Научная статья на тему 'СЕМЬЯ В ХРИСТИАНСКОЙ КУЛЬТУРЕ'

СЕМЬЯ В ХРИСТИАНСКОЙ КУЛЬТУРЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
904
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / ОБЩЕСТВО / ВОСПИТАНИЕ / КУЛЬТУРА / ПЕДАГОГИКА / ТРАДИЦИИ / ХРИСТИАНСТВО / ПРАВОСЛАВИЕ / КАЗАКИ / РОССИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Оганезов М.И.

В исследовании автор предпринимает попытку проанализировать институт и инструмент семьи в системе норм и ценностей христианства. Автор останавливается на вопросах христианских норм в отношении брачного союза между мужчиной и женщиной, воспитания детей и других аспектах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СЕМЬЯ В ХРИСТИАНСКОЙ КУЛЬТУРЕ»

деятельности Русской Православной Церкви со стороны представителей различных вероучений и этнических групп, сформировать понимание возможности и необходимости благожелательного межконфессионального и межэтнического взаимодействия для разрешения проблем, стоящих перед всем нашим обществом в целом, а также снять опасения по поводу разрушения традиционных народных культур в ходе миссионерской деятельности тех или иных конфессий. С этой целью следует проводить работу по ознакомлению с доктринальными и программными документами как Русской Православной Церкви, так и иных конфессий для более точного понимания их основополагающих принципов деятельности и движущих мотивов.

Список литературы:

1. Атлас религий и национальностей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sreda.org/arena (дата обращения: 29.09.2016).

2. Заявление Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о жизни и проблемах коренных малочисленных народов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/1401214. html (дата обращения: 11.10.2016).

3. Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/ 220922.html (дата обращения: 01.10.2016).

4. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/141422 (дата обращения: 01.10.2016).

СЕМЬЯ В ХРИСТИАНСКОЙ КУЛЬТУРЕ

© Оганезов М.И.1

Академия социально-общественных исследований и технологий, Великобритания, г. Лондон

В исследовании автор предпринимает попытку проанализировать институт и инструмент семьи в системе норм и ценностей христианства. Автор останавливается на вопросах христианских норм в отношении брачного союза между мужчиной и женщиной, воспитания детей и других аспектах.

Ключевые слова семья, общество, воспитание, культура, педагогика, традиции, христианство, православие, казаки, Россия.

Христианская культура, явившись вызовом всей римской культуре, не могло не затронуть и взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Ко-

1 Научный сотрудник.

нечно, евангельская проповедь не была направлена на подрыв социально-политического порядка и не задавалась целью изменить отношения между полами, и все же христианство радикально утверждало новые принципы взаимоотношений между мужчиной и женщиной.

Прежде всего, христианство предложило принципиально новую оценку человека, актуализировав идею творения «по образу и подобию». Новое учение утверждало, что «нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе». Принципиально важно понять, что в этом отрицании нет ни малейшего презрения к полу или браку, но утверждается, напротив, равенство полов перед Богом, ценность личности, а не мужского или женского per se. Конечно, равенство ценностное не означает равенства функционального, не стирает разницу - и это важно осознавать и чувствовать, иначе христианские установки могут быть при желании легко истолкованы в духе «воинствующего феминизма».

Христианская культура впервые посмотрело на женщину как на человека, увидело в ней самостоятельную цельную личность, неравную мужчине, но и не менее ценную для Бога, чем он. В христианстве женщина перестала быть чем-то нечистым, злым, перестала быть вещью и собственностью мужа, перестала, наконец, быть только матерью или женой [10].

Евангельская история, вся история раннего христианства свидетельствуют об отличном от цельсова (т.е. от языческого как такового) отношения к женщине. Так, Христос беседовал и общался как с мужчинами, так и с женщинами. Именно женщины сопровождали Христа на Голгофу в то время, когда ученики оставили Его. Именно женщинам первым явился Христос. Этих женщин, шедших ко гробу Христа с драгоценным миром, чтобы умастить тело по древнему обычаю (этого не сделали сразу после распятия, так как начиналась суббота, нарушать которую было нельзя по ветхозаветному обычаю), христианская Церковь до сих пор чтит, прославляя в неделю жен-мироносиц (вторая неделя после Пасхи).

Картины женского бесправия в древнем мире кажутся нам сегодня ужасными и несправедливыми только благодаря произошедшей две тысячи лет назад «христианской революции».

Именно в христианской культуре утвердился моногамный брак. Именно христианство впервые в человеческой истории провозгласило, что супружеская измена мужчины настолько же недопустима, насколько недопустима измена женщины [7, с. 281].

В средние века, когда на смену языческой культуре приходит культура христианская, семья становится не просто «ячейкой общества», но таинством, в которое вступают два христианина, заявляя о совместном решении перед своей общиной. По христианскому учению, семья есть малая церковь. А церковь не может созидаться «на время» - она создается навсегда, скрепляемая любовью, которая не ищет лишь своей выгоды и удобств. Кстати

сказать, венцы, которые во время венчания в Православной Церкви надевают на жениха и невесту, это не царские, как думают многие, а мученические венцы. Конечно, не в том смысле, что брак - это сплошное мучение, нет. Имеется в виду другое: по толкованию одного христианского святого, муж не должен останавливаться ни перед какими страданиями, даже смертью, если они нужны для блага жены. Венчающиеся здесь уподобляются раннехристианским мученикам, которые страдали за Христа.

Что же касается известной фразы апостола Павла «жена да боится своего мужа» то, по мнению большинства православных богословов, она не означает, что жена должна испытывать страх и трепет перед грозным супругом, а лишь то, что она должна бояться оскорбить мужа, бояться стать поруганием его чести. Это не животный страх от ненависти и ужаса, а страх охранительный, проистекающий из любви. Так дети боятся обидеть родителей, боятся причинить им боль.

Кроме того, не стоит забывать и о тех словах, с которыми в этом же отрывке апостол обращается к мужу: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя».

Новозаветное переосмысление человека отнюдь не отменяет и многих ветхозаветных смыслов. Материнство в христианстве пользуется таким же почтением и уважением, как и в древние времена. Более того, сбывается обетование, данное первым людям: от женщины рождается Иисус Христос -Спаситель мира, Богочеловек, Который Своей крестной смертью уничтожает последствия первородного греха: уничтожает смерть и освобождает человека от рабской зависимости греху.

Несмотря на серьезность изменений, привнесенных в культуру христианством, наивно было бы утверждать, что в христианском обществе сразу покончили с женским бесправием. Еще долгие столетия женщина не принимала никакого участия в общественно-политической и интеллектуальной жизни. Справедливости ради надо отметить и то, что это положение все же не было результатом «украденных женских прав», а, напротив, медленно готовило почву для будущей эмансипации [1, с. 41].

Парадоксально, но борьба за освобождение женщины, ставшее в западной культуре возможным, главным образом, благодаря христианским ценностям, довольно легко эти ценности игнорировала. Вероятно, здесь мы сталкиваемся с базовым парадоксом или, если угодно, антиномией христианской культуры: стремлением полностью христианизировать мир и его (этого стремления) принципиальной невозможностью. Поэтому излишнее рвение в любой области христианизации культуры нередко имело весьма антихристианские последствия.

Подчеркнуто-уважительное, почтительное отношение к женщине в христианской культуре имеет мало общего с современным феминизмом, пы-

тающимся, как мне кажется, сознательно или бессознательно, но стереть естественные различия между мужчиной и женщиной. Прошу заметить, что слово «естественные» я употребляю в христианском контексте, т.е. нормальные, такие, которые были сотворены Богом. А это значит, что в человеке существует иерархия: дух - душа - тело. Естественным, гармоничным является именно иерархическое устроение человеческой личности, когда идеально-духовная сторона определяет душевное и физическое существование, а не наоборот. Понимание того, на чем основано христианское мировоззрение поясняет разницу между христианским и современным секулярным подходом: если в светском мире словосочетание «материнский инстинкт» в равной степени применимо и для людей, и для животных, то в мире христианской культуры именно духовное устроение женщины, идеальный замысел Творца о ней, определяет и ее моральные материнские качества, и принципиальную физическую способность к деторождению [8, с. 108].

Именно в этой плоскости, как мне кажется, и лежит решение «женского вопроса»: или мы исходим только из того, что «времена меняются и мы меняемся вместе с ними», и, соответственно, не может быть никаких ценностей и ориентиров, данных раз и навсегда, либо признаем, что есть некий замысел о человеке, и он определяет качественные различия между мужчиной и женщиной. Если исходить из того, что «все относительно», то сразу исключается возможность однозначного, правильного ответа на поставленные в начале статьи вопросы. Если же верить, что мужчина и женщина созданы разными неслучайно, то можно оценивать происходящее как «правильное» или «неправильное». Очевидно, для современного сознания деление на «правильное» и «неправильное» нередко кажется отсталым, консервативным и т.д. Не менее очевидно и то, что существующая сегодня ситуация способна привести к распаду общества. Выбор, как всегда, остается за нами [6, с. 56].

Чтобы глубже осмыслить отношения с собственными детьми, родители нуждаются в духовном руководстве и творческом вдохновении. В основе этих отношений - любовь, полная ответственности, признающая авторитет, созданная на уважении и стремлении понять личность ребенка. С христианской точки зрения родительская любовь обладает эмоциональной полнотой любви, важно, чтобы она не становилась эгоистичной. В идеале она совершенно бескорыстна, и образец этому - любовь Божией Матери к Иисусу Христу. Любовь матери к ребенку наполняет ее жизнь, обогащает ее. Это любовь к чему-то большему, чем она сама, к тому, что ей уже не принадлежит. Ребенок вырастает и уходит от родителей. Жертвенный, христианский смысл родительской любви состоит в признании этого факта. Образы Авраама и Исаака и сегодня образец для родителей, которые жаждут посвятить жизнь ребенка Богу - не прервать его жизнь, а подчинить ее больше Богу, чем самим себе. Это прекрасно выражено на иконах Богоматери с Младенцем, прямо сидящим на Ее коленях: Ее руки обнимают Его, не прижимая к Себе.

Дружинин В.Н. обращает внимание на то, что христианское вероучение предлагает две модели семьи: «идеальную», божественную и реальную, земную «нормальную». Первая включает в себя Отца, Сына, и Мать (Богородицу). В состав реальной семьи входит Иисус Христос, Иосиф Обручник и Дева Мария. Важно отметить, что в христианском вероучении Отец несёт ответственность за Сына: отправляет его в мир, с определенной миссией и возвращает его на небеса. В тоже время Сын обязан выполнить божественную волю, пройдя через все испытания и страдания. В «земной » христианской семье интересы матери и отца сосредоточены вокруг ребенка [5, с. 337].

Взаимоотношения супругов в христианском браке предполагает четкое осознание каждым своего места: жене следует смиренно стать на второе место, мужу - взять на себя ответственность быть главой. Но, ни тот, ни другой из супругов не должен иметь в браке друг над другом абсолютной власти. Величайшая мудрость христианского брака - дать полную свободу тому, кого любишь. Тайна счастья христианских супругов заключается в совместном исполнении воли Божией, соединяющей их души между собой и с Христом. Христианский брачный союз имеет глубочайшее духовное основание, которым не обладают ни телесная близость, ни общие мирские интересы и деятельность.

Историк И.Ю. Ерохин в своих работах отводит совершенно особую роль казачьей семье [2], которая совершенно уникальным культурно-философским образом формирует основы государственности [3, 4].

Семья даже в самые трудные времена - это «малая Церковь», если в ней остается хотя бы искорка стремления к добру, к истине, к миру и любви, иначе говоря, к Богу; если в ней есть хотя бы один свидетель веры, исповедник ее. В истории Церкви бывали случаи, когда лишь единственный святой защищал истину христианского учения. И в семейной жизни бывают периоды, когда только кто-то один остается свидетелем и исповедником христианской веры, христианского отношения к жизни [9, с. 169].

Список литературы:

1. Афанасьев С.В. Основы христианской культуры: учеб. пособие. - М.: Норма, 2012. - 182 с.

2. Ерохин И.Ю. Казачья семья: уникальный культурный феномен в системе государства // Сб. науч. конф. НИЦ Социосфера. - 2013. - № 25. -С. 25-28.

3. Ерохин И.Ю. К вопросу формирования государственного мировоззрения казачества // Новый университет. Серия: Экономика и право. - 2013. -№ 4. - С. 34.

4. Ерохин И.Ю. К вопросам формирования государственной структуры казачества // История и археология. - 2014. - № 7 (15). - С. 8-14.

5. Золкин А.Т. Культурология: учебник. - Юнити-Дана, 2013. - 584 с.

6. Иконникова С.Д., Большаков В.С. Культурология: учебник. - М.: Проспект, 2013. - 258 с.

7. Радугин А.А. Культурология: учебник для вузов. - М.: Центр, 2011. -452 с.

8.Розин В.М. Культурология: учебник. - М.: ФОРУМ, 2011. - 344 с.

9. Скворцова Е.М. Теория и история культуры: учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ,2012. - 394 с.

10. Селезнева Е.И., Каменец А.Т. Культурология: учебник для вузов. -М.: Ритм, 2013. - 432 с.

ФЕНОМЕН МУДРОСТИ В ТРАДИЦИОННЫХ КУЛЬТУРАХ

© Хамидулин А.М.1

Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина (Мининский университет), г. Нижний Новгород

В данной статье рассматривается феномен мудрости в традиционных культурах, таких как: библейская традиция, античная греческая мысль, древне-египетская культура, германо-скандинавский мир, культура юго-восточной Азии и Мезоамерики. Проводится философский анализ глубинных мифологических представлений данных традиционных культур. В результате делается вывод о связи «истинной мудрости» в понимании людей традиционной культуры с трансцендентальной сферой божественного.

Ключевые слова: мудрость, миф, философия, София, Библия, премудрость, змея, мудрец.

У многих народов среди различных добродетелей особое место занимает мудрость. К людям, обладающим этой великим даром рассудительности и проницательности, во всех культурах относились с особым уважением и почитанием. Их не обязательно называли философами, это могли быть умудренные жизнью старцы, отличившиеся в познание мира ученые, совершенствующиеся в духовном развитии аскеты и подвижники. Особый взгляд на мир, способность видеть глубже и шире других притягивали к ним искателей истины. Опыт подсказывает нам, что мудрость должна быть применима в реальной человеческой деятельности. Обратимся к истории.

Библейская традиция видел в понятии мудрость отнюдь не абстрактность, для древних «Людей Книги» это была живая и осязаемая реальность. Прежде всего это умение жить, и мы встречаем в Священной истории кон-

1 Студент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.