Научная статья на тему 'Семья на современном этапе общественного развития'

Семья на современном этапе общественного развития Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1722
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗИРУЮЩИЕ ФУНКЦИИ СЕМЬИ / ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СЕМЬИ / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ СЕМЬИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Курагина Г.С.

Сущность феномена современной семьи; характеристики воспитательного потенциала; типология семей с позиции воспитания и социализации ребёнка; проблемы социализации ребёнка в современной семье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Семья на современном этапе общественного развития»

СЕМЬЯ и ДЕТСТВО НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

•ТВШНОГО

Семья

на современном этапе

общественного

развития

Г.С. Курагина,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры воспитания и социализации РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, e-mail: is_gala@mail.ru

В статье раскрыта сущность феномена современной семьи; даны характеристики воспитательного потенциала современной семьи; представлена типология семей с позиции воспитания и социализации ребенка; раскрыты проблемы социализации ребёнка в современной семье; обозначены актуальные перспективы дальнейших исследований проблем семьи.

социализирующие функции семьи • личностно ориентированное воспитание • воспитательный потенциал семьи • самоактуализация • самореализация • психологический климат семьи

Семья — наиважнейший социальный институт, который обуславливает становление личности человека, так или иначе оказывает влияние на все сферы его деятельности в течение всей его жизни. Кафедра социальной педагогики и социальной работы, а сегодня кафедра воспитания и социализации, провела ряд научных исследований, направленных на изучение воспитательного потенциала современной семьи, выявление влияния разных категорий семьей на социализацию ребенка, определение эффективных технологий, форм и методов социальной и социально-педагогической работы с разными категориями семей. Данные этих исследований легли в основу дисциплин, преподаваемых на кафедре, например, таких как «Основы социальной работы с семьей», «Социальная работа с неполной семьей» и др., включенных в модули «Социальная работа с семьей», «Взаимодействие педагога с семьей».

Предлагаем ознакомиться с некоторыми теоретическими выводами о положении семьи на современном этапе общественного развития,

сделанными на основе теоретического анализа современной научной литературы, а также исследований, проведенных преподавателями и студентами нашей кафедры, в рамках кандидатских и магистерских диссертаций.

Значимость влияния семьи на личность, ее сложность, многогранность, способность к трансформации обуславливают большое количество разных подходов к изучению семьи, а также определений, встречающихся в научной литературе. Наиболее известно определение семьи, данное А.Г. Харчевым: «Семья — это исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения». Среди определений понятия «семья», построенных по категориям семейных отношений, выделяется определение, данное исследователем семьи Н.В. Клюевой: «Семья — малая (первичная) группа, которая состоит из лиц, связанных двумя типами отношений: супружества и родства, которая обеспечивает личности эмоциональную стабильность, психологическую и физическую безопасность и личностный рост». Обе трактовки заключают в себе все сущностные характеристики современной семьи и, дополняя друг друга, отражают современную первоочередную потребность в семье как условию эмоциональной поддержки и личностного роста1.

Содержание жизнедеятельности семьи, ее социальная сущность, может быть понята через описание основных функций, на реализацию которых семья ориен-

1 Курагина Г.С. Социально-педагогическое сопровождение подростка из многодетной семьи: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.05 / Галина Салихьяновна Курагина; С.Пб.: РГПУ им. А.И. Герцена. — СПб., 2005. — 195 л.

тирована. В настоящее время ученые из разных областей знаний уделяют пристальное внимание проблеме классификаций функций семьи, и, тем не менее, этот вопрос остается неоднозначным. В традиционной классификации основными функциями являются репродуктивная, экономическая, воспитательная, коммуникативная, хозяйственно-бытовая, социально-статусная, сексуальная, сферой первичного социального контроля. Сегодня семья утратила многие функции, цементировавшие ее в прошлом: производственную, охранительную, образовательную и др. Большее значение приобрели такие функции, как психологическая безопасность, эмоциональная удовлетворенность всех членов семьи и подготовка детей к жизни в обществе. Эти изменения нашли отражение в классификации, предложенной Н.В. Клюевой, которая разделяет функции семьи на институциональные и базисные. Институциональные функции носят безличный характер. К ним относятся: функция воспроизводства; первичный социальный и сексуальный контроль; экономическая поддержка детей; поддержка нетрудоспособных; защита права ребенка на полноценное развитие. Базисные функции направлены на то, чтобы человек удовлетворял свои личные потребности в семье. К ним относятся: удовлетворение потребности в любви; функция эмоциональной поддержки и развития индивидуальности; функция самоутверждения, самореализации и личностного роста; психотерапевтическая функция семьи; функция социальной ответственности за каждого члена семьи; функция формирования позитивных отношений; функция формирования культурной общности. С позиций социальной педагогики наиболее значимыми с точки зрения воспитания и развития ребенка называются репродуктивная, экономическая, хозяйственно-бытовая, воспитательная, рекреационная, психотерапевтическая функции, а также функция первичной социализации. В нашем исследовании учитываются все рассмот-

ренные классификации как дополняющие друг друга2.

Рассмотрение современной семьи как целостного системного образования, призванного обеспечивать процесс социальной адаптации ее членов, требует всестороннего анализа целого ряда ее структурных и функциональных характеристик, протекающих в ней социально-психологических явлений и процессов.

Рассмотрим процессы социализации и воспитания в семье. В социализации личности участвует большое число институтов, однако центральное место в этом процессе, безусловно, как уже говорилось выше, занимает семья. Она обладает серьезными преимуществами в социализации личности благодаря частоте и непосредственности физических, эмоциональных и социально-психологических контактов детей и родителей, особой психологической атмосфере любви и нежности, заботы и уважения, понимания и поддержки.

Вопрос о соотношении понятий «социализация», «воспитание» ребенка вызывает дискуссию среди ученых. Ведущие ученые страны активно работали в данном направлении. Сложилась отечественная междисциплинарная научная школа социализации, яркими представителями которой являются Л.П. Буева, Б.З. Вульфов, И.С. Кон, А.В. Мудрик, А.В. Петровский, Д.И. Фельдштейн и др.

В контексте социальной педагогики С.А. Расчетина3 рассматривает социализацию в контексте преодоления личностью проблемных состояний, формирующихся под влиянием: физического состояния здоровья, возрастных кризисов, акцентуаций характера и особенностей тем-

2 2 Курагина Г.С. Социально-педагогическое сопровождение подростка из многодетной семьи: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.05 / Галина Салихьяновна Курагина; С.Пб.: РГПУ им. А.И. Герцена. — СПб., 2005. — 195 л..

3 Расчетина С.А. Социальная педагогика — развивающаяся область образования/ Под ред. К.Д. Радиной. — Псков: ПОИПКРО, 1998.

перамента, провоцирующих конфликтные ситуации в ближайшем окружении ребенка; искажений семейных отношений; ситуации нестабильности общества. В каждом из указанных случаев социализация рассматривается как процесс нахождения человеком выхода из сложившегося положения и восстановления своего социального статуса.

А.В. Мудриком названы социализирующие функции семьи в следующих аспектах: во-первых, семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие человека; во-вторых, семья влияет на формирование психологического пола ребенка; в-третьих, семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка, а также влияет на отношение детей, подростков и юношей к учебе и во многом определяет ее успешность; в-четвертых, семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами, а когда речь идет о нормах, определяющих исполнение им семейных ролей, влияние семьи становится кардинальным; в-пятых, в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека, проявляющиеся в социальных и межэтнических отношений, а также определяющих его стиль жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения; в-шестых, семья играет большую роль в процессе социального развития человека в связи с тем, что ее одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на притязаниях человека, помогают ему или мешают искать выходы в сложных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам его жизни, устоять в меняющихся социальных условиях. Ценности и атмосфера семьи определяют и то, насколько она становится средой саморазвития и ареной самореализации ее членов, возможные аспекты и способы того и другого.

Известно, что социализация не всегда бывает успешной. Причины возможной неуспешной социализации раскрыты А.В. Мудриком, на каждом возрастном

этапе им определены наиболее типичные опасности, столкновение с которыми могут неблагоприятно повлиять на становление личности. Именно здесь, по мнению ученого, особое значение приобретает воспитание как фактор успешной социализации4.

Целенаправленная социализация в семье происходит в основном по двум параллельным направлениям: в результате процесса воспитания и социального научения. Для характеристики современной семьи значимым является рассмотрение подходов к семейному воспитанию в рамках того или иного психологического направления. В целом можно выделить, по крайней мере, три таких направления: психоаналитическое, бихевиористское и гуманистическое. Основополагающей для нас является позиция гуманистической педагогики, учитывающая диалектику воспитательно-образовательного процесса, основанную на необходимости соединения свободного развития ребенка с педагогическим руководством этим процессом, на признании самоценности человека в сочетании с учетом общественного характера его бытия. Данная позиция важна для построения процессов индивидуального сопровождения ребенка.

Гуманистический подход как направление в современной теории и практике воспитания и обучения был сформирован в конце 50-х — начале 60-х годов в США. Психологическое обоснование этому направлению было дано в трудах А. Маслоу, К. Роджерса, Ш. Бюлер, Р. Бернса. Основная задача семьи, с их точки зрения, — формирование человека как уникальной личности, в которой главное — устремленность в будущее, способность ребенка быть свободным и ответственным за себя и окружающий мир. Конкретные рекомендации включают в себя постановку на первый план

4 Курагина Г.С. Социально-педагогическое сопровождение подростка из многодетной семьи: дисс. . канд. пед. наук: 13.00.05 / Галина Салихьяновна Курагина; С.-Петербург. РГПУ им.А.И. Герцена. — СПб., 2005. — 195 л.

интересов ребенка, использование контрактов (договоров по поводу того, что и каким образом будет осваиваться), условий для поиска, приоритет заинтересованности ребенка. Родители, разделяющие ценности гуманистического воспитания, принимают ребенка таким, какой он есть (безусловное положительное отношение к ребенку), эмпатичны и искренни в проявлении своих чувств.

Один из наиболее известных подходов к пониманию воспитания в семье разработан А. Адлером, автором индивидуальной теории личности, которая иногда рассматривается как предшественник гуманистической психологии. По А. Адлеру, человек — существо социальное, развитие личности рассматривается в первую очередь через призму социальных отношений. В теории личности, разработанной А. Адлером, подчеркивается, что у каждого человека есть врожденное чувство общности, или социальный интерес (т.е. естественное стремление к сотрудничеству), а также стремление к совершенству, в котором реализуется уникальность личности и творческие свойства человеческого «я». Фундамент личности, или стиль жизни, закладывается и прочно закрепляется в детстве, основан на усилиях, направляемых на преодоление чувства неполноценности, на компенсацию и выработку превосходства. А. Адлер рассматривает воспитание не только с точки зрения пользы для отдельной семьи и ребенка, но и как деятельность родителей, ощутимо влияющую на состояние общества в целом. Основным понятием семейного воспитания, по А. Адлеру, является равенство, но не тождественность между родителями и детьми.

Последователем А. Адлера был педагог Р. Дрейкурс, который развил и конкретизировал взгляды ученого, внедрил практику консультаций и лекций для родителей. Задачи воспитания родителями своих детей он видел: в уважении уникальности, индивидуальности и неприкосновенности детей с самого раннего возраста;

понимании детей, проникновении в их образ мышления, умении разбираться в мотивах и значении их поступков; выработке конструктивных взаимоотношений с ребенком; нахождении собственных приемов воспитания с целью дальнейшего развития ребенка как личности. Сформулированные Р. Дрейкурсом методы воспитания по-прежнему представляют интерес для родителей.

К. Роджерс утверждал, что человеку свойственны потребность позитивного отношения, которая удовлетворяется, когда ребенок испытывает одобрение и любовь со стороны окружающих, и потребность самоуважения, которая развивается по мере удовлетворения первой потребности. Условием здорового развития ребенка является отсутствие противоречия между Я-идеальным (представление о том, как тебя любят) и Я-реальным (действительным уровнем любви). Важнейшими понятиями модели семейного воспитания К. Роджерс считал проявление искренних, истинных чувств (и позитивных, и негативных) всеми членами семьи; безусловное принятие своих чувств и чувств близких; преданность своему внутреннему Я. Основные идеи воспитания К. Роджерса: родительская любовь имеет разные уровни: это любовь-забота о телесном благополучии ребенка, любовь-забота по отношению к его внутреннему Я, к его способности принимать индивидуальные решения; родители должны стремиться оказать влияние на ценности и убеждения детей, оставляя за ними свободу выбора конкретных действий; стиль общения в семье должен быть основан на открытости, свободе, взаимном уважении; нужно научить ребенка самостоятельно справляться с проблемами, постепенно передавая ему ответственность за поиск и принятие решения; родители должны научиться принимать помощь от детей.

Особенно важной для данной работы является концепция А. Маслоу. Ученый выделил пять категорий потребностей.

Все пять категорий потребностей располагаются иерархически от первичных — физиологические, до потребностей высокого порядка — самоактуализации. Согласно А. Маслоу, через поэтапное удовлетворение всех потребностей самосохранения можно прийти к самоактуализации; если оказалась нарушена одна из потребностей самосохранения, то самоактуализация оказывается невозможна.

Концепция А. Маслоу нашла отражение в работах Д. Грехэма, Д. Джайнотта и др. По утверждению Д. Грэхэма, если ребенок вынужден регулярно заботиться о своей защите из-за того, что испытывает постоянный дефицит любви и тепла в начальном периоде формирования его личности, он привыкает также защищаться и от своих потребностей, и от самого себя. Такой ребенок требует особого подхода со стороны взрослых. Для благополучного роста каждый ребенок нуждается, чтобы его семья жила в атмосфере любви и благополучия. Если взрослый безусловно принимает каждого ребенка, тепло и доброжелательно к нему относится, замечает любое продвижение на пути к успеху, то беспокойства, страхи, защитные реакции учащегося заметно снижаются. Он открыто говорит о своих чувствах, мыслях, переживаниях, не закрываясь при этом «маской», оставаясь самим собой. Причем чем значительнее успех, тем выше самооценка, самопринятие, самоуважение. Такое взаимодействие взрослого и ребенка (подростка) обеспечивает развитие и самоактуализацию личности последнего5.

В рамках гуманистического подхода в отечественной педагогике и психологии возникла парадигма гуманистического лич-ностно-ориентированного воспитания. Гуманистическое личностно-ориентиро-ванное воспитание — это педагогически управляемый процесс культурной иден-

5 Курагина Г.С. Социально-педагогическое сопровождение подростка из многодетной семьи: дисс. . канд. пед. наук: 13.00.05 / Галина Салихьяновна Курагина; С.-Петербург. РГПУ им.А.И. Герцена. — СПб., 2005. — 195 л.

тификации, социальной адаптации и творческой самореализации личности, в ходе которого происходит вхождение ребенка в культуру, в жизнь социума, развитие всех его творческих способностей и возможностей. Основным механизмом этого процесса является собственная активность личности, включенной в воспитательный процесс в качестве его субъекта и соавтора. Поэтому главное внимание направляется на развитие с раннего детства субъектных свойств личности: внутренней независимости, самостоятельности, самодисциплины, самоконтроля, самоуправления, саморегуляции, способности к рефлексии и др. В становлении субъектности ребенку требуется духовная и нравственная поддержка и помощь. Ее оказывают педагоги, родители, другие взрослые, сотрудничающие с детьми в решении проблем их здоровья, образования, досуга и др. Эта помощь имеет гуманитарный характер, то есть осуществляется добровольно, адресно, с любовью и уважением к детям, с заботой о растущем человеке, милосердным отношением к нему. Соответственно вышесказанному, педагогическое управление развитием ребенка осуществляется в формах педагогической помощи, социально-педагогической защиты, психолого-педагогической коррекции индивидуального развития, стимулирования саморазвития.

По мнению Е.В. Бондаревской, личност-но-ориентированный подход позволяет реализовать в педагогическом процессе принципы самоактуализации, индивидуальности, субъектности — создание условий для формирования индивидуальности личности, выбора, «творчества и успеха, доверия и поддержки» С точки зрения этой концепции воспитание в широком смысле понимается как процесс взаимодействия воспитателя и воспитуемого, в ходе которого создаются условия для саморазвития и самоактуализации личности. Воспитание в узком смысле определяется как целенаправленная деятельность педагога, направленная на создание условий для саморазвития и самоактуализации личности.

Такое определение категории воспитания с точки гуманистической личностно-ори-ентированной парадигмы принципиально отличается от трактовки, принятой в авторитарной педагогике, где воспитание понимается в узком смысле слова — как «процесс целенаправленного воздействия человека со стороны субъекта воспитательного процесса с целью передачи, привития ему определенной системы понятий, норм и т.д. Ударение здесь ставится на целенаправленность, планомерность процесса воздействия».

Таким образом, с позиции гуманистического и личностно-ориентированного подходов категория воспитание коррелирует с созданием личностно утверждающей ситуации, обеспечивающей становление опыта выработки личностного знания, собственного мнения, своей концепции мира, своего стиля, собственной структуры деятельности.

Следуя этим подходам, мы рассматриваем категорию воспитания как процесс взаимодействия воспитателя и воспитуемого, в ходе которого создаются условия для саморазвития и самоактуализации личности.

Следовательно, категория воспитания определяется и понимается как составная часть процесса социализации, а педагогически правильно выстроенный целенаправленный процесс воспитания создает оптимальные условия для развития ребенка, его самореализации и социализации.

Кроме влияния целенаправленно организованных родителями условий для саморазвития и самоактуализации личности, на ребенка воздействуют вся семейная атмосфера, семейные условия, социальное положение, род занятий, материальный уровень, уровень образования, ценностные ориентации членов семьи. Любая деформация родительской семьи приводит к отрицательным последствиям в развитии личности ребенка. Эти условия находят свое отражение в понятии «воспитательный потенциал семьи», который определяется возможностями в сфе-

ре духовно-практической деятельности родителей, направленной на формирование у детей определенных качеств, а также семейной микросредой, образом жизни семьи в целом.

Установлено, что под собственным потенциалом семьи, равно как и под сходными ему терминами «жизненный потенциал самой семьи», «нравственный потенциал», «воспитательный потенциал», ученые, социальные работники и социальные педагоги понимают:

а) в широком смысле слова — статистическую характеристику жизнедеятельности семьи, включающую совокупность различных ее потенциальных возможностей (социальных, экономических, организационных, психолого — педагогических, биологических, физических, духовных, культурных и т.д.), отражающую способность семьи самостоятельно решать возникающие проблемные ситуации с психолого-педагогической точки зрения — это знания, навыки, умения, мотивы, качества, стиль поведения каждого члена семьи в области внутренних отношений;

б) в узком смысле слова — динамическую характеристику, выражаемую уровнем психологического здоровья семьи.

К вопросу определения факторов, определяющих воспитательный потенциал семьи и их анализа, обращались многие исследователи. Так, И.В. Гребенниковой были названы следующие факторы: личный пример родителей, их общественное лицо; авторитет, основанный на активной гражданской позиции; образ жизни семьи, ее уклад, традиции, внутрисемейные отношения, эмоционально-нравственный микроклимат; разумная организация свободного времени и досуга семьи.

В дополнение к выявленным факторам у Е.В. Бондаревской мы находим следующие: материально-бытовые условия, численность и структуру семьи; жизненный

опыт и культурно-образовательный уровень взрослых членов семьи; характер отношения семьи с окружающей средой; уровень педагогической культуры; возможность использования средств массовой информации и культуры.

В данной работе при анализе воспитательного потенциала современной семьи учитываются следующие факторы:

1. Факторы макросреды и те изменения, которые в ней происходят;

2. Структура семьи (нуклеарная или многопоколенная, полная или неполная, многодетная или малодетная);

3. Материальные условия ее жизнедеятельности (уровень доходов жилищные условия, благоустроенность быта и т.д.);

4. Личностные характеристики родителей (социальный статус, уровень образования, общая и психолого -педагогическая культура, ориентации и установки на воспитание и образование детей);

5. Психологический климат в семье, система и характер взаимоотношений между ее членами, их совместная деятельность;

6. Помощь семье со стороны общества и государства в образовании и воспитании детей, социализации подрастающего поколения.

Прежде чем обратиться к воспитательному потенциалу современной семьи, определимся с ее типологией. Еще немногим более века назад в нашей стране практически все семьи были большие расширенные, с патриархальным укладом. В современное время, как известно, спектр видов и категорий семьи достаточно разнообразен и продолжает расширяться. В научной литературе широко представлены различные типологии семьи, в зависимости от оснований для классификации. Из существующего множества типологий семьи (психологические, педагогические, социологические) нам представляется наиболее актуальной типология, которая предусматривает выделение четырех категорий семей, различающихся по уров-

ню социальной адаптации, способности выполнять функции социализации и воспитания от высокого к среднему, низкому и крайне низкому: благополучные семьи, семьи группы риска, неблагополучные семьи, асоциальные семьи. Благополучная семья ассоциируется у нас с наличием обоих родителей физическим, психическим и нравственным здоровьем ее членов, материальным достатком, благоустроенным бытом. Психологическое благополучие такой семьи характеризуется дружелюбными, уважительными, открытыми и искренними отношениями ее членов. Такая атмосфера обеспечивается пониманием и добросовестным выполнением семейных функций всеми членами семьи, в частности, ответственным, авторитетным поведением родителей, их психологической зрелостью. Важно заметить, что родители в благополучной семье самостоятельно стремятся повысить уровень своей психолого-педагогической компетентности, осмысленно и творчески подходя к формированию семейной воспитательной стратегии. Благополучная семья активно взаимодействует с социумом, поддерживает тесные родственные и дружеские связи. Богатый ресурсный потенциал такой семьи создает все условия для активной учебной, трудовой и досуговой деятельности ее членов, способствует их развитию и самоактуализации.

Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями, практически не нуждаются в поддержке специалиста, так как за счет адаптивных способностей, которые основываются на материальных, психологических и других внутренних ресурсах, быстро адаптируются к нуждам своего ребенка и успешно решают задачи его воспитания и развития. В случае возникновения проблем им достаточно разовой, однократной помощи в рамках краткосрочных моделей работы. (Например, беседа, информирование и др.)

Семьи группы риска характеризуются затруднением в выполнении некоторых функций по объективным и субъективным

причинам (например, неполная семья, малообеспеченная семья, многодетная, семья, семья, имеющая в своем составе инвалида и т. п.), что снижает адаптивные способности этих семей. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил, поэтому специалисту необ-ходимо наблюдать за состоянием семьи, имеющимися в ней дезадаптирующими факторами, отслеживать, насколько они компенсированы другими положительными характеристиками, и в случае необходимости предложить своевременную помощь. Надо заметить, что термин «риск» не обозначает неблагополучия этих семей, но предполагает, что они могут стать неблагополучными при ухудшении их жизненных обстоятельств. В зависимости от характера проблем специалист оказывает таким семьям образовательную, психологическую, посредническую помощь в рамках долговременных форм работы. (Например, профилактика, консультирование, сопровождение и др.)

Неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляются с большинством возложенных на них функций, а особенно с функцией социализации ребенка. Их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями и малорезультативно. Часто это семьи, где родители имеют зависимости, конфликтные семьи и педагогически несостоятельные семьи. В таких семьях возможно проявление различных форм жестокого обращения с ребенком, например, психологического насилия, пренебрежение нуждами ребенка, часто неосознаваемого родителями как такового. Для данного типа семьи необходима активная и обычно продолжительная поддержка со стороны специалиста (например патронаж.)

Асоциальные семьи — те, с которыми взаимодействие протекает наиболее трудоемко и состояние которых нуждается в

коренных изменениях. В этих семьях, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни и где жилищно-быто-вые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается, дети оказываются безнадзорными, отстают в развитии, становятся жертвами насилия как со стороны родителей, так и других граждан того же социального слоя. Работа специалиста с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами, а также органами опеки и попечительства6.

Каждую из категорий семей характеризуют протекающие в ней социально-психологические явления и процессы, присущие ей брачно-семейные отношения, включающие психологические аспекты предметно-практической деятельности, круг общения и его содержание, особенности эмоциональных контактов членов семьи, социально-психологические цели семьи и индивидуально-психологические потребности ее членов.

Надо отметить, что психологический климат особенно значимо влияет на развитие детей в семье и определяет устойчивость внутрисемейных отношений. Он не является константным. Психологический климат — субъективная характеристика, так как создается членами каждой семьи, от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным.

По мнению С.В. Гуркиной, благоприятный психологический климат обладает следующими признаками: сплоченность, возможность всестороннего развития личности каждого ее члена, высокая доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу, чувство защищеннос-

6 Курагина Г.С. Теоретические аспекты изучения вос-

питательного потенциала современной семьи // Современная семья от теории к практике. Опыт учреждений социального обслуживания / Под ред. Ю.Ю. Ивашкиной, О.В. Костейчука. — СПб ГБУ «Городской информационно-методический центр «Семья», 2017. — 187 с., с. 45—58.

ти и эмоциональной удовлетворенности, гордость за принадлежность к своей семье, ответственность. Каждый член семьи, в которой царит благоприятный психологический климат, в отношении к остальным проявляет любовь, уважение и доверие, к родителям — еще и почитание, к более слабому — готовность помочь в любую минуту. Важными показателями, определяющими благоприятный психологический климат семьи, являются: стремление ее членов к проведению свободного времени в домашнем кругу, беседы на интересные для всех темы, совместное выполнение домашней работы, подчеркивание достоинств и добрых дел каждого. В таком климате развивается семейная гармония, снижается острота возникающих конфликтов, снимаются стрессовые состояния, повышается оценка собственной социальной значимости и самореализации каждого члена семьи.

Изначально благоприятный семейный климат основан на супружеских отношениях. При совместной жизни у супругов возникает необходимость в готовности к компромиссу, умении считаться с потребностями партнера, уступать друг другу, развитии в себе таких качеств, как взаимное уважение, доверие, взаимопонимание. Когда члены семьи испытывают чувства тревожности, эмоционального дискомфорта, отчуждения, это говорит о неблагоприятном психологическом климате в семье. Это препятствует выполнению семьей одной из главных своих функций — психотерапевтической, снятию стресса и усталости, а также способствует возникновению депрессий, ссор, психической напряженности, дефицита положительных эмоций. При отсутствии у членов семьи стремления к улучшению такого положения само существование семьи становится проблематичным. Психологический климат можно определить в качестве характерного для той или иной семьи более или менее устойчивого эмоционального настроя, представляющего собой следствие семейной коммуникации, то есть возникающего в результате совокупности настроения

членов семьи, их душевных переживаний и волнений, отношения друг к другу, к другим людям, к работе, к окружающим событиям. Следует отметить эмоциональную атмосферу семьи как важный фактор, отражающий эффективность функций жизнедеятельности семьи, состояния ее здоровья в целом. Ей обуславливается стабильность брака7.

Рассмотрим близкое, но не тождественное понятию «психологический климат», понятие «психологическое здоровье семьи», введённое В.С. Торохтием. Автор говорит о том, что этот «интегральный показатель динамики жизненно важных для нее функций, выражающий качественную сторону протекающих в ней социально-психологических процессов и, в частности, способность семьи противостоять нежелательным воздействиям социальной среды», не тождествен понятию «социально-психологический климат», которое в большей степени применимо для групп (в том числе малых) разнородного состава, чаще объединяющих своих членов на основе профессиональной деятельности и наличия у них широких возможностей выхода из группы и т. д. В.С. Торохтий утверждает, что для малой группы, имеющей родственные связи, обеспечивающие устойчивую и длительную психологическую взаимозависимость, где сохраняется близость межличностных интимных переживаний, где особо значимо сходство ценностных ориентации, где одновременно выделяется не одна, а ряд общесемейных целей, и сохраняется гибкость их приоритетности, адресности, где главным условием ее существования является целостность — более приемлем термин «психологическое здоровье семьи». В число основных критериев психологического здоровья семьи B.C. Торохтий включает следую-

7 Гуркина С.В. Особенности семейного воспитания в современном мире // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http:// human.snauka.ru/2015/11/13182 (дата обращения: 09.12. 2017).

щие: сходство семейных ценностей, функционально-ролевая согласованность, социально-ролевая адекватность в семье, эмоциональная удовлетворенность, адаптивность в микросоциальных отношениях, устремленность на семейное долголетие. Этими критериями психологического здоровья семьи создается общий психологический портрет современной семьи и прежде всего характеризуется степень ее благополучия8.

Таким образом, исследователи отмечают, что функция эмоциональной поддержки в семье становится доминирующей, более значимой, чем большинство ее традиционных функций, и, соответственно, ведущей при составлении характеристики семьи.

Прежде чем анализировать особенности воспитательного потенциала современной семьи, обратимся к характеристике процессов, влияющих на процессы трансформации семейных отношений, функций семьи и ее воспитательный потенциал в целом в советский период.

Для семейной политики советского периода были характерны следующие черты9:

— семья понималась как важнейший институт советского общества, поэтому она находилась под контролем государства и партии;

— материнство понималось как важная социальная и государственная функция женщин, поэтому государство поддерживало материнство и морально, и материально;

— государство брало на себя большую долю ответственности за воспитание, образование, охрану здоровья детей;

8 Торохтий B.C. Психология социальной работы с семьей. — М.: Наука, 2000.

9 Курагина Г.С. Теоретические аспекты изучения воспитательного потенциала современной семьи // Современная семья от теории к практике. Опыт учреждений социального обслуживания / Под ред. Ю.Ю. Ивашкиной, О.В. Костейчука. — СПб ГБУ «Городской информационно-методический центр «Семья», 2017. — 187 с., с. 45—58.

— женщины-матери несли ответственность за семью и семейный быт;

— женщины-матери несли ответственность за детей: за их здоровье, учебу, успешную социализацию.

Воспитательный потенциал семьи данного периода формировался под влиянием факторов, обусловленных следующими социально-историческими процессами:

— происходил отход от модели авторитарно-патриархальных отношений к более демократичным и равноправным как между супругами, так и между родителями и детьми;

— исчезла необходимость в детях как в рабочей силе, в связи с чем уменьшается количество детей в семье;

— атеистический характер государственных установок освободил семью от религиозно-брачных предписаний;

— появилась высокая занятость женщин на производстве и в сфере домашнего труда;

— имело место резкое нарастание количества разводов;

— существовал высокий уровень вмешательства государства в воспитание и социализацию детей (ясли-сад, школа признаются ведущими агентами социализации детей);

— под детство высвободился более длительный период, (сроки социального созревания новых поколений возрастает до 22—23 лет).

В результате влияния данных факторов институт семьи в советский период характеризуют следующие новообразования: в результате разводов резко увеличилось число неполных семей, а вместе с ними и малообеспеченных; появилась размытость и неоднозначность понимания семейных ролей и функций; возникло разнообразие стилей детско-родительских отношений (авторитарный, либеральный, демократический); с распространением малодетных семей семейный уклад в подавляющем большинстве становится детоцентричес-

ким; в силу влияния политики государства появилось такое явления как отчуждение родителей от функции воспитания, а вместе с этим и родительская беспомощность, и, как следствие, ослабление родительского авторитета: в силу трудовой занятости, физической и психологической перегруженности появился феномен материнской депривации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В современное время многие тенденции трансформации таких характеристик семьи как структура семьи, ее уклад, психологический климат и др., заложенные в XX веке, получили свое развитие. Современная семья еще в большей степени утрачивает многие, исторически присущие ей естественные ресурсы воспитания. Подавляющее большинство современных семей (80%) являются малодетными и нуклеарными, почти 30% семей с детьми являются неполными10. Эти факторы обедняют социализирующую среду семьи, единственный ребенок, становясь центром семейной жизни, испытывает на себе чрезмерную родительскую опеку, недостаток общения с близкими по возрасту детьми, зачастую он не имеет домашних поручений и опыта решения бытовых проблем, что создает условия для развития у ребенка повышенного эгоцентризма, эмоциональной скованности, слабо развитых коммуникативных качеств. В нуклеар-ной семье, состоящей из двух поколений (родители и их дети), ограничивается возможность передачи опыта и традиций от прародителей внукам. В такой семье мать также испытывает бытовую и психологическую перегрузку, так как оказывается изолированной, лишенной естественной прежде помощи бабушек и других родственниц по женской линии, которые были приняты в большой расширенной семье. Таким образом, нарушается преемственность поколений, что ослабляет воспитательный потенциал семьи.

Социологические исследования по выявлению у современных родителей наиболее

10 Калабеков И.Г. Российские реформы в цифрах и фактах, 2008—2017 [Электронный ресурс] http://refru.ru/

demography.html (дата обращения: 11.12.2017).

значимых жизненных ценностей показали, что 75,7% родителей детей-дошкольников основной жизненной ценностью считают воспитание детей. Однако, лишившись поддержки государства (государство сегодня имеет несравнимо меньшее влияние на подрастающее поколение, чем советский период), родители, утратившие возможность опираться на родовой и традиционный педагогический опыт, зачастую остаются один на один с закономерно возникающими в процессе воспитания проблемами и остаются беспомощными в их разрешении.

Как отмечает Н.А. Зелевская, «существенное влияние на уклад семейной жизни, а также на содержательный и технологический компоненты семейного воспитания оказывает сегодня такое относительно новое явление современной жизни, как глобальная компьютеризация. Согласно требованиям нового времени, компьютерная грамотность является необходимым элементом культуры каждого современного человека. Вследствие этого духовное общение детей и родителей, их совместные занятия сводятся к минимуму, а традиционные средства семейного воспитания (праздничные вечера, походы на природу, чтение, песенные, танцевальные вечера и т.д.) постепенно вытесняются общением детей и родителей с компьютером. Поскольку виртуальная реальность становится сегодня неизбежной данностью нашего бытия, то перед родителями и педагогами встает необходимость соответствующего содержательно-смыслового насыщения этого компонента воспитательного пространства. Все это обуславливает необходимость переосмысления традиционных и поиска новых средств воспитания детей в семье, которые были бы более эффективными в современных условиях»11.

11 Зелевская Н.А. Проблема воспитания детей в семье в русской педагогике второй половины XIX — первой половины XX веков: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Зелевская Н.А.; Рязан. гос. пед. ун-т им. С.А. Есенина. — Рязань, 2003. — 22 с.

Рассмотрим наиболее распространенные типы семей группы риска в современной России.

Малообеспеченная семья. Материальное положение семьи является существенной характеристикой воспитательного потенциала семьи. Совершенно очевидно, что дети из малообеспеченных семей имеют меньше возможностей для качественного удовлетворения витальных потребностей, получения полноценных медицинских, образовательных услуг, возможностей для организации досуга, обеспечивающего всестороннее развитие личности и т.д. Анализ современных исследований по проблемам семьи показал, что на сегодняшний день «более половины детей рождаются в бедных семьях или имеют риск тотчас превратиться в обездоленных»12. Доля бедных в России в годы экономического роста не опускалась ниже 35%. В своем исследовании А.Л. Жуков отмечает, что более половины россиян тратят на питание более 40% семейных средств, тогда как эта цифра не должна превышать 10—15%13. В таких условиях сложно ожидать полноценной реализации семьей своего воспитательного потенциала. С.А. Багерове выявляет такие особенности детей из малообеспеченных семей, как отсутствие инициативы, пассивность; перекладывание ответственности на других; неумение ставить цели добиваться их; боязнь риска; стремление обвинять в своих бедах других14.

Неполная семья. Настоящее время характеризуется очень высоким уровнем разводов (на 100 заключенных браков приходится около 70 разводов), большим количеством внебрачных рождений и достаточно высоким уровнем смертности

12 Римашевская Н.М. Риски бедности в современной России // Народонаселение. — 2010. — № 2. — С. 4

13 Жуков А. Л. Установление достойной и справедливой заработной платы — требование времени // Народонаселение. — 2010. — №4. — С. 119.

14 Багерове С.А. Бедность и политика адресной социальной помощи малоимущим семьям. 2009.

среди взрослых людей, находящихся еще в довольно молодом возрасте. Следствием этого — является образование неполных семей. По данным переписи населения 2010 г. известно, что одну треть от общего числа детей с детьми до 18 лет составляют неполные семьи. А именно из 17,3 млн семей с детьми до 18 лет — 5,6 миллионов материнских семей, 0,65 млн — отцовских15. С точки зрения выполнения основных функций, в частности функций воспитания и социализации, неполная семья является семьей группы риска. Риск возникновения неблагополучия в такой семье обусловлен рядом отдельных или взятых в совокупности факторов. Наиболее значимые из них: низкий материальный уровень семьи, ее социально-бытовая и жилищная неустроенность, повышенная бытовая и психологическая нагрузка на одинокого родителя, высокий уровень его неудовлетворенности жизнью, недостаточность социальных контактов семьи, повышенный уровень семейной тревожности, ограниченность досуговой деятельности семьи, бедность коммуникативных контактов в семье, отсутствие примера для ребенка выполнения полоролевых функций одним из родителей.

В неполных семьях проблема качества воспитания стоит особенно остро: у детей не формируется должного представления о семейной жизни, деформируются образцы семейного поведения, которые в будущем могут быть встроенными в их собственную жизненную практику, матери испытывают повышенную экономическую, психологическую и хозяйственно бытовую нагрузку16.

Ряд исследований показывает, что мать-одиночка имеет более выраженную установку на воспитание детей и гиперопеку,

15 Калабеков И.Г. Российские реформы в цифрах и фактах, 2008 — 2017 [Электронный ресурс] http://refru.ru/ demography.html (дата обращения: 11.12.2017).

16 Курагина Г.С. Актуализация воспитательного потен-

циала многодетной семьи как условие успешной социализации детей // Детский сад от А до Я [Текст] —

2007 — № 2. — С. 94—101.

чем мать из полной семьи. Мать стремится компенсировать то, что, по ее мнению, дети недополучают в воспитании из-за отсутствия отца. По отношению к своим детям мать занимает контролирующую, охранительную, опекающую позицию. Это формирует определенную личность ребенка — безынициативную, несамостоятельную, эмоционально ранимую, поддающуюся внешним влияниям17.

Итак, особенности воспитательного потенциала семьи на современном этапе обусловлены следующими факторами:

— большинство современных семей (80%) являются малодетными и нукле-арными;

— 25% семей с детьми являются неполными;

— около 35% семей являются бедными;

— имеет место непонимание родителями содержания, целей и методов процесса семейного воспитания в новых социально-экономических условиях;

— наблюдается значительное снижение социализирующего влияния прародителей и расширенной семьи;

— существует разнообразие моделей семейного поведения от патриархального до детоцентристского, с значительным уклоном в детоцентризм;

— наблюдается отсутствие четкого понимания семейных ролей и их функций;

— появление новых, неконтролируемых агентов социализации, конкурирующих с семьей: СМИ, Internet и др.

Вместе с тем ученые отмечают положительные тенденцию последних лет. В 2010 году 89% россиян заявили о том, что они предпочитают семейный образ жизни. По-прежнему сохраняется установка на деторождение. Выявлена удовлетворен-

17 Акутина С.П. Социально-педагогическое консультирование материнской семьи / С.П. Акутина, Е.М. Гуданова // Молодой ученый. — 2015.

ность взаимоотношениями родителей и детей в относительно благополучных семьях

Однако исследователи отмечают понижающийся уровень психолого-педагогической осведомленности современных родителей, их педагогической культуры, являющейся значительной характеристикой воспитательного потенциала семьи. Отсутствие у родителей знаний о закономерностях личностного развития, о возрастных особенностях и их значимости в процессе воспитания, понимание целей воспитания и соответствующих им методах, в конечном счете может привести к неспособности гармонично взаимодействовать с ребенком, а в худшем случае потерять с ним связь. Н.С. Кабанова считает, что под педагогической культурой, помимо осведомленности родителей об особенностях организации и протекания воспитательного процесса в семье, необходимо понимать и совокупность их личностных качеств, которые находят свое выражение в определенных поступках. Воспроизводимые в семье модели поведения, в свою очередь, закрепляются в сознании ребенка, воспринимаются в качестве должных, единственно приемлемых. Очевидно, что негативные качества родителей и соответствующие образцы поведения, являющиеся для ребенка примером, эталоном для подражания, начинают воспроизводиться и им, деструктивно сказываясь на формировании его личности18.

Становятся очевидными приоритетные направления работы с современной семьей. В первую очередь, по-нашему мнению, важно ориентировать родителей на выбор целей и задач воспитания. Актуальной целевой установкой воспитания сегодня становится выработка у подрастающе-

18 Кабанова Н. С. Проблема формирования воспитательного потенциала современной российской семьи // Материалы XIV Международной конференции молодых ученых «Человек в мире. Мир в человеке: актуальные проблемы философии, социологии, политологии и психологии». Пермь, 2011.

го поколения «умения решать свои проблемы, делать жизненный выбор, искать самостоятельно и с помощью взрослого способы построения нравственной жизни на сознательной основе.

Сегодня в России основной ценностью становится право человека быть самим собой. У современного россиянина появляется больше возможностей для свободного творческого выбора и проявления. С другой стороны, изменяется и сам объект воспитания. Ребенок становится все более информированным и развитым, а потому руководство его духовным и нравственным созреванием требует более высокой культуры и педагогического мастерства взрослых»19.

Важно помочь осознать родителям тот факт, что сегодня не существует универсального алгоритма, набора знаний и методов воспитания, в связи с чем процесс воспитания требует значительной доли родительской инициативы, вдумчивого творческого подхода, постоянного повышения родительской психолого-педагогической компетентности. Основа родительского авторитета не может больше основываться не абсолютной родительской власти или на универсальности и незаменимости их профессиональных или житейских знаний.

Таким образом, сегодня, в условиях повышения интереса родителей к поиску способов наращивания воспитательного потенциала семьи, с одной стороны, и дефицита традиционной помощи расширенной семьи и государственной поддержки в процессе воспитания ребенка, с другой стороны, возрастает необходимость расширения подготовки специалистов по работе с семьей, способных оказывать педагогическую, социально-педагогическую, психологическую и социальную помощь различным типам семей.

19 Катасонов В.В., Поветьев П.В. Семейное воспитание: традиции и современность [Электронный ресурс] http://www.nirsi.ru/107. (дата обращения: 11.12.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.