Научная статья на тему 'Церковный брак и семья в истории христианства и русского православия'

Церковный брак и семья в истории христианства и русского православия Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
3534
417
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Нагевичене Валентина Яковлевна

Обсуждается сущность церковного брака и семьи. Описывается генезис христианского учения о таинстве венчания и священном семейном союзе. Анализируется богословское понимание причин и атрибутов моногамной семьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The church marriage and family in history of Christianity and Russian Orthodoxy

The essence of a church marriage and family is discussed. Genesis of the Christian doctrine about sacrament of wedding and sacred matrimony is described. The theological understanding of the reasons and attributes of monogamous family analyzed.

Текст научной работы на тему «Церковный брак и семья в истории христианства и русского православия»

ББК Э372 + С55.53

В. Я: Нагевичене

ЦЕРКОВНЫЙ БРАК И СЕМЬЯ В ИСТОРИИ ХРИСТИАНСТВА И РУССКОГО ПРАВОСЛАВИЯ

Светские идеалы брака и семьи советского периода развития нашей страны все чаще начинают уступать свои позиции новому направлению мировоззрения, связанному с «духовным возрождением России», большей частью сопряженному с реставрацией русской православной культуры. Отсюда возникает несомненный теоретический интерес к православному браку и семье как основе жизнедеятельности людей в новых условиях, характеризующихся отсутствием официального государственного идеологического влияния на выбор ценностных ориентиров. Церковь с огромным энтузиазмом заняла образовавшийся после крушения власти КПСС идеологический вакуум и приступила к массовому оцерковлению населения. Конечно, усилия Русской православной церкви пока недостаточны для того, чтобы привить большинству населения страны идеалы истинного православного брака и семьи, образа жизни православных верующих и их семейных ценностей.

С момента своего возникновения христианство проняло особый новый образ жизни для верующих, вырывая их из полигамных отношений, столь характерных для иудаизма и всего языческого мира, и формируя моногамную семью как основу новой религии.

Христианство веками отрабатывало специфический идеал брака и семьи, сопровождая его множеством непостижимых таинств.

Христианская теория брака и семьи берет в качестве представительного примера посещение Иисусом Христом брачной церемонии в Кане Га-лилейской, на которой Христос сотворил первое чудо. Само присутствие Богочеловека на Каннском торжестве церковь рассматривает как изъявление божественного благословления законному браку.

Брак — основа семейной жизни, которому, как считают теологи, нужно особое покровительство Божье. Первым делом Творца по созданию мужа и жены было благословение им «плодиться и размножаться», так произошло благословение брачного «сожития» и «чадородия» с тем, без сомнения, чтобы члены семьи были одновременно и членами Его церкви. Христос не только подтвердил изначальное благословение брачной жизни, но и восстановил в первоначальной силе закон о браке. Вопреки Моисееву закону, дозволяющему, хотя и затрудняющему расторжение брака, Христос решительно воспрещает развод. А на вопрос фарисеев: «По всякой ли причине позволительно разводиться с женою?» — он указал на первоначальный закон единства и нерасторжимости брака, установленный первой брач-

ной чете и прибавил: «Еже Бог сочета, человек да не разлучает».

Апостол Павел, пропагандируя учение Христа о нерасторжимости брака (I Кор. 7,10), поддерживает запрет межрелигиозных браков, но если кто-либо из брачных лиц принял христианство, муж или жена, то они могут спасти друг друга. Расторжение этого брака возможно только по просьбе не христианского лица. (I Кор. 7:12—16). Брачный союз христиан должен совершаться с мыслью о Боге, во имя Его, во славу Его, ибо в другом случае, брак таинства не имеет. «Тайна сия великая; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» (Еф. 5:31,32). Апостол Павел возвышает христианский брак до значения союза Христа с Церковью, как главы стелом. Этот союз есть таинственный, ибо непостижимый.

Как поясняет св. Иоанн Златоуст, таинственный союз мужа и жены — физический и нравственный —непостижим, так как муж ради жены бросает кровные связи с отцом и матерью и сливается с существом, дотоле ему чуждым [1 ,с. 359].

Главное в учении о таинстве брака, союза Христа и Церкви—это таинство крещения, через которое члены церкви облекаются во Христа, как в рубашку тело. Оно должно предшествовать браку. Христианскому браку необходима благодать, которая дается ему в таинстве венчания. Христианский брак должен быть достоин этого тайного союза. «Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужие, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф. 5: 24,25).

Чин священнодействия брака как таинства формировался вместе с другими церковными службами, церковное благословение и освящение брака было необходимо во все времена христианской церкви, это видно из многочисленных свидетельств в писаниях отцов и учителей церкви и в соборных правилах.

В греко-римской империи церковные правила относительно брака долго не находили поддержки в гражданских законах, сохранившихся от язычества, только юстинианское законодательство о гражданских браках стало приближаться к церковному. Император Лев Мудрый (900 г.) издал закон о том, чтобы браки, заключаемые без священнического благословения, не считались действительными, он же запретил и многоженство.

Император Алексей Комнин (1081—1118) издал постановление о церковном венчании браков, которое было более жестким, в нем разрешалось проводить таинство брачного союза и среди рабов-хрис-

В. Я. Нагевичене

Церковный брак и семья в истории христианства и русского православия

тиан, которым до сих пор в этом отказывали, ибо не признавали равенства господ и рабов перед лицом одной христианской веры. Если господа будут запрещать христианский брак рабам, то будут лишены власти над ними. Такое же явление было характерно и для первых лет принятия христианства на Руси, когда церковный брак охватывал знатных людей, а низшее сословие оставалось жить без венчания.

Предшествующая венчанию стадия была связана с обручением, которое в раннем христианстве совершалось за несколько лет до брака, и при жизни жениха никто не мог жениться на этой невесте.

Святость христианского венчания и брака раньше соединялась с причащением Св.Тайн. Венчание совершалось во время литургии или после нее.

По правилу Карфагенского Собора новообращен-ные, ради благоговения к совершенному над ними таинству, должны пребывать первую ночь в девстве.

Церковь ревностно следила за каждой христианской семьей, поэтому за нарушение супружеской верности церковь приговаривала к отлучению от причащения Св.Тайн от семи до пятнадцати лет. Церковь не выступала против повторных браков, но запрещала посвящать в священные степени мужчин-двоеженцев. Им же запрещалось причащение Св.Тайн на один год, троеженцу — на три года в наказание за недостаток терпения, самообладания и преданности воле Божьей.

Во время венчания новобрачным читали молитвы о прощении им греха плотской немощи, побудившей их вступить в новый брак, ибо церковь смотрела на третий брак лучше, чем на распутство.

Брак есть обязательство, обручение—залог супружеской верности, залог священный, ибо священник, вручая кольца жениху и невесте, кладет их на престол, освящает их прикосновением к нему, а потом с молитвой соединяет ими жениха и невесту во имя Святой Троицы.

Святость брачного союза оскорбляется не только супружеской неверностью, но и другими грехами, особенно раздорами, семейными неурядицами, что приводит к разводу.

Развод, по Христу, возможен в случае прелюбодеяния, по ап. Павлу—в случае оставления своего супруга не христианином, в случае смерти одного из них, лишения свободы одного из супругов с лишением прав состояния, если другой не последует за ним, либо по безвестному отсутствию одного из супругов более пяти лет. Церковь допускает развод по природной неспособности к супружескому сожительству или в случае согласия обоих супругов уйти в монашество, это может быть рассмотрено как снисхождение к желающим разлучения, как исключение из общего церковного правила о разводе [2, с.229].

Уклонение от семейно-брачных отношений церковь считает делом нехристианским, ненравственным. Безнравственно искать развода по причине болезни одного из супругов.

В православии женихом и невестой называют лиц, имеющих «сговор» или помолвленных, иногда так называют тех, кто ищет себе жениха или невесту, иногда тех, кто достиг совершеннолетия, брачного возраста.

Соединить жениха и невесту может личное расположение, либо расчет, либо принуждение. Самым лучшим является то моральное состояние жениха и невесты, которое основано на взаимном согласии, но необходимо, чтобы оно было богоугодным и соответствовало бы тем обязанностям, которые ожидают их в брачной жизни. Жених и невеста должны молить Бога о милости к ним в будущем и понять, что без этой милости им не устроить счастья и доброго порядка в семейной жизни.

Священнодействие брака есть таинство и как таковое оно требует к себе возбужденного молитвенного настроения духа. Поэтому в день свадьбы необходимо говение, которое характерно было во времена раннего христианства, а также должны быть произнесены дополнительные молитвы и проведено духовное размышление, которыми брачующиеся могут заниматься и врозь, и вместе. Обоюдная молитва более угодна Богу, как считают священники, чем одиночная. В чине венчания есть специальные молитвы для брачующихся, принимающих это таинство, в них умоляют Господа, чтобы Он Своею благодатью сподобил их к исполнению супружеской обязанности, к славе Его святого имени, к собственному их благу, чтобы благословил их чадородием, помог воспитать детей в страхе Божьем, для блага церкви и отечества, для утешения их самих, чтобы дал им блага земные, чтобы даровал им возможность устроить счастье своих детей, а также помочь ближним в нужде. Эти молитвы подчеркивали основные функции супругов и нравственно-этический идеал, к которому они должны стремиться.

В допетровские времена на Руси невеста не могла видеть своего жениха до свадьбы, эта крайность лежала в основе доброго побуждения, связанного с тем, чтобы оградить невесту от всего, что может повредить ее стыдливости и целомудрию, до брачных отношений супруги должны быть девственниками. Ибо венец, возложенный в церкви на голову брачующихся, —это символ награды за воздержание.

Среди апостолов существовало две позиции в отношении брака. Павел возглавлял христианство как новую религию — религию безбрачную, беспорочную, безгреховную, аскетическую, а Петр больше был предрасположен к иудео-христианскому направлению, поэтому призывал к ранним бракам и к включению в брак всех, даже стариков. Жизнь в браке должна быть целомудренна, а главный источник целомудрия — церковь.

Раннехристианские теологи выделяют две при чины,ради которых существует брак: «...сей закон Божий, сочетающий мужа и жену, установленный для распространения рода человеческого и для ограниче-

Серия «Социально-гуманитарные науки», выпуск 4

69

История

ния похоти. Об этом свидетельствует апостол Павел, говоря:«.. .во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждый имей своего мужа» (1 Кор. 7,2), а не ради деторождения. И советует соединяться не для того, чтобы сделаться родителями многих чад. «Да не искушает вас сатана», «Но если не могут воздерживаться, пусть вступаютв брак. Ибо в начале,как я сказал, к браку были два побуждения; потом же, когда и земля, и море, и вся вселенная населились людьми,

имеет силу, преимущественно, одно побуждение----

прекращение похоти и преступления» [3, с. 198]. Апостол Павел говорил, в брак для того надо вступать, чтобы вести жизнь целомудренную.

Для сохранения целомудрия своих сыновей Златоуст советует родителям женить их раньше, а для предупреждения любодеяния надлежало бы соединить сына брачным союзом с женою целомудренною и разумною. Она удержит мужа от безрассудного образа жизни и обуздает его, ибо блуд и прелюбодеяние оттого и происходят, что юношам дают свободу «.. .благо ж—верность брака, зависит от сохранения чистоты тела, без чего нет никакой пользы от брака» [4, с. 604].

Иоанн Златоуст обличает брак по расчету, признавая, что брак есть союз сердец по искреннему взаимному доверию и расположению и должен быть союзом Господа Христа с Церковью; это будет для вас лучше бесчисленных сокровищ [4, с. 714].

Кроме браков по расчету у людей молодых, с неоформленным образом мыслей и неопытных в жизни бывают браки и по любви или по страсти. Браки по страсти возникают тогда, когда выбирается главным достоинством человека внешняя красота и другие внешние факторы, чаще всего такие браки бывают несчастливыми. Надо любить душу, которая сообщает телу «благообразие».

Благополучие брака зависит от доверия, уважения и взаимной любви, когда нет любви, то не будет и добрав доме, от любви рождаются все блага, она должна быть постоянна и тверда.

В браке должно быть терпение и смирение, и «будете два в плоть едину». Муж должен заниматься нравственным воспитанием своей жены, чтобы она помнила о том, что она оскорбила Бога.

Интимные отношения мужа и жены определил апостол Павел: «Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу». (1 Кор. 7,3). Бог продумал, как защитить честь и достоинство мужчины по природе и дал ему супругу.

Грех, бывший причиной смерти по Библии, был также и причиной брака. А теперь брак позволяется как «врачевство» против невоздержания. Воздер-

жание есть Дар Божий, а брак есть цепь, потому что налагает взаимное подчинение и тяжкие обязанности. Новый Завет требует большего совершенства от человека, чем Ветхий, в Новом Завете больше даны дары и благодать Духа Святого каждому.

Христианство стремится к нравственно-этичес-кому подвигу. Оно ломает барьеры родовой семьи (полигамной) и утверждает новый тип семьи (моногамный) с личной ответственностью за морально-нравственные поступки перед другими людьми, семьей, но, прежде всего, перед Богом.

Церковь выступает против так называемого гражданского брака. Сожительство без церковного благословения считалось величайшим грехом. Сожительствующие в гражданском браке всегда подвергались всякому осуждению со стороны общества. В браке должна быть любовь, лучше не страстная, скоро проходящая, а любовь, основанная на страхе Божьем, любовь в образе Христа и Церкви.

Многие из современных людей, проходящих обряд венчания, не выдерживают нравственные нормы не только христианской морали, но и современной, утилитарно-упрощенной, светской. Они не приходят в церковь за разводом, а идут его оформлять в светском учреждении. Церковь требует вернуть ей возможность создания собственного суда, который ей нужен хотя бы для оформления развода, для епитимьи на этих людей. Церковь и далее будет пропагандировать мнение о том, что христианский (православный) или церковный брак имеет больше преимуществ, чем светский, государственный. РПЦ и дальше будет доказывать, что церковный православный брак и семья исконно соответствуют истинной православной культуре России.

Литература

1. Святитель Иоанн Златоуст. Избранные поучения. —М.: Православное братство святого апостола Иоанна Богослова, 2001. — 489 с.

2. Скворцов протоиерей Киевской духовной академии. Записки к церковному законоведению.—М.: Изд. Московского патриархата, 1861.—568 с.

3. Иоанн Златоуст. Книга о девстве. Беседа на словах: I Кор. 4. 2 // Полн. собр. соч.: В 10 т. — СПб.: Изд. Санкт-Петербургской духовной академии, 1898. Т. 1. — Гл. 8. — 242 с.

4. Иоанн Златоуст. Беседа 37 на Матфея //Полн. собр. соч.: В10 т. — М.: Изд. Московской патриархии, 1993. —Т. 7, —Гл. 7. —728 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.