Научная статья на тему 'СЕМЬЯ И ВОСПРОИЗВОДСТВО ОБЩЕСТВЕННЫХ ДЕВИАЦИЙ МОЛОДЕЖИ: КОГО «ПРИКАЖЕТЕ» ВИНИТЬ?'

СЕМЬЯ И ВОСПРОИЗВОДСТВО ОБЩЕСТВЕННЫХ ДЕВИАЦИЙ МОЛОДЕЖИ: КОГО «ПРИКАЖЕТЕ» ВИНИТЬ? Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
171
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная социализация / девиантное поведение / выходцы из села / иностранные студенты / девиантная субкультура / «семьи риска» / ценностные ориентации / социальные нормы и отклонения / трудный подросток / professional socialization / deviant behavior / people from the countryside / foreign students / deviant subculture / «risk families» / value orientations / social norms and deviations / difficult teenager
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Каргаполова Е.В., Павлов Б.С., Дулина Н.В., Бондарева Л.Н., Павлов Д.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СЕМЬЯ И ВОСПРОИЗВОДСТВО ОБЩЕСТВЕННЫХ ДЕВИАЦИЙ МОЛОДЕЖИ: КОГО «ПРИКАЖЕТЕ» ВИНИТЬ?»

Каргаполова Е.В.

д.соц.н., профессор Астраханского государственного архитектурно -строительного университета

k474671@list.ru

Павлов Б. С.

д.филос.н., профессор, в.н.с. Института экономики УрО РАН, Екатеринбург

pavlov_boris@mail.ru

Дулина Н.В.

д.соц.н., профессор, зав. кафедрой Волгоградского государственного технического университета

dulina@vstu.ru

Бондарева Л.Н.

к.э.н., доцент Российского государственного профессионально -педагогического университета, Екатеринбург 2136473@ mail.ru Павлов Д.Б.

магистр управления, адвокат Адвокатского бюро Свердловской области «Юралс Лигал», Екатеринбург

СЕМЬЯ И ВОСПРОИЗВОДСТВО ОБЩЕСТВЕННЫХ ДЕВИАЦИЙ МОЛОДЕЖИ:

КОГО «ПРИКАЖЕТЕ» ВИНИТЬ?1

Ключевые слова: профессиональная социализация, девиантное поведение, выходцы из села, иностранные студенты, девиантная субкультура, «семьи риска», ценностные ориентации, социальные нормы и отклонения, трудный подросток.

Keywords: professional socialization, deviant behavior, people from the countryside, foreign students, deviant subculture, «risk families», value orientations, social norms and deviations, difficult teenager.

Пока гром не грянет, мужик не перекрестится.

Русская пословица

1. «Девиантное» - это не только «неблагополучное»

При характеристике воспитательного (педагогического) потенциала родительских семей выделяют так называемую группу «семей риска», которые ведут аморальный образ жизни, отражающийся на социальном и физическом здоровье их членов. К семьям риска относят, как правило, такие группы совместно живущих людей, в которых «находят приют и не изгоняются» алкоголики, наркоманы, психически неуравновешенные люди и др. Считается, что именно такая «неблагополучная» (с позиций морали и норм обыденного сознания) взрослая среда является основной пр и-чиной воспроизводства феномена девиантности детей, подростков, молодых людей по мере их онтогенетического взросления в условиях и рамках воздействия семейной группы. Между тем практика повседневности бытия росс иян за последние десятилетия (да и не только, последние и не только - россиян) настойчиво опровергает прямую и жесткую причинно -следственную связь» «девианты — родители, девианты — дети»2.

«Свежим» подтверждением тому - трагедия, случившаяся 11 мая 2021 г. в казанской школе № 175. Напомним, в Казани выпускник гимназии Ильназ Галявиев устроил стрельбу. Он также привел в действие взрывное устройство. В результате трагедии погибли девять человек, в том числе семь школьников и два учителя, еще 25 человек пострадали. Обвиняемый был арестован, ему предъявлены обвинения в массовом убийстве (ч. 2 ст. 105 УК РФ). Оружие стрелявшего нашли в школе. Президент Татарстана Рустам Минниханов говорил, что оно было официально зарегистрировано. 12 мая суд арестовал Галявиева на два месяца. Обвиняемый полностью признал вину в совершении преступления.

Президент России Владимир Путин выразил соболезнования родным погибших Он поручил срочно проработать ужесточение правил оборота гражданского оружия. Премьер -министр Михаил Мишустин выразил соболезнова-

1 Публикация подготовлена в соответствии с государственным заданием для Института экономики УрО РАН на 2021 -2023 гг.

2 Павлов Б.С., Королев Е.Г. Беспризорность детей как следствие неблагополучия родительской семьи // Вестник Челябинского государственного университета. 2005. - Т. 8, № 1. - С. 64-69; Павлов Б.С.. Зверева Г.Л.. Петрова В.А. Родители и дети в большом городе: проблемы социального отчуждения. - Екатеринбург: ИЭ УрО РАН. 2009. - 220 с.; Павлов Б.С Семейное неблагополучие - базовая детерминанта внесемейного общественного воспитания детей в России: на материалах социологических иссл е-дований. - Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН. 2009; Павлов Б.С. Над опасным «социальным Придоньем» (о девиантной субкультуре подростков) // Социологические исследования. - М., 2013. - № 2. - С. 69-80.

ния родным и близким погибших, он назвал случившееся бесчеловечным и жестоким. В Казань прибыли главы Минздрава и Минпросвещения Михаил Мурашко и Сергей Кравцов. В столицу Татарстана прилетел спецборт МЧС с вр а-чами и психологами. Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова выразила готовность оказать необходимую помощь. Она обратится в МВД и Роскомнадзор для проверки безопасности школ Татарстана и активности стрелявшего в гимназии в соцсетях.

Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин назвал причиной трагедии в Казани, где выпускник застрелил девять человек, отсутствие охраны, за которую не хотели платить родители учеников. Глава СКР добавил, что после трагедии в Керчи1 власти «там тоже долго разбирались и вносили свои предложения по исключению условий, которые способствовали преступлениям подобного рода». «Сегодня вернулись к поручениям, которые были даны руководством страны и правительством. Докладываю - 50% из всех поручений, которые давались в широком плане, начиная от охраны школ, заканчивая воспитательной работой, НЕ ИСПОЛНЕНЫ - вот результат».

Для нашей статьи особо важным является заключение уполномоченного по правам ребенка в Татарстане И.В. Волынец, которая констатировала, что «устроивший стрельбу в казанской школе не состоял на учете, а его семья считалась благополучной...»2.

* * *

Девиантное поведение (в качестве синонимичного - социальная девиация, отклоняющееся поведение) (лат. Deviation отклонение) - это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространенных и устоявшихся общественных норм, приводящих к применению обществом определенных формальных и неформальных санкций (изоляция, лечение, исправление или наказание нарушителя)3.

Понятия «девиации» и «молодежь» принято воспринимать как феномен «молодежной (подростковой) субкультуры» под которой понимают культуру определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов. Молодежные субкультуры можно определить как систему смыслов, средств выражения, стилей жизни. В свою очередь, подростковая субкультура включает основные характеристики социальных ценностей, норм и предпочтений тинейджеров, которые находят свое отражение в общей подростковой социальной позиции, а также в других формах личностного самопроявления, самореализации4.

Элементы подростковой субкультуры, к которым относятся в первую очередь язык (сленг), особая манера поведения (например, культ насилия у скинхедов), одежда и музыка, отражают характерные групповые особенности молодежного (подросткового) сознания и поведения (социальной группы) по отношению к внешнему миру. Всякое поведение, которое вызывает неодобрение общественного мнения, называется девиантным. Это чрезвычайно широкий класс явлений: от безбилетного проезда до убийства человека. В широком смысле девиант - любой человек, «сбившийся с пути» или отклонившийся от социальных норм поведения

В социальных науках (прежде всего, в социологии) в разряд девиантных относят, как правило, социальные явления, которые представляют реальную угрозу физическому и социальному выживанию человека в данной социальной среде, ближайшем окружении, коллективе, группе. Это проявляется в нарушении процесса усвоения и воспроизводства социально-нравственных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации индивида (личности) в том обществе, к которому человек принадлежит. В психологии к девиантным относят отклонения от социально-психологических и нравственных норм, представленные либо как ошибочный антиобщественный образец решения конфликта, проявляющегося в нарушении общественно принятых норм, либо в ущербе, нанесенном общественному благополучию, окружающим и себе.

Вместе с тем, феномен «девиация» в настоящее время ассоциируется не только со знаком «минус». На сегодняшний день девиация делятся на положительную и негативную. Новосибирские социологи Ц.П. Короленко и Т.А. Донских предложили следующую классификацию поведенческих девиаций (табл. 1)5.

Таблица 1

А. Негативные девиации (деструктивное поведение, относимое к антисоциальному, аддиктивному, суицидальному, конформистскому, нарциссическому, фанатическому, аутическому): Б. Положительные девиации (действия, выходящие за рамки социальных стереотипов поведения, но играющие позитивную роль в развитии общества):

хулиганство лихачество на дорогах уголовная преступность алкоголизм сексуальные домогательства изнасилование приставание инцест самопожертвование героизм аскетизм чрезмерное трудолюбие

1 Речь идёт о массовом убийстве в Кеоченском политехническом колледже, которое произошло 17 октября 2018 года. Примерно в полдень 18-летний студент-четверокурсник Владислав Росляков привел в действие в столовой самодельное взрывное устройство, В результате погибли 20 человек (Массовое убийство в Керченском политехническом колледже. - https://www. kommersant .ru/doc/4127432# idl660442).

2 Бастрыкин: трагедия в казанской школе случилась, потому что родители не платили за охрану. - https://www.kommersant. ru/doc/4828444

3

Громов И.А., Мацкевич И.А., Семёнов В.А. Западная социология: Учебное пособие для вузов. - СПб.: ДНК, 2003. - 560 с.

4 Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория. - М.: Голос, 2001.

5 Короленко Ц.П., Донских Т.А. Семь путей к катастрофе: Деструктивное поведение в современном мире. - Новосибирск: Наука, 1990. - 224 с.

наркомания педофилия чрезмерная щедрость

токсикомания зоофилия чрезмерная добродетельность

азартные игры некрофилия обостренное чувство жалости

терроризм непристойное поведение способности

экстремизм проституция талант

вандализм нанесение самоповреждений и др. гениально сть и др.

самоубийство

* * *

Анализируя некоторые аспекты воспроизводства девиантной субкультуры российской молодежи на этапе постсоциалистического социально-экономического развития РФ, авторы будут обращаться к результатам целого ряда социологических опросов, проведенных ими в городах и сельских поселениях Урала, Поволжья, Забайкалья. В частности, речь идет о реализованных в 1990-2020 гг. в Институте экономики УрО РАН комплексных межрегиональных проектах:

- 1996 г. - в г. Надыме, Надымском районе опрошены 91 подросток-правонарушитель, 465 подростка-школь-ников, 105 экспертов; основной лейтмотив исследовательской программы - выявление основных причин, условий расширения феномена девиантного (противоправного) поведения подростков, поиск путей, средств повышения эффективности процесса социальной реабилитации несовершеннолетних правонарушителей в условиях городов и поселков Крайнего Севера - «Надым -Девиант -1996»\

- 1999 г. - по одной стандартизированной анкете был проведен опрос 1360 отцов и матерей, в семьях которых воспитывается подросток в возрасте 15-17 лет. Опрос проводился в шести регионах Российской Федерации (гг. Екатеринбург, Самара, Челябинск, Чита, Надым, Нижневартовск). Лейтмотив проекта: проблемы семейной социализации молодежи. - «Родительская семья-РФ-1999»;

- 2007 г. - в 7 городах и 14 сельских поселениях Пермской, Свердловской и Челябинской областей по авторским анкетам опрошено четыре категории респондентов: а) учащиеся средних и старших классов городских школ -900 чел.; б) их сверстники - учащиеся сельских школ - 540 чел. в) родители учащихся городских школ - 770 чел.; г) молодые рабочие (в возрасте до 25 лет) с 32 городских предприятий Свердловской и Челябинской областей -570 чел. - «Подросток-2007»;

- 2008 г. - по представительной выборке в шести городах Свердловской и Челябинской областей были опрошены 665 учащихся старших классов, 490 их родителей и 230 экспертов - специалистов учреждений, связанных с организацией социализационного процесса в молодежной среде. В числе опрошенных 327 подростков из числа так называемых, по оценкам учителей, «благополучных» («Б») и 338 - «трудных» («Тр») - «Трудный подросток-2008»;

- 2009 г. - в ряде городов Уральского федерального округа проведен опрос двух групп воспитанников детских домов: а) детей младшего школьного возраста (6-10 лет; 250 чел.) и б) подростков (12-16 лет; 480 чел.) и 250 экспертов - «Подросток-Детдом-2009»2;

- 2012 г. - в процессе работы над проблемой анализа ресурсов инновационного развития высшего профессионального образования территории было проведено комплексное социологическое исследование, включавшее анке т-ные опросы по квотно-репрезентативной выборке представителей 4 групп респондентов - субъектов процесса воспроизводства кадров специалистов с высшим образованием, в частности 1000 студентов IV-V курсов 7 уральских вузов3 - « Урал-ВУЗ-2012»;

- 2013 г. - был проведен социологический опрос 510 учащихся средних и старших классов 15 общеобразовательных школ Кировского района г. Екатеринбурга и 300 учащихся 9 школ ЗАТО «Лесной» Свердловской области, связанный с анализом процессов социализации и подготовки молодых горожан к будущей взрослой жизни (юноши -46%, девушки - 54%) - «Урал-Школа-2013»;

- 2014 г. - по квотной выборке опрошены 150 экспертов, представителей трех основных социально-профессиональных групп: а) Преподаватели общественных наук в вузах - 50 чел., б) Специалисты областных, городских и районных социальных служб - 50 чел., в) Специалисты в сфере социальных наук - 50 чел. - «Неблагополучное Детст-во-2014»;

- 2015 г. - в марте-апреле по квотной выборке в восьми институтах Уральского федерального университета (г. Екатеринбург) был проведен опрос 450 студенток старших курсов. В выборку были включены 225 студенток, обучающихся в институтах УрФУ технического (инженерного) профиля и 225 - гуманитарного профиля. Выяснялись их основные ценностные ориентации, профессиональные и социально -демографические жизненные планы - «Урал-ВУЗ-Гендер-2015»;

- с сентября 2017 г. по февраль 2018 г. было реализовано межрегиональное исследование по проблемам профессиональной социализации инженерных кадров в двух федеральных округах РФ (УрФО и ЮФО), включавшее о п-рос 1000 студентов первых и четвертых курсов пяти российских вузов на факультетах инженерно-технической на-

1 Павлов Б.С., Иванова В.Ф., Анисимов С.А., Павлов Д.Б. и др. Подростки в северном городе. Проблемы реабилитации «трудных». - Екатеринбург; Надым: ИЭ УрО РАН, 1997. - 472 с.

2 Павлов Б.С. Детские дома в России: опыт ретроспективно-прогностического анализа (на материалах социологических исследований). - Екатеринбург: ИЭ УрО РАН, 2010. - 450 с.

3 В выборку вузов были включены: Уральский федеральный университет (УрФУ), Уральский государственный университет путей сообщения (УрГУПС); Нижневартовский государственный гуманитарный университет (НГГУ), Челябинский государственный университет (ЧГПУ), Южно-Уральский государственный университет (ЮУрГУ) и др.

правленности, в частности: а) в Южно-Уральском государственном университете (г. Челябинск) - 100 чел.; б) в Уральском государственном аграрном университете (г. Екатеринбург) - 100 чел.; в) в Уральском государственном университете путей сообщения (г. Екатеринбург) -100 чел.; г) в двух институтах Уральского федерального университета (г. Екатеринбург) - 300 чел.; на трех факультетах Астраханского государственного технического университета -400 чел. Лейтмотив проекта: проблемы сотрудничества родительских семей студентов и вузов в процессе профессиональной социализации будущих инженеров - «Семья-ВУЗ-2018»

2. Социальные риски и страхи молодежи как прелюдия к их девиантному неблагополучию

Классики социально-экономической мысли в свое время отмечали, что семья дает нам в миниатюре картину тех же противоположностей и противоречий, в которых движется общество \ Еще древние греки, например, утверждали, что каждый из нас представляет собою центр, обнесенный многими концентрическими кругами. Ближайший от нас круг - это родители, жена, дети; следующий - включает в себя близких и дальних родственников; третий круг - это сограждане и, наконец, четвертый - все человеческое общество.

Семейно-брачные отношения правомерно относят к числу наиболее устойчивых, консервативных, призванных и способных поддерживать и цементировать с помощью традиций и обычаев общественные отношения. Выполнение семьей целого ряда общественно значимых и непреходящих функций (воспроизводства потомства, производства и потребления, поддержания и воспроизводства социально -психологического и нравственно -этического потенциала общества, управления поведением личности, групп и других) обусловливают перманентный интерес и внимание общества к стабилизации и развитию этого социального института.

В начале ХХ века замечательный русский социолог П.А. Сорокин писал: «Вдумчивое изучение ряда явлений показывает, что в настоящее время семья как социально -правовая организация определенного вида переживает острый перелом; старые и отчасти современные ее формы мало -помалу исчезают и уступают место иным формам, известным пока лишь в самых общих чертах. Коротко говоря, современная семья изменяется и переходит в наши дни к новой, грядущей семье»2. О правоте предвидений российского социолога убедительно свидетельствуют наши опросы, в частности, «Родительская семья-РФ-1999», «Неблагополучное Детство-2014», «Урал-ВУЗ-Гендер-2015» и др.3.

Хотим мы этого или нет, но современное общество XXI века рискогенно. Так, анализируя механику производства рисков, Э. Гидденс подчеркивал, что современный мир структурируется главным образом рисками, созданными человеком, даже в случае его бездействия. При этом он выделял ряд отличительных признаков этих рисков4. Во-первых, их обусловленность процессами глобализации в смысле их «дальнодействия» и возрастания взаимозависимостей событий (развитие ядерных технологий - ядерная война). Во-вторых, современный мир - это мир «институционализированных сред рисков» (например, нестабильность рынка инвестиций, от состояния которого зависит благополучие миллионов людей). В-третьих, современное общество, перенасыщенное знаниями о рисках, в то же время ощущает ограниченность экспертного знания как инструмента элиминирования рисков в социетальных системах Об этом свидетельствуют и наши исследования5.

Наконец, Э. Гидденс ввел чрезвычайно важное для наших последующих рассуждений понятие «среда риска» в современном обществе, выделив три ее компоненты: угрозы и опасности, порождаемые рефлективностью модерн ити; угроза насилия над человеком, исходящая от индустриализации войн, и угроза возникновения чувства бесцельности, бессмысленности человеческого существования, порождаемая попытками человека соотнести свое личное бытие с рефлективной модернизацией.

Попытаемся посмотреть на проблему рискогенности жизнедеятельности молодежи с позиций такого нежелательного для семьи явления, как социальные риски. Как справедливо считает известный уральский социолог Е.С. Ба-разгова, задача минимизации рисков переводит эту проблему из сферы математического исчисления в область системного анализа общества. «Оценка степени любого технического риска, по ее мнению, зависит от адекватности представления о месте и роли объекта или процесса, несущего в себе потенциальную угрозу в системе общества»6. Сегодня утверждается мнение, что социологический подход становится базовым в рискологии. На современном этапе развития общества сферой риска является и сфера производства каждого ЧЕЛОВЕКА и воспроизводства социума в целом. Попытаемся, например, схематично соотнести различные виды и ситуации риска, сопровождающие процесс рождения и социализации нашего современника - молодого россиянина (табл. 2.).

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. - Т. 21. - С. 70.

2

Сорокин П.А. Кризис современной семьи // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 1997. - № 3. - С. 65.

3 Павлов Б.С. Трансформация института семьи на Урале в условиях социально -экономических деструкций // Экономика региона. 2013. - № 3. - С. 121-131; Павлов Б.С., Бондарева Л.Н. О проблемах воспроизводства сельского населения на Урале // Аграрный вестник Урала. 2013. - № 12. - С. 90-94.

4 Giddens A. The Consequences of Modernity. - Cambridge, 1990. - P. 102.

5 Социально-экономические проблемы населения в регионе в контексте социальных рисков и деструкций (по результатам социологического мониторинга на Урале) / Павлов Б.С.; Под ред. Ю.Р. Вишневского; РАН. Урал. отд-ние. Ин-т экономики. - Екатеринбург, 2014. - 357 с. - Деп. в ИНИОН РАН. - № 61117. 09.04.2014.

6 Система образования Свердловской области в 90-е годы: Риски развития / Баразгова Е.С., Баразгов К.Б., Козловская О.В., Лихачева Л.С., Рыбакова О.В. / Под ред. Е.С. Баразговой. - Екатеринбург: Уральское изд-во, 2001. - С. 8.

Таблица 2

Характеристики риска в периоды социализации молодого человека

Периоды Элементы, ситуации, условия, предметы риска

А. Прохождение возраста первичной социализации

Пр еконцепцио нный 1 период развития - условия жизнедеятельности потенциальных родителей; - виртуально-биполярная вариабельность пола; - характер субъект-субъектного взаимодействия - вероятность неблагоприятной генной наследственности; - вероятность генной несовместимости и порочности

Перинатальный 2 период - условия внутриутробного развития; - вероятность приобретения врожденных пороков; - условия родов; - условия жизни и характер ухода в роддоме

Дошкольный возраст - жилищно-коммунальные и валеологические условия ухода за новорожденным в семье; - уровень врачебного педиатрического патронажа; - вероятность эпидемиологического заражения матери и ребенка; - степень развития «культа здоровья» в семье; - решение о возобновлении матерью работы в общественном производстве; - характер приобщения отца ребенка к уходу за ним и его воспитанию; - решение о степени привлечения к уходу и воспитанию ребенка его бабушек и дедушек; - вероятность социально-бытового травмирования ребенка; - качество воспитательно-педагогической среды в ДДУ; - направленность развития первичных социокультурных потребностей; - целенаправленное развитие и сдерживание проявлений природного темперамента; - характер и условия проявления задатков, наклонностей, способностей; - степень приобщения к ПЭВМ.

Младший школьный возраст - принятие решения выхода семьи на второго ребенка; - выбор школы; - выбор направленности учебных программ; - уровень культурного, профессионального и гуманистического развития первого школьного учителя; - опасность ДТП; - опасность физических и умственных перегрузок у ребенка

Средний школьный возраст - выбор дополнительных (к школьным) программ обучения, культурного и физического развития; - деформация межпоколенных отношений в родительской семье; - опасность стать жертвой насильника; - опасность стать жертвой маньяка, садистских проявлений, разбоя

Старший школьный возраст - аномия к учебной деятельности; - опасность приобщения к группам асоциального поведения; - опасность суицидальных настроений; - опасность закрепления паразитического образа жизни, «ненужности» и «необязательности» участия в общественно полезном труде; - опасность приобщения к спиртным напиткам и наркотикам; - система жизненных идеалов, образчиков для подражания

Б. Прохождение возраста вторичной (концептуальной) социализации

Пр офессиональное обучение - выбор будущей профессии; - выбор конкретного вуза (учебного заведения) для профессиональной учебы; - выбор средств (финансовых, организационных и т.д.) для достижения поставленной цели; - направленность жизненных интересов и устремлений

Предбрачие - риск формирования муже- или женофобии; - развитие половой импотенции; - опасность заражения венерическими заболеваниями; - возрастной ценз вступления в брак;

Создание семьи - деформации представлений об оптимальной и приемлемой модели семьи; - ориентация на определенный характер супружеских и внутрисемейных отношений; - ориентация на тот или иной уровень детности

Адаптация в сфере производства - направленность, содержание и характер дополнительного образования, дополнительных профессий

Ассимиляция в культуре - характер; - предпочтения в сфере досуговых занятий; - уровень и направленность духовных потребностей, запросов

1 Преконцепционная педагогика за начальную точку отсчета принимает (как и перинатальная) момент зачатия плода, но рассматривает временную шкалу не традиционно «от настоящего к будущему», а в ином направлении: от настоящего к прошлому. Специалисты предлагают различать, по меньшей мере, три подпериода: непосредственно дозачаточный, обозримый дозачаточный и отдаленный дозачаточный.

2

Перинатальный период включает внутриутробное развитие плода (начиная с 28 недель беременности), роды и первые 7 суток жизни ребёнка (Лившиц Р. Философско-методологические проблемы воспитания детей преконцепционного возраста // Наука Урала. 2002. - № 21).

Социальное самочувствие большинства молодых людей (это, в первую очередь, относится к молодым россиянам) в последние десятилетия может быть описано в терминах «разочарование», «пессимизм», «неуверенность», «безнадежность», «растерянность», «апатия», «агрессивность», «злость», «экстремизм», «потребительство» и т.п. Подобное состояние общественного сознания можно рассматривать как печальную плату россиян за социально -деформированный процесс социально -экономических реформ, в первую очередь на этапе 90-х годов \

В исследовании «Урал-Школа-2013» в числе других задавался вопрос: «Чего ты боишься больше всего в своей жизни?». Из перечня 20 различных опасностей и угроз для жизни респондентам предлагалось выбрать не более 10 «самых-самых» вариантов ответа. Распределение ответов в двух группах наших респондентов (% от общего числа опрошенных в по каждому городу; в числителе - ответы респондентов из г. Екатеринбурга, в знаменателе - из ЗАТО «Лесной») представлено в табл. 3.

Таблица 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а) социально- матримониальные страхи

- боязнь потерять родителей 86 / 78

- боязнь болезни, травмы родителей 67 / 58

- боязнь потерять друзей 43 / 49

- боязнь не поступить в вуз, колледж после школы 25 / 52

- боязнь потерять жилье, стать бомжем 18 / 34

б) эколого-валеологические страхи

- боязнь подвергнуться физическому насилию, быть изувеченным 46 / 40

- боязнь привыкнуть к наркотикам 31 / 26

- боязнь своей болезни, травмы 23 / 26

- боязнь привыкнуть к алкоголю 23 / 20

- боязнь привыкнуть к курению 27 / 24

- боязнь отравиться продуктами питания 19 / 21

- боязнь быть покусанным собакой 18 / 14

б) социально-стрессовые страхи

- боязнь попасть в тюрьму, колонию 39 / 32

- боязнь быть незаслуженно обвиненным в преступлении, обществе 38 / 35

- боязнь оказаться заложником в результате теракта 33 / 35

- боязнь быть ограбленным, обворованным в доме, квартире, саду 30 / 29

- боязнь быть наказанным богом за грех 24 / 16

- боязнь привыкнуть к азартным играм 15 / 16

- боязнь пострадать от пожара 9 / 21

Приведенные данные, несомненно, могут дать компетентному читателю богатую пищу для размышлений о социальном самочувствии школьной молодежи в большом и малом уральских городах, о социальных ингредиентах, деформирующих ценностные ориентации и ожидания молодых людей, повседневные поступки, тактику и стратегию их жизненного поведения. Заметим лишь, что многочисленные рискогенные факторы городской среды уральских гор о-дов (впрочем, как и в большинстве других регионов РФ) формируют и поддерживают, с одной стороны, перманентные личностные страхи детей и подростков эколого-валеологического характера, с другой, в конечном итоге, составляют основу самосохранительного поведения личности, его стремления к сбережению собственного здоровья, физического и духовного. Добавим, что подобная ситуация характерна сегодня и для большинства здравомыслящих взрослых россиян. Неуверенность в завтрашнем дне приводит к тому, что многие молодые люди, в том числе подростки, подражая примеру взрослых, стремятся «жить только сегодняшним днем», беря от жизни максимум того, что можно взять. Вспомним хотя бы «страстное признание» в песенке:

«Нет, нет, нет, нет, мы хотим сегодня!

Нет, нет, нет, нет, мы хотим сейчас!...».

3. Дети-девианты в родительской семье: социальный анамнез проблемы «воспроизводства трудных детей»

В процессе взросления детей в семье, в общении их с родителями, укрупнено, можно выделить три основных периода: первый пери од неограниченной, как правило, власти родителей над процессом физического и духовного созревания детей. Продолжительность его ограничивают 5-7 годами ребенка. Второй период включает в себя сложное взаимодействие подростков и их родителей, имманентная цель которого, с одной стороны, «борьба» ребенка (затем -подростка) за свою самостоятельность, за выход «из-под абсолютной власти родителей», и, с другой, стремление и попытки родителей «удержать» свою педагогическую власть, свое влияние на взрослеющего сына (дочь). Результатом (своеобразным «апогеем») такого целевого противостояния является появление (по оценкам родителей, воспитателей, педагогов) «трудных» детей, «трудных» подростков, «трудных» молодых людей. И, наконец, третий период взросления характеризуется процессом определенной консолидации позиций, оценок, поведения старших и младших, более терпимым отношением друг к другу в различных ситуациях взаимосоприкосновения.

1 Берсенёв В.Л., Важенин С.Г., Павлов Б.С. Особые грани современной российской экономики и не только // Экономика р е-гиона. 2011. - № 1. - С. 264-267.

В книге Иринея, епископа Екатеринбургского и Ирбитского, написанной более 90 лет тому назад, мы читаем: «Итак, прежде всего, приучайте своих детей к тому, чтобы они слушались вас, зная, что на это воля Божия. Не терпите в них упорства и дерзости к кому бы то ни было. Не все давайте им, чего бы им хотелось, напротив, приучайте их к самоограничению, воздержанности и умеренности. Требуйте от детей всегда скорого и пунктуального послушания, приучайте их к тому, чтобы они по первому слову исполняли ваши приказания... Хотите вы, чтобы ваши дети были послушны, оказывайте и доказывайте им свою любовь» \

Остановимся на некоторых аспектах отношений современных «отцов и детей», провоцирующих (не сдерживающих) те или иные девиантные проявления школьных подростков, студенческой молодежи.

* * *

О благотворном влиянии детского труда. Как показывают многочисленные исследования, большинство подростков (в том числе так называемых «трудных»), несмотря на высказываемое желание трудиться, не любят физической работы и предпочитают ей бесцельное времяпрепровождение. Поэтому одним из первоначальных этапов построения системы воспитательных воздействий, имеющей целью формирование нормальных нравственных качеств личности трудного подростка, является не только создание соответствующей обстановки и подчеркнуто доброжелательного отношения взрослых, но и включение таких подростков в целенаправленно организованные многообразные виды деятельности как дома, так и в школе, в интернате. Подавляющее большинство трудных подростков положительно относятся к тем видам труда, в которых можно проявить свою самостоятельность, занять определенное место в коллективе.

В анкетах мы предлагали родителям «Подросток-2007» ответить на вопрос: «Если бы в школе, где учится Ваш сын (дочь), был создан из учащихся производственный кооператив либо малое предприятие, в котором они могли бы зарабатывать для себя деньги, одобрили бы Вы такое начинание?». Ответы наших респондентов представлены в табл. 4.

Таблица 4

Мнение родителей о целесообразности создания при школах производственных кооперативов,

% от общего числа опрошенных по каждой группе

Оценка необходимости «детских» предприятий Группы родителей, в том числе:

В целом по полу в городах

мужчины женщины Екатеринбург Челябинск

Да, одобрили бы 48 48 50 45 55

Скорее всего, согласились бы 33 34 33 31 34

Пока это в планы семьи и сына (дочери) это не входит 17 18 17 19 11

Нетрудно видеть, что подавляющее большинство уральских родителей голосовали (на момент опроса) за трудовое воспитание в школах. В продолжение вопроса о целесообразности трудовых занятий школьников нами задавался следующий: «Как Вы считаете, с какого класса могли бы зарабатывать на созданном специально для школьников предприятии учащиеся вашей школы?» Отметьте наиболее ранний возраст — один вариант» (табл. 5).

Таблица 5

Мнение родителей и экспертов о возрасте приобщения детей к «взрослому (оплачиваемому) труду,

% от общего числа опрошенных по каждой группе

Варианты ответов Группы

Родители Эксперты

Работать и зарабатывать собственные деньги школьники могли бы начинать, обучаясь: в 3-5-м классе 2 -

в 6-7-м классе 13 16

в 8-9-м классе 33 40

в 10-м классе 17 18

в 11-м классе 7 7

В школе (в училище) дети (подростки) должны хорошо учиться, а работать и зарабатывать деньги они у спеют после окончания учебы 28 19

И здесь мы видим, что большая часть родителей «голосуют» за вовлечение их детей в производительный, оплачиваемый труд в 7-10 классах. Нельзя не отметить и довольно представительную группу родителей (28%) и экспертов, которые придерживаются того мнения, что «в школе (в училище) дети (подростки) должны хорошо учиться, а работать и зарабатывать деньги они «успеют» после окончания учебы». «Потребность труда, - писал К. Д. Ушинский, -врождена человеку, но она удивительно как способна разгораться или тухнуть, смотря по обстоятельствам, и в особенности сообразно тем влияниям, которые окружают человека в детстве и в юности... Но воспитание не только должно внушить воспитаннику уважение и любовь к труду: оно должно еще дать ему и привычку к труду, потому что дельный, серьезный труд всегда тяжел...» 2.

1 Послушание // Православная газета. - Екатеринбург, 1996. - № 12.

2

Умом и сердцем: мысли о воспитании. - М.: Политиздат, 1980. - С. 156-157.

* * *

О жестокости и девиантности родительской семьи. Для семейной педагогики становилось все более характерным стремление родителей добиться изменения поведения ребенка любыми средствами, сопровождающееся проявлениями своеобразной «родительской мести» за сам факт появления ребенка, необходимость заботы о нем. В первую очередь это присуще деморализованным семьям, где пьянство, употребление наркотиков, моральное разложение, правонарушения выступают в качестве стабильного социального фона жизни детей. Жестокое обращение с детьми в таких семьях приобретает порой дикие формы: «побои, лишение пищи, воды, свободы (детей запирают в чулане, подвале, пропивают детскую одежду, лишая ребенка возможности выйти на улицу). К этому добавляется влияние уличных группировок, нередко имеющих криминогенную направленность. Все эти причины вызывают рост стрессов, числа побегов, правонарушений и даже самоубийств в подростковой среде» 1

В проведенных нами опросах детей и подростков - воспитанников детских домов («Подросток-Детдом-2009») задавались три вопроса, касающиеся наказаний, которым они подвергались в родительских семьях до помещения их в это детское учреждение. Первый вопрос формулировался так: «Наказывали ли тебя родители за какие-либо провинности?». И, в развитие первого - второй вопрос: «Если наказывали, то как?». Полученные ответы представлены в табл. 6 (% от общего числа опрошенных по каждой группе; в числителе дети младшего возраста; в знаменателе -подростки).

Таблица 6

«Наказывали ли тебя родители?»

- наказывали время от времени - 40/48

- как правило, не наказывали - 36/29

- наказывали регулярно - 13 / 17

- не ответили на вопрос - 11 / 7

«Как наказывали?»

- не р азр ешали гу лять - 35 / 62

- резко выговаривали - 21/ 19

- били - 17/ 13

- запрещали встречаться с друзьями - 10/ 10

- лишали разных удовольствий - 9 / 8

- выгоняли из дома (не пускали домой) - 9 / 1

- оскорбляли, обзывали - 7 / 9

- не покупали одежды, обуви - 6 / 4

- не кормили - 2 / 3

- другое - 7 / 7

- не ответили на вопрос - 29 /

«Какие из перечисленных ситуаций бывали в Вашей семье?»

- постоянно не хватало денег - 37 / 45

- ежедневно пьет спиртное мать - 33 / 27

- ежедневно пьет спиртное отец - 28 / 24

- постоянно не хватало еды, продуктов - 25 / 24

- между родителями постоянно возникают драки - 25/ 17

- в доме часто бывают пьяные компании - 22 / 22

- родители относились к тебе, другим детям безразлично - 17/ 10

- часто не бывает дома мать - 17/ 16

- в доме у вас часто слышна нецензурная брань - 16 / 22

- между родителями постоянно возникают ссоры, оскорбления - 16 / 28

- нигде не работает (уволили, уволилась сама) мать - 15 / 23

- в доме у вас часто ночуют, проживают друзья, знакомые родителей - 15/ 15

- в квартире (комнате) вечно беспорядок - 18 / 14

- часто не бывает дома отец - 13/ 13

- нигде не работает (уволили, уволился сам) отец - 15 / 12

- родители жестоко, били - 12 - 11

Было бы неправильно искать причины появления у детей и подростков чувства одиночества, тревожности, озлобления лишь в особенностях переходного возраста, особой ранимости психики взрослеющего человека. Одной из тенденций в развитии взаимоотношений поколений «отцов и детей» сегодня является не только взаимное отчуждение, но и довольно широкое распространение своеобразного антагонизма в общении старших и младших2..

1 Брускова Е.К. Семья без родителей (социально-педагогическая система Г. Гмайнера). - М., 1993. - С. 43.

2

Совершенствование учебного и воспитательного процессов в общеобразовательной школе в условиях рынка (на примере г. Нижнего Тагила) / Павлов Б.С., Иванова В.Ф., Ищутина Т.А., Кащенко В.В., Коган Л.Н., Кокшарова Е.И., Коряков Г.А., Сапож-никова И.В., Юрганова Л.А. - Екатеринбург: Ин-т экон. УрО РАН. 1994. - 230 с. Рукопись деп. в ИНИОН РАН. - № 49399 от 22. 06. 94.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Немотивированная жестокость по отношению друг к другу - одна из реалий сегодняшних дней. Проявления взаимной жестокости характерны не только для так называемых «трудных семей» с нравственно опустившимися родителями. Нередки случаи, когда дикая жестокость, садизм проявляются в, казалось бы, благополучных с виду семьях и «выплескиваются» благодаря усилиям журналистов на обсуждение общественности. Вскрывая это явление, А.Ф. Кони на основе своей богатейшей криминологической практики писал: «Самые вопиющие случаи жестокого обращения, совершаемого в обстановке, в значительной мере обеспечивающей молчание окружающих, происходят именно в той ср еде, где нередко внешний лоск полуобразования лишь прикрывает тонким слоем распущенные и злобные инстинкты» \

* * *

Какие качества в родителях более всего ценят их дети?

«Семья, - писал В.А. Сухомлинский, - это та сказочная пена морская, из которой рождается красота, и если нет таинственных сил, рождающих эту человеческую красоту, функции школы всегда будут сводиться к перевоспитанию»2. Особенностью современного этапа исторического развития процесса преемственности поколений является тот неоспоримый факт, что молодежь получила возможность максимально активно вырабатывать свое отношение к наследию предшествующих поколений, образу жизни родителей и прародителей. Более того, определенная автономность и дистанцированность молодого поколения от опыта старших приветствуется официальной идеологией, стала массовым социальным явлением и искусственно культивируется средствами массовой информации. Разрыв в преемственности поколений сформировался в период последних 1520 лет, то есть в период смены двух последних поколений россиян, и на конкретном этапе исторического развития страны способствовал наиболее быстрому ее продвижению по пути социально-экономических реформ. Однако на этапе устойчивого развития общества, к которому в последние годы перешла Российская Федерация, разрыв в преемственности образа жизни поколений из положительного социального явления превращается в свою противоположность: тормозит консолидацию общества, форсирует формирование деструктивных и замедляет экспрессию самосохраняющих форм поведения молодежи в социуме.

Крушение традиционного авторитарного стиля воспитания сделало взаимоотношения родителей и детей мягче, интимнее, индивидуально и эмоционально важнее для обеих сторон. «Падение родительской власти над детьми, -писал в начале ХХ века П. Сорокин, - такова та основная черта, которой характеризуется история взаимоотношений родителей и детей»3. В итоге опека родителей постепенно падала, власть их все более и более ограничивалась, государство мало -помалу вторгалось в права родительской власти. С падением родительской власти, по выражению российского философа, исчез и «клей» принуждения. Связь отцов с детьми стала зависеть от воли не только первых, но и вторых То, что раньше дети должны были терпеть, теперь они терпеть не обязаны. Если раньше они, при всей тягостности их доли, должны были эту связь поддерживать, то теперь они свободно разрывают ее, не жертвуя ни совестью, ни честью, ни благосостоянием. «Раньше дети были рабы, теперь - они свободные и равноправные с отцами личности. Раб терпит все, личность требует уважения к себе и протестует против посягательств на ее права. Отсюда вывод - теперь принудительная связь родителей и детей стала слабее, пала и легче может быть разорвана. А это значит, что «китайская стена», охранявшая эту связь на почве родительской власти, рухнула [там же, с. 71-72].

Вместе с тем, повысились и претензии младших членов семей к старшим, к их личностным качествам. В опросе «Подросток-Детдом-2009» мы обратились к уральским экспертам с вопросом: «Укажите, пожалуйста, какими чертами характера, качествами должны обладать родители, чтобы их ребенок не стал «трудным?» Прежде всего, мы просили ответить по каждому столбцу (в отношении матери и отца). Предлагалось выбрать 5-8 вариантов. Результаты ответов приводятся в табл. 7 (% от числа опрошенных экспертов - 230 чел.; в числителе претензии (как правило, имманентные желания) детей к матери, в знаменателе - к отцу).

Таблица 7

А. Качества-«лидеры»

- трезвенность - 81 / 61

- хорошие, уважительные отношения друг с другом - 81 / 83

- трудолюбие, ответственное отношение к работе - 65/49

- доброта, любовь к своим детям, забота о них - 64 / 78

- справедливость - 62 / 55

- доброта, любовь к своим детям, умение подходить к ним - 60 / 61

- честность, совестливость - 45 / 46

- умение создавать в семье материальный достаток - 45 / 16

Б. Качества - «середняки»

- хозяйственность, домовитость - 28/44

- высокая образованность, культура - 28/37

- умение мастерить, рукодельничать - 22/15

- вежливость, тактичность -18 / 23

- общительность -16/20

1 Кони А.Ф. Избранные произведения: в 2 т. - М.: Юрид. лит., 1959. - Т. 1. Статьи и заметки. Судебные речи. - С. 200.

2

Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. - М.: Политиздат, 1971. - С. 63.

3

Сорокин П.А. Кризис современной семьи (социологический очерк) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18, Социология и политология. 1997. - № 3. - С. 65-79.

В. Качества - малозначимые (аутсайдеры)

- иметь хороших друзей - 9 /10

- умение одеваться аккуратно, со вкусом - 5 / 5

- щедрость - 4 / 4

- у мение вку сно готовить - 3 /14

Помимо фактора приоритетности желаемых личностных качеств родителей современных подростков, следует обратить внимание на практически идентичные «требования», высказанные экспертами, с одной стороны, к матери и, с другой, к отцу. Низкий уровень культуры, низменный характер потребностей некоторых родителей при значительной материальной обеспеченности обостряют недостатки семейного воспитания, приводят к культивированию мещанства, накопительства, к игнорированию трудового воспитания подростков. В семьях, в которых источник материального благосостояния несовместим с воспитанием правильного отношения к труду (жизнь не по средствам, браконьерство и т.п.), у детей, как правило, складывается паразитическое отношение к труду, к деньгам, возникают иждивенческие настроения и потребности. Некоторые родители, и не имея большого достатка, отказывая себе в нео бхо-димом, иногда стремятся подольше продлить «безмятежное детство» подростку, безотказно приобретая ему дорогие вещи, воспитывая тем самым тунеядца и иждивенца.

* * *

Изучая причины преступного поведения, следует уделить внимание семье. На ребенка оказывают влияние любые процессы, происходящие в семье, стиль воспитания, тип семьи, отношения между другими членами. Влияние оказывают не только отношения в семье, но и социальное положение, род занятий, материальное состояние, уровень образования, ценностные ориентации. Воспитание играет важную роль в становлении человека, от него зависит практически все. Семья должна обеспечивать чувство безопасности, которое так важно, создавать атмосферу для комфортного существования. В семье должна чувствоваться любовь и доброта. Родители должны регулировать поведение ребенка, поощряя или наказывая за то или иное действие1 [26].

Вспомним замечательные слова песни: «Поговори со мною, МАМА...». Проблема «внедрения» в сознание детей нравственно -этических различий дилеммы («плохо-хорошо») была и остается извечной и непреложной задачей родителей (воспитателей, взрослых), основным духовным «инструментом» социализации личности. « О чем, из предложенного перечня тем, у тебя бывали беседы с мамой, папой?» — на этот вопрос (по нашей просьбе - «Подросток-2013») отвечали 13-16-ти летние «уральские крохи» из двух уральских городов. Полученные ответы представлены в табл. 8.

Таблица 8

Проблематика нравственно -этических бесед родителей с детьми-подростками на Урале (% от общего числа опрошенных по каждой группе; в графе «юноши» - в числителе учащиеся г. Екатеринбурга, в знаменателе - г. Лесной; в графе «девушки» - аналогично)

Содержание бесед, разговоров Группы

«юноши» «девушки»

О необходимости ежедневно чистить зубы и делать физзарядку 19 / 33 15 / 35

О вреде переедания и режиме правильного питания 14 / 21 18 / 39

О необходимости постоянного наблюдения у врача 5 / 11 7 / 19

О вреде пристрастия к курению (табака) 19 / 46 24 / 43

О вреде пристрастия к алкоголю 16 / 42 20 / 35

О вреде пристрастия к наркотикам 15 / 36 18 / 30

О вреде пристрастия к азартным играм 13 / 32 9 / 20

О культуре взаимоотношений между юношами и девушками 11 / 31 20 / 40

В организации профилактической, реабилитационной, социальной работы с детьми и подростками с отклоняющимся поведением (в том числе с беспризорными детьми) можно столкнуться с довольно распространенными заблуждениями в среде организаторов воспитательной, реабилитационной (что во многом синонимично - социальной) работы. Прежде всего, широко бытует мнение, что сценарий воздействия и «исправления» детей и подростков с отклоняющимся, неблаговидным поведением вполне ясен и не столь труден. И упрощенно он может быть представлен в виде «деятельностно-воспитательной» цепочки: «совершил проступок - получил наказание - исправился - чем заслужил поощрение». Не в этой ли упрощенной трактовке реабилитационного общения младших и старших, воспитателей и воспитуемых, наставников и подшефных кроется причина того, что в нашем обществе появляются, воспроизводятся и получили на сегодня широкое распространение «трудные» дети, «трудные» взрослые индивиды, целые «трудные семьи», подростковые группы и т.д. Вряд ли можно соглашаться с таким ортодоксальным пониманием процесса реабилитации отклоняющегося поведения индивида2.

1 Змановская Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. -М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 288 с.

2 Семейная политика в регионе: проблемы дифференцированного подхода (на примере жизнеобеспечения неполных семей в Уральском федеральном округе) / Иванова В.Ф., Козлов В.Н., Павлов Б.С., Татаркин А.И., Анисимов С.А., Артюхов А.В., Бер д-ник Л.П., Гартман Н.А., Заякина О.А., Ишутина Т.А., Колунина Э.Г., Ланских К.М., Лоншакова Н.А., Мишина О.К., Мокеров И.П., Невоструева Е.В., Сапожникова И.В.: РАН. Урал. отд-ние. Ин-т экономики. Екатеринбург, 2002. - 210 с. Рук. деп. в ИНИОН РАН 14.08.02 г. - № 57393.

4. О «стойких прорехах» желаемого успешного симбиоза семейного и общественного воспитания

Проблемы формирования подростковой девиантной субкультуры, изучения условий, а также характера социализации девиантных подростков широко рассматриваются в современной социологии, в том числе отечественной. Однако данная проблематика настолько широка, что многие моменты до сих пор остаются неизученными. Кроме того, социальная ситуация в каждой стране постоянно изменяется, - это связано, в первую очередь, с общемировыми тенденциями научно-технического прогресса и общественного развития, с особенностями формирования экономики, политики, государственности. Особенно важно отметить, что преодоление социальной дезадаптации трудно осуществлять, если сохраняют свое приоритетное влияние негативные формы молодежного досуга, деформация стереотипов сознания и поведения молодых людей и подростков в условиях «вестернизации», пропаганды культа насилия, эротики, секса и порнографии на теле- и киноэкранах, в кинопродукции и СМИ.

Феномен наркотизации поразил, в первую очередь, молодое поколение российского общества. В проекте -«Трудный подросток-2008» на вопрос анкеты: «Есть ли среди детей, подростков, окружающих вас, те, кто принимает наркотики, психотропные средства?» вариант ответа «ДА» выбрали 13% опрошенных подростков из группы «благополучных» и 9% - из числа «неблагополучных». Приобщение к наркотикам со стороны знакомых взрослых в двух группах подростков было оценено соответственно в 3% и 5%. Интересовал нас и вопрос: а знают ли подростки адреса и места, где обычно их сверстники достают наркотические вещества? Ответы подростков на этот вопрос распределились следующим образом (в % от общего числа опрошенных): 1. Наркотики можно достать на квартирах (в домах), где ими торгуют - 55%; 2. На дискотеке - 44%; 3. В своих дворах, по соседству - 20%; 4. В аптеках, больницах - 16%; 5. В школе, училище - 5%; 6. В других местах - 4%. Исследование показало, что в разных городах соотносительность источников зелья существенно разнится. Например, в Челябинске легче было достать наркотики в больницах и в аптеках (20% от числа опрошенных подростков), в Магнитогорске - на дискотеках (42%), в Копейске - на специальных квартирах (40%) \

Мнения учащихся школ и экспертов о причинах приобщения уральских городских подростков к употреблению наркотиков (% от общего числа ответов по каждой группе; в числителе - ответы подростков - 665 чел., в знаменателе -экспертов - 230 чел.) представлены в табл. 9.

Таблица 9

- любопытство, желанием испытать на себе острые незнакомые ощущения - 74 / 61

- из страха быть осмеянным за трусость - 45 / 24

- под нажимом, чьим-то давлением - 39 / 20

- доступность алкогольных напитков - 25 / 51

- доступность психотропных средств - 20 / 33

- неосведомленность о пагубных последствиях, о неизбежной зависимости, привыкании - 16/ 13

- бесконтрольность детей со стороны родителей - 23 / 46

- безнаказанность: подстр екател ей - 12 / 34

родителей таких подростков - 10/ 19

приобщившихся подростков - 6 / 10

- бесконтрольность за состоянием здоровья подростков - 7 / 9

- недостатки профилактической работы - 3 / 13

Сопутствующие молодежной субкультуре негативные процессы (поощрение и привлечение подростков к курению, алкоголю, употреблению наркотиков, ранней сексуальной активности и пр.) можно считать сегодня ведущей причиной разрушения здоровья этой возрастной группы населения. Не ущемляя права на свободу личности, общество должно разумно контролировать молодежное общение, которое должно идти во благо, а не во вред развитию и здоровью подростка. Пропаганде рискованных форм поведения следует противопоставить пропаганду здорового образа жизни. О причастности к девиантной субкультуре уральских студентов можно в какой -то мере судить по результатам опроса - «Урал-ВУЗ-2012».

С точки зрения православия - пишет протоиерей Серафим Слободской, - «грех, или зло есть нарушение закона Божия. Грех - это «причиняемый себе вред, объективно возникающий вследствие нарушения законов нормального человеческого существования. Грехом человек отдаляет себя от Бога. Исполнение заповедей необходимо не Богу, а человеку. Последствия причиненного себе вреда называют наказанием, а страдание от последствий - воздаянием. Греховные помыслы суть искушения» 2. Осознают ли такую тесную взаимосвязь «грех-наказание» уральские сту ден-ты? Мы спросили у студентов «Верите ли Вы в то, что Бог наказывает людей за их прегрешения?». Утвердительно ответили чуть больше половины опрошенных (52%), отрицательно - каждый четвертый-пятый (22%). Остальные 26% затруднились ответить на вопрос.

1 Павлов Б.С., Стожаров А.В., Анисимов С.А., Ишутина Т.А., Иванова В.Ф. и др. Наркотики и молодежь в северном городе: опыт социологического исследования. - Екатеринбург; Надым: Ин-т экон. УрО РАН, 2000. - 118 с.; Абдрахманов М.Ш., Артюхов А.В., Ерченко В.А., Зверянская Л.Г., Павлов Б.С., Рузанов В.И., Стожаров А.В., Терешин В.П. Наркомания и регион. - Надым: Мэрия муниципального образования г. Надым и Надымский район; Научно-исследовательский центр «Горизонт-М»; Екатеринбург: Чароид, 2003. - 200 с.; Талаллаева Г.В., Павлов Б.С. Наркотизация молодежной среды как социально-биологическая проблема в регионе (на примере городов и поселений Урала): препринт. - Екатеринбург: Ин-т экон. УрО РАН, 2004. - 64 с.

2

Протоиерей Константин Гипп. Грех - болезнь или преступление? // Сайт Православного журнала «Фома». -http://intermost.org/library/grex-bolezn-ili-prestuplenie

Логично было бы предположить, что наши респонденты, давшие утвердительный ответ, будут стараться (будут склонны) избегать тех поступков, за которыми, на их взгляд, «последует кара божья». Однако, по мнению многих священников, сегодня слово «грех» «постепенно лишается своего «истинного» содержания, и в результате воспринимается как нечто запретное, но чрезвычайно привлекательное, что очень хочется совершить, хотя по непонятным причинам это очень не нравится Богу».

Для того чтобы прояснить представления молодежи о грехг, в исследовании студентам задавался вопрос: «Какие из перечисленных поступков, действий, на Ваш взгляд являются грехом?». Полученные ответы (% от общего числа опрошенных в каждой группе; в числителе - массив в целом - 680 чел.; в знаменателе - студенты, причисляющие себя к православию - 330 чел.) представлены в табл. 10.

Таблица 10

а) «тяжкий грех»

- убийство - 89 / 93

- самоубийство - 80 / 84

- аборт - 72 / 78

- проституция - 64 / 72

- измена (жене/му жу) - 61 / 66

- гомосексуализм - 52 / 56

- употребление легких наркотиков - 50 / 63

б) «грех средней тяжести»

- ложь в личных интересах - 43 / 51

- пьянство - 43 / 50

- употребление матерных слов - 25 / 36

- развод в семье - 25 / 34

- курение - 25 / 33

в) практически «не грех»

-посещение стриптиз-бара - 13 / 20

- половые отношения до вступления в брак для ДЕВУШКИ - 13/ 19

- половые отношения до брака для ЮНОШИ - 9 / 13

- сокрытие доходов от налоговой инспекции - 12 / 14

Учитывая, что все перечисленные в табл. 10 варианты действий с точки зрения Православной Церкви в большей или меньшей степени являются грехом, ответ на первый, поставленный нами вопрос напрашивается сам собой -представления студенческой молодежи о грехе в целом весьма далеки от канонических правил Православной Церкви. Для заинтересованного и компетентного читателя приведенные в табл. 10 данные, на наш взгляд, являют серьезный предмет для размышлений о состоянии ду ховной культуры и морали передового, наиболее образованного отряда российской молодежи - сту денчества.

Исследование показало, что соотносительная разница ценностных ориентаций и нравственных оценок большинства асоциальных проявлений в различных социально-демографических группах весьма незначительна. Так, «пьянство» не считают грехом 57% всех опрошенных студентов, в том числе 50% - «православные». Небезынтересны и данные ответов на этот же вопрос двух групп студентов: мужчин и женщин. «Аборт» считают грехом - 66% мужчин-респондентов и 78% - женщин; «Гомосексуализм» - соответственно - 64 / 41%; «Проституция» - 59 / 69%; «Измена (жене/мужу)» - 57 / 65%; «Пьянство» — 37 / 48% и т.д.1.

Российский социолог, ведущий специалист в области экосоциологии и рискологии О.Н. Яницкий выдвигал собственную концепцию общества риска применительно к российским условиям. Ее ключевыми моментами являются: отсутствие в обществе согласия относительно базовых целей и ценностей; реактивность культурного процесса; политическая стабилизация ценой демодернизации; растущая приватизация социального порядка; среда обитания, накапливая и распространяя риски, превращается в тормоз социетальной динамики российского общества 2.

Не секрет, что в настоящее время многие законодательные инициативы, государственные акции, направленные на решение проблем семьи и детства, мягко говоря, «пробуксовывают», «не работают» на региональном и муниципальном уровне. В связи с этим, в опросе «Неблагополучное Детство-2014» в марте-апреле 2015 г. мы просили экспертов ли ответить на вопрос: «Как Вы считаете, какие основные причины подобного рассогласования, с одной стороны, «требований верхов» и неадекватной реакции на них со стороны «низов управления»?». В табл. 11 представлены результаты полученных ответов - мнения уральских экспертов об основных причинах неэффективности российского законодательства, направленного на регулирование социальной и молодежной политики (% от общего числа опрошенных - 150 чел.).

1 Павлов Б.С. Предбрачное поведение уральской молодежи // Россия и современный мир. - М., 2013. - № 3. - С. 144-153.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2

Яницкий О.Н. Социальные реальности и социальные миражи // Мир России. 2003. - № 1. - https://cyberleninka.ru/article/ п^(^ю1о01у а^ка-к1у иДеуу e-idei

Таблица 11

резкое социально-экономическое расслоение населения 55

безразличие, незаинтересованность структур управления в эффективном решении проблем семьи и детства 53

бюрократизм, коррумпированность сферы управления учреждениями семьи и детства 45

низкая правовая культура и общественная активность населения 44

«застойность форм и методов работы государства и общественности с «семьями риска» 42

несовершенство правовой базы 38

недостаток квалифицированных кадров воспитателей наставников, социальных работников 37

слабая материально-финансовая база детских учреждений (детских домов, детских учреждений культуры, спорта и т.д.) 33

низкая исполнительская культура и дисциплина чиновников в органах управления и исполнения 33

социально-психологические трудности работы с неблагополучными семьями и с детьми- девиантами 33

негативное общественное мнение в отношении помощи неблагополучным семьям, бомжам, беспризорникам 19

Интерпретацию полученных данных предоставляем заинтересованным и компетентным читателям.

Молодежь традиционно считается наиболее мобильной социальной группой. Ее энергия и «гибкость» особенно востребованы в современном динамично развивающемся обществе - возрастает роль молодежи в качестве потенциального источника преобразований всех сфер жизни. Молодые люди не только усваивают ценности предыдущих поколений, но и генерируют новые. Молодежная интерпретация культурного наследия и окружающей действительности во многом определяет направления общественного развития.

Положение молодежи, ее поведение не может быть улучшено, если пытаться решать эту проблему вне контекста общих проблем того или иного социума. Нынешний кризис носит не временный характер, он отражает тенденции, которые зародились в прошлом и продолжатся в будущем. Поэтому их решение может быть достигнуто лишь в общенациональном контексте, на долгосрочной основе, при полном осознании теснейшей зависимости и взаимозависимости экономических реформ и эффективной социальной, в том числе молодежной, политики1.

* * *

В заключение, попытаемся сформулировать ряд гипотез о важнейших факторах, провоцирующих асоциальное поведение подростков:

© Снижение жизненного уровня значительной части населения, сказавшееся на возможностях подростков удовлетворять свои дополнительные материальные потребности, - условно назовем это «стремлением пополнить семейный кошелек».

© Отсутствие у многих подростков четкой уверенности в возможностях родителей обеспечить их социально -экономический старт, оказать действенную помощь в трудных жизненных ситуациях - «социально-экономическая несостоятельность родителей».

© Спонтанность в организации досуга детей и подростков; отсутствие в большинстве своем общественно значимых, созидательных целей и задач в использовании подростками своего свободного времени, которое может быть основным полем развития их культурных потребностей, временем «для более возвышенной деятельности» форм и-рующейся личности - условно: «делу - час, потехе - время»;

© Сравнительно невысокий уровень раскрываемости преступлений, фактор, создающий иллюзию возможной безнаказанности, отсутствие «гарантии неотвратимости» наказания за противоправные поступки - «неэффективность правоохранительных органов».

© Превалирование в работе правоохранительных органов с подростками «карательной политики», целью которой является защита населения от несовершеннолетних правонарушителей, - практическое отсутствие профилактики правонарушений подростками.

© Вопиющая правовая безграмотность подростков (как, впрочем, и подавляющей части взрослого населения).

© Морально-психологическое неблагополучие в семье — основная питательная среда формирования противоправного сознания ребенка, подростка (иносказательно - «яблоко от яблони недалеко падает»). Вместе с тем это положение нельзя абсолютизировать и обязательно «искать» в «трудных» семьях «трудных» детей.

© Своеобразная воспитательная индифферентность учебных заведений к категории подростков, попавших под контроль правоохранительных органов, определенное самоустранение от ответственности за их поведение - условно: «с глаз - долой, из сердца - вон»;

© Недооценка местными властными структурами реальных материально -финансовых и организационно - кадровых потребностей города, связанных с созданием надежной системы противостояния молодежной преступности и профилактики противоправного поведения подростков, - «близорукость городских властей».

1 Артюхов А.В., Ванина О.Н., Иванова В.Ф., Икингрин Е.Н., Ишутина Т.А., Колунина Э.Г., Лоншакова Н.А., Заякина О.А., Павлов Б.С., Сапожникова И.В., Стожаров А.В., Татаркин А.И., Чеботарёв А.В., Юрпалов С.Ю. и др. Проблемы жизненного самоопределения подростков (на примере городов Тюменского Севера) / Урал. отд-ние РАН Инст. экономики. - Екатеринбург. 2000. -307 с. Деп. в ИНИОН РАН 14. 03. 2000. - № 55455.

Как отмечал замечательный российский педагог К.Д. Ушинский, «Возбуждение общественного мнения в деле воспитания есть единственно прочная основа всяких улучшений по этой части: где нет общественного мнения о воспитании, там нет и общественного воспитания, хотя может быть множество общественных заведений» \

Нашу статью можно расценивать как попытку в направлении решения этой сложной задачи. Здесь же уместен и наш призыв, помещенный в преамбулу: «не уподобляться ждущим, пока гром не грянет».

1 Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. - М.: Мысль, 1968. - 557 с.

668

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.