Научная статья на тему 'SEMIOTIC APPROACH TO STUDYSIGN-SYMBOLIC SPACE OF MEDIA CULTURE'

SEMIOTIC APPROACH TO STUDYSIGN-SYMBOLIC SPACE OF MEDIA CULTURE Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
9
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European science
Ключевые слова
semiotic approach / sign-symbolic space of media culture / transformation of signs. / семиотический подход / знаково-символическое пространство медиакультуры / трансформация знаков.

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Borisenko Ruslan Anatolyevich

the article highlights the development of modern sign-symbolic space, the enrichment of cultural space with multimedia technologies, the creation of a virtual “storage”, which is considered as a solid basis for broadcasting, transmitting, preserving cultural and historical values.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

СЕМИОТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ЗНАКОВО-СИМВОЛИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА МЕДИАКУЛЬТУРЫ

в статье освещается развитие современного знаково-символического пространства, обогащение культурного пространства мультимедийными технологиями, создание виртуального «хранилища», рассматривается как прочная основа для трансляции, передачи, сохранения культурных и исторических ценностей.

Текст научной работы на тему «SEMIOTIC APPROACH TO STUDYSIGN-SYMBOLIC SPACE OF MEDIA CULTURE»

SEMIOTIC APPROACH TO STUDYSIGN-SYMBOLIC SPACE OF MEDIA CULTURE

Borisenko R.A. (Russian Federation)

Borisenko Ruslan Anatolyevich - senior lecturer, DEPARTMENT OF ADVERTISING AND PUBLIC RELATIONS, ST. PETERSBURG STATE UNIVERSITY OF INDUSTRIAL TECHNOLOGIES AND DESIGN,

ST. PETERSBURG

Abstract: the article highlights the development of modern sign-symbolic space, the enrichment of cultural space with multimedia technologies, the creation of a virtual "storage", which is considered as a solid basis for broadcasting, transmitting, preserving cultural and historical values.

Keywords: semiotic approach, sign-symbolic space of media culture, transformation of signs.

СЕМИОТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ЗНАКОВО-СИМВОЛИЧЕСКОГО

ПРОСТРАНСТВА МЕДИАКУЛЬТУРЫ Борисенко Р.А. (Российская Федерация)

Борисенко Руслан Анатольевич - старший преподаватель, кафедры рекламы и связей с общественностью, Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна,

г. Санкт-Петербург

Аннотация: в статье освещается развитие современного знаково-символического пространства, обогащение культурного пространства мультимедийными технологиями, создание виртуального «хранилища», рассматривается как прочная основа для трансляции, передачи, сохранения культурных и исторических ценностей.

Ключевые слова: семиотический подход, знаково-символическое пространство медиакультуры, трансформация знаков.

В культуре знаковая составляющая занимает ключевую позицию, с учётом умозаключения, высказанного ещё Ч. Пирсом «всякая наша мысль и всякое знание возможны только посредством знаков». Обращение к его учению обосновано не только тем, что он создал семиотическую теорию, дал чёткие формулировки знака, рассмотрел знаковую структуру и многообразие интерпретаций знака, но самое основное, открыл знак как средство человеческого процесса познания, знаковую деятельность человека представил как взаимодействие человека с предметным и знаковым миром. Расширение средств коммуникации в современном мире привело к необходимости обратиться к инструментарию семиотики для понимания тонкой грани зна-ково-символического наполнения культурного пространства.

В современных коммуникационных процессах само слово и различные знаки, входящие в состав семиотической системы, имеют не только значение, но и не менее важное - значимость. Необходимо отметить, что в данном случае речь идёт о расширенном понятие знаково-символического пространства, в которое входят традиция, символические обряды, обычаи и т. п. явления, рассматриваемые ещё Ф. де Соссюром как знаки. Все эти явления с расширенным понятием знака со временем он предлагал объединить в рамках се-миологической науки. Знаки образуют систему отношений, движение внутри системы происходит по определённым правилам, в которых знак существует как один из членов отношений и имеет то же свойство, как и все остальные, все элементы, связанные друг с другом образуют знаково-символическое пространство.

Соответственно, постоянно находясь в знаково-символическом пространстве, человек живёт среди знаков и символов, сам их создаёт, сохраняет, передаёт. Поскольку эмоциональное восприятие, осознание, принятие этих символов человеком могут вызывать какие-либо ассоциации, связанные с культурно-историческими событиями, явлениями, действиями. Таким образом, символы возможно рассматривать в качестве специфических единиц мышления, промежуточный статус которых имеется между конкретно-чувственными образами и абстрактными понятиями. Рассматривая в глубинном измерении символическое сознание как соотношение означающего и означаемого, в результате которого создаётся символ, форма которого всегда похожа на содержание. Именно глубинное символическое осознание происходящих процессов, событий, явлений должно представляться в современном интеллектуальном творчестве.

В знаково-символическом пространстве медиакультуры используется разнообразный знаковый материал с использованием цифровых, мультимедийных технологий. Результатом взаимодействия изображения, звука и различных знаков в телевидении, в кино, в рекламе является возникновение смыслов, как один из основных компонентов качественного медиапродукта. И это важный и необходимый момент для глубинного понимания, поскольку смысловая составляющая или семантика символов в пространстве медиакультуры играет ключевое значение. С этим умозаключением трудно не согласиться, поскольку успех, продвижение, в нашем случае медиапродуктов, зависит не только от взаимодействия изображения, звука и знаков, но и сохранения ценностного смысла, содержания через их трансформацию.

Трансформированный знак представляется как цифровая графическая форма, содержащая в себе визуальную и смысловую составляющие в рамках заданного контекста с возможностью наделения символическим смыслом. Трансформированный знак воспринимается человеком как средство отражения реальности, как ориентир в пространстве медиакультуры, аккумулируя смыслы может раскрывать и передавать следующим поколениям традиции, идеи и опыт, присущие культуре, в которой был создан. Трансформированные знаки, как и символы могут выступать в качестве интерактивного связующего звена, открывая человеку не только современную культуру, но и культуру ушедших эпох с её ценностными доминантами. В данном случае цифровые, мультимедийные технологии являются основным компонентом в создании виртуального «хранилища», в котором знаки и символы, являясь постоянно эволюционирующими и развивающимися, накапливающими в себе идеи и смыслы, дополняют и обогащают пространство медиакультуры, оставляя возможность вариативности в познании.

Таким образом, знаки и символы, аккумулируя смыслы, сохраняя в себе опыт, знания поколений и различные образы, в том числе мифические, сакральные, магические, религиозные, имеют возможность связывать различные культурные течения, явления, поддерживая связь времён и сохраняя культурный код. Возможность создания виртуального знаково-символического «хранилища» может рассмотрена как прочная основа для последующей трансляции, передачи, сохранения культурных и исторических ценностей. При этом, используемые в медиапродуктах знаки и символы могут выполнять роль визуально-смысловых ориентиров, следовательно, для более детального изучения современного знаково-символического пространства необходим семиотический подход. Базовое понимание знаково-символического пространства в медиакуль-туре закладывается в образовательной системе, которая формирует способность анализировать культурную информацию и повышать общий уровень качества медиаинформации.

Список литературы / References

1. Пирс Ч.С. Начала прагматизма. Т. 2. Пер. с англ. В.В. Кирющенко, М.В. Колопотина. Санкт-Петербург: Лаборатория метафизических исследований философского факультета СПбГУ; Алетейя, 2000. 352 с.

2. Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. Пер. с франц. А.А. Холодовича. Москва: Прогресс, 1977. 696 с.

3. Эко У. Отсутствующая структура: Введение в семиологию. Санкт-Петербург: ТОО ТК «Петрополис», 1998. 432 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.