Научная статья на тему 'Психосоматический и психический дизонтогенез: сравнительный анализ'

Психосоматический и психический дизонтогенез: сравнительный анализ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
857
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОСОМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / PSYCHOSOMATIC DEVELOPMENT / ТЕЛЕСНОСТЬ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ ТЕЛЕСНОСТИ / BODILY SOCIALIZATION / ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЙ ОНТОГЕНЕЗ/ДИЗОНТОГЕНЕЗ / ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЙ СИМПТОМ/СИНДРОМ / ВНУТРЕННЯЯ КАРТИНА БОЛЕЗНИ / СОМАТИЧЕСКОЕ ЗАБОЛЕВАНИЕ / SOMATIC DISEASE / PSYCHOSOMATIC ONTOGENESIS / PSYCHOSOMATIC DYSONTOGENESIS / PSYCHOSOMATIC SYMPTOM / PSYCHOSOMATIC SYNDROME / MENTAL IMAGE OF ILLNESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Козачун В.Л.

Предлагается к рассмотрению представление об особом направлении психического развития психосоматическом. Психосоматическое развитие понимается как развитие телесности. Рассматриваются возможные механизмы, варианты и модели нарушений психосоматического развития (психосоматического дизонтогенеза). Проводится сравнительный анализ механизмов и вариантов психосоматического и психического дизонтогенеза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOSOMATIC AND PSYCHIC DYSONTOGENESIS: COMPARATIVE ANALYSIS

The specific psychosomatic direction of the psychic development is proposed to be overviewed. Psychosomatic development is being understood as the bodily development. The possible mechanisms, variants and models of psychosomatic dysontogenesis are overviewed. The comparative analysis of mechanisms and variants of psychosomatic and psychic dysontogenesis is carried out. It is concluded, that psychosomatic development is bodily development itself; psychosomatic (bodily) development has the same mechanisms, as psychic development cultural and historical developmental mechanisms; psychosomatic development, being understood in the context of the cultural and historical developmental conception, can be also distorted, abnormal (the notion of psychosomatic dysontogenesis). To reveal the specificity of abnormal psychosomatic development mechanisms, it is necessary to follow the logic of the normal bodily development (socialization): the abnormal psychosomatic development is always associated with the normal development. Psychosomatic ontogenesis runs in 2 plans: the external plan of the bodily socialization (cultural mediation) and the internal plan of the bodily psychologization (interiorization of the body as a mental image). The normal cultural psychological determination conditions the psychosomatic ontogenesis, and the disturbance of the cultural psychological determination conditions the psychosomatic dysontogenesis (psychosomatic symptom). The abnormal psychosomatic development, psychosomatic symptom can be detected on the any stage of the normal bodily development. Depending on the bodily development stage and phenomenon, being affected by the disturbance of psychosomatic development, all the phenomenology of the types of the psychosomatic (similarly to psychic) dysontogenesis can be found. There can be tracked the 2 ways of the psychosomatic symptom and syndrome formation: “the internal psychosomatic” way of disturbance of the bodily functions and phenomena socialization and “the external somatopsychic” way of the psychosomatic development in the conditions of the acquired somatic disease. Psychosomatic syndrome is understood as a complex, hierarchically structured system, which includes not only psychophisiological intrapsychic regulatory mechanisms, but as well the peculiarities of the social situation of bodily development, which determine the specificity of the psychosomatic symptom. Psychosomatic syndrome is not identical to the objective picture of the bodily disorder (inequality of the internal, mental and “external” images of the illness). The certain clinical disorder can be correlated with the several psychosomatic syndromes. One and the same clinical disorder in the different psychosomatic syndromes context acquires the psychological polysemi, as the different cultural, sign and symbolic mechanisms lay down in the basis of its pathogenesis. If the psychological sense of one and the same clinical symptom can be different, then the opportunities of the psychological correction and psychotherapy will be different, depending on the achieved level of the bodily cultural mediation, actual mechanisms of the symptom formation, specificity of the social situation of development in the situation of the disease and peculiarities of the mental image of illness of the concrete disease.

Текст научной работы на тему «Психосоматический и психический дизонтогенез: сравнительный анализ»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 2 (68). 2016. № 1. С. 109-120.

УДК 159.922:316.614

ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЙ И ПСИХИЧЕСКИЙ ДИЗОНТОГЕНЕЗ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Козачун В. Л.

Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского, Симферополь E-mail: vkozachun@mail.ru

Предлагается к рассмотрению представление об особом направлении психического развития -психосоматическом. Психосоматическое развитие понимается как развитие телесности. Рассматриваются возможные механизмы, варианты и модели нарушений психосоматического развития (психосоматического дизонтогенеза). Проводится сравнительный анализ механизмов и вариантов психосоматического и психического дизонтогенеза.

Ключевые слова: психосоматическое развитие, телесность, социализация телесности, психосоматический онтогенез/дизонтогенез, психосоматический симптом/синдром, соматическое заболевание, внутренняя картина болезни.

ВВЕДЕНИЕ

В контексте становления активно развивающейся отрасли научного психологического знания - психологии телесности (Тхостов А. Ш., Николаева В. В., Арина Г. А.) [1-3] - телесность человека как образ (само)сознания является закономерным результатом онто- и социогенеза личности, следовательно, как психосоматический феномен телесность сама по себе является феноменом психосоматической нормы. «Психосоматический феномен не тождественен психосоматическому симптому, он является следствием закономерной социализации телесности человека» [4, с. 53].

Психосоматическое развитие (развитие телесности) можно считать частью целостного психического развития, относящейся к сфере телесности. Как вектор целостного психического развития психосоматическое развитие (развитие телесности) должно протекать по тем же принципам и с учетом тех же закономерностей, что и психическое развитие. Следовательно, телесность есть феномен, психосоматическая функция, развивающийся по культурно-историческим принципам и закономерностям (Л. С. Выготский). В соответствии с этим подходом развитие телесности как психосоматической функции происходит аналогично развитию любой психической функции и заключается в преобразовании телесности

109

в универсальный символ и орудие. Телесность встраивается в общий ход психического развития как его необходимое условие и инструмент и аналогично любой психической функции приобретает знаково-символический характер, «культурную» форму [там же].

Таким образом, психосоматический феномен (телесность) есть закономерное следствие и проявление процесса социализации телесных функций в онтогенезе, обладающее определенными специфическими характеристиками. Как образ сознания он развивается и структурируется в процессе взаимоперехода, взаимодействия всех единиц сознания: смысла, значения, чувственной ткани (А. Н. Леонтьев) [5-6]; как феномен жизнедеятельности, как особая психосоматическая функция приобретает черты высших психических функций (развивается и функционирует в контексте социализации, социогенеза, является опосредованным, означенным, в ряде случаев даже произвольным). Психосоматический симптом же с этой точки зрения представляет собой воплощение смысла через систему значений в чувственной ткани [4].

При этом, подчиняясь логике культурно-исторического развития психики, психосоматическое развитие (телесности), вероятно, при определенных условиях может также искажаться, отклоняться от нормы, быть аномальным.

Целью данной работы является сравнительный анализ механизмов и вариантов психосоматического и психического дизонтогенеза.

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА

Итак, культурно-историческая концепция развития предоставляет возможность сравнения и различения психосоматического феномена и психосоматического симптома, которые оба являются результатом социализации телесности (психосоматического развития), однако при этом не тождественны друг другу.

В контексте культурно-исторической подхода развитие телесности представляется как процесс, сопряженный с общим ходом психического развития, и, следовательно, связанный не только с развитием организма и его физиологическими изменениями. Тело как феномен телесности (культурно-исторического психосоматического развития) должно рассматриваться как культурно преобразованное, включенное в определенный культурный и исторический контекст. Именно тело (телесные феномены) в процессе онтогенеза и социализации через усвоение (означивание) и порождение телесных знаков и расширение спектра телесных действий становится первым универсальным знаком и орудием человека [7-8]. Опосредование знаком изменяет структуру телесного опыта таким образом, что развитая телесность, представленная телесными действиями, ее когнитивными и смысловыми образованиями, приобретает черты высших психических функций: социальное происхождение, опосредованность, возможность произвольного контроля. Следовательно, искажение, деформация, неадекватная и недостаточная социализация телесных феноменов, механизмов их социально-психологической регуляции могут обусловливать аномальный путь психосоматического развития - психосоматический дизонтогенез [7].

110

Таким образом, культурно-историческая концепция развития психики предоставляет возможность оценки и понимания механизмов психосоматического развития (телесности) - не только нормального, но и аномального. При этом аномалии психосоматического развития, видимо, могут возникать на различных этапах социализации, психологического опосредования телесности, обусловливаться различными факторами, причинами, обстоятельствами.

Для понимания специфики и механизмов аномального психосоматического развития необходимо обратиться к логике нормального развития (социализации) телесности: аномальная линия психосоматического (по аналогии с психическим) развития, как утверждают основополагающие принципы отечественной школы Л. С. Выготского, А. Р. Лурия, Б. В. Зейгарник, всегда сопряжена, соотнесена с развитием нормальным, психосоматический симптом всегда «паразитирует» на закономерных, нормальных психосоматических новообразованиях, функциях, феноменах.

Итак, первичным носителем психосоматического феномена выступает диада «мать-дитя», в рамках которой все телесные действия являются совместными, разделенными между матерью и ребенком, а мать выполняет функцию означивания и наполнения смыслом потребностей и телесных действий ребенка. Следовательно, психосоматический феномен уже на самых ранних этапах онтогенеза существует одновременно в натуральном и символическом планах - телесные действия ребенка через их означивание, наделение смыслом соотносятся с его потребностями. И далее содержание и структура телесных действий ребенка определяются развитием системы значений и смыслов. На основании формирования системы значений (от наиболее простых форм, проявляющихся на языке сенсорной и эмоциональной модальностей, до более сложных, вербализуемых) начинает формироваться образ тела, приобретающий многообразие смысловых характеристик в контексте целостного «образа мира». Вероятно, преобразование смысловой стороны психосоматических феноменов определяется этапами развития смыслового компонента деятельности ребенка (смена ведущей деятельности). Так, коммуникация с матерью как самая первая ведущая деятельность является основой осмысления психосоматических феноменов: мать не только означивает (вербально и поведенчески) телесный феномен для ребенка, но и раскрывает своим эмоциональным реагированием смысл и ценность каждого телесного феномена -это этап абсолютного преобладания коммуникативного смысла над телесными симптомами [там же].

Далее, с возникновением у ребенка автономных, контролируемых, инструментальных телесных действий коммуникативный план телесности теряет свою актуальность, отходит на второй план, однако не исчезает совсем и в ситуации соматического заболевания может актуализироваться, в ряде случаев выступать в качестве основного механизма специфического психосоматического симптома -истерической конверсии (коммуникация на языке болезненного телесного состояния) [там же].

Для следующего этапа развития психосоматических феноменов характерно возникновение гностической (познавательной) активности, преобразующей

111

психосоматическую взаимосвязь: у ребенка появляется интерес к собственному телу, начинается поиск средств вербального и иного символического обозначения телесных переживаний. На этом этапе ребенок осваивает новый класс телесных действий - подражательных и имитирующих: подражает болеющим взрослым, неосознанно копирует характерные «семейные симптомы», способы и особенности эмоционального реагирования, стереотипы реагирования на боль, болезнь и т. п. Накопленные на этом периоде психосоматического развития значения, смыслы, телесные действия, стереотипы и паттерны реакций на те или иные эмоциональные или телесные события в дальнейшем, уже в более взрослом возрасте, могут вновь актуализироваться и ложиться в основу психосоматического симптомообразования, изменения смысловых и ценностных характеристик телесных переживаний [там же].

Следующий этап психосоматического развития связан с формированием способности к рефлексии, самосознания, накоплением значений и приобретением способности трансформировать устоявшиеся и создавать новые смыслы. Разделение соматического и психического Я инициирует внутренний диалог тела и телесных феноменов, порождающий новые жизненные смыслы. Дефицит рефлексивных психологических средств, затруднения в означении телесных переживаний (недостаточность накопленных значений) в дальнейшем могут приводить к развитию алекситимических черт личности, конверсионного способа психосоматического симптомообразования, ипохондрических черт личности [7, 9].

Кроме того, социализация телесности имеет свой развивающийся психофизиологический план: организменные системы при психологическом опосредовании могут трансформироваться, перестраиваться, образовывать новые психосоматические функциональные системы, включающие в себя, в том числе психологические механизмы регуляции. При этом становление психосоматических функциональных систем путем психологического опосредования различных организменных систем и функций протекает гетерохронно и в различной степени интенсивности: чем больше телесная функция имеет выходов в открытое поведение, тем она более культурно задана и более социальна, регламентирована социальными нормами, а следовательно, и более психологически опосредована. Наиболее яркими примерами здесь являются сексуальная и дыхательная телесные функции, реакция боли, на базе которых можно наблюдать широкий спектр основных и наиболее распространенных психосоматических расстройств [2, 7].

Таким образом, можно утверждать, что в норме культурная, психологическая детерминация обусловливает становление психосоматических функциональных систем, телесных реакций и действий - психосоматического онтогенеза (психосоматического феномена), а нарушение культурного психологического опосредования является основной причиной психосоматического дизонтогенеза (психосоматического симптома).

В целом с точки зрения культурно-исторической концепции развития психосоматический онтогенез разворачивается в 2-х планах: внешний план социализации (культурного опосредования) телесности и внутренний план психологизации тела (интериоризации телесности как образа). Интериоризация

112

телесности начинается уже на ранних этапах в диаде «мать-дитя», в которой мать выполняет функцию означивания и наделения смыслом потребностей и телесных действий ребенка - в данном случае через эмоциональную индикацию тех или иных телесных действий ребенка - через совместно-разделенную эмоцию, сопровождающую все этапы телесного развития ребенка. Показано, что в основе нормального развития лежит совместная радость, способствующая положительному закреплению психосоматических связей [10], в то время как замещение радости родительской тревогой может обуславливать различные психосоматические нарушения и дизонтогенез в целом. В итоге в процессе социализации и психологизации (интериоризации) телесности формируется «культурное тело», обладающее как внешним, так и внутренним планами существования: внешними социально-нормативными табуированием, подражанием, научением и в результате их формирования внутренними механизмами интрапсихической регуляции. Следовательно, феномены психосоматического (диз)онтогенеза возможно обнаружить уже там, где есть совместная положительная или отрицательная эмоция (радость, тревога и др.) [7].

Таким образом, аномальное психосоматическое развитие, психосоматический дизонтогенез, психосоматический симптом могут быть обнаружены на любой из стадий нормального развития телесности (по аналогии с психическим (диз)онтогенезом), будучи обусловлены определенными проблемами, отклонениями на соответствующем этапе психосоматического развития, во внешнем и внутреннем планах развития. При этом специфика линии дизонтогенеза и специфика психосоматического симптома будут определяться конкретными проблемами, связанными с конкретными психосоматическими функциями и феноменами на конкретных этапах развития телесности. В то же время практически возможен, вероятно, и обратный процесс обнаружения и наблюдения феноменов психосоматической нормы через феномены психосоматической патологии, которые, как было показано, всегда «паразитируют» на нормальном психосоматическом процессе.

В целом как нормальное, так и аномальное психосоматическое развитие ребенка, вероятно, протекают в соответствии с основными возрастными закономерностями и определяются индивидуальными особенностями ребенка, накопленным опытом телесных переживаний, социальной ситуацией развития. Рассмотрим в качестве возможного примера психосоматического (диз)онтогенеза центральные феномены развития телесности.

Образ собственного тела (формирующийся во внутреннем плане развития телесности), основывающийся на его восприятии и формировании системы представлений о нем, зависит от возраста, пола, уровня вербального интеллекта, опыта телесных переживаний, в т. ч. болезненного опыта, ребенка. С возрастом в восприятии собственного тела происходит постепенный переход от преобладания аффективных компонентов к доминированию когнитивных составляющих в восприятии собственного тела. Если в раннем детстве образ телесности опирался на совместно-разделенные родительские эмоции (аффективная сторона восприятия), то по мере взросления, появления способности к рефлексии формируется система

113

представлений о собственном теле (когнитивная сторона восприятия), дополняющая, изменяющая и развивающая образ телесности в сознании индивида: на уровне представлений происходит категориальное разделение эмоциональных и соматических феноменов, формируется категория целостного тела. Однако при неадекватной, недостаточной и несвоевременной сформированности аффективного компонента восприятия собственного тела у детей в условиях эмоционального отвержения или депривации могут обнаруживаться также и задержка, отклонения в формировании когнитивных представлений о собственном теле: недостаточная дифференцированность и интегрированность категориальных структур телесного опыта (неспособность или недостаточная способность к разделению эмоционального и соматического), повышенное значение болезни для ребенка, негативное отношение к собственному телу, неадекватный образ телесности в целом [7, 11]. Вероятно, справедливым будет предположение, что данный вариант психосоматического дизонтогенеза вполне соотносится с типом и спецификой задержанного психосоматического (по аналогии с психическим [12]) развития по линии психогенного происхождения.

Социализация телесных функций во внешнем плане развития телесности также может быть нарушена вследствие задержки процесса психологического опосредования в случае неадекватно построенной системы воспитания, эмоциональной, коммуникативной, социальной депривации, неблагоприятной социальной ситуации развития ребенка в целом, что также может соответствовать линии задержанного психосоматического развития психогенного генеза.

Образ интегрального телесного Я в целом, включающего в себя как социализацию телесных функций, так и интериоризацию образа собственного тела, соответственно, строится на целостной системе психологического опосредования: ценностного, смыслового, когнитивного. При нарушении детско-родительских отношений (симбиотическое либо отвергающее отношение к ребенку) могут искажаться отдельные либо все стороны психологического опосредования, весь ход психосоматического развития, как результат, может искажаться формируемый интегральный образ Я в целом [7, 13]. В таком случае психосоматического дизонтогенеза могут быть замечены типологические особенности как задержанного психосоматического развития, так и искаженного психосоматического (по аналогии с психическим [12]) развития.

Специфика эмоционального опыта - дифференцированность и спектр доступных эмоциональных реакций и переживаний, способы совладания с фрустрирующими ситуациями, приобретаемые в процессе взросления, играют немаловажную роль в психосоматическом онтогенезе. Показано, что существует специфический паттерн эмоционального реагирования у детей с различными видами психосоматических расстройств: повышенная тревожность, преобладание негативных переживаний в обыденных ситуациях, недостаточная дифференцированность эмоций позитивного и негативного спектра, повышенная чувствительность и высокая зависимость от эмоционального реагирования матери [7]. Вероятно, причины проблемы здесь также стоит искать в неадекватной и недостаточной сформированности аффективной составляющей восприятия

114

телесности вследствие эмоционального отвержения и депривации. В таком варианте нарушения развития телесности присутствуют характерные черты как задержанного психосоматического развития психогенного происхождения, так и дисгармонического психосоматического (по аналогии с психическим [12]) развития.

Внутренняя картина болезни (ВКБ) как образ сознания, являющийся частью интегрального образа телесности в сознании ребенка, по аналогии с образом телесности строится с опорой как на аффективные, так и на когнитивные составляющие. В раннем детском возрасте ВКБ строится преимущественно на эмоциональном переживании конкретных болезненных телесных ощущений и медицинских лечебных мероприятий и эмоционально-когнитивной оценке болезненного состояния ребенка взрослыми. К подростковому возрасту, по мере формирования самосознания и способности к рефлексии, развертывания системы значений и смыслов, ВКБ начинает все больше опираться на когнитивные представления, позволяющие оценить собственное самочувствие в категориях значений, определить потенциальную угрозу, которую несет заболевание физическому и социальному будущему, что уже в свою очередь определяет эмоциональное отношение к собственному заболеванию, личностный смысл [7, 14]. Очевидно, что чем более тяжелым, серьезным, социально значимым является заболевание, тем более развернутой, проработанной будет ВКБ. Соответственно, именно специфика болезни во многом определяет особенности формирования ВКБ и интегрального образа телесности в целом, искажая и деформируя его. Следовательно, любое тяжелое серьезное соматическое заболевание может рассматриваться как модель дефицитарного психосоматического (по аналогии с психическим [12]) развития.

Описанные специфические типы нарушений психосоматического развития (по аналогии с типологией нарушений психического развития), очевидно, не описывают все разнообразие и полноту психосоматического дизонтогенеза, однако все же позволяют проследить основные возможные пути психосоматического симптомо- и синдромообразования.

В первую очередь достаточно широкий спектр психосоматических расстройств может быть связан с искажением процесса социализации телесных функций и интериоризации телесности в детстве вследствие нарушения культурного и знаково-символического опосредования феноменов телесности. Как было показано выше, причинность таких отклонений лежит, как правило, в раннем детстве, в нарушении детско-родительских отношений.

Иной путь психосоматического симптомообразования обнаруживает себя в ситуации более или менее серьезного соматического заболевания, создающего особую социальную ситуацию развития. Ситуация болезни (социальная ситуация развития в условиях болезни) будет побуждать индивида к проявлению особой психосоматической активности, фокусируя на себе внимание и инициируя возникновение специфической познавательной деятельности нозогнозии, в результате которой формируются специфические психосоматические новообразования - феномен самочувствия, изменившийся образ тела, внутренняя картина болезни [7, 9]. При этом степень психосоматического нарушения,

115

возможности приспособления, совладания и компенсации болезненного состояния будут зависеть как от личностных характеристик, механизмов саморегуляции и достигнутого уровня социализации и психологизации телесности, так и от особенностей социальной ситуации развития в условиях специфического заболевания и ВКБ конкретного заболевания. В случае хронического соматического заболевания основной симптом непременно включается в социальную ситуацию развития больного. В зависимости от своего места в структуре социальной ситуации развития и соотношения со смысловой системой личности, симптом приобретает такие синдромообразующие характеристики, как ценность, условная выгода либо нежелательность, преградность смысла симптома [2, 7].

Итак, прослеживаются 2 основных пути психосоматического симптомо- и синдромообразования: «внутренний психосоматогенный» путь нарушения социализации и психологического опосредования телесных функций и феноменов и «внешний соматопсихогенный» путь психосоматического развития в условиях соматического заболевания (здесь, вероятно, может быть уместной грубая аналогия с принятой в клинической психиатрии типологией, соответственно, функциональных и органических психических нарушений).

Таким образом, психосоматический синдром представляет собой сложную, иерархически структурированную систему, включающую не только психофизиологические, интрапсихические регуляторные механизмы, но и особенности социальной ситуации развития телесности, определяющие специфику психосоматического симптома. Различное содержание психологических факторов психосоматического симптомообразования в зависимости достигнутого уровня опосредования телесности предполагает нетождественность психосоматического синдрома объективной картине телесного расстройства (нетождественность внутренней и «внешней» картин болезни). Одному и тому же конкретному клиническому расстройству могут соответствовать несколько психосоматических синдромов. Одно и то же клиническое расстройство в контекстах разных психосоматических синдромов приобретает психологическую многозначность, поскольку в основу его патогенеза ложатся различные культурные, знаково-символические механизмы. Следовательно, так как психологический смысл одного и того же клинического симптома может быть различен и разнообразен, то и возможности психологической коррекции и психотерапии его будут различаться в зависимости как от достигнутого уровня опосредования телесности, актуальных ведущих механизмов симптомообразования, так и от специфики социальной ситуации развития в условиях болезни и особенностей ВКБ конкретного заболевания.

ВЫВОДЫ

1. Телесность есть феномен психосоматического развития, по сути, психосоматическое развитие есть развитие телесности.

116

2. Психосоматическое развитие (телесности) протекает по тем же законам, что и психическое развитие, в соответствии с культурно-историческими механизмами развития.

3. Психосоматическое развитие, подчиняясь логике культурно-исторического развития, также может при определенных условиях искажаться, отклоняться от нормы, быть аномальным (понятие психосоматического дизонтогенеза).

4. Для понимания специфики и механизмов аномального психосоматического развития необходимо обратиться к логике нормального развития (социализации) телесности: аномальная линия психосоматического развития всегда соотнесена с развитием нормальным.

5. Психосоматический онтогенез разворачивается в двух планах: внешний план социализации (культурного опосредования) телесности и внутренний план психологизации тела (интериоризации телесности как образа).

6. В норме культурная, психологическая детерминация обусловливает психосоматический онтогенез, а нарушение культурного психологического опосредования является основной причиной психосоматического дизонтогенеза (психосоматического симптома).

7. Аномальное психосоматическое развитие, психосоматический симптом могут быть обнаружены на любой из стадий нормального развития телесности.

8. В зависимости от стадии и феномена развития телесности, с которыми сопряжены нарушения психосоматического развития, может быть прослежена вся феноменология типов психосоматического (по аналогии с психическим) дизонтогенеза.

9. Прослеживаются два пути психосоматического симптомо- и синдромообразования: «внутренний психосоматогенный» путь нарушения социализации и психологического опосредования телесных функций и феноменов; «внешний соматопсихогенный» путь психосоматического развития в условиях приобретенного соматического заболевания.

10. Психосоматический синдром есть сложная, иерархически структурированная система, включающая не только психофизиологические, интрапсихические регуляторные механизмы, но и особенности социальной ситуации развития телесности, определяющие специфику психосоматического симптома.

11. Психосоматический синдром не тождественен объективной картине телесного расстройства (нетождественность внутренней и «внешней» картин болезни).

12. Конкретному клиническому расстройству могут соответствовать несколько психосоматических синдромов. Одно и то же клиническое расстройство в контекстах разных психосоматических синдромов приобретает психологическую многозначность, поскольку в основу его патогенеза ложатся различные культурные, знаково-символические механизмы.

13. Если психологический смысл одного и того же клинического симптома может быть различен, то и возможности психологической коррекции и психотерапии его будут различаться в зависимости как от достигнутого уровня

117

опосредования телесности, актуальных ведущих механизмов симптомообразования, так и от специфики социальной ситуации развития в условиях болезни и особенностей ВКБ конкретного заболевания.

Список литературы

1.Тхостов А. Ш. Интрацепция в структуре внутренней картины болезни / А. Ш. Тхостов // Автореферат дисс. ... докт. психол. наук. - Москва, 1991. - 36 с.

2. Тхостов А. Ш. Психология телесности / А. Ш. Тхостов. - М.: Смысл, 2002. - 287 с.

3.Тхостов А. Ш. Топология субъекта / А. Ш. Тхостов // Вестник Московского университета. - 1994. -№ 2-3.

4. Арина Г. А. Психосоматический симптом как феномен культуры / Г. А. Арина // Телесность человека: междисциплинарные исследования. - Москва, 1993. - С. 48-58.

5. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. - М.: Смысл, 2005. - 352 с.

6. Леонтьев А. Н. К психологии образа // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14: "Психология". - 1986. - № 3. -С. 72-76.

7. Николаева В. В. Клинико-психологические проблемы психологии телесности / В. В. Николаева, Г. А. Арина // Психологический журнал. - 2003. - № 1. - С. 119-126.

8. Тищенко П. Д. Герменевтика и здоровье / П. Д. Тищенко // Телесность человека: междисциплинарные исследования. - М., 1991. - С. 36-45.

9. Соколова Е. Т. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях / Соколова Е. Т., Николаева В. В. - М., 1995. - С. 9-26.

10. Антропов Ю. Ф. Психосоматические расстройства и патологические привычные действия у детей и подростков / Антропов Ю. Ф., Шевченко Ю. С. - М., 1999.

11. Мотовилин О. Г. Развитие представлений о собственном теле у детей в условиях семьи и интерната // Автореферат дисс. ... канд. психол. наук. - Москва, 2001.

12. Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений / В. В. Лебединский. - М.: Академия, 2003. - 144 с.

13. Эйдемиллер Э. Г. Семейная психотерапия / Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. - Л., 1990.

14. Николаева В. В. Тяжелобольной ребенок: штрихи к психологическому портрету / В. В. Николаева, Г. А. Арина // Школа здоровья. - 1995. - № 2. - С. 10-21.

UDC 159.922:316.614

PSYCHOSOMATIC AND PSYCHIC DYSONTOGENESIS: COMPARATIVE ANALYSIS Kozachun V. L.

V. I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Republic of Crimea, Russian Federation E-mail: vkozachun@mail.ru

The specific psychosomatic direction of the psychic development is proposed to be overviewed. Psychosomatic development is being understood as the bodily development. The possible mechanisms, variants and models of psychosomatic dysontogenesis are overviewed. The comparative analysis of mechanisms and variants of psychosomatic and psychic dysontogenesis is carried out. It is concluded, that psychosomatic development is

118

bodily development itself; psychosomatic (bodily) development has the same mechanisms, as psychic development - cultural and historical developmental mechanisms; psychosomatic development, being understood in the context of the cultural and historical developmental conception, can be also distorted, abnormal (the notion of psychosomatic dysontogenesis). To reveal the specificity of abnormal psychosomatic development mechanisms, it is necessary to follow the logic of the normal bodily development (socialization): the abnormal psychosomatic development is always associated with the normal development. Psychosomatic ontogenesis runs in 2 plans: the external plan of the bodily socialization (cultural mediation) and the internal plan of the bodily psychologization (interiorization of the body as a mental image). The normal cultural psychological determination conditions the psychosomatic ontogenesis, and the disturbance of the cultural psychological determination conditions the psychosomatic dysontogenesis (psychosomatic symptom). The abnormal psychosomatic development, psychosomatic symptom can be detected on the any stage of the normal bodily development. Depending on the bodily development stage and phenomenon, being affected by the disturbance of psychosomatic development, all the phenomenology of the types of the psychosomatic (similarly to psychic) dysontogenesis can be found. There can be tracked the 2 ways of the psychosomatic symptom and syndrome formation: "the internal psychosomatic" way of disturbance of the bodily functions and phenomena socialization and "the external somatopsychic" way of the psychosomatic development in the conditions of the acquired somatic disease. Psychosomatic syndrome is understood as a complex, hierarchically structured system, which includes not only psychophisiological intrapsychic regulatory mechanisms, but as well the peculiarities of the social situation of bodily development, which determine the specificity of the psychosomatic symptom. Psychosomatic syndrome is not identical to the objective picture of the bodily disorder (inequality of the internal, mental and "external" images of the illness). The certain clinical disorder can be correlated with the several psychosomatic syndromes. One and the same clinical disorder in the different psychosomatic syndromes context acquires the psychological polysemi, as the different cultural, sign and symbolic mechanisms lay down in the basis of its pathogenesis. If the psychological sense of one and the same clinical symptom can be different, then the opportunities of the psychological correction and psychotherapy will be different, depending on the achieved level of the bodily cultural mediation, actual mechanisms of the symptom formation, specificity of the social situation of development in the situation of the disease and peculiarities of the mental image of illness of the concrete disease.

Keywords: psychosomatic development, bodily socialization, psychosomatic ontogenesis, psychosomatic dysontogenesis, psychosomatic symptom, psychosomatic syndrome, somatic disease, mental image of illness.

References

1. Thostov A. Sh. Intraception in the structure of the internal picture of the disease / A. Sh. Tkhostov // Abstract of diss. ... Doct. Psychol. Sciences. - Moscow, 1991. - 36 p.

119

Ko3anyH B. H.

2. Tkhostov A. Sh. Psychology of corporeality / A. Sh. Tkhostov. - M .: Sense, 2002. - 287 p.

3. Tkhostov A. Sh. Topology of the Subject / A. Sh. Tkhostov // Bulletin of the Moscow University. - 1994. -№ 2-3.

4. Arina G. A. A psychosomatic symptom as a cultural phenomenon / G.A. Arina // Human corporeality: interdisciplinary research. - Moscow, 1993. - P. 48-58.

5. Leontiev A. N. Activity. Consciousness. Personality / AN Leontiev. - M .: Sense, 2005. - 352 p.

6. Leontiev A. N., "On the Psychology of the Image," Vestn. Moscow. University. Ser. 14: "Psychology" -1986. - No. 3. - P. 72-76.

7. Nikolaeva V. V. Clinical and psychological problems of psychology of corporeality / V. V. Nikolaeva, GA Arina // Psychological journal. - 2003. - No. 1. - P. 119-126.

8. Tischenko P. D. Germeneutics and health / P. D. Tishchenko // Human corporeality: interdisciplinary research. - M., 1991. - P. 36-45.

9. Sokolova E. T. Features of the personality in borderline disorders and somatic diseases / Sokolova E. T., Nikolaeva V. V. - M., 1995. - P. 9-26.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Antropov Yu. F. Psychosomatic disorders and pathological habitual actions in children and adolescents / Antropov Yu. F., Shevchenko Yu. S. - M., 1999.

11. Motovilin, OG Development of ideas about one's own body in children in conditions of family and boarding school // Abstract of Diss. ... cand. Psychol. Sciences. - Moscow, 2001.

12. Lebedinsky V. V. Violations of mental development in childhood: Proc. Allowance for stud. Psychol. Fact. Supreme. Training. Institutions / V. V. Lebedinsky. - Moscow: Academy, 2003. - 144 p.

13. Eidemiller E. G. Family psychotherapy / Eidemiller E. G., Yustitsky V. V. - L., 1990.

14. Nikolaeva V. V. Severely ill child: strokes to the psychological portrait / V. Nikolaeva, G. A. Arina // School of Health. - 1995. - № 2. - P. 10-21.

120

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.