УДК 364.043
ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ «СЕМЕЙНЫЕ ГРУППОВЫЕ КОНФЕРЕНЦИИ» В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ В РОССИИ
А. Б. Федулова
Федулова Анна Борисовна, кандидат философских наук, доцент кафедры социальной работы и социальной безопасности, Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, Архангельск, [email protected]
Современная практика работы с семьей в России направлена на семьи, находящиеся в кризисном положении. Социальная работа строится на коррекции и изменении уже сложившейся ситуации в семье. Существующая система профилактической работы с семьями групп риска не всегда является эффективной. Понимание необходимости как можно более раннего начала решения возникающих проблем семьи свидетельствует о важности поиска новых подходов к социальной работе с семьей. В этой связи актуальность приобретают технологии, где ведущая роль отводится ранней профилактике и решению проблем семьи через комплекс социальных ресурсов. Ресурсность семьи выступает как совокупность потенциалов, направленных на поддержание стабильности семьи, развитие ее субъективности и компетентности в решении семейных жизненных проблем. В данной статье рассмотрена технология «Семейные групповые конференции» (СГК) как инновационная модель профилактики семейного неблагополучия, цель которой - создать возможность для восстановления способности семьи к конструктивной коммуникации и совместному выходу из проблемной ситуации. На основе результатов эмпирического исследования выявлены проблемы и обозначены перспективы применения технологии СГК в практической работе с семьей в деятельности социальных учреждений Российской Федерации. А также показана актуальность технологии СГК в контексте теории социального (общественного) капитала. Автор делает вывод о том, что социальный капитал определяет собственный потенциал семьи. Использование технологии «Семейные групповые конференции» в практической работе с семьей будет способствовать накоплению ресурсного потенциала семьи, активизации ее социального капитала в решении семейных проблем и формированию ответственности за самообеспечение семейной жизнедеятельности.
Ключевые слова: социальная работа с семьей, социальный капитал, семейная ресурсность, восстановительные технологии, семейные групповые конференции.
Problems and Possibilities of Applying «Family Group Conference» Technology to Social Work with Family in Russia
А. B. Fedulova
Anna B. Fedulova, ORCID 0000-0001-6875-6080, Northern (Arctic) Federal University named after M. V. Lomonosov, 17, Nabereznaya Severnоy Dviny, Arkhangelsk, 163002, Russia, [email protected]
Modern practice of social work with family aims at families in crisis position. Social work with family is based on the correction
and modification of the current situation. The current system of preventive work with families of risk groups isn't always effective. Awareness of the need to start solving current problems of the family as soon as possible demonstrates the necessity for new approaches to the social work with family. In this regard, technologies with the leading role to early prevention and solving family problems through the complex of social resources are taking on particular urgency. The resources of the family act as a set of potentials towards maintenance of stability of a family, development of its subjectivity and competence in solving the family's life problems. In this article, the technology «Family Group Conference» (FGC) is considered as an innovative model of family disadvantage prevention. The aim of the given technology is to create the possibility to restore the abilities of a family to the constructive communication and joint way out in case of difficulties. On the base of empirical research the challenges and perspectives of applying FGC technology to practical work with family in social services in Russian Federation were set up. Also the relevance of FGC is shown in the context of the theory of social capital. The author makes a conclusion that social capital defines the family's own capital. The usage of the technology «Family Group Conference» in practical work with family will contribute to the accumulation of the family's recourse potential, to the strengthening its social capital towards family problems and to the formation of responsibility for self-reliance in family life. Key words: social work with family, social capital, family resources, remediation technologies, family group conference.
DOI: 10.18500/1818-9601-2018-18-3-269-273
Риски современного общества влияют на социальную безопасность семьи, подрывают устойчивость семьи как социального института и малой социальной группы. В силу разных причин современная семья с детьми и подростками является слаборесурсной. Многие проблемы, такие как: неполнота семьи, конфликтность между родителями, родителями и детьми, педагогическая некомпетентность родителей, хронические болезни и инвалидность членов семьи - зачастую не являются предметной областью практической работы с семьей. Здесь, прежде всего, идет речь об относительно благополучных семьях, которые не обращаются за социальной поддержкой в специализированные службы, предпочитая решать проблемы самостоятельно.
Отсутствие профилактических мероприятий и ранних форм поддержки семьи в ситуации семейного неблагополучия может привести к негативным последствиям в структуре семьи, спровоцировать средовую дезадаптацию детей и подростков, усилить конфликтность. Поэтому необходимо включаться в работу с семьей на
© Федулова А. Б., 2018
ранних этапах семейного кризиса, когда семья столкнулась с проблемами и наблюдаются нарушения в ее функционировании.
В современной практике социальная работа с семьей ориентирована, прежде всего, на семьи, находящиеся в социально опасном положении, и профилактическая работа в этой связи не всегда эффективна. Причинами низкой эффективности профилактических мероприятий являются: позднее выявление проблем семьи, низкая заинтересованность семьи в решении собственных проблем, недостаточная эффективность традиционных технологий социальной работы с семьей, отсутствие в практической деятельности социальных учреждений методов и технологий, направленных на развитие семейной ресурсности и реализацию собственного потенциала семьи1.
В зарубежной практике работа с семьями строится на ранней профилактике с учетом восстановительного подхода, когда семья самостоятельна и автономна в принятии решений относительно своего развития. При этом используется ресурс социального (общественного) капитала, основными компонентами которого являются доверие друг к другу, склонность к сотрудничеству в общих интересах не только с близкими, но и с малознакомыми людьми, личная ответственность за происходящее, проявление гражданской культуры.
Для формирования социального капитала необходимы три основных элемента: социальные сети, общие нормы и доверие, которые вместе создают специфическую форму капитала2. Особое значение теория социального капитала придает доверию (или доверию незнакомцам) как компоненту социального капитала, отвечающему за его предполагаемые гражданские преимущества. Общее определение социального капитала можно сформулировать как преимущество, создаваемое положением индивида в структуре отношений.
Использование ресурсов социального капитала в практической социальной работе с семьей является достаточно актуальным направлением в контексте концепции социального партнерства как фактор повышения эффективности функционирования институциональных ресурсов семьи, но может иметь свою специфику в России.
Согласно данным Всемирного исследования ценностей (WVS - World Value Survey)3, только 23% россиян склонны доверять окружающим, в Швеции, например, - 74%. При проведении меж-страновых сопоставлений на основе Европейского социального исследования (ESS - European Social Survey) выяснилось, что, несмотря на устойчивый рост показателей социального капитала, Россия находится среди отстающих стран4. Также в российском менталитете существует утверждение «не выноси сор из избы», истинный смысл которого означает: храни домашние отношения в тайне, не нарушай защитный ба-
рьер дома (семьи). Данные положения осложняют формирование ориентации населения на социальные сети, которые представляют собой совокупность неформальных межличностных практик, осуществляющихся с определенной регулярностью в виде взаимопомощи, информационной и эмоциональной поддержки5.
Сегодня прослеживается тесная взаимосвязь между системой социальной безопасности общества и ресурсностью семьи. На наш взгляд, семья в современном социуме может самостоятельно решать семейные проблемы в процессе своей жизнедеятельности, если она будет иметь комплекс ресурсов для этого. Семье необходимо предоставить возможность выбора форм социальной поддержки.
Нацеленность семьи на самостоятельное жизнеобеспечение, полноправное взаимодействие с социумом будет способствовать актуализации внутренних ресурсов семьи и направлено на формирование конструктивной коммуникации и культуры доверия между людьми, на повышение эффективности и результативности использования внешних институциональных ресурсов, которые вкладываются государством в поддержку семьи в настоящее время.
Формами социальной поддержки семьи, направленными на формирование ответственности за решение проблем, являются восстановительные технологии социальной работы с семьей. Ядром восстановительных технологий выступают изменение внутрисемейных взаимоотношений, ответственность семьи за решение собственных проблем через поиск и принятие самостоятельного решения по выходу из сложной жизненной ситуации6. В рамках данного подхода специалисты сфокусированы на положительных сторонах семейной ситуации и поиске институциональных и собственных ресурсов семьи.
Одной из восстановительных технологий работы с семьей является технология «Семейные групповые конференции» (СГК). Впервые СГК появилась в 1989 г. в Новой Зеландии. К 2014 г. 22 из 35 европейских стран использовали программы Семейных групповых конференций в практической работе с семьями.
В России впервые технология «Семейные групповые конференции» была представлена в 2004 г. в Мурманской области в рамках российско-норвежского проекта гуманитарной организации «СОС - Детские Деревни Норвегия». С 2006 г. получила свое распространение в других регионах Северо-Запада России, Псковской области, Москве, Новосибирской области, Пермском крае, Республике Татарстан. Вместе с тем данная технология в России не получила широкого применения в практике социальной работы с семьей и является инновационной моделью профилактики семейного неблагополучия7.
В соответствии с этим целью нашего исследования стало изучение практики применения
технологии «Семейные групповые конференции» как инновационной технологии социальной работы с семьей, характеристика проблем и возможностей применения технологии в практической деятельности социальных учреждений в Российской Федерации.
С целью анализа проблемы в 2017 г. было проведено эмпирическое исследование. Основными методами исследования стали: контент-анализ эссе студентов 3-4-х курсов (п = 46 чел.), обучающихся по направлению подготовки «Социальная работа» в Северном (Арктическом) федеральном университете имени М. В. Ломоносова (г. Архангельск), и экспертное интервью со специалистами (п = 3 чел.), реализующими технологию СГК в Центре психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Гармония» (г. Новодвинск, Архангельская область).
Контент-анализ эссе студентов был проведен по следующим вопросам: 1) является ли технология «Семейные групповые конференции» инновационной моделью социальной работы?; 2) возможно ли использование технологии СГК в практике социальной работы с семьей в России?
Анализ результатов показал следующее: 93,47% респондентов считают технологию «Семейные групповые конференции» инновационным моделью работы с семьей, которая не представлена в практической деятельности социальной работы в России. Действительно, метод семейной групповой конференции отличается от общепринятых методов социальной работы с семьей. Основная цель технологии заключается в том, что семья выступает как эксперт по проблемам семьи, сама участвует в разработке плана решения проблем и несет ответственность за реализацию плана. Вмешательство в семейную ситуацию является минимальным, а роль специалистов имеет исключительно вспомогательный характер и предполагает предоставление информации о возможности получения социальных услуг.
Анализ вопроса о возможностях применения СГК в практической деятельности позволил сделать следующие выводы: только 13,04% респондентов считают, что технология без явных проблем может стать популярной и будет широко распространена в практике работы с семьей в России; 86,96% респондентов полагают, что применение технологии СГК в России возможно, но ее реализация не будет такой успешной и повсеместной, как за рубежом, где существуют центры, которые специализируются на ее применении. При этом студенты согласны с тем, что технология нужна в российской практике социальной работы с семьей и необходимо ее внедрение в деятельность социальных учреждений, которые предоставляют социальные услуги семьям.
Основными трудностями для повсеместного и активного применения технологии СГК
респонденты назвали: особенности менталитета российских граждан (не привыкли «выносить сор из избы», признать проблему перед близким окружением); недостаточное количество подготовленных специалистов; низкую информированность населения о технологии СГК; отсутствие актуальности технологии СГК на сегодняшний день; необходимость совершенствования процедуры СГК под особенности семей и специфику социальной работы в России; отсутствие ближайшего окружения у семьи как обязательного требования для проведения СГК; отсутствие законодательно-правового регулирования технологии СГК; удаленное проживание членов семьи (сложность собрать семью вместе).
Основной проблемой внедрения технологии «Семейные групповые конференции» в практическую деятельность социальных учреждений Российской Федерации студенты считают ментальные особенности российских граждан и неготовность подключить к решению семейных проблем социальные сети. В зарубежной практике люди чаще обращаются за помощью к специалистам. В России данный факт может вызывать неоднозначную реакцию у окружающих, и семья будет выглядеть как «семья с проблемами».
В целом, российские семьи не готовы выносить свои проблемы на обсуждение, в том числе близкого окружения, не доверяют специалистам, не уверены в результатах совместной работы; 32,60% респондентов отметили низкую информированность населения о технологии СГК; 21,73% сомневаются в возможностях применения основополагающих принципов и ценностей СГК к российским условиям и только 10,86% опрошенных технология СГК заинтересовала в профессиональном плане. Студенты отметили, что хотели бы более детально изучить ее и, возможно, в дальнейшем применять в профессиональной деятельности.
Анализ экспертных интервью показал следующее: специалисты знакомы с технологиями восстановительного подхода и считают СГК эффективной технологией решения проблем семьи на основе сплоченности, распределения ответственности между участниками встречи и активизации внутренних ресурсов семьи. По мнению экспертов, применение технологии СГК возможно в следующих случаях: конфликты ребенка со взрослыми и сверстниками; прогулы в школе, низкая успеваемость, нежелание ребенка учиться; урегулирование вопроса о порядке встреч с ребенком в ситуации развода родителей; девиантное и деликвентное поведение подростка и др.
К недостаткам применения технологии СГК в практической деятельности социальных учреждений специалисты относят:
- большие затраты времени. Обычно у специалистов социальных служб высокая занятость. Нередко специалисты жалуются на нехватку времени. В данной ситуации гораздо важнее выпол-
нить план в соответствии с функциональными обязанностями. Несмотря на то, что эксперты поддерживают важность практики решения проблем, основанной на ресурсах и силах семьи, СГК является высокозатратной технологией (подготовка конференции, встречи с семьей и ближайшим окружением, сопровождение семьи, работа со специалистами и др.);
- низкую мотивацию семьи. У специалистов возникают опасения, заинтересуется ли семья в такой форме работы и как будут чувствовать себя участники в процессе подготовки и проведения СГК. Эксперты отмечают, что чаще встречаются семьи, которые готовы переложить свои проблемы на специалистов социальных служб, ждут, что им должны помочь, при этом не пытаются найти самостоятельно выход из сложившейся ситуации;
- сложность и трудоемкость процесса подготовки СГК. Специалисты отмечают, что подготовка семейной групповой конференции - процесс достаточно трудоемкий, так как необходимо быть связующим звеном между приглашенными специалистами и членами семьи, выступать в качестве нейтральной позиции. Также могут возникнуть трудности в работе с приглашенными специалистами, со скептически настроенными родственниками семьи;
- финансовые затраты. По мнению экспертов, финансовые вопросы могут сильно затруднить внедрение технологии «Семейные групповые конференции» в практическую деятельность. Могут понадобиться ресурсы для организации, подготовки и проведения конференции (например, приглашение значимых родственников семьи из другого города, ведение телефонных переговоров, транспортное сообщение).
Также специалисты отмечают необходимость в информированности населения о технологии «Семейные групповые конференции», в обучении формам и методам технологии СГК специалистов социальных учреждений; недостаточность кадрового и материального обеспечения социальных учреждений.
Таким образом, на основе результатов проведенного исследования, можно сделать следующие выводы.
Технология «Семейные групповые конференции» является инновационной моделью, формы и методы реализации которой идут вразрез с общепринятой практикой социальной работы с семьей в России. Позитивный результат внедрения СГК может быть достигнут только в том случае, если все участники (семья и ее ближайшее окружение, специалисты социальных учреждений) признают себя в качестве неотъемлемого члена профессиональной команды, т. е. допускают вмешательство в семейные взаимоотношения, но выступают с семьей на равных основаниях, являются партнерами.
Сильными сторонами реализации технологии «Семейные групповые конференции» явля-
ются: новая модель решения семейных проблем; ориентация на развитие внутренних ресурсов семьи; выстраивание взаимопонимания и взаимодействия специалистов и членов семьи; индивидуальный подход к семейным проблемам. Внедрение технологии СГК в практическую социальную работу с семьей усилит социальную сплоченность между членами семьи, специалистами, социумом в целом путем предоставления семье возможностей проработать решения проблем внутри своей семьи, актуализируя внутренние ресурсы семьи и формируя культуру коммуникации и культуру доверия между людьми.
Преодоление проблем функционирования и развития социальных сетей предполагает формирование у населения представления о социальном капитале сетей общения как о важнейшем ресурсе личностного развития8. В этой связи реализация технологии «Семейные групповые конференции» решает задачу формирования культуры отношений, основанных на осознании взаимовыгодности, взаимозависимости и ресурсности.
Вместе с тем внедрение инновационных форм работы с населением, предполагающих командную работу, сталкивается с препятствиями, поскольку в настоящее время государственные учреждения ориентированы прежде всего на традиционные формы работы, характеризуются некоторой ригидностью и бюрократизмом. Для успешного внедрения технологии СГК в практику социальных учреждений необходимо тесное сотрудничество с зарубежными странами, в которых распространена данная технология; обмен опытом между специалистами и адаптация технологии под условия российской системы социальной защиты населения; системная подготовка специалистов, способных к использованию восстановительных технологий работы с семьей, ориентированных на ресурсность семьи.
Достаточно проблемным является вопрос об организациях и специалистах, которые вправе проводить семейные групповые конференции. Особая роль в проведении конференции отводится независимому ведущему - подготовленному специалисту, имеющему право организовывать и проводить конференцию. В настоящее время подготовкой независимых ведущих и сопровождением их деятельности (супервизией) занимаются сертифицированные тренеры СГК под патронатом Центра развития семейных форм устройства детей (г. Мурманск), что осложняет внедрение СГК в практическую деятельность социальных учреждений Российской Федерации.
В аспекте повышения профессионализма независимых ведущих семейных групповых конференций актуальным является организация государственной системы их подготовки, предусматривающей обучение специалистов в соответствии с требованиями профессионального стандарта специалиста по работе с семьей, ос-
воение различных социально ориентированных моделей работы с семьей, а также практики междисциплинарного взаимодействия социальных органов и служб.
Анализ результатов проведенного исследования выявил трудности внедрения технологии СГК в практическую деятельность социальных служб. Среди них: непроработанность оценки и критериев эффективности технологии; финансовые ограничения; проблемы в межведомственном взаимодействии органов и служб; недостаточная мотивация сотрудников к инновационной деятельности; низкий престиж социальной работы как профессиональной деятельности, направленной на решение проблем; неготовность социума к решению проблем ближайшего окружения; низкий уровень доверия окружающим.
В заключение отметим, что для внедрения восстановительных технологий в практику социальной работы с семьей необходим дифференцированный подход. Основными направлениями развития технологии «Семейные групповые конференции» должны стать институциализация технологии и ее интегрирование в систему социальной защиты населения посредством правового регулирования. Также необходима популяризация технологии, в том числе в средствах массовой коммуникации и системе образования, для информирования и привлечения большего числа семей к данной форме социальной работы с семьей с целью своевременного снижения остроты семейного неблагополучия и формирования ответственности за решение собственных проблем.
Примечания
1 См.: Туралькина Н. А., Федулова А. Б. Роль институциональных ресурсов семьи в преодолении проблем семейного неблагополучия // Исследование современных проблем общества в контексте социальной работы : сб. науч. ст. студентов и преподавателей. Вып. 5 / отв. ред. и сост. А. Б. Федулова. М. : Перо, 2017. С. 86-90.
2 См.: Беляева Л. А. Социальный капитал : концепция и практика // Социологический мониторинг. 2016. № 10. С. 92-106.
3 См.: WVS - World Value Survey. URL: http://www. worldvaluessurvey.org/WVSOnline.jsp (дата обращения: 15.12.2017).
4 См.: Иванов В. В., Павлов П. Н., Козлов В. А., Суты-рина Т. А. Формирование социального капитала в России // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 6. Экономика. 2014.
№ 3. С. 3-16.
5 См.: Кожина Л. В. Проблемы функционирования региональных социальных сетей // Мониторинг общественного мнения : Экономические и социальные перемены. Альманах - 2016. М. : АО «ВЦИОМ», 2016. С. 145-157.
6 См.: Коноплева С. В. Семейные групповые конференции в России : теория и практика : метод. пособие. Мурманск, 2012.
7 См.: Федулова А. Б. Семейные групповые конференции как восстановительная практика социальной работы с семьей // Теория и практика психолого-социальной работы в современном обществе : материалы Между -нар. заочной науч.-практ. конф. (Арзамас, 25 февраля 2015 г.) / под ред. Т. Т. Щелиной, Ю. Е. Болотина. Арзамас : АФ ННГУ, 2015. С. 169-174.
8 См.: Колпина Л. В. Указ. соч.
Образец для цитирования:
Федулова А. Б. Проблемы и возможности применения технологии «Семейные групповые конференции» в социальной работе с семьей в России // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2018. Т. 18, вып. 3. С. 269-273. БО!: 10.18500/1818-9601-2018-18-3-269-273
Cite this article as:
Fedulova А. B. Problems and Possibilities of Applying «Family Group Conference» Technology to Social Work with Family in Russia. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Sociology. Politology, 2018, vol. 18, iss. 3, рр. 269-273 (in Russian). DOI: 10.18500/18189601-2018-18-3-269-273