Научная статья на тему 'Семья пожилых людей в ракурсе социально-философского анализа'

Семья пожилых людей в ракурсе социально-философского анализа Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
243
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Ключевые слова
СЕМЬЯ / БРАК / ПОЖИЛЫЕ ЛЮДИ / МОНОГАМИЯ / СЕМЬЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ / FAMILY / MARRIAGE / OLDER PERSONS / MONOGAMY / FAMILY OF OLDER PERSONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бухалова Н. А.

В статье представлен анализ различных научных подходов к исследованию семьи в западной философии и социологии. Рассмотрены вопросы социально-философского осмысления роли и места семьи как социального института в социальной структуре общества. Выявлены особенности трактовки категории «семья пожилых людей».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Older people family in perspective of social and philosophical analysis

The paper presents the analysis of various scientific approaches to the family studies in Western philosophy and sociology. It is considered the issues of social and philosophical understanding of the family role and place as a social institution in the social structure of society. The author brings out the features of “elderly family” category.

Текст научной работы на тему «Семья пожилых людей в ракурсе социально-философского анализа»

Н. А. Бухалова, канд. социол. наук, доцент, кафедра гуманитарных наук, Нижегородский государственный инженерно-экономический институт, г. Нижний Новгород, Россия, nat.buhalova@yandex.ru

СЕМЬЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ В РАКУРСЕ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОГО

АНАЛИЗА

Являясь одним из наиболее древних и значимых социальных институтов, семья относится к разряду таких социокультурных феноменов, значение которых уникально как для отдельного человека, так и для всего общества. Особое значение семья приобретает в позднем возрасте. Семья пожилых людей не только обеспечивает удовлетворение базовых биологических и социальных потребностей, стабилизирует эмоционально-психологическую жизнь людей, но и формирует активную, ответственную жизненную позицию, содействует самореализации личности в иных сферах жизнедеятельности человека. В данном ракурсе особый исследовательский интерес представляет изучение супружеских отношений в позднем возрасте. Взаимодействие «муж — жена» или отношения свойства в позднем возрасте существенно видоизменяются: усиливается взаимозависимость супругов, формируются общие механизмы восприятия мира, интерпретации внешних событий, переживаются схожие эмоциональные состояния.

В целом исследованность проблем семьи и брака имеет как в мировой классической мысли, так и в современной науке весьма высокий уровень. Сущность семьи, особенно- _

сти функционирования и перспективы ее развития относятся к числу проблем, вол-

Семья в гегелевской философии

представлена как духовное единство, нравственным началом которого выступает любовь.

сти. Одна из первых традиций анализа брач-но-семейных отношений сложилась еще в Античности. У ее истоков стояли Платон и Аристотель, говорившие о необходимости наличия семьи у человека и придававшие ей государственное значение. Платон определял патриархальную семью как общественную ячейку: «государство возникает в результате объединения семей»1. Каждый брак должен быть полезен для государства, так как важнее общественное благо, нежели личное.

Семья в концепции Аристотеля есть внеисторическое явление, ибо она остается неизменной на протяжении всей истории человечества, и главной ее задачей философ считал репродуктивную функцию: «оставить после себя другое подобное себе существо»2. Представления античных философов о семье и браке во многом утопичны, тем не менее, они легли в основу многих социально-философских концепций семьи ХУ1-ХУШ вв.

Особый интерес при анализе семьи пожилых людей представляют философские исследования семьи в немецкой классической философии. И. Кант рассматривал проблемы семьи, взаимоот-- ношения полов, положения женщины в семье, исходя из теории естественного права. Заключение брака, по

новавших человечество с глубокой древно- И. Канту, не ограничивается только рожде-

нием и воспитанием детей, так как «в таком случае брак расторгался бы сам собой, после того как прекращалось бы деторождение»3. Немецкий фило- : соф определил брак как «соединение двух лиц разного пола ради пожизненного обладания половыми свойствами друг друга» или «половое общение по закону».

Концепцию Гегеля принято считать высшим этапом развития учения о браке и семье в немецкой идеалистической философии. Он рассматривал семью как «естественную нравственную общественность»4. Брак Гегель определял как нравственные моногамные отношения. Семья в гегелевской философии представлена как духовное единство, нравственным началом которого выступает любовь.

Во второй половине XIX в. формируется принципиально иной подход к анализу брачно-семейного института. Семья становится объектом социально-философского, а позднее социологического анализа. Основы социологического анализа семьи и брака были заложены французским социальным философом-позитивистом О. Контом, рассматривавшим семью в качестве исходной единицы социума, элемента общественного организма.

В ХХ в. формируются следующие теоретические направления:

— интеракционистский подход, в рамках которого исследуется взаимодействие членов семьи, занимающих определенные позиции в ней, связанные с определенными ролями;

— структурно-функциональный подход, для которого характерен анализ института семьи как социальной = системы, являющейся частью более крупного образования — общества, а взаимосвязь между семьей и обществом определяется через понятие функции. Анализом функций семьи в социологии занимались М. М. Ковалевский, У. Гуд;

— ситуационный подход, фиксирующий внимание на ценностях и нормах в

В позднем возрасте в одну из наиболее значимых сфер деятельности превращается семья, становясь основным полем социальной активности пожилого человека.

Люди стремятся построить, прежде всего, полноценные, гармоничные отношения, а не организационную структуру вписывающуюся в определенные нормативные рамки.

сфере брачно-семейных отношений, рассматривающий их как социальную ситуацию, определяющую функционирование различных типов семей;

— институциональный подход предполагает рассмотрение семьи как одного из основных социальных институтов. Наиболее известный труд, посвященный развитию института семьи, принадлежит Ф. Энгельсу;

— эволюционный подход направлен на изучение «стадий и циклов в семейной жизни», «эволюции потребностей и целей», «моделей семьи». Одним из создателей данного подхода является Л. Морган.

Спектр научных взглядов на семью многообразен и порой даже противоречив, но именно наличие различных концепций позволяет осветить аспекты деятельности семьи как целостного социального института и сферы личной жизни людей, а также выяснить роль различных факторов в ее функционировании и развитии.

В целом исследовательский интерес к семье сосредоточен, главным образом, на молодых семьях. Семьи пожилых людей находятся на периферии научного сознания. Научный дискурс не уделяет должного внимания бракам пожилых, освещая в основном вопросы социальной работы с данной категорией населения. Одной из важнейших детерминант заключительного жизненного этапа является семейное положение.

В позднем возрасте в одну из наиболее значимых сфер деятельности превращается семья, становясь основным полем социальной активности пожилого человека. Среди близких, в семье осуществляются многие интимные и дорогие человеку события и процессы. По мнению В. Голофаста, без сферы личной, частной семейной жизни существование кажется пожилому человеку ущербным, неполноценным. Автору также представляется, что семейный образ жизни в пожилом возрасте — это большая ценность.

Смерть супруга / супруги воспринимается часто как собственная смерть, без него / нее жизнь теряет смысл, нарушается жизненный баланс, изменяется поведение и образ жизни. Стремясь объяснить, что испытывает пожилой человек, оставшись один, доктор Пайфер, например, сравнивает пожилых людей, и, прежде всего, овдовевших пожилых с людьми, испытывающими сильный посттравматический синдром5. Типичные его проявления — чувство постоянной опасности, бессонница, раздражительность, быстрые смены настроения. Еще одна характерная черта — чувство вины за то, что он выжил, за то, что не успел что-то сделать для близкого человека.

Среди существующих методологических подходов своеобразие семьи пожилых людей наиболее полно может быть раскрыто в рамках типологии семейных отношений С. И. Голода. Российский исследователь трактует семью, как «группу индивидов, состоящих, по меньшей мере, в одном из трех видов отношений: родства, роди-тельства, свойства»6. Для нас также важным будет являться принцип самоопределения, поскольку в позднем возрасте наряду с юридически зарегистрированными союзами довольно широко распространены и сожительства. Не важна форма, главное, чтобы сами люди обозначали себя как семью. При создании семьи определяющей становится ее качественная характеристика, нормативные и организационные аспекты отходят на второй план. Люди стремятся построить, прежде всего, полноценные, гармоничные отношения, а не организационную структуру, вписывающуюся в определенные нормативные рамки.

С. И. Голод констатирует наличие в современном социуме плюра-

Автономия семьи пожилых

людей дает партнерам возможности реализации интересов и потребностей, раскрывающих индивидуальное своеобразие супругов.

триархальной семьи, многообразные модели традиционной семьи, детоцентристская, супружеская и немоногамные модели брака и семьи. Рассматривая семейный союз двух пожилых людей в рамках представленной типологии, автор может определить его как супружескую семью, где доминирующими становятся отношения свойства. В рамках такой семьи, по мнению Э. Гидденса, супруги стали рассматриваться как сотрудники в совместном эмоциональном предприятии, и это приобрело даже большее значение, чем обязательства по отношению к детям.

Отношения между супругами в этой модели являются не следствием родства, как в патриархальной семье, или рождения, как в детоцентристской, а проявлением свойства. Автономия семьи пожилых людей дает партнерам возможности реализации интересов и потребностей, раскрывающих индивидуальное своеобразие супругов. Подробнее остановимся на специфике отношений свойства: супружество — это личностное взаимодействие мужа и жены, регулируемое моральными принципами и поддерживаемое имманентными ему ценностями (интимностью, автономией). Особенно подчеркивается неинституциональный характер отношений, симметричность прав мужа и жены.

лизма моделей семьи. Сегодня в российском Таким образом, особое значение в по-

обществе неконфликтно существуют такие жилом возрасте приобретает жизнь с супру-семейные модели, как классический тип па- гом. Отношения свойства, т. е. супружеские

отношения, приобретают в позднем возрасте новый смысл. Этот тезис подтверждается научными исследованиями. Л. И. Якимаха пишет, что «пока пожилые находятся в супружестве, они лучше адаптируются к своему возрасту и реже обращаются за социальной помощью или переходят на постоянное проживание в стационарные учреждения»7.

Предложенная трактовка семейного союза двух пожилых людей позволяет рассматривать данную форму семьи в качестве социально востребованной, одобряемой сферы самореализации в позднем возрасте. Наличие полноценной семьи, супруга или супруги — благо для пожилого человека, способствующее более высокой самооценке своей личности и положения в обществе. Супружество помогает людям старшего возраста сохранить связи с социумом, избежать социальной изоляции. В связи с этим необходимо формировать новое направление социальной работы с людьми третьего возраста, в рамках которого супружеский союз пожилых людей будет выступать основным механизмом активизации личностного потенциала пожилых людей. Одним из возможных методов популяризации семейного образа жизни в позднем возрасте выступает социальная реклама8.

Супружеский союз, дающий пожилым возможность общения, реализации своих душевных качеств, взаимопомощи и под-

держки, может дать положительный жизненный импульс, продлить жизнь пожилого человека, превратить старость не в ожидание смерти, а в период жизни, наполненный новыми чувствами, вниманием и заботой супругов друг о друге, добавляющий ие только годы к жизни, но и полноценную

жизнь к годам.

1. Платон. Государство. Законы. Политика. — М.: Мысль, 1998. Т. 3. С. 148-150.

2. Аристотель. Политика. — М.: Мысль, 1997. С. 4-7, 32.

3. Кант И. Метафизика нравов в 2 частях / Под ред.

B. Ф. Асмуса. - М.: Мысль, 1965. Т. 4. Ч. 2. С. 15-16.

4. Гегель Г. В. Ф. Система нравственности // Сочинения в 8 т. М., 1954. Т. 4.

5. Пайфер М. Иная страна. Как не заблудиться в эмоциональном мире пожилого человека // Отечественные записки. 2005. № 3 (24) [Электронный ресурс] URL: http://www.strana-oz.ru/print.php (дата обращения: 16.10.2008).

6. Голод С. И. Семья и брак: историко-социологи-ческий анализ. - СПб: ТОО ТК Петрополис, 1998.

C. 52.

7. Якимаха Л. И. Роль семьи в жизни пожилых людей // Психология зрелости и старения. 2002. № 2 (18). С. 113.

8. Рябова Е. Н., Ледяйкин Е. Е. Социальная реклама как механизм социальной работы с семьей // Дискуссия: журнал научных публикаций. 2012. № 4 (22) апрель. С. 122-126.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.