Научная статья на тему 'Семья как ячейка общества и ее роль в жизни человека'

Семья как ячейка общества и ее роль в жизни человека Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
7612
403
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / ЧЛЕНЫ СЕМЬИ / ЧЕЛОВЕК / РЕБЕНОК

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Давлеткалиева Д. Х.

Жизнь человека напрямую связана с обществом, так как мы все живем в социуме. Многое определяет то, в какой семье родится ребенок. Основы жизни и понятия складываются именно в семье, в которой рождаешься. Проходит время и человек вступает в новый этап, когда появляется своя собственная семья. Актуальность данной темы крайне востребована во все времена, так как именно общество формируют семьи. Цель: раскрыть значение семьи. Выводы: 1) именно семья формирует личность, 2)основы характера и воспитания человек получает от семьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Семья как ячейка общества и ее роль в жизни человека»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 304

Давлеткалиева Д. Х.

Студент 2 курса АГУ, г. Астрахань, РФ Dina.kz [email protected]

СЕМЬЯ КАК ЯЧЕЙКА ОБЩЕСТВА И ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Аннотация

Жизнь человека напрямую связана с обществом, так как мы все живем в социуме. Многое определяет то, в какой семье родится ребенок. Основы жизни и понятия складываются именно в семье, в которой рождаешься. Проходит время и человек вступает в новый этап, когда появляется своя собственная семья. Актуальность данной темы крайне востребована во все времена, так как именно общество формируют семьи. Цель: раскрыть значение семьи. Выводы: 1) именно семья формирует личность, 2)основы характера и воспитания человек получает от семьи.

Ключевые слова

семья, члены семьи, человек, ребенок.

Семья как саморазвивающаяся система предстает открытой и закрытой. При открытой системе семья является благополучной, члены которой хорошо воспринимаемы и взаимосвязаны между собой. При закрытой системе в семье нет обмена информацией между её участниками и окружающей средой. Также семья имеет свои подсистемы, обладающие совокупностью связей и взаимодействий: социально-биологическими, хозяйственно-экономическими, юридическими, нравственными, психологическими и эстетическими. Семейная система динамична и не постоянна. Семья - это не только универсальный метод организации социальных связей и отношений индивидов, но и особая сторона жизнедеятельности и культуры согласованно действующей группы людей. Деятельность семьи является конечным результатом взаимодействия составляющих ее отдельных субъектов и, в соответствии с известным фактом системности, отличается от простого сложения их персональных качеств некоторыми новейшими синергетическими параметрами. Если семья представляет собой совокупный субъект, то определенные цели и действия ее в таком случае объединены устойчивыми связями, что выражается уже как коллективное сознание. Социальная структура семьи может быть рассмотрена в трех аспектах. Во-первых, семья есть взаимосвязь индивидов, объединенных супружеством, наличием детей и родством. Во-вторых, - как иерархия социальных статусов. В-третьих, - как совокупность ценностей, определяющих характер и смысл поведения ее членов. Семья как особая форма общественной организации жизнедеятельности людей образуется на базе совместной разнообразной деятельности, взаимной моральной от- ветственности и взаимопомощи. Целеполагающая установка семьи исходит из организованного взаимодействия имеющихся ее субъектов, а ее социальная сущность это устойчивая совокупность межсубъектных отношений, которые возникают из-за совместной деятельности, необходимой для обеспечения биологических и социальных потребностей индивидов и общих потребностей общества, сохраняя тем самым его пространственно-временную непрерывность. Выделяют три основные сферы социальных отношений семьи в реализации ее социальной общности:1) индивидуальные; 2) групповые; 3) социетальные.

В социологическом контексте семья представляет собой социальную общность, которая в то же время выступает в двух ипостасях — меньшей социальной группы и социального института, которые в расчлененном виде составляют ее системную целостность. Именно дуальная социальная основа семьи как

объекта познавательного действия определяет специфику ее места в конкретном поле социологии. Специфика семьи выступает в таком случае как социальный феномен — «пограничный по своей сути, находящийся на границе макро- и микроуровней социума». Основными понятиями в социологии семьи являются такие категории, как «социальный институт» и «малая социальная группа». Именно в семье выражается отношение, через которое и благодаря которому происходит воспроизводство человека в единстве природного и социального аспектов данного процесса, в его количественных и качественных измерениях. Она лежит в основе этого воспроизводства [2,с. 75].

Семью объединяют социальные и психологические связи. Именно они выступают главным фактором. Эти связи представляют собой некие внутренние семейные соединения, к которым относятся личные эмоции, традиции, образ жизни, экономическая заинтересованность. В этом случае семья в социальном значении рассматривается как малая группа. Подчеркивая групповое качество жизнедеятельности семьи, следует иметь в виду, что семейное поведение состоит не только из индивидуальных линий поведения, поэтому индивид в социологии семьи исследуется как член семьи, элемент семейных взаимодействий.

За последние годы наблюдается уменьшение состава и структуры семьи (увеличение разводов, рождение детей матерями-одиночками и др.) Сегодня в большем количестве мы можем встретить такой тип семьи, как простые нуклеарные семьи, которые состоят из супругов с детьми или без них. Также не меньшую долю составляют неполные семьи. В подавляющем числе случаев это семьи матерей-одиночек, разведенных женщин и вдовцов. Там в основном один или два ребенка. В тех семья, где нет мужа, требуется особая материальная поддержка со стороны государства. Похожие трудности испытывают семьи мужчин срочной службы; семьи, в которых один из родителей не платит алименты; семьи, где есть дети-инвалиды; семьи с родителями-инвалидами; семьи, которые взяли детей под опеку (попечительство); многодетные семьи; семьи с маленькими детьми (в возрасте до трех лет). В особом положении находятся семьи, когда супруги еще студенты и имеют детей. В большинстве случаев они нуждаются в помощи родителей. Особая поддержка государства необходима семьям беженцев и вынужденных переселенцев, безработных с несовершеннолетними детьми. Девиантные семьи также нуждаются во внимании. Это семьи алкоголиков, наркоманов, правонарушителей и др.

Традиционно на Руси семья была большой ценностью для человека, где семейные узы были очень крепки для каждого ее члена. И как только это начинается нарушаться, семья, как целостная ячейка общества, обесценивается. В современном мире ситуация поменялась кардинально: раньше образование семьи означало заключение брака (брачный союз - это контролируемая обществом форма отношений между представителями сильного и слабого пола, характеризующая их права и обязанности по отношению друг к другу и к их детям). Сегодня многие считют необязательным проходить через официальное бракосочетание, то есть получается, что институт брака перестал преобладать в числе базовых ценностей молодежи России. Отсюда снижение уровня рождаемости, увеличение числа внебрачных рождений, вариативных форм семейнобрачных отношений. Одним из отклонений от норм института семьи является развод. На сегодняшний день количество разводов от общего числа официальных браков на территории РФ составило 57,6 %, а в Пензенской области, например, этот показатель существенно выше - 61,5 % .

Несмотря на то, что каждый человек в семье-личность, все члены ее взаимозависимы и могут так или иначе влиять друг на друга. Брак и семейная жизнь сдерживает свободу членов семьи, однако именно семья несет ответственность перед каждым ее членом. Семья дарит личностное пространство, в котором индивидуму тепло и уютно, а также эмоциональный комфорт, защиту и помощь.

Социальная педагогика, социальная работа нацелены не только на решение семейных трудностей, но и на формирование и возобновление внутренних возможностей семьи для выполнения его множественных социально важных функций, стабилизацию демографического и общественно-финансового положения в России.

Семья вводит ребенка в социум, непосредственно в семье ребенок получает социальное воспитание,

приобретает основу для становления его как личности. В семье заботятся о здоровье детей, развивают их задатки и возможности, дают образование, развивают умственные способности, решают их судьбу и будущее. В семье закладываются черты характера, добросердечность и отзывчивость ребенка, он учится ответственности за свои действия [3,с. 189].

В семье ребенок приучается работать, решает кем быть, готовится к независимой семейной жизни, приучается укоренять традиции своей семьи. Существование семьи во многом зависит от взаимоотношений в семье, вопросов воспитания младшего поколения, способов ведения хозяйства, удовлетворения интересов всех ее членов [1,с. 196-197].

Понимание, почтение, помощь определяют взаимоотношения. Взаимоотношения в семье зависят от обычаев общения, финансового состояния общества, зависимости семьи от него, участия супругов в ведении быта, в общественном производстве, от разновидности семьи: с детьми, без детей, главенства решения вопросов, от качеств, характера.

Социализация в семье находится в зависимости от состава семьи. На сегодняшний день наблюдается отсутствие больших семей, в которых живут не только бабушки и едушки, но и другие родственники. Социализация личности в семье непосредственно зависит от внутренних отношений семьи, авторитета и власти родителей.

Список использованной литературы:

1.Асадуллина М. Н., Колодяжная Т. П. Роль семьи в воспитании ребенка / Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). - СПб.: Реноме, 2012. С. 223

2. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности, М., изд. Мысль, 1987. С. 106

3. Бодалев А. А., Семья и формирование личности / М., Просвещение, 1989. С. 205

© Давлеткалиева Д.Х., 2019

УДК 37.04.02

Сухов А.В.

магистр 2 курса заочной формы обучения Российского государственного социального университета

СПОСОБЫ ПРОФИЛАКТИКИ И РАЗРЕШЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ НА ПРИМЕРЕ ГБУ ТЦСО "БИБИРЕВО"

Аннотация

В статье рассмотрена проблема конфликтов в организациях. Описаны основные причины и типы межличностных конфликтов на предприятиях. Приведен ряд профилактических мер и методик для предотвращения и разрешения конфликтов, а также рассмотрены возможности управления конфликтными ситуациями и их особенности.

Ключевые слова:

конфликт, межличностные конфликты, психология управления, профилактика конфликтов,

коллектив, разрешение конфликтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.