Научная статья на тему 'СЕМИОТИЧЕСКО-ГЕНЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТРАКТОРОЗАВОДСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДА. 1920 - 1942'

СЕМИОТИЧЕСКО-ГЕНЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТРАКТОРОЗАВОДСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДА. 1920 - 1942 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
137
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО / ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕРРИТОРИЙ / РЕКОНСТРУКЦИЯ / СЕМИОТИКА ГОРОДА / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / ЖИЛЫЕ ЗОНЫ ПРОМЫШЛЕННЫХ РАЙОНОВ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Самойлова Н.В., Чибирикова Д.А.

В статье представлен результат генетического анализа архитектурно-планировочной организации центральной исторической части Тракторозаводского района Волгограда. Выявлен стилевой контекст и определены семиотические единицы, сформировавшиеся в архитектурно-градостроительной среде за период 1920-1942 годов развития района. Исследован процесс построения планировочного каркаса, структуры и композиции застройки, изучены основные элементы являющиеся основой семиотической памяти изучаемой территории Волгограда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Самойлова Н.В., Чибирикова Д.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SEMIOTIC-GENETIC ANALYSIS OF THE TRAKTOROZAVODSKY DISTRICT OF VOLGOGRAD. 1920 - 1942

The article presents the result of a genetic analysis of the architectural and planning organization of the central historical part of the Traktorozavodsky district of Volgograd. The stylistic context is revealed and the semiotic units formed in the architectural and urban planning environment during the period of 1920-1942 of the development of the region are determined. The process of formation of the planning frame, the structure and composition of the development was studied, the main elements that are the basis of the semiotic memory of the studied territory of Volgograd were studied.

Текст научной работы на тему «СЕМИОТИЧЕСКО-ГЕНЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТРАКТОРОЗАВОДСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДА. 1920 - 1942»

Семиотическо-генетический анализ Тракторозаводского района

Волгограда. 1920 - 1942.

Н.В. Самойлова, Д.А. Чибирикова ФГБОУ ВО Волгоградский государственный технический университет

Аннотация: В статье представлен результат генетического анализа архитектурно-планировочной организации центральной исторической части Тракторозаводского района Волгограда. Выявлен стилевой контекст и определены семиотические единицы, сформировавшиеся в архитектурно-градостроительной среде за период 1920-1942 годов развития района. Исследован процесс построения планировочного каркаса, структуры и композиции застройки, изучены основные элементы являющиеся основой семиотической памяти изучаемой территории Волгограда.

Ключевые слова: градостроительство, исторический анализ территорий, реконструкция, семиотика города, культурное наследие, жилые зоны промышленных районов.

Современный этап градостроительного развития городов России характеризуется большим количеством проектов по реконструкции объектов культурного наследия, а также реконструкции и реновации сложившихся планировочных структур. Современные проблемы регенерации градостроительной и ландшафтной среды, вопросы сохранения памятников архитектурного и культурного значения невозможно рассматривать вне семиотико-исторического анализа [1, 2]. Однако, в большинстве случаев вопрос восстановления исторического облика в проектах рассмотрен весьма поверхностно. В частности, это касается и исторически ценных архитектурно-градостроительных пространств Волгограда. Волгоград - это город, отстроенный заново после известной на весь мир Сталинградской битвы, город, в котором сохранилось мизерное количество старых строений - свидетелей его многовековой истории. Сегодня не так просто установить, где находились старые предместья, исторические здания. Об этом можно узнавать только из сохранившихся архивных и документальных источников. При этом мы имеем ввиду не только дореволюционные архитектурные сооружения, но и застройку возникшую до - и в первые десятилетия после Второй мировой войны. Стихийные реконструкции изменили облик районов,

сместили исходные семиотические акценты и модифицировали градостроительную среду, превратив её в латочное индифферентное, обессмысленное пространство. В связи с этим, планировка города, которая является уникальной по своим ценностным архитектурным и градостроительным характеристикам, оказалась поврежденной из-за отсутствия анализа её первоначального облика. Настоящая статья посвящена анализу ценной архитектурно-планировочной организации центральной части Тракторозаводского района Волгограда, этапам её эволюционного генетического развития, заложенным семиотическим единицам.

Нами поставлена цель, опираясь на архивные и другие, сохранившиеся фрагменты документов: описать процессы формирования планировки Тракторозаводского района Сталинграда в предвоенный период; выявить признаки идентичности архитектурной и градостроительной организации изучаемого района; найти исходные семиотические акценты, возникшие в процессе планировочного развития района.

При проведении исследования использовались методы комплексного исторического и семиотического анализа планировки района, на основании собранных исторических материалов, в том числе, документов государственного архива Волгоградской области, периодической печати, исторических исследований, проводимых учеными Волгоградской и Московской архитектурной школы. Применялись методы систематизации собранной информации, классификации по иерархии значимости для архитектурного и градостроительного развития, методы компьютерной графической обработки и переработки исторических материалов.

Результатом проведенного исследования стало выявление стратегических этапов архитектурно-планировочного развития Тракторозаводского района. Первый этап - Царицынский. Во времена Царицына Тракторозаводской район еще не был сформирован в виде единой

планировочной структуры, но имелись очаговые постройки. На старом генеральном плане Царицына видно, что это не запроектированная структура, а стихийная застройка. Большая часть территории использовалась под бахчевые посадки.

Началом второго - организованного этапа развития планировочного каркаса Тракторозаводского района Волгограда можно считать 1925 год (послереволюционный период). Волгоград становится столицей новообразованной территориальной единицы - Волгоградской области.

Согласно документам «Государственного архива Волгоградской области, «12 июля 1926 года состоялась торжественная закладка первого в СССР завода по производству тракторов. Волгоград был отобран из нескольких городов СССР для возведения первенца отечественного тяжелого машиностроения - Сталинградского тракторного завода» [3]. Этот выбор был обусловлен стратегическим расположением Сталинграда, который был расположен значительно ближе к крупнейшим сельскохозяйственным районам - потенциальных потребителей тракторов, по сравнению с другими городами, где возможно развивать тракторостроение (Ростов-на-Дону, Харьков, Таганрог, Запорожье и Сталино). Дополнительными преимуществами было то, что Сталинград стоял на перекрестке водных и железнодорожных путей. Строить новый завод решили в четырнадцати километрах к северу от центра Сталинграда, фактически в степи. В апреле 1927 года Совет труда и обороны СССР утвердил место постройки [3].

Выбор планировочного места строительства завода определил ряд факторов, повлиявших на развитие структуры застройки будущего жилого района: оторванность от р. Волги, вертикальную сеть улиц, которые ведут к заводу, прокладку центральной магистрали, связывающую с городом.

Согласно историческим данным, в 1928 году проектирование Сталинградского Тракторного завода осуществлял коллектив

Сталинградского филиала Гипромеза - Государственного института по проектированию металлозаводов [4]. Со стороны американских специалистов участие в организации производства принимал Альберт Кан. Все необходимое для сборки заводских цехов и строительные конструкции закупалось и изготавливалось в США, а затем отправлялось в Сталинград [5]. В 1929 году началось активное строительство завода. «Тракторный завод был построен в рекордно короткие сроки - за 11 месяцев. 17 июня 1930г. состоялся торжественный запуск завода, с конвейера сошел первый сталинградский трактор. Заводу присвоено имя Ф.Э. Дзержинского». В 1934 году с конвейера завода сошел стотысячный трактор [3].

Именно предвоенная постройка Сталинградского тракторного завода (далее СТЗ) стимулирует развитие и определяет планировочную структуру прилегающего к нему жилого района. Концепция стремительного развития промышленности в советских городах влечет за собой концентрацию жилищного строительства, массовую застройку, в большинстве случаев, типовыми домами, формируя вокруг промышленного предприятия новые районы. Изучение документов из фондов Государственного архива Волгоградской области позволило выявить, что одновременно со строительством СТЗ началось проектирование прилегающих к нему жилых поселков. Уже в октябре 1926 года были завершены проекты планировки и проектов жилых домов. Первым был разбит Верхний поселок - северо-западнее от завода, а затем между самим заводом и Волгой - Нижний поселок [6, с. 22].

Верхний поселок, по сравнению с другими частями района, отличается более сложной структурой: разнообразная по модулям строчная застройка, некоторые пространства сформированы в крупные замкнутые периметральные структуры (рис. 1). Верхний посёлок является доминирующим по площади территории и выделяется по своему

планировочному решению. На рисунке 1 видно, что в этот период сформирован каркас поселка, образованный тремя основными улицами, они же являются главными композиционными осями, которые лучами сходятся на площади им. Дзержинского и ведут к главной проходной центрального объекта - Сталинградского Тракторного завода. Площадь и проходные завода - главный семиотический центр жизни района, и поэтому он оформлен в композиционный центр планировочной структуры.

Рис.1. Планировочная структура Тракторозаводского района 1941 год (фото из архивных материалов [6]). Авторские сноски с плана на фотографии: ряд справа сверху-вниз: этапы строительства района (на плане указаны ракурсы фотоснимков); снизу: общественные постройки - слева направо здание современной музыкальной школы; Механический (тракторостроительный) институт; сверху вниз - Роддом Тракторозаводского района фото 1940 года.

Параллельно заводской территории расположена улица Иванова, часть современного проспекта им. В. И. Ленина. Перпендикулярно улице Иванова располагалась центральная композиционная ось - улица Советская (сегодня улица им. Дзержинского) в этот период она была пешеходно-транспортной. Биссектрисой прямого угла, образованного улицей Иванова и улицей Советской была 2-ая Продольная, современная улица Ополченская. Верхний поселок был отделен от заводской территории санитарно-защитной полосой, сформированной в прогулочный бульвар, в предвоенные годы он уже был хорошо озеленен и благоустроен.

Архитектурный облик домов Верхнего поселка довоенного периода включает два стиля сооружений. Первый - типовые жилые постройки, лаконичного облика без архитектурных изысков и невыразительные в композиционном аспекте, с однотипными фасадами. Главное в них это функциональное наполнение: «Стены жилых домов должны быть приняты толщиной в 2,5 кирпича. Этажность домов должна быть не менее 2, а для общежития допустимо и 3. Квартир в одном доме должно быть не более 12» [6, с.24]. Ко второму стилю мы относим объекты с выразительным образом, построенные в стиле конструктивизм. К ним относится, например, Дом Профессуры, Здание по проспекту Ленина 215, используемое сегодня как Музыкальная школа №2. Для этих объектов характерны: выразительная образная композиция, составленная из простых объемов; минималистичные декоративные элементы, подчеркивающие композиционное решение; внутреннее членение оконных проёмов на квадраты (или приближенные к нему элементы).

При строительстве Тракторозаводского района уделялось внимание не только жилой застройке, но и учреждениям соцкультбыта. На Верхнем поселке построены Дворец культуры (ДК) имени М. Горького, цирк на 3000 зрителей, Тракторостроительный (Механический) институт, фабрика-кухня,

кинотеатр Ударник (название сохранено в новой послевоенной постройке, однако само историческое здание довоенного кинотеатра не восстанавливалось), районная поликлиника. В это время также были построены больница на 285 коек и родильный дом на 120 коек. Первой районной школой, построенной по индивидуальному проекту мастерской Московского архитектурного института, оформленной художниками, стала школа им. Орджоникидзе [7]. Этот проект отличался от типовых новым объемно-пространственным решением, стилистикой оформления фасадов. Ее фронтон был расписан фресками, по эскизу Л. Брунина. Школа была восстановлена после войны. В настоящее время в этом здании расположена школа № 12. Позже были построены школа им. Горького Нижнего поселка и еще одна школа Верхнего поселка имени Сталина (сегодня школа №3). Школы отличались индивидуальным подходом к проектированию и внешнему и внутреннему оформлению. Другими значимыми для района постройками были Летний театр на 800 мест, построенный в 1934 году для постановок передвижного театра Станиславского [7].

На Нижнем поселке первыми были построены двухэтажные многоквартирные жилые дома, предназначенные для иностранных специалистов, расположенные по нынешней ул. Тракторостроителей. В последующие 2-3 года был отстроен весь поселок с трёх- и четырёхэтажными домами. Всего было построено четыре ряда по 6 домов, разместившиеся на участке 15 га. В 1935 году широко отмечалось пятилетие Сталинградского тракторного завода. По этому случаю была запланирована реконструкция Нижнего поселка Тракторозаводского района. Она включала обустройство набережной Волги и большой парк на берегу с садом площадью 10 Га. В 1937 году этот проект начал реализовываться - в парке Нижнего посёлка высадили более миллиона цветочных растений. В парке были устроены фонтаны, на главной аллее — каскад из трех переливающихся бассейнов,

повсюду стояли скульптуры, скамейки, декоративные вазы [6]. В рамках реконструкции асфальтировалась вся дорожная система Нижнего поселка.

В 1939 году по проекту архитектора Якова Корнфельда на территории парка Нижнего поселка был построен Дворец культуры и техники Тракторного завода. Здание было спроектировано в стиле конструктивизма. Это до сих пор самое значимое общественное сооружение Нижнего поселка, расположенное на доминирующей композиционной оси парка. Главная особенность Нижнего поселка - четкая, конвейерная монолитность линейной застройки. Из общественных сооружений Нижнего поселка выделялись ДК, яхт-клуб, парк на берегу Волги.

Согласно графическим материалам государственного архива Волгоградской области, помимо Верхнего и Нижнего поселка в состав Тракторозаводского района, входили Линейный, Горный и Южные поселки. Используемое для обозначения жилых групп, формирующих планировку жилого района, слово «посёлок» - характерная особенность Волгоградской планировочной терминологии. Именно благодаря этому исследователи из других районов России вставали в тупик, и часто определяли структуру жилых районов Волгограда не как цельную, а составленную из различных и отдельных фрагментов - систему поселений. Однако, на примере развития Тракторозаводского района, застройка которого формировалась в период 1920-30-х годов, видно, что это название просто индивидуальная особенность, местный просторечный оборот, обозначающий различные по территориальному расположению микрорайоны, являющиеся частью единой планировочной структуры. Разорванность планировочной структуры часто была обусловлена рельефом, включающим в себя балки рек, впадающих в реку Волгу. Кроме этого, Верхний и Нижний посёлки разделила территория СТЗ. Таким образом, сформировавшаяся дробность планировки и определила фрагментарность застройки, а простонародное определение различных

микрорайонов, как «посёлок», прочно вошло в их название. Дополнительным фактором использования определения «посёлок» стало то, что жилые образования Тракторозаводского района долго обозначались как жилые территории при СТЗ, а свой статус Тракторозаводской район получил только 14 мая 1936 года Постановлением Президиума Сталинградского крайисполкома №1377 «Об организации новых районов в г. Сталинграде».

Горный поселок расположился на северо-востоке от завода, на природной возвышенности, из-за чего оказался оторванным от Верхнего и Линейного поселков Тракторного района и завода. Главной планировочной и транспортной осью, соединяющей его с СТЗ, стала Вторая Продольная магистраль. Горный поселок был застроен с преимущественно двухэтажными домами барачного типа. Аналогичную застройку имел и Южный поселок, примыкающий к самому СТЗ в юго-западном направлении. Связь с ним осуществлялась дорогой по нижней части завода. По структуре Южный поселок, как и Нижний, был представлен линейной застройкой, так называемыми улицами-коридорами. Линейная застройка позволяла обеспечить рациональное использование инженерного оборудования, организовывала защиту от степных ветров. Застройка линейной плотности до сих пор является одним из важнейших планировочных показателей достижения эффективности многих современных районов [8, 9].

К 1 января 1934 года, согласно архивным источникам, жилищный фонд Тракторозаводского района состоял из 77 каменных 4-этажных домов, каждый из которых имел 40 трехкомнатных квартир. Построено также 156 деревянных 2-этажных домов и 40 одноэтажных [3].

Выводы. В ходе анализа нами были выявлено, что в период 1920-1942 гг. в Тракторозаводском районе преобладала строчная застройка, акцентами которой являлись общественные и жилые здания, построенные в стиле конструктивизм. В этот период сформированы линейные внутридворовые

пространства Нижнего Посёлка и планировочный трёхосевой каркас Верхнего Посёлка. Главным семиотическим акцентом является площадь перед главными заводскими проходными, центр ежедневного притяжения людей, работающих на СТЗ, а также место проведение массовых мероприятий. Семиотическими осями, используемые для осуществления социально-значимых мероприятий и общения населения района, являлись благоустроенные бульвары: между территорией завода и улицей Иванова и бульвар вдоль улицы Советской. В октябре 1942 года в Тракторозаводском районе развернулись ожесточенные бои. Послевоенный Сталинград относится к крайним по разрушительности случаям военных последствий. Эти последствия отражаются в многоплановых градостроительных и экологических кризисах, переживаемых городами, которые перенесли на своей территории военные действия, и тем более такие значительные события Второй мировой войны, как Сталинградская битва. Совокупность этих последствий определяется учеными, как концепция шокового города [10]. Весь сложившийся архитектурно-градостроительный ансамбль Тракторозаводского района был практически стёрт с лица земли. Остались лишь единицы зданий, которые возможно было восстановить, однако, планировочный каркас с основным семиотическим центром был сохранён, на его основе происходит дальнейшее послевоенное развитие Тракторозаводского района.

Литература

1. Matovnikov S.A., Matovnikova N.G. Innovative Urban Planning Methods for the Urban Landscape Design in the Volgograd Agglomeration. Procedia Engineering. Vol. 150. 2016. Pp. 1966-1971. doi.org/10.1016/j.proeng.2016.07.199.

2. Kuzmichev A.A., Loboyko V.F. Impact of the Polluted Air on the Appearance of Buildings and Architectural Monuments in the Area of Town

Planning. Procedia Engineering. Vol. 150. 2016. Pp. 2095-2101. doi.org/10.1016/j.proeng.2016.07.244.

3. Государственный архив Волгоградской области (ГАВО). Ф. Р-6032. Оп. 3. Л. 2. Технический проект генерального плана и транспорта СТЗ. 59 с.

4. Олейников П.П. Архитектурное наследие Сталинграда. Волгоград: Издатель. 2012. 558 с.

5. Меерович М. Альберт Кан и Эрнст Май: Америка и Германия в борьбе за советскую индустриализацию. Часть I. URL: archi .ru/print/almanac/88764.

6. ГАВО. Ф. Р-6032. Оп. 1. Л. 26. Технический проект реконструкции Сталинградского тракторного завода. 1936. 158 с.

7. Николаев И. С. Новые школы Тракторного. Сталинградская правда. 1936. 10 авг.

8. Ишмаметов Р.Х., Самойлова Н.В. Принципы архитектурно-планировочной организации автономных поселений нефтегазовой отрасли. Инженерный вестник Дона. 2019. №7. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/N7y2019/6083.

9. Петрова И.В., Петров К.С., Хамавова А.А. Сравнительный анализ энергоэффективных решений, используемых в малоэтажном строительстве на территории России. Инженерный вестник Дона. 2016. №2. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2y2016/3646.

10. Laakkonen S. Urban resilience and warfare: How did the Second World War affect the urban environment? City and Environment Interactions. Vol. 5. 2020. doi.org/10.1016/j.cacint.2020.100035.

References

1. Matovnikov S.A., Matovnikova N.G. Procedia Engineering. Vol. 150. 2016. doi.org/10.1016/j.proeng.2016.07.199.

2. Kuzmichev A.A., Loboyko V.F. Procedia Engineering. Vol. 150. 2016. doi.org/10.1016/j.proeng.2016.07.244.

3. Gosudarstvennyj arhiv Volgogradskoj oblasti (GAVO). [State Archive of Volgograd Region]. F. R-6032. Op. 3. L. 2. Tekhnicheskij proekt general'nogo plana i transporta [Technical design of the master plan and transport] STZ. 59 p.

4. Olejnikov P.P. Arhitekturnoe nasledie Stalingrada. [The Architectural Heritage of Stalingrad]. Volgograd: Izdatel'. 2012. 558 p.

5. Meerovich M. Al'bert Kan i Ernst Maj: Amerika i Germaniya v bor'be za sovetskuyu industrializaciyu. CHast' I. [Albert Kahn and Ernst May: America and Germany in the Struggle for Soviet Industrialization. Part I]. URL: archi.ru/print/almanac/88764

6. GAVO. F. R-6032. Op. 1. L. 26. Tekhnicheskij proekt rekonstrukcii Stalingradskogo traktornogo zavoda [Technical project for the reconstruction of the Stalingrad Tractor Plant]. 1936. 158 p.

7. Nikolaev I. S. Novye shkoly Traktornogo. Stalingradskaya pravda.1936. 10 avg.

8. Ishmametov R.H., Samojlova N.V. Inzhenernyj vestnik Dona. 2019. №7. URL : ivdon.ru/ru/magazine/archive/N7y2019/6083.

9. Petrova I.V., Petrov K.S., Hamavova A.A. Inzhenernyj vestnik Dona. 2016. №2. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2y2016/3646.

10. Laakkonen S. City and Environment Interactions. Vol. 5. 2020. doi.org/10.1016/j.cacint.2020.100035.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.