Научная статья на тему 'Семья как детерминант ценностных ориентаций студентов на долголетие'

Семья как детерминант ценностных ориентаций студентов на долголетие Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
299
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОЛГОЛЕТИЕ / СЕМЕЙНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ОБРАЗ ЖИЗНИ / ОРИЕНТАЦИИ НА ДОЛГОЛЕТИЕ / LONGEVITY / FAMILY SOCIALIZATION / WAY OF LIFE / ORIENTATIONS TO LONGEVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Плотникова Ю. С.

На основе результатов социологического опроса студентов вуза проанализировано влияние некоторых факторов семейной социализации на ориентации к долголетию. При анализе учитывались факторы: физическое и психологическое насилие со стороны родителей, образ жизни родителей, образование родителей, уровень доходов семьи. Установлена прямая зависимость образа жизни детей с образом жизни родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Family as a determinant of students values orientation to longevity

On the basis of the results of sociological survey of the students it is analyzed influence of some factors of the family socialization on the longevity orientations. The analyses take into account the factors: physical and psychological violence from parents, way of life and education of parents, familys level of income. Dependence of the childrens way of life from parents way of life are established.

Текст научной работы на тему «Семья как детерминант ценностных ориентаций студентов на долголетие»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (78) 2009

RUSSIA. Новая серия / под ред. Н. Охотина. — 1998. — Вып. 2(10). — С. 127- 128.

11. Гудков, Л. Интеллигенты и интеллектуалы [Текст] / Л. Гудков // Знамя. - 1992. - № 3-4. - С. 203-206.

12. Корнев, С. Выживание интеллектуала в эпоху массовой культуры [Текст] / С. Корнев // Неприкосновенный запас. -1998. - №1. - С. 18-21.

13. Тойнби, А. Постижение истории [Текст] / А. Тойнби. -М., 1991. - С. 267.

14. Бьорлинг, Ф. Whether tis nobler in the mind... Пастернак и нравственная дилемма послереволюционной интеллигенции [Текст] / Ф. Бьорлинг // Россия / RUSSIA. Новая серия / под ред.

Н. Охотина. - 1998.- Вып .2(10). - С. 95- 103.

15. Поздняков, Н. К. Политическая элита, средний класс,

интеллигенция [Текст] / Н. К. Поздняков // Вестник Омского университета. — 2004. — № 4. — С. 63.

16. Ионин, Л. Г. Арифметика души: интеллигенция и власть [Текст] / Л. Г. Ионин // Свобода в СССР. - СПб., 1997. - С. 76.

17. Фуко, М. Интеллектуал в законе [Текст] / М. Фуко // Независимая газета. — 2002. — 3 октября.

18. Фуко, М. Интеллектуалы и власть [Текст] / М. Фуко. — М., 2000. — С. 135.

ГОРЧИЦКАЯ Елена Аркадьевна, преподаватель кафедры философии.

Статья поступила в редакцию 11.02.2009 г.

© Е. А. Горчицкая

уДК 31228 Ю. С. ПЛОТНИКОВА

Омский государственный технический университет

СЕМЬЯ КАК ДЕТЕРМИНАНТ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ НА ДОЛГОЛЕТИЕ__________________________________

На основе результатов социологического опроса студентов вуза проанализировано влияние некоторых факторов семейной социализации на ориентации к долголетию. При анализе учитывались факторы: физическое и психологическое насилие со стороны родителей, образ жизни родителей, образование родителей, уровень доходов семьи. Установлена прямая зависимость образа жизни детей с образом жизни родителей.

Ключевые слова: долголетие, семейная социализация, образ жизни, ориентации на долголетие.

Долголетие (достижение человеком возраста 80 лет и старше) — один из важных показателей возрастной характеристики населения. Необходимо отметить, что все факторы долголетия до настоящего времени не выявлены. Анализ специальной научной литературы свидетельствует о том, что при рассмотрении феномена долголетия рассматриваются следующие аспекты:

• факторы, способствующие долголетию (биологические, социально-политические, социально-экономические, психологические);

• статистические показатели продолжительности жизни в разные исторические периоды;

• эволюция представлений ученых о старости и долголетии;

• «портрет долгожителя», составленный на основе исследований долгожителей Дагестана, Азербайджана, Абхазии, Якутии, Японии и др.;

• обзор социальной политики стран, где проживает большой процент долгожителей;

• отношение к долгожителям со стороны населения.

Однако практически не исследуются ценностные

ориентации молодёжи на долголетие. Одним из детерминантов, формирующих ценностные ориентации на долголетие, является семья. Она остается ведущим социальным институтом в формировании и развитии социально значимых ценностей и установок личности.

Признание долгой жизни как ценности должно происходить уже на этапе первичной социализации личности, когда закладываются основные нормы и

ценности, тогда есть вероятность, что всё дальнейшее поведение человека будет самосохранительным, будут снижаться риски «недоживания» до старости. Так как семья является первичным агентом социализации, именно она может значительно повлиять на желание жить или не жить долго.

Семье, как социальному институту, уделяется немало внимания при анализе феномена долгожительства. Важнейшие функции семьи (репродуктивная, экономическая, терапевтическая, организационнодосуговая и другие) способствуют сохранению здоровья, поддержанию психологического климата, адаптации при социальных проблемах, следовательно, продлению жизни.

В мае 2008 года нами проведён (с применением целевой выборки) социологический опрос 500 студентов (юношей — 55,3 % , девушек — 44,7 %) четвёртого курса всех факультетов Омского государственного технического университета. Именно к четвёртому курсу у большинства студентов складываются определенные представления, брачно-семейные ожидания, ценностные ориентации, актуализируются профессиональные интересы и перспективные жизненные планы.

Цель исследования — выяснение ориентаций студентов на долголетие. Метод сбора информации — анкетный опрос. Проведён одномерный и двумерный анализ результатов.

Одной из задач исследования было выявить влияние факторов семейной социализации на ориента-

Влияние материального положения семьи на ориентации к долголетию (в процентах от числа ответивших)

Как бы Вы оценили материальное благосостояние своей семьи? Хотите ли Вы долго жить (больше 80 лет)

Да Нет Не знаю %

живём от зарплаты до зарплаты, часто приходится занимать деньги 59,3 29,6 11,1 100,0

на повседневные расходы хватает, но покупка даже недорогой одежды представляет для нас трудности 63,6 25,5 10,9 100,0

в основном денег хватает, но для покупки товаров длительного пользования их надо копить 54,5 28,6 16,9 100,0

можем купить товары длительного пользования, но покупка машины, квартиры или дорогостоящий отпуск нам недоступны 51,3 23,5 25,1 100,0

в настоящее время мы можем практически ни в чём себе не отказывать 37,0 33,3 29,6 100,0

ции респондентов к долголетию. Результаты этой части исследования представлены в статье (данные представлены в процентах от числа ответивших).

По результатам опроса анализировалось влияние таких факторов на ориентации к долголетию: физическое и психологическое насилие со стороны родителей, образ жизни родителей, образование родителей, уровень доходов семьи, а также влияние образа жизни родителей на образ жизни детей.

В результате опроса выявилось, что желание жить долго присутствует у половины студентов, об этом свидетельствуют 53,4 % положительных ответов на вопрос «Хотите ли Вы жить долго? (Больше 80 лет)». Затруднились ответить 20,2 %, не хотят долго жить 26,4 % респондентов.

Наше исследование подтвердило известный научный факт: снижение положительного отношения к матери, увеличение негативных дескрипторов (отрицательных характеристик) при описании матери соотносится с общим ростом негативизации всех социальных явлений, отношений [1]. Результаты исследования показали, что наибольшее влияние на отрицание долгой жизни оказывает психологическое и физическое насилие со стороны матери. Так, 70 % респондентов, к которым со стороны матери применялось постоянно психологическое насилие, не хотят долго жить. Тогда как среди студентов, к которым применялось постоянно психологическое насилие со стороны отца, отсутствует установка на долгую жизнь у 27,3%. Аналогичная ситуация в случаях эпизодического физического насилия со стороны родителей: при применении со стороны матери отрицают своё долголетие 70 % респондентов, а со стороны отца — 27,8 %. При постоянном физическом насилии эти цифры соответственно равны 100 % и 66,7 %.

Существует незначительная зависимость установок на долголетие от таких форм поведения родителей, как употребление алкоголя и табакокурение. Респондентов, у которых матери постоянно употребляют алкоголь, в нашей выборке не оказалось, поэтому не удалось выявить взаимосвязь ориентации на долголетие с этим показателем. В случаях постоянного употребления алкоголя отцом не хотят жить долго

35,7 % респондентов. Если отец никогда или эпизодически употребляет алкоголь, отрицают своё долголетие 27,7 % и 23,4 % соответственно. Среди студентов, у которых мать постоянно курит сигареты, отрицают желание долго жить 39,6 % студентов, если мать никогда не курит сигареты — 24,1 %. Взаимосвязь установки на долголетие с табакокурением отца отсутст-

вует. Это связано, прежде всего, с тем, что в российском обществе по-прежнему табакокурение отца воспринимается как норма, а табакокурение матери наделяет её отрицательными характеристиками как со стороны общества, так и со стороны собственных детей. И как следствие, табакокурение матери является негативным фактором социализации личности.

Влияние материального положения родителей на ценностные ориентации к долголетию представлены в табл. 1: среди студентов, проживающих в семьях с высоким достатком, желающих жить долго значительно меньше, чем среди студентов из семей со средним и низким уровнем достатка. Примечательно, что среди долгожителей встречаются преимущественно небогатые люди, например, в России долгожители проживают в наиболее бедных регионах: Дагестане, Ингушетии, Якутии. Учёные объясняют долголетие бедных людей их умеренностью, но можно предположить, что если ценность жизни в бедных семьях выше, чем в богатых, то в бедных семьях существует ориентация на положительное самосохранительное поведение, что в дальнейшем и способствует долголетию.

Остаётся тогда открытым вопрос: почему в семьях с низким достатком ценность жизни выше, чем в семьях с высоким достатком?

Нами выявлено незначительное влияние образования родителей на желание долго жить, об этом свидетельствуют данные представленные в табл. 2.

Среди ответивших выявились студенты, в семьях которых есть долгожители (старше 80 лет) — 34,3 %. Однако желание жить долго практически в равной степени присутствует как у студентов, в семьях которых есть долгожители (50,3 %), так и у студентов, в семьях которых долгожителей нет (53,1 %). Вероятно, у той части студентов, которые не хотят долго жить при наличии родственника-долгожителя, существует негативный пример долгожительства: родственник или немощен, или одинок, или другое. Этот вопрос в будущем требует более детального изучения, необходимо это учитывать при дальнейших исследованиях.

Известный микробиолог-физиолог И. И. Мечников отмечал, что случаи долгожительства в одной семье объясняются не наследственностью, а общими для членов этой семьи условиями и образом жизни [3]. При изучении ценностных ориентаций на долголетие целесообразно проследить влияние образа жизни родителей на образ жизни респондентов. Так как образ жизни является одним из главных факторов долголетия, в тех семьях, где существует пример поло-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (78) 2009 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (78) 2009

Таблица 2

Влияние образования родителей на отношение к продолжительности жизни (в процентах от числа ответивших)

Образование матери Хотите ли Вы долго жить (больше 80 лет)

Да Нет Не знаю %

неполное среднее 66,7 33,3 0 100,0

среднее 60 13,3 26,7 100,0

начальное профессиональное 53,1 21,9 25 100,0

среднее специальное 52,7 26,9 20,4 100,0

высшее 54,8 27,2 18,0 100,0

кандидат, доктор наук 60 20 20 100,0

Образование отца Хотите ли Вы долго жить (больше 80 лет)

Да Нет Не знаю %

неполное среднее 61,5 30,8 7,7 100,0

среднее 51,6 25,8 22,6 100,0

начальное профессиональное 51,6 25,8 22,6 100,0

среднее специальное 51,6 29,7 18,8 100,0

высшее 57,1 23,1 19,8 100,0

кандидат, доктор наук 60 20 20 100,0

Таблица 3

Влияние образа жизни родителей на образ жизни детей (в процентах от числа ответивших)

Употребление алкоголя родителями Употребление алкоголя студентами

никогда эпизодически постоянно

1. мать никогда 28,1 67,8 4,1

2. отец никогда 30,1 66,0 3,8

3. мать эпизодически 9,5 89,3 1,2

4. отец эпизодически 15,5 81,9 2,5

5. мать постоянно 0,0 0,0 0,0

6. отец постоянно 20,0 80,0 0,0

Таблица 4

Влияние образа жизни родителей на образ жизни детей (в процентах от числа ответивших)

Табакокурение родителей Табакокурение студентов

никогда эпизодически постоянно

1. мать никогда 67,0 15,3 17,7

2. отец никогда 71,6 13,8 14,7

3. мать эпизодически 50,0 21,4 28,6

4. отец эпизодически 61,8 27,3 10,9

5. мать постоянно 44,0 20,0 36,0

6. отец постоянно 56,6 14,7 28,7

жительного самосохранительного поведения, происходит формирование ориентации на долгую жизнь. Для того чтобы выяснить влияние образа жизни родителей на образ жизни детей, были заданы вопросы: «Какие формы поведения для Вас характерны?» и «Какие формы поведения характерны для Ваших родителей?» (табл. 3, 4).

Большинство социологов утверждают, что люди почти не имеют врождённых моделей поведения [4]. Дети усваивают модели поведения своих родителей

[5]. Как показывают результаты нашего опроса, случаи постоянного и эпизодического употребления алкоголя и табакокурения значительно чаще среди студентов, у которых родители постоянно придерживаются таких форм поведения.

Анализ статистических зависимостей свидетельствует о том, что если мать или отец постоянно придерживаются здорового питания, то в этом случае 34,2 % и 40,6 % респондентов соответственно регулярно придерживаются здорового питания. Тогда как

если мать или отец никогда не придерживаются здорового питания, регулярно правильно питаются 3,8 % и 4,9 % соответственно. Среди респондентов, у которых матери или отцы постоянно занимаются спортом, регулярно придерживаются этой формы поведения

66,7 % и 56,9 % соответственно, у которых матери или отцы никогда не занимаются спортом — 26,9 % и 25 %.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результаты исследования показали, что существует значительное влияние образа жизни родителей на образ жизни детей. Так как образ жизни является одним из главных факторов долголетия, то «зачатки» долгожительства происходят уже на этапе первичной социализации и родители своим примером положительного самосохранительного поведения значительно могут способствовать высокой продолжительности жизни своих детей.

При дальнейших исследованиях ценностных ориентаций молодёжи на долголетие:

— необходимо учитывать влияние типа семьи (полная, неполная, многодетная, приёмная и т.д.) на ориентации к долголетию,

— изучить причины отсутствия установок на долгую жизнь у молодёжи из обеспеченных семей.

На основе результатов социологического опроса студентов вуза были выявлены: наличие у половины респондентов ориентаций на долголетие; взаимосвязь некоторых факторов семейной социализации с ориентацией на долгую жизнь, а также влияние образа

жизни родителей на образ жизни детей. Полученные данные необходимы для дальнейших социологических и геронтологических исследований проблем долголетия человека и мотивов самосохранительного поведения. Результаты исследования также необходимы для сравнительного анализа с аналогичным ретроспективным исследованием долгожителей города Омска.

Библиографический список

1. Педагогика и психология ; под общей редакцией проф. А.А. Реана. — М. : 2008 [электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www/ edu-psy.ru

2. Мечников И.И. Этюды оптимизма / И.И. Мечников. — М. : Наука, 1988. — 86 с.

3. Смелзер Н. Социология / Н.Смелзер ; перевод с англ. — М. : Феникс, 1994. — 148 с.

4. Гидденс Э. Социология / Э. Гидденс : перевод с англ. — М., 1999 [электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www/ PolBu.Ru

ПЛОТНИКОВА Юлия Сергеевна, соискатель и старший преподаватель кафедры социологии, социальной работы и политологии.

Статья поступила в редакцию 10.03.2009 г.

© Ю. С. Плотникова

УДК 364-78(71) м. В. СТАНКОВА

Омский государственный технический университет

СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(НА ПРИМЕРЕ КАНАДЫ)______________________

В статье анализируются процесс становления в Канаде социальной работы как профессиональной деятельности. Новизна работы обусловлена недостаточной изученностью достижений зарубежной социальной работы в нашей стране. Выводы статьи рекомендуется использовать в учебном курсе при подготовке специалистов по социальной работе, а также в общей практике социальной работы, в том числе в Омском регионе. Ключевые слова: социальная работа, благотворительность, профессиональная деятельность.

Появление социальной работы в Канаде произошло в конце XIX века, позднее, чем в Великобритании и Соединенных Штатах, с которыми ее связывают тесные политические, экономические и культурные связи, потому что экономика этой страны была преимущественно аграрной и здесь позже стал развиваться капитализм. Рассматривая становление социальной работы как профессиональной деятельности на примере Канады, можно выделить несколько этапов в этом процессе.

Первый этап связан с двумя общественными движениями второй половины XIX века, послужившими

основой появления социальной работы в Канаде: движением благотворительности, представленным Обществом организованной благотворительности и движением «домов поселения». Они одновременно появились в Англии, а затем в Соединенных Штатах и Канаде. В то время как цели этих движений были схожи, взгляды на мир и подходы к работе радикально отличались [1].

Участники движения благотворительности считали, что бедность — признак греховной жизни и ее облегчение — благое дело, что лучше помогать людям с проблемами, чем наказывать их или подвергать

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (78) 2009 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.