Научная статья на тему 'Керамические технологии городов Прикамья XV середина XIX вв. : проблемы формирования и модернизации'

Керамические технологии городов Прикамья XV середина XIX вв. : проблемы формирования и модернизации Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
710
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЕРАМИКА / ГОРОД / ТЕХНОЛОГИЯ / CERAMICS / CITY / TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Соколова Наталья Евгеньевна

Предметом исследования являются изделия из керамики: гончарная посуда, строительная керамика, мелкие керамические группы. Дается историко-культурный анализ керамическим технологиям Прикамских городов периода позднего средневековья и нового времени. В развитии керамических технологий Прикамского города XV середины XIX вв. выделены два этапа: XV первая половина XVIII вв.: вторая половина XVIII первая половина XIX вв. Рассмотрен процесс модернизации керамических технологий, формирования капиталистических отношений. На первом этапе развитие осложнялось особенностями расположения городов на рубежах Московского государства, а также дефицитом сырья, оборудования и людских ресурсов. Эти условия способствовали длительному сохранению архаичных черт в керамических технологиях. Были выработаны стандартные формы изделий, освоены новые виды керамической продукции. На втором этапе керамические технологии поляризуются. Производство гончарной посуды сохраняет и углубляет архаичные черты. Наиболее модернизировано было производство посуды из ценных пород глины. С этим производством в Прикамье связаны первые опыты инженерной деятельности в освоении производства фарфора и фаянса. С XV в. до первой половины XIX в. керамические технологии Прикамья прошли в своем развитии от опытной техники до инженерии. Тем не менее производство в целом сохранило значительные черты традиционной культуры ручной труд, сезонность, семейный характер производства. В работе использован археологический, этнографический и архивный материал, характеризующий становление и развитие различных направлений керамического производства в Прикамском городе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CERAMIC TECHNOLOGIES OF PRIKAMJE CITIES OF XV THE MIDDLE OF THE XIX: PROBLEMS OF REGISTRATION AND MODERNIZATION

Object of research of given article are products from ceramics: potter's utensils, building ceramics, fine ceramic groups. In article the historical and cultural analysis to ceramic technologies of cities Prikamskih of the period of the late Middle Ages and new time is given. In development of ceramic technologies of city Prikamskogo of the XV middle of XIX century two stages are allocated: XV first half XVIII century: process of modernization of ceramic technologies, formation of capitalist attitudes{relations} second half XVIII first half XIX century Is considered{examined}. At the first stage development became complicated features of an arrangement of cities on boundaries of the Moscow state, and also deficiency of raw material, the equipment and manpower resources. These conditions promoted long preservation of archaic features in ceramic technologies. At the first stage standard forms of products have been developed{produced}, new kinds of ceramic production are mastered. At the second stage ceramic technologies are polarized. Manufacture of potter's utensils keeps and deepens archaic features. Manufacture of utensils from valuable breeds of clay has been most modernized. The first experiences of engineering activity in development of manufacture of porcelain and faience are connected with this manufacture in Prikamye. From XV century till first half XIX century ceramic technologies of Prikamye have passed{have taken place} in the development from skilled technics{technical equipment} up to engineering. Nevertheless, manufacture as a whole has kept significant features of traditional culture manual skills, seasonal prevalence, family character of manufacture. In this work the archeologic, ethnographic and archival material describing becoming and development of various directions of ceramic manufacture in Prikamje is used.

Текст научной работы на тему «Керамические технологии городов Прикамья XV середина XIX вв. : проблемы формирования и модернизации»

Н.Е. СОКОЛОВА

КЕРАМИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ГОРОДОВ ПРИКАМЬЯ XV -СЕРЕДИНА XIX ВВ.: ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И МОДЕРНИЗАЦИИ

Ключевые слова: керамика, город, технология.

Предметом исследования являются изделия из керамики: гончарная посуда, строительная керамика, мелкие керамические группы. Дается историко-культурный анализ керамическим технологиям Прикамских городов периода позднего средневековья и нового времени. В развитии керамических технологий Прикамского города XV - середины XIX вв. выделены два этапа: XV - первая половина XVIII вв.: вторая половина XVIII -первая половина XIX вв. Рассмотрен процесс модернизации керамических технологий, формирования капиталистических отношений. На первом этапе развитие осложнялось особенностями расположения городов на рубежах Московского государства, а также дефицитом сырья, оборудования и людских ресурсов. Эти условия способствовали длительному сохранению архаичных черт в керамических технологиях. Были выработаны стандартные формы изделий, освоены новые виды керамической продукции. На втором этапе керамические технологии поляризуются. Производство гончарной посуды сохраняет и углубляет архаичные черты. Наиболее модернизировано было производство посуды из ценных пород глины. С этим производством в Прикамье связаны первые опыты инженерной деятельности в освоении производства фарфора и фаянса. С XV в. до первой половины XIX в. керамические технологии Прикамья прошли в своем развитии от опытной техники до инженерии. Тем не менее производство в целом сохранило значительные черты традиционной культуры - ручной труд, сезонность, семейный характер производства.

В работе использован археологический, этнографический и архивный материал, характеризующий становление и развитие различных направлений керамического производства в Прикамском городе.

N.E. SOKOLOVA

CERAMIC TECHNOLOGIES OF PRIKAMJE CITIES OFXV- THE MIDDLE OF THE XIX: PROBLEMS OF REGISTRATION AND MODERNIZATION

Keywords: ceramics, city, technology.

Object of research of given article are products from ceramics: potter's utensils, building ceramics, fine ceramic groups. In article the historical and cultural analysis to ceramic technologies of cities Prikamskih of the period of the late Middle Ages and new time is given. In development of ceramic technologies of city Prikamskogo of the XV - middle of XIX century two stages are allocated: XV - first half XVIII century: process of modernization of ceramic technologies, formation of capitalist attitudes{relations} second half XVIII - first half XIX century Is considered{examined}. At the first stage development became complicated features of an arrangement of cities on boundaries of the Moscow state, and also deficiency of raw material, the equipment and manpower resources. These conditions promoted long preservation of archaic features in ceramic technologies. At the first stage standard forms of products have been developed{produced}, new kinds of ceramic production are mastered. At the second stage ceramic technologies are polarized. Manufacture of potter's utensils keeps and deepens archaic features. Manufacture of utensils from valuable breeds of clay has been most modernized. The first experiences of engineering activity in development of manufacture of porcelain and faience are connected with this manufacture in Prikamye. From XV century till first half XIX century ceramic technologies of Prikamye have passed{have taken place} in the development from skilled technics{technical equipment} up to engineering. Nevertheless, manufacture as a whole has kept significant features of traditional culture - manual skills, seasonal prevalence, family character of manufacture.

In this work the archeologic, ethnographic and archival material describing becoming and development of various directions of ceramic manufacture in Prikamje is used.

Современное общество пересматривает свои взгляды на использование традиционных природных ресурсов, обнаруживая посредством усовершенствования производственных технологий все новые возможности более глубокой переработки природного сырья. В этой связи важен культурно-исторический опыт различных территорий не только для выявления динамики в тех-

нологических процессах, но и для сохранения «экологичности» производства, восприятия простоты некоторых процессов не как архаики, а как продуманности с точки зрения «коэффициента полезного действия», оптимального использования природных и людских ресурсов.

Показателен опыт Прикамских городов, позволяющих выявить специфику различных видов производственных, в том числе и керамических, технологий с XV до середины XIX столетия. В это время показательным является развитие ремесел и промыслов позднефеодального периода (эпохи существования традиционной культуры), а также связи с производствами уровня старопромышленного Урала. Под дефиницией «город» возможно понимание как собственно города, так и слободы - населенного пункта с городской жизнью.

Керамические технологии являются частью технологической культуры общества. Комплексный, археолого-исторический подход с широкими статистико-структурными построениями позволяет воссоздать специфику керамических технологий городов Прикамья XV - первой половины XIX вв., проблемы их оформления и модернизации определенным образом.

В истории изучения керамических технологий Прикамья можно выделить три крупных периода: 1) XIX - начало XX вв.; 2) первая половина XX в.; 3) вторая половина XX в. Публикации XIX - начала XX вв., содержащие информацию о русском керамическом производстве основное внимание уделяли материалам статистического характера [1]. Для этого периода характерно не только отсутствие обобщающих исследований по истории Прикамской керамики, но и каких-либо самостоятельных публикаций на эту тему. Отсутствие в Прикамье развитого керамического производства (в отличие, например, от Центральной России) крайне отрицательно сказывалось на изучении этого направления народной культуры.

В период 1920-1950-х годов интерес к Прикамскому керамическому производству почти полностью исчезает. Едва ли не единственными публикациями в этот период стали работы И.Н. Серебренникова об уральском фарфоровом и фаянсовом производстве [2]. Итогом второго периода изучения Прикам-ского гончарства, было: начало накопления массового материала по русскому керамическому производству Прикамья, выявление и начало изучения нового комплекса источников - прикамских изразцов. Ввиду незначительности накопленного материала какие-либо обобщения по керамическому производству Прикамья до середины XX в. были практически невозможны. Таким образом, до последних десятилетий исследование керамического производства При-камского города находилось на стадии накопления материала, что делает настоящее исследование крайне необходимым и своевременным.

Содержание керамических технологий включает правила выбора сырья (глин), последовательность этапов его обработки, оформление изделий, их сбыт и некоторые моменты использования. Важными являются и визуальные данные - качество и цвет керамического материала, форма изделий, их декор. При использовании этих данных в качестве критериев для систематизации можно выделить такую классификацию: керамическая посуда, посуда из ценных пород глины, мелкие керамические группы, строительная керамика (изразцы, черепица, кирпич). При исследовании всех этих групп фиксируются проблемы формирования и модернизации керамических технологий.

Керамическая посуда. Прежде всего, это - гончарная посуда. Древнейшие керамические комплексы, датированные второй половиной XV-XVII вв., выделены в Чердыни и Искоре. В период с XV в. до середины XIX в. вся гончарная посуда Прикамья изготавливалась из красножгущих глин, поэтому сведения о

начале изготовления в Прикамье посуды из белых глин относятся к периоду не ранее 40-х годов XIX в.

Абсолютное большинство гончарной посуды местного производства -черная (обварная). Изготовление чернолощеной посуды из красной глины во второй половине XVII - начале XVIII вв. было сосредоточено исключительно в Строгановских поселениях. Вероятнее всего, более широкое распространение в XVIII в. металлической посуды (медной и оловянной), а в дальнейшем появление майолики, привело к прекращению производства лощеных изделий.

Производство поливной посуды в Прикамье прошло два этапа. Первый -кратковременное появление во второй половине XVII в. в Строгановских поселениях и Соликамске. Для покрытия использовались преимущественно прозрачные коричневые поливы и зеленые эмали, характерные для изразцового производства. Такие изделия не получили широкого распространения и, вероятно, к середине XVIII в. поливные изделия вышли из употребления. Второй этап начинается в конце первой половины XIX в. и связан с общим развитием городской культуры, стимулированной распространением изделий из ценных пород глины. Появлению разноцветных глазурей способствовало развитие горнодобывающей промышленности Урала.

Основное количество гончарных изделий имеют традиционную для русской керамики примесь песка, в некоторых случаях шамота. В наиболее ранних комплексах встречаются примеси довольной грубой дресвы и в некоторых случаях слюды, что говорит о сохранении значительной архаизации гончарных технологий. Одним из показателей древности коллекции Искора является присутствие в глиняном тесте значительной примеси толченой слюды (47%) и довольно крупной дресвы. Часть сосудов с примесью слюды слабопрофили-рованы (19%) и тяготеют к русской керамике XI-XIII вв. [3, с. 15].

Количество орнаментированных сосудов среди керамики XV-XVII вв. составляет 20-40%. Абсолютно преобладает линейно-прочерченный орнамент в виде 2-4 параллельных неглубоких линий на верхней части тулова. В единичных случаях встречается волна или сочетания линейно-прочерченного орнамента и волны, а также орнамент в виде насечки, штампа в виде креста, вписанного в овал. Характерной чертой Прикамской керамики XVII в. является появление на шейке гребенчатого линейно-прочерченного орнамента, характерного для московской белоглиняной керамики. В слоях XVIII в. орнамент на гончарной посуде отсутствует, за исключением единичных специфических вариантов орнамента, свидетельствующих о влиянии дорусского населения.

На Прикамской гончарной посуде присутствуют в незначительном количестве традиционные для славянской посуды клейма, среди которых преобладают различные варианты креста, вписанного в круг. В настоящее время известно 16 экземпляров клейм, датированных второй половиной XV - серединой XVII вв.: Чердынь (2), Орел-городок (13), Оса (1). Основной сюжет -крест, вписанный в круг, квадрат, вписанный в круг, или два круга, расположенные один внутри другого Единственное исключение - клеймо в виде птичьей лапы на гончарном сосуде из Орла-городка, характерное для дорусского населения Прикамья [4, с. 144].

Ассортимент гончарных изделий Прикамских городов XV - первой половины XIX вв. не отличается разнообразием. Как правило, абсолютное большинство изделий можно отнести к категории горшков и корчаг (3822). Все остальные виды изделий встречаются гораздо реже: чашевидные сосуды (136); кринки (9); кувшины (7); сосуды со сливом (26). В целом ассортимент местной гончарной посуды XV - первой половины XIX вв. значительно беднее ассор-

тимента посуды второй половины XIX в. Форма сосудов не имеет территориальной специфики: формы горшков, корчаг и мисок, изготовленные в Верхнем Прикамье, аналогичны гончарным изделиям Среднего Прикамья. Однако можно говорить о более высоком уровне гончарного производства Строгановских поселений. В Орле-городке найдены элегантные формы мисок, которые можно считать столовой посудой. В целом, Московская Гончарная слобода оказала незначительно влияние на Прикамское гончарство.

В настоящее время в Прикамье известно две керамические мастерские XVII в., обнаруженные в Орле-городке и Старом Кунгуре. В мастерской Орла-городка изготавливали посуду, изразцы и черепицу [4, с. 142-144]. Судя по тому, что в мастерской изготавливали как терракотовые изразцы, так и рель-ефно-полихромные, датировать ее можно временем не ранее 60-70-х годов XVII в. В мастерской, обнаруженной на территории поселения Старый Кунгур, погибшего в 1662 г., изготавливалась только черная гончарная посуда.

В целом гончарное производство Прикамья можно охарактеризовать как архаичное. Гончарная посуда Прикамья была, в основном, кухонной, что связано с широким распространением в городском быту сначала деревянной посуды, поступавшей в Прикамье из Вятской губернии, затем металлической и посуды из ценных пород глины. Наиболее выразительная гончарная посуда изготавливалась в Прикамье в период XV-XVII вв., в дальнейшем на протяжении всего XVIII - начала XIX вв. наблюдается усиление стандартизации форм посуды, почти полное исчезновение специфических особенностей. С середины XIX в. начинается новый этап в развитии гончарного производства: появление новых видов посуды, увеличение в быту количества более нарядной поливной посуды и, наконец, появление в Прикамье достаточно крупных ремесленных гончарных мастерских.

Привозная гончарная посуда в Прикамских городах присутствует в незначительном количестве. Большая часть привозной гончарной посуды российского производства XVII-XVIII вв., найденной в Прикамских городах, относится к числу парадных изделий, хотя и не самых дорогих. Исчезновение привозной гончарной посуды в Прикамских городах относится ко второй половине XVIII в. и связано с распространением майолики.

Знакомство Прикамского населения с посудой из ценных сортов глины происходит в XVI-XVII вв. Наиболее ранние привозные изделия - «каменный Рейнский товар», в большом количестве поступавший в Московское государство в этот период. Все известные в настоящее время находки «каменного Рейнского товара» связаны со Строгановским поселением Орел-городок [5, с. 70-71]. Вероятно, среди Прикамского населения бытовало некоторое количество китайского фарфора, поступавшего по «государевой дороге» из Сибири. Однако влияния на местное гончарное производство привозная посуда из ценных пород глины не оказала ни в плане появления новых типов посуды, ни в плане внешнего ее оформления.

Новый этап в развитии керамических технологий в Прикамье начинается со второй половины XVIII в. с появлением гжельских изделий из майолики, фаянса и фарфора. Из всего многообразия майолики Гжели в Прикамье встречаются преимущественно массовые изделия - фрагменты столовой и чайной посуды, помадные банки и немногочисленные статуэтки. Говорить о более широком распространении майоликовой и фарфоровой посуды в Прикамье можно с конца XVIII в. Именно в этот период столовые и чайные сервизы становятся доступны более широким слоям населения, тем не менее общее количество нахо-

док свидетельствует о том, что в Прикамье конца XVIII - первой половины XIX вв. столовая посуда из майолики была дорогой редкостью.

С началом XIX в. майолика начинает вытесняться фарфоровыми, а в дальнейшем более дешевыми фаянсовыми изделиями. Наибольшую популярность приобрели фарфоровые изделия фабрики Ф.Я. Гарднера, однако говорить о массовом поступлении этих изделий в Прикамье нельзя. Наиболее доступной была фарфоровая и фаянсовая продукция многочисленных гжельских фабрик. К числу наиболее редких находок относится европейский импорт. Европейский фаянс XVIII в. (Англия?) найден в закрытом комплексе воеводской канцелярии г. Чердыни, сгоревшей в пожаре 1792 г. [6, с. 111]. В Перми в слоях усадеб, сгоревших в пожаре 1842 г., найдены изделия из тонкого фаянса с синей печатью, в том числе блюдо фирмы «Davenport», изготовленное не ранее 1805 г. [6, с. 98; 7, с. 61]. Наибольшую популярность в России с первой половины XIX в. приобрели бутыли из каменной массы для вина и лекарств.

Отсутствие в Прикамье технологических возможностей для производства изделий из майолики, фарфора и фаянса существенно тормозило развитие керамических технологий, однако распространение продукции Подмосковных фарфоровых и фаянсовых фабрик дает толчок к поиску более качественных глин. Начало использования в первой половине XIX в. залежей белой глины для производства посуды позволило керамическим технологиям Прикамья вступить в новую стадию. Тем не менее недостаточно высокое качество сырья и отсталые технологии делали продукцию Прикамских заводов неконкурентоспособной.

Мелкие керамические группы. Помимо гончарной посуды и строительной керамики на протяжении XV - первой половины XIX вв. изготавливалось незначительное количество мелких бытовых изделий: пряслица, сетевые грузила, курительные трубки, игрушки. Наиболее архаичными изделиями являются пряслица и грузила. С конца XVII в. появляются курительные трубки: голландские белоглиняные первой половины XVIII в., найденные в Усолье, Осе, Орле-городке, Нижнем Чусовском городке и Перми. С конца XVIII в. появляются «турецкие» трубки из красной глины. В Москве такие трубки встречаются вместе с монетами Елизаветы, Екатерины II, Павла I [5, с. 57]. В Прикамье «турецкие» трубки продолжали бытовать до 1850-1870 гг.

Сравнительно редкой для Прикамья находкой являются глиняные игрушки. Наибольшее распространение получили игрушки-свистульки. В отличие от соседнего Вятского региона, где производство игрушки достигло уровня искусства, производство игрушки в Прикамье не вышло за пределы домашнего ремесла. Среди найденных в Прикамье игрушек изделия местного производства и привозные. Производство глиняных изделий мелкой пластики является сопутствующим гончарному производству. Крайняя ограниченность этого вида изделий, встречающихся в Прикамье, свидетельствует о неразвитости гончарного промысла на протяжении XV - первой половины XIX вв.

Еще более редкой находкой в Прикамье являются статуэтки - фигурки людей и животных из майолики, служившие украшением интерьера. Такие скульптуры изготавливались на фабриках Гжели с конца XVIII в., в подражание фарфоровым статуэткам Императорского Петербургского завода и фабрики Ф. Гарднера [8, с. 60]. Немногочисленные изделия (птица, солдаты), найденные в Перми, расписаны традиционными цветами: сочетаниями белой, лиловой и зеленой эмали. Так же как и парадная майоликовая посуда, статуэтки были для Прикамья дорогой редкостью.

Строительная керамика. Наиболее ранним видом строительной керамики в Прикамье являются изразцы, появившиеся в первой половине XVII в.

Пионерами в распространении изразцов в Прикамье стали Строгановы, в городках которых в 10-30-м годам XVII в. появились наиболее ранние формы изразцов - терракотовые широкорамочные (печь готического типа). Широкорамочные изразцы были привозными и известны исключительно по раскопкам Орла-городка и Нижнего Чусовского городка [9, с. 103]. Производство узкорамочных терракотовых изразцов середины - второй половины XVII в. было налажено в Орле-городке.

Расцвет изразцового производства в Прикамье связан с появлением в 1660-1670 гг. рельефно-полихромных изразцов, которые сохранились в наружном декоре Прикамских церквей: Троицком соборе (1685-1688 гг.) и Богоявленской церкви (1687-1695 гг.) в г. Соликамске, часовне Спаса Убруса (начало XVIII в.) в г. Усолье, Троицкой церкви (1680-е годы) в с. Ленва Усольского района. Однако изразцы из наружного декора церквей являются лишь незначительной частью бытовавших в Прикамье рельефно-полихромных изразцов. Абсолютное большинство изразцов Прикамья XVII-XIX вв. известно по раскопкам.

В настоящее время известно не менее десяти сюжетов, распространившихся во второй половине ХVII в. по всей России. Большинство сюжетов в упрощенном варианте повторяют изразцы Москвы и ближайшего Подмосковья, в том числе большинство изразцовых сюжетов печей Новодевичьего монастыря в Москве (печь ренессансного типа). Основное отличие заключалось в мелких деталях сюжета и цветовой гамме. Прикамские мастера отдавали предпочтение белой и различным оттенкам зеленой эмали. Находки свидетельствуют, что в Прикамье бытовали прямоугольные в плане печи.

В первой четверти XVIII в. в Прикамье появляются рельефно-расписные и расписные изразцы. Печной набор расширился за счет угловых изразцов, имеющих, как правило, вогнутую поверхность, плоских удлиненных лицевых изразцов и колонок, размещавшихся в центральной части печи (печь барочного типа). Вторая половина XVIII в. связана с распространением в Прикамье расписных изразцов, среди которых наибольшую популярность приобрели бело-синие изразцы. Такие изразцы встречаются в большинстве городов в первой половине XIX в. В Перми печи с бело-синими расписными изразцами сохранялись в домах до пожара 1842 г.

В 1780-1790-е годы в Перми появляется новый вид расписных изразцов, что связано со строительством в новом губернском городе административных зданий. По всей видимости, изразцы изготавливала на протяжении незначительного периода времени приезжая артель каменщиков. Судя по характеру росписи, изразцы изготавливались поточным методом: наиболее сложные фигуры рисовал мастер, более простые - подмастерья. В состав входили лицевые изразцы (прямые, вогнутые и выпуклые), поясовые, карнизы, печные подзоры. Новыми изразцами можно было облицовывать традиционные барочные печи. Помимо изготовления печных наборов для зданий городской администрации было изготовлено не менее 10-15 наборов для свободной продажи. Основное количество было куплено состоятельными жителями Перми.

Изразцовое производство является своеобразным проявлением средневековой городской культуры. Появление в России изразцов с подписями происходит параллельно с распространением «потешных листов», или, как их называли, «немецких», или «фряжских листов» - гравированных рисунков исторического или сатирического характера, содержащих нравоучительные подписи. Наиболее широкое их распространение связано со временем Алексея Михайловича. Для таких картин использовали разнообразные исторические и

героические сюжеты, связанные с героями романов - Бовой-королевичем, Александром Македонским.

Изразцы стали наиболее подвижной частью городской культуры. На протяжении всего одного столетия изразцы прошли несколько этапов технологического развития - от терракотовых неполивных - к рельефно-полихромным и затем к расписным изразцам. Этот путь сопровождался не только серьезными технологическими новшествами и открытиями в области самого производства (появление новых форм изразцов, эмалей), но и изменениями социального характера. В XVII в. в Прикамье из представителей посадского и крестьянского населения формируется прослойка крупного купечества, основные интересы которого находятся в соляной промышленности. «Желание соответствовать некоему образцу» способствовало широкому распространению изразцов в интерьере домов купечества, разбогатевших горожан и крестьян.

Изразцовое производство Прикамья, так же как и изготовление гончарной посуды, развивалось под влиянием Московского производства. Подражательность, копийность образцов вела к тому, что в Прикамье получили распространение упрощенные варианты изразцовых сюжетов. Быстрота сменяемости типов изразцов в Центральной России привела к тому, что некоторые типы изразцов не успели получить распространение в Прикамье и были сменены новыми, более выигрышными типами.

Ускорение развития изразцового производства наступает в XVIII в. На протяжении достаточно короткого времени происходит распространение и смена нескольких новых типов изразцов: рельефных полихромных с примитивной росписью, гладких бело-синих расписных (первая четверть XVIII в.), многоцветных московского типа (первая половина-середина XVIII в.) и белосиних расписных (последняя четверть XVIII в.), которые стали в Прикамье господствующим вариантом на протяжении 50-70 лет. На протяжении всего ХVIII в. наблюдается постепенный упадок изразцового производства: рисунок становится все более схематичным, меньше внимания обращается на качество глиняного теста. На примере развития изразцового производства в Прикамских городах отчетливее всего проявляется тенденция к формированию такого явления, как мода. Тем не менее консерватизм в изразцовом производстве проявлялся на протяжении всего периода их бытования как в довольно ограниченном количестве сюжетов, так и в формах печей.

Первые опыты каменного строительства в Прикамье относятся к середине XVII в. (не ранее 40-х-50-х годов) и также связаны с именем Строгановых [10, с. 151-155]. Начало регулярного каменного строительства в городах Прикамья относится к последней четверти XVII в., а массового - к середине - второй половине XVIII вв. С XVII в. в Прикамье начинают формироваться кадры мастеров-каменщиков и даже династии как строителей, так и мастеров по изготовлению кирпича. Наибольшее количество кирпичников и каменщиков встречается в переписях Кунгура за 1781 г. и Соликамска за 1789 г. [11]. Кир-пичеделательное производство в Прикамье длительное время сохраняло архаичные черты. Архаичность производства заключалась как в способах добычи глины (ручная копка на ближайших участках), характере подготовки ее (нередко выпадал этап «зимования и летования» глины), так и в ручном процессе изготовления кирпичей. Требование невысокой температуры для обжига кирпичей из красной глины также тормозило развитие технологий. Обжиг кирпичей нередко производился в домашних печах вместе с гончарной посудой. Изготовление кирпичей оставалось преимущественно сезонным процессом, связанным с полевыми работами. Несмотря на постепенный рост каменного

строительства в Прикамье и формирование династий каменщиков, производство строительной керамики и в XIX в. оставалось на уровне XVII в.

Помимо кирпичей и изразцов строительная керамика в Прикамских городах представлена черепицей, которая в XVII-XVIII вв. встречается исключительно на поселениях, основанных Строгановыми: в Орле-городке и Усолье. На территории Урала черепица также обнаружена в Верхотурье. Сходная в общих чертах с московской черепицей прикамская, тем не менее, выпускалась исключительно как поливная. Наиболее поздние варианты строгановской черепицы связаны с Усольем и могут быть датированы первой четвертью XVIII в. Повторно производство черепицы в Прикамье (крайне незначительное) было налажено в середине XIX в. Эта попытка оказалась неудачной, вероятнее всего, в связи с дороговизной и незначительным спросом изделий. Производство черепицы постепенно затухало, и к концу XIX в. в Пермской губернии оставалась всего 1 черепичная мастерская. Таким образом, производство строительной керамики можно расценивать как следующий уровень производств, связанных с переработкой глин. Если базовая потребность общества, связанная с питанием, уже сравнительно рано получила «керамическое воплощение» в виде посуды, то потребность в жилье получила глиняное сырье тогда, когда появились первые признаки того, что лесной материал в Прикамье стал иссякать.

В развитии керамических технологий Прикамского города XV - середины XIX вв. выделяются два этапа: XV - первая половина XVIII вв.; вторая половина XVIII - первая половина XIX вв. На первом этапе развитие осложнялось специфическими особенностями положения городов - на пограничных рубежах Московского государства, в условиях дефицита (сырья, оборудования, людских ресурсов и т.д.). Такие условия существования города способствовали длительному сохранению архаичных черт в керамических технологиях. Основная тенденция развития керамических технологий на первом этапе - выработка стандартных форм, освоение новых видов керамической продукции.

Стабилизация социально-экономической ситуации в Прикамье, рост городов, более тесные контакты с Центральной Россией способствовали тому, что со второй половины XVIII в. города становятся средоточением различных инноваций. Наблюдается качественный скачок в развитии керамических технологий, которые все более поляризуются. Производство гончарной посуды приобретает все более архаичные черты и уходит в область традиционной (сельской) культуры. Некоторые новшества, появившиеся в первой половине XIX в, например, более широкое распространение поливной посуды, являются результатом дальнейшего развития химии, но не меняют общей картины. Появление привозных изделий из ценных пород глины привело к тому, что обварная посуда конца XVIII - первой половины XIX вв. достигла максимальной стандартизации и почти полностью утратила эстетическую привлекательность. Первые опыты инженерной деятельности в освоении производства фарфора и фаянса относятся в Прикамье к первой половине XIX в.

Фактически, за период с XV в. до первой половины XIX в. керамические технологии прошли в своем развитии от опытной техники до инженерии. На примере совершенствования керамических технологий наблюдается крайне медленный процесс модернизации. Сложные и разветвленные формы организации городского сообщества подпитывали появление новых и модернизацию древних технологий, связанных с архаичным, «догородским» миром. Капитализация в сфере керамических технологий проявилась в присутствии некоторых машин и продаже товара на рынок, хотя производство в целом сохранило существенные черты традиционной культуры - ручной труд, сезонность, семейный характер производства.

Литература

1. Попов Н. Хозяйственное описание Пермской губернии по гражданскому и естественному состоянию в отношении к земледелию, многочисленным рудным заводам, промышленности и домоводству / Н. Попов. СПБ., 1813. Ч. III. 355 с.

2. Серебренников И.Н. О фаянсовом заводе в с. Сретенском Пермского уезда. О сретенском заводе / И.Н. Серебренников // Пермский краеведческий сборник. Пермь: Издание кружка по изучению Северного края при Перм. ун-те, 1924. Вып. 1. С. 92-96.

3. Беляев Л.А. Керамический комплекс из собора Богоявленского монастыря / Л.А. Беляев // Московская керамика: новые данные по хронологии. М.,1991. С. 14-19.

4. Оборин В.А. Орел-городок / В.А. Оборин // Советская археология. 1957. № 4. С. 140-152.

5. Розенфельдт. Р.Л. Московское керамическое производство XII-XVIII вв. / Р.Л. Розен-фельдт. М.,1968. 124 с.

6. Соколова Н.Е. Привозная керамика в культурном слое Прикамских городов конца XV -первой половины XIX вв. / Н.Е. Соколова // Оборинские чтения. Материалы археологических конференций. Пермь, 2006. Вып. 4. С. 97-119.

7. Фишер С. Марки английского фарфора и фаянса / С. Фишер. М., 1994. 144 с.

8. Дулькина, Т.И. Керамика Гжели XVIII-XX вв. / Т.И. Дулькина, Н.С. Григорьева. Л.: Художник РСФСР, 1988. 213 с.

9. Мельничук А.Ф. Подпечные сооружения в усадьбах исторических городов Верхнего и среднего Прикамья в новое время (XVIII - первая половина XIX в.) / А.Ф. Мельничук, Н.С. Соколова // Исследования по истории Урала: сборник статей. Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2005. С. 82-103.

10. Оборин В.А. Орел-городок - русский опорный пункт в Прикамье (XVI-XVII вв.) / В.А. Оборин // Учен. зап. Перм. ун-та. Пермь, 1957. Т. X, вып. 3. С.145-164.

11. РГАДА. Ф. 439. Оп. 1. Д. 783. Л. 9об-57об.; ГАПО. Ф. 268. Оп. 1. Д. 93. Л. 138-138об.

СОКОЛОВА НАТАЛЬЯ ЕВГЕНЬЕВНА родилась в 1965 г. Окончила Пермский государственный университет. Научный сотрудник Пермского краевого музея, соискатель Вятского государственного университета. Область научных интересов - изучение материальной культуры Прикамского русского города, археологические раскопки русских городов и архивные изыскания, а также изучение русской керамики (гончарная посуда, строительная керамика, изделия из ценных пород глины и т.д.). Автор 40 научных работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.