Научная статья на тему 'Семиотическое пространство культуры'

Семиотическое пространство культуры Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
405
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМИОСФЕРА / СЕМИОТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Василькова Е. В.

В статье анализируются понятия «семиосфера» и «семиотическое пространство культуры» в их взаимодействии, что способствует более успешному диалогу культур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Семиотическое пространство культуры»

СЕМИОТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО КУЛЬТУРЫ

© Василькова Е.В.*

Нижневартовский экономико-правовой институт (филиал) Тюменского государственного университета, г. Нижневартовск

В статье анализируются понятия «семиосфера» и «семиотическое пространство культуры» в их взаимодействии, что способствует более успешному диалогу культур.

Ключевые слова семиосфера, семиотическое пространство культуры.

Несмотря на множество определений понятия «культура», существующих в наших учебных пособиях, пожалуй, большинство исследователей согласится с определением культуры как совокупности средств, с помощью которых происходит физическое и духовное совершенствование человека. Культура должна служить делу облагораживания личности и человеческого сообщества. В 20-30-е годы XX столетия начали распространяться формальные методы изучения культуры, один из которых - семиотический. Первая семиотическая концепция культуры была предложена В.В. Ивановым, Ю.М Лотманом и др. в 1973 году. Было введено понятие «семиотика культуры», а культура определялась как иерархическая знаковая система, или иерархическая пирамида знаковых систем. Почему выбраны знаки? Знаки замещают скрытые за ними сущности (которые, в свою очередь, определяют социальное поведение людей). Понятие знак определяется как материальный объект, символически представляющий предмет, явление, действие, событие. Знаками считаются изображения, признаки, символы. К важнейшим знаковым системам, конечно же, относятся языки, с помощью которых создаются тексты. Но необходимо помнить, что «текст» - не только сочинение языкового характера, но и любая целостность, имеющая смысл (например, ритуал или произведение искусства). И не все сочинения языкового характера можно назвать текстами в этом смысле, а только те, которые имеют определенные функции и значение (примерами текстов могут служить законы, молитвы, романы и т.д.).

Согласно знаковой теории культуры, культура - совокупность знаковых систем, или «семиосфера» (по Ю.М. Лотману), с помощью которых человечество или определенный народ поддерживает свою сплоченность, оберегает свои ценности, своеобразие своей культуры и ее связь с окружающим миром. Знаковые системы (их еще называют языками культуры) включают в себя виды искусства, социальную деятельность, модели поведения (включая жесты, одежду, манеры, ритуалы и прочее), а также традиционные методы,

* Доцент кафедры Иностранных языков и межкультурной профессиональной коммуникации, кандидат культурологии.

128

ЯЗЫК И КУЛЬТУРА

с помощью которых сообщество поддерживает свою историческую память и самосознание (к ним относятся мифы, история, правовые системы, религиозные верования и т.д.). Как было указано выше, основой семиотического понятия культуры является естественный язык. Он обеспечивает материалом многие вторичные моделирующие системы (или языки культуры). Именно с помощью языка все вторичные системы интерпретируются, закрепляются в памяти и вводятся в сознание личности и общества. Но что начинает происходить с культурой, когда она развивается на фоне нескольких семиотических пространств? Целостность культуры (и, соответственно, единство социума) определяется эффективностью знаковых систем, создаваемых и используемых этой культурой. Межчеловеческое (и межкультурное) общение создает тот самый «фон» (или семиотическое пространство), который регулирует все уровни человеческой активности (от индивидуально-личностной до социально-массовой). Чем сложнее социальная жизнь, тем существеннее роль фрагментов семиотических пространств. Другими словами, семиотическое пространство включает в себя все больше семи-осфер, которые активизируются в сложном взаимодействии на различных уровнях социальной коммуникации. Следовательно, назревает необходимость совершенствования знаковых структур. Происходит усиление роли символической фазы (в противоположность утилитарной фазе), что приводит к совокупности процессов, порождающих новую информацию.

У семиотического пространства нет узнаваемого клише (как в случае семиосферы), определяющего однозначно поведение индивида. Объединяя различные языки и социокоды, семиотическое пространство одновременно обеспечивает сохранение особенностей каждого.Успешный диалог культур, их существование в различных семиотических пространствах, обеспечивается совпадением глубинных смыслов, связанных с этими знаками. Но такое совпадение не сразу осознается. Поэтому задачей каждой заинтересованной в успешном диалоге личности является осознание наличия множества семиотических пространств и активизация культурно-языкового сотрудничества, необходимого как для более глубокого понимания своей культуры, так и культуры другой личности (сообщества).

Список литературы:

1. Иконникова С.Н., Большакова В.П. Теория культуры. - СПб.: Питер, 2008.

2. Перспективы метафизики: Классическая и неклассическая метафизика на рубеже веков. - СПб., 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.