Научная статья на тему 'Семья как субъект социализации личности'

Семья как субъект социализации личности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
917
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кутеева В. П., Соловьева О. А.

В статье рассматривается роль семьи в социализации личности ребенка в современной России. Автор особое внимание уделяет раскрытию содержания основополагающих принципов психолого-педагогического взаимодействия родителей и детей в семье, от которых во многом зависит успешность формирования помогающих отношений, а также негативному влиянию отсутствия семьи или ее социального нездоровья на процесс формирования личности ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Семья как субъект социализации личности»

1. Данные официальной статистики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gks.ru.

2. Дементьева И. Ф. Социальное самочувствие семьи / И. Ф. Дементьева // СОЦИС. — 2008. — № 2. — С. 102—109.

3. Интернет-проект Министерства образования и науки РФ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.usynovite.ru.

4. Независимая информация и аналитика. № 92 (492) от 12.08.2006 ; Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека

[Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.sovetpamfilova.ru.

5. Российский статистический ежегодник. — М. : Росстат, 2007. — 645 с.

6. Семья и семейное воспитание : кросс-культурный анализ на материале России и США / под

ред. В. И. Жукова. — М. : Изд-во РГСУ, 2009. — 420 с.

7. Щеглова С. Н. Социология прав детей в России : новый век, новые проблемы, новые пер-

спективы / С. Н. Щеглова. — М. : Социум, 2001. — 85 с.

Поступила 16.12.09.

ЙА1 ив ЁАЁЙОАиАЁОN IОЁАЁЁдАОЁЁ ЁЁхГ INОЁ А. Ї . Ёооаааа, Т .А. N16130333

А поаоиа ЭаппТаоЭеаааопу ЭТёи паТиё а пюёаёёдаоёё ёё-нТпоё ЭаааТёа а пТаЭаТаТ-ТТё ВТппёё. АаоТЭ ТпТаТа аТёТаТёа оааёуао ЭапёЭйоё^ пТааЭжаТёу ТпТТаТУТёааа-^йёо УЭёТоёУТа УпёоТёТаТ-УааааТаё-апёТаТ адаё! Тааёпоаёу ЭТаёоаёаё ё ааоаё а паїиа, То ёТоТЭио аТ ІТТаТІ дааёпёо опїаиТТпои бТЭТёЭТааТёу 'тТаа^йёо ТоТТ-0аТёё, а оаёжа Таааоёато аёёуТё^ Топоопоаёу паТиё ёёё аа пТоёаёиТТаТ ТадаТЭТ-аиу Та |'ЭТоапп бТЭТёЭТааТёу ёё-ТТпоё ЭаааТёа.

В душе человека всегда имеются социальные силы, которые связывают его самосознание, его активность с социальной средой. Ребенок находит себя в семье, которая окружает его в ранние годы тесной социальной оболочкой. Среди родных лиц, обычно связанных между собой взаимной симпатией, растет дитя, — и уже в эту пору социальные запросы ребенка велики. Социально-психологическое общение имеет главное значение в эту пору усвоения традиции. Ребенок в семье учится речи, приобретает первый социальный опыт, учится социальному ориентированию. Естественная социальность семьи ведет к тому, что в ней развертываются первые социальные замыслы ребенка, приобретается вкус к социальному сближению, формируется общая социальная способность — способность к социальному обмену. Но семья, если она хорошо построена, может иметь и более глубокое значение в формировании личности. Семья есть не просто сожи-

тельство, но почти всегда сотрудничество; семья представляет как бы простейший элемент общества, она имеет свое отдельное жилище, живет замкнутой хозяйственной деятельностью и т. д. Все это при нормальных условиях ведет к тесному сотрудничеству членов семьи; на основе деловой помощи друг другу вырастают забота друг о друге, умение считаться с особенностями каждого члена семьи, возникает взаимная уступчивость, развивается дух солидарности в его первой и вместе с тем влиятельнейшей форме. Там, где семья поднимается до такой высоты, привязанность членов семьи друг к другу со временем не только не ослабевает, а наоборот, возрастает.

О том, что семья играет особую, незаменимую роль в формировании личности, говорят сравнительные исследования, посвященные проблеме осознания детьми своего опыта в семье и в детском доме. Так, в семье ребенок получает представления о семейных ролях, супружеских, родительских функциях, он

© А. I. Ёооаааа, Т. А. ЫТёТаиааа, 2010

усваивает навыки социального поведения, подражая поведению родителей. Ребенок в детском доме лишен возможности усваивать первичные представления о своих будущих семейных обязанностях и функциях, ролевом поведении в семье. В условиях детского дома по сравнению с семьей затруднено формирование у воспитанников представления о «мужественности» и «женственности», воспитание семейно-бытовых навыков, связанных с ведением домашнего хозяйства.

Социальная сила семьи кроется в духе солидарности, во взаимной помощи друг другу; крепость социальной связи постоянно поддерживается общей жизнью, общей деятельностью, подлинным сотрудничеством. Не сентиментальное единодушие, но сближение в активности, общие проблемы, общие горе и радость, общая жизнь — вот что поддерживает свежесть и силу семейных отношений. Нормальная семья является поэтому незаменимым органом социального формирования личности. Почти все личностные качества находят для себя материал в семейных отношениях. Вот отчего идеал семьи кажется высшим социальным идеалом, вот отчего у нас нет ничего выше мечты о братстве. Из семей, из семейных отношений струится в нашу душу наиболее полный, наиболее яркий свет социальности. Даже отношение к Богу мы мыслим по аналогии с семейными отношениями и называем Бога Отцом.

Однако жизнь семьи зависит от того общества, частью которого она является. Многие изменения, которые произошли в жизни семьи, одновременно явились причиной значительного сокращения количества поколений и числа членов семьи. В настоящее время наиболее распространена маленькая семья, состоящая из двух поколений — родителей и детей (или одного ребенка). Однако такое яв-

ление для духовного развития, как считал известный педагог А. С. Макаренко, исключительно негативно. Внутренняя сплоченность современной семьи зависит в основном от причин субъективного порядка. Из них ведущую роль играют семейные связи, основанные на стремлении супругов к гармоничным отношениям в семье, во взаимном уважении, глубоком и постоянном чувстве любви.

А. С. Макаренко обосновал преимущества воспитания в многодетной семье и указал на тяжелые последствия развода для детей, воспитание которых чрезвычайно затрудняется при изменившихся отношениях родителей. Эти идеи А. С. Макаренко имеют большое значение и в наше время. Они совпадают с задачами и планами государственной семейной политики.

К сожалению, современная семья переживает глубокий кризис, обусловленный целым рядом причин. Рост индивидуальности, ведущий к повышенным запросам личности, часто не находит себе удовлетворения в семье; муж и жена часто образуют семью лишь внешне, а духовно остаются чужими друг другу. В семье нет эмоционального единства, нет эмоциональной близости, т. е. нет почвы для настоящего социального и психологического общения. Большей частью в современных семьях чувствуются глубокий надлом, трагическое расхождение, взаимное непонимание. Развал семьи спускается все ниже и ниже в здоровые слои народа и грозит стать национальным бедствием. Ведь только в нормальной семейной атмосфере, при полном взаимопонимании и искреннем отношении друг к другу возможно полноценное формирование ребенка. Родители для него являются образцом. В процессе социализации у ребенка складываются определенные взаимоотношения, которые можно представить в виде схемы (рис. 1) [1, с. 30].

Вёпопё 1

Аёаи адаё 1 Т То Т Тиа Тёё ааоаё п ЭТаёоаёуТё а паТиа

Так уж «повелось», что в младенчестве ребенок целиком находится под влиянием матери, и ее он любит потому, что она мама, а в отношении к отцу у него гораздо меньше чувства, меньше той истинной любви, которая проявляется к матери. В пятнадцать-шест-надцать лет перед отцом встает взрослый сын или дочь, оказывается, что душа его заперта. Поэтому отцу гораздо труднее заслужить доверие детей и стать им близким. Нравственный авторитет его должен быть очень высок уже по одному тому, что любовь к отцу рождается на основе прежде всего уважения к его личности. К сожалению, как отмечает В. П. Стуклова (заместитель директора по воспитательной работе лицея № 45 г. о. Саранск), некоторые отцы понимают свою роль в воспитании ребенка как роль строгого судьи, главная цель которого — добиться непременного послушания.

Авторитет и уважение к родителям нельзя пробудить упреками, угрозами или призывами к сочувствию. Они формируются постепенно, как результат серьезного, рассудительного, понятного для ребенка подхода к решению проблем, вопросов и прежде всего правдивости и искренности, уважения человеческого достоинства, гуманного отношения к человеку любой национальности.

«Ёаёёа пЭаапоаа Аи

Как видим, арсенал средств, применяемый взрослыми, невелик. Можно усмотреть тенденцию замещения таких методов воспитания, как физическое наказание, запреты, методами морального воздействия на подростка. Ошибки, связанные с наказаниями, создают атмосферу психологической напряженности и отрицательно сказываются на формирующейся личности. Такое отношение не способствует построению доверительных и конструктивных отношений между взрослым и ребенком.

Карен Хорни считала, что если родители проявляют истинную любовь и тепло в отношении к ребенку, то тем самым удовлетворяют его потребность в безопасности, благодаря чему сформируется здоровая личность, которая будет развиваться нормально [3, с. 256]. В этой связи большой интерес представляет вопрос о возможностях и условиях помогающих отношений. Мы убеждены, что важнейшими условиями формирования помогающих отношений являются положительное отношение родителей к ребенку, вера в его силы и возможности. Основой такого отношения является семейная атмосфера, которая демонстрирует: «Я забочусь о тебе», а не «Я буду заботиться о тебе, если ты будешь вести себя не так-то и так-то». Важнейшим условием помогающих отношений является эмпатийное понимание внутреннего мира ребенка. Способность сопереживать, сочувствовать ему. К сожалению, практика показывает, что очень часто первой реакцией взрослого на поступки ребенка бывают немедленная оценка или суждение, а не понимание.

Опрос родителей 7—8 классов о средствах, применяемых ими в общении с детьми, показал следующее (таблица).

Оааёёоа

Т оааои ЭТаёоаёаё Та аи'ЗТп аТёаои: |'5ё1аТуаоа а ТайаТёё п аади!ё а паТиа?»

Не менее важным условием формирования помогающих отношений является восприятие ребенком себя как человека, готового в трудную жизненную ситуацию осознавать ее и способного мобилизовать свои усилия для решения собственных проблем и удовлетворения потребностей. Но не надо забывать и о том, что родители должны оставаться самими собой во всех ситуациях взаимодействия и взаимоотношений с ребенком. Ребенок очень чуток к фальши в поведении взрослого и довольно быстро ее распознает. В от-

ЫЭаапоаа, УЭёТаТуа! иа а ТайаТёё п ааои1ё а па1иа 1 Э т оа Т о тааоёаоёо

1 ТЭаёиТТа аТдааёпоаёа, аапааа, ЭадаТаТЭ 41

ЁёоаТёа оаТаТёипоаёё 23

£а'|'9айаТёа апоЭа+аоипу п аЭодиуТё 19

Оёдё+апёТа ТаёадаТёа 8

£а'ЭайаТёа ' 1 ёид|ааоипу 1 'ЭаааёаТ Ти1 '9аа1ао11, даТёТаоипу ё^аё! и 1 ааёТ 1 5

ЁёоаТёа ааТажТТё аТоаоёё 4

вет он сам становится неискренним, не стремится к контактам с такими взрослыми и устанавливает многочисленные барьеры психологической защиты во взаимодействии с ними. Ведь помогающие отношения, как заметил К. Роджерс, это такие отношения, в которых один из участников стремится к тому, чтобы у одной или нескольких сторон

произошли изменения в сторону тонкого понимания себя, в сторону усиления выражения и использования всех потенциальных внутренних ресурсов [2, с. 118].

Успешность формирования помогающих отношений во многом зависит от основополагающих принципов психолого-педагоги-ческого взаимодействия (рис. 2).

ВёпоПё 2

I ЭёТбё'ш УпёбТёТаТ-УааааТаё^апёТаТ адаё 1 Тааёпдаёу ЭТаёбаёаё ё ааоаё а па1иа а УЭТоаппа бТЭ1ёЭТааТёу У Т1 Таа|эйёб ТоТТиаТёё

Семья может восполнить свою великую роль в социальном формировании личности только в том случае, если она внутренне оздоровится, если она осуществит в себе внутреннее единство. Именно семье принадлежит ре-

шающая роль в выработке и развитии социальной отзывчивости. Почти всегда, как подтверждают исследования, эмоциональная тупость, эмоциональная замкнутость являются свидетелями того, что в детские годы душа

ребенка не могла раскрыться навстречу лучам социальности, что она сжималась и морщилась в холодной атмосфере взаимного равнодушия, враждебности, чисто внешних отношений, царивших в семье.

Некоторые мыслители предлагали полное устранение семейного воспитания. Фихте, например, думал, что вплоть до оздоровления семьи семейное воспитание должно быть заменено общественным. Но это глубокая ошибка, которую не может разделить ни один педагог. Семья незаменима. Ничто не может заменить той единственности и неповторимости взаимной любви, которая может иметь место лишь в семье. Общая жизнь, общие заботы и затруднения — и все это на протяжении многих лет; живое единство семьи с ее родственными связями, поддерживающими, как бы обвивающими каждую семью; свои семейные традиции, свои воспоминания — все это может быть только в семье. И кажется на первый взгляд странно, что дурная семья, оставляющая много ран в душе ребенка, во многих отношениях неизмеримо лучше самой прекрасной, но не семейной воспитательной среды. Не даром говорят, что любовь к родине начинается с семьи.

Справедливо сказал когда-то Л. Н. Толстой, что всякое воспитание должно начинаться с самовоспитания. Семья не может

выполнить своей огромной, ответственной роли субъекта социализации личности, если она сама не поднимется на ту высоту, на которой она должна находиться. Каким чахлым, бесплодным вырастит среди нас чувство человеколюбия, даже если родители «упражняют» это чувство у детей различными способами, раз их собственная жизнь, их собственная деятельность чужды человеколюбия.

Однако нельзя не отметить и такой факт, когда среди равнодушных людей, узких эгоистов, преступных и социально инертных людей, в силу действия закона контраста, вырастают дети с глубокими социальными запросами, с высокой чуткостью и отзывчивостью. Но можно ли строить на этом свои расчеты?

Все, что может сделать социальное воспитание в его дальнейших стадиях, никогда не может возместить того, чего не дала ребенку семья. Пусть же помнят об этом те, кто входит в самостоятельную семейную жизнь. Пусть помнят они о той ответственности, которая на них ложится в воспитании будущего поколения. Забота о детях, любовь к ним требуют не только «мира и согласия» среди родителей, но они требуют живой и одушевленной близости, потому что на бесплодной почве взаимного равнодушия ничего социально прекрасного не может вырасти.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Волков Б. С. Психология ранней юности : учеб. пособие / Б. С. Волков. — М. : Сфера, 2006. —

96 с.

2. Роджерс К. Становление личности / К. Роджерс. — М. : ЭКСМО-Пресс, 2001. — 316 с.

3. Хьелл Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зинглер. — СПб. : Питер, 2006. — 608 с.

Поступила 10.06.10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.