Научная статья на тему 'Интеграция воспитательных потенциалов семьи и учреждений дополнительного образования детей'

Интеграция воспитательных потенциалов семьи и учреждений дополнительного образования детей Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
613
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СЕМЬИ / СОБЫТИЙНАЯ ОБЩНОСТЬ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОБЫТИЙНОЙ ОБЩНОСТИ / ИНТЕГРАТИВНО-СОБЫТИЙНЫЙ ПОДХОД К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С СЕМЬЕЙ / СЕМЕЙНЫЙ КЛУБ / VALUE POTENTIALITY OF THE FAMILY / EVENTUAL COMMUNITY / DESIGNING EVENTUAL COMMUNITY / INTEGRATIVE-EVENTUAL APPROACH TO FAMILY INTERACTION / FAMILY CLUB

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Болотова М. И.

В статье предлагается одна из форм детско-взрослой общности - семейного клуба в рамках региональной модели, интегрирующей педагогические усилия семейного воспитания и дополнительного образования, что обеспечивает целенаправленное взаимодействие субъектов культурно-досугового пространства. Описаны концептуальные основы проектирования исследуемой общности с учетом авторского подхода - интегративно-событийного.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Болотова М. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integrating upbringing potentialities of the family and the system of children's additional education

article is about unification of two educational spaces the family and the system of additional education. This system can enrich spare time not only of a child by providing extracurricular activities, but of each member of the family by forming social values. Family club is a form of co-being (eventual) community.

Текст научной работы на тему «Интеграция воспитательных потенциалов семьи и учреждений дополнительного образования детей»

себе и предпочитаемой профессии и в конечном итоге - осознанному выбору профессии.

Примечания

1. Типовое положение об общеобразовательной школе-интернате // Вестник образования. 1995. № 10. С. 32-41.

2. Социальная адаптация воспитанников школ-интернатов: из опыта подготовки к самостоятельной жизни: сб. науч.-метод. материалов / под общ. ред. Г. И. Симоновой. Киров, 2005. С. 68.

3. Макаренко А. С. О воспитании молодежи. М.: Трудрезервиздат, 1951. 396 с.

4. Католиков А. А. Моя семья: Записки директора Сыктывкарской школы-интерната № 1 для детей-сирот. М.: Педагогика, 1990. С. 95.

5. Социальная адаптация воспитанников школ-интернатов ...

6. Типовое положение об общеобразовательной школе-интернате. С. 35.

7. Социальная адаптация воспитанников школ-интернатов ... С. 124.

8. Католиков А. А. Указ. соч.

9. Ушинский К. Д. Труд в его психическом и воспитательном значении // Избр. пед. соч. М.: Учпедгиз, 1945. С. 87-105.

10. Макаренко А. С. Указ. соч. С. 282.

11. Сухомлинский В. А. Павлышская средняя школа. М.: Просвещение, 1969. С. 166.

12. Шацкий С. Т. Пед. соч.: в 4 т. Т. 1. М.: АПН РСФСР, 1962. С. 292.

13. Ушинский К. Д. Указ. соч. С. 103.

14. Шацкий С. Т. Указ. соч. С. 298.

15. Там же. С. 299.

16. Там же. С. 344

17. Там же. С. 385

18. Там же. С. 343

УДК 371.398

М. И. Болотова

ИНТЕГРАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ПОТЕНЦИАЛОВ СЕМЬИ

И УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

В статье предлагается одна из форм детско-взрос-лой общности - семейного клуба в рамках региональной модели, интегрирующей педагогические усилия семейного воспитания и дополнительного образования, что обеспечивает целенаправленное взаимодействие субъектов культурно-досугового пространства. Описаны концептуальные основы проектирования исследуемой общности с учетом авторского подхода - интегративно-событийного.

The article is about unification of two educational spaces - the family and the system of additional education. This system can enrich spare time not only of a child by providing extracurricular activities, but of each member of the family by forming social values. Family club is a form of co-being (eventual) community.

© Болотова M. И., 2009

Ключевые слова: ценностный потенциал семьи, событийная общность, проектирование событийной общности, интегративно-событийный подход к взаимодействию с семьей, семейный клуб.

Keywords: value potentiality of the family, eventual community, designing eventual community, integrative-eventual approach to family interaction, family club.

Как специфический феномен общественной жизни семья развивается вместе с социумом и является показателем ценностного измерения общества. Семью приравнивают к общности, подчеркивая ее значение как свидетельства уникальности индивидуального бытия человека. Семейная общность существует в рамках определенного социума и объективно выполняет специфические общественные функции. Строя стратегическую задачу по отношению к семье, государство содействует раскрытию ценностного значения семьи путем широкого распространения информации о ее позитивных возможностях.

Наиболее существенными новыми феноменами, определяющими ценность современной семьи, являются «равноправие всех субъектов семейного взаимодействия, включая женщин и детей; свобода (во временном, статусном, возрастном, территориальном отношениях) выбора форм и способов семейных отношений; рационализация семейной жизни» [1]. Именно в семье на основе таких фундаментальных ценностей, как супружество, родительство и родство, воспитывались трудолюбие, честность, ответственность, взаимопомощь, стремление к получению знаний, т. е. социально значимые качества индивида.

Ценностный потенциал семьи как общезначимой социокультурной ценности безграничен, он развивается с опорой на созидательные и конструктивные ценностные ориентации. Семья объективно выступает посредником между личностью, социальными институтами и обществом в целом. Семья как «промежуточное звено» между индивидом и обществом также является субъектом деятельности, регулируемой через ее структурные элементы. Разделяемые семьей ценности, с одной стороны, отражают объективно существующие ценности социальной среды, а с другой стороны, эти ценности признаются индивидом, входящим в структуру семьи [2].

Ценности семьи, по мнению исследователей (Е. Б. Шестопал, Г. О. Брицкий, М. В. Денисенко), сместились от политики к индивиду, семейному благополучию, покою и порядку. Общенациональное, гуманистическое содержание жизнедеятельности индивида и общества оказалось если не утраченным, то, во всяком случае, отстраненным на периферию сознания. Неповторимость семьи заключена в том, что это та самая индивидуально-общественная группа, «ниже ко-

торой социальная жизнь не существует, не может быть продолжаема и передаваема» [3]. Как бы ни была ограничена ее структура и как бы ни сужалось ее ядро, она обеспечивает межличностное ролевое взаимодействие, выступает в качестве проводника социальных перемен.

В ряду новых явлений отечественной сферы образования, порожденных демократическими реформами, одним из наиболее значимых с полным основанием можно считать дополнительное образование детей, которое сегодня по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано и требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка. Вместе с тем учреждение дополнительного образования детей (далее по тексту -УДО) как особый тип образовательного учреждения имеет свою специфику по организации работы с семьей, позволяет наиболее полно реа-лизовывать принцип учета особенностей семейной социализации своих воспитанников в целостном педагогическом процессе. Эта система доказала свою уникальность и самостоятельное значение. А в чем ее особенность? Учреждения дополнительного образования включают ребенка в общность, в разветвленную систему общественных отношений и в разнообразные формы общения, имеющие высокий культурно-социальный и воспитывающий (допитывающий) эффект. Для нас главным являлось то, что именно в дополнительном образовании осуществляется создание дружественных детям и подросткам воспитывающих и обучающих сред, инфраструктур детских и дет-ско-взрослых общностей.

Целью данной статьи является рассмотрение новых форм взаимодействия семьи и УДО с точки зрения разработанного нами в рамках исследования интегративно-событийного подхода к проектированию событийной общности вышеперечисленных социальных институтов как объекта и источника развития субъективной реальности, её движущих сил, механизмов, направления, форм и результатов развития.

Однако интересы настоящего исследования требуют строгой идентификации семьи и УДО с позиции учения о социальных организованнос-тях и событийных общностях. На психологическом уровне идея событийной общности теснейшим образом связана с фундаментальным представлением Л. С. Выготского об интерпсихических общностях, которые были осмыслены как каналы, связующие человека с пластами культуры. Системообразующим основанием для исследования генезиса отношений ребенка к окружа-

ющему миру, другим людям и к себе самому признается совместная деятельность (В. В. Абрамен-кова, В. А. Лекторский), общность (В. И. Сло-бодчиков). Со-бытийная общность «есть целостная система связей и отношений, т. е. одновременно выступает в двух ипостасях: как структурная организованность и как связанная общность» [4]. Общность в контексте особого пространства, где «происходит рождение и развитие субъективности человека», рассматривалась плеядой философов: М. Бубером, М. Хайдегге-ром, Г. Марселем, К. Ясперсом, отечественными авторами А. С. Хомяковым, С. Соловьевым, М. М. Бахтиным, А. А. Ухтомским, А. А. Май-ером, С. Л. Франком и др.

В соответствии с концепцией В. И. Слобод-чикова УДО (как и школа) не является общностью, так как она представляет собой целевое объединение людей по заранее определенной структуре. В силу этого УДО следует отнести к организациям. Однако внутри учреждения как организации могут и должны возникать и возникают событийные общности в границах коллектива, объединяющие педагогов, воспитанников, родителей, других субъектов педагогического процесса - спонсоров, шефов и др. Именно здесь, в коллективе, кроется возможность возникновения событийной общности семьи и УДО.

Является ли семья общностью? Думается, что современная семья является событийной общностью в силу того, что в семью не входят на определенных условиях (за исключением некоторых нетипичных случаев усыновления), в семье встречаются (в том числе особым образом новорожденный встречается с людьми, близкими ему, любящими его, нужными ему) [5]. Семья не организация еще и потому, что она создается общими усилиями ее членов, в том числе усилиями вновь вступающих младенцев, которые своим появлением приносят в семью все новые и новые нормы, ценности, смыслы общения и взаимодействия. Семья - событийная общность также потому, что для нее, как правило, чужды конкуренция и соперничество, на нее распространяются только те закономерности общения и взаимоотношений, которые они принимают как адекватные ей. Для семьи характерна устойчивая духовная связь между ее членами, взаимопонимание; в рамках семьи в полной мере реализуется диалог и как форма общения, и как форма бытия. В семье актуализируется, реализуется высшая форма со-бытия -любовь: супружеская, сыновья, дочерняя, братская и т. п. В семье имеет место гармония отношений и связей, что является характерным признаком событийной общности [6]. Таким образом, семья в силу своей природы уже в определенном смысле подготовлена к со-бытию с другими в рамках сообщества более крупного размера.

Событийный подход к воспитательному пространству постепенно завоевывает признание педагогической науки и практики (Д. В. Григорьев, Н. Л. Селиванова, В. И. Слободчиков и др.). Событийный подход позволяет проектировать и воплощать в жизнь реальные педагогические события различного уровня, «выращивать» дет-ско-взрослые событийные общности, выстраивать управленческие стратегии и тактики в соответствии с идеей создания динамической сети педагогических событий, привлекать к воспитательной деятельности разных специалистов и не педагогов и др. [7]

Вполне очевидной становится социальная потребность в разработке и создании событийной общности семьи и УДО, интегрирующей педагогические усилия семейного воспитания и дополнительного образования, что содействует обогащению инновационного потенциала полифункциональной жизнедеятельности УДО, обеспечивает целенаправленное взаимодействие субъектов культурно-досугового пространства, разворачивается в рамках личностно-развивающих событийных обществ детей и взрослых (педагоги, родители), действующих в режиме педагогических событий.

Положение о необходимости создания единого культурно-досугового пространства семьи [8] и УДО с целью духовного взаимообогащения и взаиморазвития субъектов включает в себя тезис о несомненной важности подобного проектирования в контексте разработанного нами ин-тегративно-событийного подхода, ценностно сопрягающего личностно развивающий функционал социальных общностей разного уровня и соответствующих потенциалов событийного, онтологического, амбивалентного и социокультурного подходов.

Интегративно-событийный подход к проектированию событийной общности семьи и УДО обращен на осмысление воспитания через «дуальную оппозицию (амбивалентный подход), к раскрытию внутренних резервов педагогического процесса в опоре на закономерности развития личностных потенциалов ребенка (онтологический подход), осмысливается взаимодействие как «со-бытие» «образующегося» человека и педагога, субъективно значимая ценностно-смысловая общность переживания ими объективных событий на фоне повседневной жизни (событийный подход)» [9].

Интеграция событийного, амбивалентного подходов в педагогике предполагает наличие в жизни подрастающего поколения ярких, эмоционально насыщенных, незабываемых дел, которые были бы как коллективно, так и индивидуально значимы и привлекательны. Сущность этого феномена предстает в непротиворечивой оппо-

зиции процессов автономизации (обособления) и культурной идентификации личности (социокультурный подход), взаимодополняющих друг друга - условия бытийного преобразования человека в семейной досуговой деятельности (се-мьеориентированный подход), где актуализируются внутренние источники личностного роста, субъектного становления: самоутверждения, самореализации, самосовершенствования.

Идея социокультурного проектирования событийной общности устанавливает акцент на «выращивании» личностно-развивающих событийных общностей детей и взрослых в рамках совместной досуговой деятельности, на гуманизацию отношений. Правила взаимоотношений внутри общности заключаются на полном доверии, самоорганизации, ориентации на антропоцентризм, толерантности, отсутствии конкуренции и соперничества (в том числе и диалог, полилог, взаимопонимание).

В Оренбургской области накоплен определенный опыт по проектированию событийной общности семьи и учреждения дополнительного образования детей, отражающий актуальные требования к данному типу образовательного учреждения и обеспечивающий эффективное удовлетворение потребностей детей и их родителей в совместной досуговой деятельности. Семейный клуб как одна из форм деятельности в системе дополнительного образования детей нами определяется как событийная детско-взрослая общность, в которой выделяются два аспекта функционирования: защитная функция - апологетика сохранности детской самобытности, наращивание собственной жизнеспособности, самостоятельности ребенка; воспитательная функция -приобщение ребенка к родовой человеческой сущности. Социализация ребенка происходит в семейном клубе наиболее успешно) [10]:

1) если клуб выступает по характеру своей деятельности как самоорганизующаяся общность, отражающая интересы различных типов семей, отличающихся по структурным и возрастным признакам;

2) созданы условия для освоения ребенком набора социальных ролей и способов коммуникативного взаимодействия в различных видах досуговой деятельности;

3) реализованы межпоколенные связи, создающие для индивида «расширяющуюся действительность», в которой тот действует, познает и общается, осуществляя вхождение в социум;

4) активное социальное взаимодействие ребенка с различными субъектами в клубе способствует формированию социальной компетентности и обеспечивает его включенность в систему внутрисемейных отношений.

Семейные клубы как форма взаимодействия педагогов и специалистов дополнительного об-

разования с детьми и их родителями могут создаваться по конкретным направлениям деятельности дополнительного образования детей: семейный клуб общения, творчества и путешествий, семейные исторические клубы, туристские семейные клубы, интегративный семейный клуб для детей с особыми проблемами и их родителей и т. д., имеющие общую цель - возможность живого, непосредственного, равноправного общения в дружеском кругу.

Встречи в семейном клубе происходят по средам. Вообще само слово «среда» многозначно. Это и середина недели, и среда для общения, и посредник. В рамках семейного клуба проходят различные занятия и тренинги, «посиделки» и ритуалы, походы и представления. Главное же -сама атмосфера семейного клуба, его люди.

Реализуемая модель интегративного семейного клуба для детей с особыми проблемами и их родителей может служить важной ступенью в процессе выработки общего языка между семьями, воспитывающих детей, не вписывающихся в рамки общепринятых учебных учреждений, чувствующих себя в изоляции, и другими группами населения. Данная форма работы призвана служить «мостиком» к осуществлению интеграции людей с особенностями в развитии в более широкий контекст общества. Проводятся семинары для родителей в рамках тематики «Семья как поле битвы: социальные симптомы и экзистенциальные тупики». Социальные педагоги, психологи помогают родителям разбираться в таких сложных проблемах, как «Семья как единство разделенного (со-бытие)», «Семейный хронотоп: пространство семьи, специфика семейной памяти», «Проблемы толерантности в семье», «Семейные конфликты и их репрезентация в культуре».

Основные цели работы семейного клуба общения, творчества и путешествий:

1. Возрождение и сохранение культурных традиций - история рода, семьи; фольклорные и семейные праздники, фольклорные игры; ремесла.

2. Интеграция - воссоединение семей: семейное творчество, семейный туризм, семейные проекты.

3. Эффективное взаимодействие между родителями и детьми на всех уровнях (в т. ч. эмоциональном и телесном), умение вместе находить выход из сложных ситуаций; совместные занятия подвижными играми, физкультурой и спортом.

4. Совместная организация досуга: проведение праздников, каникул, свободного времени.

В клубе также могут участвовать семьи, в которых воспитываются дети с ограниченными возможностями. Общение родителей и детей друг с

другом позволяет обмениваться положительным опытом, осознавать уникальность и неповторимость каждой семьи. Общение с семьями, в которых есть дети с проблемами, помогает другим родителям «вспомнить» о безусловной любви, учит не сравнивать ребенка с другими детьми, а радоваться его личным достижениям и успехам. Одна из задач семейного клуба - помочь семьям по-настоящему объединиться, научиться плодотворно взаимодействовать на разных уровнях, создать психологическую основу для взаимопомощи в возрастных и житейских кризисных ситуациях. Для членов клуба организуются встречи со специалистами, например беседа «Влияние семейного руководства на усвоение агрессивного поведения детьми», тренинг-игра «Педагоги и родители», психологические занятия «Шаг навстречу», что способствует оказанию помощи в «перестройке» отношений между подростком и родителями, повышению психологической грамотности родителей, обмену опытом воспитания.

В процессе общения в кружках совместного творчества возникают дружеские отношения в коллективе, взаимопомощь. Увлеченность детей заставляет и родителей участвовать в работе кружков, интересоваться и жить интересами своих детей, образуя клуб семейного творчества. Пожалуй, это самое большое достижение, когда родители приходят в кружок вместе со своими детьми и помогают своим детям в этом интересном занятии, ведь совместные интересы и совместный труд, как ничто другое, сближают и способствуют взаимопониманию в семье. Работают открытые мастерские, где дети совместно с родителями приходят в выходные дни и мастерят что-то для дома, семьи. Члены клуба учувствуют в региональном конкурсе-выставке «Творческая семья», программа которого включает следующие формы работы:

- «Представление семейной команды» - рассказать о своей семье, о традициях, об увлечениях в любой интересной форме (при оценке будет учитываться и форма, и содержание);

- «Презентация творческой работы» - раскрыть идею и содержание;

- «Мир увлечений» - проявление разносторонних и творческих способностей всех членов коллектива: танец, песня, стихотворения, изготовление поделки и т. д.

Целью семейного спортивно-туристического клуба является улучшение здоровья и психологического климата в семье, имеющей детей-подростков. В Оренбургском крае увеличивается число туристских семей и семейных туристских клубов. То, что объединяет участников, это увлечение туризмом, активный отдых, любовь к родному краю, стремление к личным открытиям

прекрасных уголков природы, здоровый образ жизни, с полным переключением от городских дел к естественной жизни на природе. В их планах - походы в пещеры, переходы по гористой местности Среднего Урала, купание в водоемах, осмотр памятников природы - живописных скал-останцев, скал «писаниц» с рисунками первобытного человека, мест жертвоприношений первобытных людей, смотровых площадок на вершинах гор, брод через речку, походы на байдарках и т. п.

Таким образом, значимость данного исследования заключается в теоретико-методологическом осмыслении возможностей возникновения и бытия событийной общности семьи и УДО, практическая работа исследователя по созданию предпосылок, условий, способствующих бытию этой общности, -это по своей глубинной сути есть стремление оказать помощь, поддержку всякому субъекту образования, и в первую очередь ребёнку, найти ту форму со-бытия, которая имманентна природному механизму становления его субъектности, индивидуальности, естественной, генетически обусловленной устремлённости к обустройству своего бытия в рамках какой-то событийной общности.

Выявленная нами характеристика событийной общности как воспитывающей среды, как «контекста» разделённых смыслов, а по сути как среды взаимопонимания требует использования таких форм со-бытия, которые бы способствовали расширению и обогащению физического и культурного пространства жизнедеятельности субъектов, духовному, эмоциональному общению педагогов, детей и родителей.

Примечания

1. Соловьев В. А. Смысл любви // Соловьев В. А. Соч. М., 1988. С. 29.

2. Там же. С. 31.

3. Григорьев Д. В., Кулешова И. В., Виноградова Л. И. Воспитательная система от А до Я. М.: Просвещение, 2006. С. 140.

4. Новикова Л. И. Повседневность и семья как воспитательное пространство // Педагогика. 2003. № 6. С. 173.

5. Маломоркина Г. С. Педагогические условия становления событийной общности семьи и школы: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Псков, 2003. 264 с.

6. Там же.

7. Волжина О. И. Семья как социокультурная ценность современного российского общества. М., 2001.

8. Борытко Н. М. Онтологическое понимание современного воспитания // Интернет-журнал «Эй-дос». 2007. 1 марта. Режим доступа: http:// www.eidos.ru/journal/2007/0301-4.htm. В надзаг: Центр дистанционного образования «Эйдос», e-mail: [email protected]. С. 67-73.

9. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе: учеб. пособие. М.: Изд-во «Шк. пресса», 2000. 416 с.

10. Там же.

УДК 37.013, 014

Л. Е. Сикорская

ДОБРОВОЛЬЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ШКОЛА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЁЖИ

Молодежная проблематика в нашей стране приобретает сегодня особенную значимость. Наибольшую тревогу вызывает снижение нравственного вектора в культуре. Добровольчество как социокультурное явление неразрывно связано с историей развития общества, имеет свои исторические предпосылки и цивилизационный опыт развития. Добровольческая деятельность по своему духу и сути органично отвечает ценностям и способу существования молодых людей. Направленность добровольческой деятельности состоит в её устремленности на достижение высших нравственных ценностей - Добра и Блага во всех их проявлениях в окружающем мире. Добровольчество являет собой способ полноценного развития и существования человека как личности.

The youth problems in our country are especially important. The greatest alarm is caused by deterioration of the moral vector in culture. Dobrovolchestvo as a socio-cultural phenomenon is indissolubly connected with social history and has its preconditions in the experience of civilization development. Voluntary activity complies with the youth's values and modes of existence. Voluntary activity is aimed at achieving the highest moral values - Good and Blessing in all of their manifestations in the world. Dobrovolchestvo is a way of decent development and existence of a human being as a person ality.

Ключевые слова: молодежь, добровольческая деятельность, жизнеспособность, жизнедеятельность, нравственные ценности, волонтер, доброволец, направленность, мотивация.

Keywords: youth, voluntary activity, viability, ability to live, moral values, volunteer, dobrovolets, orientation, motivation.

Молодежная проблематика в нашей стране приобретает сегодня особую значимость. Не случайно 2009 год объявлен в Российской Федерации Годом молодежи. Будущее России, безусловно, во многом зависит от жизнеспособности молодого поколения, от его гармоничного развития, творческого потенциала, активной социальной позиции. Сможет ли современная молодёжь стать авангардом динамичного развития страны, будет ли стремиться работать на её благо, вкладывать свой ум, талант и способности в дело её процветания?

Данные исследований не вселяют большого оптимизма, указывая на устойчивое снижение просоциальных, нравственных ориентаций современной молодежи. В ценностной шкале молодых людей они уступают место ценностям материального благополучия, успеха и индивидуального самоутверждения [1]. Серьезные опасения

© Сикорская Л. Е., 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.