Научная статья на тему 'Семейные ценности в контексте православия'

Семейные ценности в контексте православия Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1535
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Ключевые слова
СЕМЬЯ / ЦЕННОСТЬ / ИНТЕГРАЦИЯ / РЕЛИГИОЗНАЯ СИТУАЦИЯ / ВЕРУЮЩИЕ / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ / ПРАВОСЛАВИЕ / РЕЛИГИЯ / ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / A FAMILY / VALUE / INTEGRATION / A RELIGIOUS SITUATION / BELIEVERS / SOCIAL INSTITUTE / ORTHODOXY / RELIGION / ORTHODOX CHURCH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Палибина А. С.

На основе анализа результатов социологического исследования, проведенного в Республике Мордовия, дана характеристика основных православных ценностей и их взаимосвязи с семейными ценностями; раскрывается характер процессов интеграции и дезинтеграции семейных и православных ценностей в семье в современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Семейные ценности в контексте православия»

№ 4 (12) АПРЕЛЬ 2011

ДИСКУССИЯ

журнал научных публикаций ^

Палибина А.С., соискатель, кафедра социальной работы, Мордовский государственный университет, г. Саранск, Россия

СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ В КОНТЕКСТЕ ПРАВОСЛАВИЯ

Любое общество базируется на цельной системе ценностей, которая в истории человечества заполнялась рядом сфер ценностей, в том числе религиозными и семейными. Временами гармоничные отношения между сферами ценностей нарушаются, результаты данных нарушений выражаются в разных общественных кризисах.

Кризис ценностной системы российского общества приводит к кризису ценностной системы социального института семьи. Сокращение населения, широкое распространение разводов, абортов, семейного алкоголизма, наркомании и жестокости, безнравственное и антисоциальное отношение к детям - все это характеризует не только ухудшение социального здоровья семьи и снижение значимости семейных ценностей в обществе, но и свидетельствует о глубоких потрясениях, охвативших российскую со-циокультуру в целом. Возможный выход из сложившейся ситуации заключается в повышении уровня нравственности семьи, в том числе и возвращение к религиозным традициям на новой основе, в измененных социокультурных условиях.

В истории России ценности православия и ценности семьи создавали основу для ее государственности, для ее социокультурного развития. От благополучия современной российской семьи зависит и сегодняшнее состояние нашего общества и еще в большей степени его будущее состояние.

Предметом нашего исследования являются противоречия, охватившие сферу семейных ценностей, определение характера процессов интеграции и дезинтеграции ценностных систем семьи и православия.

Проведенное нами социологическое исследование показывает процессы интеграции и дезинтеграции семейных и православных ценностей. Исследование было проведено в 2009 г. по программе, утвержденной кафедрой социальной работы Мордовского государственного университета имени Н.П. Огарева, в городских и сельских населенных пунктах Республики Мордовия. Выборочная совокупность составила 733 семьи. Цель исследования - выявить степень влияния православных ценностей на современную российскую семью. По данным нашего исследования, православно верующими себя признали 63,3% всех опрошенных, неверующими - 23,5%, затруднились с ответом - 13,2%; 24,3% от общего числа верующих респондентов характеризуется настоящей воцерковленностью (то есть принятием церковной атрибутики).

Православные ценности исторически глубоко заложены в социальном институте российской семьи. Такие православные ценности, как «муж - глава семьи», «дисципли-

Любое общество базируется на цельной системе ценностей, которая в истории человечества заполнялась рядом сфер ценностей, в том числе религиозными и семейными.

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

на и иерархия в семье», «дети - смысл брака» принимают более 50% опрошенных респондентов. Православная религия приветствует выполнение взаимных обязанностей супругами, но нужно заметить, что взаимность эта не одинакова. Муж по православным канонам является главой семьи: «Жены, подчиняйтесь собственным мужьям, ибо муж есть глава жены» (Эф. 5:22-23). В опрашиваемых нами семьях большинство респондентов отмечают, что в принятии важных решений принимают участие оба супруга и имеют рав-нопартнерские или товарищеские отношения: 25,4% мужчин и 29,2% женщин соответственно.

Сегодня в некоторых семьях всю ответственность берут на себя женщины, мотивируя тем, что мужчины не в состоянии обеспечить семью как материально, так и духовно. Это вызывает серьезную озабоченность православной церкви, которая видит причину в том, что мужчина перестал нести ответственность перед Богом за благоденствие супруги и детей. Несмотря на признание отношений в семье равнопартнерски-ми, определенная часть респондентов (5,1%

Православная религия ужесточила оценку абортивной практики, прировняв его к греху убийства и объявив законным поводом для расторжения брака.

мужчин и 14,4% женщин в городе, 15,8% и 11% соответственно в сельской местности) -говорят о необходимости дисциплины и иерархии в семейной жизни.

Однако такие характеристики, как аборты, разводы, применение контрацепции распространены в семьях опрашиваемых респондентов, но не одобряются православием. 35,4% респондентов не проявляют негативного отношения к абортам, отмечая, что это норма современной жизни и единственный выход из кризисной ситуации. Православная религия ужесточила оценку абортивной практики, прировняв его к греху убийства и объявив законным поводом для расторжения брака. Развод воспринимается православием как негативное явление современной жизни, которое нарушает святость брачного союза. Отношение к разводам у наших респондентов весьма различно (табл. 1).

Таблица 1

Отношение к разводам

Отношение респондентов к разводу город сельская местность

м (%) ж (%) м (%) ж (%)

считаю нормальным явлением 4 2,8 2,1 1,2

отрицательно, брак должен сохраняться при любых обстоятельствах 10,6 7,9 5,6 11,1

считаю возможным в случае семейного кризиса 14,9 18,8 12,8 8,2

Наряду с этими особенностями такие православные ценности, как целомудренность половых отношений, отказ от средств контрацепции, наличие крепких родственных связей, воспитание детей в духе православной педагогики, участие священнослужителей в семейной жизни своих прихожан не нашли полноценного отраже-

ния в опрашиваемых семьях. Православная церковь настойчиво рекомендует сохранять обет целомудрия до вступления в семейную жизнь, объясняя это медицинскими и нравственными причинами. Также отмечается, что целомудренность должна сохраняться и в супружеских половых отношениях. С этим положением православия согласны 30,3% всех респондентов. Некоторые затруднились с ответом на этот вопрос - 28,8%. Остальные утверждают, что супружеские половые отношения в принципе не могут быть целомудрен-

(-N

Православная церковь настойчиво рекомендует сохранять обет целомудрия до вступления в семейную жизнь, объясняя это медицинскими и нравственными причинами.

№ 4 (12) АПРЕЛЬ 2011

С \

Православие называет деторождение главной целью брачного союза. Семья является наследницей духовно-нравственных традиций, воспитывает детей своим укладом жизни.

ными, отмечая, что нужна не только чистота тела, но и души, а это невозможно. 19,3% мужчин и 18,5% женщин в городе допускают половую жизнь до брака, при этом сами вступали в половую жизнь до брака 19,8% мужчин и 15,5% женщин. Равные показатели наблюдаются и в сельской местности: допускают половую жизнь до брака 17,1% мужчин и 13,7% женщин, вступали сами 12,8% мужчин и 6% женщин соответственно. Указывая на важность целомудренности в отношениях, православная церковь призывает к отказу от различных видов контрацепции, приравнивая ее использование к абортам. 69,9% опрошенных отмечают необходимость применения контрацепции, объясняя ответственностью за здоровье, возможностью планировать собственную жизнь.

Дети являются одной из главнейших ценностей систем семьи и православия. Православие называет деторождение главной целью брачного союза. Семья является наследницей духовно--нравственных традиций, воспитывает детей своим укладом жизни. Молодые родители привносят в воспитание детей опыт своей родительской семьи.

Поэтому в воспитании детей должны принимать участие старшие члены семьи. Отмеченный в семьях наших респондентов достаточно высокий уровень участия старшего поколения в социализации детей (35,9% от опрашиваемых в городе и 25,9% — в сельской местности) зависит от конкретных условий, в которых находится семья: высокий уровень межпоколенных родственных связей; отсутствие возможности отдавать детей в детские учреждения дополнительного образования.

В процесс воспитания входит также и подготовка к воцерковлению детей. Этот процесс, как правило, очень долог и труден, но его необходимо начинать с раннего детства. Однако с этим мнением православной религии некоторые респонденты не согласны, преимущественно относящиеся к группам неверующих и затруднившихся ответить, считая, что дети должны самостоятельно принимать решения об участии в церковной жизни (рис. 1).

Рис. 1. Участие детей в церковной жизни, по мнению родителей.

где 1 - полностью участвуют в церковной жизни;

2 - участвуют лишь в некоторых церковных обрядах (крещение, причастие);

3 - нет, но хотелось бы;

4 - нет, я против;

5 - дети должны самостоятельно принимать решение об участии в церковной жизни;

6 - не знаю.

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Таким образом, в современной российской семье наблюдаются процессы интеграции и дезинтеграции между семейными и православными ценностями. Этот процесс имеет закономерный характер и осуществляется при непосредственном участии отдельного человека, ведь именно человек отдает предпочтение тем или иным ценностям. Именно этот процесс был выявлен в ходе нашего социологического исследования. Ряд православных ценностей интегри-

циокультуры влияют на процессы интеграции и дезинтеграции семейных и православных ценностей: сильное влияние религиозных факторов на семью и ее членов в истории России; официальное неприятие религиозных ценностей в советский период развития страны; религиозный «бум» у части населения в 90-е гг. XX века.

Итак, православные ценности исторически глубоко заложены в социальном институте российской семьи. Но естественный процесс развития общества меняет структуру семьи, соответственно меняет и ее ценности.

руется с семейными ценностями («семья -малая церковь», «муж - глава семьи», «дети - основная ценность семьи»), другие православные ценности («целомудренность семейных отношений», «отказ от средств контрацепции») находятся в состоянии дезинтеграции с семейными ценностями. Третьи ценностные ориентации не одобряются православием (аборты, разводы, применение средств контрацепции), но имеют место в семьях респондентов (рис. 2).

Основные православные ценности («муж есть глава семьи», «дисциплина и иерархия в семье», «дети - смысл брака») социально значимы для современной семьи. Но ряд постулатов православной церкви (сохранения целомудренности половых отношений до брака, отказ от средств контрацепции, целомудренность семейных отношений) нашли понимание лишь у 30% опрошенных респондентов. Это объясняется респондентами так: современная жизнь вносит свои коррективы в отношения между мужчиной и женщиной. Процесс интеграции и дезинтеграции православных и семейных ценностей имеет естественный характер и связан, прежде всего, с особенностями российской социо-культуры.

55,40%

13,20%

□ православие ■ семья

□ православие и семья

31,40%

Рис. 2. Интеграция и дезинтеграция ценностных систем семьи и православия по результатам нашего исследования.

От благополучия современной российской семьи зависит и сегодняшнее состояние нашего общества и еще в большей степени его будущее состояние.

Особенности развития российской со-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.