Научная статья на тему 'СЕМЬЯ В ЦИФРОВОМ МИРЕ'

СЕМЬЯ В ЦИФРОВОМ МИРЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
196
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ / ПСИХИЧЕСКИЙ ОНТОГЕНЕЗ / АДДИКТИВНАЯ ЛИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Машкова И.Ю.

В статье обсуждается проблема трансформации семьи как условия психического развития ребенка в эпоху цифровизации и специфические риски формирования аддиктивной личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FAMILY IN THE DIGITAL WORLD

The article presents the problem of family transformation as a condition for a child’s mental development in the era of digitalization. Specific risks of forming an addictive personality are presented.

Текст научной работы на тему «СЕМЬЯ В ЦИФРОВОМ МИРЕ»

Теологический вестник Смоленской Православной Духовной Семинарии. 2020. С. 77-82

УДК 159.922.1 Машкова Ирина Юрьевна, Смоленский государственный медицинский университет

Семья в цифровом мире

При грантовой поддержке РФФИ и Администрации Смоленской области на реализацию научного проекта №19-413-670004 р_а «Семейная профилактика аддиктивного поведения у детей с нарушениями психического развития на основе нейропсихологического подхода».

Ключевые слова: психология семьи; психический онтогенез; аддиктивная личность.

В статье обсуждается проблема трансформации семьи как условия психического развития ребенка в эпоху цифровизации и специфические риски формирования аддиктивной личности.

Семья является важнейшим условием развития личности. В мире цифровых технологий институт семьи проходит очередную проверку на прочность. Компьютерные средства стали сегодня не только техническими помощниками, источниками информации, но и агентами аддикции (А.Е. Войскунский; Д.И. Воронов; А.Ю. Егоров; А.В. Котляров; Н.А. Кузнецова; В.А. Лоскутова; Ю.Н. Мураткина, Л.Н. Юрьева; I. Goldberg; M.D. Griffiths; E. Hirsch, R.C. Rodgers; K.S. Young,). В этой связи необходимо изучение трансформаций семьи в цифровую эпоху. Обеспокоенность вызывает и ранее приобщение детей к гаджетам, злоупотребление в их использовании, которое влечет за собой нарушение динамики созревания психических процессов. Согласно данным доклада ЮНИСЕФ «Дети в цифровом мире» 2017 года, возраст начала приобщения к Интернету продолжает снижаться. Эти процессы определяют актуальность исследования.

Цель исследования: выявление изменений семьи как системы и социальной ситуации развития личности в условиях цифровизации общества, приводящих к нарушениям психического развития и формированию аддиктивной личности.

Теоретическая основа исследования — психодинамическая теория аддиктивной личности (Wurmser L.), системно-деятельностный (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.Л. Венгер), системный семейный (М. Боуэн, А.Я. Варга, Э.Г. Эйдемиллер, С.А. Кулаков) и нейропсихологический подход (А.Р. Лурия и др.), представление об уровнях построения движения в онтогенезе человека Н.А. Бернштейна.

При изучении закономерностей психического развития Л.С. Выготским [4] был намечен синдромальный подход, который получил продолжение в работах Д.Б. Эль-конина, А.Л. Венгера [3, 8]. Первичное ядро синдрома тесно связано с анатомо-фи-

зиологическим субстратом и определяет специфические симптомы первого порядка. Механизмы вторичного симптомообразования реализуются в социальной ситуации развития, которая, по мнению Л.С. Выготского, специфична для каждого возрастного периода развития и определяется местом и ролью ребенка в обществе. В дальнейшем была установлена связь ведущей деятельности ребенка и соответствующей возрасту социальной ситуации развития. На этой основе А.Л. Венгеру [3] удалось разработать концепцию возрастного развития индивидуальных психологических особенностей, которая помимо общевозрастной ведущей деятельности, рассматривала конкретные особенности деятельности данного ребенка. При этом из универсального понятия «социальная ситуация развития», характеризующего конкретные условия («соответствующая тому или иному возрасту», «вырабатывается в ходе исторического развития общества»), выделяется частное понятие — «межличностной ситуации развития». Это конкретная система отношений, «которые складываются у данного ребенка с окружающими его людьми (родителями, учителями, сверстниками)».

Межличностная ситуация развития определяется структурно-функциональной организацией семейной системы [2]. Если семейная система высоко функциональна, устойчива к стрессу, обладает достаточными ресурсами адаптации, то формирующаяся социальная семейная ситуация развития сглаживает первичные проявления дефекта и предотвращает вторичное патологическое симптомообразование в психическом развитии ребенка. Напротив, если первичные симптомы дизонтогенеза у ребенка значительно выражены, а семейная система недостаточно устойчива и не справляется со стрессом, то складывается неблагоприятная ситуация, растет тревога и напряжение в системе. Дисфункции в семье нарастают, создаются условия вторичного симптомообразования в структуре дефекта ребенка с нарушениями развития личности.

Условия социального окружения должны соответствовать потребностям развивающейся психики и в части структурно-функционального созревания мозговых структур. Изучая «смысловую структуру действия», Н.А. Бернштейн приходит к формуле: «Познание через движение и действие» [1]. Революционный для своего времени лозунг Н.А. Бернштейна был подхвачен А.Н. Леонтьевым, который писал: «Психика не просто проявляется в движении, в известном смысле движение формирует психику» [6]. Важнейшим компонентом теории Н.А. Бернштейна является представление об уровнях построения движения в онтогенезе человека, которое задает структуру уров-невой модели психики: тонус — синергия — пространство — предмет — смысл. Утрата полноценных условий двигательного развития ребенка в условиях цифровой среды несет риски не только для полноценного обеспечения моторики, но и обкрадывает развитие психики.

Коротко представим механизмы формирования аддиктивной личности с учетом биологических и социально-психологических факторов риска развития цифровой аддикции.

Генетически детерминированные и врожденные факторы предопределяют общую функциональную незрелость и дисгармоничность в развитии психических процессов. Развивается когнитивная неготовность переработки входящего потока информации. Чрезмерное и преждевременное экранное воздействие вызывает неравномерную стимуляцию отдельных зон коры головного мозга. Это ведет к нарушению динамики системного построения высших психических функций (ВПФ) в онтогенезе. В психодинамической концепции «аддиктивной личности» выделяется «фо-бическое ядро» (Wurmser L., 1974), непереносимость аффектов, первичная эмоциональная дефицитарность, для компенсации которой требуется постоянный контакт со значимым объектом. В нормальных условиях такими эмоционально значимыми объектами являются мать и отец, в эмоциональном общении с которыми ребенок усваивает (интериоризирует) их образы, которые становятся важнейшей основой формирования личности, представлений о мире и самом себе. В семьях с низким уровнем дифференциации, хаотическим характером системной организации и сим-биотическими связями много тревоги. В таких семьях родители не могут проявлять стабильность в поведении и выражении эмоций, что ведет к искажению межличностных и структурно-ролевых отношений. Психологические потребности ребенка не удовлетворяются, и он обращается к гаджетам для компенсации эмоционального дефицита. Техническое средство становится не только помощником, проводником информации о мире, но и занимает место важного эмоционального объекта в психологическом пространстве формирующейся личности.

Дальнейшее становление аддиктивной идентичности взаимосвязано с неорганизованностью, трудностями в следовании долгосрочным целям. Согласно результатам исследования Richaud, М.С. (2015), это может свидетельствовать о нарушениях формирования исполнительных психических функций (планирования и принятия решений). С точки зрения нейропсихологии, это объясняется незрелостью систем обеспечения функций программирования и контроля [7]. Условия семейной системы закрепляют аддиктивное синдромообразование. Коммуникации носят инструментальный характер, представляя собой инструкции к выполнению тех или иных действий. Неудовлетворенность близкими отношениями и эмоциональный дефицит нарастает. Уровень тревоги повышается. Эмоциональные потребности все чаще удовлетворяются посредством цифровой среды.

Компьютерная аддикция у младших школьников характеризуется следующими признаками: пристрастие к экранным гаджетам, которое выражается в стремлении использовать их в качестве способа получения удовольствия, снятия напряжения или предпочитаемой награды; наличие проблем адаптации, которые проявляются в эмоциональных, поведенческих или психосоматических симптомах; стойкие нарушения в одной из следующих сфер: коммуникации, обучение, социализация.

Нами проанализированы материалы 37 собственных случаев комплексного кли-нико-психологического консультирования семей, обратившихся в связи с проблемами поведения, развития и невротическими симптомами и признаками компьютер-

ной аддикции у детей младшего школьного возраста, реализованных с использованием case management в период с октября 2017 по октябрь 2020 года на базе Социально-психического центра ФГБОУ ВО «Смоленский государственный университет» и консультативного центра «Академия здоровья».

Реализация метода «управления случаем» осуществляется поэтапно: включение ребенка и семьи в систему междисциплинарной помощи, диагностика и обсуждение первичных гипотез, выработка окончательных гипотез и составление индивидуальной программы помощи, реализация междисциплинарной программы помощи, оценка результативности реализации программы, завершение или модификация сопровождения ребенка и его семьи [5]. Структура диагностической оценки кейса включает в себя оценку индивидуального развития на основе ведущей нейропсихо-логической модели (Ось 1), оценку социальной ситуации развития (Ось 2), идентификацию проблем, рисков, точек роста и системных ресурсов развития (Ось 3). Нейропсихологический диагноз интегрируется с имеющимися результатами клинической диагностики и оценкой индивидуальных особенностей социальной ситуации развития в условиях семейной системы.

Предварительный анализ результатов оценки индивидуального развития (Ось 1) младших школьников с признаками компьютерной аддикции выявил наличие однонаправленных нейропсихологических изменений у детей с аддиктивным поведением, которые ранее А.Р. Лурия определил как квазипространственные. Квазипространственные нарушения сопряжены с психотерапевтическими проблемами формирования психологического и телесного «Я», границ и контактов и создают психофизиологическую основу «инфантильного невроза».

Диагностика социальной ситуации развития (Ось 2) включает в себя диагностику отношений в диаде «мать-ребенок» и оценку функционирования семейной системы в целом. Выявлены основные системные механизмы формирования и поддержания патологических паттернов: нарушение и тревога отделения в диаде «мать-ребенок», слабость или деструкция супружеской подсистемы, симбиотические вертикальные связи, недостаточность или нестабильность навыков формирующего воспитания, реактивный характер воспитательного воздействия. Можно говорить о дефицитарности и социальной уязвимости семьи в целом, в которой гаджет-коммуникации являются спонтанно выбираемом способом удовлетворения эмоциональных потребностей.

С учетом полученных в результате комплексного обследования данных формулируется системная гипотеза о взаимовлиянии, проблемах, ресурсах и точках роста развития ребенка в условиях семейной системы «Идентифицированный симптом» ребенка (Ось 3) выступает устойчивым способом поддержания семейной структуры. Необходимо отметить, что формирование паттернов аддиктивного поведения (компьютерная или экранная аддикция) в большинстве случаев находились в зоне «слепого пятна» членов семьи вследствие отрицания.

Стратегия профилактики направлена на расширение индивидуальной и семейной функциональности в сфере удовлетворения эмоциональных потребностей, по-

вышении устойчивости к фрустрации, формировании осознанности и дифференциации. Это достигается путем индивидуального нейропсихологического развития и коррекции (которая частично реализуется с привлечением членов семьи), создания условий для развития интегративных психических функций (развитие навыков целенаправленной деятельности и самоконтроля, организация времени и пространства), оптимизации условий развития ребенка, развития социальных навыков и навыков выражения чувств, поддержания информационной безопасности и повышении коммуникативной эффективности, структурирования семейной системы путем восстановления баланса и иерархии, преодоления тревоги отделения в диаде «мать-ребенок» и выработке функциональной автономии.

Таким образом, цифровые трансформации семьи можно представить следующим образом: перестройка коммуникаций, повышение эмоциональной роли гаджетов в семье, изменение структурно-ролевых отношений и семейной иерархии на основе степени доступности информационных технологий. В этих условиях меняется межличностная ситуация развития ребенка и происходит изменение ведущий деятельности как важнейшего фактора психического онтогенеза. Формируются предпосылки аддиктивного развития личности и семейной системы.

В заключении стоит отметить, что важнейшим системным условием формирования любой аддикции является отрицание — нежелание принимать очевидную информацию, искажение и игнорирование проблемы. В настоящее время, когда общество столкнулось с глобальными рисками компьютеризации всех сторон жизни, отрицание проблемы цифровых аддикций может привести к их усугублению. Необходимо открытое обсуждение отмеченных тенденций, которое позволит осознать механизмы и научиться управлять рисками аддиктивного развития. Трансформации семьи в мире цифровых средств разнонаправлены. Ответственный профессиональный научно обоснованный подход к их пониманию определяется требованием времени.

Литература

1. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность / под ред. О. Г. Газенко; изд. подгот. И. М. Фейгенберг; редкол.: А. А. Баев (пред.) и др.; АН СССР. М.: Наука, 1990. 494. // Информационный центр «Библиотека имени К.Д. Ушинского» РАО [сайт]. http://elib.gnpbu.ru/text/ bernshteyn_fiziologiya-dvizheniy_1990 (дата обращения 04.11.2020)

2. Боуэн М. Теория семейных систем / под ред. К. Бейкер, А.Я. Варги. — М.: Когито-цент, 2005. 493 с.

3. Венгер А.Л. Структура психологического синдрома // Вопросы психологии. 1994. №4. С. 82-92.

4. Выготский Л.С. Психология./Л.С. Выготский. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.1008 с.

5. Ермолаева Е.Е. О ранней помощи детям и их семьям / Ермолаева Е.Е., Казьмин А.М., Мухамедрахимов Р.Ж., Самарина Л.В. // Аутизм и нарушения развития. 2017. Т 15. № 2. С. 4-18.

6. Леонтьев А.Н. Эволюция психики М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МО- ЭК», 1999.

7. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии: Учебное пособие / А.Р. Лурия. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 384 с.

8. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. М.: Педагогика, 1989. 560 с.

Mashkova Ir. Yu., Smolensk state medical University

Family in the digital world

Keywords: family psychology; mental ontogenesis; addictive personality.

The article presents the problem of family transformation as a condition for a child's mental development in the era of digitalization. Specific risks of forming an addictive personality are presented.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.