Научная статья на тему 'СЕНСОМОТОРНЫЕ КАЧЕСТВА КАК ИНФОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ АБИТУРИЕНТОВ ЛЕТНОГО ВУЗА'

СЕНСОМОТОРНЫЕ КАЧЕСТВА КАК ИНФОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ АБИТУРИЕНТОВ ЛЕТНОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
43
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ / ПРОФЕССИЯ ЛЕТЧИКА / АБИТУРИЕНТ ЛЕТНОГО ВУЗА / ИНФОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Крачко Эльвира Адисовна, Мальцева Мария Геннадьевна, Хвостова Светлана Львовна

Проанализирован исследовательский опыт выявления показателей стрессоустойчивости. Приведены результаты исследований сенсомоторных качеств абитуриентов летного вуза в сопоставлении с интегральным показателем их стрессоустойчивости. Определены информативные показатели сенсомоторных качеств, позволяющие дополнить заключение об уровне стрессоустойчивости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Крачко Эльвира Адисовна, Мальцева Мария Геннадьевна, Хвостова Светлана Львовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SENSORIMOTOR QUALITIES AS INFORMATIVE INDICATORS OF FLIGHT UNIVERSITY ENTRANTS STRESS RESISTANCE

The research experience in identifying indicators of stress resistance was analyzed. The results of investigations of sensorimotor qualities flight university entrants were shown in relation to a complex indicator of their stress resistance. The most informative indicators of sensorimotor qualities, allowing to complement integral conclusion about the level of stress resistance were determined.

Текст научной работы на тему «СЕНСОМОТОРНЫЕ КАЧЕСТВА КАК ИНФОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ АБИТУРИЕНТОВ ЛЕТНОГО ВУЗА»

Таблица 1

Уровень психологической готовности к школе детей с правополушарным мышлением, обучающихся

по разным программам

Уровни готовности к школе Подготовка в школе Нейропсихологические занятия

Низкий 8% 3%

Средний 80% 75%

Высокий 12% 22°%

Данные Таблицы 1 показывают, что наблюдается некоторое уменьшение низких показателей и увеличение высокого уровня готовности к школе у детей, проходящих подготовку с учетом доминирующего правого полушария, по сравнению с обучением в общеобразовательной (лево-полушарной) школе.

Однако мы понимаем, что на фоне работы с дошкольниками дети младшего школьного возраста в большей степени подвержены левополушарному вмешательству в их познавательную сферу, так как ведущим видом деятельности является уже не игровая, а учебная деятельность. Но даже с учетом данного фактора, на наш взгляд, возможно использование хотя бы на начальном этапе обучения методов и приемов правополушарной передачи учебной информации и ее успешного усвоения.

Например, нам представляется, что при решении математической задачи важно научить правополушар-ного ребенка, а если он научился, то и позволить ему:

- рисовать или проигрывать с предметами ее условие;

- наглядно (в игре, в движении, в рисунке) искать и изображать способ ее решения;

- использовать счетные палочки или другие подручные материалы;

- проговаривать условия задачи и решение вслух или шепотом, а также с помощью ритмического рисунка (рифмы, мелодии).

Возможные трудности при изучении письменной речи могут проявлять себя в логически неверном и непоследовательном изложении мысли (в частности, при написании изложений и сочинений), в несоблюдении грамматических правил на письме, в непонимании грамматических связей в предложении, в неумении «отступать клеточки» в тетради и писать с нужного места (слева направо, без соблюдения «красной строки» и т.д.).

На уроках русского языка и чтения правополушар-ным детям можно помочь, научив их и разрешив им:

- записывать текст с помощью пиктограмм или любых других рисунков, обозначая ими понятные ребенку эпизоды и ключевые слова (хотя бы в черновике);

- делать пометки карандашом в тексте тетради, учебника, в собственном тексте с целью фиксации внимания на важных объектах;

- использовать разные цвета, шрифты и выделения для обозначения в тексте главных героев, объектов, действий;

- маркировать пространство листа (графическими символами отмечать места для абзаца и пропуска строк).

Таким образом, если мы хотим обучать детей в антистрессовых условиях, необходимо предоставить ребенку с ведущим правым полушарием когнитивную информацию через музыку, сказку, ритм, рисунок, графические обозначения, что будет способствовать развитию его познавательных способностей, а главное - более быстрому и эффективному его включению в школьное обучение. Такая опора будет для него более естественна, потому что совпадает с той организацией восприятия и переработки информации, которая заложена в нем природой изначально. Учитывая особенности таких детей и применяя понятные для них методы обучения, учителя помогут им наиболее продуктивно реализовать свои познавательные способности, и, соответственно, получат более высокие результаты обучения.

Список литературы

1. Емельянова Е.Н. Левшата в школе и дома: как определить левшество; помогаем хорошо учиться. - М.: Эксмо, 2010.

2. Рубинштейн С.Л. О природе мышления и его составе // Психология мышления: хрестоматия / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Ф. Спиридонов, М.В. Фа-ликман. - Издание 2-е, переработанное и дополненное. - М.: Астрель, 2008.

3. Сиротюк А.Л. Обучение детей с разным типом мышления // Школьный психолог. - 2000. - № 38.

4. Фирсова Т.А. Нейропсихологический аспект исследования особенностей в развитии деток-левшей // «Аспирант». - 2014. - № 3.

СЕНСОМОТОРНЫЕ КАЧЕСТВА КАК ИНФОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ АБИТУРИЕНТОВ ЛЕТНОГО ВУЗА

Крачко Эльвира Адисовна

кандидат медицинских наук, филиал Военного учебно-научного центра, Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия, им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», г. Краснодар

Мальцева Мария Геннадьевна Хвостова Светлана Львовна

младшие научные сотрудники, филиал Военного учебно-научного центра ВВС «ВВА», г. Краснодар

SENSORIMOTOR QUALITIES AS INFORMATIVE INDICA TORS OF FLIGHT UNIVERSITY ENTRANTS STRESS RESISTANCE Krachko Elvira, candidate of medical sciences, branch of the Military educational scientific center of Military and air forces «Military and air academy of professor, N.E. Zhukovskogo and Yu.A. Gagarin», Krasnodar

Malceva Maria, junior researcher, branch of the Military educational scientific center of Military and air forces «Military and air academy of professor, N.E. Zhukovskogo and Yu.A. Gagarin», Krasnodar

Khvostova Svetlana, junior researcher, branch of the Military educational scientific center of Military and air forces «Military and air academy of professor, N.E. Zhukovskogo and Yu.A. Gagarin», Krasnodar

АННОТАЦИЯ

Проанализирован исследовательский опыт выявления показателей стрессоустойчивости. Приведены результаты исследований сенсомоторных качеств абитуриентов летного вуза в сопоставлении с интегральным показателем их стрессоустойчивости. Определены информативные показатели сенсомоторных качеств, позволяющие дополнить заключение об уровне стрессоустойчивости.

ABSTRACT

The research experience in identifying indicators of stress resistance was analyzed. The results of investigations of sensorimotor qualities flight university entrants were shown in relation to a complex indicator of their stress resistance. The most informative indicators of sensorimotor qualities, allowing to complement integral conclusion about the level of stress resistance were determined.

Ключевые слова: стрессоустойчивость; профессия летчика; сенсомоторные качества; абитуриент летного вуза; информативные показатели; интегральный показатель.

Key words: stress resistance; pilot profession; sensorimotor qualities; flight university entrant; informative indicators; integral index.

Проблема оценки стрессоустойчивости является достаточно актуальной при определении профессиональной пригодности человека к освоению им опасной профессии военного летчика. В последние годы в научной литературе все чаще приводятся данные по оценке стрессоустойчивости на основе различных качеств и свойств человека [1]. Так, в работе Ю.В. Украинцевой [9] представлен метод оценки стратегий поведения человека в условиях эмоционального стресса, основанный на диагностике личностных особенностей в сочетании с показателями интеллектуальной деятельности и показателями вегетативной регуляции организма.

В ряде других исследований в качестве значимых показателей стрессоустойчивости, эффективности деятельности в экстремальных ситуациях выделяются показатели резервов внимания, времени и дисперсии сенсомо-торной реакции, характеристики точности воспроизведения звуковой информации и др. [2, 7, 8]. Авторы этих работ, используя показатели интеллектуальных и сенсомоторных свойств, разработали (в контексте условий своих экспериментальных исследований) математическую модель интегрального показателя стрессоустойчивости, прогнозирующего устойчивость человека к стрессовым воздействиям.

Важными сведениями об устойчивости поведения человека в экстремальных условиях являются изменения со стороны сенсорных и моторных функций. Информативными показателями состояния напряженности, по мнению ряда авторов, являются снижение показателей скорости и точности двигательных реакций, а также повышение вариативности сенсомоторной реакции с появлением как сверхбыстрых, импульсивных реакций, так и сильно заторможенных процессов [3, с. 206; 7, с. 82; 8, с. 17].

В операторской профессии летчика сложные сенсомоторные реакции имеют высокую профессиональную значимость, и в связи с этим на этапе профессионального психологического отбора осуществляется их оценка у абитуриентов, поступающих в летный вуз. На основе обзора литературы в этой области научных исследований, мы предположили, что сенсомоторные качества, изучаемые в процессе профотбора, могут служить информативными показателями стрессоустойчивости и использоваться в качестве составляющих в интегральном заключении о стрессоустойчивости абитуриента.

Целью данного исследования стало изучение сенсомоторных свойств и уровня стрессоустойчивости абитуриента летного вуза, сопоставление этих характеристик и выявление наиболее информативных показателей стрессоустойчивости.

Методы исследования. В исследовании были использованы методики оценки сенсомоторных качеств: простая и сложная зрительно-моторная реакция (ПЗМР, СЗМР) из устройства психофизиологического тестирования «Психофизиолог» (производитель НПКФ «Медиком МТД»), реакция на движущийся объект (РДО), установка психологического отбора (УПО-2), разработанная В.Я. Та-тарниковым, и оригинальная методика диагностики стрессоустойчивости в авторском исполнении, созданная при помощи психофизиологического комплекса «Реакор» (производитель НПКФ «Медиком МТД») [4, 5, 6].

Методики ПЗМР, СЗМР позволяли получить значения скорости реагирования в ответ на появление зрительных сигналов и количества ошибочных действий. Методика РДО предназначена для исследования таких качеств сложной сенсомоторной реакции, как скорость реагирования на движущийся объект, способность предвосхищения движения и точность реакции. С помощью методики УПО-2 изучались скорость образования сенсомоторного навыка - выработка навыка и особенности операторской деятельности в условиях помех, дефицита времени и перестройки навыков.

В основе методики диагностики стрессоустойчивости лежит изучение динамики и качества умственной работоспособности испытуемого с одновременной оценкой физиологической «цены» деятельности (показателей частоты сердечных сокращений - ЧСС и фотопле-тизмограммы ФПГ) в условиях воздействия стрессовых факторов - информационной нагрузки, действия звуковых помех (в виде звука метронома), создания дефицита времени для выполнения тестовых интеллектуальных заданий, соревновательной обстановки, негативной оценки психофизиологом качества деятельности испытуемого. В процессе обследования учитывались также результаты наблюдения за поведенческими проявлениями (изменения со стороны позы, мимики, вегетососудистых проявлений).

Выборка исследования составила 625 абитуриентов, поступающих в летный вуз.

Результаты и их обсуждение. Проведен сравнительный анализ полученных данных при помощи описательной статистики с использованием программы Excel пакета Microsoft Office 2007, Т-критерия Стьюдента для несвязанных выборок.

В процессе исследования при помощи авторской методики диагностики стрессоустойчивости вся выборка была разделена на 3 группы: устойчивых к стрессовым действиям (n=400), стрессонеустойчивых абитуриентов (n=65) и группу пограничных (n=160). Такое разделение было основано на интегральном заключении о стрессоустойчивости по совокупности признаков, полученных в процессе обследования: показателей успешности и динамики умственной работоспособности, проявлений физиологических показателей; поведенческих проявлений.

Далее в группах устойчивых и неустойчивых к воздействию стресс-факторов были проанализированы результаты показателей сенсомоторных качеств, полученных при помощи методики УПО-2. Определены достоверно значимые различия средних значений показателей успешности операторской деятельности в этих группах: у стрессоустойчивых показатели выработки сенсомоторно-го навыка, его перестройки, помехоустойчивости достоверно выше (p<0,05) этих же показателей по сравнению с неустойчивыми абитуриентами. То есть стрессоустойчивые абитуриенты быстрее и лучше выполняют задания тестов, моделирующих деятельность операторов сенсо-моторного профиля, их показатели успешности операторской деятельности составили: выработка сенсомотор-ного навыка - 4,8±2,5; помехоустойчивость - 7,1±2,1; перестройка навыка - 4,3±2,5.

Анализ других сенсомоторных способностей, измеренных при помощи методик ПЗМР, СЗМР, РДО в группах абитуриентов, поступающих в летный вуз и различающихся уровнем стрессоустойчивости, не дает таких убедительных отличий. Стрессоустойчивые абитуриенты имеют более высокие показатели скорости простой и сложной двигательной реакции, времени реакции на движущийся объект, но эти различия не являются статистически достоверными. В то же время проведенные исследования задают направление для дальнейших поисков информативных критериев стрессоустойчивости (на основе операторских, сенсомоторных, других психофизиологических качеств), позволяющих дополнить этот интегративный показатель.

Выводы:

1) Абитуриенты с разным уровнем стрессоустойчивости значимо отличаются (p<0,05) по отдельным показателям сенсомоторных качеств (выработки навыка, его перестройки, помехоустойчивости). Стрессоустойчивые абитуриенты имеют более высокие показатели перечисленных сенсомоторных качеств операторской деятельности по сравнению со стрессонеустойчивыми кандидатами для поступления в летный вуз.

2) Показатели выработки сенсомоторного навыка, его перестройки и помехоустойчивости служат наиболее информативными показателями стрессоустойчивости, их можно учитывать при выведении интегрального заключения об уровне стрессоустойчивости абитуриента летного вуза.

3) Для оценки других сенсомоторных качеств (скорости простой и сложной двигательной реакции, времени реакции на движущийся объект) в качестве возможных показателей стрессоустойчивости, исследования будут продолжены.

4) В дальнейшем исследования будут направлены на разработку интегративной модели стрессоустойчивости, включающей в себя и другие психофизиологические характеристики, которую можно будет использовать для оценки профессиональной пригодности к летной деятельности на этапе профессионального психологического отбора.

Список литературы

1. Зотов, М.В. Перспективы использования психофизиологических методов при оценке состояний тревоги / М.В. Зотов, В.М. Петрукович, А.О. Иванов // Материалы научно-практической конференции «Использование новейших информационных технологий в мероприятиях по профессиональному психологическому отбору в ВС РФ». - М.: ГШ ВС РФ, 2003. - С. 119-120.

2. Зотов, М.В. Реализация психофизиологического подхода в оценке стрессоустойчивости / М.В. Зотов, В.М. Петрукович // Сборник научных трудов Всеросс. научн. конф. «Психофизиология профессиональной деятельности». - СПб.: ВМедА, 2004. - С. 96-97.

3. Ильин, Е.П. Психомоторная организация человека / Е.П. Ильин. - СПб: Питер, 2003. - 384 с.

4. Красильников, Г.Т. Опыт применения авторской методики определения стрессоустойчивости / Г.Т. Красильников, Э.А. Крачко, Ф.В. Мальчинский // Материалы IV Всерос. научно-практич. конф. (с иностранным участием). - Краснодар, 2013. - С. 332338.

5. Красильников, Г.Т. Экспериментальный информационный стресс в авторской методике определения стрессоустойчивости / Г.Т. Красильников, Э.А. Крачко, Ф.В. Мальчинский, М.Г. Мальцева // Матер^ Всеросс. научно-практич. конф. - Краснодар, филиал ВУНЦ ВВС «ВВА», 2014. - С. 124-131.

6. Крачко, Э.А. Диагностика стрессоустойчивости у кандидатов для поступления в лётный вуз / Э.А. Крачко, Г.Т. Красильников, Ф.В. Мальчинский // Материалы Всерос. научно-практ. конф. - Санкт-Петербург, 2013. - С. 76-78.

7. Петрукович, В.М. Оценка стрессоустойчивости на основе измерения свойств внимания / В.М. Петрукович, М.В. Зотов // Сборник научных трудов «Механизмы стресса в экстремальных условиях». - М.: ГНИИИВМ МО РФ, - 2004. - С.82-84.

8. Смирнов, Б.А. Психология деятельности в экстремальных ситуациях / Б.А. Смирнов, Е.В. Долгопо-лова. - X.: Изд-во Гуманитарный Центр, 2007. -276 с.

9. Украинцева, Ю.В. Метод оценки стрессоустойчивости и склонности к активному либо пассивному преодолению стрессогенной ситуации / Ю.В. Укра-инцева // Сборник научных трудов «Механизмы стресса в экстремальных условиях». - М.: ГНИИИВМ МО РФ, 2004. - С. 88-90.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.