Научная статья на тему 'СЕМЬЯ КАК ФАКТОР РИСКА В ФОРМИРОВАНИИ ОТНОШЕНИЙ ПРИВЯЗВННОСТИ РЕБЕНКА'

СЕМЬЯ КАК ФАКТОР РИСКА В ФОРМИРОВАНИИ ОТНОШЕНИЙ ПРИВЯЗВННОСТИ РЕБЕНКА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
67
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / СИСТЕМА / РОДИТЕЛЬСТВО / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ДЕТИ / ЛИЧНОСТЬ / РЕСУРСЫ ЛИЧНОСТИ / БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Богомягкова Оксана Николаевна

Статья раскрывает научные подходы к проблеме обеспечения, сохранения и укрепления психологического здоровья детей. Освещены содержательные вопросы проблемы, системный семейный подход, риски и угрозы психологической безопасности детства. Практическая часть исследования раскрывает итоги авторских исследований взаимосвязи показателей родительства и коммуникативно-личностного развития ребенка, определяет пути помощи и поддержки в обеспечении социально-психологической безопасности личности ребенка, ресурсный подход.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FAMILY AS A RISK FACTOR IN THE FORMATION OF A CHILD’S ATTACHMENT RELATIONSHIP

Article reveals scientific approaches to the problem of guarantee, retention and strengthening of the psychological health of children. Are illuminated meaningful questions of problem, systems family approach, risks and threats of psychological safety of child. The practical part of the study reveals the sums of author’s studies of the interrelation of the indices of roditelstva and communicative- personal development of child, are determined the paths of help and support in providing of sociopsychological safety of the personality of child, resource approach.

Текст научной работы на тему «СЕМЬЯ КАК ФАКТОР РИСКА В ФОРМИРОВАНИИ ОТНОШЕНИЙ ПРИВЯЗВННОСТИ РЕБЕНКА»

СEМЬЯ КАК ФАКТОР РИСКА В ФОРМИРОВАНИИ ОТНОШЕНИЙ ПРИВЯЗВННОСТИ РЕБЕНКА

Богомягкова Оксана Николаевна

Кандидат педагогических наук, доцент Институт психодрамы и психологического консультирования,

Москва, Россия e-mail: Bogom-on@mail.ru

Аннотация. Статья раскрывает научные подходы к проблеме обеспечения, сохранения и укрепления психологического здоровья детей. Освещены содержательные вопросы проблемы, системный семейный подход, риски и угрозы психологической безопасности детства. Практическая часть исследования раскрывает итоги авторских исследований взаимосвязи показателей родительства и коммуникативно-личностного развития ребенка, определяет пути помощи и поддержки в обеспечении социально- психологической безопасности личности ребенка, ресурсный подход.

Ключевые слова: семья, система, родительство, психологическое здоровье, дети, личность, ресурсы личности, безопасность

FAMILY AS A RISK FACTOR IN THE FORMATION OF A CHILD'S ATTACHMENT RELATIONSHIP

Oksana N. Bogomyagkova

Institute of Psychodrama and psychological counseling, candidate of pedagogical science, Assistant Professor of Psychology, Moscow, Russia e-mail: Bogom-on@mail.ru

Abstract. Article reveals scientific approaches to the problem of guarantee, retention and strengthening of the psychological health of children. Are illuminated meaningful questions of problem, systems family approach, risks and threats of psychological safety of child. The practical part of the study reveals the sums of author's studies of the interrelation of the indices of roditelstva and communicative- personal development of child, are determined the paths of help and support in providing of sociopsychological safety of the personality of child, resource approach.

Keywords: family, system, roditelstvo, psychological health, children, personality, the resources of personality, safety

Оксана Николаевна Богомягкова -

кандидат педагогических наук, доцент психологии, кризисный психолог, сертифицированный психодраматерапевт, старший тренер и супервизор Института психодрамы и психологического консультирования (Москва). Опыт организации, руководства и реализации системы психологического сопровождения несовершеннолетних в центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

На сегодняшний день в обществе присутствует достаточно большой процент неблагополучных семей, где происходит деформация личностного развития ребенка. Неблагополучие в семье, как правило, порождает насилие (физическое, психическое или эмоциональное, сексуальное, неглет). Многочисленные исследования показывают, что дети в неблагополучных семьях часто становятся жертвами собственных родителей, что жестокое отношение к детям со стороны родителей сегодня превратилось в обычное явление, при этом до 10% детей - жертв насилия погибает, у остальных появляются отклонения в физическом, психическом развитии, в эмоциональной сфере [3;12].

В отечественной психологической науке имеется большое количество исследований, целью которых является изучение проблемы личностных особенностей детей из неблагополучных семей (исследования Л.И. Бо-жович, 1968, Л.С. Выготского, 1986, А.Н. Леонтьева, 1991, С.Л. Рубин-

штейна, 1956); различные социальные и психологические аспекты проблем неблагополучных семей как института воспитания и социализации детей (М.И. Буянов, 2001, И.С. Кон, 1999, А.Е. Личко, 1988, И.М. Марковская, 2005, М.С. Мацковский, 1986, В.С. Мухина, 1998, Р.В. Овчаро-ва, 1999, А.В. Петровский, 2006, В.С. Харчев, 2009 и другие).

Рассматривая вопрос о феномене родительства, прежде всего необходимо прояснить его соотношение с семейной системой. Основным критерием для выделения системы из окружающей среды, с точки зрения В.Д. Шадрикова, является рассмотрение системы, в данном случае родительства, со стороны целевого назначения. Характерная черта целостности любой системы - способность самосохранения в процессе постоянного движения, изменения и развития. Все это в полной мере можно отнести и к родительству как интегральному комплексному образованию, представляющему собой систему.

Семья является открытой системой, она находится в постоянном взаимообмене с окружающей средой. Кроме того, семья - самоорганизующаяся система, т. е. поведение системы целесообразно, и источник преобразований системы лежит внутри ее самой (А.В. Черников).

В последние годы несколько изменился взгляд на семью как систему. Н.В. Кузнецова, Л.И. Щербич, анализируя эволюцию взглядов на систему семьи, говорят о том, что современная семья рассматривается в совокупности всех присущих ей функций: производственной, репродуктивной, воспитательной, хозяйственной и охватывает сферы жизнедеятельности семьи, духовного общения, власти и лидерства, первичного социального контроля, сексуальную сферу [8]. Этот взгляд отличается от более ранних исследований, когда семья рассматривалась с какой-либо одной стороны.

В.Н. Дружинин полагает, что во все времена у всех народов главной и единственной специфической функцией семьи была и есть социализация ребенка, а прочие функции являются дополнительными и меняются на протяжении веков. Многие исследователи, в том числе Т. Parsons, R. Bales, придерживаются аналогичной точки зрения [8].

Таким образом, рассматривая роль родительства в аспекте семейной системы, нужно отметить, что именно социализация и воспитание детей сохраняется на протяжении исторического этапа существования семьи в качестве основной функции семьи, а также в качестве кристаллизующего, объединяющего момента в семейной системе. Именно семья как система обеспечивает ребенку базовое чувство безопасности, которое является фундаментальным по отношению к динамическому процессу психического, личностного и социального развития.

В исследованиях А. Маслоу, Б. Боулби, Д.В. Винникота, Г.С. Никифорова, В.И. Гарбузова, Э.Г. Эйдемиллера, Э. Эриксона и др. показано, что полноценное развитие человека возможно только при условии удовлетворения потребности в безопасности, когда его ресурс направлен не на защиту от субъективно воспринимаемой и переживаемой угрозы, а на собственное развитие [3;5;8;9]. А. Маслоу рассматривает потребность в безопасности как базовую человеческую потребность. Она включает в себя такие переживания, как потребность в стабильности, в зависимости, в защите, в свободе от страха, тревоги и хаоса, потребность в структуре, порядке, законе, ограничениях. Безопасность тесно связана с вероятностью угрозы и сопряжена с желанием защиты и участия. Испуг и опасность напрямую связаны со стабильностью общества и безопасностью (А. Маслоу, 2001). К. Роджерс писал, что «свобода от внутреннего напряжения или психологическая приспособленность, существует, когда Я-концепция конгруэнтна всем опытам организма» [10]. В этой интеграции активную роль играет сам субъект, обеспечивая согласованность механизмов проекции и интроекции в своем раннем опыте и постепенную дифференциацию в более поздние годы жизни, выбирая способы регуляции мотивационно- потребностной сферы (К. Роджерс, 2002). Согласно К. Хорни, существуют факторы, определяющие состояние психологического благополучия/неблагополучия, одним из которых выступает близкое окружение ребенка или взрослого человека. По ее мнению, три конструкта определяют чувство личной безопасности: ответственность, спонтанность и доверие. Чувство ответственности означает самоутверждение, т.е. способность принимать решение без посторонней помощи и вести себя, основываясь на собственных убеждениях. Спонтанность предполагает открытость в сфере эмоциональных реакций. Доверие к себе подразумевает ясность и определенность собственной системы приоритетов и ценностей, уважение ценностей других людей [11].

Современные подходы к изучению безопасности позволяют охарактеризовать различные критерии, уровни и компоненты в структуре психологической безопасности взаимодействующих субъектов.

В качестве основного ее критерия выделяют целостность физической структуры человека, соответствующую нормам стабильного функционирования организма. Затем следует группа критериев, относящихся к индивидуально-психологическому уровню, куда входят такие составляющие, как адекватность отражения и отношения к миру, защищенность психики, адаптивность функционирования, защищенность сознания человека от различного рода манипулятивных воздействий. На лич-

ностном уровне актуализируются особенности переживания социальных потрясений, физического и психологического насилия, возникающие вследствие конкретных событий и поведенческих актов, несущих угрозу собственной безопасности или безопасности близкого человека (и.А. Баева, 1996, Е.В. Бурмистрова, 1998, Г.В. Грачев, 1998, Б.А. Еремеев, 2006, П.Н. Ермаков, И.В. Абакумова, 2007).

Удовлетворение потребности в безопасности, в том числе и в безопасности психологической, является необходимым условием нормального существования и развития человека (Г.В. Грачев, 2004). На своем жизненном пути человек периодически сталкивается с ситуациями, в которых именно потребность в безопасности выходит на первое место и становится ведущей, начинает определять мотивацию его социального поведения, перестраивая и изменяя его, специфическим образом трансформируя другие базовые группы потребностей, психические особенности и характеристики личности. Прежде всего, потребности в безопасности становится активным и доминирующим фактором, мобилизующим адаптационные ресурсы субъекта в новой социальной ситуации развития, в чрезвычайных обстоятельствах [7].

Цель исследовательской деятельности, результаты которой представлены в статье, предполагает выявление критериев и показателей, определяющих психологическое здоровье ребенка/подростка.

Задачи исследования: определение степени детской защищенности от рисков и угроз психологической безопасности в образовательном пространстве, степени психоэмоциональной удовлетворенности процессом социализации; выявление рисков и угроз психологическому здоровью детей и подростков; анализ факторов риска и спецификации их влияния на структуру психологического развития ребенка/подростка.

Гипотеза исследования: семья как система и родительство как ее подсистема обуславливают психологическое здоровье/нездоровье детей.

Обращаясь к терминологии здоровья в психологии, следует ссылаться на И.В. Дубровину и выделять здоровье психическое и психологическое. Психическое здоровье предполагает нормативное психическое развитие на всех этапах онтогенеза. Этот подход к здоровью имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам. Психологическое здоровье относится к личности в целом, включает в себя здоровье психическое и предполагает внимание к внутреннему миру ребенка [8].

У дошкольника психологическое здоровье обнаруживается в развитой активности и любознательности, открытости миру взрослых, доверчивости и подражательности наряду со стремлением к самостоятельности и игровым отношением к миру.

У младшего школьника психологическое здоровье обнаруживается в наличии широкой учебной установки, в любви к учению, в вере в собственные возможности, в уважении к общественному взрослому.

У подростка - в мятежном стремлении к самопониманию, самовыражению и самоутверждению.

Основными источниками угроз психологической безопасности личности ребенка являются: манипулирование детьми; стремление все сделать за ребенка, тем самым лишая его самостоятельности и инициативы как в деятельности, так и в принятии решений; межличностные отношения детей в группе (отвергаемые дети, грубые, жестокие взаимоотношения между детьми); индивидуально-личностные особенности родителей и персонала; интеллектуально-физические и психоэмоциональные перегрузки из-за нерационально построенного режима жизнедеятельности детей, однообразие будней; враждебность окружающей среды, когда ребенку ограничен доступ к игрушкам, не продумано цветовое и световое оформление пространства, отсутствуют необходимые условия для реализации естественной потребности в движении, действуют необоснованные запреты, вызванные псевдозаботой о безопасности ребенка; преобладание авторитарного стиля, отсутствие заинтересованности ребенком со стороны взрослых; невнимание к ребенку со стороны родителей, асоциальная семейная микросреда; стрессовое состояние ребенка, выраженное в трудностях засыпания, привычках негативного поведения, нарушениях эмоционально-личностного развития.

Признаками стрессового состояния ребенка при нарушении его психологической безопасности могут быть трудности засыпания и беспокойный сон; беспричинная обидчивость, плаксивость или, наоборот, повышенная агрессивность; невнимательность, беспокойство и непоседливость; отсутствие уверенности в себе, которое выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых, буквально жмется к ним; проявление упрямства; то, что он постоянно сосет соску, палец или жует что-нибудь, без разбора ест, и наоборот, отмечается стойкое нарушение аппетита; боязнь контактов, стремление к уединению, отказ участвовать в играх сверстников; игра с половыми органами, подергивание плеч, качание головой, дрожание рук; повышенная тревожность [1;2].

Наличие вышеуказанных симптомов нередко свидетельствует о возникновении психосоматических расстройств, которые могут отрицательно сказаться на самочувствии, поведении ребенка. Игнорирование их обычно приводит к стойким нарушениям не только в здоровье, но и в личностном развитии. Часто такие дети впоследствии становятся лживыми, неуверенными в себе, склонными к бесплодным мечтаниям,

трусливыми, некоммуникабельными. У них как способ защитного поведения очень рано появляется социальная маска [2].

Риски и угрозы психологическому здоровью дают о себе знать через детские проявления агрессивности, тревожности, фрустрированности. Изучение этих проявлений позволяет актуализировать противоречия в личностной сфере ребенка и обеспечить комплексный системный подход в сопровождении индивидуального развития детей.

На основе исследований личностной сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста представим обзор основных тенденций, раскрывающих факторы возникновения данных негативных проявлений в обозначенных возрастах:

1. Можно выделить отдельные факторы риска в тактике и стратегии семейного воспитания, которые встречаются наиболее часто в группе агрессивных и тревожных дошкольников: гипоопека и физическое наказание, частые запреты и угрозы.

Матери дошкольников со средним уровнем тревожности (в сравнении с материями, имеющими низкий уровень тревожности) более эмоционально дистанцированы от детей и более тревожны за них, подвержены вербальному выражению негативных чувств и готовы к проявлению вспыльчивости, резкости и грубости при малейшем возбуждении.

2. Статистически значимых различий в уровне агрессивности и тревожности детей из полных и неполных семей выявлено не было, однако, структуры корреляционных связей данных личностных параметров с характеристиками стилей родительского отношения и воспитания были выявлены следующие:

В неполных семьях: чем больше проявляется контроль родителя, тем ниже психологическая защита у ребенка к окружающему миру; чем больше родитель проявляет свою непоследовательность, тем большую тревожность и неуверенность чувствует ребенок, и тем более демонстративно он себя ведет; чем более автономен родитель, тем меньше тревожность дошкольника.

В полных семьях: чем больше родители стремятся к сотрудничеству с ребенком, тем у него меньше проявляется тревожность; чем больше родители отвергают ребенка, тем выше коэффициент ожидаемой агрессии.

Таким образом, в неполных семьях тревожность ребенка может снизить отсутствие сверхконтроля и непоследовательности требований родителя, а в полной семье - установление сотрудничества и принятие ребенка родителями.

3. Во всех случаях проявления агрессивности и тревожности дошкольников имеет место отсутствие эмоциональной отзывчивости воспита-

теля и низкий социометрический статус ребенка. У агрессивных детей отмечается стремление к доминированию в игре, хотя навыки общения в игре низкие, а тревожные дети чаще проявляют себя как застенчивые, плаксивые, стремящиеся быть в одиночестве. Кроме этого, тревожность детей повышает несоответствие характера требований, их противоречивость со стороны педагогов.

4. Статистические данные коммуникативно-личностного развития детей, переживших развод родителей, и детей, чьи родители находятся в браке, позволяют утверждать следующее:

Дети, чьи родители в разводе, хуже относятся к отцу, у них лучше складываются отношения с воспитателем, они более конфликтны, фру-стрированы и отгорожены. Социальный статус детей, переживших, развод родителей, ниже, чем у детей из полной семьи. В этой же выборке значительно ниже показатели свойств общения, а именно продолжительность, избирательность и интенсивность общения.

5. Эмпирический подход к проблеме толерантности родительства выявил, что у детей толерантных матерей выше самооценка, социальный статус, проявления любознательности, эмоционально-нравственное отношение к окружающему; продолжительность общения дольше; отношение к родителям как к чете выражено в большей мере, чем у детей интолерантных матерей. При этом, дети интолерантных матерей реализуют в большей степени свое общение с папой, близкими родственниками, друзьями, с воспитателем, чем дети толерантных матерей.

6. Исследование материнской тревожности как фактора, влияющего на психологическое здоровье ребенка, констатирует значимые результаты. Общему высокому состоянию тревоги ребенка способствует высокая родительская (материнская) тревожность и чувство вины, а также сильное ощущение эмоционального неблагополучия. Чем меньше в семье тревога, тем больше ребенок воспринимает родителей как чету, тем меньше его отгороженность. Низкая тревожность в семье снимает напряжение и помогает позитивно воспринимать мать. Высокая тревожность матери способствует проявлению любознательности ребенка.

7. Семьи разных социальных категорий (семьи, находящиеся в социально опасном положении, благополучные семьи, семьи попечительства) отличаются друг от друга своеобразием родительских установок.

Социально благополучные семьи имеют в Т-критериальном анализе значимые особенности по следующим показателям: чрезмерная забота, зависимость от семьи, подавление воли, ощущение самопожертвования, исключение внутрисемейных влияний, сверхавторитет родителей, подавление сексуальности, доминирование матери, чрезвычайное вме-

шательство в мир ребенка, стремление ускорить развитие ребенка; и отличительные факторы как: подавление сексуальности, зависимость от семьи, равенство родителей и ребенка, поощрение активности ребенка.

Семьи опекунов в Т-критериальном анализе показали значимое своеобразие, идентичное благополучным семьям, но в более высокой степени значимости. В сравнении с социально опасными семьями преобладают такие показатели как: подавление воли и сексуальности ребенка. Основными отличительными факторами для семей опекунов являются: необходимость помощи в воспитании ребенка, зависимость ребенка от матери, мученичество родителей и чрезмерная забота.

Социально опасным семьям в сравнительном Т-кретериальном анализе в большей степени свойственны такие характеристики как: чрезмерная забота, зависимость от семьи, ощущение самопожертвования, подавление агрессивности, уклонение от конфликта, подавление сексуальности, доминирование матери, чрезвычайное вмешательство в мир ребенка. Обобщающими отличительными факторами являются: чрезмерное вмешательство в мир ребенка, семейные конфликты, направленность на развитие ребенка, мученичество родителей.

Важными параметрами формирования психологического здоровья выступают: значимые привязанности, связываемые с умением выстраивать эмоционально близкие отношения; состояние адаптированно-сти (успешной адаптации), которое связывают с психоэмоциональной стабильностью, состоянием удовлетворенности, отсутствием дистресса, ощущения угрозы, что интегрально означает переживание чувства психологической защищенности; коммуникативная компетентность, как способность к выстраиванию эффективного общения, легкость в контактах; внутренняя установка, связанная с готовностью действовать определенным образом, личностная позиция; низкий уровень психологического насилия; преобладание диалогической направленности субъектов общения; преобладание гуманистической центрации у родителей; высокий уровень удовлетворенности семейной системой.

Пути помощи и поддержки в обеспечении социально-психологической безопасности личности ребенка должны быть ориентированы на поиск ресурсов. В качестве такого ресурса может быть умение понимать и принимать других, быть социально значимым среди других, принятым другими, развитие эмоционально-смысловой и нравственной сферы личности, психологическое здоровье. При этом, проводя анализ личностных ресурсов, Л.А. Гаязова, О.Н. Богомягкова выделили ресурсы, способствующие сопротивляемости негативным тенденциям в детском возрасте (ориентация на результат, способность к сопереживанию, опти-

мизм, автономия, способность к саморегуляции, экстраверсия), семейные ресурсы (близкий эмоциональный контакт с матерью, наблюдение за опытом преодоления трудных ситуаций родителями, стиль воспитания). Важным ресурсным компонентом является безопасность образовательной среды, в которую включен ребенок.

Литература

1. Богомягкова О.Н. Формирование социальных компетенций дошкольников и младших школьников как условие психологической безопасности личности ребенка / О.Н. Богомягкова. - Перм. гос. гума-нит.-пед. ун-т. - Пермь, 2013. - 106 с.

2. Бурменская Г.В. Факторы риска в психологии развития: Психология развития. Словарь / Г.В. Бурменская, Т.И. Шульга / Под.ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.- сост. Л.А. Карпенко. Под общ.ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2005. - 176 с.

3. Колесникова Т.И. Психологический мир личности и его безопасность / Т.И. Колесникова. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. - 176 с.

4. Лактионова Е.Б. Представление педагогов-психологов о рисках в образовательной среде. Безопасность образовательной среды: Сборник статей / Е.Б.Лактионова /Ответственный редактор и составитель Г.М. Коджаспирова. - М., Экон-Информ, 2008. - С.158.

5. Маслоу А. Мотивация и личность / А. Маслоу. - СПб.: Евразия, 2001.

6. Мерлин, В.С. Психология индивидуальности / Под ред. Е.А. Климова. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - 448 с.

7. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении: практическое руководство / Под.ред. И.А. Баевой. - СПб.: Речь, 2006. - 288 с.

8. Психологическая безопасность образовательного пространства: монография / под ред. О.Н. Богомягковой - Перм. гос. гуманит.-пед. ун- т. - Пермь, 2013. - 66 с.

9. Роджерс К. Искусство консультирования и терапии / К. Роджерс.

- М.:Апрель- Пресс-Эксмо, 2002.

10. Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. -Самара: ИД «Бархах-М», 2000.

11. Скрипкина Т.П. Доверие к миру как фундаментальное условие толерантности / Т.П. Скрипкина. - Ростов-на-Дону, 2002.

12. Практикум по психологии здоровья. / Под ред. Г.С. Никифорова.

- СПб: Питер, 2005. - 351 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.