Научная статья на тему 'Семья и учреждение дополнительного образования детей: грани сотрудничества'

Семья и учреждение дополнительного образования детей: грани сотрудничества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1860
268
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Болотова Марина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Семья и учреждение дополнительного образования детей: грани сотрудничества»

М. И. Болотова

Семья и учреждение дополнительного образования детей: грани сотрудничества

В ряду новых явлений отечественной сферы образования, порожденных демократическими реформами, одним из наиболее значимых с полным основанием можно считать дополнительное образование детей, которое сегодня по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано и требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка. Вместе с тем учреждение дополнительного образования детей (далее — УДО) как особый тип образовательного учреждения имеет свою специфику по организации работы с семьей, позволяет наиболее полно реализовывать принцип преемственности учета особенностей семейной социализации своих воспитанников в целостном педагогическом процессе.

Анализ работы специалистов УДО с семьями воспитанников дополнительного образования показывает, что наряду с положительными сторонами сотрудничества педколлектива и семьи имеются и недостатки. Среди них наиболее распространенными являются следующие: педагоги не всегда умеют поставить задачи педагогического взаимодействия и выбрать адекватные им содержание, методы, формы работы с учетом конкретной специфики семейной социализации детей; технологии сотрудничества с семьей недостаточно дифференцированы; при выборе методик взаимодействия педагоги не всегда учитывают возможности и условия жизни конкретных семей и др. Причины этого — недостаточное знание специфики

семейного воспитания, неумение анализировать уровень педагогической культуры родителей, особенности семейной социализации детей и соответственно с этим проектировать свою деятельность по отношению к членам семьи и детям.

Целью данной статьи является рассмотрение новых форм взаимодействия семьи и УДО с точки зрения разработанного нами в рамках исследования интегративно-событийного подхода к проектированию событийной общности вышеперечисленных социальных институтов как объекта и источника развития субъективной реальности, ее движущих сил, механизмов, направления, форм и результатов развития.

Однако интересы настоящего исследования требуют строгой идентификации семьи и УДО с позиции учения о социальных организованностях и со-бытийных общностях. В соответствии с концепцией В. И. Слобод-чикова, УДО (как и школа) не является общностью, так как она представляет собой целевое объединение людей по заранее определенной структуре. В силу этого УДО следует отнести к организациям. Однако внутри учреждения как организации могут и должны возникать и возникают со-бытий-ные общности в границах коллектива, объединяющие педагогов, воспитанников, родителей, других субъектов педагогического процесса — спонсоров, шефов и др. Именно здесь, в коллективе, кроется возможность возникновения со-бытийной общности семьи и УДО.

Является ли семья общностью? Думается, что современная семья является событийной общностью в силу того, что в семью не входят на определенных условиях (за исключением некоторых нетипичных случаев

усыновления), в семье встречаются (в том числе особым образом новорожденный встречается с людьми, близкими ему, любящими его, нужными ему). Семья не организация еще и потому, что она создается общими усилиями ее членов, в том числе усилиями вновь вступающих младенцев, которые своим появлением приносят в семью все новые и новые нормы, ценности, смыслы общения и взаимодействия. Семья — со-бытийная общность также потому, что для нее, как правило, чужды конкуренция и соперничество, на нее распространяются только те закономерности общения и взаимоотношений, которые они принимают как адекватные ей. Для семьи характерна устойчивая духовная связь между ее членами, взаимопонимание; в рамках семьи в полной мере реализуется диалог и как форма общения, и как форма бытия. В семье актуализируется, реализуется высшая форма со-бытия — любовь — супружеская, сыновья, дочерняя, братская и т. п. В семье имеет место гармония отношений и связей, что является характерным признаком со-бытийной общности1. Таким образом, семья в силу своей природы уже в определенном смысле подготовлена к со-бытию с другими в рамках сообщества более крупного размера.

Обратимся к самому понятию «со-бытие». Этимологически этот термин означает совместное бытие, совместное проживание. Отделение приставки «со-» подчеркивает совместность, принципиальную невозможность представить общность вне соучастия другого. Со-бытие как совместное бытийствова-ние в качестве своей семантической основы имеет слово «событие», как нечто значительное и важное в жизни человека. На наш взгляд, между этими значениями слов существует внутренняя связь: совместное бытие действительно есть встреча и событие в жизни людей. Основная функция со-бытия — развивающая. Со-бытие есть то, что развивается и развивает; результат развития есть та или иная форма субъективности. При этом сам ход развития состоит в возникновении, преобразовании и смене одних форм

совместности, единства со-бытия другими формами — более сложными и более высокого уровня развития.

Со-бытийная общность семьи и УДО определяется нами как: пространство культуросообразного «со-бытия» детей и взрослых, динамическая сеть взаимосвязанных педагогических событий как моментов реальности, в которых происходит личностно-развивающая, целе- и ценностноориентированная встреча взрослого и ребенка (их со-бытие); субъективно-значимая ценностно-смысловая общность переживания взрослыми и детьми объективных событий на фоне повседневной жизни; «контекст» разделенных смыслов, среда взаимопонимания, которая требует использования таких форм со-бы-тия (взаимодействие, сотрудничество), которые способствуют расширению и духовному обогащению досугового пространства жизнедеятельности субъектов. Компоненты событийной общности (ценности, цели, содержание, методы, средства и организационные формы) возникают как результат конвенционального согласования ценностно-смысловых позиций субъектов на досуг и семью как социокультурную ценность.

Вполне очевидной становится социальная потребность в разработке и создании событийной общности семьи и УДО, интегрирующей педагогические усилия семейного воспитания и дополнительного образования, что содействует обогащению инновационного потенциала полифункциональной жизнедеятельности УДО, обеспечивает целенаправленное взаимодействие субъектов культурнодосугового пространства, разворачивается в рамках личностно-развивающих событийных обществ детей и взрослых (педагоги, родители), действующих в режиме педагогических событий.

Положение о необходимости создания единого культурно-досугового пространства семьи2 и УДО с целью духовного взаимо-обогащения и взаиморазвития субъектов включает в себя тезис о несомненной важности подобного проектирования в контексте разработанного нами интегративно-собы-

тийного подхода, ценностно сопрягающего личностно-развивающий функционал социальных общностей разного уровня и соответствующих потенциалов событийного, онтологического, амбивалентного и социокультурного подходов.

Событийный подход к воспитательному пространству постепенно завоевывает признание педагогической науки и практики. Уже сегодня он позволяет проектировать и воплощать в жизнь реальные педагогические события различного уровня, «выращивать» детско-взрослые со-бытийные общности, выстраивать управленческие стратегии и тактики в соответствии с идеей создания динамической сети педагогических событий, привлекать к воспитательной деятельности не педагогов и др. Событийный подход (Д. В. Григорьев, Н. Л. Селиванова, В. И. Слободчиков, А. А. Шибаева) — это взгляд на воспитательный процесс как на диалектическое единство ярких, запоминающихся событий в жизни ребенка и повседневности с ее будничными, но не менее важными делами3. Реализация событийного подхода предполагает наличие в образовательном процессе УДО «событий» — эмоционально насыщенных, незабываемых дел, которые были бы как коллективно, так и индивидуально значимы и привлекательны.

Анализ исследований по проблеме позволил рассмотреть событийную общность как воспитательное пространство, которое определяется не как данность, а как процесс и результат накопления в аппроксимации (в приближении) «мягких» событий — событий, порождающих не глобальные, но локальные изменения. Руководствуясь приведенной логикой, Д. В. Григорьев строит онтологическую концепцию воспитательного пространства, в которой этот феномен сосредоточен в некой точке пересечения, «точке интенсивности» (М. Мамардашвили), с феноменом воспитания и пространства. Действительно, со-бытие взрослого и ребенка как сущность воспитания «встретилось» с событием как сущностью пространства. Событие прост-

ранства раскрылось, как момент реальности, в которой происходит со-бытие людей.

Интегративно-событийный подход к проектированию событийной общности семьи и УДО обращен на осмысление воспитания через «дуальную оппозицию (амбивалентный подход), к раскрытию внутренних резервов педагогического процесса в опоре на закономерности развития личностных потенциалов ребенка (онтологический подход4), осмысливается взаимодействие как «со-бы-тие» «образующегося» человека и педагога, субъективно-значимая ценностно-смысловая общность переживания ими объективных событий на фоне повседневной жизни (событийный подход).

Интеграция событийного, амбивалентного подходов в педагогике предполагает наличие в жизни подрастающего поколения ярких, эмоционально насыщеннных, незабываемых дел, которые были бы как коллективно, так и индивидуально значимы и привлекательны. Сущность этого феномена предстает в непротиворечивой оппозиции процессов автономизации (обособления) и культурной идентификации личности (социокультурный подход), взаимодополняющих друг друга — условия бытийного преобразования человека в семейной досуговой деятельности (семьеориентированный подход), где актуализируются внутренние источники личностного роста, субъектного становления: самоутверждения, самореализации, самосовершенствования.

Идея социокультурного проектирования событийной общности устанавливает акцент на «выращивании» личностно-развивающих со-бытийных общностей детей и взрослых в рамках совместной досуговой деятельности, на гуманизацию отношений. Правила взаимоотношений внутри общности заключаются в полном доверии самоорганизации, ориентации на антропоцентризм, толерантности, отсутствие конкуренции и соперничества, в том числе и диалог, полилог, взаимопонимание.

Концептуальными основами социокультурного проектирования событийной общ-

ности семьи и УДО явились следующие положения:

1. Проектирование рассматривалось как междисциплинарная категория научного знания и специфическая образовательная деятельность, прогностически синтезирующая философские, социально-экономические и профессионально-педагогические идеи в плоскости многосторонней оптимизации процессов уровневого функционирования образовательной иерархии, подготовки прогнозной информации, систематизации сложных педагогических явлений и процессов на основе выявления стратегических направлений и детерминирующих факторов становления событийной общности семьи и УДО.

2. Проектирование содействовало обогащению инновационного потенциала поли-функциональной жизнедеятельности УДО, обеспечивало целенаправленное взаимодействие субъектов культурно-досугового пространства, разворачивающегося в рамках личностно-развивающих событийных обществ детей и взрослых (педагоги, родители), действующих в режиме педагогических событий; принцип со-бытия («принцип включения» и приобщения культуры и естественного бытия — со-бытия); принцип субъектности (развитие инициативы ребенка, стимулирование в нем способности быть субъектом собственной жизни); принцип дополнительности (становлению субъектно-сти ребенка требуются педагогическая поддержка, которая состоит в совместном с ребенком определении его интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранять человеческое достоинство и достигать позитивных результатов в самоорганизации); принцип корпоративного взаимодействия (добровольное сотрудничество с учетом мнений и/или интересов сторон или участников корпоративных отношений, то есть добровольных отношений между субъектами событийной общности, базирующихся на основе единых ценностей, идей, задач, деятельности); принцип фасилита-ции (актуализируется фасилитирующее об-

щение как вид педагогического взаимодействия, обусловливающего такой характер межличностных и деятельностных контактов субъектов образовательного процесса, при котором задействуются психолого-пе-дагогические механизмы внушения, заражения и подражания и на основе обогащения духовно-душевных характеристик, нравственного самосовершенствования, гуманизации ценностно-смысловой сферы личности инициируется процесс саморазвития участников).

3. Разработана концептуальная модель проектирования событийной общности семьи и учреждения дополнительного образования детей на основе интегративно-событийного подхода, обеспечивающая целостность его образовательной представленности на теоретико-методологическом, научно-методическом и общепедагогическом уровнях в единстве основополагающих функций, компонентов (ценностный, инструментальный, базовый, перспективный и содержательнотехнологический компоненты), уровней (ак-сиологиче-ский, методологический, теоретический, прогностический и праксиологический уровни) и этапов, что делает возможным построение и реализацию разноуровневой структуры корпоративного взаимодействия в событийной общности семьи и учреждения, способствующей повышению эффективности организационно-педагогического (комплекс условий), научно-методического (разработка разноуровневых проектов, методик и технологий), материально-технического и финансово-экономического обеспечения жизнедеятельности исследуемой общности.

Данная модель характеризуется интегративной направленностью, комплексной целостностью, иерархичностью сопряжения воспитательных процессов, что позволяет фиксировать динамику развития событийной общности. Блоками модели выступают: наличие цели, разделяемой всеми участниками процесса его создания; единая педагогическая концепция, ориентированная на приоритеты гуманистического воспитания;

«мягкая» структура пространства, его событийность, диалоговый режим создания, пространство педагогического фасилитиру-ющего общения; разветвленная система отношений между различными компонентами, субъектами общности; содержание и формы управления общностью; ресурсное (материальное, кадровое, информационное) обеспечение и т. д.

В Оренбургской области накоплен определенный опыт по проектированию событийной общности семьи и учреждения дополнительного образования детей, отражающий актуальные требования к данному типу образовательного учреждения и обеспечивающий эффективное удовлетворение потребностей детей и их родителей в совместной досуговой деятельности.

В качестве примера смыслового соответствия проблемно-целевого и содержательного блока проекта приведем фрагмент целевой программы социокультурного развития «Возрождение, сохранение и пропаганда семейных традиций, реликвий и организации семейного досуга» в Октябрьском районе Оренбургской области. Целью ее является формирование событийной общности, включающей семью, УДО, отдел образования, музеи, библиотеки, дома культуры, прессу, ЗАГС и др. Событийная общность не может быть замкнута в стенах одного учреждения дополнительного образования детей, иначе она не способна быть развивающей средой.

Важным звеном в интеграционном процессе является степень открытости общности. Содержание данной целевой программы ярко высвечивается в организации таких «событий», как информационная рубрика «Свет родного очага» в газете «Заря», клубы «Лад», «Семья», «Очаг», краеведческая работа «Семейные династии района», районный праздник многодетных семей «Свет родного очага» и т. п. Актуальность программы обусловлена оторванностью молодого поколения от духовных корней отечественной культуры, забвением и утратой семейных традиций; падением уровня духовно-нравст-

венных ценностей, невостребованностью духовного потенциала русской культуры; утратой семейных форм культурного сотворчества; взаимонепониманием «детей» и «взрослых», негативным отношением подростков к традициям и ценностям «отцов». Цель программы — приобщение к духовному миру культуры родного края, семьи; воспитание навыков и любви к совместной деятельности детей и родителей; формирование глубоких и доверительных отношений детей и родителей в процессе совместной досуговой деятельности. Форма реализации программы — досуговый семейный клуб. Такая событийная общность выступает как «со-творческая команда» — гибкая, открытая и развивающаяся структура, организованная для инновационных поисков возрождения традиций семьи как основы существования здорового общества.

Таким образом, значимость данного исследования заключается в теоретико-методологическом осмыслении возможностей возникновения и бытия со-бытийной общности семьи и УДО, практическая работа исследователя, субъектов образовательного процесса по созданию предпосылок, условий, способствующих бытию этой общности, — это по своей глубинной сути есть стремление оказать помощь, поддержку всякому субъекту образования и в первую очередь ребенку найти ту форму со-бытия, которая имманентна природному механизму становления его субъектности, индивидуальности, естественной, генетически обусловленной устремленности к обустройству своего бытия в рамках какой-то со-бытий-ной общности.

Выявленная нами характеристика со-бы-тийной общности как воспитывающей среды, как «контекста» разделенных смыслов, а по сути как среды взаимопонимания требует использования таких форм со-бытия, которые бы способствовали расширению и обогащению физического и культурного пространства жизнедеятельности субъектов, духовному, эмоциональному общению педагогов, детей и родителей.

1 Маломоркина Г. С. Педагогические условия становления событийной общности семьи и школы: дис. ... канд. пед. наук. Псков, 2003.

2 Новикова Л. И. Повседневность и семья как воспитательное пространство // Педагогика. 2003. № 6. С. 67-73.

3 Григорьев Д. В., Кулешова И. В., Виноградова Л. И. Воспитательная система от А до Я. М., 2006.

4 Борытко Н. М. Онтологическое понимание современного воспитания. // Интернет-журнал «Эйдос». 2007. 1 марта. http://www.eidos.ru/jour-па!/2007/0301-4.кш.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.