СЕМЬЯ КАК САКРАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО В РОМАНЕ Л.Н. ТОЛСТОГО «АННА КАРЕНИНА» Чекленкова А.Ю.
Чекленкова Ада Юрьевна - студент магистратуры, кафедра музеологии и истории культуры, Гуманитарный институт Владимирский государственный университет им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, г. Владимир
Аннотация: в статье рассматриваются ценности семьи и брака в дворянской культуре. Описаны особенности взаимоотношений родителей и детей на примере романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина». Ключевые слова: семья, брак, дворянская культура.
В романе «Анна Каренина» «мысль семейная» была центральной для автора, сумевшего высветить в своём произведении бесчисленные типы отношений людей. Всё смешалось в доме Облонских из-за постоянных измен мужа. Чувственность мужчины ломает жизнь Анны. Бетси Тверская, Лиза Меркалова, Сафо Штольц бросили чепцы за мельницу, живут свободно, меняя любовников. И только в молодой семье Левина пока всё хорошо, гармонично. Издалека можно также полюбоваться семейным счастьем крестьянина, от стыда не спящего с женой, но медленно обращающегося к согласной жизни.
Роль женщины в семейной жизни, по мнению Толстого, необыкновенно значима, хотя женщина не всесильна [1, с. 53].
Домостройные принципы и нравы даже в массе высшего общества не исчезали, а только реформировались муж, в подавляющем большинстве случаев, был главой семьи, жена - его помощницей, дети почитали родителей, жена хотя бы на людях оказывала мужу знаки почтения. Причем, чем дальше от столицы, тем сильнее было влияние традиций. В.Н. Татищев в своем знаменитом завещании, который называли Домостроем XVIII века, писал о выборе жены: «при выборе жены необходимо обращаться за советом к благоразумнейшим из своих предков». А по отношению к жене нужно проявлять кротость и снисхождение, но не быть у нее под властью [2, с. 242]. Супруги должны были выказывать друг другу уважение, вежливость, любезность, внимание. Важным являлось соблюдение внешних приличий [3, с. 87-90]. Обычно главой семьи являлся муж, однако в некоторых случаях главенствующая роль принадлежала жене [4, с. 314]. В XIX веке браки заключались как по любви, так и по расчету. Соответственно и стили общения в семьях и обращения друг к другу были различны: на ты либо на вы (если супруги были душевно далеки друг от друга).
Рассмотрим взаимоотношения супругов на примере романа. Анна уже восемь лет жена и мать, она умна среди света и людей, в ней не может быть неведения зла, людских отношений, семейных и общественных условий и обязанностей, а также следствия их нарушения. У этой жены и матери есть, конечно, крепкие связи с близкими лицами, определённые цели установившейся жизни. Её муж напоминает их ей, говорит о них с нею, но всё напрасно. Со встречи с Вронским мы не видим в ней ни колебания, ни сомнений. Она никогда не спрашивает себя, куда приведёт её путь, на который она вступила. В этой жене и матери не заметно никаких признаков внутренней борьбы с самой собою, если не называть так лёгкого смущения, на короткие мгновения овладевшие ею во время сближения её с Вронским. Чем объяснить это, если не лёгкостью характера, которою Анна напоминает своего брата Облонского.
Восемь лет жизни Анны с мужем не установили между ними крепкой, нравственной связи, хотя Каренин, насколько можно понять из разнообразных и несогласованных между собою черт, которыми обрисовывает автор лицо его, представляется человеком, не
лишённым многих достоинств, даже не дюжинным человеком. В отношении к мужу, Анна испытывала часто чувство, похожее на состояние притворства, но не замечала его, -говорит нам автор. Только после встречи с Вронским и возвратившись в Петербург, она ясно и больно сознала это чувство. Анна вышла замуж за человека, которого не любила и который был старее её двадцатью годами. Интересы и цели жизни Вронского, как-то: полк, товарищество, лошади, вероятно, были понятнее Анне, чем занятия мужа административными делами, политикой, или наукой.
Анна выделялась среди женщин своего общества, поднималась над их уровнем благодаря уму, честности, правдивости, нетерпимости ко лжи, духовной и физической красоте, богатому внутреннему миру.
Общество не могло безразлично относиться к тому, что Анна открыто и глубоко любит Вронского и что её называют «справедливой». Многие ждали момента, чтобы обрушить на Анну своё презрение. Мать Вронского, вначале даже довольная связью сына с Карениной, затем меняет отношение к случившемуся. Связь эта не лёгкая, грациозная, не светская, но какая-то необычная, страстная, сложная.
Анне хочется радостной семейной жизни, но она понимает, что для осуществления желаемого у неё всё меньше и меньше возможностей.
Не всегда супруги доверяли друг другу. Это зависело от того, как долго они знали друг друга до свадьбы, насколько близки их интересы. Естественно, с одной стороны, супруги хотели, чтобы их вторыми половинками восторгались в обществе, однако, и ревновали [5, с. 9, 36].
Переходя к характеристике «детской» темы в семействе Карениных, сразу укажем на пристальное внимание одного из родителей к их воспитанию. До ухода Анны из семьи мы не замечаем особенного интереса отца к воспитанию сына. Именно мать интересуется уроками Сережи и главное в «воспитании», которым она окружает ребенка - любовь. Большое значение придавал Толстой введению в роман сцены Анны с Серёжей. В этой сцене так много задушевности и нежности, так глубоко и правдиво раскрыты чувства матери, весь детский мир с его непосредственностью, простотой и наивностью, что образы встают перед нами, как живые.
Безысходное горе Анны, разлучённой с сыном, её страдания, радость Серёжи, встретившегося с матерью, всё это показано с исключительной художественной силой.
Только женщина, глубоко понимающая святой долг матери, преисполненная материнской любви, могла так остро переживать свидание с сыном: восторг и радость встречи, нечеловеческую боль разлуки. В художественной литературе нет примеров, равных по глубине изображения материнских чувств, детских переживаний. Толстому был дорог образ Анны - матери и он вложил в его создание всю силу своего таланта.
Изменение в поведении Сережи через год после его последней встречи с матерью разительны. Мы встречаем его уже гимназистом, который обрел товарищей и стал, по мнению учителей, лучше успевать в науках. Однако, автор также замечает, что Сережа научился прятать от себя и окружающих чувство к матери, во всем его поведении стало меньше искренности.
К родителям обращались ласково-почтительно: матушка, маменька, голубушка, мамаша, папенька, говорили им обычно «вы», но бывало, что и «ты». Родители также выказывали свою любовь к детям в обращениях к ним: «любезные и милые детки, «душа моя», «мой ангел». У детей были свои увлечения. Родители прививали своим детям мысли и чувства, свойственные им самим. Если в семье ребенок живет в атмосфере тепла и любви, если его интересы становятся интересами родителей, если родители выступают в роли защитника, друга и советника, то, будучи взрослым, он проявит инициативу, активность, самостоятельность и доверие к людям [6, с. 11].
Мальчиков и девочек воспитывали по-разному, к девочкам телесные наказания не применялись, но и тех и других в основном в строгости. Ребенок многое узнавал, путешествуя с родителями, а так как переезжали часто и дороги были длинные, то
сведений накапливалось множество. Примечателен также обычай брать в дом дальних родственниц для воспитания.
Отношение родителя к ребенку зависит от возраста и пола, как собственного, так и ребенка. Отцы и матери неодинаково воспринимают и относятся к сыновьям и дочерям, к новорожденным и подросткам. Кроме того, их взаимоотношения зависят от конкретных социальных условий.
Таким образом, можно сделать вывод, что взаимоотношения супругов зависели от их характеров, воспитанности, и главное - наличия любви, дружбы, степени доверительности друг другу. Внешнюю культуру определяет внутренняя, основу которой ребенок получает в семье от родителей и воспитателей. Субкультура детства в XIX веке, с точки зрения анализа культуры общения, характеризуется следующими признаками: уважение и почитание родителей со стороны детей, воспитание их в православном духе, в духе патриотизма. Все они, естественно, должны были быть носителями дворянской культуры.
Во второй половине XIX века ребенку не потакали в шалостях, в основном, не баловали, но и не пренебрегали ими, старались воспитать в духе православия, но при этом приглашали иностранных гувернеров, носителей другой культуры, другого мировоззрения, стремились сделать своего отпрыска достойным гражданином своего Отечества, но главное - человеком, знающего нормы и стандарты поведения в обществе и способного достойно занять в иерархической лестнице подобающую его происхождению ступень, а по возможности и подняться выше. Здесь мы опять сталкиваемся с взаимопроникновением внешней и внутренней культур, ребенок перенимал манеру поведения, общения родителей и наставников, при этом, чем лучше были развиты такие качества родителей, как благородство, великодушие, тем лучше развивался внутренний мир ребенка и, соответственно, тем лучше его поведение соответствовало эталонному.
Семья Каренина оказалась разрушенной, потому что была построена на шатком фундаменте. Анна и Каренин различны по своему имущественному положению, возрасту, между супругами нет настоящей любви, в их отношениях отсутствуют искренние чувства, общие интересы. Втянутый в свою служебную бюрократическую сферу, Каренин не замечал жизни Анны, а та, в свою очередь, не понимала интересов мужа и была лишена радостей настоящей семейной жизни. Ей было ненавистно лживое лицемерие Каренина, его притворство, равнодушие. В результате семья распалась.
Как Анна, так и Каренин принадлежали к высшей аристократии, оторванной от народа, а этой части общества был наиболее свойственен разлад семейных отношений.
Список литературы
1. Самойлова Г.М. Тайны «Анны Карениной» Льва Толстого. Монография. Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2010. С. 53.
2. Шашков С.С. История русской женщины. Изд. 2-е, испр. и доп. СПб.: Б.и., 1879. С. 242 (Типогр. А.С. Суворина).
3. Жизнь в свете, дома и при дворе. СПб.: Б.и., 1890. С. 87-90.
4. Шашков С.С. . История русской женщины. Изд. 2-е, испр. и доп. СПб.: Б.и., 1879.. С. 314.
5. ТыняновЮ.Н. Пушкин / Примеч. Б. Костелянца. Л.: Худож. лит., 1976. С. 9, 36.
6. Михайлова В.П. Психология межличностных отношений: Учеб. пособие. Кемерово: Изд-во ОблИУУ, 1999. С. 11.