Научная статья на тему 'В ЛЁТЧИЦЫ - ЛУЧШИХ АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ КАНДИДАТОВ ЖЕНСКОГО ПОЛА, ПОСТУПИВШИХ В ВОЕННОЕ ЛЁТНОЕ УЧИЛИЩЕ'

В ЛЁТЧИЦЫ - ЛУЧШИХ АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ КАНДИДАТОВ ЖЕНСКОГО ПОЛА, ПОСТУПИВШИХ В ВОЕННОЕ ЛЁТНОЕ УЧИЛИЩЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
93
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННОЕ ЛЁТНОЕ УЧИЛИЩЕ / АБИТУРИЕНТЫ-ДЕВУШКИ / КАНДИДАТЫ НА ПОСТУПЛЕНИЕ ЖЕНСКОГО ПОЛА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Крачко Эльвира Адисовна, Красильников Геннадий Тимофеевич, Мальчинский Федор Валентинович

В статье даётся сравнительный анализ показателей профессионально важных качеств, полученных в процессе профессионального психологического отбора в двух выборках кандидатов женского пола, поступавших в Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков в 2017-2019 гг.: зачисленных и не зачисленных на обучение. Отбор проводился с использованием тех же рекомендованных нормативными документами программ методик, по которым осуществлялся отбор абитуриентов мужского пола

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Крачко Эльвира Адисовна, Красильников Геннадий Тимофеевич, Мальчинский Федор Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IN THE PILOTS - THE BEST ANALYSIS OF PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES OF FEMALE CANDIDATES WHO ENTERED THE MILITARY FLIGHT SCHOOL

The article provides a comparative analysis of indicators of professionally important qualities obtained in the process of professional psychological selection in two samples of candidates who entered the Krasnodar Higher Military Aviation School of Pilots in 2017-2019: enrolled and not enrolled in training. The selection was carried out using the same methods recommended by the regulatory documents of the programs, according to which the selection of male applicants was carried out

Текст научной работы на тему «В ЛЁТЧИЦЫ - ЛУЧШИХ АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ КАНДИДАТОВ ЖЕНСКОГО ПОЛА, ПОСТУПИВШИХ В ВОЕННОЕ ЛЁТНОЕ УЧИЛИЩЕ»

Э.А. КРАЧКО, Г.Т. КРАСИЛЬНИКОВ, Ф.В. МАЛЬЧИНСКИЙ

E.A. KRACHKO, G.T. KRASILNIKOV, F.V. MALCHINSKY

В ЛЁТЧИЦЫ - ЛУЧШИХ

IN THE PILOTS - THE BEST

АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ КАНДИДАТОВ ЖЕНСКОГО ПОЛА, ПОСТУПИВШИХ В ВОЕННОЕ ЛЁТНОЕ УЧИЛИЩЕ

ANALYSIS OF PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES OF FEMALE CANDIDATES WHO ENTERED THE MILITARY FLIGHT SCHOOL

Сведения об авторах: Крачко Эльвира Адисовна - научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории психофизиологических проблем профессиональной подготовки лётного состава научно-исследовательского отдела Краснодарского высшего военного авиационного училища лётчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова, кандидат медицинских наук (г. Краснодар. E-mail: elvira. krachko@yandex. ru);

Красильников Геннадий Тимофеевич - старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела (профессионального психологического отбора и профессионального психологического сопровождения обучения летного состава) Краснодарского высшего военного авиационного училища лётчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова, доктор медицинских наук, профессор (г. Краснодар. E-mail: gennadykras@mail. ru);

Мальчинский Фёдор Валентинович - начальник научно-исследовательского отдела (профессионального психологического отбора и профессионального психологического сопровождения обучения лётного состава) Краснодарского высшего военного авиационного училища лётчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова, кандидат психологических наук (г. Краснодар. E-mail: nil.pfl@yandex. ru).

Аннотация. В статье даётся сравнительный анализ показателей профессионально важных качеств, полученных в процессе профессионального психологического отбора в двух выборках кандидатов женского пола, поступавших в Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков в 2017-2019 гг.: зачисленных и не зачисленных на обучение. Отбор проводился с использованием тех же рекомендованных нормативными документами программ методик, по которым осуществлялся отбор абитуриентов мужского пола.

Ключевые слова: военное лётное училище, абитуриенты-девушки, кандидаты женского пола на поступление.

Information about the authors: Elvira Krachko - Researcher of the research laboratory of psychophysiological problems of professional training of flight personnel of the research department of the Krasnodar Higher Military Aviation School of Pilots named after Hero of the Soviet Union A. K. Serov, Candidate of Medical Sciences (Krasnodar. E-mail: elvira. krachko@yandex. ru);

Gennady Krasilnikov - Senior researcher of the research department (professional psychological selection and professional psychological support of flight personnel training) of the Krasnodar Higher Military Aviation School of Pilots named after Hero of the Soviet Union A. K. Serov, Doctor of Medical Sciences, Professor ( Krasnodar. E-mail: gennadykras@mail. ru);

Fedor Malchinsky - Head of the Research Department (professional psychological selection and professional psychological support of flight personnel training) Krasnodar Higher Military Aviation School of Pilots named after Hero of the Soviet Union A. K. Serov, Candidate of Psychological Sciences (Krasnodar. E-mail: nil. pfl@yandex. ru).

Summary. The article provides a comparative analysis of indicators of professionally important qualities obtained in the process of professional psychological selection in two samples of candidates who entered the Krasnodar Higher Military Aviation School of Pilots in 2017-2019: enrolled and not enrolled in training. The selection was carried out using the same methods recommended by the regulatory documents of the programs, according to which the selection of male applicants was carried out.

Keywords: military flight school, female applicants, female candidates.

В последние десятилетия отмечается устойчивая тенденция феминизации Вооружённых Сил как в РФ, так и в других странах мира. Не установлено научно обоснованных ограничений для овладения и успешного осуществления женщинами большинства экстремальных, военных и лётных специальностей. В соответствии с решением МО РФ с 1 октября 2017 г. в Краснодарском высшем военном авиационном училище лётчиков (КВВАУЛ) организована подготовка курсантов по лётным специальностям из числа граждан женского пола. Профессиональный психологический отбор (ППО) в училище кандидатов-девушек осуществляется с использованием того же комплекса методов и методик, что и для отбора кандидатов-юношей. Следовательно, к оценке психологических и психофизиологических качеств у кандидатов женского пола предъявляются такие же требования, что и к кандидатам мужского пола, поскольку нормативы были разработаны для контингента мужского пола.

Поэтому проведён анализ показателей профессионально важных качеств у кандидатов женского пола, выявленных в процессе прохождения ими ППО при поступлении в Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков в 2017-2019 гг. За данное время в лётное училище поступало 222 абитуриента женского пола, из них процедуру ППО проходило 194 человека: в 2017 году - 113 кандидатов, в 2018 г. - 32, в 2019 году - 49 человек. Программа ППО предусматривает оценку личностных, интеллектуальных и психофизиологических ПВК.

В представленной ниже таблице 1 показано распределение по годам набора и по категориям профессиональной пригодности в выборках зачисленных и отчисленных абитуриентов женского пола.

Как представлено в таблице 1, методики программы ППО позволили выделить непригодных к лётному обучению во всех анализируемых годах набора: в 2017 году - 23 человека (20,4%),

в 2018 году - 6 человек (18,8%), в 2019 году - 8 человек (16,3%), что в процентном отношении практически приближено к нормальному распределению. Анализ показателей оценки по I категории профессиональной пригодности показывает, что в первом наборе кандидатов женского пола в 2017 году не было ни одного абитуриента, в 2018 и 2019 годах количество таких абитуриентов - 6 человек, но половина из них поступала в лётное училище повторно. Возможно, это связано с современными тенденциями снижения уровня психологических, психофизиологических характеристик в общей популяции.

В целях дальнейшего исследования психологических и психофизиологических особенностей кандидатов женского пола, поступавших в лётное училище в 2017-2019 гг., общая выборка (п=194) была разделена на две группы: пригодных к лётному обучению (поступивших) - 46 человек и выборку непригодных к лётному обучению (непоступив-

Таблица 1

Результаты ППО по категориям профпригодности абитуриентов

из числа граждан женского пола

о ~ С £ 2017 г. 2018 г. 2019 г.

с о к ° 1 ^ £ "= ® ^ н < га s ^ Прошедших ППО Зачислено % Не зачислено % Прошедших ППО Зачислено % Не зачислено % Прошедших ППО Зачислено % Не зачислено %

I 0 0 0 0 0 2 2 13,3 0 0 4 3 20 1 2,9

II 26 10 62,5 16 16,5 9 7 46,7 2 11,8 11 7 46,7 4 11,8

III 64 6 37,5 58 59,8 15 6 40 9 52,9 26 5 33,3 21 61,8

IV 23 0 0 23 23,7 6 0 0 6 35,3 8 0 0 8 23,5

Всего: 113 16 97 32 15 17 49 15 34

Таблица 2

Особенности личности абитуриентов женского пола, поступавших в авиационное училище в 2017-2019 гг., по методике 16-ФЛО (форма А), х±1

Наименование методики обследования, ед. изм. Поступившие, п=46 Непоступившие, п=148

16-факторный личностный опросник Р. Кэттелла, усл.ед. А Общительность-замкнутость 12,72±0,87 12,69±0,95

В Абстрактное мышление-конкретное мышление 9,20±1,61* 8,24±0,30

С Эмоциональная стабильность-неустойчивость 23,54±0,59* 22,55±0,46

Е Доминантность-подчиненность 12,59±0,96 12,76±0,43

Р Экспрессивность-сдержанность 12,96±1,01 13,04±0,51

б Нормативность поведения 16,93±0,7* 16,11±0,36

Н Смелость-робость 20,98±0,88 20,34±0,56

I Чувствительность-жестокость 6,5±0,92 6,92±0,51

1 Подозрительность-доверчивость 5,15±0,92 5,77±0,45

М Мечтательность-практичность 10,78±0,86 10,41 ±0,50

N Проницательность-наивность 10,98±0,9 10,97±0,45

О Тревожность-спокойствие 4,78±0,81* 5,84±0,58

01 Радикализм-консерватизм 8,11±0,9 7,64±0,45

02 Самостоятельность-социабельность 8,54±0,99 8,27±0,44

0з Самоконтроль-импульсивность 17,43±0,78 16,72±0,43

04 Собранность-расслабленность 2,83±0,73* 3,89±0,53

Примечание: * - различия достоверны при р<0,05

ших) - 148 человек. В двух обозначенных выборках проводился анализ результатов психологических и психофизиологических методик исследования, характеризующих личностные, интеллектуальные и психофизиологические (операторские) ПВК, что отражено в таблицах 2-7.

Данные, приведённые в таблице 2, характеризуют психологические особенности личности абитуриентов женского пола авиационного училища.

Из приведённых в таблице 2 данных следует, что абитуриенты, поступившие для обучения в 2017-2019 гг., достоверно (р<0,05) отличаются от непоступивших по шкалам В, С, G, О, Q4 16-факторно-го личностного опросника Р. Кэт-телла. Приведённые показатели свидетельствуют о большем развитии абстрактного мышления, лучших показателях эмоциональной устойчивости, нормативности поведения, спокойствия, собранности абитуриентов, поступивших на

обучение, по сравнению с непоступившими.

Поступившие в авиационное училище, согласно данным таблицы 3, обладают большей по сравнению с непоступившими абитуриентами нервно-психической устойчивостью (Шкала «Поведенческая регуляция»), лучшими коммуникативными качествами и в целом обладают большим потенциалом социально-психологической адаптации к условиям военно-профессиональной деятельности.

Таблица 3

Особенности социально-психологической адаптации абитуриентов женского пола, поступавших в авиационное училище в 2017-2019 гг., по методике МЛО «Адаптивность», х±1

Наименование методики обследования, ед. изм. Поступившие, п=46 Непоступившие, п=148

Личностный адаптационный потенциал 14,96±1,82* 17,52±1,35

с с а о О Поведенческая регуляция 4,89±0,84* 6,29±0,76

Коммуникативные качества 5,53±0,75* 6,46±0,49

г Моральная нормативность 4,53±0,24 4,80±0,38

Суицидальный риск 0,51±0,19 0,57±0,16

Примечание: * - различия достоверны при р<0,05

Из представленных в таблице 4 особенностей показателей военно-профессиональной мотивации в двух исследуемых группах видно, что зачисленные абитуриенты не отличаются от отчисленных как по показателям отдельных шкал, так и по итоговому показателю методики «ВПМ». Это очевидно указывает на то, что методика «ВПМ» не является эффективной в отношении разделения поступающих в лётное училище абитуриентов женского пола на пригодных и непригодных. В связи с этим, при дальнейшем усовершенствовании методов и методик ППО в ВВАУЛ планируется исключить данную методику ВПМ из тестовых батарей.

Сравнительный анализ характеристик интеллектуального развития в двух выборках, представленных в таблице 5, показывает, что у кандидатов женского пола, поступивших на обучение в лётное училище, оказываются более развитыми пространственное, вербально-логическое и абстрактное мышление, память, характеристики распределения и переключения внимания. Они допускают меньшее количество ошибок (более точны) и быстрее справляются (темп психических

процессов) с выполнением тестовых заданий.

Методика «Интеллектуальная лабильность» используется для оценки восприятия, внимания, кратковременной памяти, а также с целью прогноза успешности в военно-профессиональном обучении, освоении нового вида деятельности. Методика «Численно-буквенные сочетания» позволяет оценить свойства внимания, скорость центральной переработки информации, процесса принятия и исполнения решений. По этим методикам ППО получены достоверные различия (р<0,05) в двух группах абитуриентов (см. таблицу 5), характеризующих зачисленных, как более способных к освоению нового вида деятельности с более развитыми свойствами восприятия, внимания, кратковременной памяти, имеющими выше показатели скорости переработки информации, принятия и исполнения решений.

Как следует из отображённых в таблице 6 данных результатов методики, оценивающей сенсо-моторные способности (реакции), для обучения в лётном училище выбраны курсанты женского пола с наилучшими показателями выработки и перестройки сенсо-

моторного навыка, помехоустойчивости в условиях ситуации, моделирующей операторскую деятельность.

К важным профессиональным психофизиологическим качествам, обусловливающим успешность обучения и профессиональную деятельность военного лётчика, относится стрессоустойчивость.

Отражённые в таблице 7 результаты применения методики оценки стрессоустойчивости показывают, что в группе поступивших показатели стрессоустойчивости достоверно выше (р<0,05), чем у непоступивших абитуриентов женского пола.

Таким образом, проведённый анализ результатов мероприятий ППО показывает, что из общего контингента абитуриентов ВВАУЛ женского пола выбраны такие кандидаты, у которых есть необходимые для обучения лётной профессиональной деятельности соответствующие профессионально важные качества:

- личностные - больший по сравнению с непоступившими самоконтроль, собранность, выше моральная нормативность, наилучшие коммуникативные способности и способности к социально-психологической адаптации в сложных

Таблица 4

Особенности военно-профессиональной мотивации абитуриентов женского пола,

поступавших в авиационное училище в 2017-2019 гг., по методике «Военно-профессиональная мотивация», х±1

Наименование методики обследования, ед. изм. Поступившие, п=46 Непоступившие, п=148

I «мировоззрение» 41,65±1,88 41,85±0,97

II «широта интересов» 38,83±2,01 38,19±1,02

III «жизненные цели» 19,22±1,02 19,24±0,54

IV «стремление к достижениям» 18,33±0,96 17,97±0,60

с с V «уравновешенность эмоций» 36,78±2,34 36,34±1,24

о VI «модальность эмоций» 20,0±0,95 20,31 ±0,49

с со VII «полноценность влечений» 18,04±0,96 18,93±0,62

VIII «полноценность саморегуляции влечений» 38,26±1,99 37,39±1,04

IX «военная доминанта (общая)» 18,76±1,12 18,9±0,77

X «военная доминанта (специальная)» 19,41±1,11 19,39±0,57

Итоговый показатель, ВПМ 269,3±12,62 268,5±6,41

Таблица 5

Интеллектуальные характеристики абитуриентов женского пола, поступавших в военное авиационное образовательное учреждение в 2017-2019 гг., х±1

Наименование методики обследования, ед. изм. Поступившие, п=46 Непоступившие, п=148

интегральная оценка ППО 0,67±0,05* 0,41 ±0,03

Гч О о пространственные способности 0,74±0,06* 0,6±0,04

О П. и а < ф оценка функции внимания 0,22±0,07* 0,09±0,02

вербально-логическое мышление 0,69±0,03* 0,36±0,02

^ 5 5 * н га з счётно-математические способности 0,68±0,06* 0,39±0,04

оценка памяти 0,35±0,08* 0,15±0,02

а * о темп психических процессов 0,85±0,02* 0,79±0,02

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

с точность решения тестовых задач 0,70±0,05* 0,46±0,04

Интеллектуальная лабильность 30,6±1,05* 27,4±0,94

Численно-буквенные быстрый темп 43,1±1,99* 36,6±1,49

сочетания, балл медленный темп 32,7±1,79* 27,8±1,26

Примечание: * - различия достоверны при р<0,05

Таблица 6

Психофизиологические характеристики абитуриентов женского пола, поступавших в военное авиационное училище в 2017-2019 гг., х±1

Наименование методики обследования, ед. изм. Поступившие, п=46 Непоступившие, п=148

Сенсомоторные реакции, балл Выработка навыка 4,73±0,23* 4,43±0,15

Помехоустойчивость 3,97±0,26* 3,68±0,14

Перестройка навыка 3,12±0,29* 2,65±0,18

Примечание: * - различия достоверны при р<0,05

Таблица 7

Психофизиологические характеристики абитуриентов женского пола, поступавших в военное авиационное училище в 2017-2019 гг., х±1

Наименование методики обследования, ед. изм. Поступившие, п=46 Непоступившие, п=148

Показатель стрессоустойчивости, балл 3,30±0,18* 2,74±0,12

Примечание: * - различия достоверны при р<0,05

и напряжённых условиях военного труда;

- интеллектуальные - более развитое пространственное, вер-бально-логическое и абстрактное мышление, память, характеристики распределения и переключения внимания, точность и безошибочность при выполнении тестовых заданий, выше скорость центральной переработки информации, процесса принятия и исполнения решений;

- психофизиологические - выше показатели нервно-психической устойчивости (стрессоустойчиво-

сти), необходимые способности к достаточно быстрой выработке, перестройке сенсомоторных навыков и помехоустойчивости.

Профессиографические требования к современному военному лётчику неуклонно повышаются в связи с совершенствованием авиационной техники, появлением более агрессивных факторов лётного труда, находящихся на грани адаптационных, психофизиологических возможностей лётного специалиста. И они не предусматривают снижения критериев оценки професси-

онально важных качеств в связи с особенностями женского пола. Полученные результаты позволяют сформулировать вывод о необходимости совершенствования методов и методик профессионального психологического отбора кандидатов женского пола, поступающих в военное авиационное училище лётчиков. Однако при этом следует ориентироваться по максиму: существуют женские модели велосипедов, есть женские модели автомобилей, но не может быть женской модели военного самолёта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.