Научная статья на тему 'Издержки социализации детей в неблагополучной семье'

Издержки социализации детей в неблагополучной семье Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
237
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬИ СОЦИАЛЬНОГО РИСКА / ВОСПИТАНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ РЕБЁНКА / РЕАБИЛИТАЦИЯ СЕМЬИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дементьева Изабелла Федоровна

Типология семей социального риска. Формирование деструктивной личности ребёнка в семье социального риска. Модель баланса факторов социализации детей в неблагополучной семье. Профилактика неблагоприятных факторов в социализации детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Costs of the children''s socialization within the problem family

Typology of the social risk families. Creating the destructive personality of a child within the family of social risk. Model of balance the factors of socialization the children within the problem family. Prophylaxis of problem factors for socialization children.

Текст научной работы на тему «Издержки социализации детей в неблагополучной семье»



Издержки социализации детей в неблагополучной

семье

Изабелла Фёдоровна Дементьева,

заведующая лабораторией ФГБНУ «Институт семьи и воспитания Российской академии образования»,доктор социологических наук

• семьи социального риска • воспитание • социализация ребёнка • реабилитация семьи

По характеру проявления негативных качеств семьи социального риска подразделяются на безусловно асоциальные и семьи с латентными признаками неблагополучия. К числу первых следует отнести: алкогольные, наркозависимые и криминальные семьи. Вторая группа включает менее выраженные факторы неблагополучия: педагогически несостоятельные, дезорганизованные, неполные, семьи с внебрачным ребёнком, многодетные, повторный брак, семьи безработных, инвалидов. Следует иметь в виду, что предлагаемая типология не носит законченный характер и рассматривает лишь наиболее распространённые группы семей социального риска в их деятельности по социализации детей.

Заметим, что в первой группе (асоциальные семьи) вероятность формирования деструктивной личности ребёнка приближается к 100%, в связи с чем нередко ставится вопрос об изъятии его из семьи. Вторая группа (с латентными признаками неблагополучия) позволяет надеяться на позитивный результат социализации ребёнка, сохраняя его в семье при условии активной поддержки семьи со стороны социальных институтов и ближайшего окружения.

Наиболее существенные дефекты социализации детей выделяются в семьях с алкогольной и наркотической ориентацией. В обоих случаях имеет место игнорирование базовых потребностей ребёнка, проявляются низкий социальный контроль и поддержка, происходит вовлечение ребёнка в употребление алкоголя и наркотиков, существует риск попадания ребёнка в ситуацию жертвы (безнадзорность), отсутствуют условия для личностного развития ребёнка, отмечаются материальные трудности семьи.

В криминогенной семье дефекты социализации со стороны родителей выражаются в насаждении криминальной субкультуры, отрицании общественно одобряемых норм и ценностей, культивировании агрессии.

Педагогически несостоятельные семьи используют в качестве принципов социализации следующие отвергаемые педагогикой действия: жёсткий социальный контроль, низ-

кая поддержка, завышенная критика и требовательность, невыполнение данных детям обещаний и прямая ложь, ограничение возможностей личностного развития ребёнка и т.п.

Дезорганизованная семья с её внутренними конфликтами отличается взаимным отчуждением, низкой доверительностью и поддержкой, отсутствием эмпатии.

Существует также ряд семей, где дефекты социализации детей носят преимущественно объективный характер, ауспеш-ность реабилитации семьи во многом зависит от государственных мер помощи и поддержки. Наиболее массовая категория таких семей — неполная, возникшая в результате развода или смерти одного супруга. Такая семья допускает следующие дефекты при осуществлении социализации детей: низкий социальный контроль и слабая поддержка (как результат ограниченности времени у единственного родителя), низкий авторитет родителей и отсутствие в семье образца для половой идентификации (следствие развода), ограничение возможностей личностного развития ребёнка (материальные трудности семьи).

Следующая группа из числа неполных семей — материнская семья, возникшая в результате внебрачного рождения ребёнка. Хотя структурно она также относится к неполным семьям, однако здесь существуют иные механизмы её формирования, которые определяют воспитательную специфику. Изначальное отсутствие в семье мужа-отца чаще всего свидетельствует о низкой социальной ответственности женщины, а материальная необеспеченность и наличие вредных привычек являются устойчивыми характеристиками такой семьи. В результате здесь имеют место пренебрежение основными потребностями ребёнка, вероятность его раннего приобщения к непосильному труду (физическая эксплуатация), а также риск использования детей для сексуальных услуг (сексуальная эксплуатация). В большинстве случаев в таких семьях проявляется безнадзорность, отсутствует социальный контроль, фиксируется склонность ребёнка к вредным привычкам (алкоголизму, наркомании и т.п.).

В разряд семей с неявными дефектами социализации следует отнести также многодетные семьи, где в силу недостаточной

материальной обеспеченности наблюдается дефицит любви, непредумышленное пренебрежение основными нуждами и ограничение возможностей личностного развития ребёнка, а также его раннее приобщение к непосильному труду (физическая эксплуатация). Многодетность сегодня часто рассматривается как фактор социального риска ещё и потому, что здесь статистически значимы другие, более тяжёлые формы неблагополучия: внебрачная беременность, неконтролируемая рождаемость, беспорядочные половые связи, алкоголизм. Наличие таких поведенческих отклонений в многодетной семье приводит к накоплению дополнительных дефектов воспитания, усугубляющих дезадаптацию ребёнка.

Свои особенности и отклонения в социализации детей наблюдаются также в семьях, созданных в результате повторного брака. Здесь присутствуют такие факторы неблагополучия, как совместное проживание сводных детей от разных родителей, что приводит к эмоциональному отстранению, ограничению контактов детей с биологическими родителями (психологическое насилие). Именно в таких семьях чаще всего имеют место случаи сексуального насилия (развращения) между сводными родственниками. Дефекты социализации здесь обусловлены низким социальным контролем, низкой поддержкой со стороны родителей, безнадзорностью, повышенной вероятностью сексуального посягательства на детей (инцест).

К числу неблагополучных по выполнению функции социализации следует также отнести семьи безработных родителей с несовершеннолетними детьми. По данным Госкомстата, средний уровень безработицы в России составляет около 12%, в связи с чем следует рассматривать семьи безработных как массовое явление. В силу объективных обстоятельств эти семьи находятся за чертой бедности и не имеют средств для удовлетворения базовых потребностей детей. Это приводит к пренебрежению основными нуждами и потребностями ребёнка, что рассматривается международной практикой как жестокое обращение с детьми. В такой семье дети имеют ограниченные возможности для личностного развития, низко оценивают авторитет родителей, пользуются излишней самостоятельностью, безнадзорностью. Высока вероятность злоупотребле-

ний безработных родителей трудовой занятостью детей, используемой для решения материальных проблем семьи (экономическая эксплуатация).

Ещё одна категория семей с неявными признаками социального неблагополучия — это семья родителей-инвалидов. В таких семьях повсеместно отмечается бедность, низкий уровень жизни, а значит — невозможность удовлетворить основные потребности ребёнка (пренебрежение потребностями как форма насилия). Одновременно здесь фиксируется такая особенность семьи, как социальная невключенность родителей, отсутствие полноценных социальных связей с внешним миром по причине физических или ментальных проблем. Возникают воспитательные издержки, связанные с ограничением свободного личностного развития ребёнка, низким авторитетом родителей, неэффективным социальным контролем, трудностями внесемейных контактов детей, безнадзорностью.

Далее остановимся на конкретных изъянах социализации, определяемых на основе специфических внешних признаков детей, а также через отклонения в физическом, психологическом и социальном развитии.

Как правило, дети из неблагополучных семей имеют достаточно очевидные отклонения как во внешнем облике, так и в личностном развитии. Особенности внешнего вида детей не всегда возможно дифференцировать по конкретным типам семейного неблагополучия, однако их принадлежность к такого рода семьям не вызывает сомнения. В большинстве неблагополучных семей, независимо от типа, у детей наблюдаются: дефицит массы тела, отставание в росте, гигиеническая запущенность, и как следствие — кожные болезни разной этиологии, голодные глаза, затравленный вид. Вместе с тем ряд внешних признаков может указывать на конкретный тип семейного неблагополучия: атрибутика одежды и обуви, татуировки, бритая голова (криминогенная семья); следы множественных травм разной давности и специфического вида — отпечатки пальцев на теле, следы ремня и т.п. (педагогически несостоятельная семья, применяющая физические наказания); признаки случайных травм, порезов, ушибов, частые отравления (результат безнадзорности в алкогольных, неполных и др. семьях).

Обратимся теперь к анализу физических отклонений в развитии детей, воспитанных в условиях неблагополучной семьи. Исходя из перечисленных выше дефектов воспитания в семьях разного типа, можно составить карту соматических нарушений ребёнка в каждом конкретном случае.

Алкогольные и наркозависимые семьи чаще всего способствуют развитию у ребёнка анемии, наличию хронических болезней пищеварения, дыхания, мочеполовой системы, обезвоживанию организма (у грудных детей). В наркозависимых семьях в последние годы частым явлением становятся также врождённые венерические болезни детей и ВИЧ-инфекции как следствие заражения от родителей.

Физическое состояние детей из криминальных семей в целом не вызывает беспокойства. Здесь распространён культ силы, поэтому популярны занятия силовыми видами спорта, «накачка мускулов».

Состояние здоровья детей из педагогически несостоятельных семей отличается высокой проблемностью. Им свойственны многочисленные соматические и нервные болезни, такие как задержка физического развития, сотрясение мозга (как результат физических наказаний), энурез, язва желудка, кожные и аллергические болезни, нервный тик, заикание, нарушение сна и аппетита (как результат психологического насилия).

В дезорганизованных семьях на почве постоянных супружеских ссор и конфликтов у детей развиваются преимущественно болезни нервного характера со следующими внешними проявлениями: резкая потеря массы тела или ожирение, аллергические патологии, кожные болезни, язва желудка, нарушение сна и аппетита и т.п.

Для большинства семей с неявными признаками неблагополучия, имеющих разную причинность формирования, характерны общие признаки физического недомогания детей: дефицит массы тела, постоянное чувство голода (материальные трудности семей), случайные травмы и отравления (безнадзорность), хронические болезни (низкая медицинская активность родителей). Другие внешние симптомы физического нездоровья носят более адресный характер и свойственны определённым категориям семей. Так, в семьях с внебрачным ребёнком при высокой ме-

дицинской безответственности матери распространены инфекционные болезни, а также наследственные венерические заболевания. В многодетных семьях в связи с ранним приобщением детей к зарабатыванию денег развивается дефицит сна и отдыха у несовершеннолетних.

Наряду с физическими отклонениями в развитии детей неблагополучная семья создаёт почву для формирования у них психологических (даже психических) отклонений.

Диапазон психологических нарушений в развитии личности ребёнка значительно более разнообразен в сравнении с физическими нарушениями, о которых речь шла выше, и чётко коррелирует с типом семейного неблагополучия. Так, у детей в алкогольной семье специалисты отмечают признаки накопления умственной деградации детей, пограничных форм нарушения интеллекта, задержки психического развития, социальной дезадаптации, дромомании — как причины многократных побегов детей из дома. В наркозависимых семьях наблюдается та же симптоматика, но с более глубоким поражением ментальной сферы, низким коэффициентом интеллекта, крайней степенью умственной отсталости и т.п. Отмечаются также деструктивные изменения волевой сферы: высокая внушаемость, безволие, низкая сопротивляемость и т.д.

Качественно иной набор психологических отклонений фиксируется у детей в криминальной семье. Здесь преобладают такие особенности личности, как: агрессия, нетерпимость, конфликтность, культ насилия, механизм уголовного подражания и т.п.

В педагогически несостоятельной семье, применяющей физические наказания, унижения и оскорбления ребёнка, формируются такие психологические качества, как низкая самооценка и отсутствие стремления к достижениям, эмоциональная неразвитость, замкнутость, виктим-ность, суицидальные попытки. Дезорганизованная семья на фоне присущего ей отчуждения между супругами создаёт предпосылки для развития высокой тревожности ребёнка, неуверенности в себе, виктимности, депрессий, низкой самооценки, истероидности.

Ряд общих психологических отклонений в развитии детей наблюдается в семьях

с неявными признаками неблагополучия. Здесь повсеместно проявляются: повышенная тревожность (как следствие материальной или психологической неустойчивости семьи), заниженная самооценка (в связи с отсутствием поддержки со стороны родителей), низкая познавательная установка, эмоциональная неразвитость (актуализация ребёнка на уровне удовлетворения физиологических потребностей) и т.п. Однако в ряде случаев отклонения в развитии ребёнка носят специфический характер. Так, в неполной семье или с внебрачным ребёнком отсутствие одного родителя формирует половой деморфизм, нарушение половой идентификации ребёнка. Многодетная семья с её бедностью и жёсткой конкурентной борьбой детей за физическую выживаемость провоцирует развитие взаимной агрессии, черствости, отсутствие родственной привязанности, поддержки. Повторный брак, изменивший ролевые отношения в семье и понизивший статус ребёнка, порождает его протестное поведение в форме побегов из дома, социальное одиночество, незащищённость.

Остановимся теперь на социальных отклонениях в развитии личности ребёнка. Здесь также можно выделить типические, общие для большинства рассматриваемых семей проявления личностной деформации ребёнка. Такие широко распространённые поведенческие признаки, как безнадзорность, низкая школьная посещаемость и успеваемость, являются следствием слабого социального контроля родителей, который присущ практически всем неблагополучным семьям. Другой распространённый показатель отклонений социального характера в поведении ребёнка — его неоднократное задержание за кражу, в том числе продуктов питания, что связано с низкой материальной обеспеченностью семьи и игнорированием родителями базовых потребностей ребёнка (прежде всего в пище). Столь же повсеместно фиксируется в неблагополучных семьях риск приобщения детей к алкоголю и наркотикам, что свидетельствует об отсутствии поддержки со стороны родителей и различных формах насилия, применяемых к детям.

Представленная выше типология семей по уровню неблагополучия свидетельствует о массовости, а также о появлении новых модификаций этого негативного социального явления. Углублённый ана-

лиз десоциализации детей в указанных семьях ставит общество перед необходимостью принятия решительных мер к неблагополучным семьям, поскольку своей воспитательной недееспособностью они приводят к снижению качественного потенциала молодого поколения.

Профилактика неблагоприятных семейных условий социализации детей может осуществляться через противопоставление факторам-побудителям неблагополу-

чия факторов-нейтрализаторов, т.е. посредством использования социальных ресурсов противодействия. К числу таких ресурсов прежде всего относятся: механизмы государственной социальной политики, ресурсы социального окружения семьи, система внутрисемейной поддержки, индивидуальные ресурсы членов семьи, педагогическое просвещение родителей, демократизация семейных отношений и т.п. (см. модель).

Модель баланса факторов социализации детей в неблагополучной семье

факторы-побудители неблагополучия семьи

■ алкоголизм родителей,

■ наркотизация родителей,

■ криминогенность семьи,

■ безработица,

■ бедность,

■ развод,

■ смерть,

■ судимость,

■ внебрачное рождение,

■ насилие над детьми и т.п.

факторы-нейтрализаторы неблагополучия семьи

— ресурсы общества (социальная политика),

— ресурсы социального окружения,

— система внутрисемейной поддержки,

— индивидуальные ресурсы членов семьи,

— педагогическая грамотность родителей,

— демократический стиль внутрисемейных отношений и т.п.

социализация детей

Приведённые в модели факторы нейтрализации семейного благополучия можно описать содержательно. Так, социальная политика применительно к семьям риска должна строиться адресно и дифференцированно с учётом этиологии неблагополучия. Семьи асоциальной ориентации (алкогольные, наркозависимые, криминогенные) следует подвергать моральному давлению через формирование негативно направленного общественного мнения, а также использовать методы силового убеждения через правовые институты общества. Семьи с социально обусловленными проблемами, напротив, нуждаются в государственной поддержке и помощи.

Ресурсы социального окружения представляют собой внесемейные связи с родственниками, соседями, коллегами по работе и т.п., которые при развитой социальной ответственности способны создать психологическую атмосферу сопричастности и поддержки неблагополучной семьи.

Аналогичным образом проявляется нейтрализующая роль внутрисемейной поддержки, направленной на преодоление членами семьи негативных факторов. При этом положительный эффект внутрисемейной поддержки непосредственно обусловлен мобилизацией индивидуальных ресурсов каждого члена семьи на достижение желаемого результата.

Недееспособность семьи как института социализации часто бывает связана с низкой педагогической грамотностью родителей. Осознание родителями недостаточности своих знаний в этой области позволяет надеяться на дальнейшее повышение воспитательного потенциала семьи.

Существенным элементом профилактики семейного неблагополучия является установление в семье демократического стиля отношений, который позволяет нейтрализовать межличностные конфликты и создать благоприятный психологический климат для социализации детей.

Таким образом, приведённую выше модель баланса факторов социализации можно интерпретировать следующим образом: если в семье действуют факторы-побудители неблагополучия, то для достижения успешности социализации детей необходимо мобилизовать и противопоставить им факторы-нейтрализаторы, позволяющие преодолеть негативные тенденции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.