Научная статья на тему 'Семья как базовый агент социализации личности'

Семья как базовый агент социализации личности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2898
266
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / ЛИЧНОСТЬ / СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПРОИЗВОДСТВО / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ВОСПИТАНИЕ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Игебаева Ф. А.

В статье рассматривается роль семьи в процессе социального воспроизводства подрастающего поколения. На основе эмпирического материала анализируется положительные и отрицательные аспекты социализации ребенка в семье. Показана важность роли семьи в формировании духовно-нравственных основ личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Семья как базовый агент социализации личности»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2016 ISSN 2410-6070

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 316.356.2

Ф.А.Игебаева

К.ф.н., доцент

Башкирский ГАУ, г. Уфа, Российская Федерация СЕМЬЯ КАК БАЗОВЫЙ АГЕНТ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Аннотация

В статье рассматривается роль семьи в процессе социального воспроизводства подрастающего поколения. На основе эмпирического материала анализируется положительные и отрицательные аспекты социализации ребенка в семье. Показана важность роли семьи в формировании духовно-нравственных основ личности.

Ключевые слова

Семья, личность, социальное воспроизводство, социализация, воспитание, духовно-нравственные качества.

Одним из базовых агентов социализации является семья. Именно она составляет первое и самое близкое «социальное окружение» ребенка, входящее само в более обширную социальную среду и несущее на себе ее отпечаток. Французский социолог Аник Першерон по этому поводу отмечала: «Входить в семью - означает участвовать в определенной системе эмоциональных отношений, принадлежать к данной социальной группе, иметь общую с ней историю, жить в определенном месте». И с помощью семьи ребенок вписывается в общество [1, с.194].

Являясь первичной ячейкой общества, семья, функционально ориентирована на решение ряда важнейших задач: воспроизводство новых поколений, воспитание и семейное обучение детей, приобщение их к данному миропорядку, усвоение основных традиций и обычаев, установленных и выработанных предшествующими поколениями. Уникальность семьи, основанной на отношениях родства и взаимной нравственной ответственности, делает этот институт средоточием социального самочувствия личности, средой формирования её духовного мира и нравственных ценностей. Поэтому семья, как отчетливо выраженная социальная единица, реализует потребность общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Роль семьи в системе воспитания подрастающего поколения чаще всего рассматривается применительно к детскому и подростковому возрасту, т. е. к начальному периоду социализации и формирования духовно-нравственных основ личности. Конечно, по мере взросления детей, возрастания их самостоятельности, роль семьи неуклонно снижается, однако, это не означает, что она полностью утрачивает свое значение в воспитании уже взрослых детей.

В процессе воспроизводства и воспитания личности роль семьи обнаруживается, прежде всего, в том, что она выступает в качестве своеобразного генератора источника взглядов, представлений о мире, обществе, о месте человека в обществе. Под влиянием этих взглядов формируются отношения к другим людям, к детям, к природе, образуется обыденное знание общественных порядков, требований и норм.

Семья является носительницей традиций и норм поведения, которые усваиваются личностью и производятся в виде имитаций, семейных ритуалов, ценностных ориентаций и сложных психологических установок. Это находит свое выражение, например, в том, что размер семьи и характер внутрисемейных отношений во многом «традиционны». Тип родительской семьи (авторитарный или демократический), уровень ее сплоченности во многом предопределяют уровень устойчивости и характер отношений в молодых семьях [2, с.131].

Эмпирический материал, полученный в ходе нашего исследования в Уфе, показывает, что родительские образцы поведения в отношениях к детям, другим людям в большинстве случаев являются своеобразным эталоном для новых семей (дочерей и сыновей) на протяжении достаточно длительного времени. Так, на вопрос анкеты: «Какие образцы поведения родителей являются для Вас примером?» были получены следующие ответы:

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2016 ISSN 2410-6070

Таблица 1.

Оценки образцов поведения родителей их замужними (женатыми) детьми (в % к числу опрощенных)

Образцы поведения родителей г. Уфа

1. Доброе отношение к людям 31,2

2. Отношение между отцом и матерью 13,4

3. Добросовестное отношение к труду 34,2

4. Гуманное отношение к людям 9,1

5. Родители не являются образцом для детей 12,1

Прежде всего, обращает внимание тот факт, что лишь немногие респонденты не считают своих родителей примером для себя. Подавляющее большинство (65%) видят в своих родителях образец поведения в отношении к труду и детям. Что же касается оценки взаимоотношений между родителями, их отношения к другим людям, то они, как видим, оставляют желать лучшего [3, с.137].

Рассматривая роль семьи в процессе социального воспроизводства подрастающего поколения, следует отметить, что существует и оборотная сторона медали. В данном случае речь идет о таких негативных явлениях, как консерватизм мышления и стереотипов поведения, которые унаследованы от уже ушедших поколений, и которые вольно или невольно передаются новым поколениям. Всякое новое неминуемо содержит в себе элементы старого, причем не только лучшего свойства.

К сожалению, семья может выступить не только в качестве источника нравственного и физического здоровья, но также источником аномалий, которые прямо или косвенно отражаются на состоянии младших поколений. Так, приобщение детей к спиртному, наркотикам, нервные перегрузки в результате напряженных отношений между мужем и женой, эмоциональная глухота и неумение помочь ближнему, безусловно, сказываются на психическом, а иногда и физическом состоянии того или иного члена семьи. Распространение нервно-психических заболеваний связано не только с трудовой деятельностью и ритмом городской жизни, но и семейными конфликтами.

Общество, накладывая на семью определенные социальные обязательства, осуществляет контроль за выполнением ею социализирующей (воспитательной) функции. В этом случае семья выступает уже в роли социального института, который несет ответственность за отношение между членами семьи, родственниками. «Каждый из нас - это половина человека» - говорил Платон, семья же - обретение целостности. Признание приоритета проблем личности, её социального благополучия усиливают «позицию» института семьи в выполнении социализирующей функции и формировании духовно-нравственных качеств подрастающего поколения.

Список использованной литературы:

1. Волков Ю.Г. Социология: учебник. - М.: КНОРУС, 2011. - С.320.

2. Игебаева Ф.А. Социология. Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 236с. - (Высшее образование: Бакалавриат).

3. Игебаева Ф.А. Социализирующая функция семьи в формировании личностных качеств ребенка. // Актуальные вопросы технических, экономических и гуманитарных наук. Материалы VI Международной научно-практической конференции. - Георгиевск, 2011.- С.135 -138.

© Игебаева Ф.А., 2016

УДК 31

А. Н. Игнатенко

Студент, институт социально-гуманитарных технологий Национальный исследовательский Томский политехнический университет

г. Томск, Российская Федерация

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОДБОРА ПЕРСОНАЛА

Аннотация

Для эффективной реализации деятельности компании необходимо акцентировать внимание на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.