Проект «Семейные групповые конференции», реализуемый специалистами НОУ «Центр развития семейных форм устройства детей» (г. Мурманск), направлен на решение одной из важнейших задач современного общества — укрепление семьи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации. Координатор проекта «Семейные групповые конференции» Ирина Константиновна Ха-насюк рассказала читателям журнала опри-менении метода «Семейные групповые конференции» в разрешении проблем семейных взаимоотношений.
О
• семья • проект «Семейные групповые конференции» • ресурсы семьи • семейные проблемы • семейное окружение • независимый ведущий
— Ирина Константиновна, расскажите, пожалуйста, в чём заключается актуальность и уникальность проекта «Семейные групповые конференции»?
— Семейная групповая конференция — это своеобразный семейный совет, встреча членов семьи для обсуждения возникшей проблемы и самостоятельного принятия решения.
СГК (семейная групповая конференция) соединяет в себе два источника ресурсов: это семья и специалисты, приглашённые на встречу. Семья занимает центральное место в этом процессе. У семьи появляется возможность более чётко сформулировать стоящие перед ней вопросы. Подчёркивается право семьи на самоопределение в вопросах заботы о своих собственных детях и все решения вырабатываются с учётом культурных традиций семьи. Ребёнок остаётся неотъемлемой частью семьи и системы воспитания.
Эта модель предоставляет семье шанс использовать свои собственные силы, ресурсы и возможности для принятия решения в отношении ребёнка. Она предлагает альтернативный метод работы в дополнение к традиционным
Семейный совет — ключ к ребёнку
О
Е.С. Паничева. Семейный совет — ключ к ребёнку
и привычным, которые используют специалисты, и помогает в выстраивании взаимопонимания и конструктивного взаимодействия специалистов с родителями, родственниками и самим ребёнком.
Когда родители не способны обеспечить ребёнку хорошее образование, уход и безопасность дома, люди из ближайшего окружения ребёнка могут поддержать родителей, помочь им справиться с домашней ситуацией, проконтролировать, чтобы ребёнок не подвергался опасности. В тех случаях, когда родители действительно не способны выполнять родительские обязанности, предпочтительнее составить список членов семьи и людей из семейного окружения, к кому могут обратиться профессионалы из учреждений. Однако чаще всего, российские специалисты имеют дело с несколькими проблемами сразу, и в этих случаях требуется целостный подход. Семья и семейное окружение обычно видят картину целиком, не разделяя её на части — людей и сферы жизни. В том случае если поддержки семьи и окружения недостаточно, то на помощь всегда придут специалисты учреждений.
Задача всех независимых ведущих, применяющих метод СГК в работе с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, — способствовать установлению контакта между профессионалами, собственным кругом семьи и главным участником — ребёнком.
— Когда начал применяться метод «Семейные групповые конфе--Q- ренции» в Мурманской области? -Q-
— Впервые международный метод «Семейные групповые конференции» был представлен в Мурманской области в 2004 году Робом Ван Паге, директором фонда «Eigen Kracht Centrale» в Нидерландах, а в 2005 году были проведены первые СГК с семьями.
Метод «Семейные групповые конференции» был включён в мероприятия целевых региональных программ «Поддержка детей в Мурманской области» на 2006 — 2008 годы и «Дети Кольского Заполярья».
— Какое количество специалистов обучено в настоящее время в рамках проекта «Семейные групповые конференции»?
— В период с 2004-го по 2011 год в Российской Федерации обучение прошли более девятисот специалистов различных учреждений: специалисты ООП, КДН и ЗП, руководители учреждений социального обслуживания населения, заведующие отделениями, педагоги-психологи, специалисты по социальной работе, воспитатели, учителя, социальные педагоги, педагоги дополнительного образования.
— Каков срок обучения специалистов методу «Семейные групповые конференции»? Какие теоретические знания и практические упражнения включает в себя обучение специалистов данному методу?
— Обучающий семинар проводится в течение трёх дней. Цель семинара — содействие становлению специальной профессиональ-
ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА
ной компетентности независимых ведущих на основе метода «Семейные групповые конференции», направленного на работу с детьми и семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. В основу обучающего курса заложен принцип связи обучения с практикой, то есть содержание семинара опирается на знания и жизненный опыт слушателей.
В ходе семинара слушателей знакомят с происхождением и историей метода СГК, областями практического применения метода, особенностями работы независимого ведущего, требованиями к его мастерству, а также раскрывают важность роли семьи в вопросах самостоятельного планирования и принятия решений, касающихся жизни ребёнка, его обучения и развития, рассказывают об этапах организации и проведения семейной групповой конференции.
Во время семинара совмещаются различные виды деятельности. Каждый раздел состоит из теории, «мозгового штурма», практических заданий и завершается краткими выводами. Программа обучения включает текущий и итоговый мониторинг. В ходе текущей аттестации используются творческие задания (мини-проекты) и практические задания (работа в группах, построение диалогов, инсценировка). Итоговая аттестация выявляет компетентность независимых ведущих в области подготовки и проведения семейных групповых конференций. Проверяются теоретические знания и умения в рамках метода.
Для итоговой аттестации используются письменный отчёт об обучении (что узнали, предполагаемые трудности), устные беседы, а также подготовка и проведение практической конференции под руководством координатора программы «Семейные групповые конференции». При успешном проведении семейной групповой конференции на практике независимый ведущий получает свидетельство. При последующем успешном проведении ещё трёх конференций желающие могут продолжить обучение по программе для тренеров.
После обучающего семинара координатор проекта осуществляет консультативную работу; сопровождает обученных специалистов в процессе подготовки и проведения и проведения встреч семьи по разрешению кризисных ситуаций с применением метода «Семейные групповые конференции»; оказывает методическую поддержку специалистам.
— В каких ситуациях при работе с семьёй может применяться метод «Семейные групповые конференции?
— Технология данного метода может быть легко адаптирована во многих сферах, область его применения не знает границ — решение конфликтов в семье, в школе, на работе.
Метод «Семейные групповые конференции» позволяет использовать индивидуальный дифференцированный подход в разрешении
Е.С. Паничева. Семейный совет — ключ к ребёнку
кризисных ситуаций: развод родителей, проблема взаимопонимания отцов и детей, употребление подростками наркотиков или совершение правонарушений, насилие в семье, уходы детей из дома, трудности адаптации детей в приёмной семье, период подготовки и адаптации детей к самостоятельной жизни после выпуска из детского дома или пребывания в приёмной семье.
— Какие требования предъявляются к независимым ведущим в период проведения «Семейной групповой конференции»?
— Основные принципы работы независимого ведущего — его нейтральная позиция (она лежит в основе действий независимого ведущего в рамках метода) и отсутствие указаний или советов семье относительно принятия решения.
У независимых ведущих должен быть опыт общения с людьми и им необходимо постоянно совершенствоваться в применении метода «Семейные групповые конференции». В начале работы ведущих желание провести встречу семьи, а также успешность в теоретико-практическом обучении выступают основными факторами.
— Приведите примеры разрешения сложных семейных ситуаций с помощью метода «Семейные групповые конференции».
— Я приведу пример из своего опыта (фамилия матери детей изменена).
Однажды к нам за помощью обратилась Иванова Мария Петровна. Она воспитывает двух сыновей-подростков: 14 и 16 лет. С отцом детей находится в разводе. Мать и сыновья проживают в двухкомнатной квартире. Младший сын учится в школе, старший обучается в лицее на первом курсе. Оба ребёнка состоят на учёте в Комиссии по делам несовершеннолетних. Старший сын уходил из дома, был в нетрезвом виде задержан сотрудниками полиции. Кроме того, он пропускает учёбу в лицее, стоит вопрос о его отчислении. Младший сын пропускает уроки, был задержан за воровство. Мать жалуется на то, что сыновья её не слушаются, не выполняют требований с её стороны, совсем «отбились от рук». В воспитании детей маме пытаются помогать бабушка с дедушкой, сестра матери и сосед, который имеет авторитет у мальчиков.
Центральным вопросом для проведения семейной групповой конференции был вопрос об урегулировании свободного и личного времени детей.
Алгоритм работы независимого ведущего по подготовке к СГК был следующим:
• определение существующей проблемы;
• определение тревожных факторов (распитие спиртных напитков, воровство в семье, прогулы учебных занятий, невыполнение родительских требований);
Т Е Х Н О Л О Г И Я И П Р А К Т И К А
• определение позитивных моментов (несмотря на сложившуюся ситуацию, дети посещают групповые занятия «Гостиная «Я — подросток», общительны, контакты, любят бабушку и дедушку, уважают соседа, открыты для контакта со специалистами; сосед готов оказать поддержку семье, бабушка с дедушкой, сестра матери поддерживают семью, друзья мальчиков готовы прийти на конференцию для поддержки);
• определение специальных вопросов и задач, которые семья будет решать (посещение школы и лицея, снятие с учёта в КДН и ЗП, выполнение домашних обязанностей, отслеживание режима дня, организация занятий в свободное время, сопровождение специалистами Центра помощи семьи и детям; определение доступных ресурсов — помощь в поиске работы на летний период, запись в детский лагерь, групповые занятия, консультативная помощь психолога маме и детям);
• определение результатов, если проблема не будет решена (кто будет присутствовать при определении результатов, какая служба будет работать с семьёй, если план не будет выполнен);
• решение организационных вопросов (приглашение на СГК специалистов — психолога, координатора проекта, социального педагога, классного руководителя; закупка продуктов для кофе-паузы, а также привлечение детей к написанию приглашений на СГК и плану рассадки, определение места для встречи, удобного для всех приглашённых).
На семейной групповой встрече присутствовало одиннадцать человек: четверо взрослых членов семьи, трое детей, четверо специалистов.
В период времени, выделенный семье для личного обсуждения, участники семейной встречи обсудили возникшую проблему, поделились чувствами и разработали план по выходу из сложившейся ситуации. В план семьи были включены такие мероприятия: групповые занятия подростков с психологом, индивидуальные консультации психолога со всеми членами семьи, постановка на сопровождение в Центр социальной помощи семье и детям, запись старшего сына на курсы (на Молодёжной бирже труда), занятия спортом с соседом, взявшим шефство над подростками, составление графика выполнения домашних обязанностей, проведение выходных и каникул у бабушки с дедушкой.
Не всё шло гладко. Два раза мама и дети вместе с независимым ведущим собирались на корректировку плана. Важно отметить, что семья выполнила полностью все принятые ею пункты плана, дети были сняты с учёта в КДН и ЗП.
В дальнейшем семья научилась справляться с возникающими трудностями, пользуясь помощью близких родственников и друзей. В течение года независимый ведущий поддерживал связь с семьёй. За это время отношения между членами семьи наладились, мальчики повзрослели и стали поддержкой для мамы.
Интервью провела Екатерина Сергеевна Паничева