклама. Для эффективной работы сайта и большой вероятности его нахождения пользователями в поисковой системе SEO-специалисты должны постоянно анализировать запросы
пользователей, выявлять ключевые, наиболее часто встречающиеся слова, проводить технический SEO -аудит, а также изучать веб-аналитику.
Оптимизация сайта - это реклама, не имеющая ограничений по функционированию и не угасающая со временем, так как эффект от оптимизации будет лишь накапливаться и преумножаться. Длительная продолжительность продвижения сайта только улучшает его работу и увеличивает эффективность продвижения, в то время как расходы на оптимизацию не увеличиваются.
Для того, чтобы вызвать у пользователя желание совершить покупку именно на вашем сайте, необходимо использовать важные и понятные ключевые слова и словосочетания, которые полностью отражают суть продаваемого товара или услуги. Люди не хотят тратить много усилий, искать подробную информацию о продукции, разбираться, как устроен ваш сайт, как сделать заказ и т.д., им проще перейти на другой, легкий для восприятия,
оптимизированный для клиентов сайт и на нем ознакомиться с товарами, услугами и способами приобретения товара. Именно поэтому SEO-оптимизация сайта или страницы в социальной сети, а точнее всех площадок, продающих товар, так важна для успешного существования онлайн-бизнеса. Визуальная оптимизация сайта тоже очень важна, так как на красиво оформленном сайте, с заголовками и подписями в едином стиле хочется находиться подольше, а для многих бизнес-структур время нахождения на сайте -ключевой показатель уровня продаж.
Первым действием на пути SEO-оптимизации сайта является подбор ключевых слов, что также важно при запуске контекстной рекламы. Точное определение нескольких самых
распространенных слов и словосочетаний,
которые будут использованы при поиске той группы товаров или услуг, которую вы продаете, очень важно, потому что иногда пользователи могут не только не знать о вашем сайте, но и вообще не думать о совершении покупки, на которую вы, как продавец рассчитываете. Аудит подбора ключевых слов позволит определить, какие актуальные темы соответствуют разделам, страницам и частям вашего сайта. Оценка вашего сайта с этой стороны позволит также оценить ваших конкурентов, веб-аналитику и выявить наиболее эффективные для продвижения вашего сайта фразы. Инструменты для подбора ключевых слов позволяют быстро и легко проверять и выбирать ключевые слова, позволяющие продвигаемому вами сайту быть найденным пользователями в поисковой сети.
Для подбора правильных ключевых слов, которые формируют семантическое ядро, удобно использовать такие сервисы как Яндекс Wordstat, Key Collector, Keyword Discovery, Wordtracker и WordStream [6], позволяющие оценить популярность тех или иных выражений. В Keyword Discovery оценка популярности ключевых слов происходит на основе собирания данных и сведений со сторонних источников и базируется на основе количества поисковых запросов. Также этот сервис позволяет найти альтернативные фразы, которые также могут быть успешно использованы на вашем сайте. Google AdWords, данные в котором усредняются за последний год, помогает оценить общее количество поисковых запросов в месяц, и, следовательно, помогает проследить тенденцию того, какие слова и фразы чаще всего используют пользователи для поиска нужной им информации. Сервис Google AdWords оценивает популярность словосочетаний как в отдельном регионе или стране, так и по всему миру. Современные инструменты подбора ключевых слов показывают, что эффективнее всего рассчитывать на фразы, содержащие не более четырех слов. Безусловно, необходимо помнить о том, что популярность того или иного словосочетания варьируется в зависимости от сезона, новостей и тенденций. Так, частота
использования пользователями сети таких слов, как ледянка, шапка, самокат, платье и т.д. будет сильно отличаться зимой и летом. Безусловно, поисковая система обращает внимание на слова-синонимы и выдает результаты поиска с синонимичными и однокоренными словами, употребленными в других падежах. Также, количество ключевой фразы в тексте сайта влияет на результат ранжирования этого сайта на страницах результата поиска. Так, если фраза "купить книгу" на одном сайте повторяется шесть раз, а на другом три, то согласно параметру количества поисковых запросов первый сайт займет более высокую позицию, чем второй.
Более того, высокую позицию в результатах поиска занимают сайты, на которых пользователи проводят больше времени, чем на других. Поэтому при создании сайта важно учитывать то, что простота, дизайн, информативность, упорядоченность,
достоверность и возможность пользователя быстро и качественно получить обратную связь -вот факторы, которые могут удержать человека на сайте более долгое время, что приведет к поднятию сайта на высокую позицию результатов поиска в поисковых сетях. Грамотная структура сайта - одно из ключевых условий его продвижение в поисковых системах. Структура сайта подразумевает под собой упорядоченность, олицетворяющую
расположение разделов сайта в соответствии с логикой и степенью их значимости, а также удобную и логичную навигацию, позволяющую пользователю легко взаимодействовать с ресурсом и находить нужную ему информацию легко и быстро.
Техническую основу SEO - оптимизации составляет оценка взаимодействия сайта с поисковыми роботами и проверка возможности поисковой системы сканировать и индексировать сайт [6]. Сайт важно проверять на наличие повторяющегося и некачественного контента, на скорость загрузки. Анализ удобства сайта, ссылок, количество трафика на сайт с поисковых систем и социальных сетей позволяет выявить тенденции, сильные и слабые стороны,
помогающие увеличивать или сдерживать продажи. Ссылки на сайтах используются поисковыми системами как критерий сортировки или определения рейтинга содержания сайта в результатах поиска. Ссылки помогают не только поисковым системам, но и, безусловно, пользователям находить нужную им информацию или товар. Ссюлка - это не только набор букв и цифр, ведущих на ваш сайт, это также текстовое объявление или изображение, при нажатии на которое человек переходит на ваш сайт. Аудит ссылок определяет количество и качество ссылок на ваш контент на других сайтах и в социальных сетях [6]. Он позволяет оценить количество, качество и источники ссылок, ведущих на продвигаемый сайт. Аудит ссылок могут помочь произвести такие сайты как MajesticSEO.com и OpensiteExplorer.org [6]. Получение информации о ссылках с других сайтов на актуальные страницы вашего сайта дает возможность оценить его ссылочную массу в сравнении с другими сайтами, занимающими более высокое положение в результатах поиска, чем ваш сайт.
Результативной практикой привлечения людей на сайт или страницу является размещение объявления, краткой информации о своей компании или любого другого контента, на других сайтах со ссылками на продвигаемый вами сайт. Такая тактика носит название "наращивание ссылочной массы". Ссылочное ранжирование - это реклама вашего сайта на других ресурсах, то есть его продвижение и раскрутка[4]. Более того, чем больше качественных ссылок на ваш сайт размещено на других сайтах, форумах, в социальных сетях и т.д., тем лучше его позиция в результатах поиска. Однако, важно оценивать свою потенциальную аудиторию и размещать ссылку на свою страницу в таких группах, сообществах и на таких сайтах, чьи читатели или клиенты могут заинтересоваться вашим рекламным
предложением и перейти на ваш сайт. Более того, качество ссылки, ее текст, аккуратный вид и релевантность даже важнее чем количество ссылок.
Скорость загрузки страницы - важный показатель, который определяет рейтинг страниц в поисковой системе и влияет на отношение пользователей к вашему сайту, так как долго грузящиеся страницы мало кого привлекают.
Еще одним инструментом SEO-оптимизации является социальный SEO - аудит, который дает возможность оценивать наличие информации о бренде через социальные каналы. Оценка популярности бренда в социальных сетях позволяет выявить конкурентов, оценить свои возможности и перспективы развития, а также правильно выстроить стратегию маркетинга в социальных сетях. Присутствие сайта в социальных сетях, размещение ссылок на него в социальных медиа и упоминание о нем в них имеет огромное значение для поисковой системы, так как социальные сети и упоминание в них сайта и вашей компании - это возможность показать и доказать поисковым системам, что ваш ресурс популярен и интересен пользователям сети.
Таким образом, технический SEO - аудит позволяет убирать препятствия для развития бренда и роста продаж, которые могут существовать даже при правильной маркетинговой стратегии, красивом сайте и точном определении своей целевой аудитории. Более того, рассматривая SEO - аудит важно помнить о пяти основных группах: подборе ключевых слов, технической SEO - аудите, проверке ссылок и контента и о социальном SEO - аудите.
SEO-оптимизация позволяет увеличивать конверсию сайта в разы. Конверсия сайта - это отношение общего числа посетителей к числу тех, кто совершил активное действие, заказ, заявка на услугу и т.д. [4]. Следовательно, SEO помогает увеличивать продажи и раскручивать онлайн-бизнес. Оптимизация показывает, что ищет пользователь, как он перемещается по сайту и помогает создавать идеально подстроенные под него страницы сайта.
Важно понимать, что текстовая составляющая страницы сайта, то есть контент, который формирует содержание интернет-страницы
важен для поисковой системы[4]. Высоких позиций в поисковой системе можно добиться, грамотно используя тег страницы TITLE, учитывая, что тег является отображением языка текстовой разметки файла HTML, состоящего из набора определенных элементов. Тег гарантирует структурированность содержимых на онлайн- страницах текста, изображения и иных элементов, размещенных на сайте. Грамотный SEO-специалист знает, что тег TITLE должен присутствовать на всех страницах сайта. TITLE представляется собой заголовок, отображающий суть содержимого страницы. Именно в заголовке прописываются ключевые слова, продвигающие сайт в поисковых системах. Количество слов не ограничено, но количество от двух до шести является оптимальным. Более того, слова, прописанные в TITLE повторяться не должны. Обязательно учитывать то, что прописанное в теге TITLE должно быть отображено в содержании сайта. Тег TITLE должен быть понятен и привлекателен для пользователя, потому что именно он побуждает человека нажать на ссылку и посетить сайт компании. Именно этот заголовок страницы предоставляет поисковой системе понятие о том, к какой тематике относится страница, что на ней содержится и является ли он релевантной, то есть действующей. Более того, и пользователям тег TITLE разъясняет суть содержания страницы, если, конечно, он грамотно сформулирован. Нужно учитывать, что этот тег также может состоять не только из букв, но и из цифр, отражающих цену товара, что особенно релевантно при проведении скидок и акций на товарных ряд вашего бренда.
Следом за тегом TITLE важным критерием текстовой составляющей грамотного сайта является тег Н1, в котором прописывается заголовок страницы с использованием ключевых слов и как правило прописывается на каждой странице сайта. Если на странице кроме заголовка присутствуют подзаголовки, то, как правило, эти разделы прописываются с помощью тега H2, также позволяющего поднимать сайт на высокие позиции в поисковых системах с
помощью ключевых слов. Заголовки Н удобно использовать в качестве навигации по сайту, но нужно учитывать, что сами ссылки в тегах Н не прописывают.
Данные моменты 8ЕО-оптимизации сайта носят технический характер, играющий несомненно важную роль в продвижении сайта. Однако, нельзя забывать о том, что мы выстраиваем систему сайта не только для поисковой системы, которая считывает коды и теги сайта и определяет его положение на страницах поиска, но также для людей. Только понятные и эффектные названия привлекут внимание пользователей сети и увеличат число посещений вашего сайта, а следовательно увеличат конверсию и продажи.
Еще один важный аспект, входящий в список помощников, продвигающих сайт в поисковой системе - это текст. Тест на сайте должен быть уникальным, написанным вами для вашего сайта, а не списанный у вашего конкурента. Размер текста не сильно влияет на его ценность, но средние и длинные тексты обладают большей уникальностью, чем короткие. Уникальность текста поисковая система поисковая система производит автоматически, но вы, как составитель текста или заказчик можете проверить это самостоятельно с помощью таких источников как Text.ru и Advego Качество текста, орфография и пунктуация также анализируются поисковой системой. Тексты без грамматических, пунктуационных и
орфографических ошибок высоко котируются и ценятся как поисковыми системами, так и людьми.
Рассмотрим семантическое ядро, которое наглядно демонстрирует тематику сайта. Семантическим ядром называется весь перечень ключевых слов и фраз, имеющихся в тексте и представляющих комплекс запросов по которому продвигается сайт. При составлении семантического ядра следует уделять внимание каждой категории или каждому виду товара и услуги, которые продвигаются компанией на веб-ресурсе. Таким образом, расширяя список основных слов и словосочетаний,
характеризующих все то, что продвигается на вашем сайте, охват ключевых запросов становится шире, а, следовательно, приток пользователей на сайт увеличивается и рейтинг веб-ресурса на страницах поисковых систем повышается, что приводит к росту продаж и увеличению прибыли компании. Кроме этого, семантическое ядро помогает поисковой системе разобраться, к какой тематике относится сайт. Именно поэтому 8ЕО-оптимизатор должен составлять семантическое ядро только после анализа того, как целевая аудитория продаваемого вами товара ищет этот товар, какие слова и выражения чаще всего использует. Итак, семантическое ядро влияет на позиции сайта в поисковых системах, на выборку целевых страниц, на формирование наполнения веб-ресурса, а также на определение и привлечение целевой аудитории [4]. Таким образом, если семантическое ядро составлено верно, то сайт будет одобрен поисковой системой.
Однако, необходимо помнить о том, что сайт должен не просто привлекать пользователя, но и вызывать у него желание совершить покупку или воспользоваться предложенной услугой. Таким образом, маркетинговые стратегии,
направленные на то, чтобы вызвать у человека желание покупать и в 8Е0-оптимизации играют огромную роль. Сайт должен быть клиентоориентированным, а также содержать лучшие, чем на сайтах конкурентов, интерфейс, предложения, бонусы и иные моменты, заставляющие людей совершать покупку в том, а не ином интернет-магазине. Акции и скидки очень эффективно прописывать в контекстной рекламе, которая привлекает много потенциальных клиентов на ваш, пока не знакомый им веб-ресурс. Более того, привлекательные для клиента предложения, размещенные на первых страницах сайтов, такие как бесплатная доставка, онлайн- оплата товара, возврат, гарантии, информация о компании, отзывы клентов, лицензии и т.д. помогают в разы увеличить заказы и выручку вашей компании. Расписанные условия доставки, подробное описание товаров и услуг, легкая форма
заявления заказа и получение обратной связи, а также наличие круглосуточного онлайн-консультанта помогут выявить у потенциального клиента желание совершить покупку именно в вашем интернет-магазине. Так, внедрение преимуществ - важная составляющая продвижения онлайн-торговли вашего бренда.
Подводя итоги нельзя еще раз не отметить, что оптимизированный сайт работает со стабильной эффективностью, а значит позволяет бизнесу развиваться. SEO-оптимизация расширяет целевую аудиторию и потребительский интерес, а также способствует росту продаж. Правильно составленное семантическое ядро информирует о товарах и услугах с помощью определенного набора ключевых слов, прописанных в тексте сайта. Оно позволяет рассказать как пользователям, так и поисковым системам, ранжирующим сайт на страницах поиска, о чем говорится на том или ином веб-ресурсе. Ключевые слова - это запрашиваемая пользователями информация в строке поиска поисковой системы, показатель спроса. Большой и точный список ключевых слов в семантическом ядре позволяет увеличивать приток пользователей на ваш сайт, увеличивает продажи и улучшает позиции веб-ресурса на страницах поисковых систем. Продвинутый и оптимизированный сайт, который содержит интересный, полезный и эффектный контент в разы увеличивает вероятность того, что сайт будет высоко ранжироваться поисковой системой и привлекать внимание пользователей, являющихся потенциальными клиентами вашей компании. Если сайт красив, прост, информативен, часто посещаем, и обладает высокой кликабельностью и конверсией, то он несомненно привлечет внимание клиентов, рекламодателей от других компаний, позволит легче и надежнее размещать контекстную рекламу, а также продвигать социальные сети компании путем ранжирования ссылок и увеличения узнаваемости бренда на всем пространстве сети интернет. Таким образом, успешность онлайн - бизнеса напрямую зависит от качества сайта, от того насколько он
оптимизирован под поисковые системы и пользователей, а также от его продвижения и раскрутки путем контекстной рекламы, которая напрямую связана с SEO-оптимизацией.
Литература
[1]. Науменко Т.В. Маркетинг и маркетинговые коммуникации в системе современной экономики / Киров: Общество с ограниченной ответственностью Интеллект-бизнес-групп, 2016, № 3 - 5 с.
[2]. Ф. Котлер Основы маркетинга / Общая редакция и вступительная статья Е. М. Пеньковой. Москва: Издательство «Прогресс», 1991 стр.1200
[3]. Науменко Т.В. Интегрированные маркетинговые коммуникации в экономическом пространстве современного общества // Экономика и предпринимательство. 2016 № 2-1. - С. 444449.
[4]. Увеличение продаж с SEO / Дыкан А., Севостьянов И. - Спб.: Питер, 2016 - 272 c.
[5]. Вертайм К., Фенвик, Я. Цифровой маркетинг / К. Вертайм, Я. Фенвик. - Издательство: Юрайт, 2010, 384 с.
[6]. Продающий контент. Как связать контент -маркетинг, SEO и социальные сети в единую систему / Ли Одден; пер. с англ. В. Иващенко. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014 -384 с. 272
[7]. Севостьянов И. Поисковая оптимизация. Практическое руководство по продвижению сайта в Интернете, И.: «Питер», 2014 С.
[8]. Невежин В.П., Богомолов А.И. Управление предприятием в реальном времени с применением информационных технологий / В сборнике: Формирование финансово-экономических механизмов хозяйствования. Сборник научных трудов I международной научно-практической конференции. 2016. С. 137-140.
[9]. Вирин, Ф. Интернет-маркетинг. Полный сборник практических инструментов / Ф. Вирин. - Издательство: Эксмо, 2010, 224 с.
[10]. Воронкова Л.П. Мировоззрение П.А.Флоренского /Вестник Московского
университета. Серия 7: Философия. 1989. №1. С. 70-81.
[11]. Воронкова Л.П. Принцип «культуросообразности» и культурная миссия университетов / Вестник Оренбургского государственного университета. 2005. №1. (39). С. 83-85.
[12]. Воронкова Л.П. Проблемы систематизации культурологических учений / Обсерватория культуры. 2004. №2. С. 117.
[13]. Комарова Н.Г. ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ И ФАКТОРЫ РИСКА В СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ СЕВЕРА РОССИИ / Вестник Московского университета. Серия 27: Глобалистика и геополитика. 2014. № 3-4. С. 60-73.
[14]. Мосакова Е.А. СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ: НЕОБХОДИМОСТЬ УЧЕТА ГЕНДЕРНОГО ФАКТОРА / Вестник Московского университета. Серия 27: Глобалистика и геополитика. 2014. № 3-4. С. 84-88.
[15]. Богомолов А.И., Невежин В.П. Виртуальная экономика против цифровой. / Экономика и управление: теория и практика. 2018. Т. 4. № 1. С. 92-97.
[16]. Новашина Т.С. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ОСНОВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВЫХ СИСТЕМ ГОСУДАРСТВ -
=================================== V V
ЧЛЕНОВ ЕВРАЗЭС В УСЛОВИЯХ ФИНАНСОВОЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ / Вестник Московского университета. Серия 27: Глобалистика и геополитика. 2014. № 3-4. С. 95-104.
[17]. Черникова ИВ. ГЛОБАЛИСТИКА И ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ / Вестник Московского университета. Серия 27: Глобалистика и геополитика. 2014. № 3-4. С. 105-114.
[18]. Науменко Т.В., Коваженков М.А. Проблема формирования и развития модели национальной экономической системы / Экономика и управление: проблемы, решения. 2017. Т. 3. №5. С. 24-28.
[19]. Науменко Т.В. Массовые коммуникации в политической структуре общества/ Вестник Московского университета. Серия 12: Политические науки. 2003. №3. С. 102.
[20]. Науменко Т.В. Концептуальный анализ теории массовой коммуникации / Credo. 2008. №4. С. 102.
[21]. Науменко Т.В. О свободе печати / Вопросы философии. 2003. №8. С. 170-173.
[22]. Науменко Т.В. Функция журналистики и функции СМИ/ Credo. 2000. №6. С.46-50.
[23]. Невежин В.П., Богомолов А.И. Планирование управления ресурсами предприятия в реальном масштабе времени (ERP-RTE) / Хроноэкономика. 2016. № 2 (2). С. 33-37.