80 "Культурная жизнь Юга России"
№ 5 (43), 2011
(XIX - нач. ХХ в.). Махачкала, 2000. С. 243.
6. Гроссгейм А. А. Растительные богатства Кавказа. М., 1952. С. 28.
7. Полевой материал 2004 г. Инф. Джабраилов М. Р., 1921 г. р.
8. Гроссгейм А. А. Растительные богатства Кавказа ... С. 46.
9. Шакирова Н. Ф. Дикорастущие растения в традиционном питании башкир ... С.107.
10. Полевой материал 2010 г. Инф. Магомедова Х. М., 1939 г. р.
11. Алимова Б. М. Этнокультурные взаимодействия в материальной культуре южных кумыков и дагестанских азербайджанцев (XIX-ХХ вв.). Махачкала, 2007. С. 198-199; Рамазано-ва З. Б. Пища народов Южного Дагестана (народ-
ности лезгинской группы) в XIX - начале XX в. Махачкала, 2009. С. 51.
12. Полевой материал 2011г. Инф. Салихова З. Ш. 1926 г. р.
13. Полевой материал 2009 г. Инф. Джабраилов С. М., 1956 г. р.
14. Полевой материал 2010 г. Инф. Магомедэ-минова К. А., 1939 г. р.
15. Полевой материал 2009 г. Инф. Магомедэ-минов И. С.,1947 г. р.
16. Алимова Б. М. Пища и культура питания тюркоязычных народов Дагестана в XIX - начале ХХ в. Махачкала, 2005. С. 121.
17. Полевой материал 2001 г. Инф. Бадырхано-ва Г. А.1926 г. р.
18. Гаджиева С. Ш. Кумыки: ист.-этнограф. иссл. М.,1961. С. 249.
abdulkerimova z. z., abdulkerimova d. b. wild plants, forest berries, fruit and ways of their preparation in traditional meals of dargins in xix - beginning xx centuries (Pn field ethnographic materials)
The system of traditional meals of one of Dargin ethnic groups - kaitagcev from Akhmedkent - is analyzed in the article on the basis of description of ways to store up wild plants, forest berries and fruit. Key words: kaitagcy, traditional system of meals, ways of storing up and long-term keeping of vegetable food.
Г. А. ЛЕЗИНА
СЕМИКАРАКОРСКИЙ ФАЯНС: К ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ ТРАДИЦИИ
В статье рассматривается история создания керамического производства в городе Семикаракорске Ростовской области. Оно заявило о себе в середине ХХ века и стало заметным явлением в культуре Донского края, требующим научного анализа в аспекте становления народного художественного промысла.
Ключевые слова: традиционный художественный промысел, семикаракорский фаянс.
Россия - одна из немногих стран, сумевших достаточно полно сохранить исторические традиции и стилевые особенности народных промыслов, которые являются не только и не столько отраслью материального производства, сколько глубинным пластом отечественной культуры, сохраняющим, наряду с другими формами искусства, духовные ценности и историческую память этноса. В настоящее время в народных промыслах задействовано более 250 организаций в 64 субъектах Российской Федерации; около 30 из них приобрели всемирную известность.
В наши дни судьба народных художественных промыслов вызывает беспокойство как никогда ранее. Негативные процессы, начавшиеся в отрасли более 20 лет назад, активизировались в условиях финансово-экономического кризиса. По данным Росстата, в 2009 году был полностью остановлен выпуск изделий в 14 регионах, в начале года 2010 около 50 предприятий прекратили свое существование. Подобные тенденции могут привести к распаду сложившихся творческих коллективов мастеров, к потере многовековых традиций народного искусства.
В такой ситуации первостепенное значение
приобретает вопрос об идентификации предприятия как принадлежащего к системе народных художественных промыслов: соответствие его продукции тем сущностным характеристикам, которые исторически сложились на территории России, свидетельствует о сохранении уникальных традиций.
Известнейший теоретик народного искусства М. А. Некрасова [1] отмечает следующие черты народного промысла:
- это очаг традиционной культуры с характерным для нее принципом совместного творчества (взаимодействием индивидуального и коллективного начал);
- его особенности генетически восходят к обычаям того или иного региона, неразрывно связаны с духовностью их носителей;
- для многих людей (мастеров) он является источником средств к существованию.
Может ли появиться истинно народный художественный промысел в условиях постиндустриального общества, в котором изменились самосознание этноса и уклад его жизни, функционирует другая (отличающаяся от архаичной) семиотическая система? Сформируется ли традиция, поддер-
№ 5 (43), 2011 "Культурная жизнь Юга России"
жанная и продолженная, по крайней мере, тремя поколениями мастеров? Если такие промыслы все же устояли и существуют, то каковы особенности их современного развития? Анализ, помогающий ответить на эти вопросы, мы проведем на примере семикаракорской керамики - промысла, становление и развитие которого проходило в нетипичных исторических условиях.
Продукция одного из крупных предприятий Семикаракорска - фаянсового завода (ЗАО «Аксинья») уже более тридцати лет является визитной карточкой художественной культуры Донского края. Между тем, история появления промысла и стиль его изделий до настоящего времени практически не исследованы [2].
Еще в августе 1966 года Совет Министров РСФСР принял постановление № 707 «О мерах по восстановлению и дальнейшему развитию народных художественных промыслов». Тогда на базе райпромкомбината появилась мастерская керамических изделий (600 тыс. шт. изделий в год). В основу производственной деятельности был положен опыт Конаковского фаянсового и Дулёвско-го красочного заводов. Словом, семикаракорская керамика представляет собой сочетание собственных, сложившихся на Нижнем Дону, традиций с некоторыми технологическими достижениями других предприятий.
Гончарство как важная часть хозяйственной деятельности бытовало в основном в ст-цах Старо-Григорьевской, Ново-Григорьевской и Сиро-тинской, причисленных ко Второму Донскому округу. Безусловно, развитию горшечного ремесла на этой территории способствовали природные условия - наличие глин для керамического производства. В начале XIX века сюда пришли малороссы из Харьковской губернии. Они определили, что местная глина пригодна для изготовления посуды, и занялись этим ремеслом. В 1869 году в указанных станицах было уже 46 гончарен, на которых работало 100 мастеров (люди, недавно приехавшие на Дон, либо нестроевые казаки) [3]. В казачьем быту керамическая посуда занимала значительное место, прежде всего ценилась ее удивительная способность сохранять свежесть продуктов.
С появлением новых технических и технологических возможностей гончарное производство стало приобретать устойчивые формы. Согласно статистическим данным, к началу ХХ века в Области Войска Донского насчитывалось уже более сотни горшечных мастерских [4]. Тем не менее, становление капиталистических отношений в Донской области (переход от натурального хозяйства к фабричному производству) не привело к формированию отдельной специализированной на гончарном промысле ветви.
Согласно архивным материалам, в 20-30-х годах XX века в ст-це Семикаракорской имелось шорное производство, изготавливалась посуда, разнообразная плетеная утварь из лозы и т. п. Великая Отечественная война не прервала семика-ракорскую гончарную традицию. По архивным данным 1947 года, тут действовала мастерская по
производству глиняных изделий и строительного кирпича. Изготовлением посуды разнообразных форм и размеров было занято пять мастеров.
В декабре 1960 года директором райпромкомбината был назначен Николай Сергеевич Арабский (1921-1985) - уроженец г. Тирасполя Молдавской ССР, после Великой Отечественной войны оказавшийся на Дону. Он отличался яркими организаторскими способностями, глубокими знаниями и добросовестностью в выполнении поставленных задач. Жизнь этого человека - пример подвижничества [5].
Надо подчеркнуть, что экономические условия России 1960-х годов в корне отличались от тех, которые в свое время сопутствовали зарождению всемирно известных художественных промыслов Подмосковья и Поволжья. Становление керамического производства в Семикаракорске происходило в постиндустриальном обществе, на фоне развития массовой социалистической культуры. По меркам того времени подобная продукция могла быть приравнена к товарам широкого потребления. Постановлением Министерства местной промышленности с 1960 года были введены утвержденные образцы, по которым должны были выполняться изделия. Вне мест бытования народных художественных промыслов создавались предприятия-дублеры. Перевод производства на промышленные рельсы значительно уменьшил долю ручного труда.
Нововведения, негативно влиявшие на давно сложившиеся центры художественных промыслов, не оказали сильного отрицательного воздействия на гончарное производство в Семикаракорске.
Следует сказать о его мастерах. Особую роль в выполнении планов по расширению выпуска керамических изделий сыграл Н. С. Арабский, большой энтузиаст, творческий человек, обладавший неисчерпаемой энергией. С 1970-х годов в Семикаракорском цехе трудились Александр и Раиса Чудины; к разработке стиля был привлечен местный самобытный художник И. И. Масличен-ко; появление первых изделий из фаянса связано с Л. В. Алдошиным и др. Приглашенные профессионалы-керамисты имели опыт работы на фаянсовом предприятии в г. Конаково - бывшем Императорском заводе, история которого составляет около 200 лет.
Хотя впоследствии мастеров из Семикаракор-ска обвиняли в «плагиате», все заимствования были переосмыслены в поисках собственного хорошо узнаваемого стиля. Н. С. Арабский сделал все от него зависящее, чтобы художники изучили историю и культуру Донского края как можно лучше: принимали участие в этнографических и археологических экспедициях, посещали музеи Ростовской области, были постоянными участниками творческих встреч с казачьими песенными коллективами.
С 60-х до середины 80-х годов XX века руководство деятельностью по возрождению традиционных и становлению (как в случае с Семикаракор-ским фаянсом) новых народных художественных
о о "Культурная жизнь Юга России"
№ 5 (43), 2011
промыслов, по созданию предприятий-дублеров на всей территории Советского Союза осуществлял Московский научно-исследовательский институт художественной промышленности. Этот этап в истории предприятия связан с именем Р. Р. Мусиной. При ее непосредственном участии в 1983 году были определены направления развития художественного стиля семикаракорского фаянса:
- воплощение природных особенностей региона (растительные и животные мотивы);
- использование местной тематики в сюжетной живописи и мелкой пластике;
- живописность как основа декоративного стиля.
Во второй половине 1980-х годов завершилось формирование художественных особенностей промысла. Палитра семикаракорской росписи стала отражать все многообразие цветов южной природы. В технике ручной росписи использовался теневой мазок с подглазурными красками. Округлостью форм фаянс походил на традиционную посуду Донского края.
Художники предприятия уже с 1973 года стали постоянными участниками и дипломантами не только областных выставок, организуемых Ростовским Союзом художников, но и региональных, всесоюзных, а сейчас - и международных. С 1990-х годов и по настоящее время художники ЗАО «Аксинья» известны как победители и лауреаты всероссийских конкурсов и фестивалей «Жар-птица», «Ладья», «Сто лучших товаров России».
С 1993 года ЗАО «Аксинья» является членом ассоциации «Народные художественные промыслы России» (Свидетельство от 17.12.1993, г. Москва), с 2004 включено в список организаций, поддержка которых осуществляется за счет средств федерального бюджета России [6].
Подводя итоги, выделим следующие особенности семикаракорского промысла:
- производство керамики складывалось в новых исторических и социально-экономических условиях советской России (1970-е гг.), которые имели существенное отличие от условий, сопутствовавших зарождению и становлению других известных российских центров традиционных народных художественных промыслов;
- развитие фаянсового промысла и собственно художественной традиции в Семикаракорске являлось не стихийным, а осознанным, специально организованным, планируемым и контролируемым процессом;
- на предприятии изначально использовалась значительная доля механизированного коллективного труда, но часть операций (например, роспись) исполнялась вручную, хотя и по образцу (имеется в виду тиражная продукция);
- в настоящее время в ЗАО «Аксинья» (по данным на 2011 г. имеющее около 300 сотрудников) успешно производит продукцию более 1000 наименований. Здесь работает уже второе поколение мастеров и при сохранении основных стилевых характеристик изделий, хотя бы по формальному признаку, данный промысел можно будет назвать традиционным (новация становится традицией при жизни третьего поколения), конечно, если продукция по-прежнему будет пользоваться спросом.
Появление художественного промысла на Дону - это «прорастание» традиционной культуры в современном мире через напластования культуры массовой. В связи с этим обращение к истории семикаракорского фаянса актуально, оно находит отклик в среде мастеров традиционных народных промыслов, а также специалистов и ученых.
Литература, источники и примечания
1. Некрасова М. А. Место народного искусства как духовного феномена // Народное искусство России в современной культуре: ХХ-ХХ1 вв. М., 2003. С. 44-77.
2. Историография по данной проблеме является крайне скудной. Она сводится к статьям информационного или публицистического характера: Семикаракорская керамика - визитная карточка Донского края // Донская провинция. 2008. № 8 (12). С. 7; Мусина Р. Р. Новые центры и локальные традиции. Семикаракорский фаянс // Шедевры народного искусства России. Российская традиционная керамика. М., 2011. С. 42; Евстифее-ва Т. Семикаракорский фаянс // Донской временник. 1997. С. 143-148; Семикаракорская керамика: традиции и современность // Родина. 2010. № 9. С. 3; Тепло и уют - в ваш дом! // Родина. 2011. № 3. С. 16.
3. Астапенко Г. На тихом, на вольном, на славном Дону (быт, обычаи, обряды, праздники донских казаков). Ростов н/Д, 1998. С. 19.
4. Памятная книжка области войска Донского на 1914 г. Новочеркасск, 1914. С. 21.
5. Архив музея ЗАО «Аксинья».
6. Распоряжение Правительства РФ от 30.04.2004. № 586-р г. Москва.
lezina g. a. semikarakorsk faien0e:
to the history of tradition development
The article deals with the history of the beginning of ceramics production in Semikarakorsk, Rostov-on-Don region. It declared itself in the middle of the XX century and became a noticeable phenomenon in the culture of Don region. It is necessary to analyze ceramics production from the scientific point of view regarding the aspect of folk art handicraft formation.
Key words: traditional art handicraft, Semikarakorsk faience.