Пацула А.В.
д.соц.н., доцент, специалист Российского государственного социального университета, Москва
Павлов Б. С.
д.филос.н., профессор, в.н.с. Института экономики УрО РАН, Екатеринбург pavlov_boris @ mail. ru Пронина Е.И.
с.н.с. Федерального социологического центра РАН, г. Москва
Сентюрина Л.Б.
к.м.н., врач ГКБ № 40, г. Екатеринбург [email protected]
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ УЧАЩИХСЯ В РЕГИОНЕ: ОБЩЕСТВЕННЫЕ ВЫЗОВЫ И ЛИЧНОСТНЫЕ ПОЗИЦИИ1
Ключевые слова: родительская семья, профессионально-трудовая социализация, трудовое воспитание, физическая культура, гражданское общество, молодёжная субкультура, жизненные ценности, общественные и личные интересы, жизненный успех, Урал.
Основной целью и средством процесса воспроизводства общественной жизни было и остаётся производство человека, человеческого сообщества, так называемое классиками социально-экономической мысли «производство третьего рода» [1, т. 3, с. 24-27]. Характер этого производства, его количественные и качественные показатели (в первом приближении - это качество населения и отдельной личности) определяется, если так позволительно выразиться, степенью культуры этого первичного производственного процесса в воспроизводственной общественной жизни. Основным же «организатором» этого процесса исторически традиционно остаётся первичная социальная ячейка -СЕМЬЯ. Сразу уточним: прежде всего - родительская семья, имеющая прямую, непосредственную, долговременную социально-биологическую причастность к этому процессу. И ещё одно важное обстоятельство: основной «продукт» жизнедеятельности семей - дееспособные дети - представители новых, молодых поколений, в нашем случае - молодых поколений россиян [2].
В современном обществе феномен молодёжи можно представить как «общность людей нового поколения, включенных в различные социально-демографические, образовательные, профессиональные, классовые, этнические и иные социальные группы, существующие в исторически конкретном обществе, которые завершают этап первичной и проходят этап вторичной социализации». Эта общность не обладает едиными возрастными границами. В каждой поколенческой когорте в фазе молодости эти границы могут существенно отличаться друг от друга. При этом специфика молодежи заключается в накоплении социального опыта в процессе социализации и социальной адаптации в условиях самостоятельной жизнедеятельности, «взрослой» жизни. В период молодости завершается процесс индивидуализация личности, концептуальное оформление ее жизненных установок и целей. Одновременно происходит утверждение в сознании и поведении всё более утверждающихся ценностных ориентаций, образцов и установок поведения [3, с. 16].
В общественно-расширительном смысле феномен «молодёжь» воспринимается нами как «обширная совокупность групповых общностей, образующихся на основе возрастных признаков, связанных с ними социально-психологических характеристик и основных видов деятельности». В более узком (социологическом) смысле молодёжь представляет собой «социально-демографическую группу, выделяемую на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, специфических интересов и ценностей» [3, с. 17].
Процесс социализации молодых поколений лежит в основе воспроизводства общественной жизни. При этом естественноисторическое расширенное воспроизводство трудового и культурно-нравственного потенциала человеческого сообщества, являясь важнейшим и непреходящим, должно соответствовать текущим и перспективным целям и задачам его развития. В своё время В. А. Сухомлинский сложный процесс становления личности молодого гражданина определил очень точно и образно: «первый раз рождается живое существо, второй раз - гражданин, активная, мыслящая, действующая личность» [4, с. 65]. Процесс «второго рождения» принято называть процессом социализации.
По мнению Т. Шибутани, «социализация относится к тем процессам, посредством которых люди научаются эффективно действовать в социальных группах. Личность социализирована, когда она способна участвовать в согла-
1 Публикация подготовлена в соответствии с Планом НИР ФГБУН Института экономики УрО РАН на 2019-2022 гг.
572
сованных действиях на основе конвенциональных норм [5]. Кроме того, понятие «социализация» раскрывается и как одна из разновидностей способов приспособления деятельности (в частности, профессиональной) человека к условиям его общественного бытия, которую именуют как адаптивную.
Полноценным членом общества индивид становится только будучи реальным субъектом социализации, который усваивает социальные нормы и культурные ценности, преимущественно путём самоактивности, саморазвития и самореализации. Естественно, субъектом социализации молодой человек становится благодаря соответствующим объективным причинам и обстоятельствам, т.к. «на протяжении всей жизни на каждом возрастном этапе перед ним встают задачи (естественно-культурные, социально-экономические, социально-психологические и др.), для решения которых он более или менее осознанно, а чаще неосознанно, ставит перед собой соответствующие цели и вырабатывает способы их достижения, тем самым проявляя свою субъектность.
С этимологической точки зрения в понятии «профессионально-трудовая социализация» содержится вполне очевидный симбиоз феноменов «профессиональный», «трудовой» и «социализация». Термины «профессиональная» и «трудовая» определяет среду обитания индивида, в которую входят материальные и духовные условия его существования. При этом от эффективной трудовой деятельности напрямую зависит существование людей. Как писал К. Маркс, «вечное естественное условие человеческой жизни, и потому он независим от какой бы то ни было формы этой жизни, а, напротив, одинаково общ всем ее общественным формам» [1, т. 23, с. 195] При этом «человек, - подчёркивает Ф. Энгельс, - единственное животное, которое способно выбраться благодаря труду из чисто животного состояния; его нормальным состоянием является то, которое соответствует его сознанию и должно быть создано им самим» [1, т. 20, с. 510].
В электронной энциклопедии «Социология молодежи» (под редакцией проф. В.А. Лукова) мы читаем: «Социализация профессиональная - процесс освоения индивидом определенных профессиональных знаний, умений и навыков, усвоение профессионального опыта, овладение стандартами и ценностями профессионального сообщества. Профессиональная социализация предполагает обретение индивидом профессии, вхождение в профессиональную среду и реализацию накапливаемого профессионального опыта. Она является одной из сторон социализации личности, приобщения ее к культурным ценностям общества» [6, 7].
Важно подчеркнуть, что профессиональная социализация происходит с уже «частично социализированным индивидом», преимущественно на стадии вторичной социализации, позволяющей осваивать новые сектора социальной реальности, и определяется, прежде всего, сложностью разделения общественного труда и соответствующего ему знания. Кроме прав и обязанностей, общих для всех людей, есть такие, которые зависят от специального характера каждой профессии, и их число растет, а важность усиливается по мере того, как развивается и разнообразится профессиональная деятельность [8, с. 461].
Самосознание в профессиональной социализации представляет собой контролируемый процесс становления в человеке образа его «Я», определения собственной профессиональной идентичности. Динамичное профессиональное пространство актуализирует профессиональную социализацию как в плане обновления профессиональных знаний, умений, навыков в различных областях трудовой деятельности, так и в связи с появлением новых профессий [9].
Следует учитывать, что сам процесс профессиональной социализации является видовой формой социализации, будучи взаимосвязанной с ней как часть с целым. Вместе с тем, профессиональная социализация может анализироваться в рамках социальных взаимодействий основных акторов функционирующих рынков образования и труда. Профессиональное становление может быть представлено как реальный социальный процесс, включающий в себя зарождение и формирование профессиональных намерений, выбор определенной профессионально-трудовой сферы, профессиональное обучение и воспитание, в период которого происходит формирование специальных знаний, умений и навыков, социально значимых и профессионально важных качеств личности и профессиональное самоопределение, активное вхождение индивида в профессионально-трудовую среду и успешное овладение профессией (специальностью) в условиях конкретного трудового процесса и производственных отношений, а также полную или частичную реализацию личности в самостоятельном труде, достижение ею творчества, мастерства, своего «акме» в профессиональной деятельности [10].
Первоначальный профессиональный выбор и полученное профессиональное образование могут стать своеобразным «холостым выстрелом» в случае, когда специалист порывает со своей профессией и стремиться освоить другую. Важно осознавать, что выбор профессии и получение диплома об окончании образовательного учреждения автоматически не гарантируют применение полученных знаний в общественном производительном труде. Профессионально-трудовой потенциал может использоваться в других сферах жизнедеятельности индивида (семейно-бытовой сфере, в занятиях любительским трудом, типа хобби и т.д.) [11].
Та или иная ситуация, тот или иной сценарий реализации жизненного самоопределения личности в сфере профессиональной трудозанятости есть детерминанта управляемых (целенаправленных) и спонтанных факторов, условий, создаваемых (создавшихся) для конкретного человека в процессе реализации им выбранной (предпочитаемой) жизненной программы. Последнее, в свою очередь, в немалой степени зависит от такого фактора, обстоятельства, как профессиональное призвание.
Достижение профессиональной зрелости, своеобразного профессионального АКМЕ обусловлено уровнем профессионализма, «скоростью» прохождения того или иного этапа (ориентация, обучение, труд), возрастом индивида, в котором состоялись начало и конец указанных этапов... Трудовая жизнь, процесс профессионализации каждого индивида - уникален, индивидуализирован [3, с. 100].
* * *
Необходимо принимать во внимание, что одним из существенных противоречий процесса профессиональной социализации молодых россиян является необходимость, с одной стороны, усваивать традиционные (старые) профессиональные ценности, сопряжённые с формированием профессиональной культуры, с его символическими профессиональными образами, социально-психологическим климатом профессионального пространства, с другой, адаптироваться в явно противоречащей этому социально-экономической действительности «переходного периода», с его деформированными общечеловеческими, трудовыми и профессиональными ценностями, нормами, стереотипами и правилами поведения. Как результат этого, по мнению Л.Э. Пробст, «утрачиваются профессиональные традиции, нарушается преемственность поколений, переход от одной ценностной системы к другой. Наблюдается во многом хаотичный, нерегулируемый и непрогнозируемый процесс духовного и профессионального развития» [12, с. 39].
Конечная цель социализационного процесса, по мнению московского социолога-«молодёжника» И.М. Ильинского достигается путём решения целого ряда конкретных задач. Из ВОСЬМИ задач, определённых автором, выделим (исходя из направленности нашей статьи) ТРИ наиболее актуальные для нашего последующего анализа:
- воспитание потребности в физической культуре и здоровом образе жизни, стремления к созданию семьи, продолжению рода, материальному обеспечению и воспитанию нового поколения в духе гуманизма и демократии;
- воспитание потребности к труду как первой жизненной необходимости, высшей жизненной ценности и главного способа достижения жизненного успеха, целеустремленности и предприимчивости, конкурентоспособности во всех сферах жизнедеятельности;
- ориентация личности на гуманистические установки и смысложизненные ценности в новых социально-политических и экономических условиях общества, определение своего места и целей жизнедеятельности, формирование самосознания и гуманистически направленных высших потребностей [13, с. 334-335].
В своих рассуждениях и выводах мы будет опираться на результаты ряда социологических опросов, проведённых нами в Институте экономики УрО РАН в школах и вузах Уральского региона1, частности, это опросы:
- 2008 г. - по представительной выборке в шести городах Свердловской и Челябинской областей были опрошены 665 учащихся старших классов, 490 их родителей и 230 экспертов - специалистов учреждений, связанных с организацией социализационного процесса в молодежной среде. В числе опрошенных 327 подростков из числа так называемых, по оценкам учителей, «благополучных» («ПХор») и 338 - «трудных» («ПНеуд») - в дальнейшем условная аббревиатура: «Подросток-2008».
- в 2014 г. - по квотно-представительным выборкам были опрошены а) 300 подростков ряда школ города-ЗАТО «Лесной» (Свердловская область) и б) 510 подростков - г. Екатеринбурга. Основная цель исследования - анализ процессов социализации школьной молодёжи в родительских семьях, их здоровьесберегающего поведения, формирование жизненных ценностей, ориентаций и жизненных планов - «Урал-ФК-2014».
- в 2017 г. в рамках межрегионального исследования проблем профессионально-трудовой социализации молодых инженерных кадров на факультетах инженерно-технической направленности в пяти вузах Урала и Астрахани был проведён опрос 1000 студентов первых-вторых и четвёртых курсов в частности: а) в Уральском государственном университете путей сообщения (УрГУПС, г. Екатеринбург) - 100 чел.; б) в Уральском государственном аграрном университете (УрГАУ - г. Екатеринбург) - 100 чел.; в) в трёх институтах Уральского федерального университета (УрФУ, г. Екатеринбург) - 300 чел.; г) в Южноуральском государственном университете (ЮУрГУ - г. Челябинск) - 100 чел.; д) в Астраханском государственном архитектурно-строительном университете (АГАСУ, г. Астрахань) - 400 чел. -«Урал-Семья-ВУЗ-2017».
Валеологическое самочувствие и физическая культура молодёжи
По данным научно-организационного отдела Научного центра здоровья детей Минздрава РФ около 35% детей в России рождаются с различными осложнениями или заболевают в первый год жизни. Ежегодно не менее 12% детей появляется на свет недоношенными или с низкой массой тела. Более того, из-за травм и заболеваний многие получают инвалидность еще в детском возрасте - по состоянию на 2014 г., количество детей-инвалидов в России составило 541 тыс. человек, более половины из них - это подростки от 10 до 17 лет2. Сравнительно высокая инвалидизация детского населения продолжает оставаться довольно значительной. По данным Росстата РФ, ежегодно в России происходит более 63 миллионов случаев заболеваний и травм детей и подростков. В их числе отравления, ожоги и переломы в школах, в летних лагерях или во время занятий спортом, а также простудные заболевания, грипп и более тяжелые заболевания. «Помимо стресса, детские болезни влекут за собой и непредвиденные расходы. Субсидий и обеспечения, к сожалению, не хватает всем, а часть необходимых препаратов не входит в бесплатные тарифы ОМС» [14].
Теперь о страхах и рисках, которые сопровождают взросление молодого поколения уральцев. Один из вопросов анкеты в опросе «Урал-ФК-2014» формулировался так: «Чего ты боишься больше всего в своей жизни?» В реестре возможных вариантов ответов один из разделов рисков касался проблем, связанных с ущербом и деформацией собственного здоровья юного респондента. Вот валеологические опасения тинейджеров в школах Кировского района г. Екатеринбурга (% от общего числа опрошенных - 510 чел.):
1 Научный руководитель и непосредственный участник в реализации проектов - проф. Павлов Б.С.
2 Заметим, эта группа детского населения на момент написания и публикации статьи повзрослела на 6 лет.
БОЯЗНЬ:
- быть изувеченным, избитым - 46 - отравиться продуктами питания -19
- привыкнуть к наркотикам - 31 - быть покусанным собакой -18
- привыкнуть к курению - 27 - отравиться воздухом -7
- привыкнуть к алкоголю - 23 - отравиться водой -6
- заболеть, травмироваться - 23
Кстати, боязнь потери здоровья - отнюдь не самая актуальная в детерминантах социально-психологического самочувствия уральских подростков. «Боязнь потерять родителей» собрало 86% тинейджеров, «боязнь болезни, травмы родителей» - 67%, «боязнь попасть в тюрьму, колонию» - 39%, «боязнь быть незаслуженно обвиненным в преступлении» - 38%, «боязнь оказаться заложником в результате теракта» - 33%, «боязнь быть ограбленным, обворованным в доме, квартире, саду» - 30%, «боязнь не поступить в вуз, колледж после школы» - 25%, «боязнь быть наказанным богом за грехи» - 24%, «боязнь потерять жилье, стать бомжем» - 18%, «боязнь привыкнуть к азартным играм» - 15% [15, 16].
Нетрудно видеть, что наибольшие страхи и тревоги у современных молодых уральцев вызывают возможные ситуации с потерей родителей, близких, угрозы физического насилия и оказаться изгоем социального окружения, в частности, быть втянутым в асоциальные формы поведения. При всей привлекательности подобной социальной ориентированности молодых людей, в настоящее время она, к сожалению, во многом является иллюзорно-лицемерной. Попытаемся доказать это «с цифрами в руках».
Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья, создает условия для творческого самовыражения в различных областях нашей жизни. Еще Гиппократ писал: «Как суконщики чистят сукна, выбивая их от пыли, так гимнастика очищает организм». Занятия гигиенической гимнастикой не исключают её превращения в тренировочную. Нашим юным респондентам в двух уральских городах («Урал-ФК-2014») задавался вопрос: «Что в настоящее время ты делаешь регулярно для своего здоровья и физического развития? Количество ответов не ограничивается». Вот ответы учащихся 10-11 классов (% от общего числа опрошенных в каждой группе; в числителе старшеклассники г. Екатеринбурга, в знаменателе - г. Лесной): «сам, индивидуально занимаются в спортивной секции» -19/%, «делают физзарядку» - 20/31%, «катаются на лыжах» - 18/37%, «катаются на коньках» - 26/43%, «занимаются плаванием» - 9/11%, «участвую в школьных соревнованиях» - 13/26%, «в настоящее время спортом не занимаюсь, к сожалению, нет времени и условий » - 11/6 %.
Полученные в опросах данные, в первую очередь, позволяют оценить (хотя бы, приблизительно) количественные и качественные индикаторы развития спортивных занятий в различных социально-демографических группах детей и подростков, соотношение традиционных, спонтанных (в семье, во дворе, в компании сверстников) и общественно организованных (школа, городские учреждения культуры и спорта) форм занятий населения физической культурой и спортом.
Социологические опросы, профилактическая работа с молодежью показывают, что формирование ответственного отношения к здоровью, пропаганда здорового образа жизни фактически является важной составной частью социализации и формирования молодого человека [17]. Исследователи выделяют пять основных институтов общества, влияющих на образ жизни и состояние здоровья детей и подростков: а) семья; б) школа; в) здравоохранение; г) средства массовой информации; д) государство. Особое место среди них занимает первичная родительская семья. Например, нашим респондентам в опросе («Урал-ФК-2008») задавался вопрос: «Кто, на Ваш взгляд, в наибольшей мере влияет, как правило, на формирование у детей, подростков серьезного отношения к своему здоровью, к занятиям физкультурой и спортом? В частности, кто повлиял на Вас лично?». По мнению 61% городских подростков, основное влияние на их физическое развитие оказала их мать, для 56% - отец. Мнения сельских подростков, соответственно, составили 64 и 53%. «Второе место» по влиянию на уральских подростков в сфере физического развития (занятий) заняли «сверстники, друзья»: 30% - в городе и 21% - в селе; «третье место» - соответственно - «школа, учителя» -23и 25%. Более скромное влияние, по мнению подростков, оказали на них средства массовой информации: «кино, телевидение, радио» - 15 и 11% и «книги, газеты, журналы» - 10 и 7%.
В одном из своих выступлений Президент РФ отмечал: «Важнейшее направление - развитие физической культуры и спорта, особенно среди молодежи. Но эту задачу. не решишь лишь за счет проведения международных спортивных форумов и увеличения даже учебных часов физкультуры в школах и вузах. Нужны новые формы работы, широкий выбор не только спортивных, но и оздоровительных занятий, прежде всего, для детей, хочу это подчеркнуть, для детей младшего возраста. Именно в этом возрасте, как мы знаем, на всю жизнь закладываются привычки и интересы, и нужно их сформировать» [18].
Физическое взросление и трудовая нагрузка учащихся
Одним из печальных следствий постоянных всплесков инновационной политики в российских школах за последние 30-40 лет стало вольное или невольное «вытеснение из общеобразовательных школ трудового воспитания. Подоплека такой политики оправдывалась тем, что в реальном общественном производстве идет активное вытеснение тяжелого физического труда. Дескать, профессиональная ориентация на рабочие места, попытки освоения какой-либо одной профессии малоэффективны и «лишь отнимают учебное время у других более серьезных наук».
Новые социально-экономические реформы в России окончательно подорвали школьный производительный труд, заодно развалили базу для занятий массовой физической культурой и спортивными занятиями. В стремлении
«всё и вся» достичь социальной справедливости, уберечь членов социалистического общества от всяческого рода несправедливости и неправомерной эксплуатации господствующая идеология, как говорится, «выплеснула из ванночки вместе с водой и ребёночка». Детский труд при социализме был признан «вне закона». Однако при этом игнорировалась одна простая истина. Чем является труд, трудовая деятельность для формирующейся личности ребёнка? Ответ здесь однозначен - непременным, ничем не заменяемым атрибутом социализации.
Реализация всех видов потенциалов человека (интеллектуального, биологического, духовно-нравственного), приобретаемых им в ходе социализации, происходит в процессе его трудовой (общественно полезной) деятельности. Через сферу труда происходит вовлечение индивида в систему общественного разделения труда, достижение определенного социального статуса, уровня жизни и развитие личностных характеристик индивида. Качество трудовой жизни человека во многом определяется степенью его подготовленности к участию в трудовой деятельности и существующими в обществе условиями данного участия. «Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, писал К.Д. Ушинский, - должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни... Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни... Воспитание не только должно развить разум человека и дать ему известный объём сведений, но должно зажечь в нём жажду серьёзного труда, без которой жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой» [20, с. 155].
Адаптация молодых россиян (в нашем случае - уральцев) к труду вообще и к труду в общественном производстве, в частности, детерминируется во многом позициями родителей и подростков относительно их желания, ориентации и возможности совмещения учёбы в школе и участия в производительном труде (в процессе зарабатывания денег). Попытаемся «с цифрами в руках» показать, что социально-экономическому поведению подавляющего большинства учащейся молодёжи на Урале (да и не только Урале) в настоящее время присущ, по преимуществу, потребительский, нетрудовой образ жизни.
Полученные на основе высказываний уральских родителей и экспертов данные о желаемом возрасте приобщения детей к посильному производительному труду свидетельствуют о следующем: каждый шестой-седьмой из двух групп респондентов (15-16%) считает, что приобщать к серьёзному труду детей можно с 6-7 класса. Каждый третий родитель (33%) готов к включению своего сына (реже дочь) с 8-9-го класса. Каждый четвёртый родитель (24%) и столько же экспертов (25%) считают наиболее благоприятными для включения в производительный труд подростков 9-11 классы. В первую очередь за такой «щадящий» возрастной режим трудового воспитания - родители из семей, живущих «в полном достатке».
Вместе с тем, нельзя не видеть и другой подход к детской трудозанятости: 28% родителей и 19% организаторов школьного образования считают, что «в школе дети (подростки) должны хорошо учиться, а работать и зарабатывать деньги они «успеют» после окончания учёбы». Не вдаваясь в полемику современников, хотелось бы напомнить известные слова К. Маркса: «При разумном общественном строе каждый ребенок с 9-летнего возраста должен стать производительным работником так же, как и каждый взрослый трудоспособный человек, должен подчиняться общему закону природы, а именно: чтобы есть, он должен работать, и работать не только головой, но и руками» [1, т. 17, с. 197].
В настоящее время можно, к сожалению, констатировать, что «интеллектуализм» современного подростка (как городского, так и сельского), большой объем усвоенных им знаний зачастую достигается ценою полного освобождения его от трудовых обязанностей в семье и в процессе школьной учебы. А между тем проблема трудового воспитания органически связана с формированием социальной зрелости подростка, далеко не синхронной с ускорением физического развития и насыщением информацией. И здесь на первое место выступает трудовое воспитание, способствующее формированию уважительного отношения к материальным ценностям, к труду, воспитанию чувства долга и ответственности перед собой и окружающими. Попытаемся проиллюстрировать это утверждение результатами наших исследований. В анкете опроса «Урал-Семья-Вуз-2017» студентам пяти вузов предлагалось ответить на два взаимосвязанных вопроса:
ВОПРОС 1. «Припомните, пожалуйста, какие виды домашних работ особенно хорошо получались у Вашей мамы? При этом Вам нравилось, как она ловко и красиво это делает».
ВОПРОС 1. «А теперь попытайтесь «построже» подойти к себе и оценить: какие из перечисленных выше работ Вы также достаточно хорошо научились и умеете делать сейчас?». Результаты опроса представлены в табл. 2.
Таблица 2
Преемственность детьми умений и искусств материнских занятий в домашней работе (% от общего числа опрошенных по каждому вузу; в числителе - ответ на «Вопрос 1»,
в знаменателе - на «Вопрос 2»)
Готовить вкусную еду, обеды, напитки 87/47 78/61 85/41 65/42
Печь пироги, торты 64/35 54/30 65/20 57/28
Поддерживать чистоту, порядок в квартире 73/76 65/59 72/56 69/53
Шить на машинке 32/12 29/13 48/9 25/11
Вязать, чинить одежду 52/11 41/18 72/20 48/38
Делать на зиму заготовки 44/5 33/8 52/9 44/18
Стирать, гладить белье 56/43 55/48 51/40 42/44
Экономно расходовать заработную плату, деньги семьи 44/40 30/38 60/39 32/45
Выращивать в саду, на огороде овощи, фрукты, ягоды 32/15 28/13 49/13 13/25
Выращивать цветы и ухаживать за ними 32/13 39/12 4812 33/15
В приобщении детей к труду по самообслуживанию (себя и своей семьи) есть и другой важнейший социокультурный аспект. Трудолюбие, трудовые навыки детей, подростков, в дальнейшем - молодых мам и пап - это мощный и практически безальтернативный арсенал их воспитательных возможностей в качестве молодых родителей. Известно, что «Каков отец, таковы и дети» и «Труднее всего учить детей тому, чему не научились сами» [21, 22].
И, последнее. Мы твердо убеждены, что участие учащейся молодежи в посильном общественно полезном (желательно, - производительном) труде не следует ограничивать лишь задачами воспитательного плана. По мере взросления молодых людей должна расти не только потенциальная способность к труду вообще. Должна увеличиваться их реальная социально-экономическая отдача для общества, в частности, родительской семьи. Этот онтогенетический процесс, естественно, должен идти не вразрез с индивидуальными и семейными интересами, а скорее, с приоритетом последних.
На пороге в гражданское общество
В современном понимании, «гражданское общество» является обществом негосударственного типа с развитыми социокультурными (экономическими, политическими, правовыми, культурными и др.) отношениями между людьми, независимое во взаимодействии с государством [23]. Согласно классической схеме, Дэвида Истона, гражданское общество выступает как фильтр требований и поддержки общества к политической системе [24]. В качестве основных философских постулатов, характеризующих развитое гражданское общество, выделяют следующие: [25].
- гражданское обществ имеет сложную структуру, которая включает в себя: хозяйственные, экономические, этнические, религиозные и правовые отношения. гражданские связи представляют собой отношения конкуренции и солидарности между юридически равноправными партнёрами.
- важной характеристикой гражданского общества является достижение высокого уровня самоорганизации и саморегуляции общества;
- гражданское общество - общество людей высокого социального, культурного, морального экономического статуса, создающих вместе с государством развитые правовые отношения;
- и, наконец - условием возникновения гражданского общества является появление у граждан общества экономической самостоятельности на базе частной собственности, а также гражданских свобод. Гражданское общество - общество цивилизованных рыночных отношений.
Известно, что в настоящее время практикой выработаны две группы подходов к измерению состояния гражданского общества. В первой из них анализируется уровень институционализации гражданского общества в государстве с целью оценки размеров, устойчивости, способности действовать и возможности исследуемых организаций. Во второй -уровень гражданской активности/участия граждан, который оценивается частотностью/популярностью, таких феноменов как волонтёрство, пожертвования, членство.
При этом концептуальный анализ исследования состояния гражданского общества в России, может включать в себя такие его измерения как «оценка деятельности с точки зрения господдержки», «оценка деятельности с точки зрения нормативно-правовой базы», «оценка деятельности с точки зрения поступления частных пожертвований», «оценка деятельности с точки зрения освещения в СМИ», «оценка деятельности с точки зрения общественного мнения», «оценка деятельности с точки зрения волонтерства» [26].
Особый научно-практический интерес представляет понимание взаимоотношения феноменов «гражданское общество» и «профессиональная социализация индивидов, образующих его». Сразу подчеркнём: процесс профессиональной социализации дееспособного индивида сопровождает, как правило, всю его сознательную жизнь.
Наш краткий научно-методический экскурс в понятие «гражданское общество» проиллюстрируем процессом воспроизводства одной из ведущих профессиональных групп реальной экономики инженеров промышленного производства, ибо «сегодня лидерами глобального развития - подчеркнул Президент РФ, становятся те страны, которые способны создавать прорывные технологии и на их основе формировать собственную мощную производственную базу. Качество инженерных кадров становится одним из ключевых факторов конкурентоспособности государства и, что принципиально важно, основой для его технологической, экономической независимости» [27].
Можно утверждать, что успешность процесса воспроизводства этой профессиональной группы (её профессионально-трудовых и социокультурных качеств), можно расценивать, с одной стороны как достижение государственных и общественных органов управления целенаправленным процессом формирования гражданского общества в России (одного из его важных секторов), с другой, - как результат социально-зрелой, патриотически направленной жизнедеятельности первичного социального института - родительской семьи, и, естественно, самой личности молодого человека, путём её самосоциализации, самосохранения и саморазвития.
23 июня 2014 года на Заседании Совета по науке и образованию по вопросам модернизации инженерного образования и качества подготовки технических специалистов Президент РФ В.В. Путин подчёркивал «Нужно подумать о том, как добиться, чтобы эта система подготовки кадров в полной мере отвечала вызовам времени, запросам экономики и общества, способствовала решению задач, которые сегодня стоят перед нашей экономикой в целом: это повышение конкурентоспособности, технологическое перевооружение промышленности, кардинальный рост производительности труда» [27]. О том, насколько корреспондируют реальные результаты деятельности технических вузов РФ «вызовам времени, запросам экономики и общества» можно, в какой-то мере судить по результатам нашего опроса «Урал-Семья-Вуз-2017». Тысяче студентов ряда технических вузов Урала и Поволжья в анкете задавался вопрос:
«Какие планы у Вас лично после окончания вуза (в течение последующих 3-5 лет)?»»1 Вот результаты ответов студентов по двум: в числителе % от общего числа опрошенных студентов на Урале (УрФУ, г. Екатеринбург - 300 чел.); в знаменателе - % в Поволжье (АГАСУ, г. Астрахань - 400 чел.).
ТРУД, ПРОФЕССИЯ, ЗАРАБОТОК:
- найти хорошее место работы 72 / 84
- постараться уехать работать и жить в другую страну 39 / 25
СЕМЬЯ, БЛАГОСОСТОЯНИЕ:
- материально «крепко встать на ноги» (купить квартиру, машину, хорошо зарабатывать) 54 / 53
- жениться, выйти замуж 34 / 41
- серьёзно заняться своим здоровьем 9 / 12
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РОСТ:
- продолжить учиться, освоить другую профессию 17 / 13
- уйти в науку, попытаться защитить диссертацию 9 / 3
РОСТ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АКТИВНОСТИ
- путешествовать по миру 50 / 30
- уделять больше внимания своему культурному развитию (чаще ходить в театры, на выставки, читать книги, и т.д.) 28 / 21
- сделать политическую (общественную) карьеру 2 / 10
Полученные нами данные опроса Урал-Семья-Вуз-2017», в частности, представленный выше материал, даёт богатые возможности для анализа проблем профессионально-трудовой социализации инженерной молодёжи, оценки эффективности региональных и федеральных технических вузов [27]. Но не только это. Нам представляется, что полученные данные позволяют выявить и другую весьма серьёзную проблему общей системы социализации в России: проблему определённого забвения в воспитательном процессе задач формирования у молодых людей качеств гражданской ответственности за своё поведение, связанное с обучением профессии, профессиональным ростом, образованием собственной семьи, поддержкой стареющей родительской семьи, и, наконец, ответственности за девиантные проявления [28, 29].
«В гражданской ответственности, отмечал Президент РФ в одном из своих Посланий, - в патриотизме вижу консолидирующую базу нашей политики. Быть патриотом значит не только с уважением и любовью относиться к своей истории, хотя, безусловно, это очень важно, а, прежде всего, служить обществу и стране. Как говорил Солженицын: «Патриотизм - чувство органическое, естественное. И как не может сохраниться общество, где не усвоена ответственность гражданская, так и не существовать стране, особенно многонациональной» [30].
Список литературы
1. Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. 2-е изд.
2. Павлов Б.С. Воспроизводство человеческого потенциала в регионе: теоретические и методические аспекты социально-экономические аспекты социально-экономического анализа (на примере Урала). - Екатеринбург: ИЭ УрО РАН, 2014. - 575 с.
3. Миронов М.П., Павлов Б.С., Попов В.Г. Выбор и освоение профессии риска как социологическая проблема (на материалах учебных заведений ГПС МЧС). - Екатеринбург: ИЭ УрО РАН; УрАГС, 2005. - 230 с.
4. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. - М.: Политиздат, 1971. - 336 с.
5. Шибутани Т. Социальная психология. - Ростов-на-Дону, Феникс, 2002. - 544 с.
6. Социология молодежи. Электронная энциклопедия (под ред. проф. В.А. Лукова). - http: // www.soc-mol.ru/encyclopaedia/ theories/209- socializaciya-professionalnaya.html
7. Павлов Б.С., Пронина Е.И., Павлов Д.Б. Учеба студента в вузе как непростой старт во взрослую трудовую жизнь // Не расстанусь с молодежью, буду...: сб. науч. статей к 80-летию проф. Ю.Р. Вишневского / [под общ. ред. Ю.Р. Вишневского; отв. за вып. Д.Ю. Нархов]. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-т а, 2018. - С. 299-308.
8. Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд. - СПб.: Союз, 1998. - 496 с.
9. Ковалева А.И., Перинская Н.А. Социализация профессиональная. - http://www.soc-mol.ru/encyclopaedia/theories/209-sociali zaciya-professionalnaya.html
10. Клименко В.А. Профессиональная социализация студентов: структурно-функциональная модель // Социологический альманах. 2012. - № 3. - С. 92-102.
11. Пацула А.В. Профессиональное развитие специалиста и персональный брендинг // Акмеология. 2011. - № 3. - С. 27-31.
12. Пробст Л.Э. Профессиональная социализация школьной молодежи в современной России: Автореф. дис. докт. соц. наук. - Екатеринбург, 2004. - 43 с.
13. Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория. - М.: Голос, 2001. - 696 с.
14. Ильин А.Г. Состояние здоровья детей в России: неутешительная статистика. - http:// www.regnum.ru/news/2039510.html
15. Павлов Б. С., Сентюрина Л. Б. Демографическое здоровье населения как основа социально-экономического развития региона // Журнал экономической теории. 2006. - № 4. - С. 151-155.
16. Павлов Б.С. Семья и самосохранительное поведение молодежи // Экономика региона. 2008. - № 12. - С. 109-122.
17. Сентюрина Л.Б., Павлов Б.С. Здоровье детского населения в регионе как социально-валеологическая проблема (на примере городов и поселений Урала) / Науч. доклады. - Екатеринбург: ИЭ УрО РАН, 2006. - 144 с.
18. Послание Президента РФ В.В.Путина Федеральному собранию: полный текст. - http://www.b-port.com/news/item/93504.html
19. Павлов Б.С. Из школьного в рабочий класс. - М.: Сов. Россия, 1989. - 240 с.
1 Несложный расчёт показывает, что мы просили респондентов, будущих молодых инженеров, поделиться своими жизненными планами (прожективно) на 1921-1924 гг.
20. Ушинский К. Д. Избранные педагогические произведения. - М.: Мысль, 1968. - 557 с.
21. Павлов Б.С., Разикова Н.И. Отцы и дети» в городской семье: общение или отчуждение // Дискуссия. 2012. - № 10. - С. 110-119.
22. Пронина Е.И., Павлов Б.С. Детский труд в родительской семье: досадная необходимость или родовая потребность // Современные проблемы образования, педагогики, социализации детей в контексте инновационных практик: монография / научн. ред. Б.С. Павлов. - М.: Перо, 2016. - С. 109-121.
23. Философия права в начале 21-го столетия через призму конституционализма и конституционной экономики: издание Московско-Петербургского философского клуба. - М., 2010. - С. 29.
24. Easton D.A. Framework for Political Analysis. - London; Sydney; Toronto; New Delhi; Tokyo, 1965. - 285 р.
25. Гражданское общество в России. - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%80%
26. Горелова И.В., Арпентьева М.Р. Контекст как основа определения показателей деятельности гражданского общества // Новые контуры социальной реальности: материалы Всероссийской научно-практической конференции (VII Северо-Кавказские социологические чтения, 14 ноября 2018 г., Ставрополь). - Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2018. - С. 32-34.
27. Заседание Совета по науке и образованию по вопросам модернизации инженерного образования и качества подготовки технических специалистов 23 июня 2014 года. - http://kremlin.ru/events/president/news/45962
28. Засыпкин В.П., Павлов Б.С. Социологические исследования в Институте экономики УрО РАН (полувековой экскурс по итогам 1968-2018 гг.). - Екатеринбург: ИЭ УрО РАН, 2018. Рец. В.П. Засыпкин // СОЦИС. - М., 2020. - № 3. - С. 163-165.
29. Павлов Б.С. Над опасным «социальным Придоньем» (о девиантной субкультуре подростков) // Социологические исследования. -М., 2013. - № 2. - С. 69-80.
30. Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному собранию: полный текст. - http://www.b-port.com/news/item/93504.html