"Сначала я думал, что с точки зрения возраста я действительно войду в мир моих детей, и я был очень обеспокоен насчет этого. Кроме того, даже некоторые преподаватели моложе меня. Мне было стыдно за свой возраст», - сказал один из студентов. Конечно, мы надеемся, что успех их обучения будет определяться мотивацией, а не страхами. Но ситуация обостряется тем, что в отличие от студентов очной и даже заочной форм обучения студенты, обучающиеся с применением ДОТ, не встречаются со своими преподавателями лицом к лицу, поскольку данный способ не предусматривает необходимости посещения ни лекций, ни экзаменов. В результате преподаватели и тьюторы не могут наблюдать за эмоциями студентов и улавливать моменты их работы.
В этом случае одним из возможных решений может выступать создание форумов для обмена мнениями и озабоченностями и обсуждения этих вопросов с однокурсниками.
Одним из самых сложных вопросов, как для студентов заочного обучения, так и для их семей является влияние учебы на их семейную жизнь (привычный образ жизни). Члены семьи обычно не отказывают друг другу в поддержке в учебе, тем не менее, все последствия этого решения неясны до тех пор, пока оно не будет проверено практикой. Опыт некоторых наших студентов является хорошим примером такой ситуации. По словам опрошенных, им довольно часто приходит в голову мысль, что вкладывать 50% времени и денег в собственное образование, имея семью и детей, - крайне эгоистичный поступок. Интересно, что респонденты мужского пола в большинстве своем заявляют, что их поддерживает семья не только на словах, но и на деле, и более того - они воспринимают это как должное. Что касается женщин, то поскольку у них традиционно больше семейных обязанностей, они обычно получают меньше понимания и поддержки от своей семьи, поэтому чаще думают о своем праве на получение высшего образования. Кроме того, по мнению респондентов, студенты-мужчины чаще женщин получают поддержку от своих сотрудников.
Эти вопросы должны обсуждаться заранее со студентами, которые собираются получать образование дистанционно, особенно с женщинами, поскольку этот вопрос должен быть обсужден с членами семьи до начала обучения. Многие зрелые студенты поступали в университет после долгого периода времени, потеряв необходимые навыки обучения. У взрослых студентов есть личный и профессиональный опыт, и их социальный статус может быть достаточно высоким; в процессе вовлечения в образовательную среду они, с одной стороны, надеются произвести хорошее впечатление, но в то же время боятся неудачи и насмешек. Взрослые студенты воспринимают свои ошибки более личностно и болезненно, так как эти ошибки снижают их самооценку.
Один из опрошенных студентов сказал: «Я взрослый респектабельный человек, который сделал хорошую карьеру, и теперь мне приходится начинать с
Библиографический список
нуля. И я очень боюсь действовать неуклюже. Любая неудача, будь то не самая высокая оценка или непонятное задание, раздражает и расстраивает меня больше, чем любые проблемы на работе". Возможно, было бы целесообразно предложить будущим студентам какие-то подготовительные курсы, хотя это может показаться неудобным, поскольку эта инициатива требует продления периода обучения. Результаты исследования показывают, что эти инвестиции в подготовку будут оправданы. И, конечно же, позитивное отношение к своим результатам очень ценно для взрослых студентов. Так, аккуратное и тактичное указание на какие-либо ошибки в своих заданиях не унизит ученика, а похвала от преподавателя поощрит чувство гордости и повысит его мотивацию [3]. Кроме того, будущим студентам зрелого возраста необходимо знать, какую психологическую помощь они могут получить в том случае, если почувствуют стресс в первые месяцы обучения. Также может быть полезно привлечь профессиональных психологов для работы со студентами, обучающимися с применением ДОТ, наряду с преподавателями и тьюторами, чтобы они могли дать им необходимую консультацию удаленно или по видеосвязи. Оказание психологической поддержки и безопасности поможет снизить уровень тревожности взрослых студентов и положительно скажется на их психоэмоциональном состоянии и эффективности обучения.
Стратегия развития современного образования предусматривает увеличение доли взрослых учащихся. Рост числа взрослых учащихся делает обучение с применением ДОТ все более популярным выбором способа обучения. Поэтому можно констатировать, что, несмотря на очевидные преимущества дистанционного обучения для взрослых людей, занятых семейными и карьерными делами, все же существуют проблемы, требующие определенного решения. Каждая из проблем оказывает влияние на общее качество образования как продукта. Результаты проведенного авторами исследования показывают, что тревога может быть вызвана различными причинами, среди которых можно упомянуть потерю обучаемости, навыков, отсутствие опыта работы в дистанционном формате, финансовые затраты на обучение, отсутствие поддержки со стороны семьи или работодателя, ощущение безысходности и нерелевантности своего образования и т.д.
По мнению авторов, уровень тревожности может быть снижен за счет:
• предоставления студентам своевременной и соответствующей информации;
• организации студенческих форумов для обмена мнениями и проблемами, а также обсуждении этих вопросов с другими студентами;
• предложения некоторых видов подготовительных курсов для студентов, обучающихся с применением ДОТ;
• привлечения профессиональных психологов к работе со студентами наряду с преподавателями и тьюторами.
1. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 08.12.2020) (с изменениями и дополнениями, вступил в силу с 01.01.2021). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
2. Педагогический энциклопедический словарь. Москва: Большая российская энциклопедия, 2003.
3. Аллен М. E-learning: Как сделать электронное обучение понятным, качественным и доступным. Перевод И. Окуньковой. Москва: Альпина Паблишер, 2016.
4. Лигачева А.С. Мотивация взрослых в образовательном процессе. Инновационные процессы и технологии в современном мире. 2015; № 1 (3): 46 - 47.
5. Низкодубов ГА. Социально-психологические и языковые трудности при изучении английского языка в контексте непрерывного образования. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2014; № 8 (149): 62 - 65.
References
1. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ (red. ot 08.12.2020) (s izmeneniyami i dopolneniyami, vstupil v silu s 01.01.2021). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
2. Pedagogicheskij 'enciklopedicheskij slovar'. Moskva: Bol'shaya rossijskaya 'enciklopediya, 2003.
3. Allen M. E-learning: Kak sdelat' 'elektronnoe obuchenie ponyatnym, kachestvennym i dostupnym. Perevod I. Okun'kovoj. Moskva: Al'pina Pablisher, 2016.
4. Ligacheva A.S. Motivaciya vzroslyh v obrazovatel'nom processe. Innovacionnye processy i tehnologii v sovremennom mire. 2015; № 1 (3): 46 - 47.
5. Nizkodubov G.A. Social'no-psihologicheskie i yazykovye trudnosti pri izuchenii anglijskogo yazyka v kontekste nepreryvnogo obrazovaniya. Vestnik Tomskogogosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2014; № 8 (149): 62 - 65.
Статья поступила в редакцию 12.03.21
УДК 37.011.33
Zuev V.A., postgraduate, Department of Theory, History of Pedagogy and Educational Practice, Armavir State Pedagogical University (Armavir, Russia),
E-mail: zuevslava@mail.ru
FAMILY AND SOCIETY FROM DOMOSTROY TO THE PRESENT DAY: MENTALITY, TRANSFORMATION, PEDAGOGICAL PROBLEMS. The article analyzes the relationship between the family and society from the time of the formation of the Moscow state to the present day. In the XVI century, a set of everyday rules of Domostroy appeared. Domostroy became an integral part of the monarchical state in the class society. The traditional hierarchical structure and roles in the family, when the woman was engaged in the household, raised the children, and the husband was the owner and ensured the economic independence of the family, has changed. Now most women participate in the economic support of the family on an equal basis with men. The modern family is a social institution that should provide society with labor resources and performers of social roles. The school and the family form a significant part of society, united in the common good goals of forming the younger generation, provided that distance education does not replace the traditional one.
Key words: family, society, state, Domostroy, class society, family as social institution.
В.А. Зуев, аспирант, ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет», г. Армавир, E-mail: zuevslava@mail.ru
СЕМЬЯ И ОБЩЕСТВО ОТ ДОМОСТРОЯ ДО НАШИХ ДНЕЙ: МЕНТАЛЬНОСТЬ, ТРАНСФОРМАЦИЯ, ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
В статье проведен анализ связи семьи и общества от времени формирования Московского государства до наших дней. В XVI веке появляется свод житейских правил Домострой. Домострой стал органичной частью монархической государственности в сословном обществе. Традиционная иерархическая структура и роль в семье, когда женщина занималась хозяйством, воспитывала детей, а муж был хозяином и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, изменилась. Сейчас большинство женщин участвуют в экономическом обеспечении семьи наравне с мужчинами. Современная семья - социальный институт, который должен обеспечивать общество трудовыми ресурсами и исполнителями социальных ролей. Школа и семья составляют весомую часть общества, объединившись для совместных целей формирования подрастающего поколения, при условии, что на смену традиционному не придет дистанционное образование.
Ключевые слова: семья, общество, государство, Домострой, сословное общество, семья как социальный институт.
Смысл целесообразности и назначения семьи педагоги, психологи, социологи, священнослужители и политологи характеризуют по-разному. Общим мнением будет вывод, что семья - это социальный институт, объединяющий супругов противоположного пола, для совместной деятельности и воспитания своих детей; семья формирует преемственность поколений, является главным общественным звеном передачи семейных традиций, нравственных и духовных ценностей, формирует стереотипы поведения. По мнению Л.С. Выготского, семья стала в обществе важнейшим фактором социального развития. Выражение: «Крепкая семья - основа сильного государства», стало у нас аксиоматическим. Категории «семья», «общество», «государство» находились во взаимосвязи в разные исторические периоды и в разных странах в разной степени. Англичане, например, склонны мыслить категориями личности в обществе, а французы - семьи и государства. Поэтому в Англии популярна одна из цитат У. Черчилля: «Если одинокое дерево выживает, оно вырастает крепким». В России семье всегда придавали первостепенное значение, несмотря на это, статистические данные Рос-стата показывают, что в нашей стране настоящий кризис семейных отношений. В 2020 году разводом закончились 65% браков, тогда как в 1990 году, развелись 42%, а 70 лет назад - всего 4% семей.
Состояние семьи в обществе и государстве в разные периоды исторического развития и взаимовлияние этих социальных образований исследует социология, но современная педагогика тоже занимается как самостоятельным изучением развития семьи, так и в рамках междисциплинарных связей. В отечественной педагогике, по институциональному признаку, в качестве самостоятельной дисциплины выделена семейная педагогика, изучающая состояние и основные тенденции семейного воспитания, закономерности и целенаправленные действия родителей, объективное взаимовлияние в жизнедеятельности семьи (по А.В. Мудрику).
Самый яркий из исторических источников по семейному воспитанию -книга Домострой - свод наставлений XVI века, регламентирующий семей-но-бытовые отношения, своеобразный сборник бытовых и житейских правил - энциклопедия русского быта. Собрал и разделил на три части Домострой московский протопоп Сильвестр, озаглавив «Книгой, называемой «Домострой». Она содержит в себе полезные сведения, поучения и наставления всякому христианину - мужу и жене, детям, слугам и служанкам. Указания, как вести себя в храме и молиться, составляют первую часть Домостроя. Правильное отношение к власти и царю содержат наставления второй части. Наставления, как вести домашнее хозяйство и жить в семье, составляют третью часть. Неправильно понимать Домострой как простое описательное изложение быта: изучая проблемы, автор преследует дидактические цели, стремится изменить окружающую среду, преобразовать, воспитать и привести к христианским идеалам малое общество - семью. В современном понимании это было, скорее, не общество, а вечевая община.
После падения в 1453 году столицы Византийской империи Константинополя Россия по праву стала главным православным государством, что отразилось на законодательной и идеологической основе государственности. В Московском государстве формируется законодательная система - первый «Общерусский Судебник» выходит в1497 году, второй - «Великокняжеский Судебник» - в 1550 году. Можно отметить их самобытность и связь с Византийским законодательством, формирование новых взаимоотношений в обществе, характеризующихся как развитой феодализм и абсолютная монархия. Семья и общество не могут самостоятельно существовать без государства, поскольку полноценному обществу нужна территория, объединяющий язык и культура. Домострой стал органичной частью монархической государственности.
В Домострое проводится четкая иерархическая связь: семья - государство. Понятие «общество» в нем отсутствует, поскольку семья его замещает, семья и есть общество. В тексте Домостроя нет понятия «семья» - она именуется домом, который, как малая крепость, ограждает себя от внешнего вмешательства. Населяющие дом «скормленники и послуживцы» также называются домочадцами. Это больше, чем родители и дети, здесь единым хозяйственным обществом проживают старики, рабочие и сироты, находящиеся в отношениях господства - подчинения. Главы «О мирском строении», «Как жить с женами, детьми и домочадцами» регламентировали отношения между близкими людьми [1].
Складывается дихотомия «дом - государь», при этом государем в Домострое названы и царь-батюшка, и хозяин дома. Обязанности жены, названной «государыней дома», Богу и мужу угождать, все остальные жене подчинялись. Несмотря на то, что решения, связанные с «домовным строительством», принимаются супругами совместно, весь быт этой малой общины, вся ответственность за порядок среди домочадцев лежит в этой патриархальной модели на жене. Порядок в семье культивируется до обряда, домочадцы (кроме мужа) распределялись по различным хозяйственным послушаниям и обязаны были ей повиноваться и помогать. Людей, не создавших собственный дом, под которым подразумевалась семья, считали неполноценными [2]. Семья в российском дореволюционном обществе строилась на библейских принципах. Христианская иерархия ценностей в устройстве семейной жизни раскрыта апостолом Павлом в первом послании к Коринфянам (1Кор. Гл. 11: 3 - 12). Муж - основание семьи, на нем держатся семейные ценности. Всякому мужу глава Христос; жене глава - муж; жена есть слава мужа, ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа; как жена от мужа, так и муж через жену; все же - от Бога. В России дольше, чем в странах Западной Европы, сохранилась большая неразделенная семья, что было обусловлено сохранением патриархально-родовых форм общежития сельского населения, спецификой хозяйства, которое удобнее было вести большим коллективом [3].
Иерархия в государстве того времени естественна, само общество - сословное, а сословия живут и взаимодействуют раздельно. В российском обществе XV - XIX вв., как и в современном, существовали социальные статусы (страты) - социальное положение, позиция человека в обществе. Но в том обществе статусные лестницы подразумевали жесткую сословную иерархию, и представители разных сословий в браках практически не смешивались. Система социальной стратификации, называемая в социологии сословность, включает множество социальных образований в обществе, представители которых различаются между собой законодательно закрепленными привилегиями, правами и обязанностями, объёмом власти и материального богатства. Под сословиями подразумеваются корпоративные группы, наделённые государством (властью) правами, которые её представители могут передавать по наследству. Сословность (стратификация) общества в России до 1917 года и стратификация в современном обществе - это совершенно разные статусные лестницы. В 1897 году на территории Российской Империи проживало 125 миллионов человек, все жители страны распределялись по сословиям. Самая многочисленная и бесправная часть - крестьяне (77,1%); затем - мещане (10,6%), казаки (2,3%), дворяне (1,5%), духовенство (0,5%) и купцы (0, 3%).
В наше время к разным социальным стратам относят чиновников высшего уровня, руководителей, предпринимателей, менеджеров, бюджетников (преподавателей, врачей, чиновников), военных, духовенство. Представители современного общества беспрепятственно строят брачные отношения вне зависимости от социальной принадлежности. Современные социальные страты отличаются в первую очередь тем, что они не интегрированы общими сословными ценностями и не закреплены законодательно. Их интеграция осуществляется не жестко закрепленным социальным положением, а общими ценностями и материальным состоянием, семейные и дружественные связи чаще складываются по вертикальной оси, пронизывая все страты.
Кризис семейных отношений так называемого патриархального типа произошел по нескольким причинам. В мире происходили глобальные процессы, связанные с индустриализацией, перерождением социума и урбанизацией, сохранение традиционного сельского общества стало невозможным. Так охарактеризовал общую ситуацию П. Сорокин: «Как видно уже из самого описания «симптоматических» признаков разложения семьи, здесь действуют многие факторы или силы, и это разложение зависит от многих причин: и от плотности населения, и от «экономики», и от уклада жизни (деревня и город) и от роста свободы личности и развития индивидуализма и т.д., и т.д.» [4, с. 9 - 11].
В середине XX века традиционная семья в силу социально-экономических процессов перестала существовать не потому, что сельского населения стало меньше, чем городского. Даже в 1956 году, когда происходил массовый отток в город, в сельской местности в СССР проживало 109,7 млн. чел. против городского населения в 88,2 млн. чел., но коллективизация и механизация
труда, а также массовое образование и появление СМИ окончательно сформировало новый тип гражданского общества. В этот же исторический период быстрыми темпами развивалось среднее и профессиональное образование, удлинялся возрастной период взросления, государство вводило беспрецедентные меры по защите интересов детей. Иерархическая структура традиционного общества, когда женщины занимались исключительно домашним хозяйством, а мужчины экономическим обеспечением, была окончательно разрушена. Открылись детские сады и школы, сделав женщин полноценной частью социума, появились новые экономические реалии: карьера, квалификация, заработная плата, что уровняло женщин с мужчинами. Изменился характер семейных отношений и образ жизни семьи, когда, с одной стороны, государство заявило о свободе женщины-матери и равенстве супругов, с другой стороны, развод стал обычным общественным явлением и снизился уровень рождаемости.
Когда говорят, что государство стоит на защите семьи, то возникает вопрос: от кого государство защищает семью? От рыночной экономики, являющейся основой финансово-экономических отношений государства? Речь на самом деле идет о различном субсидировании. Политические и экономические сложности замедляют рост благосостояния, из-за этого возникает необходимость предоставления семьям экономической защиты. Развитые государства провозглашают в качестве приоритета своей политики интересы семьи, материнства и детства, сохранение и укрепление семьи, создание благоприятного семейного климата. Это необходимые аспекты, но сохранение семьи в своей ключевой основе строится на нравственно воспитанных здоровых личностях и организованном морально зрелом обществе. Благосостояние играет важную роль в сохранении формы, но не содержания в структуре семейных ценностей.
Современная социология определяет, что строение общества, его социальная структура в целом - совокупность более мелких общественных объединений, включая семью. Общество не определяет свои цели и задачи, как патриархальная семья, - это делает за него государство. Оно предлагает направление развития, а при отсутствии направления общество начинает деградировать, привыкнув, что сохранением целостности социума занимается государство. Теперь семья из самостоятельного института внутри каждой страты стала общественной ячейкой.
В современном мире взаимоотношения семьи и государства разрешаются путем договорной регламентации. Семья получила статус социального института, и ее отношения больше не являются личным делом. Государство заключило с семьей общественный договор, и их взаимоотношения относятся к семейному праву, теперь семья стала частью существующих в государстве социально-экономических отношений. С другой стороны, семья начала целенаправленно служить обществу, и государство контролирует эти процессы, чтобы выполнялись функции воспроизводства и социализировались новые поколения, в воспитании которых участвуют теперь семья, школа и общественные организации. Выстроилась новая система взаимоотношений между семьей, обществом и государством, где государство напрямую или через свои социальные институты принимает решения о поддержке семей, которые либо в наибольшей мере нуждаются в материальной поддержке, либо требуют пристального внимания к воспроизводству или внутренней деятельности, если она асоциального характера [5].
Для государства, даже не имеющего идеологии, семья стала социальным институтом, который воспитывает производственные ресурсы, социализируя и воспитывая участников социально-экономических процессов. Без качественно подготовленного «продукта семейного производства» государство не может полноценно развиваться и бесперебойно функционировать. На первый взгляд, семья независима от государства и имеет право принимать любые решения, касающиеся ее внутренней жизни. Но государство оставляет за собой право решать, с кем из родителей будут проживать дети при разводе или о них будет заботиться само государство, а также решать вопросы, кто и кому должен после бракоразводного
Библиографический список
процесса. Независимость семьи находится в рамках юридического контроля, общество играет второстепенную роль и тоже управляется государством. В этой системе правовых отношений необходимо найти место духовно-нравственному воспитанию с его живыми культурными истоками межчеловеческих ценностей и высших духовных отношений. Современные семья и общество подчинены государству и регламентируются исключительно правовыми нормами без нравственной составляющей. Возвращение нравственного воспитания с опорой на многовековые ценности российского общества является одним из самых действенных способов сохранения семьи.
Семье принадлежит ведущая роль в формировании нравственных ценностей у детей и определяющее влияние в становлении личности. Ценности ребенка формируются теперь не только семьей, но общественными институтами, которые составляют различные программы по воспитанию, всего контекста, в котором он находится в период взросления. Теория свободного развития детей, подразумевающая отказ от принуждения и наказаний, рекомендует дать им полную свободу. Однако когда не формируются понятия добра и зла и способность контролировать свои поступки, это оборачивается в итоге вседозволенностью. Популярная теория либерального воспитания, провозглашающая чрезмерный акцент на незыблемости прав и индивидуальных свобод, проявляется у подростков в завышенных ожиданиях от общества и значения собственной личности в обществе. Социальная направленность такого воспитания - «я заслуживаю лучшего» - является одной из основных предпосылок девальвации семейных ценностей, причиной распада семейных отношений.
С развитием технологий появляются новые проблемы, когда средством самовыражения становится не общество, а социальные сети, виртуальный образ человека стал не просто двойником реального прототипа, а самостоятельной единицей. Распад структуры общества, частью которого является семья, означает исчезновение социальной среды, обеспечивающей выполнение каждым ее членом нравственных и правовых норм, что значительно повышает опасность социальных потрясений. В условиях глубокого экономического и культурного кризиса образовались многомерные линии раскола, требующие обновления методологического инструментария, особенно в части теории, связанной с возвращением в образование воспитания.
Изменения общества в определенном хронологическом интервале, безусловно, влияют на семейные отношения и формирование мировоззрения молодых людей. Культура семьи и народа сохраняется тогда, когда система ценностей предыдущих поколений остается почти неизменной и передается в виде воспитания, традиций и обычаев. Задача современной педагогики - интегрировать традиционную культуру воспитания в современное образовательное пространство и помочь семье воспитать такую молодежь, для которой семья станет центральным институтом социальной жизни, вот тогда и оздоровится все общество.
Школа и семья составляют весомую часть общества, объединившись в совместных благих целях формирования подрастающего поколения, при условии, что на смену традиционного не придет дистанционное образование. В таком случае педагогика перестанет в России существовать как наука, а о мечтах по поводу школьного воспитания можно будет забыть. Дистанционная форма обучения, с одной стороны, приведет к очень большому сокращению расходов на образование, а с другой - в ней заинтересованы крупные корпорации, которые владеют цифровыми платформами и технологиями, промышленностью, выпускающей компьютерное оборудование, когда нужны стабильные рынки сбыта, а школа - источник государственного финансирования. Образовательные услуги активно переходят на онлайн-платформы, рынок финансово привлекателен и является одним из самых перспективных. Но, с точки зрения общества и семьи, если школа выпадет из процесса воспитания как важный общественный институт, то образование быстро деградирует, а воспитание разделится между родителями и улицей, что полностью противоречит интересам безопасности государства.
1. Биктагирова ГФ. Семейная педагогика. Available at: https: //edu.kpfu.ru/ pluginfile.php /44791/course/summary/9. pdf
2. Культура РФ. Домострой: нормы семейной жизни на Руси. Available at: https: //www.culture.ru/materials /254777/ domostroi-normy-semeinoi-zhizni-na-rusi
3. Пашков С.В. Семья в системе духовно-нравственных ценностей Русского мира: традиции истории и реалии глобализирующейся культуры. Available at: https: // cyberleninka.ru/ article/n/ semya-v-sisteme-duhovno-nravstvennyh-tsennostey-russkogo-mira-traditsii-istorii-i-realii-globaliziruyuscheysya-kultury/viewer
4. Бельская О.Н. Психологический феномен брака и семьи в современной и дореволюционной России. Евразийский союз ученых. 2016; № 3-6 (24): 9 - 11.
5. Новый текст Конституции РФ с поправками 2020. Available at: http://duma.gov.ru/news/48953/
References
1. Biktagirova G.F. Semejnaya pedagogika. Available at: https: //edu.kpfu.ru/ pluginfile.php /44791/course/summary/9. pdf
2. Kultura RF. Domostroj: normy semejnojzhizni na Rusi. Available at: https: //www.culture.ru/materials /254777/ domostroi-normy-semeinoi-zhizni-na-rusi
3. Pashkov S.V. Sem'ya v sisteme duhovno-nravstvennyh cennostejRusskogo mira: tradiciiistorii irealiiglobaliziruyuschejsya kultury. Available at: https: //cyberleninka.ru/ article/n/ semya-v-sisteme-duhovno-nravstvennyh-tsennostey-russkogo-mira-traditsii-istorii-i-realii-globaliziruyuscheysya-kultury/viewer
4. Bel'skaya O.N. Psihologicheskij fenomen braka i sem'i v sovremennoj i dorevolyucionnoj Rossii. Evrazijskijsoyuz uchenyh. 2016; № 3-6 (24): 9 - 11.
5. Novyj tekst Konstitucii RF s popravkami 2020. Available at: http://duma.gov.ru/news/48953/
Статья поступила в редакцию 12.03.21