Научная статья на тему 'Оценка влияния православных ценностей на сохранение семьи'

Оценка влияния православных ценностей на сохранение семьи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1287
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ КРИЗИС СЕМЬИ / СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ / ПРАВОСЛАВНЫЕ ЦЕННОСТИ / "ЧАЙЛДФРИ" / "CHILDFREE" / МНОГОДЕТНОСТЬ / РЕЛИГИЯ / РЕЛИГИОЗНЫЕ ТРАДИЦИИ / FAMILY / INSTITUTIONAL CRISIS OF FAMILY / FAMILY VALUES / ORTHODOX VALUES / RELIGION / RELIGIOUS TRADITIONS / HAVING MANY CHILDREN

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Томилин Виктор Филиппович, Белинская Дина Викторовна, Аверина Ольга Викторовна

Проанализированы результаты пилотажного исследования, проведенного методом раздаточного анкетирования с целью определения отношения к православным семейным ценностям жителей г. Тамбова. Анализ ответов демонстрирует понимание со стороны респондентов роли православных ценностей в процессе преодоления институционального кризиса семьи. Уделено внимание отношению к таким моделям репродуктивного поведения, как «чайлдфри» и многодетность. Исследование показало, что семья остается главной ценностью респондентов. Большинство верующих имеют традиционные представления о семье, вступать в брак они будут только по любви, для них приемлема возможность вступления в церковный брак со своим избранником. Наиболее реальным видом союза мужчины и женщины традиционно остается брак. Ровно половина опрошенных женаты и проживают вместе с семьей. Причем главой семьи признается либо мужчина, либо указывается, что супруги должны возглавлять семью совместно. Главный мотив вступления в брак - любовь. Отмечается неприемлемость внебрачной семьи. Респонденты отмечают, что деградация семьи происходит в основном из-за увеличения числа разводов и рождений детей вне брака. Причинами разводов в современных семьях, по мнению опрошенных, являются алкоголизм и ранний возраст вступления в брак.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF INFLUENCE OF ORTHODOX VALUES ON KEEPING OF FAMILY

The results of the pilot study conducted by distributing questionnaires to determine the attitude towards family values of Orthodox residents of the city of Tambov are considered. The analysis of the responses demonstrates understanding of the role of the respondents of Orthodox values in the process of overcoming the institutional crisis of the family. The attention is paid to such models of reproductive behavior as “childfree” and having many children. The study showed that the family remains the main value of the respondents. Most believers have traditional notions of the family, to marry when they will only love, for them there is acceptable possibility of joining the church marriage with their elect. The most realistic view of man and woman is traditionally a marriage. Exactly half of the respondents are married and live with the family. And the head of the family is recognized as a man or it states that spouses should lead the family together. The main motive for marriage advocates love. The unacceptability extramarital family is noted. Respondents noted that the degradation of the family is mainly due to increase in the number of divorces and births out of wedlock. Causes of divorce in modern families, according to respondents, are alcoholism and early age at marriage.

Текст научной работы на тему «Оценка влияния православных ценностей на сохранение семьи»

ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ СФЕРЕ

УДК 316.74

ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ПРАВОСЛАВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ НА СОХРАНЕНИЕ СЕМЬИ

© Виктор Филиппович ТОМИЛИН

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры теоретической и прикладной социологии, e-mail: [email protected] © Дина Викторовна БЕЛИНСКАЯ Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры теоретической и прикладной социологии, e-mail: [email protected] © Ольга Викторовна АВЕРИНА Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, студент института гуманитарного и социального образования, e-mail: [email protected]

Проанализированы результаты пилотажного исследования, проведенного методом раздаточного анкетирования с целью определения отношения к православным семейным ценностям жителей г. Тамбова. Анализ ответов демонстрирует понимание со стороны респондентов роли православных ценностей в процессе преодоления институционального кризиса семьи. Уделено внимание отношению к таким моделям репродуктивного поведения, как «чайлдфри» и многодетность. Исследование показало, что семья остается главной ценностью респондентов. Большинство верующих имеют традиционные представления о семье, вступать в брак они будут только по любви, для них приемлема возможность вступления в церковный брак со своим избранником. Наиболее реальным видом союза мужчины и женщины традиционно остается брак. Ровно половина опрошенных женаты и проживают вместе с семьей. Причем главой семьи признается либо мужчина, либо указывается, что супруги должны возглавлять семью совместно. Главный мотив вступления в брак - любовь. Отмечается неприемлемость внебрачной семьи. Респонденты отмечают, что деградация семьи происходит в основном из-за увеличения числа разводов и рождений детей вне брака. Причинами разводов в современных семьях, по мнению опрошенных, являются алкоголизм и ранний возраст вступления в брак.

Ключевые слова: семья; институциональный кризис семьи; семейные ценности; православные ценности; «чайлдфри»; многодетность; религия; религиозные традиции.

Семья является древнейшим жизнеустройством на земле, выступая механизмом самоорганизации общества, с которым связано утверждение целого ряда общечеловеческих ценностей. Во все времена семейно-брачные отношения занимали особо важное место в человеческом обществе: крепкие семьи были залогом его стабильности на протяжении всей истории и являлись нормой и ценностью.

В ходе развития и внутренней дифференциации общества его институциональные образования разделились на две сферы - частную и общественную области жизни. Семья во многом утратила черты общественной (публичной) организации, которыми была наделена в прошлом, и стала в большей мере делом частной жизни. В то же время Р. Белла, прослеживая религиозную эволюцию, показывает, что в ней происходит «приватизация» религии (эта тенденция фиксируется

также в теориях секуляризации). Религиозные верования и религиозная практика в современном обществе становятся в значительной мере делом личного выбора, частным делом. Возможно, с этим связано то обстоятельство, что сегодня, в первую очередь, многих привлекают те религиозные ритуалы, которые связаны с событиями семейной жизни. В свою очередь, в деятельности современной христианской церкви значительную долю составляет именно то, что связано с семьей - ритуальное оформление ее увеличения и уменьшения, бракосочетания, религиозное воспитание детей. Церковные деятели склонны сегодня рассматривать семью как главную и нерушимую базу организованной религии в ее традиционных формах [1, с. 87].

Важность религии как социокультурного явления отмечает И.В. Налетова, рассуждающая о том, что именно «религия предложила основной нравственный закон, ставший несущей конструкцией духовности» [2, с. 73], смыслом которой является забота о человеческой душе, о сохранении того, что обеспечивает сущность и гарантии человечности.

Православие утверждает, что в основе семьи должна лежать подлинная любовь супругов и огромная ответственность за современную жизнь и воспитание детей, что семья является важнейшим социообразую-щим элементом. Она всегда входила в ранг особых, непреходящих, жизненно важных ценностей, была основой бытия общества. Будучи ценностью, семья в то же время является хранилищем нравственных устоев, традиций и обычаев, важнейшим звеном системы нравственных координат поведения человека.

Рассматривая систему православных ценностей и роль семьи с точки зрения православия, В.В. Форсова выделяет следующие элементы [3, с. 64-72]:

- происхождение и сущность брака означает, что муж должен заботиться о жене своей как Христос о Церкви, - если надо, отдать за нее душу, испытать многократные потери и т. д.;

- по христианскому учению устраниться от заключения брака могут лишь те, кто не способен к нему, других альтернатив браку не существует;

- допустимость до- и внебрачных контактов гибельно для человека;

- вступление в брак начинается с выбора жениха и невесты, от чего в будущем будет зависеть семейное счастье;

- распад семьи недопустим;

- обязанности супругов как еще один элемент системы православных ценностей обусловлены высокой целью брачного союза христиан - духовного, нравственного совершенствования друг друга, возможно только при внутреннем единении их душ. Достижению этой цели и подчинены нравственные обязанности супругов: преодоление самолюбия, взаимная любовь, уважение и доверие, взаимопомощь, снисходительность к недостаткам другого, терпимость, великодушие, умение прощать, способность к самопожертвованию;

- воспитание детей в семье, согласно православному учению нерадение о детях -самый большой грех.

Православные ценности говорят о нерасторжимости православного брака и пожизненной верности супругов, что может защитить семью от того кризиса, который сейчас навис над ней.

В рамках пилотажного исследования зимой 2014 г. был проведен анкетный опрос на тему «Влияние православных ценностей на сохранение семьи», целью которого являлось определение отношения к православным семейным ценностям и традициям. Генеральная совокупность исследования - жители г. Тамбова (на 1 января 2014 г. - 280 тыс. 457 человек). Выборочная совокупность составила 200 человек, которые были распределены на четыре возрастные группы. Распределение респондентов по полу и возрасту и материальному достатку показано в табл. 1.

Большинство опрошенных респондентов считают себя верующими - 59 %, скорее верующими - 29,5 % - не относят себя к верующим, еще 1,5 % затруднились с ответом.

Семья является наиболее значимой ценностью для 21,7 % опрошенных; 19,9 % выделяют главной ценностью здоровье свое и близких; 13 % немаловажное значение в жизни отводят материальному благополучию; 8 % считают значимой ценностью в жизни служение Богу и только 0,5 % опрошенных отмечают помощь другим людям (более подробно см. рис. 1).

Характеристики выборочной совокупности (в %)

Таблица 1

Половозрастное сопряжение

Пол Возраст

18-35 36-59 60-74 75-89 Итого

Мужской 16 14 12 20 15,5

Женский 84 86 88 80 84,5

Образование

Среднее 15,5

Среднее специальное 39,5

Незаконченное высшее 12

Высшее 32

Ученая степень 1

Материальный достаток

Еле сводим концы с концами 2

Хватает на самое необходимое, крупные покупки затруднительны 74,5

Проблем нет, иногда можем позволить себе и крупные затраты 19,5

Ни в чем себе не отказываем 2

помощь другим людям социальный престиж дети

личный успех власть карьера любовь

манипулирование людьми служение Богу служение родине здоровье свое и близких семья

духовное развитие материальное благополучие

У. 0,5% 0,2 %

1% 0,5 % 1%

4,4 %

3,4 %

19,9%

21,7%

Рис. 1. Главные ценности в жизни

40 % респондентов отмечают, что «семья - это люди, объединенные семейными узами или браком, живущие вместе», и лишь 13 % считают, что семья - это круг лиц, связанных правами и обязанностями, вытекающими из брака. Однако следует заметить, что большинство опрошенных не отмечает, что семья - это союз мужчины и женщины с целью рождения и воспитания детей, т. е. продолжения своего рода.

По мнению опрошенных, наиболее приемлемым союзом мужчины и женщины тра-

диционно остается брак, так ответило 68,7 %. Однако для 21,2 % опрошенных венчание является наиболее приемлемым, что совпадает и с точкой зрения православной церкви по этому вопросу. Следует отметить, что и фактический брак и внебрачные отношения так же отмечаются респондентами как вид союза, которого они могли бы придерживаться.

Как показало исследование, ровно половина опрошенных женаты и проживают вместе с семьей; 18 % респондентов не женаты /

не замужем; 13,5 % разведены; одинаковое количество респондентов (5,5%) составляют те, кто живет в незарегистрированном браке и те, кто женаты, но с супругом не проживает.

Основным мотивом вступления в брак была и остается любовь. Проведенное исследование показало, что так считает большинство респондентов (84,5 %). Вместе с тем есть те, кто придерживается другой точки зрения. Так, 10,5 % считают, что вступают в брак только по шаблону, т. е. как все, так и я. И еще 5 % отмечают, что основным мотивом для брака является расчет, что говорит о распространении нравов потребительского общества и на брачно-семейные узы.

Наиболее оптимальным возрастом для вступления в брак большинство респондентов (70,5 %) считает 20-30 лет; для 19,5 % опрошенных возраст не имеет значения для вступления в брак; также наиболее оптимальным для брака возрастом респонденты считают 18-20 лет (7 %). Опрошенные не считают благоприятным ранний возраст для вступления в брак (раньше 18 лет) и возраст поздней молодости (старше 30 лет), так считают лишь 1 и 2 %, соответственно.

Результаты исследования показывают популярность партнерской (равноправной) семьи, хотя многие все равно ориентируются на патриархальные (традиционные) семьи.

На вопрос «Кто должен быть главой семьи?» чуть больше половины опрошенных ответили - как муж, так и жена (57 %). Патриархальные взгляды, тем не менее, присутствуют - 40,5 % отмечают, что мужчина должен быть главой своей семьи и лишь 1,5 % считают, что женщина так же может являться главой семьи.

Современные взгляды на семью прослеживаются во мнениях респондентов о том, может ли женщина приносить доход в семью без ущерба для воспитания детей. Многие с этим согласились. 40 % считают, что женщинам вполне по силам т. н. «контракт работающей матери», еще 24,5 % скорее согласны с данным утверждением. Есть и противники такой стратегии поведения современных женщин. 13 % считают, что этого сделать невозможно, может быть потому, что женщине, как они полагают, изначально отведена роль матери и хозяйки, занимающейся воспитанием своей детей.

Вопрос об отношении к людям, выбравшим такую стратегию репродуктивного поведения как «чайлдфри» (добровольная бездетность), показал, что опрошенные в целом отрицательно относятся к ним (55,5 %). Нейтрально рассматривают представителей «чайлдфри» 29 % респондентов и 3,5 % положительно относятся к ним. Такое положение может говорить о том, что возможно постепенное увеличение сторонников «чайл-дфри», т. к. более чем у трети опрошенных оно не вызывает сильного негатива.

По мнению Д.В. Белинской, популяризация такого типа репродуктивного поведения, как «чайлдфри», может быть рассмотрена как причина институционального кризиса семьи и родительства в частности. Изучение сообщества «чайлдфри» в социальной сети «ВКонтакте» показало, что помимо термина «чайлдфри» многие употребляют «чайлд-хейт». Согласно данным опроса, проведенного среди посетителей группы (всего приняло участие 3171 человек), к «чайлдфри» себя отнесли 50,7 % женщин и 18,9 % мужчин, к «чайлдхейт» - 10,4 и 3,8 % женщин и мужчин, соответственно. Отметим, что в опросе приняли участие не только сторонники данной репродуктивной стратегии, но и ее противники (1,1 %) и просто интересующиеся (8 %). По состоянию на конец октября 2013 г. в сообществе состоят более 3600 человек, и каждый день число их сторонников увеличивается (само сообщество было создано в социальной сети 25 июня 2012 г.) [4].

К причинам добровольного отказа от рождения детей относят такие, как желание иметь больше свободного времени для друзей, разнообразных форм досуга, работы; намеренность поддерживать определенный уровень контроля над жизнью; боязнь того факта, что родительство как необратимый шаг может просто не понравиться, и др.

У половины респондентов, принявших участие в опросе, двое детей (50,7 %), чуть меньше половины имеют одного ребенка и всего лишь 5,8 % имеют троих детей.

РПЦ приветствует многочадие, однако, как показало исследование, чуть больше половины респондентов (52,5 %) положительно относятся к многодетным семьям и 30,5 % считают, что это хорошо, но себя они не представляют многодетной семьей. Желание иметь 3-х и более детей у респондентов воз-

никает лишь при условии, что для этого есть все возможности, так считают 40,8 %. Это происходит, возможно, в связи с отсутствием направленности общества в целом на многодетность, стало не «модно» иметь много детей, а также в связи с распространением идеала однодетности и нуклеарной семьи. Были и те опрошенные, которые просто не хотят иметь много детей - 21,4 %, а лишь 10,7 % считают это правильным шагом в развитии семьи.

Заметим, в русской народной традиции идеология деторождения и детства представлена достаточно хорошо. Так, анализируя пословицы, А.Б. Беляева выделяет несколько линий рассмотрения важности детей в семье: дети как таинство, дети как количественная модель семьи, дети как непрерывный процесс воспроизводства, выращивание и воспитание детей как модель социокультурной преемственности [5, с. 173]. Таким образом, дети создавали особую прочность семьи, следовательно, репродуктивная функция является одной из основных функций семьи как социального института.

Сейчас много говорят о деградации института семьи, причин этому явлению можно выделить множество. Горожанам был предложен вопрос о причинах этого процесса.

По мнению 33,3 % респондентов первой причиной деградации института семьи является увеличение числа разводов. Второй из названных респондентами причин стал рост рождений детей вне брака (17,7 %). Как показывают ответы респондентов на вопрос «Согласны ли в с тем, что аборт - это узаконенное детоубийство»? утвердительно отвечают 31,3 % опрошенных; не согласны с этим утверждением 18,7 %. Эти данные говорят о том, что отношение к аборту становится менее строгим и все более гуманным. Вместе с тем православие запрещает аборты, приравнивая их к убийству, однако только половина опрошенных считают это утверждение верным или скорее верным.

Еще одной актуальной проблемой современного общества, которая угрожает институту семьи, является разрешение однополых браков, 11,2 % опрошенных считает ее значимой причиной деградации.

разрешение однополых браков 11,2%

рост рождения детей вне брака 17,7%

рост числа абортов 16,2%

увеличение числа разводов 1 '' '33,3%

усиление феминистских движений 8,5%

ущемление достоинства мужчины из-за экономической 8,7%

состоятельности женщины

передача государству воспитательной роли семьи 4,5%

Рис. 2. Причины деградации института семьи

Сегодня некоторые исследователи говорят о появлении гендерно-нетипичной семьи. Как отмечает С.В. Гузенина, «гомосексуальная семья представляет собой явную дисфункцию для общественной системы, т. к. не способствует ее устойчивости. Но поскольку она выполняет многие другие функции семьи для определенной группы общества, то она является латентно-функциональной» [6, с. 223].

Заметим, что такой тип семейных отношений в современном обществе часто можно встретить в средствах массовой информации, ведь имидж семьи, пропагандируемый в СМИ, во многом определяет актуальные модели семейного поведения [7].

Рассматривая трансформационные процессы в институте семьи как весьма интенсивные, А.Ю. Калинин говорит о формировании семьи нового типа, для которой характерны изменения в структуре ценностей молодежи, преобразования в функциях и структуре самой семьи и демографическими изменениями, происходящими в обществе [8, с. 190-191].

Анализируя вышесказанное, выделим мнение, согласно которому религиозные ценности, выступая в качестве консервативного начала, могут способствовать сохранению традиционной семьи расширенного типа.

При ответе на вопрос «Согласны ли Вы с тем, что православные ценности укрепляют семью?» 39,5 % респондентов согласились, 26 % - скорее придерживаются данной точки зрения. Отрицательно настроенных на это утверждение всего 5 %, скорее не согласных -13,5 %. Некоторые респонденты затруднились с ответом на этот вопрос, таких было 16 %. Таким образом, большинство опрошенных верят в то, что православные ценности способны укрепить семью.

Как показывает опрос, у респондентов в целом сложилось положительное отношение к церковному браку. Так, больше половины опрошенных (59,5 %) положительно относятся к церковному браку, и всего лишь 6,5 % респондентов имеют отрицательную позицию. Однако чуть больше трети затруднились ответить на вопрос. Думается, это связано с вопросом веры для каждого из опрошенных, ведь только 59 %, как было отмечено ранее, считают себя верующими.

Интересными для исследования являются данные о количестве респондентов, кото-

рые могут вступить в церковный брак, если об этом попросит избранник / избранница. Большинство опрошенных (74,9 %) могли бы вступить в церковный брак, и всего лишь 7,5 % не хотели бы этого делать, еще 17,6 % респондентов затруднились ответить. Полученные данные вполне могут говорить о том, что большинство респондентов придерживается традиционных православных взглядов по этому вопросу.

Вместе с тем при ответе на вопрос «Нужно ли при вступлении в брак венчаться?» мнения респондентов разделились незначительно. Так, согласны с этим утверждением 44 % респондентов, не согласны -21,5 %. Почти каждый третий из опрошенных респондентов (34,5 %) затруднился с ответом. Можно отметить, что для опрошенных венчание не является одной из самых главных православных особенностей, которой они строго придерживаются.

Интересными для исследования являются ответы по вопросу о крещении. Является ли крещение обязательным обрядом? 74,5 % опрошенных согласились с данным высказываем, 14 % выбрали ответ «скорее да» (суммарно 88,5 % утвердительных ответов), 4,5 % скорее не считают крещение обязательным православным обрядом и 2,5 % твердо в этом убеждены. Следовательно, можно сделать вывод о достаточно большой роли крещения в жизни современного человека, даже если он относит себя к скорее верующим. Крещение остается тем православным обрядом, который соблюдают большинство респондентов (в отличие, например, от венчания), считая его обязательным, ведь именно крещение -это первый шаг не только к защите от зла, но и православию и вере.

Считается, что знание молитв помогает человеку не только пережить те или иные трудности в жизни, но и дать ему надежду на лучшее. Знание молитв для православного человека очень важно. Больше всего респондентов (42,2 %) знает молитву «Отче наш...», а также молитву Пресвятой Богородице (17,1 %). Только 4,8 % опрошенных отмечают, что знают все молитвы, и 3,9 % совершенно не знают молитв.

Что касается соблюдения православных традиций, как одной из главных составляющих жизни православного верующего, одной самых соблюдаемых традиций, как показало

исследование, оказалось посещение церкви (36,3 %), а также чтение молитв перед сном -так ответили 18 %. Самыми менее соблюдаемыми традициями оказались чтение Библии (5,9 %) и соблюдение постов (8 %).

35,5 % очень редко посещают церковь всей семьей, 17,5 % посещают храм только по праздникам. 24,5 % посещают церковь лишь по семейным обстоятельствам и 17 % никогда не посещают храм. Только 5,5 % опрошенных регулярно ходят в храм, как и положено православному человеку. Можно предположить, что в сознании современного верующего человека не закреплено регулярное посещение храма, а в целом посещение храма очень редко и по праздникам.

Для более глубокого анализа рассматриваемого вопроса респондентам был задан открытый вопрос: «Как на Вашу семью влияет совместное посещение храма?», в котором необходимо было написать свое мнение.

Анализируя полученные данные, можно сделать следующие выводы. 37,3 % затруднились с ответом на этот вопрос, 2,5 % не ощущают никакого влияния от посещения храма. Большинство же респондентов отмечает, что посещение храма на их семью влияет положительно, многие ответили, что это придает им умиротворение, а также придает сил и спокойствия. Важным является ответ некоторых респондентов, что это спасает их от бед и помогает во всем. В целом посещение храма на семью влияет весьма положительно, т. к. негативных ответов на этот вопрос не было.

При ответе на вопрос «Какие Вы знаете семейные православные праздники?» респонденты чаще всего отмечали следующее: Пасха, Рождество, Крещение; реже следовали ответы: Троица, Яблочный и Медовый спас, день Петра и Февронии Муромских; очень редко упоминались такие праздники, как Красная горка, Масленица, День ангела и День венчания. Только один респондент считает, что для православной семьи - каждый день праздник.

Наиболее важной православной ценностью для сохранения стабильности в семье респонденты практически одинаково считают любовь к ближнему (29,3 %), ведь именно эта заповедь указана в Евангелии. Наименее важной для семьи считают самоограничение и жертвенность (1,7 %). Среди других вари-

антов ответа были отмечены терпение, уважение к старшим, верность и вера в Бога.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Православные ценности могут или скорее могут спасти семью и семейные отношения, так считают 23 и 24,5 % респондентов. Всего 8 % опрошенных считают, что православные ценности не оказывают никакого влияния на семью и не смогут спасти ее и семейные отношения в целом. Четверть затруднилась ответить на вопрос. Таким образом, православным ценностям отводится роль спасителя для семьи, которые могут противостоять негативным тенденциям, угрожающим семейным отношениям.

Подводя итоги исследования, можно сделать следующие выводы, не претендующие на репрезентативность ввиду выбора типа социологического исследования, но, тем не менее, представляющие актуальные размышления о проблеме институционального кризиса семьи и влияния православия на его преодоление.

Главной ценностью опрошенных является семья. Большинство верующих имеют традиционные представления о семье, вступать в брак они будут только по любви, и приемлема возможность вступления в церковный брак со своим избранником. Наиболее приемлемым видом союза мужчины и женщины традиционно остается брак. Ровно половина опрошенных женаты и проживают вместе с семьей. Причем главой семьи признается мужчина либо указывается, что супруги должны возглавлять семью совместно.

Главным мотивом вступления в брак выступает любовь. Отмечается неприемлемость внебрачной семьи. Респонденты отмечают, что деградация семьи происходит в основном из-за увеличения числа разводов и рождений детей вне брака. Причинами разводов в современных семьях, по мнению респондентов, являются алкоголизм и ранний возраст вступления в брак.

В целом у опрошенных сложилось положительное отношение к многодетным семьям, но иметь 3-х и более детей респонденты готовы при условии того, что для этого будут все возможности.

Самой соблюдаемой православной традицией является посещение церкви. Храм посещают всей семьей редко, только по праздникам. В семье отмечают чаще всего

такие православные праздники, как Пасха, Рождество, Крещение и Троица.

Респонденты отмечают, что православные ценности укрепляют семью, а также способны спасти семью и семейные отношения. Наиболее важными ценностями, способными сохранить стабильность в семье, выступают: любовь к ближнему и терпение.

Таким образом, религия, как правило, формирует и укрепляет семейные ценности, включающие в себя незыблемость брачных основ, крепость семейных уз, осуждение добрачных и внебрачных связей, неприятие разводов, абортов, заботу о детях, их воспитание и обучение, уважение к старшему поколению. Следовательно, сакрализация общества может противостоять разрушению традиционных семейных ценностей.

Социологическое исследование позволило выделить наиболее важные для респондентов православные ценности, определить отношение к вере и православным традициям, а также понять, могут ли, по мнению опрошенных, православные ценности укрепить и спасти семью от кризиса. Понять, что для респондентов сегодня означает семья, что разрушает семью и что может способствовать ее стабильности.

1. Шаповалов В.С. Ценностные ориентации православия в современной России // Гуманитарные и социальные науки. 2010. № 3.

2. Налетова И.В. Духовность как социокультурное явление // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 1999. Вып. 1.

3. Форсова В.В. Православие и семья (опыт эмпирического анализа) // Актуальные проблемы семей в России / под ред. Т.А. Гурко. М., 2006.

4. Белинская Д.В. Некоторые аспекты социального конструирования семьи и родительства // Актуальные проблемы родительства в России / отв. ред. Т.А. Гурко. М., 2013.

5. Беляева А.Б. Традиционные семейные ценности // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2008. Вып. 11 (67).

6. Гузенина С.В. «Гендерно-нетипичная» семья как предмет исследования теоретической со-

циологии // Гендерные исследования в гуманитарных науках. Йошкар-Ола, 2009.

7. Белинская Д.В., Патрина Т.Б. Проявление институционального кризиса семьи в СМИ (вторичный анализ материалов) // Проблемы государства, права, культуры и образования в современном мире: материалы 8 Международной научно-практической интернет-конференции. Тамбов, 2011.

8. Калинин А.Ю. Семейные ценности холостой молодежи (на примере исследования холостой молодежи Пензенской области) // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2010. Вып. 12 (92).

1. Shapovalov V.S. Tsennostnye orientatsii pravos-laviya v sovremennoy Rossii // Gumanitarnye i sotsial'nye nauki. 2010. № 3.

2. Naletova I.V. Dukhovnost' kak sotsiokul'turnoe yavlenie // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. Tambov, 1999. Vyp. 1.

3. Forsova V.V. Pravoslavie i sem'ya (opyt empiri-cheskogo analiza) // Aktual'nye problemy semey v Rossii / pod red. T.A. Gurko. M., 2006.

4. Belinskaya D.V. Nekotorye aspekty sotsial'nogo konstruirovaniya sem'i i roditel'stva // Aktual'nye problemy roditel'stva v Rossii / otv. red. T.A. Gurko. M., 2013.

5. Belyaeva A.B. Traditsionnye semeynye tsennosti // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. Tambov, 2008. Vyp. 11 (67).

6. Guzenina S.V. "Genderno-netipichnaya" sem'ya kak predmet issledovaniya teoreticheskoy sotsiologii // Gendernye issledovaniya v gumanitarnykh naukakh. Yoshkar-Ola, 2009.

7. Belinskaya D.V., Patrina T.B. Proyavlenie institutsional'nogo krizisa sem'i v SMI (vtorichnyy analiz materialov) // Problemy gosudarstva, prava, kul'tury i obrazovaniya v sovremennom mire: materialy 8 Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy internet-konferentsii. Tambov, 2011.

8. Kalinin A.Yu. Semeynye tsennosti kholostoy molodezhi (na primere issledovaniya kholostoy molodezhi Penzenskoy oblasti) // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. Tambov, 2010. Vyp. 12 (92).

Поступила в редакцию 26.04.2014 г.

UDC 316.74

ASSESSMENT OF INFLUENCE OF ORTHODOX VALUES ON KEEPING OF FAMILY

Viktor Philippovich TOMILIN, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Sociology, Professor, Professor of Theoretical and Applied Sociology Department, e-mail: [email protected]

Dina Viktorovna BELINSKAYA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Sociology, Associate Professor, Associate Professor of Theoretical and Applied Sociology Department, e-mail: may_1981 @mail.ru

Olga Viktorovna AVERINA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Student of Humanitarian and Social Education Institute, e-mail: [email protected]

The results of the pilot study conducted by distributing questionnaires to determine the attitude towards family values of Orthodox residents of the city of Tambov are considered. The analysis of the responses demonstrates understanding of the role of the respondents of Orthodox values in the process of overcoming the institutional crisis of the family. The attention is paid to such models of reproductive behavior as "childfree" and having many children. The study showed that the family remains the main value of the respondents. Most believers have traditional notions of the family, to marry when they will only love, for them there is acceptable possibility of joining the church marriage with their elect. The most realistic view of man and woman is traditionally a marriage. Exactly half of the respondents are married and live with the family. And the head of the family is recognized as a man or it states that spouses should lead the family together. The main motive for marriage advocates love. The unacceptability extramarital family is noted. Respondents noted that the degradation of the family is mainly due to increase in the number of divorces and births out of wedlock. Causes of divorce in modern families, according to respondents, are alcoholism and early age at marriage.

Key words: family; institutional crisis of family; family values; orthodox values; "childfree"; having many children; religion; religious traditions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.