Научная статья на тему 'Ретроспектива моральных устоев Российской семьи в аспекте золотого правила нравственности'

Ретроспектива моральных устоев Российской семьи в аспекте золотого правила нравственности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
568
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ / МОРАЛЬНЫЕ УСТОИ / СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ЛИЧНОСТЬ / НРАВСТВЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ / НРАВСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ / НРАВСТВЕННЫЕ ЧУВСТВА / VALUES / THE GOLDEN RULE OF MORALITY / MORAL PRINCIPLES / FAMILY RELATIONSHIPS / PERSONALITY / MORAL BEHAVIOR / MORAL CONSCIOUSNESS / MORAL FEELINGS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Разорвина А. С.

В статье рассматривается такое понятие как моральные устои семьи, которые будут различными в разные исторические периоды. Моральные устои должны соответствовать общечеловеческим ценностям, т.к. именно такие ценности являются основой формирования моральных норм у ребенка в семье. Во все времена существования семьи как социального института человечеством предпринимались попытки создания некоего свода правил, морального кодекса поведения в семье, в качестве примера рассмотрен «Домострой». Автор обосновывает мысль о том, что современный человек негативно относится ко всякого рода границам, рамкам и длинные списки правил, инструкций вызывают внутренний конфликт, ограничивают свободу. С этой позиции «золотое правило нравственности» является простым и понятным даже ребенку императивом, который, по сути, может заменить длинные списки правил. Представленное исследование имеет большой психолого-педагогический потенциал, т.к. ориентация на соблюдение нравственных норм в семейных отношениях способствует развитию нравственного сознания личности каждого члена семьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RETROSPECTIVE OF THE MORAL FOUNDATIONS OF THE RUSSIAN FAMILY IN THE ASPECT OF THE GOLDEN RULE OF MORALITY

The article discusses such a concept as the moral principles of the family, which will be different in different historical periods. Moral principles must correspond to universal values, because it is these values that are the basis for the formation of moral standards of the child in the family. At all times of the existence of the family as a social institution, mankind made attempts to create a certain set of rules, a moral code of conduct in the family, “Domostroy” was considered as an example. The author substantiates the idea that a modern person negatively refers to all kinds of borders, frames, and long lists of rules and instructions cause internal conflict and limit freedom. From this point of view, the “golden rule of morality” is an imperative that is simple and understandable even for a child, which, in fact, can replace long lists of rules. The presented study has great psychological and pedagogical potential, because orientation to compliance with moral standards in family relations contributes to the development of moral consciousness of the personality of each member of the family.

Текст научной работы на тему «Ретроспектива моральных устоев Российской семьи в аспекте золотого правила нравственности»

УДК 173.7 + 37.015.3

РЕТРОСПЕКТИВА МОРАЛЬНЫХ УСТОЕВ РОССИЙСКОЙ СЕМЬИ В АСПЕКТЕ ЗОЛОТОГО ПРАВИЛА НРАВСТВЕННОСТИ

А.С. Разорвина

Аннотация. В статье рассматривается такое понятие как моральные устои семьи, которые будут различными в разные исторические периоды. Моральные устои должны соответствовать общечеловеческим ценностям, т.к. именно такие ценности являются основой формирования моральных норм у ребенка в семье. Во все времена существования семьи как социального института человечеством предпринимались попытки создания некоего свода правил, морального кодекса поведения в семье, в качестве примера рассмотрен «Домострой». Автор обосновывает мысль о том, что современный человек негативно относится ко всякого рода границам, рамкам и длинные списки правил, инструкций вызывают внутренний конфликт, ограничивают свободу. С этой позиции «золотое правило нравственности» является простым и понятным даже ребенку императивом, который, по сути, может заменить длинные списки правил. Представленное исследование имеет большой психолого-педагогический потенциал, т.к. ориентация на соблюдение нравственных норм в семейных отношениях способствует развитию нравственного сознания личности каждого члена семьи.

Ключевые слова: ценности, золотое правило нравственности, моральные устои, семейные отношения, личность, нравственное поведение, нравственное сознание, нравственные чувства.

RETROSPECTIVE OF THE MORAL FOUNDATIONS OF THE RUSSIAN FAMILY IN THE ASPECT OF THE GOLDEN RULE OF MORALITY

A. Razorvina

Abstract. The article discusses such a concept as the moral principles of the family, which will be different in different historical periods. Moral principles must correspond to universal values, because it is these values that are the basis for the formation of moral standards of the child in the family. At all times of the existence of the family as a social institution, mankind made attempts to create a certain set of rules, a moral code of conduct in the family, "Domostroy" was considered as an example. The author substantiates the idea that a modern person negatively refers to all kinds of borders, frames, and long lists of rules and instructions cause internal conflict and limit freedom. From this point of view, the "golden rule of morality" is an imperative that is simple and understandable even for a child, which, in fact, can replace long lists of rules. The presented study has great psychological and pedagogical potential, because orientation to compliance with moral standards in family relations contributes to the development of moral consciousness of the personality of each member of the family.

Keywords: values, the golden rule of morality, moral principles, family relationships, personality, moral behavior, moral consciousness, moral feelings.

Моральные устои семьи определяются как теоретические представления, концепции, правила, определяющие мысли и поведение человека в семье. Моральные устои - привычка, выработанная каким-либо воспитанием. На первый взгляд может показаться, что бытовые привычки - динамическое, подвижное образование личности, а моральные привычки -абсолютны, неизменны. Но все, что касается человека - относительно. Добро, зло, правда, ложь - понятия относительные, т.е. каждый понимает их в зависимости от своего воспитания и среды обитания. Когда создается новая семья, соединяются люди, которые были воспитаны в разных условиях и семьях. Для того, чтобы счастливо жить своей семьей и воспитывать своих детей добродетельно, необходимо выработать моральный устой семьи.

Основными функциями семьи считаются репродуктивная и воспитательная (С.Н. Гавров, Т.К. Ким, В.Я. Титаренко, Л.Б. Шнейдер и др.). С течением времени происходит изменение функций: они могут утрачиваться полностью или трансформироваться в соответствии с новыми социальными, экономическими и политическими условиями. Повышается уровень терпимости к нарушениям норм поведения в сфере брачно-семейных отношений, например, рождению детей вне брака, супружеским изменам и т.д. В современной семье возросло значение эмоциональной функции, духовного общения, сексуально-эротической составляющей. Брак рассматривается все более как союз, основанный на эмоциональных связях, а не на хозяйственно-экономических.

По мнению Е.В. Золотухиной-Аболиной

современные люди в большинстве своем не являются образцами для подражания, т.к. часто бывают жадны, жестоки, несправедливы, нечестны, эгоистичны, поддаются низменным страстям и безразличны к страданиям других. Кроме того, не знают настоящей любви, сводя ее смысл лишь к физическому соединению тел [4, с.489]. Пропаганда насилия, жестокости и разврата с федеральных каналов и из сети Интернет негативно влияет на неокрепшую детскую психику.

Таким образом, проблема воспитания нравственной личности является крайне актуальной на современном этапе; границы нравственности и безнравственности

размываются в сознании людей. Говоря о нравственной личности, мы должны упомянуть понятия «нравственное поведение»

(обусловленное нравственными нормами и принципами, регулирующими отношения людей в данном обществе), «нравственное сознание» (отражение реальных отношений людей друг к другу и к различным формам жизни общества в виде совокупности принципов, норм, оценок, регулирующих общение и поведение людей в целях достижения единства социальных и личных интересов) и «нравственные чувства» (высшие чувства, которые человек переживает в связи с осознанием соответствия (тогда человек может испытывать такие чувства, как

доброжелательность, любовь, патриотизм, сочувствие и др.) или несоответствия (тогда человек испытывает сожаление о совершенном поступке, чувство стыда, раскаяния т.д.) его поведения требованиям общественной морали).

Анализ имеющихся исследований по данной проблеме (С.Ф. Анисимов, О.Г. Дробницкий, Б.Т. Лихачев и др.) показал, что именно ценности: личностные (жизнь человека, физическое здоровье, честь и достоинство личности, права человека, в том числе ребенка); национальные (родная земля, родной язык, история народа, национальная культура, святыни);

государственные (родина, уважение к государственным символам, патриотизм); семейные (родители, родные, отчий дом, традиции семьи и т.д.); общечеловеческие (истина, добро, благо, красота и другие) должны стать фундаментом, на котором происходит формирование норм морали у ребенка [5, с.4].

Воспитание подрастающего поколения нравственными, добродетельными людьми - цель современного общества, т.к. добродетельный нравственный человек ориентирован на благо общества и государства [7, с.60]. Названная цель лучше всего достигается в семейном воспитании

при условии, что родители и другие воспитывающие взрослые члены семьи имеют высокие моральные устои, которые соответствуют общечеловеческим ценностям. На данном этапе развития общества мы можем наблюдать, что во многих случаях семья не справляется с возложенной на нее функцией. По мнению А. Лапина, главная причина деградации семьи как социального института и провала ее воспитательной функции заключается в резком падении уровня жизни населения, «бедность плодит неблагополучные семьи» [6].

Процесс воспитания нравственных качеств у человека - длительный процесс, никогда нельзя сказать, что этот процесс полностью завершен, т.к. пределов у нравственного развития нет, никто не может сказать, что достигнут конечный результат в воспитании нравственности. Изменения в культуре и обществе, влияющие на нравственность человека, происходили в прошлом, происходят в данный момент и будут происходить в будущем, и предвидеть их невозможно. Поэтому мы считаем необходимым для образовательных организаций (детские сады и общеобразовательные школы) проводить работу с родителями именно в направлении повышения нравственности семейных отношений.

Попытки составить свод правил, с помощью которых упорядочивалось бы поведение членов семьи, предпринимались с тех пор, как семья возникла. И в древнем мире, и в наше время была и есть задача обеспечить человека всеми нравственными качествами, которые помогли бы ему правильно осмыслить существование в мире, отношение к семье, самому себе и людям, которые живут рядом. На Руси (XVI в.) в качестве такой попытки можно упомянуть «Домострой» -64 главы свода житейских правил (хотя существуют и другие подобные сборники наставлений, более ранние «Поучение» Мономаха», «Златоуст», «Стоглав»).

«Домострой» является памятником

педагогической мысли на Руси и фактически «Домострой» систематизировал и оформил сложившиеся в то время морально-этические нормы поведения. В обыденном сознании существует стереотип, что «Домострой» - это синоним авторитарности, жестокости в семейных отношениях, практически название этой книги стало нарицательным для подобных отношений. Современные родители редко вспоминают какие-либо иные наставления из «Домостроя», кроме применения ко всем домашним телесных наказаний. На самом же деле, книга не противоречит гуманистическим ценностям, в

центре внимания - вопросы воспитания детей и этика семейных отношений. Этическое ядро книги - христианское соединение веры, закона и любви: «Самому тебе, господину, и жене, и детям, и домочадцам - не красть, не блудить, не лгать, не клеветать, не завидовать, не обижать, не наушничать, на чужое не посягать, не осуждать, не бражничать, не высмеивать, не помнить зла, ни на кого не гневаться, к старшим быть послушным и покорным, к средним - дружелюбным, к младшим и убогим - приветливым и милостивым, всякое дело править без волокиты и особенно не обижать в оплате работника, всякую же обиду с благодарностью претерпеть ради Бога: и поношение, и укоризну, если поделом поносят и укоряют, с любовию принимать и подобного безрассудства избегать, а в ответ не мстить. Если же ни в чем не повинен, за это от Бога награду получишь. А домочадцев своих учи страху Божию и всякой добродетели, и сам то же делай, и вместе от Бога получите милость» [3].

В рамках наших исследований и организации работы с родителями дошкольников в ДОУ по их ориентации на нравственные семейные отношения мы обращаем их внимание на вечные семейные ценности, как раз такие, о которых написано в «Домострое». Во время проектной работы родители составляют свод своих семейных законов. В среднем в таких кодексах бывает 8 - 10 правил, например таких: «Уважать друг друга и учитывать мнение каждого, даже во время ссор и конфликтов», «Доверять членам своей семьи», «Помогать друг другу», «Проявлять свою любовь словами и поступками» и т.д. В некоторых случаях составление такого свода носит формальный характер.

Психологи полагают, что наличие объемного списка правил, инструкций действует на человека угнетающе, вызывает внутренний протест, тем более дома, в семье. Современный человек, живущий в цифровой среде, в глобализированном мире, считает главной ценностью личную свободу, отсутствие излишнего количества инструкций. Поэтому так называемое «золотое правило нравственности», которое упоминалось еще в VI - V в. до н.э. Аристотелем [1, с.265] (а также Сократом, Платоном, Сенекой, Конфуцием и др. в виде созвучных суждений), «золотым» было названо в XVIII в. (А.А. Гусейнов [2, с.25]) приобретает особую значимость в формировании семейного морального устоя. Правило имеет

множество формулировок: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой» (положительный аспект), «Не делай другим того, чего не хочешь по отношению к себе» (отрицательный аспект). Различные

формулировки «золотого правила» встречаются в священных книгах мировых религий: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Иудаизм -Пятикнижие, Христианство - Евангелие) «Делайте всем людям то, что вы желали бы, чтобы вам делали люди, и не делайте другим того, чего вы не желали бы себе» (Ислам, Коран), «Пусть [человек] не причиняет другому того, что неприятно ему самому» (Индуизм). В любой из формулировок правило понятно любому человеку, даже маленькому ребенку (что важно для семейного воспитания и семейных отношений) и является универсальным, т.е. может заменить собой длинные списки правил. Мы полагаем, что «золотое правило нравственности» вместо длинного списка инструкций является психологическим условием эффективности педагогического воздействия членов семьи друг на друга.

А.П. Скрипник считает, что это правило стало «квинтэссенцией нравственного отношения к другому человеку вообще» [8, с.12]. Человек, воспитанный на основе «золотого правила нравственности», живущий в соответствии с ним, делает все возможное, чтобы оно было обращено на других людей. Обращенность «золотого правила нравственности» не только на себя, а на других людей, делает человека подлинно добродетельным. Воспитание добродетелей в человеке, их обращенность на других людей создает условия для того, чтобы человек был верным своей родине, борющимся и созидающим, что и является целью воспитания подрастающего поколения.

Психолого-педагогический потенциал нашего исследования состоит в том, что, способствуя формированию моральных устоев семьи и направляя на соблюдение нравственных норм в семейных отношениях (таких, как «золотое правило нравственности», например), мы ориентируем родителей дошкольников на развитие их личности прежде всего как нравственного существа, формирование нравственного сознания, нравственного поведения и нравственных чувств, что выводит личность на высший уровень ее развития.

Литература:

1. Аристотель. Сочинения / Аристотель: в 4 т. - М.: Мысль, 1983. - Т.4. - 830 с.

2. Гусейнов А.А. Этика: учеб. для студентов вузов / А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян. - Москва: Гардарика, 1998. - 470 с.

3. Домострой: Кн., которая содержит в себе полез. сведения, поучения и наставления всякому христианину - и мужу, и жене, и детям, и слугам, и служанкам. - Минск: Творч.-произв. центр «Полифакт», 1991. - 47 с.

4. Золотухина-Аболина Е.В. Этика: учебное пособие / Е.В. Золотухина-Аболина. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. - 524 с.

5. Казимирская Т.А. Ценностные ориентации в нравственном воспитании детей: автореф. дис. ... канд.

пед. наук: 13.00.01 / Казимирская Тамара Анатольевна.

- М.: 2002. - 25 с.

6. Лапин А.Е. Оценка социально-экономического потенциала Ульяновской области / А.Е. Лапин, В.П. Смолькин // Вестник Самарского государственного экономического университета. - 2016. - № 6(140). - С. 60-66.

7. Мораль и нравственность как предмет педагогической рефлексии. Лекция 1: Становление понятий «мораль» и «нравственность» в трудах древних мыслителей и классиков европейской философии; сост.: А.В. Гущина. - Самара: ПГСГА, 2015. - 72 с.

8. Скрипник А.П. Этика: учебник / А.П. Скрипник.

- М.: Проект, 2004. - 346 с.

Сведения об авторе:

Разорвина Анна Сергеевна (г. Ульяновск, Россия), старший преподаватель кафедры иностранных языков, Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, e-mail: anna 141281@mail .ru

Data about the author:

A. Razorvina (Ulyanovsk, Russia), Senior Lecturer of the Department of Foreign Languages, Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov, e-mail: anna141281@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.