МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2016 ISSN 2410-6070
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 316.356.2
Ф.А.Игебаева
К.ф.н., доцент
Башкирский ГАУ, г. Уфа, Российская Федерация СЕМЬЯ КАК БАЗОВЫЙ АГЕНТ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
Аннотация
В статье рассматривается роль семьи в процессе социального воспроизводства подрастающего поколения. На основе эмпирического материала анализируется положительные и отрицательные аспекты социализации ребенка в семье. Показана важность роли семьи в формировании духовно-нравственных основ личности.
Ключевые слова
Семья, личность, социальное воспроизводство, социализация, воспитание, духовно-нравственные качества.
Одним из базовых агентов социализации является семья. Именно она составляет первое и самое близкое «социальное окружение» ребенка, входящее само в более обширную социальную среду и несущее на себе ее отпечаток. Французский социолог Аник Першерон по этому поводу отмечала: «Входить в семью - означает участвовать в определенной системе эмоциональных отношений, принадлежать к данной социальной группе, иметь общую с ней историю, жить в определенном месте». И с помощью семьи ребенок вписывается в общество [1, с.194].
Являясь первичной ячейкой общества, семья, функционально ориентирована на решение ряда важнейших задач: воспроизводство новых поколений, воспитание и семейное обучение детей, приобщение их к данному миропорядку, усвоение основных традиций и обычаев, установленных и выработанных предшествующими поколениями. Уникальность семьи, основанной на отношениях родства и взаимной нравственной ответственности, делает этот институт средоточием социального самочувствия личности, средой формирования её духовного мира и нравственных ценностей. Поэтому семья, как отчетливо выраженная социальная единица, реализует потребность общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.
Роль семьи в системе воспитания подрастающего поколения чаще всего рассматривается применительно к детскому и подростковому возрасту, т. е. к начальному периоду социализации и формирования духовно-нравственных основ личности. Конечно, по мере взросления детей, возрастания их самостоятельности, роль семьи неуклонно снижается, однако, это не означает, что она полностью утрачивает свое значение в воспитании уже взрослых детей.
В процессе воспроизводства и воспитания личности роль семьи обнаруживается, прежде всего, в том, что она выступает в качестве своеобразного генератора источника взглядов, представлений о мире, обществе, о месте человека в обществе. Под влиянием этих взглядов формируются отношения к другим людям, к детям, к природе, образуется обыденное знание общественных порядков, требований и норм.
Семья является носительницей традиций и норм поведения, которые усваиваются личностью и производятся в виде имитаций, семейных ритуалов, ценностных ориентаций и сложных психологических установок. Это находит свое выражение, например, в том, что размер семьи и характер внутрисемейных отношений во многом «традиционны». Тип родительской семьи (авторитарный или демократический), уровень ее сплоченности во многом предопределяют уровень устойчивости и характер отношений в молодых семьях [2, с.131].
Эмпирический материал, полученный в ходе нашего исследования в Уфе, показывает, что родительские образцы поведения в отношениях к детям, другим людям в большинстве случаев являются своеобразным эталоном для новых семей (дочерей и сыновей) на протяжении достаточно длительного времени. Так, на вопрос анкеты: «Какие образцы поведения родителей являются для Вас примером?» были получены следующие ответы:
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2016 ISSN 2410-6070
Таблица 1.
Оценки образцов поведения родителей их замужними (женатыми) детьми (в % к числу опрощенных)
Образцы поведения родителей г. Уфа
1. Доброе отношение к людям 31,2
2. Отношение между отцом и матерью 13,4
3. Добросовестное отношение к труду 34,2
4. Гуманное отношение к людям 9,1
5. Родители не являются образцом для детей 12,1
Прежде всего, обращает внимание тот факт, что лишь немногие респонденты не считают своих родителей примером для себя. Подавляющее большинство (65%) видят в своих родителях образец поведения в отношении к труду и детям. Что же касается оценки взаимоотношений между родителями, их отношения к другим людям, то они, как видим, оставляют желать лучшего [3, с.137].
Рассматривая роль семьи в процессе социального воспроизводства подрастающего поколения, следует отметить, что существует и оборотная сторона медали. В данном случае речь идет о таких негативных явлениях, как консерватизм мышления и стереотипов поведения, которые унаследованы от уже ушедших поколений, и которые вольно или невольно передаются новым поколениям. Всякое новое неминуемо содержит в себе элементы старого, причем не только лучшего свойства.
К сожалению, семья может выступить не только в качестве источника нравственного и физического здоровья, но также источником аномалий, которые прямо или косвенно отражаются на состоянии младших поколений. Так, приобщение детей к спиртному, наркотикам, нервные перегрузки в результате напряженных отношений между мужем и женой, эмоциональная глухота и неумение помочь ближнему, безусловно, сказываются на психическом, а иногда и физическом состоянии того или иного члена семьи. Распространение нервно-психических заболеваний связано не только с трудовой деятельностью и ритмом городской жизни, но и семейными конфликтами.
Общество, накладывая на семью определенные социальные обязательства, осуществляет контроль за выполнением ею социализирующей (воспитательной) функции. В этом случае семья выступает уже в роли социального института, который несет ответственность за отношение между членами семьи, родственниками. «Каждый из нас - это половина человека» - говорил Платон, семья же - обретение целостности. Признание приоритета проблем личности, её социального благополучия усиливают «позицию» института семьи в выполнении социализирующей функции и формировании духовно-нравственных качеств подрастающего поколения.
Список использованной литературы:
1. Волков Ю.Г. Социология: учебник. - М.: КНОРУС, 2011. - С.320.
2. Игебаева Ф.А. Социология. Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 236с. - (Высшее образование: Бакалавриат).
3. Игебаева Ф.А. Социализирующая функция семьи в формировании личностных качеств ребенка. // Актуальные вопросы технических, экономических и гуманитарных наук. Материалы VI Международной научно-практической конференции. - Георгиевск, 2011.- С.135 -138.
© Игебаева Ф.А., 2016
УДК 31
А. Н. Игнатенко
Студент, институт социально-гуманитарных технологий Национальный исследовательский Томский политехнический университет
г. Томск, Российская Федерация
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОДБОРА ПЕРСОНАЛА
Аннотация
Для эффективной реализации деятельности компании необходимо акцентировать внимание на