Научная статья на тему 'Семейный клуб как событийная детско-взрослая общность: интегративно-событийный подход'

Семейный клуб как событийная детско-взрослая общность: интегративно-событийный подход Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
468
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Болотова Марина Ивановна

В статье предлагается современная модель взаимодействия семьи и учреждения дополнительного образования детей как событийной общности, интегрирующей педагогические усилия семейного воспитания и дополнительного образования, что обеспечивает целенаправленное взаимодействие субъектов культурно-досугового пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Family club as an event child-adult’s community: integrative-event approach

In the article the author suggests the contemporary model of family and children’s additional education interaction as an event community, which integrates pedagogical efforts of family upbringing and additional education that provides purposeful interaction of cultural-leisure space subjects.

Текст научной работы на тему «Семейный клуб как событийная детско-взрослая общность: интегративно-событийный подход»

УДК 371.398 М. И. Болотова

СЕМЕЙНЫЙ КЛУБ КАК СОБЫТИЙНАЯ ДЕТСКО-ВЗРОСЛАЯ ОБЩНОСТЬ: ИНТЕГРАТИВНО-СОБЫТИЙНЫЙ ПОДХОД

Семья всегда являлась показателем ценностного измерения общества. Как специфический феномен общественной жизни семья развивается вместе с социумом. Семью приравнивают к общности, подчеркивая её значение как свидетельства уникальности индивидуального бытия человека. Семейная общность существует в рамках определенного социума и объективно выполняет специфические общественные функции. Семья составляет первооснову человеческого бытия. Семейные ценности были специфическими для каждой эпохи, но всегда считались базовыми, основополагающими и вместе с другими ценностями санкционировались обществом. Именно в семье на основе таких фундаментальных ценностей, как супружество, родительство и родство, воспитывались трудолюбие, честность, ответственность, взаимопомощь, стремление к получению знаний, т. е. социально значимые качества индивида.

Строя стратегическую задачу по отношению к семье, государство через семейную идеологию должно демонстрировать ценностный потенциал семьи, опирающийся на социально-ценностный потенциал общества. Речь идет о содействии раскрытию ценностного значения семьи путем широкого распространения информации о её позитивных возможностях. Наиболее существенными новыми феноменами, определяющими ценность современной семьи, являются «равноправие всех субъектов семейного взаимодействия, включая женщин и детей; свобода (во временном, статусном, возрастном, территориальном отношениях) выбора форм и способов семейных отношений; рационализация семейной жизни» [2, с. 29].

Ценностный потенциал семьи как общезначимой социокультурной ценности безграничен. Он развивается с опорой на созидательные и конструктивные ценностные ориентации. Семья объективно выступает посредником между личностью, социальными институтами и обществом в целом. Семья как «промежуточное звено» между индивидом и обществом также является субъектом деятельности, регулируемой через её структурные элементы. Разделяемые семьей ценности, с одной стороны, отражают объективно существующие ценности социальной среды, а с другой - эти ценности признаются индивидом, входящим в структуру семьи [2, с. 31].

Ценности семьи, по мнению исследователей (Е. Б. Шестопал, Г. О. Брицкий, М. В. Денисенко), сместились от политики к индивиду, семейному благополучию, покою и порядку. Общенациональное, гуманистическое содержание жизнедеятельности индивида и общества оказалось если не утраченным, то, во всяком случае, отстраненным на периферию сознания. Семья становится для человека неким универсумом, в котором заключены все разгадки его бытия. Неповторимость семьи заключена в том, что это та самая индивидуально-общественная группа, «ниже которой социальная жизнь не существует, не может быть продолжаема и передаваема» [7, с. 140]. Как бы ни была ограничена её структура и как бы ни сужалось её ядро, она обеспечивает межличностное ролевое взаимодействие, выступает в качестве проводника социальных перемен.

В ряду новых явлений отечественной сферы образования, порожденных демократическими реформами, одним из наиболее значимых с полным основанием можно считать дополнительное образование детей, которое сегодня по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано и требует постоянного

внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка. Учреждение дополнительного образования детей (далее - УДО) как особый тип образовательного учреждения имеет специфику в организации работы с семьей, позволяет наиболее полно реализовать принцип преемственности семейной социализации воспитанников в целостном педагогическом процессе.

Целью данной статьи является рассмотрение новых форм взаимодействия семьи и УДО с точки зрения разработанного нами в рамках исследования интегративно-событийного подхода к проектированию событийной общности вышеперечисленных социальных институтов как объекта и источника развития субъективной реальности, её движущих сил, механизмов, направления, форм и результатов развития.

Событийная общность - это организованная общность детей и взрослых, объединённых на основе общественно значимых целей, ценностных ориентаций, совместной деятельности. В. И. Слободчиков [6] предположил, что таким предельно общим понятием, позволяющим развернуть теорию развития субъективной реальности и его периодизации в онтогенезе, является понятие событийной общности, внутри которой и образуются собственно человеческие способности, позволяющие индивиду, во-первых, входить в различные общности и приобщаться к определенным формам культуры, а во-вторых, выходить из общности, индивидуализироваться и самому творить новые формы, т. е. быть самобытным.

Корни этой гипотезы уходят прежде всего в пласт религиозно-философских представлений о человеческой реальности, связанных с именами М. Хайдеггера (тК-А^егет^ет), М. Бубера (Я и Ты), А. С. Хомякова (неслиянно-нераздельная соборность) и других. На психологическом уровне идея событийной общности теснейшим образом связана с фундаментальным представлением Л. С. Выготского об интерпсихическом этапе существования каждой высшей психической функции, об особом, находящемся между людьми, но никому лично не принадлежащем пространстве развертывания психических явлений, как о месте зачатия, вынашивания и рождения любой человеческой способности. В школе Л. С. Выготского интерпсихические общности были осмыслены как живые органы психических способностей, как каналы, связующие человека с теми пластами культуры, в которых данные способности опредмечены. И если человек не попадает в определенную общность или выпадает из нее, то у него не складывается или оказывается травмированным какой-то орган, связующий его с миром людей, с культурой, а потому не складываются и соответствующие способности, развитие которых, по сути, и обеспечивается через данный канал.

Событийный подход к воспитательному пространству постепенно завоевывает признание педагогической науки и практики (Д. В. Григорьев, Н. Л. Селиванова, В. И. Слободчиков, А. А. Шибаева и др.) Уже сегодня он позволяет проектировать и воплощать в жизнь реальные педагогические события различного уровня, «выращивать» детско-взрослые событийные общности, выстраивать управленческие стратегии и тактики в соответствии с идеей создания динамической сети педагогических событий, привлекать к воспитательной деятельности разных специалистов и не-педагогов и др.

Событийная общность - взгляд на воспитательный процесс как на диалектическое единство ярких, запоминающихся событий в жизни ребенка и повседневности с её будничными, но не менее важными делами. Она состоит из двух взаимосвязанных, но относительно самостоятельных общностей - семейной общности и педагогической общности УДО. Каждая из них выступает в качестве цели, объекта и инструмента воспитания, по отношению к детям она - среда их обитания, личностного самоутверждения, творческого самовыражения и самореализации. Данная общность складывается и развивается в процессе совместной деятельности и общения своих членов, между которыми возникает система отношений (межличностных, деловых, эмоционально-психологических). Отношения в общности образуют своеобразное поле, проявляющееся в общественном мнении, ценностных ориентациях, нравственных нормах, психологическом климате. Событийная общность семьи и УДО - это пространство

культуросообразного «со-бытия» детей и взрослых, динамическая сеть взаимосвязанных педагогических событий как моментов реальности, в которых происходит личност-но развивающая, целе- и ценностно ориентированная встреча взрослого и ребенка (их со-бытие). При этом педагогическое событие выступает размерностью воспитательного пространства при условии, что взрослые, «встречаясь» с детьми, удерживают в сознании и деятельности цели и ценности воспитания, а дети самостоятельно, свободно и ответственно выбирают «со-трудничество» со взрослыми как режим жизнедеятельности. Компоненты событийной общности (ценности, цели, содержание, методы, средства и организационные формы) возникают как результат конвенционального согласования ценностно-смысловых позиций субъектов на досуг и семью как социокультурную ценность.

Однако интересы настоящего исследования требуют строгой идентификации семьи и УДО с позиции учения о социальных организованностях и событийных общностях. В соответствии с концепцией В. И. Слободчикова, УДО (как и школа) не является общностью, так как она представляет собой целевое объединение людей по заранее определенной структуре. В силу этого УДО следует отнести к организациям. Внутри учреждения как организации должны возникать и возникают событийные общности в границах коллектива, объединяющие педагогов, воспитанников, родителей, других субъектов педагогического процесса: спонсоров, шефов и др. Именно здесь, в коллективе, кроется возможность возникновения событийной общности семьи и УДО.

Является ли семья общностью? Думается, что современная семья, является событийной общностью в силу того, что в неё не входят на определенных условиях (за исключением некоторых нетипичных случаев усыновления), в семье встречаются (в том числе особым образом новорожденный встречается с людьми, близкими ему, любящими его, нужными ему). Семья не организация еще и потому, что она создается общими усилиями её членов, в том числе усилиями вновь вступающих младенцев, которые своим появлением приносят в семью всё новые и новые нормы, ценности, смыслы общения и взаимодействия. Семья - событийная общность также потому, что ей, как правило, чужды конкуренция и соперничество, на неё распространяются только те закономерности общения и взаимоотношений, которые они принимают как адекватные ей. Для семьи характерна устойчивая духовная связь между её членами, взаимопонимание; в рамках семьи в полной мере реализуется диалог и как форма общения, и как форма бытия. В семье актуализируется, реализуется высшая форма со-бытия - любовь (супружеская, сыновья, дочерняя, братская и т. п.). В семье имеет место гармония отношений и связей, что является характерным признаком событийной общности [4]. Таким образом, семья в силу своей природы уже в определенном смысле подготовлена к со-бытию с другими в рамках сообщества более крупного размера.

Анализ исследований по проблеме позволил рассмотреть событийную общность как воспитательное пространство, которое определяется не как данность, а как процесс и результат накопления в аппроксимации (в приближении) «мягких» событий -событий, порождающих не глобальные, а локальные изменения. Руководствуясь приведённой логикой, Д. В. Григорьев строит онтологическую концепцию воспитательного пространства, в которой этот феномен сосредоточен в некой точке пересечения, «точке интенсивности» (М. Мамардашвили) с феноменом воспитания и пространства. Действительно, со-бытие взрослого и ребёнка как сущность воспитания «встретилось» с событием как сущностью пространства. Событие пространства раскрылось как момент реальности, в которой происходит со-бытие людей.

Вполне очевидной становится социальная потребность в разработке и создании событийной общности семьи и УДО, интегрирующей педагогические усилия семейного воспитания и дополнительного образования, что содействует обогащению инновационного потенциала полифункциональной жизнедеятельности УДО, обеспечивает целенаправленное взаимодействие субъектов культурно-досугового пространства, разворачивается в рамках личностно-развивающих событийных обществ детей и взрослых (педагоги, родители), действующих в режиме педагогических событий.

Положение о необходимости создания единого культурно-досугового пространства семьи [5, с. 67-73] и УДО с целью духовного взаимообогащения и взаиморазвития субъектов включает в себя тезис о несомненной важности подобного проектирования в контексте разработанного нами интегративно-событийного подхода, ценностно сопрягающего личностно развивающий функционал социальных общностей разного уровня и соответствующих потенциалов событийного, онтологического, амбивалентного и социокультурного подходов.

Интергативно-событийный подход к проектированию событийной общности семьи и УДО обращен на осмысление воспитания через дуальную оппозицию (амбивалентный подход), к раскрытию внутренних резервов педагогического процесса в опоре на закономерности развития личностных потенциалов ребенка (онтологический подход), осмысливается взаимодействие как «со-бытие» «образующегося» человека и педагога, субъективно-значимая ценностно-смысловая общность переживания ими объективных событий на фоне повседневной жизни (событийный подход) [3].

Интеграция событийного, амбивалентного подходов в педагогике предполагает наличие в жизни подрастающего поколения ярких, эмоционально насыщенных, незабываемых дел, которые были бы как коллективно, так и индивидуально значимы и привлекательны. Сущность этого феномена предстает в непротиворечивой оппозиции процессов автономизации (обособления) и культурной идентификации личности (социокультурный подход), взаимодополняющих друг друга. Это условия бытийного преобразования человека в семейной досуговой деятельности (семьеориентированный подход), где актуализируются внутренние источники личностного роста, субъектного становления: самоутверждения, самореализации, самосовершенствования.

Идея социокультурного проектирования событийной общности устанавливает акцент на «выращивании» личностно-развивающих событийных общностей детей и взрослых в рамках совместной досуговой деятельности, на гуманизации отношений. Правила взаимоотношений внутри общности устанавливаются на полном доверии самоорганизации, ориентации на антропоцентризм, толерантности, отсутствии конкуренции и соперничества, в том числе и диалог, полилог, взаимопонимание.

В Оренбургской области накоплен опыт по проектированию событийной общности семьи и УДО, отражающий актуальные требования к данному типу образовательного учреждения и обеспечивающий эффективное удовлетворение потребностей детей и их родителей в совместной досуговой деятельности. Семейный клуб как одна из форм деятельности в системе дополнительного образования детей нами определяется как событийная детско-взрослая общность, в которой выделяются два аспекта функционирования: защитная функция (апологетика сохранности детской самобытности, наращивание собственной жизнеспособности, самостоятельности ребенка); и воспитательная функция (приобщение ребенка к родовой человеческой сущности). Социализация ребенка происходит в семейном клубе наиболее успешно, если:

1) клуб выступает по характеру своей деятельности как самоорганизующаяся общность, отражающая интересы различных типов семей, отличающихся по структурным и возрастным признакам;

2) созданы условия для освоения ребенком набора социальных ролей и способов коммуникативного взаимодействия в различных видах досуговой деятельности;

3) реализованы межпоколенные связи, создающие для индивида «расширяющуюся действительность», в которой тот действует, познает и общается, осуществляя вхождение в социум;

4) активное социальное взаимодействие ребенка с различными субъектами в клубе способствует формированию социальной компетентности и обеспечивает его включенность в систему внутрисемейных отношений.

Семейные клубы как форма взаимодействия педагогов и специалистов дополнительного образования с детьми и их родителями могут создаваться по конкретным направлениям дополнительного образования детей: семейный клуб общения, творчества и путешествий, семейные исторические клубы, туристские семейные клубы, инте-

гративный семейный клуб для детей с особыми проблемами и их родителей и т. д., имеющие общую цель - возможность живого, непосредственного, равноправного общения в дружеском кругу.

Встречи в семейном клубе происходят по средам. Вообще, само слово «среда» многозначно. Это и середина недели, и среда для общения, и посредник. В рамках семейного клуба проходят различные занятия и тренинги, «посиделки» и ритуалы, походы и представления. Главное же - сама атмосфера семейного клуба, его люди.

Реализуемая модель интегративного семейного клуба может служить важной ступенью в процессе выработки общего языка между семьями, воспитывающими детей, не вписывающихся в рамки общепринятых учебных учреждений, чувствующих себя в изоляции, и другими группами населения. Данная форма работы призвана служить переходным «мостиком» к осуществлению интеграции людей с особенностями в развитии в более широкий контекст общества.

Основные цели работы семейного клуба общения, творчества и путешествий:

1) возрождение и сохранение культурных традиций - история рода, семьи; фольклорные и семейные праздники, фольклорные игры; ремесла;

2) интеграция - воссоединение семей: семейное творчество, семейный туризм, семейные проекты;

3) эффективное взаимодействие между родителями и детьми на всех уровнях (в том числе эмоциональном и телесном), умение вместе искать выход из сложных ситуаций: совместные занятия подвижными играми, физкультурой и спортом;

4) совместная организация досуга: проведение праздников, каникул, свободного времени.

В клубе могут также участвовать семьи, в которых воспитываются дети с ограниченными возможностями. Общение родителей и детей друг с другом позволяет обмениваться положительным опытом, осознавать уникальность и неповторимость каждой семьи. Общение с семьями, в которых есть дети с проблемами, помогает другим родителям подумать о безусловной любви, учит не сравнивать ребенка с другими детьми, а радоваться его личным достижениям и успехам. Одна из задач семейного клуба: помочь семьям по-настоящему объединиться, научиться плодотворно взаимодействовать на разных уровнях, создать психологическую основу для взаимопомощи в возрастных и житейских кризисных ситуациях.

В процессе общения в кружках, совместного творчества возникают дружеские отношения в коллективе, взаимопомощь. Увлеченность детей заставляет и родителей участвовать в работе кружков, интересоваться и жить интересами своих детей, образуя клуб семейного творчества. Пожалуй, это самое большое достижение, когда родители приходят в кружок вместе со своими детьми и помогают детям в этом интересном занятии, ведь совместные интересы и совместный труд как ничто другое сближают и способствуют взаимопониманию в семье. Таким образом, не только дети, но и их родители приобщаются к жизни клуба, что способствует поиску новых форм общения, поэтому создаются семейные клубы, основной целью которых является усиление роли семьи в воспитании ребенка, поиск общих интересов и приобщение к увлекательному полезному досугу вместе с семьей. Работают открытые мастерские, в которых дети совместно с родителями в выходные дни мастерят что-то для дома, семьи.

Целью семейного спортивно-туристического клуба является улучшение здоровья и психологического климата в семье, имеющей детей-подростков. В Оренбургском крае увеличивается число туристских семей и семейных туристских клубов. Объединяет участников увлечение туризмом, активный отдых, любовь к родному краю, стремление к личным открытиям прекрасных уголков природы, здоровый образ жизни, с полным переключением от городских дел к естественной жизни на природе. В их планах - походы в пещеры, переходы по гористой местности Среднего Урала, купание в водоемах, осмотр памятников природы: живописных скал-останцев, скал-«писаниц» с рисунками первобытного человека, мест жертвоприношений первобытных людей, подъем на горные смотровые площадки, походы на байдарках и т. п.

Таким образом, значимость данного исследования заключается в теоретико-методологическом осмыслении возможностей возникновения и бытия событийной общности семьи и УДО, практическая работа исследователя, субъектов образовательного процесса по созданию предпосылок, условий, способствующих бытию этой общности. В этом заключается стремление оказать помощь, поддержку всякому субъекту образования и в первую очередь ребёнку найти ту форму со-бытия, которая имманентна природному механизму становления его субъектности, индивидуальности, естественной, генетически обусловленной устремлённости к обустройству своего бытия в рамках какой-то событийной общности.

Выявленная нами характеристика событийной общности как воспитывающей среды, как «контекста» разделенных смыслов, а по сути как среды взаимопонимания, требует использования таких форм со-бытия, которые бы способствовали расширению и обогащению физического и культурного пространства жизнедеятельности субъектов, духовному, эмоциональному общению педагогов, детей и родителей.

Библиографический список

1. Борытко, Н. М. Онтологическое понимание современного воспитания / Н. М. Борытко // Эйдос: Интернет-журнал. - 2007, 1 марта. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2007/0301-4.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.

2. Волжина, О. И. Семья как социокультурная ценность современного российского общества /О. И. Волжина. - М., 2001.

3. Григорьев, Д. В. Воспитательная система от А до Я / Д. В. Григорьев, И. В. Кулешова, Л. И. Виноградова. - М.: Просвещение, 2006. - 207 с.

4. Маломоркина, Г. С. Педагогические условия становления событийной общности семьи и школы: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Псков, 2003. - 267 с.

5. Новикова, Л. И. Повседневность и семья как воспитательное пространство / Л. И. Новикова // Педагогика. - 2003. - № 6.- С. 67-73.

6. Слободчиков, В. И. Основы психологической антропологии / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. - М., 1995. - 384 с.

7. Соловьев, В. А. Смысл любви / В. А. Соловьев. Сочинения. - М., 1988. - С. 140.

© М.И. Болотова, 2009

Болотова Марина Ивановна — кандидат педагогических наук, Дата поступления

доцент кафедры педагогики дополнительного образования гОу статьи в редакцию:

ВПО «Оренбургский государственный педагогический универси- 14.03.2009 г.

тет»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.