УДК 364-78:613.98 Ю.С. Плотникова
Омский государственный технический университет, г. Омск
НЕКОТОРЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА
ДОЛГОЖИТЕЛЕЙ Г. ОМСКА
Под социологическим портретом понимался комплекс типов характеристик долгожителей, проверенный эмпирически в рамках предложенной теоретической типологии.
Итак, на первом этапе исследования была проведена теоретическая типология. Как известно, типология проводится путем отбора какого-либо критерия, на основе которого осуществляется разделение на типы. Автор использовал в качестве такого критерия (основания) факторы, которые влияют на долголетие человека. Сделаны выводы на основе анализа модальных значений результатов исследований, описанных в научной литературе [1].
1. Наиболее изучена медико-биологическая характеристика - наследственность и здоровье. Долгожительство в одной семье обусловлено не только наследственностью, но и общими микросоциальными факторами. Здоровье долгожителей приближено к эталону естественного старения (не обусловленного болезнями и преждевременными физиологическими изменениями).
2. В социально-психологической характеристике выделяют социально-психологический фон (широкие социальные сети, позитивное отношение к старости со стороны общества) и индивидуальную характеристику (высокие адаптивные возможности, устойчивость к стрессу, оптимистическая жизненная позиция).
3. Характеристика самосохранительного поведения: достаточная физическая активность, умеренное питание, ограниченное употребление алкоголя, отсутствие практики табакокурения, активный отдых и постоянство режима дня.
4. Характеристика семейного положения: большинство состояло в браке. Представители группового долгожительства многодетны, характерно позднее рождение детей.
115
5. Профессиональные и образовательные характеристики: мало исследованы, для представителей группового долгожительства, проживающих преимущественно в сельской местности, характерна занятость физическим трудом и низкий образовательный уровень.
6. По характеристике материального положения: большинство среднеобеспечено.
7. Характеристику эколого-географического проживания в полной мере можно оценить лишь в будущем, когда до возраста долгожителей доживут поколения, родившиеся в период с середины 50-х годов ХХ в., на которые пришлись все последствия индустриализации общества, то есть примерно к 2040-2050-м годам. Групповое долгожительство распространено преимущественно в сельской местности, в разных природных зонах, в основном с умеренным или субтропическим климатом, без резких перепадов температур (за исключением Якутии).
Далее по результатам полуформализованного интервью составлен социологический портрет долгожителей (N=130), проживающих в городе Омске на основе теоретической типологии, представленной выше. В статье по большинству характеристик представлены только модальные значения.
Гипотезой исследования было следующее предположение: в связи с тем, что долгожительство исследовано преимущественно в регионах группового долгожительства, как правило, в сельской местности, характеристики, описанные в теоретической типологии, составленной на основе этих исследований, отличаются от характеристик социологического портрета долгожителей-горожан.
Наибольшее число респондентов 1919 (30,8 %) и 1918 (30,8 %) годов рождения. Максимальный возраст - 100 лет - представлен одним респондентом. Всего опрошено 89 женщин, 41 мужчина. Были сделаны выводы о совпадении с теоретической типологией. Для исследования автором также выделены типы характеристик, не описанных в научной литературе (характеристика условий семейной социализации и аксиологическая).
Характеристики, которые практически в полной мере совпали с теоретической типоло-
гией:
1. Медико-биологическая: только у 20,7 % респондентов мать, у 17 % отец прожили
90 лет и старше. Возраст смерти матерей в среднем по выборке равен 72,6 года, отцов -60,5 лет. Следующий факт также опровергает основополагающую роль наследственных характеристик: 37,7 % долгожителей пережили своих детей. Оказалось, что в 87,8 % случаев дети умерли своей смертью, а 12,2% погибли трагически. Не выявлено особенности характеристики наследственности по полу. Долгожители, по их самооценке, в течение жизни практически не болели. В настоящее время как хорошее оценивает свое здоровье 32,3 % респондентов, удовлетворительное - 41,5 %, плохое - 26,2 %. По внешним данным долгожители выглядят, скорее, на возраст 70-75 лет. Особенно это характерно для мужчин.
2. Индивидуальная психологическая: оптимистическая жизненная позиция, общительность, чувство юмора. Учитывая, что с возрастом акцентуируются черты характера, можно предположить, что в течение всей жизни респонденты обладали этими характеристиками. Непритязательность и жизнерадостность долгожителей отмечается медицинскими и социальными работниками. Об этом также свидетельствуют ответы долгожителей на вопрос «Как Вы справлялись со стрессом?»: большинство ответило, что «легко справлялись со стрессовыми ситуациями».
3. Характеристика самосохранительного поведения: не предпринималось каких-либо специальных мер для долголетия, однако присутствовало самосохранительное поведение. Практически никогда не употребляли алкоголь - 40,6 %; употребляли только по праздникам, семейным событиям в очень малых дозах - 56,3 %. К настоящему времени долгожители практически не употребляют алкоголь - 82,3 %. Корреляции по полу не выявлены. Никогда
116
не курили 83 % респондентов. Средний возраст, в котором респонденты начали курить, -23,6 года, перестали курить (90 % долгожителей) в 30,9 года. Для респондентов, которые курили, вред для здоровья, вероятно, незначителен в силу небольшого стажа курильщика и позднего начала табакокурения (в сравнении с современной молодежью). Во время болезни долгожители использовали и используют рекомендации официальной медицины - 92,2 %. Питание в прошлом - преимущественно умеренное, но смешанное (85,4 %). 82,3 % респондентов соблюдали трехразовый режим питания, независимо от условий быта и работы (прием пищи в одни и те же часы). В настоящее время у большинства (81 %) в рационе смешанная пища с преобладанием молочной. Корреляции по полу не выявлены. У мужчин в течение жизни было несколько больше, чем у женщин, возможностей для снятия стресса и усталости, так как они чаще отдыхали в санатории, на курорте, в турпоездке - 75,6 % (женщины - 44,9 %). В ретроспективе характерно сочетание умственной и физической активности в свободное от работы время (в настоящее время менее свойственно из-за проблем со здоровьем). 58,5% респондентов в прошлом и в настоящее время делают зарядку. Почти половина мужчин делали и делают по-прежнему зарядку, женщин - 24,7%. Раньше не делали, сейчас делают зарядку 22 % мужчин и 16,9 % женщин. Среди долгожителей, которые никогда не делали зарядку: 93,5 % - люди, чья профессия была связана с физическим трудом.
Итак, установлено, что для мужчин-долгожителей на всем протяжении их жизни нетипична «мужская модель самосохранительного поведения». К примеру, исследования среди городского населения, проведенные Институтом социологии РАН, выявили различия по полу: для мужской модели поведения типично рискованное поведение (вредные привычки, готовность жертвовать здоровьем ради достижения целей), женская модель в силу выполнения ролевых семейных функций более оптимальна[2].
4. Характеристика материального положения - 87 % без учета периода детства отнесли себя к среднеобеспеченным.
Характеристики, которые частично совпали с теоретической типологией.
Характеристика семейного положения: подтверждена брачность, 97,7%, состояли в
браке. В настоящее время с супругами проживают 10% мужчин и 2% женщин. Для большинства долгожителей нехарактерна многодетность и позднее рождение детей, что отличает их от представителей группового долгожительства, у 19,2% не было детей (15,5% женщины). Мужчины-долгожители состояли в браке с женщинами, занимавшимися умственным трудом (82,6%). У долгожительниц мужья - разных профессий как умственного (47,2%), так и физического труда (52,8%).
Характеристики, которые не совпали с теоретической типологией:
1. Профессиональная и образовательная: есть представители всех уровней образования. Образовательный уровень мужчин несколько выше, чем у женщин. Мужчины, не имеющие никакого образования - 2,4 %, с высшим образованием - 34,1 %; женщины - 18 % и 11,2% соответственно. По другим уровням образования примерно одинаковое соотношение. Профессии с преобладанием умственного труда - 45,8 %, физического - 44,7 %, другие профессии - 9,5 %. Среди мужчин представителей физического труда - 63,5 %, среди женщин - 44,6 %. Объединяет всех долгожителей отсутствие вредных условий труда и постоянство работы. Характерно положительное отношение к работе (97,7 %). Половина респондентов продолжала трудиться после достижения пенсионного возраста (женщины - 55 лет, мужчины - 60 лет), работали еще от 5 до 20 лет (68,2 % мужчин и 54,8 % женщин). Продолжают работать 2 респондента (1 мужчина (91 год) и 1 женщина (92 года) - руководители в общественных организациях). Таким образом, для долгожителей характерно раннее начало (в связи с тем, что детство прошло в сельской местности) и позднее окончание трудовой деятельности.
117
2. Характеристика эколого-географического проживания: детство и юность большинства прошли в более благоприятных по сравнению с городом экологических условиях села (75,4%), однако большую часть жизни долгожители живут в городе (80,8%), из них 77,2% прожили большую часть жизни в условиях промышленной среды Омска. Климат города Омска - континентальный, значительно более суровый, чем в других местах, соответствующих ему по широте [3].
Автором были введены для исследования новые характеристики объекта.
1. Характеристика условий семейной социализации: социологический портрет детства большинства долгожителей характеризуется проживанием в сельской местности (75,4%), в полной (67,7%), многодетной (среднее количество детей - 5,9), средне (45,4%) и бедно (44,6%) обеспеченной семье, с благополучным психологическим климатом. Родители - рабочие и колхозники с низким образовательным статусом (мать и отец были без какого-либо образования - 89,9% и 75,4% соответственно). Преимущественно респонденты были старшими (первыми, вторыми) детьми в семьях. Автор предполагает, что долгожители с момента рождения обладали высокими показателями жизнеспособности, так как генетиками, еще в советское время установлено влияние возраста родителей в момент рождения детей (как матери, так и отца): чем старше родители, тем хуже показатели жизнеспособности детей [4, С. 10]. Это подтверждено в регионах группового долгожительства: обследованные преимущественно старшие дети в семье.
2. Аксиологическая характеристика. Большая часть респондентов обоих полов счастлива от того, что долго живет и хочет дальше жить - 74,6%. Однако, 28,1% женщин и 17,1% мужчин несчастны от долгой жизни и не хотят дальше жить. Причины этого: «состояние здоровья» (40,6%), «одиночество» (37,5%), «просто устали жить, нет смысла жизни» (21,9%). Мужчины не хотят дальше жить чаще из-за одиночества, а женщины из-за проблем со здоровьем. Главные ценности респондентов: здоровье (63,1%), семья и дети (37,7%), интересная работа (24,6%), 5% выбрали другие ценности. Среди важных событий жизни чаще назывались «война» - 61,5%, «рождение детей» - 54,8%, «брак» - 43,8% (в этих вопросах несколько вариантов ответов). На вопрос о смысле долгой жизни были следующие ответы: «смысл жизни в самой жизни» (36,9%), «жить надо ради детей и внуков» (28,5%), «жить надо долго для того, чтобы приносить пользу обществу и творить добрые дела» (13,9%), затруднились с ответом (10,7%). Менее 10% долгожителей видят смысл жизни в работе, в любви, в веселье, в жизни для себя, в стремлении увидеть перемены в обществе.
Гипотеза автора подтвердилась: в связи с тем, что долгожительство исследовано преимущественно в регионах группового долгожительства, как правило, в сельской местности, характеристики, описанные в теоретической типологии, составленной на основе этих исследований, не совпали в полной мере с характеристиками социологического портрета долгожи-телей-горожан.
Библиографический список
1. Плотникова, Ю. С. Долгожительство человека как социально-демографический феномен / Ю. С. Плотникова. - Омск : Изд-во ОмГТУ, 2012.-224 с. : ил.
2. Шилова, М. С. Стратегии населения в отношении здоровья в условиях реформирования здравоохранения / М. С. Шилова // Политика народонаселения: настоящее и будущее. : мат. Междун. конф., IV Валентеевские чтения (7-9 апреля, 2005). - Кн. 2. / ред. В. В. Елизаров, В. Н. Архангельский. - М., 2005. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.cps.econ.msu.m://сборник%20тезисов.pdf (дата обращения 02. 04. 2009).
118
3. География города Омска [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://omsk.infomsk.ru/geografiya_omska (дата обращения 10. 09. 20010).
4. Бердышев, Г. Д. Эколого-генетические факторы старения и долголетия / Г. Д. Бердышев. - Ленинград : Наука, 1968. - 203 с.