Научная статья на тему 'Семейные ценности студенческой молодёжи'

Семейные ценности студенческой молодёжи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
896
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ / МОЛОДЁЖЬ / СТУДЕНЧЕСТВО / МОДЕРНИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / FAMILY VALUES / YOUTH / STUDENTS / MODERNIZATION / SOCIAL TRANSFORMATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Винокурова А. В., Шпак Е. С.

В данной работе рассматриваются основные тенденции изменения семейных ценностей студенческой молодёжи в контексте трансформационных процессов, происходящих в современном российском обществе. При этом главное внимание уделено характеристике факторов социальной среды, способствующих преобразованиям в сфере семейного поведения студенчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Винокурова А. В., Шпак Е. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Семейные ценности студенческой молодёжи»

Винокурова А.В.1, Шпак Е.С.2 ©

'Кандидат социологических наук, доцент, заместитель директора по научноисследовательской работе; 2студент, кафедра дизайна и сервиса,

Филиал Владивостокского государственного университета экономики и сервиса в г. Находке

СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ

Аннотация

В данной работе рассматриваются основные тенденции изменения семейных ценностей студенческой молодёжи в контексте трансформационных процессов, происходящих в современном российском обществе. При этом главное внимание уделено характеристике факторов социальной среды, способствующих преобразованиям в сфере семейного поведения студенчества.

Ключевые слова: семейные ценности, молодёжь, студенчество, модернизация, социальная трансформация.

Keywords: family values, youth, students, modernization, social transformation.

Ценностное отношение человека к миру пронизывает все сферы его жизнедеятельности, служит интегральной характеристикой его социального состояния. Проблема изучения ценностей, являясь междисциплинарной, приобретает особую значимость в периоды общественных трансформаций, глубоких перемен в социальноэкономических, социально-политических, социально-культурных условиях жизни людей. Это объясняется тем, что ценности представляют своеобразную призму, через которую можно понять суть процессов, происходящих в той или иной социальной системе, выявить их латентное содержание и направленность. По системе ценностных ориентаций можно судить о характере развития общественных отношений, перспективах развития социума в целом.

Специфику ценностей общества необходимо рассматривать в контексте особенностей ценностных ориентаций составляющих его социальных групп, в том числе и семьи. Семья, обеспечивая своим членам физическую, экономическую и социальную безопасность, одновременно выступает важнейшим инструментом социализации личности. Благодаря ей происходит трансляция культурных, этнических, нравственных ценностей. При этом семья, оставаясь наиболее устойчивым и консервативным элементом социума, развивается вместе с ним. Семья, таким образом, находится в движении, меняется не только под воздействием внешних условий, но и в силу внутренних процессов своего развития. Поэтому все социальные проблемы современности, так или иначе, затрагивают семью, преломляются в её ценностях, которые в настоящее время характеризуются возрастанием сложности, разнообразия, противоречивости.

Изучение семейных ценностей в контексте происходящих в современном российском социуме трансформаций приобретает особую актуальность, поскольку способствует лучшему пониманию механизмов формирования системы ценностных ориентаций общества в целом.

Семья является одним из объектов, наиболее активно изучаемым отечественными авторами: так, А.И. Антонов, В.М. Медков, придерживающиеся «кризисной» парадигмы, рассматривают семейные изменения как выражение деформации семейного образа жизни; трансформация института семьи с позиций «модернизационной» парадигмы представлена в трудах А.Г. Вишневского, Т.А. Гурко [1; 2; 4]. Очевидным является одно: происходит адаптация семьи к новым социальным условиям.

© Винокурова А.В., Шпак Е.С., 2013 г.

Начиная с рождения, жизнь человека неразрывно связана с семьёй. В семье происходит становление и реализация личности. Именно поэтому каждый из нас придает определённое значение семейным ценностям. Для ребёнка семья - это источник его интеллектуального, физического, психического, эмоционального развития. Для взрослого человека семья является местом удовлетворения ряда его потребностей, как физических, так и духовных. На разных стадиях жизненного цикла человека его функции и статус в семье постоянно меняются, но неизменным остаётся тот факт, что семья играет важную роль в жизни человека. Она является одним из социальных институтов, благодаря которому человек становится личностью, самореализуется в жизни.

В своём развитии семья проходит ряд последовательно сменяющих друг друга этапов:

- вступление в брак;

- рождение первого ребёнка;

- окончание деторождения (последний ребёнок);

- «пустое гнездо» - выпадение из семьи последнего ребёнка;

- прекращение семьи со смертью одного из супругов.

Для большинства людей существует две семьи: та, из которой человек вышел, и та, которую он создал, в которой он живёт сейчас. Одним из условий существования семьи являются взаимоотношения в семье, обусловленные набором семейных ценностей.

Трансформация семейных ценностей связана с высоким уровнем разводимости, ростом внебрачной рождаемости, приводящей к увеличению числа неполных семей, ослаблением родственных связей, снижением качества семейного воспитания, обострением конфликтности [5, 71].

По мнению одного из ведущих специалистов в области социологии семьи С.И. Голода, в современной семейной культуре происходит не только автономизация брачности, но и изменение всей системы матримониального поведения: в предбрачном, брачном и послебрачном периодах. В традиционной модели для ритуала предбрачного поведения принципиальным является участие, воля или хотя бы согласие родителей на брак. Для современной модели поведения характерны браки по личной договоренности партнеров. Меняется отношение к разводам и серийным бракам: от маргинального до легализации. Однако происходящие изменения, по мнению С.И. Голода, ни в коем случае не должны ассоциироваться с кризисом семьи. Закономерности изменения семьи созвучны общесоциальным переменам, модернизация глобального общества влечет за собой трансформацию отдельных институтов [3, 61-89].

Важно зафиксировать и понять ценности, которыми руководствуются молодые люди, поскольку они определяют обыденное сознание и повседневные представления о настоящем и будущем вступающих в жизнь поколений. И, в конечном итоге, набор ценностей человека влияет на его отношения с окружающими людьми, его жизнедеятельность в целом.

Именно поэтому нам представилось необходимым проведение исследования, целью которого было выявление основных факторов, воздействующих на формирование семейных ценностей студенческой молодёжи. От того, каким образом решают эту задачу представители молодого поколения, зависит настоящее, и, в большей степени, будущее нашего общества. Это имеет особое значение в отношении студенчества, чей профессиональный и личностный потенциал формируется во многом институтом образования.

Цель предпринятого исследования состояла в выявлении особенностей отношения современной молодёжи к семье как к ценности. Объектом исследования выступили студенты, обучающиеся в вузах Приморского края. Общий объем выборочной совокупности составил 235 человек.

Одной из задач исследования было определение места и роли семьи в иерархии ценностей студенческой молодёжи. Ценности - это общепринятые убеждения относительно целей, которые человек считает истинными и к которым он должен стремиться. Ценностные ориентации - важнейший компонент сознания личности, существенно влияющий на

восприятие окружающей среды, отношение к обществу, социальной группе, на представления человека о самом себе. Они отражают внутреннюю готовность личности к действиям по удовлетворению потребностей и целей, дают направление ее поведению во всех сферах деятельности.

Предпринятое нами исследование показало, что у большинства студентов семья входит в «ядро» их ценностных ориентаций. Большинство опрошенных полагают, что наиболее предпочтительный вариант - это полная семья с детьми, причем 43% респондентов поставили семью на первое место среди других жизненно важных ценностей.

Вторая задача исследования состояла в выяснении оптимального возраста вступления в брак, создания семьи. Было выявлено, что среди студентов преобладает мнение, что создавать семью необходимо в наиболее активном репродуктивном возрасте (от 20 до 30 лет).

Также было установлено, что для большинства опрошенных супружество не теряет своей высокой ценности. Это подтверждается результатами ответов на вопрос: «Какой способ организации семейной жизни является для Вас наиболее приемлемым?». Подавляющая часть респондентов (68,4%) отметили, что для них официально зарегистрированный брак является наиболее предпочтительной формой организации семейных отношений. При этом обращает на себя внимание тот факт, что 55% опрошенных юношей не считают необходимой официальную регистрацию брака, в то время как 75% девушек полагают, что это обязательно.

Следующей задачей исследования было определение того, что необходимо молодёжи для создания семьи. Ответы на этот вопрос распределились следующим образом: на первое место респонденты поставили работу и постоянный доход (47%); 28% считают, что достаточно только желания создать семью и 11% опрошенных полагают, что необходимо иметь жильё. Представленные результаты показывают, что материальные ценности преобладают, и молодым людям важна способность обеспечивать свою семью.

Далее, мы попытались выявить репродуктивные установки студенчества в контексте влияющих на них материальных условий и личностных убеждений. Проведенное нами исследование показало, что у студенческой молодёжи наблюдается снижение репродуктивных установок. При создании семьи студенты планируют наличие в своей семье не более 1-2 детей. Большинство студентов считает, что создание многодетной семьи является неактуальным. Мы полагаем, что снижение рождаемости обусловлено ориентацией современных молодых людей на достижение определенного стандарта жизненного уровня, что требует значительных средств и экономного ведения домашнего хозяйства.

Подводя итог, следует отметить, что семейные ценности студенческой молодёжи характеризуются многообразием и противоречивостью. С одной стороны, прежде чем реализовать свой репродуктивный потенциал, студенты ориентируются на получение образования, достижение высокого социального статуса и личностную самореализацию. С другой стороны, семья не теряет своей значимости, подавляющее большинство студентов ставит семью на первое место среди других жизненно важных ценностей.

Литература

1. Антонов А.И., Медков. В.М. Социология семьи. - М.: Изд-во МГУ, 1996. - 304 с.

2. Вишневский А.Г. Эволюция российской семьи // Экология и жизнь. - 2008. - № 7. - С. 4-11.

3. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. - СПб.: Изд-во «Петрополис», 1998. - 272 с.

4. Гурко Т.А. Трансформация института современной семьи // Социологические исследования. -1995. - №10. - С. 95-99.

5. Лисовский В.Т. Молодежь: любовь, брак, семья. - СПб.: Наука, 2003. - 368 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.