Научная статья на тему 'Факторы социальной уязвимости детей в России'

Факторы социальной уязвимости детей в России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1024
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Соловьева Т. В.

В статье рассматриваются основные факторы социальной уязвимости детей в современном российском обществе на макро-, микрои мезоуровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факторы социальной уязвимости детей в России»

по своей сути и механизмам должна быть гендерно-чувствительной, дифференцированной: одним женщинам она должна помочь преодолеть барьеры на пути достижения с мужчинами равного статуса, другим — максимально облегчить исполнение роли «работающей матери», а кому-то дать максимальную возможность посвятить себя семье. Социальная работа в этом направлении должна проявиться как политика выбора, вариативности и множественности;

— в-третьих, существующие механизмы социальной политики (и как следствие направления социальной работы) способствуют моделированию патриархальных ценностей и установок в обществе, гендерных стереотипов (мужчина — сильный, женщина — слабая), ведущих к снижению социальной ак-

тивности и профессиональной успешности женщин. Это обусловливает дискриминацию женщин, инициирует патриархальную модель распределения социальных ролей, разделения труда в домашнем хозяйстве и на рабочем месте между мужчиной и женщиной;

— в-четвертых, порог получения социальных услуг для женщин по сравнению с мужчинами не одинаков. Сегрегация по половому признаку на рынке труда, низкий уровень заработной платы женщин по сравнению с мужчинами, поляризация в распределении по профессиям и социальному статусу затрудняют доступ женщин ко многим социальным услугам, предоставляемым через системы труда и занятости, здравоохранения, образования, социального обслуживания, культуры.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Современная энциклопедия социальной работы / под ред. акад. РАН В. И. Жукова. — 2-е изд., доп. и перераб. — М. : Изд-во РГСУ, 2008. — 412 с.

2. Теория и методика социальной работы : учеб. пособие в вопросах и ответах / под ред. А. М. Панова, Е. И. Холостовой. — М. : Ин-т соц. работы, 1996. — 233 с.

ОАЁО I ви N I ОЁАЕи I I Е ОВдАЁ I I МОЁ ААОАЕ А В I ММЁЁ О. А. МТёТаиааа

А поаоиа ЭаппТаоЭеаа^опу тма) 1а пп ЭТппёёпёП Тайапоаа Та

Взаимоотношения между миром детей и миром взрослых являются диалектическими: они не только дополняют, но и отрицают друг друга. В современном российском обществе сложность и противоречивость данных взаимоотношений дополнены уникальными социальными ситуациями. В истории России новое поколение всегда было по численности больше предыдущего. Сегодня просматривается противоположная тенденция: в возрастной структуре общества уменьшается доля детей и молодежи, растет удельный вес пожилых людей. Структурные изменения сопровождаются усугублением расхождений в ценностных ориентациях между поколениями. Разрыв между поколениями многозначен.

иа баёо|Эй тоёаёипё оудаё1 тоё ааоаё а таЭа-ТаёЭТ-, ТёёЭТ- ё ТадТоЭТаТуо.

Современная социокультура создает условия для сознательного, быстрого и разнообразного приобщения детей к достижениям современной цивилизации. Однако для некоторых из них данное приобщение принимает асоциальные формы, о чем свидетельствует возрастание субкультуры социально уязвимого детства.

Дети вследствие своего социального статуса являются наиболее социально уязвимой категорией населения. Своеобразие детства может быть адекватно понято только в том случае, если во внимание принимаются как нормальное его функционирование, так и всякого рода сбои и дисфункции. Решение этой задачи имеет, очевидно, не только теоре-

© 0. А. ЫТёТаиааа, 2010

тическое, но и практическое, прикладное значение. Социально уязвимое детство не просто нестандартность или экстравагантность, оно наносит огромный ущерб обществу, семье, детству, системе воспитания, здоровью и достоинству граждан. Уже по этой причине социология социально уязвимого детства никогда не утратит актуальности. Последняя не только не снижается, но и растет. Диалектика общественного развития такова, что ни научно-технический прогресс, ни повышение материального благосостояния людей не гарантируют социального здоровья общества, а наоборот, приобщение к внешним сторонам цивилизации оборачивается новыми проблемами для детей. По мере исторического развития человечества социально уязвимое детство в количественном и качественном плане приобретает все более драматическое значение.

Социокультурных факторов, детерминирующих социальную уязвимость детей в современном обществе, существует огромное количество. Условно можно выделить три группы причин, порождающих возникновение и существование проблем у детей.

Первая группа факторов (макрофакторы) определяется состоянием всего общества в целом, в том числе и ребенка. Так, например, современное российское общество характеризуется кризисом общественной системы в целом и всех ее составляющих, в частности. Он может проявляться в кризисе духовно-нравственной сферы (в 90-е гг. произошел распад старой идеологии и системы ценностей, но им на смену не пришли новые); ослаблении социального контроля при расширении масштабов свободы человека; кризисе системы образования и воспитания; угрозе национальной безопасности страны (увеличение количества террористических актов и т. д.); ослаблении институтов семьи, родительства и родства.

Ослабление институтов семьи, родительства и родства в России проявляется в высоком (до половины от числа заключенных браков) уровне разводов и, как следствие, растущей доли неполных семей; в уровне рождаемости, который является низким для необходимого воспроизводства населения; в обособлении матримониального, репродуктивного поведения и воспитания. Кроме того, эти факторы усугубляются практически полным отсутствием законов и мер по защите нравственных и моральных ценностей современного общества, способных предотвратить разрушение семейных ценностей, в частности, а также перекладыванием семьей ответственности на общество и его социальные институты за воспитание детей.

Так, например, с начала 1990-х гг. в Рос-

сии наблюдаются процессы депопуляции. Смертность превышает рождаемость, что приводит к сокращению численности населения в стране. За период 1989—2008 гг. численность граждан РФ сократилась примерно на 5 млн человек (с 147 млн человек в 1989 г. до 142 млн человек в 2008 г.) [1]. Количество же разводов к числу заключенных браков в России в период с 1992 по 2007 г. остается постоянно высоким (более половины браков распадаются) [1].

Вторая группа факторов (мезофакторы) является, с одной стороны, следствием, а с другой — причиной возникновения перечисленных макрофакторов. К ней относятся: бедность (материальное неравенство), рост девиантного и деликвентного поведения в различных возрастных группах (алкоголизм, наркомания, преступность и т. д.), безработица и т. д. Также к мезофакторам можно отнести «случайные» причины социальной уязвимости детей (например, гибель родителей в результате несчастных случаев, в катастрофах, авариях и т. д.).

Статистические данные также подтверждают неутешительную информацию о прогрессирующем росте вовлеченности детей в эти асоциальные процессы. Так, численность несовершеннолетних наркоманов в России, находящихся на учете в медицинских учреждениях, составила в 2006 г. 9 622 человека, а токсикоманов — 21 263 [5, с. 285]. Вне брака в 2006 г. родились 29,16 % детей, причем наибольшее число внебрачных рождений у матерей до 20 лет [5, с. 121]. 148 600 несовершеннолетних в возрасте 14—17 лет в 2006 г. совершили преступления [5, с. 307].

В результате экономических реформ многие граждане оказались в ситуации, не имеющей исторических аналогов. Родители детей-школьников, составляющие возрастную группу от 30 до 49 лет, к указанному возрасту, как правило, достигают определенной стабильности социального и профессионального положения, обретают уверенность в завтрашнем дне. Перестройка же экономических отношений в России отбросила эти семьи за грань прожиточного уровня, разрушила стереотипы их самовосприятия, поселила в них неуверенность, низкую самооценку [2, с. 102]. По данным Госкомстата, на 1 января 2007 г. в таких семьях за гранью прожиточного минимума проживали 25 % всех российских детей в возрасте до 6 лет и 31,6 % — от 7 до 15 лет [5, с. 203].

Переход России к рыночной экономике привел к появлению в стране реальной безработицы, которая наиболее болезненно отразилась на самой трудоспособной воз-

188

ААЯОГЕЁ 1 ТЭаТапёТаТ оГёааЭпеоаоа | 2010 | 1 2

растной группе населения. По данным Госкомстата РФ, в 2006 г. из статистически выделяемых девяти возрастных групп занятого населения от 15 до 60 лет безработные в возрасте 30—49 лет составляли 41,5 % [5, с. 152]. Это люди, имеющие детей школьного возраста, подростков, которым более всего необходим высокий авторитет родителей. Безработный родитель таковым авторитетом для ребенка быть не может.

В связи с острыми материальными проблемами многих российских граждан кардинально изменился в последнее десятилетие взгляд на детский труд. Еще некоторое время назад взрослые категорически отвергали идею трудовой занятости детей с целью заработка денег на карманные расходы. Рыночные отношения и связанное с ними резкое снижение материального достатка большинства семей изменили эти принципиальные основы воспитательного процесса: трудовая занятость детей, одобряемая родителями, становится массовым явлением [2, с. 103].

Третьей группой факторов, обусловливающей существование социально уязвимых детей в России, являются микрофакторы, которые определяются качеством взаимоотношений родителей и детей в семье.

Изучение факторов, характеризующих социокультурную воспитательную среду семьи, свидетельствует, что они включают в себя: микроклимат (нравственно-психологический фон), который сложился в ней; условия жизни; дизайн (удобство и эстетическое оформление и поддержание), техническая оснащенность квартиры и их использование в интересах воспитания детей; образованность родителей; культуру взаимоотношений; семейные традиции, их нравственное богатство; культуру отдыха членов семьи, личностные характеристики членов семьи (уровень индивидуализма и эгоизма). Исследования в области семьи, воспитания в семье убедительно свидетельствуют о том, что последствия воспитания детей в своей основе вытекают из тех проблем и той ситуации, которая складывается в семье и семейном воспитании. Негативные последствия обусловлены также социокультурной средой, воспитательной деятельностью и своеобразием ребенка, его само-проявлением. Анализ проблем в российской семье в последние годы, негативно сказывающихся на воспитании в ней ребенка, позволяет выделить наиболее характерные [6, с. 212—213].

Первая — качество «родительской любви» к своему ребенку. Родительская любовь — это особое чувство, присущее родителям, по отношению к своему ребенку. В нем проявляется высочайшая потребность родителя в за-

боте о ребенке, тревога за его состояние и благополучие. Родительская любовь является источником и гарантией эмоционального благополучия ребенка с самого рождения, но иногда и причиной многих недостатков в его развитии и воспитании. Недостаток родительской любви, ее отсутствие нередко проявляются в эмоциональном отстранении от ребенка, его воспитания. Эмоциональное отвержение — это отношение, проявляющееся в недостаточности или отсутствии эмоционального контакта, нечувствительность родителя к потребностям ребенка [6, с. 217, 221].

Следующей причиной, негативно сказывающейся на социальном статусе ребенка и его самочувствие в семье, является то, что современная российская семья не выполняет в должной мере важнейшую свою функцию — воспитание ребенка, что родители игнорируют его основные жизненные потребности. Максимально крайней степенью этого является уровень смертности детей и особенно смертность детей от неестественных причин. Как показывают статистические данные, максимально высокие показатели смертности от травм, отравлений и несчастных случаев среди детей 0—14 лет были в 1993 г. В последующем они снижались, однако, доля смертей детей от неестественных причин в общем числе детских смертей остается стабильной и в настоящее время составляет 25—26 % [6, с. 223].

Третьим микрофактором социальной уязвимости детей является рост числа родителей, уклоняющихся от выполнения своего родительского долга, и увеличение численности социально уязвимых детей, рассматриваемых нами в узком смысле (социальных сирот, безнадзорных, беспризорных и т. д.).

Для того чтобы оценить масштабность социальной уязвимости детей в России, необходимо рассмотреть ее на фоне общих статистических данных детского населения в Российской Федерации. В 2007 г. в нашей стране насчитывалось 27 млн детей, что составляет примерно 20 % от общей численности населения Российской Федерации. Статистические данные по количеству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, позволяют сделать вывод о тенденции к увеличению их численности (пик приходится на

2005 г. — 133 034 человек) и некоторому уменьшению в 2006 г. до 127 096 человек [3].

Количество детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе и детей-сирот, имеет тенденцию к увеличению и является следствием распада традиционной многопоколенной семьи. Совместное проживание нескольких поколений, вовлечение старших детей в воспитание младших практически ис-

ключали вероятность того, что в случае смерти родителей дети оставались без попечительства родственников. В современной России рост социально уязвимых детей (в узком смысле) обусловлен двумя причинами. Первая из них, которая также характерна и для Запада, заключается в кризисе института семьи в целом. Этот кризис проявляется в увеличении числа разводов, распространенности незарегистрированных брачных отношений, снижении рождаемости, легализации гомосексуальных браков и т. д. Вторая причина (специфичная для России) — критическое состояние российской семьи, которое детерминировано бедностью огромного числа семей с детьми, отсутствием эффективной социальной политики, широким распространением алкоголизма и связанного с ним семейного насилия (физического, морального и т. д.) (ме-зофакторы социальной уязвимости детей).

Согласно статистическим данным за 2007 г., в РФ учтены более 742 тыс. детей-си-рот и детей, оставшихся без попечения родителей, из них:

1) в семьях граждан под опекой (попечительством) — 378 141 ребенок;

2) в специализированных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — 170 000 детей;

3) в семьях усыновителей — 150 300 детей;

4) в приемных семьях — 38 429 детей;

5) на других формах семейного устройства — 5 925 детей.

В 2007 г. более 6 000 детей отобраны у родителей при непосредственной угрозе жизни или здоровью детей, 4 300 родителей ограничены в родительских правах, 65 000 — лишены родительских прав [3]. Что касается статистических данных по Республике Мордовия, то по данным Министерства труда и социальной защиты населения Республики Мордовия, на 1 декабря 2007 г. количество де-тей-сирот составляет 1 606 человек, количество безнадзорных и беспризорных на этот же период — 1 192 человека, количество родителей, лишенных родительских прав в

2006 г., — 379 человек (для сравнения: в 2005 г. — 362 человека).

Следующим негативным фактором, связанным с увеличением масштабов социальной уязвимости детей, является жестокое отношение к детям со стороны взрослых, в том числе и родителей. По данным российской статистики, от 2 до 2,5 тыс. детей в России ежегодно погибают от домашнего насилия,

около 2 млн несовершеннолетних в возрасте до 14 лет избивают родители, более 50 тыс. детей ежегодно убегают из дома, спасаясь от жестокого обращения, 25 тыс. из них находятся в розыске, около 2 тыс. ежегодно сводят счеты с жизнью, более 50 % преступлений в быту совершаются в присутствии детей, 30— 40 % всех тяжких насильственных преступлений в России совершаются в семье. Число беспризорных в нашей стране продолжает расти, оно уже достигло 3—4 млн [4]. Таким образом, неблагополучие семьи, негативный опыт воспитания ребенка в семье или отсутствие родителей у ребенка по «неестественным причинам» являются основанием утверждать, что семья (в первую очередь родители) может выступать агентом (проводником) социальной уязвимости ребенка в современном российском обществе.

Противовесом воздействия указанных микрофакторов социальной уязвимости детей в России является современная нормативно-правовая база (международное и федеральное законодательство), а также деятельность органов и служб социальной защиты семьи (органы опеки и попечительства, Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, центры помощи семье и детям, образовательные учреждения и т. д.). Правовая база для профилактики и борьбы с распространением социально уязвимого детства в России существует. Она прежде всего направлена на защиту прав детей.

Однако анализ современного российского общества свидетельствует о том, что оно вошло в состояние риска. Его главными атрибутами, по свидетельству ряда ученых, являются неопределенность и потеря индивидами своей субъектности, выраженная в тотальной зависимости от неконтролируемой социальной реальности. Этот процесс охватывает в той или иной степени все слои населения, однако, состояние риска особенно болезненно сказывается на детях как особом субъекте социальных отношений. Последствия этого проявляются через отчуждение от управления собственной биографией и непредсказуемость жизненного пути молодого поколения. Социальная дифференциация присутствует и в детской среде, но большинство испытываемых детьми и молодежью рисков оказываются схожими. Один из мощных источников риска связан с невозможностью для большинства детей полновесной реализации своих прав [7, с. 28—29].

1. Данные официальной статистики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gks.ru.

2. Дементьева И. Ф. Социальное самочувствие семьи / И. Ф. Дементьева // СОЦИС. — 2008. — № 2. — С. 102—109.

3. Интернет-проект Министерства образования и науки РФ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.usynovite.ru.

4. Независимая информация и аналитика. № 92 (492) от 12.08.2006 ; Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека

[Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.sovetpamfilova.ru.

5. Российский статистический ежегодник. — М. : Росстат, 2007. — 645 с.

6. Семья и семейное воспитание : кросс-культурный анализ на материале России и США / под

ред. В. И. Жукова. — М. : Изд-во РГСУ, 2009. — 420 с.

7. Щеглова С. Н. Социология прав детей в России : новый век, новые проблемы, новые пер-

спективы / С. Н. Щеглова. — М. : Социум, 2001. — 85 с.

Поступила 16.12.09.

ЙА1 ив ЁАЁЙОАиАЁОN IОЁАЁЁдАОЁЁ ЁЁхГ INОЁ А. Ї . Ёооаааа, Т .А. N16130333

А поаоиа ЭаппТаоЭеаааопу ЭТёи паТиё а пюёаёёдаоёё ёё-нТпоё ЭаааТёа а пТаЭаТаТ-ТТё ВТппёё. АаоТЭ ТпТаТа аТёТаТёа оааёуао ЭапёЭйоё^ пТааЭжаТёу ТпТТаТУТёааа-^йёо УЭёТоёУТа УпёоТёТаТ-УааааТаё-апёТаТ адаё! Тааёпоаёу ЭТаёоаёаё ё ааоаё а паїиа, То ёТоТЭио аТ ІТТаТІ дааёпёо от'аиТтои бТЭТёЭТааТёу 'тТаа^йёо ТоТТ-0аТёё, а оаёжа ТаааоёаТио аёёуТё^ Топоопоаёу паТиё ёёё аа пТоёаёиТТаТ ТадаТЭТ-аиу Та |'ЭТоапп бТЭТёЭТааТёу ёё-ТТпоё ЭаааТёа.

В душе человека всегда имеются социальные силы, которые связывают его самосознание, его активность с социальной средой. Ребенок находит себя в семье, которая окружает его в ранние годы тесной социальной оболочкой. Среди родных лиц, обычно связанных между собой взаимной симпатией, растет дитя, — и уже в эту пору социальные запросы ребенка велики. Социально-психологическое общение имеет главное значение в эту пору усвоения традиции. Ребенок в семье учится речи, приобретает первый социальный опыт, учится социальному ориентированию. Естественная социальность семьи ведет к тому, что в ней развертываются первые социальные замыслы ребенка, приобретается вкус к социальному сближению, формируется общая социальная способность — способность к социальному обмену. Но семья, если она хорошо построена, может иметь и более глубокое значение в формировании личности. Семья есть не просто сожи-

тельство, но почти всегда сотрудничество; семья представляет как бы простейший элемент общества, она имеет свое отдельное жилище, живет замкнутой хозяйственной деятельностью и т. д. Все это при нормальных условиях ведет к тесному сотрудничеству членов семьи; на основе деловой помощи друг другу вырастают забота друг о друге, умение считаться с особенностями каждого члена семьи, возникает взаимная уступчивость, развивается дух солидарности в его первой и вместе с тем влиятельнейшей форме. Там, где семья поднимается до такой высоты, привязанность членов семьи друг к другу со временем не только не ослабевает, а наоборот, возрастает.

О том, что семья играет особую, незаменимую роль в формировании личности, говорят сравнительные исследования, посвященные проблеме осознания детьми своего опыта в семье и в детском доме. Так, в семье ребенок получает представления о семейных ролях, супружеских, родительских функциях, он

© А. I. Ёооаааа, Т. А. ЫТёТаиааа, 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.