УДК: 392.65 ББК: С02 60.02
Мартыненко Н.К.
ТРАДИЦИИ ГЕНДЕРНЫХ РОЛЕЙ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ
Martynenko N.K.
TRADITIONS OF GENDER ROLES IN THE RUSSIAN SOCIETY
Ключевые слова: социум, гендерный подход, история ментальности, культурные традиции идентичности.
Keywords: society, gender approach, mentality history, cultural traditions of identity.
Аннотация: в статье рассматривается истоки культурной идентичности, распределения гендерных ролей в свете традиций российского общества, истоки представлений о типично «мужском» и типично «женском» в сознании российского социума.
Abstrakt: in article it is considered sources of cultural identity, distribution of gender roles in the light of traditions of the Russian society, sources of representations about typically "man's" and typically "female" in consciousness of the Russian society.
Историческое развитие общества осуществляется в строгом распределении ролей между мужчиной и женщиной. Уделом женщины считается ведение домашнего хозяйства, выполнение обязанностей по воспитанию детей. Такое распределение ролей между мужчиной и женщиной помогает оправдывать мужское доминирование в общественной сфере. Маскулинно ориентированное общество формировало взгляд на женщину как на существо качественно дефектное по отношению к мужчине. Биологические и физические различия, способность к деторождению стали основой социального и культурного дискредитирования женщин. Много и противоречиво рассуждают сегодня о месте и роли женщины в частной и публичной сфере.
В России изучение женского вопроса так и не сложилось в отдельную научную дисциплину, т.к. феминистское движение не носило экстремистского характера1.
До середины XIX века все выводы ученых сводились к одному, что жены любили своих мужей, а мужья любили своих жен. Для выяснения причин возникновения «женского вопроса» прежде
1. Петров-Эннкер, Б. Женщины наступают: об истоках женской эмансипации в России // Отечественная история. - 1993. - № 5. - С. 173.
всего необходимо выяснить, признавало ли общество личность самостоятельной единицей, на которой держится само общество. Самостоятельность женской личности может быть реализована в таком обществе, которое несет в своем сознании и в своем развитии идею личности, идеал человеческого достоинства.
Российское общество изначально формировалось на основе идеи родительской опеки. Идеал родительской опеки был основанием для всего быта, по этому идеалу создавалось и государство. По этому идеалу российское общество являлось совокупностью семьи или родни. Общество не признавало идеал независимой личности. Оно признавало принадлежность родства. Всякое выражение самостоятельности почиталось за гордость, высокоумие, самонадеянность, т.е. нравственным грехом. И с этой целью широко поддерживалась идея смирения. Естественно, что по этому пути осуществлялась нравственная опека общества над личностью. Целым, полным лицом, признавалась только личность патриарха-хозяина. Все остальное имело значение неполноты. Женщина по сравнению с мужчиной есть малолеток, член общества несовершеннолетний.
Русским обществом отношение к женщине определялось на основе
восточных традиций. Восточная идея о великом неравенстве женщины и мужчины, о великом превосходстве мужчины перед женщиной наиболее чувствовалась в том, что в определенные дни она нечиста, а любые контакты с ней опасны. Вместе с благовестием евангельского учения на Русь с греческими и византийскими литературными произведениями приносится умственная и нравственная культура, византийский склад понятий о многих предметах жизни. Особенное внимание обращало на себя поведение женщины в Византии: ее свобода в обществе, ее господству над этим обществом, поэтому христианская литература отождествляет ее с грехом, которого надо сторониться1.
Византийская идея аскетизма культивировалась на констатации полнейшего безнравственного растления общества, православное вероучение призывало к воспитанию нравственной чистоты умов через каждый литературный памятник, была единым путем спасения ввиду общей погибели и единого исходного точного сознания о нравственном совершенстве человека. Идеи, которыми была пропитана литература Византии, стали воспитывать наше зарождающееся общество. Сильное влияние библейского идеала родовой знати было созвучно идеалу родовой или родительской власти, господствующей в нашем обществе. Таким образом, христианская религия была востребована самим русским обществом. Принятие Христовой веры изменяет положение вещей в древней Руси, меняется характер жизненной деятельности личности, т.к. в первую очередь христианство - религия искупительного освобождения, религия частная, преступает узы родовых сил. Жизнь и смерть человека зависят лишь от воли Божией, но никак не от проявления «злых чар» женщины2. Таким образом, в православном христианстве
1 Забелин, И.Е. Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях. - Новосибирск, 1992. - С. 939, 47.
2 Айвазова, С. К истории феминизма // Общественные науки и современность. - 1992. - № 6.
С. 154.
имеет место и сильное влияние библейского идеала родовой знати и идея искупления, облегчающая давление родовых сил.
Православное христианство - великая религия высвобождения личности. В книге Бытия, Ветхого Завета мы встречаем подтверждение этой мысли: «... оставит человек отца своего и мать свою, прилепится к своей жене; и будут оба одна плоть» (Бытие 2: 24). Не призыв ли это, не воззвание ли к разрушению уз родового гнета, родового начала! Призыв к единению двух начал в человеке, разрушение единства которых повлекло собою грехопадение. Т.е. к единению женщины - чувственного, природного начала и мужчины - культуры, рационального начала, для поиска пути спасения во имя жизни вечной. Но выход из-под власти патриархальной семейной общины влечет за собой неимоверные трудности. Естественно, проще пребывать в вечном состоянии детства, принимая заботу и родительскую опеку. В русском обществе личной независимости, предусматривающей и личную ответственность, предпочиталась общинность с ее коллективной ответственностью. В большой
патриархальной семье, где единственным правоспособным являлся патриарх - отец, а все остальные домочадцы - женатые и не женатые, взрослые и малые, женщины и мужчины одинаково были бесправны, между ними существовало некое подобие равенства в рабстве3.
С принятием православия
патриархальное русское общество принимает и развивает христианскую идею преодоления иерархического неравенства через личностное равенство во Христе (Кол. 2: 10-11). И преодолевает этот тяжкий, долгий путь христианин отнюдь не с позиции партнерских отношений между мужчиной и женщиной. Увы, слова апостола Павла о равенстве во Христе мужчин и женщин, решительно изменившие ветхозаветное мнение на этот счет, были решительно не услышаны людьми, которые на словах исповедовали и исповедают апостольское учение. Хотя в первохристианские времена
3 Брокгауз, Ф.А., Ефрон, И.А. Россия. Энциклопедический словарь. - Л., 1991. - С. 549.
провозглашенное апостолом «равенство в служении» существовало в
действительности в виде института диаконис - женщин церковно- и священнослужительниц. Земная женщина не может быть ровней мужчине, на ней лежит первородный грех от ее матери Евы (Бытие 3: 1-24). Вместилищем греха является женщина.
В аскетической христианской литературе образ женщины стал приобретать самые греховные и безнравственные черты. В Слове о злых женах, приписанному отцу церкви Иоанну Златоусту, говорится, что «Злая жена » -некрасива «мажется и красится паче меры», не боится мужа, блудница, жена прелюбодейна и упьянчива», «дается за грехи человеку праведному». В «Молении» Даниил Заточник указывает, что недобрая жена пособница беса, защищающая грех1. «Беседа отца с сыном о женской злобе», написанная в XVII веке, является ярким образцом использования в литературе библейских историй, дабы уберечь христианина от влечения плоти, от неизбежного зла от брака со злой женой2. К злым женам причисляли социально активных женщин, непокорных мужу и властям. Непокорные, социально активные женщины составляли реальную угрозу для проповедников патриархальной
замкнутости женщин в семье.
Идеи православного христианства об истинном назначении женщины содержит нормативно-каноническая литература:
Кормчие книги, включающие в себя переводные византийские тексты и сборники апостольских и соборных правил3. Русские епитимийники чаще всего встречаются в требниках XIV - XV вв. - памятниках частного богослужения.
Действовать в нашем обществе церковно-учительская литература должна была сильнее на женщину, на домашний
1 Памятники литературы Древней Руси. XII век. - М., 1980.
2 Титова, Л.В. Беседа отца с сыном о женской злобе. - Новосибирск. 1987. - С. 198-212.
3 Пушкарева, Н.Л. Женщины Древней Руси. -М.,1989. - С. 100-102; Крывелев И.А. История религий. Очерки в двух томах. - М., 1988. - Т. 1. - С. 211-212.
быт, совершенствуя его. Противоречия реальной жизни, бинарность средневековой культуры вследствие противопоставления «земного» и «небесного», «божьего» и «дьявольского» закономерно рождает появление идеального образа «доброй жены».
Поучение и наказание «како жити христианином» исконно было прерогативой церкви. С самых первых времен принятия христианства священнослужители
составляли небольшие поучения, избирая учительные слова от всех церковных книг. Эти слова и поучения формировали сборники, списки: Златоусты, Златоструи, Измарагды. В этом отношении Домострой является образцом, эталоном ведения семейной жизни, истинного семейного порядка. Домострой был записан, собран в порядок благовещенским священником Сильвестером в середине XVI века. В сущности, он есть общее место нравственной и хозяйственной жизни.
Позиции православной этики и морали авторы христианских церковных поучений излагают на основе семейного уклада жизни, хозяйственной деятельности, этических представлений, отношения к религии, участия в социальной сфере. До самого XVII века супружеские личностные отношения законодательством, кроме
4
церковного, не регулировались.
В земной жизни духовное воспитание человека начинается в семье, поэтому православная этика огромное внимание уделяет этике брака. Со времени крещения Руси церковь присваивает монопольное право утверждения брака. Брак зиждется на двух установках: то, что брак создан Богом (Мат. 13: 4-6), и то, что брак есть образ духовного союза Христа с церковью. Кроме брака, есть только одно - полное посвящение себя служению Богу. Церковь призывает поступать по внутреннему призванию, как кому Бог определил: если можешь быть свободным от семейных уз, лучше оставайся свободным для Бога. «... Незамужняя женщина угождает Господу святостью тела и духа; а замужняя старается угождать мужу» (1 Кор. 7: 17-38). Брак
4 Брокгауз, Ф.А., Ефрон, И.А. - Указ. соч. -
С. 539.
спасает христиан от блуда: не должно женщине пачкать себя плотскими утехами вне законного замужества.1 Церковь запрещает кровнородственные браки, так «Устав о брацех» указывает о запрете близкородственных брачных отношений до шестого «колена».
Православию чужды браки по расчету, выгоде и страсти. Если кто выбирает супруга богаче себя, находит, скорее всего, для себя господина, чем друга сердечного. Брак по страсти - желание обладать телесной красотой, а не душевной. Св. И. Златоуст призывает при выборе жениха или невесты полагаться на волю Господа, обращать внимание не на внешнюю красоту, а на добродетель душевную. Венчание - таинство, видимое священнодействие, при котором освящается супружеский союз, и невидимо на жениха и невесту нисходит благодать Святого духа. Божественная благодать дает основу законного рождения детей, достойного их воспитания по христианским заповедям.
Христианскую концепцию семьи составляет утверждение о святости супружества2. Всю христианскую литературу пронизывает идея
божественного происхождения
нерасторжимого брака. Не сможет человек разлучить тех, кого Бог сочетал брачным союзом (Мар.10: 9; Мат. 19: 3-6; 1 Кор. 11: 11). Развод чужд природе и Закону Божьему. Природа - единая, цельная плоть, нельзя разъединять то, что Бог соединил как целое и не велел разделять. С утверждением христианства на Руси бракоразводными процессами ведал лишь церковный суд, и с XVII века становятся исключительной прерогативой патриарха. Единственной причиной, признаваемой церковью к разводу, является измена супругов, прелюбодеяние. И если муж разводится с женой по иной причине, попустительствует ей в разврате (Мат. 4:33; Рим. 7: 3).
Право развода из-за неверности супруга женщина получила лишь с XV века,
Форсова, В.В. Православные семейные ценности // Социологические исследования. - 1997. -№ 1. - С. 65-66.
2 Христианская семья и брак. - М.: Воскресение, 1992.
до этого неверный супруг наказывался годом епитимьи и денежным штрафом. Правда, кроме прелюбодеяния,
существовало еще одно право к разводу, это невозможность у одного из супругов иметь детей. В канонических источниках есть указания на некоторые причины, которые являлись особым поводом к разводу (случаи эти зафиксированы в Кормчих книгах). Развод допускался в случае согласия обоих супругов на разлучение и пострижение, принятия монашества мужем или женой.
Право на развод могло быть и односторонним. Правом женщины на развод могло быть: импотентность мужа, незаконное обвинение мужем
нецеломудрия, отсутствие мужа, ушедшего, например, воевать, и отсутствующего более трех лет. Если женщина самовольно уходила к другому мужчине, ее новый муж нес финансовую ответственность, оплачивая штраф в пользу церковной митрополии. Церковный суд, принимая решение о разводе, не касался вопросов раздела имущества, эту сторону решало светское законодательство. Постепенно исчезает из практики каноническое правило, запрещающее развод супругов по причине болезни одного из них для содержания и ухода. Церковь устанавливала строгое наказание за насильственное,
несвоевременное бракосочетание, отказ от обещания жениха жениться, за нарушение других условий брачного договора, в какой-то степени это защищало интересы женщин.
Археологические и письменные источники, а также нарративная литература доказывают преобладание индивидуальной семьи, отмирании пережитков
большесемейных отношений уже к XIII веку . В конце XIX века в России окончательно оформились три формы крестьянской семьи: большая
патриархальная, семья артельного типа во главе выборного старшего домохозяина и малая семья - муж, жена и дети. Общим для всех типов являлось наличие безусловной власти домохозяина-отца-патриарха, общее владение имуществом, что, в свою очередь, ограничивало безусловные права патриарха
Пушкарева, Н.Л. - Указ. соч. - С. 81-86.
в имущественном отношении и обеспечивало определенную
самостоятельность женщины. И в большой и малой семьях в личных отношениях члены семьи оставались бесправными, в имущественных они зависели от отца и домохозяина.
Утверждению христианских понятий о месте и роли женщины в семье и обществе служило понятие «добрая жена», являя собой орудие воспитания богобоязненности и законопослушания, закрепления традиционной структуры семьи и сословного государства.
В сознании, начинающегося в русском обществе, где сильно было влияние общинно-родового начала, устройство и определение отношений домашней семейной общины сливалось с образом своего домовладыки. Женщина служила придатком независимой и самостоятельной личности патриарха семьи, являясь его частью, его ребенком, поддерживая нравственное благополучие дома. Великая, страшная в высшей степени ответственность господаря дома перед Богом за своих подопечных выражалась в том, что он один за всех должен был «ответ дати» в день страшного суда. Муж своей разумной любовью должен был преследовать одну единственную цель -нравственное исправление и
усовершенствование своей несовершенной половины, воспитания «доброй жены». Мужья, оказывая честь, должны обращаться благоразумно с женами, как с немощным сосудом, как с едиными соучастницами благодатной жизни, пребывая в молитвах (1 Петр. 3: 7). Святые отцы учат обращаться с женой с кротостью, разумной снисходительностью и любовью. Св. Златоуст называет жестоким и варварским бесчеловечное отношение к женщинам, особенно часто встречавшееся среди мужей низших сословий. В Домострое же встречаем: . если жена не выполняет вразумлений, муж должен жену свою наедине наказать. Если необходимо, то побить плетью, но при этом увечья не причинять, не пинать, не бить по уху, ни по голове, ни под сердце, ни посохом не колоть. Если не раскаивается в своем грехе,
наказание должно быть жестким, а если кается, «поклонны головы меч не сечет, а покорно слово кости не ломит».
В нравственном смысле доля жены есть доля детская, о ней заботится муж как о ребенке. С одной стороны, она есть правая рука, первый и надежнейший слуга мужа, на котором держится вся сила дома, с другой стороны, она старшая из детей. «Добрая жена» - целомудренная и верная супруга1. Главная ее обязанность - быть покорной мужу: «Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе» (Ефес. 5: 22-23; Кол. 3: 18, 19). «.Первым был создан Адам, потом сотворена Ева, и говорит Господь: я сотворил тебя равною с мужем, но ты не сумела господствовать, будь обладаема мужем, работай в услужении ему все дни жизни своей. Не сотворен муж для жены, но жена сотворена для мужа, поэтому власть мужа над женой, а не жены над мужем.» (Рукописная Кормчая: Толк Козьмы Халкидонского).
Любящая жена - поддержка и опора мужу в любых испытаниях, церковь призывает сохранять верность супругу даже в случае его аморальных проступков. В идеальной семье женщина должна быть покорной, тихой, смиренной, безмолвной. Во всем должна советоваться с мужем: к кому в гости сходить, кого к себе пригласить, с кем знаться, как лучше дом устроить и хозяйство вести, не пить ни меда, ни пива, а тем более водки допьяна. «Добрая жена» думает о том, как бы сохранить и приумножить добро, приобретенное мужем, бережливо распоряжается доходами, не
расточительствует.
Участие женщин в организации домашнего хозяйства во все времена было значительным. Работа по дому, по хозяйству занимала большую часть времени. В православных текстах труд четко подразделяется на мужской и женский: «как в нашем теле каждый член, пользуясь помощью других, имеет свое служение и свое делание» (1 Кор. 12, 5. 6.). «Рукоделие всегда и у всех народов считалось занятием женщины (Притч. 31,13.
1 Лихачев, Д.С. Человек в литературе Древней Руси. - М.,1970. - С. 69-96.
19. 22. 24.). Когда премудрый изображает идеал жены, то в числе первых ее достоинств ставит рукоделие, умение изготовлять одежду, в которую она одевает всю свою семью, кроме того, помогает этим бедным, нуждающимся (Притч. 31., 13. 21). Для представительниц низших сословий работа была физической, грубой и тяжелой. В зажиточных семьях государыни дома были прежде всего организаторами и распорядителями домашнего бюджета, всей жизни слуг и помощников. Православная концепция труда как средства самообуздания и самовоспитания, как идея «воспитания работой» не противоречит и народной традиции, воспевающей труд. Добрая жена «заутро встает», она «страдолюбива».
«Добрая жена» красива душой, ей незачем приукрашивать себя, ибо приукрашенная жена - постоянный соблазн, приводящий мужа «до острого меча». Иного себе мужья не думают, и от того вечно погибают, поскольку достатка не имея, жен наряжают. «Когда женщины заботятся только о внешнем убранстве и оставляют в запустении свое внутреннее, за этими заботами они как бы забывают самих себя. Такие женщины мало заботятся о домашнем хозяйстве и об управлении семейством, но, истощая кошельки своего мужа на свои прихоти, тратят доставляемое им, чтобы казаться красивыми и иметь многих свидетелей своей красоты... Забывают они, жалкие, что они губят и теряют свою собственную красоту, когда украшают себя чужою, несвойственною им». «Хотя ты одеваешься в пурпур, хотя украшаешь себя золотыми нарядами и обрисовываешь глаза свои красками, - но напрасно украшаешь себя» (Иер. IV, 30), - говорит Бог через Иеремию1. Самыми вопиющими
атрибутами соблазна и греха аскетическими умами признавались и ожесточенно преследовались красивое лицо и красивый женский наряд.
Устройство домашней жизни, по крайней мере, в обеспеченных семьях, уподоблялось монастырю. Всякому христианину надлежало начинать день с
1 Дьяченко, Г. Искра Божия. - М., 1903. -С. 364-365.
молитвы, молитвой начинать любое дело, не пропускать молитву ни в вечером, ни утром, ни в полдень. Женщинам, особо занятым трудом, в отношении совершения молитв разрешалось действовать по рассуждению. «Добрая жена дается человеку во спасение: «Ибо неверующий муж спасется верующей женой, и жена неверующая спасется верующим мужем » (1 -е Кор. 7: 14). Согласно православной концепции, супружеская любовь есть любовь единения во имя спасения для жизни вечной. Нередкими были случаи пострижения обоими супругами в монашество. Муромский Троицкий монастырь знаменит великой святыней - нетленными мощами преподобных Петра и Февроньи, муромских чудотворцев. Их жизнь в миру - пример истинной супружеской любви. Петр и Февронья приняли постриг в разных монастырях города (она - в Крестовоздвиженском, он - в Спасо-Преображенском). Преставились в один день и даже в одно мгновение2. Особое место в российской православной традиции о роли и месте женщины в обществе занимает вопрос о вдовах. Женщина признавалась правомерно, законно самостоятельной только в случае, когда она становилась «матерою вдовою», т.е. вдовой - матерью сыновей. В этом случае она пользовалась значительными
юридическими правами. Вдова бездетная, у которой не оставалось корня, равнялась в своем значении с сиротою, следовательно, вместе с сиротами, убогими и беззащитными личностями, поступала под покровительство церкви. Вдовою женщина должна была носить платье «смирных, вдовьих цветов», т.к. она - на всю жизнь «печальная сирота».
Рождение и воспитание детей по православной традиции является высшем назначением женщины в социальной сфере. Церковь осуждает и сурово наказывает детоубийство, попытки прервать
беременность, аборт. Большим из всех грехов является нерадение о детях, что приводит родителей к крайнему нечестию. Св. Тихон Задонский сравнивает родителей
2 Повесть о Петре и Февронии. Под ред. Р.П. Дмитриева. - Л., 1979.
с садовником, который отсекает негодные побеги, мешающие здоровому развитию дерева, призывает родителей воспитывать и наставлять чад своих в страхе Господнем. Материнство не связано только физической сущностью, оно связано с высокими целями нравственного воспитания, воспитания с нежной сердечной любовью, закладывая в души детей семена добра, познания Бога и его святой воли. Лучше наставлять детей не словом, а примером своей собственной праведной жизни, т.к. дети склонны во всем подражать своим родителям.
В воспитании детей матери отводится равная с отцом роль. «Матери принадлежит особенное попечение о дочери» - говорит блаженный Иероним. Только высокое нравственное развитие женщины способно обеспечить чистую, нравственную область материнства. Материнство - вот сосредоточенный пункт призвания женщины и конечная цель ее образования. «Первое чрезвычайное собрание училищного совета при Святейшем Синоде по вопросу об образовании девочек в церковноприходских школах признало полезным рекомендовать открытие отдельных женских школ»1. Православная церковь в настоящее время допускает полезность получения высшего образования для женщины, если оно является целью достижения умственного и нравственного ее совершенствования, не отводит от Бога и не является способом обретения ею свободы от родителей и от мужа. Примером благоразумного сочетания выполнения женщиной семейных и общественных функций может служить жизнь многих известных русских женщин, полем деятельности которых стала
благотворительная деятельность,
подвижничество в качестве сестер милосердия, педагогическая деятельность и пр.
До июля 1917 года женщины в России не имели равных прав с мужчинами. Положение женщины определяло положение ее мужа. Вне семьи женщина оказывалась на положении «общественной
1 Житенев, Т.Е. Школы грамоты в Российской империи. // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - 2014. - № 4 (17) - С. 183-192.
сироты», не пользуясь никакими самостоятельными правами. Чаще всего в случае нужды ей протягивала руку церковь и могла предложить единственно возможный вариант нравственно
самостоятельной жизни - монастырь, только в нем одном она могла найти удовлетворение своим нравственным самостоятельным стремлениям. Между семьей и монастырем ей не было в обществе места. Самостоятельное положение женщины общество считало для самого себя невыразимым срамом.
18(31) декабря 1917 г. увидел свет декрет ВЦИК и СНК о гражданском браке, признававший юридически
несостоятельным церковный брак. Поместный собор 1917 - 1918 гг., указывая о зверствах, чинимых церкви, указывал на истоки, идущие из глубины народной. Причины этих зверств надо искать в истории Русской Православной Церкви, особенно со времен Петра Великого, с отменой патриаршества, с подчинением церкви государственному аппарату. Церковь лишена была самостоятельности, права защищать, брать под свою опеку обездоленных и беззащитных. Разрушение в пореформенном периоде патриархально-сословных структур вызвало глубокий духовный кризис, обесценивание семейных связей, падением нравственности2. Стремление государства в конце XIX -начале XX века сохранить веру, как только инстинктивную религиозность, как систему быта, препятствовала формированию слоя высокообразованных, убежденных в вере и знающих богословие, ведущих осознанный поиск пастырей, сокращено было число студентов в духовных академиях. Во время духовного пробуждения, возвращения интеллигенции к вере и церкви привело к тому, что более умственно пытливые умы привлек марксизм как наиболее интеллектуально продуманная социальная система.
Решающим событием для
православной церкви, принесшим окончание «синодальной эпохи»,
2 Полунов, А.Ю. Церковь, власть и общество в России (1880-е - первая половина 1890-х годов) // Вопросы истории. - 1997. - № 11. - С. 125.
длившейся от Петра 1, стал первый за 217 лет подлинный Поместный собор Православной Российской Церкви. Он открылся 15(28) августа 1917 г. и продолжался до 1 сентября 1918 года. Среди наиболее важных постановлений Собора - определения об активизации женщин в церковной жизни. В помощь духовенству вводился институт
благовестников из мирян, в том числе женщин. Женщины получили возможность помимо исполнения обязанностей церковных старост и права участия в приходских собраниях и приходских советах также участвовать различных епархиальных учреждениях:
благотворительных, просветительных,
хозяйственных, кроме благочиннических и епархиальных советов и административных и судебных учреждений. Поскольку данное постановление было последним деянием Собора, можно полагать, что если бы занятия его возобновлялись в 1919 г. , институт диаконисс был бы восстановлен и Православная Российская Церковь опередила бы все прочие христианские церкви в решении «женского вопроса», причем без нарушения канонов.1
Социальные основы христианства выдержали суровую проверку временем на протяжении двух тысячелетий, прежде всего благодаря постоянному поиску идеала справедливости, неустанному стремлению осмыслить проблему человека: его сущность, его связь с Богом, его веру в неминуемую победу добра над злом. Земная жизнь Пресвятой Богородицы - высочайший образец христианской жизни, в особенности для женщин. Как Ева является символом искушения, так Дева Мария является символом спасения. Дева непорочная, Мать Бога-Сына, Богородица - заступница рода человеческого перед Богом, символ вечности и святости. Помогает в пути отречения от плоти, греховного соблазна, в пути к спасению от греха. Христианство обозначает путь избавления от давления рода, путь личностного равенства полов в воплощении в Боге «Впрочем, ни муж без жены, ни жена без
1 Поспеловский, Д. Русская православная церковь: испытания начала ХХ века // Вопросы истории. - 1993. - № 1. - С. 43, 50.
мужа, в Господе» (1-е Кор.10:11). Для христианства не существует никакого «женского вопроса»: есть общий для всего человечества вопрос стояния в вере. Христианское учение торжествует «поверх барьеров » - как этнических, так и половых, т.к. для Христа нет деления на иудеев и эллинов, ни на мужской пол и женский (Кол. 2: 10-11).
Признание Христа как носителя идеи высвобождения личности было свойственно выдающимся представителям передовой русской мысли. Среди них - Н.А. Бердяев, Ф.М. Достоевский, В.Г. Белинский, Вл. Соловьев, Н.В. Гоголь, И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, П.Б Струве, В.В. Розанов, Н.С. Булгаков, С.Л. Франк, Н.О Лосский.
Трудности русского православия в создании официальной социальной идеологии связаны в значительной части с тем, что церковь в истории России почти всегда была составной частью государственной машины. В годы советской власти церковным иерархам очень трудно было это осуществить. Тем не менее православная мысль - не обязательно на церковном уровне - неоднократно обращалась к социальным проблемам, в том числе и нравственного воспитания и мужчин, и женщин. Результатом стали многочисленные труды православных авторов по насущным вопросам развития общества, государства, личности. Эти вопросы рассматривались под углом зрения российской духовности, тех особых начал, которые свойственны российскому православию, российской религиозности.
В познании общественно исторических процессов утвердился сравнительно новый методологический подход, который позволяет проследить динамику перемен,
происходивших в сознании людей относительно понятий свобода личности, равенства полов. Сегодня продолжается рост обращения людей к духовным, религиозным началам. Социальное учение христианства стало материальной силой, овладевшей сознанием российских граждан, независимо от их отношения к религии. Оно является живительной энергией, дающей ориентир нравственному развитию личности. Динамика гендерных отношений, пронизывающих все социальное пространство, позволяет отойти от
восприятия исторических событий непременно с позиции линейно-классового подхода, и видеть прошлое с позиции необычного, личностного, исключительного. Гендерный анализ (под «гендерной системой» понимают идеи, институты, поведенческие правила, предписываемые полам) избирает своим предметом диалог полов.
Гендер является универсальной категорией исторического анализа, направлениями его исследований могут быть социально-экономическая история, современная философия, политическая история. Наиболее перспективны гендерные исследования в области культурологии, истории ментальностей, общественного сознания, религиозно-нравственных устоев, причин происхождения стереотипов, истоков разделения социальных и семейных ролей и форм деятельности, представлений о типично «мужском» и типично «женском» в истории этносов, гендерный аспект истории детства, юности, старости, вдовства и т.д. 1. В рамках гендерных исследований мы получаем возможность обратиться к исследованию «частной жизни», в которой формировались стереотипы восприятия религиозной, нравственной морали, складывались взаимоотношения между мужчиной и женщиной, формировалось отношение к «публичному». Как когда-то, в период становления русской
государственности, византийская идея обращения к частному от общественного, публичного, - во имя формирования нравственности, была воспринята нашим обществом, так и сегодня мы пытаемся обрести духовность через возрождение идеи личностных приоритетов, не забывая при этом и о нравственном долге перед обществом. В конечном счете, все это помогает исследователю приблизиться к пониманию глубинных причин
формирования традиционных взглядов на гендерное разделение ролей, приблизиться к пониманию самореализации
индивидуального в массовой деятельности, постижению значимости творческой роли «рядового» человека в мире и истории.
1 Пушкарева Н. Л. Гендерные исследования: рождение, становление, методы и перспективы // Вопросы истории. - 1998. - № 6. - С. 76-85.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Айвазова, С. К истории феминизма // Общественные науки и современность. -1992. - № 6.
2. Брокгауз, Ф.А., Ефрон, И.А. Россия. Энциклопедический словарь. - Л., 1991.
3. Дьяченко, Г. Искра Божия. - М., 1903.
4. Житенев, Т.Е. Школы грамоты в Российской империи // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - 2014. - № 4 (17).
5. Забелин, И.Е. Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях. -Новосибирск, 1992.
6. Крывелев, И.А. История религий. Очерки в двух томах. - М., 1988.
7. Лихачев, Д.С. Человек в литературе Древней Руси. - М.,1970.
8. Памятники литературы Древней Руси. XII век. - М., 1980.
9. Петров-Эннкер, Б. Женщины наступают: об истоках женской эмансипации в России // Отечественная история. - 1993. - № 5.
10. Полунов, А.Ю. Церковь, власть и общество в России (1880-е - первая половина 1890-х годов) // Вопросы истории. - 1997. - № 11.
11. Поспеловский, Д. Русская православная церковь: испытания начала ХХ века // Вопросы истории. -1993. - № 1.
12. Пушкарева, Н.Л. Гендерные исследования: рождение, становление, методы и перспективы // Вопросы истории. - 1998. - № 6.
13. Пушкарева, Н.Л. Женщины Древней Руси. - М.,1989.
14. Титова, Л.В. Беседа отца с сыном о женской злобе. - Новосибирск, 1987.
15. Форсова, В.В. Православные семейные ценности // Социологические исследования. - 1997. - № 1.
16. Христианская семья и брак. - М.: Воскресение, 1992.