Дворецкова П.А.
студентка 2 курса направления подготовки «Юриспруденция», Тамбовский филиал РАНХиГС г. Тамбов, Россия
СЕМЬЯ И БРАК В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ Аннотация: В статье рассматривается специфика древнеиндийского брачно-семейного права, его особенности и проблемы эволюции.
Ключевые слова: Древняя Индия, семья, брак, варны, брахманы, вайшьи, шудры, кшатрии.
Dvoretskova P.A.
1th year student of the specialty Jurisprudence,
Tambov branch RANEPA, Tambov, Russia
FAMILY AND MARRIAGE IN ANCIENT INDIA Abstract: The article deals with the specifics of the ancient Indian matrimonial law, its features and changes.
Key words: Ancient India, the family, marriage, varna, brahmins, vaishyas, sudras, kshatriyas.
Брак — древнейший институт человеческого общества — прошёл сложный путь развития. От родоплеменных форм общежития, через «большую семью», к семье, состоящей только из родителей и детей. Огромное влияние на брак в Древней Индии, как и в Индии современной, наложила специфическая варновая система общества, которая определяла все общественные отношения в государстве. Варна - обозначение качества человека, влияющего на его положение в обществе. Изначально в Древней Индии было 4 варны: брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вайшьи (земледельцы) и шудры (слуги).
Специфичность древнеиндийского брачно-семейного права, нашла свое отражение в таких источниках, как Дхармашастра Ману (Законы Ману) и Артхашастра Каутильи.
Индийская семья была и до сих пор остается большой семьей, то есть братья, дяди, двоюродные братья и племянники тесно связаны друг с другом. Они живут все вместе под одной крышей и часто сообща владеют недвижимым имуществом рода. Индийская семья была патриархальной и патрилинейной. Отец был главой дома и распоряжался общим имуществом, главенствующая роль передавалась по мужской линии.
Обилие обрядов при рождении в семье ребёнка указывает на то, какое значение он имел в жизни родителей. В древнейших гимнах «Ригведы» (собрания религиозных гимнов, первого известного памятника индийской литературы) о рождении сына говорится как о величайшей благодати. Считалось чрезвычайно важным иметь хотя бы одного сына, без них прекратилось бы продолжение рода. Девочки, напротив, не способствовали продлению рода, поскольку после замужества становились членами семьи мужа. Кроме того, их нужно было обеспечивать приданым, отсутствие которого обрекало девушку на безбрачие, что не раз приводило к самоубийству. Трудности в поисках престижного жениха и святая обязанность отца выдать дочь замуж служили почвой для распространения браков несовершеннолетних, признания действительными браков с невменяемым, тяжело больным (прокаженным) мужчиной [2]. Поэтому рождение девочек было не очень желательным. Согласно большинству авторитетных источников, женщина считается существом низшим перед законом: «Отец охраняет ее в детстве, муж охраняет в молодости, сыновья в старости; женщина никогда не пригодна для самостоятельности» [1].
Молодой человек, достигший двадцатилетнего возраста, возвращался домой, чтобы включиться в повседневную жизнь своей варны и как можно скорее вступить в брак, так как, если он не принял обета безбрачия, женитьба и продолжение рода считались его прямой обязанностью.
Брак, освященный религией, и в настоящее время устраивается родителями жениха и невесты после длительных переговоров и изучения
предзнаменований, гороскопов и благоприятных физических примет. Вступающие в брак обычно принадлежат к одной варне.
Считалось, что в идеальном браке возраст невесты должен составлять треть возраста жениха. Детские браки вообще не упоминаются в священной литературе древней Индии, так как источники в области медицины утверждают, что здоровые дети рождаются от матерей старше 16 лет, и, по-видимому, признавая, что детские браки имели место, осуждают подобную практику.
В древних руководствах перечисляются восемь типов брака, получивших свои названия по именам богов и различных сверхъестественных существ [1].
1. Брахма: девушку выдают с соответствующим обычаю приданым за человека того же сословия, преобладали среди высших сословий.
2. Дайва: домохозяин отдает свою дочь жрецу в вознаграждение за то, что тот совершил жертвоприношение.
3. Арша: за невестой не дают приданого, а, напротив, за нее требуют символический выкуп в виде коровы или быка.
4. Праджапатья: отец выдает дочь замуж без приданого и без выкупа.
5. Гандхарва: заключается с согласия обеих сторон, часто без всяких обрядов, кроме устного обещания. Такой брак часто бывал тайным.
6. Асура: брак с выкупом невесты.
7. Ракшаса: брак с умыканием невесты, практиковался у воинов.
8. Пайшача: обольщение девушки, пребывающей в сонном состоянии, умалишенной или пьяной, которое едва ли вообще можно назвать браком. Согласно книгам законов, допустим разве что для низших из низших, единодушно осуждается всеми источниками.
Из этих восьми форм лишь первые четыре были общепризнанными и считались допустимыми для брахманов: «В семьях, возникших от четырех форм брака, начиная с первого, рождаются сыновья, сияющие знанием Веды,
одобряемые учеными людьми» [1]. На последние формы брака, названные именами демонов, люди благочестивые смотрели неодобрительно. Однако, брак гандхарва, который часто сводился лишь к временной связи, пользовался признанием, он разрешался членам варны воинов и двух низших сословий. Особой формой брака гандхарва была сваямвара, то есть «собственный выбор». В «книгах законов» указывается, что, если родители не выдают дочь замуж тотчас же по достижении ею половой зрелости, она имеет право сама выбирать мужа.
Все священные сочинения не одобряют асуру, при котором невесту просто покупали у отца, хотя «Артхашастра» безоговорочно признает этот брак.
Брак в дхармашастрах признавался священным и нерасторжимым для женщин. Были запрещены вторичные браки вдов [1]. Жена не освобождалась от мужа ни в случае ее продажи или оставления мужем, ни в случае его смерти [1].
Хотя, в религиозных «книгах законов» не говорится о разводе, «Артхашастра» свидетельствует о том, что он был возможен в более ранние времена, если брак не был освящен религиозным ритуалом. В этом случае развод дозволялся с обоюдного согласия сторон, если они не могли продолжать совместную жизнь и даже без согласия одной стороны, если от этой последней можно было ожидать серьезной опасности для жизни другого супруга [2]. «Артхашастра» допускает развод даже после религиозного освящения, если муж покинул жену. Однако во времена Гуптов развод для членов высших сословий стал полностью невозможен. Но для многих низших каст развод до сих пор допускается обычаями.
В Индии, как и во всем мире, простые люди обычно придерживались моногамии, хотя полигамия была известна уже во времена «Ригведы». Цари и вожди племен, как правило, имели не одну жену, так же как и многие брахманы и наиболее обеспеченные представители низших сословий.
В обычных обстоятельствах полигамия не очень поощрялась ранним законодательством. Однако полигамные браки упоминаются весьма часто, и можно предположить, что они были вполне обычным явлением во всех слоях общества, которые могли позволить себе эту роскошь.
Мужу предписывалось относиться ко всем женам одинаково, однако трудно было принудить к этому в законодательном порядке. Привязанная навсегда к дому мужа, первая жена нередко страдала, видя счастливую соперницу. Полигамные браки не обязательно оказывались несчастливыми, и первая жена, если у нее были сыновья, всегда могла утешиться сознанием того, что она — главная из жен и хозяйка дома, имеющая право на первое место рядом со своим мужем во время всех семейных торжеств и обрядов.
Тогда как полигамия была довольно обычным явлением, ее противоположность — полиандрия — изредка тоже встречалась, хотя почти везде она была неприемлема для людей уважаемых сословий. Однако в Законах Ману можно найти следы полиандрии, когда братья имели одну жену, ребенок которой считался сыном всех братьев.
Если жена оказывалась бездетной, мужчина, желая иметь сына, мог без ущерба для своей репутации взять другую жену, причем мог делать это многократно, поскольку в данном случае к полигамии обязывал религиозный долг. Мужу разрешалось привести в дом вторую жену, если первая имеет злобный нрав, расточительна, тяжело больна, привержена к пьянству. Жене разрешено изменить мужу только в одном случае: если он отлучился в дальние края и не оставил ей средств к существованию, «ибо даже добродетельная жена, мучимая недостатком средств существования, может согрешить» [2].
Женщинам из высших каст следовало избегать общения с представителями противоположного пола. «Артхашастра», предписывает довольно строгие наказания жен, ведущих себя нескромно. Таким образом, муж имел право почти неограниченного контроля над поведением жены.
Первейшая обязанность замужней женщины состояла в том, чтобы прислуживать мужу, приносить и уносить то, что он пожелает, растирать ему ноги, если он устал, вставать утром раньше, чем он, есть и ложиться спать после него. Ей надо быть всегда веселой, искусной в домашних делах, она обязана полностью подчиняться мужу. Жена была не только собственностью, а частью его самого. Муж мог взять другую жену, принудить жену к сожительству с другим мужчиной. В случае смерти бездетного мужа, жена должна по требованию родственников родить ребенка от деверя или от другого близкого человека [1]. Идеалом жены в Древней Индии считалась женщина, которая после смерти мужа кончала жизнь самоубийством, восходя на костер, в котором сжигали труп ее мужа. Зато муж, почтив священными огнями умершую жену, мог вступить в новый брак. Видимо, поэтому женщины-идеалы, следующие за своими мужьями на костер, были все же редкостью.
Но по ряду норм женщина отнюдь не являлась бесправной. Провозглашение полной зависимости женщин от мужчин, соседствовало с утверждением, что мать превосходит почтенностью отца в тысячу раз. Во всех источниках утверждается, что с женщиной следует обращаться нежно, хорошо ее содержать, окружать роскошью в доступных для мужа пределах. Следовательно, отношение древних индийцев к женщине было весьма двойственным. Она была одновременно и богиней и рабой, и святой и блудницей.
Список литературы
1. Законы Ману [Текст] // Перевод С. Д. Эльмановича - М.: Институт Востоковедения, 2000. - 123 с.
2. Архашастра Каутильи [Текст] // Перевод А. А. Вигасина, А. М. Самозванцева - М.: Наука, 1984. - 254 с.
3. Снесарев, А.Е. Невероятная Индия: религии, касты, обычаи. [Текст] / А.Е. Снесарев. М.: Ломоносовъ, 2012 г. - 164 с.
4. Вигасин, А.А. История и культура Древней Индии: Тексты. [Текст] / А.А. Вигасин. М.: Изд-во МГУ, 1990. - 352 с.