Научная статья на тему 'Жестокое обращение с детьми в образовательной и семейной системе'

Жестокое обращение с детьми в образовательной и семейной системе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2395
470
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАСИЛИЕ / ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ / СЕМЬЯ / РОДИТЕЛЬСКИЕ УСТАНОВКИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ДЕТИ / ПОДРОСТКИ / ЛИЧНОСТЬ / БЕЗОПАСНОСТЬ / СОЦИУМ / VIOLENCE / ABUSE / FAMILY / PARENT INSTALLATION / MENTAL HEALTH / CHILDREN / TEENEGER / PERSONALITY / SAFETY / SOCIETY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Богомягкова Оксана Николаевна

Статья раскрывает научные подходы к проблеме насилия и жестокого обращения. Освещены содержательные вопросы проблемы, психология детей и подростков, риски и угрозы психологической безопасности детства. В практической части представлены итоги авторских исследований, объективный сравнительный анализ субъектного отношения к насилию участников образовательного процесса и семейной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABUSE OF CHILDREN IN THE EDUCATIONAL SYSTEM AND FAMILY

The article reveals the scientific approaches to the problem of violence and abuse. When covering substantive question the problem, the psychology children and teenagers, the risks and threats to the psychological safety of childhood. The practical part of the study reveals the results of original research and represents an objective comparative analysis of attitude towards violence involved in the educational process and the family system.

Текст научной работы на тему «Жестокое обращение с детьми в образовательной и семейной системе»

РАЗДЕЛ 2. ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ

УДК 159.9.07

Богомягкова Оксана Николаевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический

университет», Пермь, Россия 614990, Пермь, Сибирская, 24, +7(342) 212-85-90 e-mail: Bogomyagkova. o@pspu. ru

ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

И СЕМЕЙНОЙ СИСТЕМЕ

Oksana N. Bogomyagkova

Сandidate of Pedagogical Science, Assistant Professor of Psychology

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Perm State Humanitarian Pedagogical University» 24, Sibirskaja, Str., 614990, Perm, Russia e-mail: Bogomyagkova. o@pspu. ru

ABUSE OF CHILDREN IN THE EDUCATIONAL SYSTEM AND FAMILY

Аннотация. Статья раскрывает научные подходы к проблеме насилия и жестокого обращения. Освещены содержательные вопросы проблемы, психология детей и подростков, риски и угрозы психологической безопасности детства. В практической части представлены итоги авторских исследований, объективный сравнительный анализ субъектного отношения к насилию участников образовательного процесса и семейной системы.

Ключевые слова: насилие; жестокое обращение; семья; родительские установки; психологическое здоровье; дети; подростки; личность; безопасность; социум.

Abstract. The article reveals the scientific approaches to the problem of violence and abuse. When covering substantive question the problem, the

© Богомягкова О.Н., 2016

psychology children and teenagers, the risks and threats to the psychological safety of childhood. The practical part of the study reveals the results of original research and represents an objective comparative analysis of attitude towards violence involved in the educational process and the family system.

Key words: violence; abuse; family; parent installation; mental health; children; teeneger; personality; safety; society.

На протяжении многих лет исследуется проблема насилия и агрессии. Масштаб данных явлений не перестает удивлять. Проблема жестокого обращения с детьми до недавнего времени была закрыта для обсуждения.

И только сейчас мы начинаем осознавать ее масштабы и серьезность: в различных его формах насилию подвергается ежегодно до двух миллионов несовершеннолетних. Почти 4,5 тысячи детей Пермского края ежегодно страдают от побоев, истязаний, жестокого обращения и насилия [4]. Небезопасным местом для детей является их собственный дом. Однако факты жестокого обращения и насилия имеют место быть и в образовательных учреждениях. В прошлом году в Пермском крае к уголовной ответственности привлечены 7 педагогов за насилие над учащимися [4].

Жестокие отношения между учениками, как отмечает Е.Н. Пронина [5], в наше время - дело обычное. Наверное, в каждой школе страны найдется хотя бы один класс, где можно наблюдать это.

По словам П.В. Микова, уполномоченного по правам ребенка в Пермском крае, насилие над ребенком в школе и семье - это острейшая проблема. Последствия физического и эмоционального насилия могут быть очень серьезны для формирования личности ребенка (вплоть до трагических случаев).

Актуальность проблемы жестокого обращения отражается в противоречиях:

- между нормативной квалификацией фактов жестокого обращения и пониманием, признанием проблемы в среде подростков, родителей, педагогов;

- установленными фактами жестокого обращения и необходимостью снижения уровня агрессии и жестокости среди подростков в условиях школы и семьи;

- потребностью и готовностью участников образовательных и семейных систем к поведенческим и внутриличностным изменениям.

Целевые ориентиры проводимых автором исследований ориентированы на фокусировку проблемы жестокого обращения с детьми и подростками

в образовательном учреждении и семье, выявление и профилактику рисков и угроз психологической безопасности ребенка.

Объект исследования: психологическое, социальное, правовое отношение к проблеме жестокого обращения разных субъектов образовательного пространства (дети, родители, педагоги).

Предмет исследования: жестокое обращение в феноменологии психолого-педагогических и социально-правовых проблем.

Гипотеза исследования отражается в предположении о том, что понятие и понимание жестокого обращения по-разному трактуется в подростковой, родительской и педагогической культуре взаимодействия. Разница взглядов лишает возможности целевого решения проблемы, а устранение данного противоречия способствует выработке комплексной стратегии совладания с проблемой.

Теоретическая значимость исследования заключается

в консолидированном анализе отечественных и зарубежных подходов к проблеме насилия и жестокого обращения с детьми.

Практическая часть включает мониторинг информированности и фактов жестокого обращения с детьми, актуализацию рисков и угроз психологической безопасности ребенка в школе и семье, создание программы профилактики по заявленной теме.

Аналитическая часть работы предусматривает обобщение и систематизацию полученных фактов, сопоставление значимых показателей насилия жестокого обращения с детьми в Пермском крае, анализ эффектов реализованной программы и наполнение воспитательной части образовательного процесса рекомендациями по сохранению и укреплению психологического здоровья детей и подростков.

В современной зарубежной и отечественной литературе жестокое обращение рассматривается как одна из ведущих причин асоциального детства (С.А. Беличева, Е.Н. Волкова, Е.М. Вроно, И.Н. Григович, В.Е. Дружинин, Р.Н. Клайберг, А.А. Реан, А.А. Северный, Б.Ю. Шапиро, Т.И. Шульга,

G.G. Conger, A. Guggenbuhl, R. Soonets, А.С. Huston, G. Kagan). Как определенные последствия различных видов насилия изучаются особенности детей, которые остаются вне семьи, беспризорных и безнадзорных детей (С.А. Беличева, А.В. Бабушкин, М.И. Буянов, А.Я. Варга, Н.В. Вострокнутов, Е.М. Вроно, С.Н. Ениколопов, И.В. Дубровина, А.А. Реан, В.С. Собкин и др.), детей, имеющих особенности в психическом и физическом развитии (Б.Л. Альтшуллер, Л.Ю. Данилова, Р.П. Дименштейн, Н.М. Иовчук, А.Л. Лихтарников, В.И. Лопатина, М. Роомелди, А.А. Северный, В.В. Стребиж,

H.Л. Хананашвили, Т.И. Шульга и др.), детей с девиантным и делинквентным

29

поведением (Б.Н. Алмазов, Г. Беккер, К. Бэйли, Р. Джонсон, Э. Дюркгейм, Ж. Кетле, Л. Леви-Брюль, Г. Кайзер, Дж. Кауфман, Г. Кэплан, Р.К. Мертон, А.М. Прихожан, М. Раттер, Ф. Райе, А.А. Реан, А.Р. Ратинов, Н.Н. Толстых, Д.И. Фельдштейн, Г. Фигдор, Д. Халаган) [2].

В настоящее время мировое сообщество признает проблему насилия, жесткого обращения и пренебрежения нуждами детей как одну из самых острых и актуальных проблем современного мира. Всемирная организация здравоохранения и Международное общество по предупреждению насилия над детьми и пренебрежения их нуждами (ISPCAN) объединяют усилия специалистов для создания действенной системы защиты детей.

Говоря о насилии по отношению к детям, часто употребляют два основных понятия: собственно насилие над детьми (англ. abuse - насилие, злоупотребление) и жестокое обращение с детьми (англ. maltreatment - плохой, недостаточный уход). Эти термины применяются в X Международной классификации болезней и причин смерти, по которой кодируются документы лечебных учреждений в России.

В России нет единого подхода к определению понятий «насилие» и «жестокое обращение». Более того, существует большое количество других понятий, используемых при описании одной и той же проблемы. Например, «злоупотребление», «принуждение», «эксплуатация», «синдром опасного обращения с детьми», «управление и манипуляция их поведением». Имеется много ошибочных представлений, когда люди подвергаются насилию и не считают это насилием, потому что воспринимают силу как норму. В большинстве случаев люди склонны относить к насилию лишь незначительную часть случаев, которые наносят ущерб здоровью человека, т.е. попадают под действие уголовного кодекса.

В самом общем смысле под насилием понимают форму принуждения со стороны одной группы людей (одного человека) по отношению к другой группе (отдельному человеку) с целью приобретения или сохранения определенных выгод и привилегий, завоевания политического, экономического и любого другого господства [3]. «Насилие, - отмечает один из исследователей этого понятия Г.Н. Киреев, - особый тип отношений между людьми, сложившийся на базе противоположного отношения к природным, объективным условиям их существования, и несмотря на то что субъективный фактор опосредован и определен материальными отношениями, насилие существует там, тогда и постольку, где, когда и поскольку имеет место присвоение, подавление, подчинение воли субъекта, господство над ней» [3].

Пренебрежение нуждами детей - это неисполнение родителем или лицом, его заменяющим, обязанностей по надзору, защите и обеспечению основных

30

потребностей ребенка, наносящее значительный вред нормальному развитию ребенка или создающее серьезный риск этого. Различают пренебрежение физическими потребностями (потребность в пище, одежде, приюте, недостаток присмотра или защиты от опасности), пренебрежение медицинскими нуждами, пренебрежение потребностью в образовании и психологическое пренебрежение. Психологическое пренебрежение - это постоянное невыполнение родителем или лицом, его заменяющим, минимальной потребности ребенка в поддержке, внимании и любви. Это невнимание, эмоциональная холодность, грубость по отношению к детям, унижение человеческого достоинства и любое нарушение внутренней границы личностных переживаний.

Зарубежные специалисты Д. Доллард, Н. Миллер, Д. Маурер пришли к заключению, что понятие «насилие» по отношению к человеку - очень широко и кроме преступлений также включает действия:

• принуждение или поощрение совершать действия или поступки, которые человек совершать не хочет; вовлечение человека в деятельность с помощью обмана, шантажа, манипуляций, угрозы физической расправы или материального ущерба и т.д.;

• препятствие выполнению того, что человек выполнять хочет;

• злоупотребление властью. Причем власть рассматривается широко: как власть возраста (например, взрослые над детьми), власть силы, власть популярности, власть принадлежности к полу (например, мужчины над женщиной) и другие виды власти. Использование власти с целью доминирования над другим нарушает права человека.

Насилие и жестокое обращение следует отличать от агрессии, хотя, безусловно, эти феномены имеют много общего.

Жестокое обращение с детьми - это умышленное или неосторожное обращение или действия со стороны родителей/лиц, их заменяющих, или других людей, которые привели к травмам, нарушению в развитии, смерти ребенка, либо угрожают правам и благополучию ребенка.

Насилие чаще всего трактуется как физическое, психическое, социальное воздействие на человека со стороны другого человека, семьи, группы или государства, вынуждающее его прерывать значимую деятельность и исполнять другую, противоречащую ей, либо угрожающую его физическому или психическому здоровью и целостности.

Отличительной особенностью российского менталитета, по мнению специалистов, является терпимое отношение к насилию и жестокому обращению. К.А. Абульханова, рассматривая исторические и современные

особенности российского менталитета, отмечает, что именно христианское принятие страдания, терпение являются ключевыми для характера русского народа. Более того, проявление насилия часто понимается как знак внимания («Бьет - значит любит» - хорошо известная российская поговорка). В силу этого существует известное сопротивление признанию проблемы насилия над детьми как на уровне широких социальных установок, так и на уровне установок среди специалистов: общество в целом и многие специалисты помогающих профессий в России не считают насилие и жестокое обращение с ребенком проблемами, требующими безотлагательного решения, и, следовательно, не стремятся прилагать большие усилия для их преодоления.

По данным научных исследований, насилие в той или иной форме наблюдается в каждой четвертой семье.

Основными мотивами насилия над ребенком со стороны родителей и членов семьи являются следующие:

• бессознательная потребность перенести на другого унижение, которому подвергались когда-то сами;

• потребность дать выход подавленным чувствам;

• потребность обладать и иметь в своем собственном распоряжении живой объект для манипулирования;

• перенос собственного детского опыта, обусловленный потребностью идеализировать свое детство и собственных родителей посредством догматического приложения родительских воспитательных методов на своего собственного ребенка;

• реванш за боль, которую родитель когда-то пережил [1].

Степень тяжести последствий перенесенного насилия зависит от тяжести самого насилия. Т.Я. Сафонова, Е.И. Цымбал различают ближайшие и отдаленные последствия жестокого обращения и невнимательного отношения к детям [6]. Практически все дети, пострадавшие от жестокого обращения и пренебрежительного отношения, пережили психическую травму, в результате чего они развиваются дальше с определенными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями, отрицательно влияющими

на их дальнейшую жизнь.

Дети, подвергшиеся различного рода насилию, сами испытывают гнев, который чаще всего изливают на более слабых: младших по возрасту детей, на животных. Часто их агрессивность проявляется в игре, порой вспышки их гнева не имеют видимой причины.

Некоторые из них, напротив, чрезмерно пассивны, не могут себя защитить. И в том и в другом случае нарушается контакт, общение

со сверстниками. У заброшенных, эмоционально депривированных детей стремление любым путем привлечь к себе внимание иногда проявляется в виде вызывающего, эксцентричного поведения.

Дети, пережившие сексуальное насилие, приобретают несвойственные возрасту познания о сексуальных взаимоотношениях, что проявляется в их поведении, в играх с другими детьми или с игрушками. Даже маленькие, не достигшие школьного возраста дети, пострадавшие от сексуального насилия, впоследствии сами могут стать инициаторами развратных действий и втягивать в них большое число участников.

Наиболее универсальной и тяжелой реакцией на любое, а не только сексуальное, насилие является низкая самооценка, которая способствует сохранению и закреплению психологических нарушений, связанных с насилием. Личность с низкой самооценкой переживает чувство вины, стыда, для нее характерны постоянная убежденность в собственной неполноценности, в том, что «ты хуже всех». Вследствие этого ребенку трудно добиться уважения окружающих, успеха, общение его со сверстниками затруднено.

Дети и подростки являются наиболее уязвимой, незащищенной частью нашего общества. Жестокое обращение с ними, пренебрежение их интересами не только наносят непоправимый вред их здоровью, как физическому, так и психическому, но также имеют тяжелые социальные последствия. Результаты криминологических и психологических исследований показывают, что в силу особенностей возраста, личностной несформированности и незащищенности несовершеннолетние обладают повышенной виктимностью - субъективной «предрасположенностью» стать при определенных обстоятельствах жертвой преступлений.

Дети, пережившие любой вид насилия, испытывают трудности социализации: у них нарушены связи со взрослыми, нет соответствующих навыков общения со сверстниками, они не обладают достаточным уровнем знаний и эрудицией, чтобы завоевать приоритет в школе, и др. Решение своих проблем дети-жертвы насилия зачастую находят в криминальной, асоциальной среде, а это сопряжено с формированием у них пристрастия к алкоголю, наркотикам, они начинают воровать и совершать другие уголовно наказуемые действия.

Опытно-экспериментальная работа в рамках заявленного исследования проводилась с подростками, родителями, педагогами. Состояла из пропедевтической, эмпирической и аналитической частей.

Цель эмпирической части исследования - выявление возможных рисков и угроз жестокого обращения по отношению к детям и подросткам в семье и школе.

Пропедевтическая часть преследовала цель обеспечения профилактики рисков и угроз психологической безопасности детей и подростков в образовательной организации и семье.

Аналитическая часть работы предусматривала обобщение и систематизацию полученных фактов, сопоставление значимых показателей насилия и жестокого обращения, анализ эффектов реализованной программы и наполнение воспитательной части образовательного процесса рекомендациями по сохранению и укреплению психологического здоровья детей и подростков.

В связи с этим респондентам были предложены анкеты.

Разработчики - авторский коллектив под руководством Е.В. Бурмистровой. Анкеты являлись мониторингом информированности и были профильно ориентированы на разных респондентов: учащихся, родителей, педагогов. Анкета включает в себя серию вопросов, ориентированных:

• на распространенность жестокого обращения в семье, образовательной системе, улице;

• информированность о проблеме жестокого обращения;

• понимание «жестокого обращения» разными субъектами (родителями, педагогами, детьми);

• информированность о доступности психологической, медицинской помощи;

• знание законодательной и правовой базы;

• внимательность и распознание признаков жестокого обращения с ребенком;

• личный и профессиональный опыт по данной проблеме.

В эксперименте приняли участие 178 человек.

Из них: учащиеся - 97 человек (7-й класс - 52 человека, 8-й класс - 25 человек, 9-й класс - 20 человек), педагоги - 46 человек, родители - 35 человек.

В целом более 70 % подростков, опрошенных в ходе исследования «Мониторинг по проблеме жестокого обращения с детьми в семье и школе», отмечают наличие фактов насилия и жестокого обращения по отношению к себе.

Результаты опроса показывают, что в понятие жестокого обращения респонденты включают:

- подростки - держать в страхе; унижать; контролировать во всем: отдавать приказы, принимать решения за подростка, унижать;

- родители - отсутствие у ребенка нормального питания, жилья; отсутствие у ребенка возможности учиться, низкая доступность квалифицированной медицинской помощи, безнадзорность;

- педагоги - синяки ссадины кровоподтеки и другие повреждения, изменение эмоционального состояния ребенка.

В ходе исследования 45 % респондентов-подростков на вопрос, подвергался ли ты насилию в школе, дали положительный ответ. Преимущественно подростками отмечался факт психологического насилия. В качестве лиц, совершавших насилие, респонденты-подростки указывали в первую очередь одноклассников, во вторую - старшеклассников, в третью -группу незнакомых ребят и незнакомого взрослого. Также присутствуют случаи насилия, совершенного учителем, - 8 %, родителем другого ученика - 2 %.

Шестьдесят процентов опрошенных родителей допускают физическое наказание, чаще в семьях, где родители не умеют сдерживать себя, - 80 %. Обращают на себя внимание утвердительные ответы педагогов о возможности физического наказания 15 %.

Как показывают данные проведенного исследования, 8-23 % подростков, утвердительно отвечая на вопрос о перенесенном насилии, за помощью не обращались и справлялись самостоятельно; 52-82 % опрошенных подростков абсолютно не знали к кому обратиться.

Так, более 50 % подростков заявили о том, что они не знают законы, защищающие детей. В родительской группе лишь 25 % респондентов имеют какое-либо представление о законодательной базе.

Все вышеперечисленные факты легли в основу разработки программы профилактики жестокого обращения со всеми участниками образовательного процесса: детьми, родителями, педагогами.

Программа нацелена на создание условий для эффективного функционирования системы профилактики по жестокому обращению с детьми, для соблюдения прав и обеспечения психологического здоровья детей в семье и образовательной организации; повышение уровня социально-психологической культуры родителей и педагогов

Реализация программы позволила:

Детям:

• сформировать личное отношение ко всем формам жестокого обращения (морально-нравственный компонент сознания);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• создать безопасное пространство для общения, условия для самовыражения;

• снизить тревожность, агрессивные проявления;

• улучшить психологическое здоровье и субъективное качество жизни, отношения с значимым социумом;

• сформировать целеустремленность, ответственность, умение противостоять социальным манипуляциям;

• повысить уверенность в своих силах;

• быть информационно компетентными в вопросах защиты от насилия и жестокого обращения.

Педагогам:

• улучшить психологический микроклимат в педагогическом коллективе;

• повысить свою самооценку, уверенность в себе и своих силах (профессиональных и личностных);

• сформировать начальные навыки рефлексии, саморегуляции;

• повысить мотивацию самопознания и саморазвития;

• овладеть здоровьесберегающими технологиями при работе с собой, детьми и родителями;

• сформировать навыки бесконфликтного поведения, механизмы саморегуляции, копинг-стратегии.

Родителям:

• сформировать информационную компетентность в области профилактики жестокого обращения с детьми;

• повысить родительскую самооценку, уверенность, умение выражать свои чувства, эмоции и настроение словами;

• занять активную позицию в воспитательно-образовательном процессе.

• сформировать механизмы саморегуляции, копинг-стратегии;

• повысить уровень родительской компетентности в конфликтных, трудных жизненных ситуациях;

• сформировать социально-психологическую грамотность.

В российских государственных федеральных стандартах подготовки психологов, педагогов, детских врачей, юристов не названы учебные дисциплины, посвященные проблеме насилия над детьми и профилактики насилия. В нескольких университетах России существуют отдельные учебные дисциплины, введенные в местный стандарт обучения специалистов магистерской ступени подготовки. Постдипломное образование по данной проблеме также не является широко распространенным и носит характер локального эксперимента. Хотя проблема жестокого обращения и насилия требует пристального внимания и своевременного решения. Современное положение дел диктует необходимость подготовки учителей и родителей в области предупреждения насилия, развития навыков распознавания

36

тревожащих симптомов, оценки ситуации, разрешения конфликтов; построения организованного, слаженного механизма реагирования, в котором каждый знает свое место и свои функции, организации скоординированной работы всего учреждения, что делает возможным быстрое, четкое, скоординированное и эффективное действие в отношении проблемы насилия и жестокого обращения с детьми.

Эмпирические данные подтвердили выдвинутую гипотезу исследования о том, что понятие и понимание жестокого обращения по-разному трактуется в подростковой, родительской и педагогической культуре взаимодействия. Разница взглядов лишает возможности целевого решения проблемы, а устранение данного противоречия способствует выработке комплексной стратегии решения проблемы.

Список литературы

1. Жестокое обращение с детьми: сущность, причины, социально-правовая защита / Л.Я. Олиференко, Н.А. Иванова, Т.Я. Сафонова, Е.И. Цымбал. - М.: Дом, 2005.

2. Змановская Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения). - М.: Академия, 2003.

3. Киреев Г.Н. Сущность насилия. - М., 2000.

4. Миков П.В. О соблюдении и защите прав и законных интересов ребенка и деятельности. - Пермь, 2014.

5. Пронина Е.Н. Детская жестокость: причины и следствия // Психологическая служба. - 2008. - № 5. - С. 20-23.

6. Цымбал Е.И., Сафонова Т.Я. Жестокое обращение с детьми: сущность, причины социально-правовая защита. - М., 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.